Урок на тему "Выделительные процессы. Строение органов выделения."
Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении и функциях органов мочевыделительной системы
Оборудование и материалы: таблицы «Строение мочевыделительной системы человека».
Базовые понятия и термины: органы выделения, мочевыделительная система, почки, жировая капсула, корковый слой почек, мозговой слой почек, нефрон, почечная лоханка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, уретра.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vydelitelnye_protsessyy._stroenie_organov_vydeleniya.doc | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: Выделительные процессы. Строение органов выделения.
Цель урока: сформировать у учащихся представление о строении и функциях органов мочевыделительной системы
Оборудование и материалы: таблицы «Строение мочевыделительной системы человека».
Базовые понятия и термины: органы выделения, мочевыделительная система, почки, жировая капсула, корковый слой почек, мозговой слой почек, нефрон, почечная лоханка, мочеточник, мочевой пузырь, мочеиспускательный канал, уретра.
ХОД УРОКА
1.Организационный этап: проверяю общую готовность учащихся к уроку, отмечаю отсутствующих.
2. Контроль ранее изученного.
Фронтальный опрос
? Что такое правильный режим питания?
? Каким должен быть режим питания школьника?
? Почему недопустимо, чтобы школьники недоедали или переедали?
? Почему людям и особенно школьникам необходимо знать принципы рационального питания?
3. Актуализация опорных знаний.
Беседа с учащимися
Вспомните, чем заканчивается пластический обмен веществ?
Представьте, себе камин, в котором горят дрова. После длительного использования там накопится больное количество золы. Что произойдет с камином, если не убирать скопившуюся там золу?
Что может произойти с организмом, если конечные продукты обмена веществ не будут удаляться из него?
Каким образом организм человека способен удалять конечные продукты обмена?
Объявление цели: целью нашего сегодняшнего урока будет изучить строение и функции органов мочевыделительной системы
4. Изучение нового материала.
Выделение – часть обмена веществ, осуществляемое путём выведения из организма конечных и промежуточных продуктов метаболизма, чужеродных и излишних веществ для обеспечения оптимального состава внутренней среды и нормальной жизнедеятельности.
Нарушение процессов выделения приводит к сдвигу гомеостаза, обмена веществ и функций организма вплоть до его гибели. Выделение неразрывно связано с водно-солевым обменом, т.к. основная часть веществ, предназначенных для выделения, выводится из организма растворёнными в воде.
В выделении продуктов обмена принимают участие ряд органов. Это, прежде всего мочевыделительная система, а кроме того, кожа, лёгкие, печень, ЖКТ. Конечные продукты расщепления веществ в организме поступают из клеток и тканей в кровь, лимфу и в межклеточную жидкость, а затем через органы выделения выводится наружу. Лёгкие –регулятор кислотно-щелочного равновесия. Кожа с помощью потовых желез участвует в выделении воды, солей, мочевины, мочевой кислоты, креатинина и других продуктов диссимиляции. ЖКТ – удаление из организма солей тяжёлых металлов, а также непереваренных остатков пищи и продуктов превращения желчных пигментов.
Значение процесса выделения - сохранение гомеостаза.
Строение и функции органов мочевыделительной системы
Рассказ учителя с элементами самостоятельной работы с учебником.
Заполнение таблицы может сопровождаться чтением текста учебника
Мочевыделительная система представлена почками, мочеточниками, мочевым пузырём, мочеиспускательным каналом.
Орган | Особенности строения | функции |
Почки | Парные органы, дл – 120 мм, шир. – 5-6 см. Бобовидной формы На внутреннем крае имеется углубление – ворота почки, через которые проходит мочеточник, почечная артерия, вена, лимфатические сосуды и нервы. Ворота переходят в полость – синус. Здесь расположены тонкостенные образования – чашечки и лоханка, в которые собирается образуемая моча. | Участвуют в поддержании постоянства объёма жидкости тела, её осмотического давления и ионного состава;, в регуляции кислотно-щелочного равновесия; в выведении продуктов азотистого обмена и чужеродных веществ; в обмене углеводов и белков; в секреции БАВ; в кроветворении. |
Внешний корковый слой образован гломерулой и извитыми отделами канальцев. Нефрон (2-2,5 млн.) – структурно-функциональная единица почки, состоящая из сосудистого клубочка (гломерула или мальпигиево тельце), включающего около 50 капиллярных петель и окружённого двухслойной капсулой (Шумлянского-Боумена), и почечных канальцев, отходящих от капсулы, в которых выделяют три части: извитой каналец первого порядка, петля Генле, извитой каналец второго порядка | Образование первичной мочи | |
Внутренний мозговой слой – темное вещество – извитые канальцы, идущие от нефронов. | Образование вторичной мочи | |
Почечная лоханка – полость в форме воронки. Сюда подходят мочеточники, входит почечная артерия. | Собирание вторичной мочи и ее проведение в мочеточник | |
Мочеточники | Парные трубки длинной 30 – 35 см. Состоят из гладкой мускулатуры. Нижним концом открываются в мочевой пузырь. | Соединение почек с мочевым пузырем |
Мочевой пузырь | Мешок, стенки состоят из гладкой мускулатуры, выстланной эпителием | Накапливание мочи |
Мочеиспускательный канал (уретра) | Трубка, стенки состоят из гладкой мускулатуры, выстланной эпителием | Выводит мочу во внешнюю среду |
Значение почек:
Рассказ учителя
поддержание водно-солевого обмена (удаление избытка воды и минеральных солей)
поддержание кислотно-щелочного равновесия
биологический фильтр
синтез БАВ
В обеих почках около 2 млн. нефронов. Длина почечных канальцев 120 км. Фильтрующая поверхность обеих почек 5-6 м2.
5. Закрепление и систематизация знаний.
Закрепление провожу с помощью тетради с печатной основой.
6. Подведение итогов урока и домашнее задание