программа кружка по биологии в 10 классе "Молекулярная генетика"
Данная программа является дополнительным компонентом преподавания курса биология в 10 классе, так как молекулярная биология и генетика являются наиболее сложными разделами для учащихся. Программа рассчитана на 2 часа в неделю, что позволит не только расширить кругозор учащегося, но и восполнить недостаток знаний школьного 1 часового курса биологии.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
программа кружка в 10 классе "Молекулярная генетика" | 55.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Согласовано Рассмотрено
Директор гимназии заместитель директора на заседании
по воспитательной работе пед. Совета
__________/А.И.Артеков/ ___________/Н.Ю.Володина/ протокол №___
«_____» ________2012 г. «_____» __________2012 г. «____»______2012г.
Дополнительная
образовательная
программа
«Молекулярная генетика»
Разработана
для учащихся 10Б класса
Автор: Карпова В.М.,
учитель биологии и химии
МБОУ «Киреевская гимназия»
Год разработки программы: 2012
МБОУ «Киреевская гимназия»
2012 – 2013 учебный год
Пояснительная записка
Данная программа является дополнительным компонентом преподавания курса биологии в 10 классе. Молекулярная биология и генетика - наиболее сложные разделы биологии. Программа рассчитана на
2 часа в неделю (всего 68 часов), это позволит не только расширить кругозор учащихся, но и восполнить недостаток знаний школьного 1 часового курса биологии.
Генетика и молекулярная биология имеет довольно большое практическое направление. Такие технологии достижения как трансгенез, расшифровка генома человека, клонирование животных, стволовые клетки, лечение и предупреждение ряда заболеваний как наследственных, так и ненаследственных, являясь жизненно важными, затрагивают интересы практически любого человека. Темы «Молекулярная биология» и «Генетика» - наиболее интересные, но и довольно сложные, т.к. связаны с решением задач, а значит с умением логически мыслить и рассуждать.
Данный кружок поможет учащимся активизировать умственную деятельность, развить интерес к изучению предмета биологии, сформировать и закрепить навыки самообразования, а также полученные знания будут способствовать выбору индивидуальных образовательных программ для исследовательских работ, профориентации, так как биология является теоретической основой для медицины, агрономии, экологии, селекции, биотехнологии и других сфер человеческой деятельности.
Цель программы:
Развить интерес к практической биологии у учащихся 10 класса.
Задачи:
- расширение знаний учащихся по темам: «Молекулярная биология» и «Генетика» через изучение молекулярных механизмов фундаментальных генетических процессов клетки
- обучение решению задач по молекулярной биологии и генетике повышенной сложности.
Ожидаемый результат:
Учащиеся должны
знать:
- Об особенностях жизни как формы существования материи;
- Фундаментальные понятия по биологии;
- Сущность процессов обмена веществ;
- Сущность процессов наследственности и изменчивости;
- Об основных областях применения биологических знаний в практике сельского хозяйства, в ряде отраслей промышленности, и медицине;
- Основные термины, используемые в биологической и медицинской литературе.
уметь:
- Решать задачи по молекулярной биологии;
- Решать задачи по генетике;
- Составлять родословные семьи;
- Работать с учебной и научно-популярной литературой.
Учебно-тематический план занятий
кружка «Молекулярная генетика»
не 2012 – 2013 учебный год
№ n/n | Содержание программы | Кол-во часов по разделу | Кол-во часов по теме | Дата |
I. 1. 2-5. 6-8. 9-10. 11-12. 13-14. 15-16. | Молекулярные механизмы генетических процессов клетки. Введение в молекулярную биологию. Метаболизм ДНК: репликация и репарация. Мобильные генетические элементы. Транскрипция. Трансляция. Решение задач. Археи: третий домен живого мира. Роль митохондрий в жизнедеятельности организмов. Молекулярные механизмы действия ядов. Вирусы: жизненный цикл и ответ организма на заражение. Патогенные бактерии и антибиотики. | 16 | 1 4 3 2 2 2 2 | |
II. 17-19. 20-25. 26-27. 28-30. 31-32. 33-34. 35-36. | Основы общей и молекулярной генетики. Хромосомная теория наследственности. Изменчивость наследственного материала. Решение задач. Современные методы молекулярной генетики. Биотехнологии манипуляции с генами. Генная инженерия. Кроссинговер. Структура и организация генома. Генетика определения пола. | 20 | 3 6 2 3 2 2 2 | |
III. 37-39. 40-42. 43-48. 49-50. 51-54. 55-56. 57-58. 59-62. | Генетика человека. Цитогенетика человека. Популяционная генетика. Характер наследования признаков у человека. Решение задач. Генетические основы здоровья. Генетические болезни. Начала иммунологии, вирус иммунодефицита человека. Рак и бессмертие. Родословная семьи. Резерв – 6 часов. | 26 | 3 3 6 2 4 2 2 4 |
Список литературы:
- О.В.Гончаров «Генетика», Саратов, ОАО Издательство «Лицей», 2008 г.
- В.В.Иванищев «Руководство к лабораторным-практическим занятиям по генетике», Тула, Издательство ТГПУ им. Л.Н.Толстого, 2010 г.
- В.Ю.Крестьянинов, Г.Б.Вайнер «Сборник задач по генетике с решениями», Саратов, Издательство «Лицей», 1998 г.
- Б.Х.Соколовская «120 задач по генетике», Москва, Центр развития социально-педагогических инициатив, 1992 г.
- С.И.Колесников «Биология: пособие – репетитор», Издательский
центр МарТ», Москва, 2005г.
6. Ресурсы Интернета.