РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины БИОЛОГИЯ Специальность 050141 Физическая культура

Жироухова Галина Викторовна

Эту рабочую программу можно использовать для подготовки учителей физической культуре в области общей биологии. Данная дисциплина относится к группе обще-профессиональных дисциплин.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Департамент общего и профессионального образования

Брянской области

ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А.С. Пушкина»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

БИОЛОГИЯ

Специальность 050141 Физическая культура

2012 год


Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 050141 Физическая культура

Организация-разработчик: ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А. С. Пушкина»

Разработчик:

Жироухова Г. В. – преподаватель химии первой квалификационной категории.

Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению предметно-цикловой комиссией преподавателей естественных и математических дисциплин

Протокол № _______ от «______» __________20____г.

Рассмотрена, утверждена и рекомендована к применению на заседании методического совета ГБОУ СПО «Суражский педагогический колледж им. А. С. Пушкина»

Протокол № _______ от «______» __________20____г.


СОДЕРЖАНИЕ

                                                                                                   

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ      

    ДИСЦИПЛИНЫ    …………………………………………………….. 4                                                                                      

2. СТРУКТУРА И  СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………………………........................................... 6  

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……… 7

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

    УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ……………………………………….. 17                                                                  

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Биология

1.1. Область применения рабочей программы

     Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности среднего профессионального образования 050141 Физическая культура.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) учителей.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:  дисциплина относится к группе обще-профессиональных дисциплин.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

 В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  1. объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;
  2. решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;
  3. выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

  1. сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;
  2. анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;
  3. находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  1. для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде;
  2. оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами;
  3. оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение).

знать:

  1. основные положения биологических теорий и закономерностей: клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И.Вернадского о биосфере, законы Г.Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности;
  2. строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем;
  3. сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование  приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ и превращение энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере;
  4. вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки;
  5. биологическую терминологию и символику;

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

     Максимальной учебной нагрузки обучающегося - 214 часов, в том числе:  обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 147 часов;  самостоятельной работы обучающегося  - 68 часов.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Химия

2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объём часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

214

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

147

в том числе:

лабораторные работы

практические занятия

контрольные работы (зачеты)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

68

в том числе:

внеаудиторная самостоятельная работа:

подготовка презентаций

подготовка сообщений

подготовка рефератов

работа с Интернет-ресурсами

ведение словарей и справочников

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

          Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета естественных дисциплин.

          Оборудование учебного кабинета:

- посадочные места по количеству обучающихся,

- рабочее место преподавателя,

- учебно-планирующая документация,

- рекомендуемые учебники,

- дидактический материал,

- раздаточный материал.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, допол-нительной литературы

     Основные источники:

  1. Беляев Д. К. Общая биология, М.: Просвещение, 2009
  2. Захаров В. Б., Мамонтов С. Г., Сивоглазов В. И. Биология: общие закономерности: учебник для 10 – 11 кл. – М.: Школа-Пресс, 2010
  3. Пономарева И.Н., Корнилова О.А., Чернова Н.М. Биология: 9 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  4. Рувинский А. О., Высоцкая Л. В., Глаголев С. М. Общая биология: Учеб. для 10 – 11кл. шк. с углубл. изуч. Биологии. – М.: Просвещение, 2010

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

     

      Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля оценки результатов обучения

Умения:

объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественно-научной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов;

Индивидуальные задания, подготовка сообщений, презентаций, контрольные работы

решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию;

Практические занятия, индивидуальные задания, контрольные работы  

выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности;

Подготовка сообщений, презентаций

сравнивать биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (естественный и искусственный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа;

Индивидуальные задания, практические занятия, контрольные работы

анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде;

Подготовка сообщений, презентаций

находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически ее оценивать

Подготовка сообщений, презентаций

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни

Подготовка презентаций, проектов

Знания:

основные положения биологических теорий и закономерностей

Устный опрос, домашняя работа, индивидуальная работа, тесты

строение и функционирование биологических объектов

Домашняя работа, тесты, устный опрос, контрольные работы, лабораторные работы

сущность биологических процессов

домашняя работа, контрольные работы, тестирование, устный опрос

вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

домашняя работа, контрольные работы, подготовка сообщений, презентаций вклад выдающихся (в том числе отечественных) ученых в развитие биологической науки

биологическую терминологию и символику

Устный опрос, тестирование, домашняя работа


Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

147

Введение в основы общей биологии

Содержание учебного материала

3

1.

Биология как наука. Предмет изучения обобщающего курса «Биология», цели и задачи курса. Разделы биологии. Роль биологии в формировании современной естественно-научной картины мира  и в практической деятельности людей. Методы исследования в биологии.

2

2.

Объект изучения биологии – живая природа. Признаки живых организмов.

2

3.

Многообразие живых организмов. Уровневая организация живой природы и эволюция.  

Лабораторные работы

Практические занятия 

1.

Составление  планов-ответов, конспектов по теме.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подготовка реферата на тему: «История биологии».

Раздел 1. УЧЕНИЕ О КЛЕТКЕ

Тема 1.1. Химическая организация клетки.

Содержание учебного материала

12

1.

Элементарный и молекулярный состав живого вещества. Сравнение элементарного состава живой и неживой природы. Характеристика органогенных элементов. Молекулярный состав живого вещества.

2.

Неорганические соединения. Вода: связь между химическим строением и ролью в жизнедеятельности клетки и организма. Содержание воды в клетке. Структура и свойства молекулы воды. Биологическое значение воды. Минеральные соли и их биологическая роль. Содержание солей в клетке. Биологическое значение катионов и анионов.

2

3.

Биологические полимеры. Разнообразие строения и биологических функций углеводов. Содержание углеводов в живой материи. Классификация углеводов и их свойства. Биологические функции углеводов.

4.

Органические вещества. Липиды – связь строения, свойств и функций. Содержание липидов в клетке и в организме. Строение и свойства липидов. Биологические функции липидов.

2

5.

Белки, их содержание в клетке, молекулярная масса. Строение и свойства аминокислот. Первичная, вторичная, третичная и четвертичная структура белка. Денатурация и другие свойства белков. Биологические функции белков.

2

6.

Ферменты, их химический состав и структура. Биологическая роль ферментов. Отличия ферментов от небиологических катализаторов. Механизм действия ферментов.

2

7.

Нуклеиновые кислоты – непериодические полимеры. Строение нуклеотида. Образование полинуклеотидов. Образование двухцепочечной молекулы ДНК. Правила Чаргаффа. Принцип комплементарности. Типы нуклеиновых кислот: ДНК и РНК, их состав, строение. Роль ДНК в клетке. Основные виды РНК, их биологические функции. Различия ДНК и РНК. Репликация ДНК. Синтез иРНК

2

8.

Химическое строение и биологическая роль АТФ. Витамины, их роль в процессах жизнедеятельности организмов.

Лабораторные работы

Практические занятия 

3

1.

Составление сравнительной характеристики ДНК и РНК.

2.

Решение биологических задач.

3.

Обобщение знаний по разделу «Химическая организация жизни».

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Написание доклада на тему: «Био-, макро-, микроэлементы и их роль в жизни  организма».

2.

Написание реферата на тему: «Витамины, ферменты и гормоны и их роль в организме. Нарушения при их недостатке и избытке».

Тема 1.2. Структура и функции клетки.

Содержание учебного материала

6

1.

Клетка – элементарная живая система и основная структурно-функциональная единица всех живых организмов. Краткая история изучения клетки. Клетки и их разнообразие в многоклеточном организме. Клеточная теория строения организмов.

2

2.

Ядро. Прокариоты и эукариоты.

3.

Цитоплазма и клеточная мембрана. Органоиды клетки: эндоплазматическая сеть, комплекс Гольджи, лизосомы, митохондрии, вакуоли, пластиды, рибосомы, клеточный центр, органоиды движения.

2

4.

Вирусы как неклеточная форма жизни и их значение. Борьба с вирусными заболеваниями (СПИД и др.)

2

Лабораторные работы

1

1.

Строение растительной и животной клеток под микроскопом.

Практические занятия 

2

1.

Составление сравнительной характеристики прокариот и эукариот.

2.

Обобщение материала темы «Структура и функции клетки»

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составление кроссвордов по теме.

2.

Написание рефератов: «Структурное и функциональное различие растительной и животной клеток», «Строение и функции рибосом и их роль в биосинтезе белка», «Клеточная теория строения организмов. История и современное состояние», «Ядро как центр управления жизнедеятельностью клетки, сохранения и передачи наследственных признаков  в поколениях».

Тема 1.3. Обеспечение клеток энергией.

Содержание учебного материала

4

1.

Понятие об обмене веществ. Обмен веществ и превращение энергии в клетке: пластический и энергетический обмен. Энергия клетки. АТФ.

2

2.

Обеспечение клеток энергией вследствие окисления органических веществ. Биологическая роль окисления. Гликолиз. Цикл Кребса. Цепь переноса электронов. Окислительное фосфорилирование.

2

3.

Биосинтез углеводов – фотосинтез. Понятие о фотосинтезе. Условия протекания и значение фотосинтеза. Световая и темновая фазы фотосинтеза.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

1

1.

Составление схем фотосинтеза, биологического окисления.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.

Написание доклада: «Хемосинтез. Его значение».

2.

Написание реферата: «Митохондрии как энергетические станции клеток. Стадии  энергетического обмена в различных частях митохондрий».

Тема 1.4. Наследственная информация и реализация ее в клетке.

Содержание учебного материала

5

1.

Строение и функции хромосом. ДНК – носитель наследственной информации. Репликация ДНК.

2

2.

Ген. Транскрипция. Генетический код и его свойства.

2

3.

Биосинтез белка. Трансляция. Регуляция транскрипции и трансляции.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

2

1.

Решение биологических задач.

2.

Обобщение темы «Наследственная информация и ее реализация в клетке»

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

3

1.

Повторение строения ДНК и РНК, видов РНК.

2.

Написание доклада на тему: «Открытие строения нуклеиновых кислот».

Раздел 2. РАЗМНОЖЕНИЕ И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ ОРГАНИЗМОВ.

Тема 2. 1. Размножение организмов.

Содержание учебного материала

6

1.

Организм – единое целое. Многообразие организмов. Размножение – важнейшее свойство живых организмов. Половое и бесполое размножение.

2

2.

Деление клетки. Жизненный цикл клетки. Митоз. Фазы митоза.

2

3.

Мейоз. Фазы мейоза. Биологическое значение мейоза.

2

4.

Образование половых клеток и оплодотворение. Сперматогенез и овогенез. Строение половых клеток. Оплодотворение у животных и у растений. Биологическое значение оплодотворения.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

2

1.

Составление схем митоза и мейоза.

2.

Обобщение по теме «Размножение организмов»

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Составление глоссария по теме.

2.

Написание докладов на темы: «Биологическое значение митоза и мейоза», «Бесполое размножение, его многообразие и практическое использование», «Половое размножение и его биологическое значение».

Тема 2. 2.  Индивидуальное развитие организмов.

Содержание учебного материала

4

1.

Эмбриональный этап онтогенеза. Основные стадии эмбрионального развития.

2

2.

Органогенез. Постэмбриональное развитие.

2

3.

Сходство зародышей представителей разных групп позвоночных как свидетельство их эволюционного родства. Причины нарушений в развитии организмов. Индивидуальное развитие человека. Репродуктивное здоровье. Последствия влияния алкоголя, никотина, наркотических веществ, загрязнения среды на развитие человека.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

1

1.

Обобщение по теме «Индивидуальное развитие организмов».

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

1.

Подборка литературы  к  теме.

2.

Написание рефератов на темы: «Влияние окружающей среды  и  ее загрязнения на развитие организмов», «Влияние курения, употребления алкоголя и наркотиков родителями на эмбриональное развитие ребенка».

Раздел 3. ОСНОВЫ ГЕНЕТИКИ И СЕЛЕКЦИИ

Тема 3. 1. Основные закономерности явлений наследственности. 

Содержание учебного материала

13

1.

Генетика – наука о закономерностях наследственности и изменчивости организмов. Г. Мендель – основоположник генетики. Генетическая терминология и символика. Понятие  о гене. Доминантные  и  рецессивные гены. Множественный  аллелизм. Гомозиготные  и гетерозиготные  организмы  по  наследуемому  признаку. Генотип. Фенотип. Генофонд. Хромосомная теория наследственности.

2

2.

Законы генетики, установленные Г. Менделем. Моногибридное скрещивание. Первый  закон  Менделя - закон  доминирования. Второй  закон  Менделя  - закон  расщепления. Принцип чистоты  гамет и его  цитологическое обоснование. Дигибридное скрещивание. Третий  закон Менделя - закон  независимого  комбинирования признаков. Анализирующее скрещивание.
Статистическая природа генетических закономерностей.

2

3.

Взаимодействие генов и их множественное действие. Цитоплазматическая наследственность. Сцепленное наследование генов. Генетические карты.  Генетика  определения пола. Сцепленное с полом наследование. Значение генетики для селекции и медицины. Наследственные болезни человека, их  причины и профилактика.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

3

1.

Решение генетических задач.

2.

Составление простейших схем моногибридного и дигибридного скрещивания.

3.

Составление глоссария по теме.

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

6

1.

Написание докладов на темы: «Предыстория генетики. Начало генетических исследований», «Методы в исследованиях Г. Менделя».

Тема 3. 2.

Закономерности изменчивости.

Содержание учебного материала

9

1.

Понятие об изменчивости. Взаимодействие генотипа и среды при формировании признака. Модификационная изменчивость. Наследственная изменчивость. Типы наследственной изменчивости. Комбинативная изменчивость.

2

2.

Мутационная изменчивость. Виды мутаций. Закон гомологических рядов наследственной изменчивости Н. И. Вавилова. Причины возникновения и искусственное получение мутаций.

2

3.

Наследственная изменчивость человека. Генетика и медицина. Методы изучения наследственности человека. Лечение и предупреждение некоторых наследственных заболеваний человека.

2

Лабораторные работы

1.

Изучение изменчивости организмов.

1

Практические занятия 

2

1.

Составление родословных и их анализ.

2.

Обобщение материала темы.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Написание рефератов на темы: «Драматические страницы в истории развития генетики», «Успехи современной генетики в медицине и здравоохранении».

Тема 3. 3.

Генетика и селекция.

Содержание учебного материала

6

1.

Генетика – теоретическая основа селекции. Одомашнивание животных и выращивание культурных растений – начальные этапы селекции. Учение Н.И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.

2

2.

Основные методы селекции: гибридизация и искусственный отбор.

2

3.

Основные достижения современной селекции культурных растений, домашних животных и микроорганизмов. Новейшие методы селекции. Клеточная инженерия, хромосомная инженерия, генная инженерия. Биотехнология, ее достижения и перспективы развития.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

1

1.

Обобщение материала темы.

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

4

А1.

Написание  докладов: «Центры многообразия и происхождения культурных растений», «Использование микробов человеком».

32.

Написание реферата: «Этические аспекты некоторых достижений в биотехнологии. Клонирование животных (проблемы клонирования человека)».

Раздел 4. ЭВОЛЮЦИОННОЕ УЧЕНИЕ

Тема 4. 1.  Развитие эволюционных идей. Доказательства эволюции.

Содержание учебного материала

4

1.

История развития эволюционных идей. Значение работ К. Линнея, Ж.Б. Ламарка в развитии эволюционных идей в биологии.

2

2.

Предпосылки возникновения теории Ч. Дарвина. Эволюционное учение Ч. Дарвина. Учение Ч. Дарвина об искусственном отборе. Естественный отбор. Роль эволюционного учения в формировании современной естественнонаучной картины мира. Синтетическая теория эволюции.

2

4.

Доказательства эволюции органического мира. Морфологические, анатомические,

эмбриологические, палеонтологические, биогеографические, биохимические данные о развитии органического мира. Биогенетический закон. Закон зародышевого сходства.

2

Лабораторные работы

Практические занятия

2

1.

Составление схемы «Доказательства эволюции»

2.

Обобщение материала темы.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Написание докладов на темы: ««Система природы» К.Линнея и ее значение для развития биологии», «Эволюционные идеи Ж.Б.Ламарка и их значение для развития биологии».

2.

Написание реферата на тему «История развития эволюционных идей до  Ч.Дарвина».

Тема 4. 2.

Факторы эволюционного процесса.

Содержание учебного материала

10

1.

Роль изменчивости в эволюционном процессе. Факторы генетической динамики популяций. Принцип популяционного равновесия.  Закономерности наследования признаков в популяциях разного типа. Закон Харди-Вайнберга. Факторы эволюции: изоляция, популяционные волны,  миграции, дрейф генов.  

2

2.

Естественный отбор – направляющий фактор эволюции. Борьба за существование, ее формы. Формы естественного отбора.

2

3.

Концепция вида, его критерии. Популяция – структурная единица вида и эволюции.

2

4.

Микроэволюция. Адаптация – результат действия факторов эволюции. Современные представления о видообразовании (С.С. Четвериков, И.И. Шмальгаузен). Механизмы видообразования. Аллопатрическое и симпатрическое видообразование.

2

5.

Макроэволюция. Основные направления эволюционного процесса. Биологический прогресс и биологический регресс.

2

6.

Некоторые правила и закономерности эволюционного процесса. Дивергенция, конвергенция. Правило необратимости эволюции. Моно- и полифилия.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

3

1.

Выявление приспособлений организмов к разным средам обитания (к водной, наземно-воздушной, почвенной)

2.

Заполнение таблицы «Критерии вида» Описание особей одного вида по морфологическому критерию.

3.

Обобщение темы.

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

8

Написание доклада на тему: «Правда ли, что ворон – это муж вороны?»

А2.

Написание  рефератов на темы: «Современные представления о механизмах и закономерностях эволюции», «Формирование устойчивых популяций микроорганизмов и вредителей культурных растений к воздействию ядохимикатов как доказательство их адаптивных возможностей», «Адаптивная радиация  организмов (на конкретных примерах) как результат действия естественного отбора», «Ароморфозы в эволюции позвоночных и беспозвоночных животных».

Тема 4. 3.

Возникновение и развитие жизни на Земле.

Содержание учебного материала

6

1.

Представления о возникновении жизни на Земле в истории естествознания. Гипотезы происхождения жизни.

2

2.

Современные представления о возникновении жизни на Земле. Биохимическая гипотеза А. И. Опарина.

3.

Биосфера в архейскую и протерозойскую эры.  Эволюция  пробионтов.

Начальные этапы биологической эволюции: возникновение фотосинтеза, эукариот, полового процесса.  Изменение атмосферы и литосферы живыми организмами. Возникновение многоклеточности.

4.

Жизнь в палеозойскую эру. Основные направления эволюции в палеозое.

Эволюция растений, появление первых сосудистых растений. Возникновение

позвоночных: рыб, земноводных и пресмыкающихся.

5.

Характеристика органического мира в мезозое.  Основные направления эволюции и

крупнейшие ароморфозы в эволюции органического мира в мезозойскую эру. Появление и распространение покрытосеменных растений. Возникновение птиц и млекопитающих. Вымирание древних голосеменных и пресмыкающихся.

6.

Основные направления эволюции в кайнозойскую  эру.  Бурное развитие цветковых

растений, многообразие насекомых (параллельная эволюция), развитие плацентарных млекопитающих. Развитие приматов.

7.

Многообразие органического мира. Влияние деятельности человека на многообразие видов и биологические сообщества. Принципы систематики и классификация организмов.

Лабораторные работы

Практические занятия 

2

1.

Работа с первоисточниками. Анализ и оценка различных гипотез возникновения жизни на Земле.

2.

Обобщение материала темы. 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

6

А1.

Написание  рефератов на темы: «Влияние движения материков и оледенений на формирование современной растительности и животного мира», «Причины и возможная история выхода на сушу растений и животных».

22.

Написание  докладов: «Расцвет рептилий в мезозое и возможные причины исчезновения динозавров», «Современные представления о зарождении жизни», «Различные гипотезы происхождения».

Тема 4. 4.

Происхождение человека.

Содержание учебного материала

5

1.

Доказательства родства человека с млекопитающими животными.

2

2.

Основные  этапы антропогенеза. Дриопитеки. Австралопитеки  -  ранние

предшественники человека. Древнейшие (питекантропы, синантропы) и древние

(неандертальцы)  люди.  Появление человека современного типа.

3.

Человеческие расы. Единство происхождения человеческих рас, их родство. Несостоятельность расизма.

Лабораторные работы

Практические занятия 

2

1.

Обобщение материала темы.

2.

Анализ и оценка различных гипотез происхождения жизни и человека.

Контрольные работы

1

Самостоятельная работа обучающихся

2

А1.

Написание  докладов: «Человеческие расы. Опасность расизма», «Эволюция приматов».

Раздел 5.  ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОРГАНИЗМА И СРЕДЫ

Тема 5. 1.

Экология как наука. Жизнь и среда обитания. Экосистемы.

Содержание учебного материала

8

1.

Экология – наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Роль экологии в решении практических задач.

2

Экологические факторы, их значение в жизни организмов. Влияние основных абиотических факторов на живые организмы. Диапазон устойчивости, пределы устойчивости и оптимум. Правило минимума и ограничивающий фактор. Понятие экологической ниши.

2.

Экологические системы. Видовая и пространственная структура  экосистем. Пищевые связи, круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовые взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм.

3.

Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии.

4.

Искусственные сообщества – агроэкосистемы и урбоэкосистемы.

Лабораторные работы

Практические занятия 

1

1.

Обобщение темы.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

4

1.

Написание  рефератов на темы: «Различные экологические пирамиды и соотношения организмов на каждой их ступени», «Пути повышения биологической продуктивности в искусственных экосистемах» «Сукцессии и их формы».

Тема 5. 2.

Биосфера. Охрана биосферы.

Содержание учебного материала

5

1.

Биосфера – глобальная экосистема. Учение В.И. Вернадского о биосфере. Роль живых организмов в биосфере. Биомасса.

2

2.

Круговорот важнейших биогенных элементов (на примере углерода, азота и др.) в биосфере.

3.

Изменения в биосфере. Последствия деятельности человека в окружающей среде. Глобальные экологические проблемы и пути их решения. Экология как теоретическая основа рационального природопользования и охраны природы. Ноосфера. Правила поведения людей в окружающей природной среде.

Лабораторные работы

Практические занятия 

1

1.

Обобщение темы.

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся

5

1.

Написание  докладов: «Озоновые «дыры»,  «Кислотные дожди, смоги и их предотвращение».

2.

Написание рефератов: «Роль правительственных  и общественных  экологических организаций   в современных развитых странах», «Рациональное использование и охрана (конкретных) невозобновимых природных ресурсов», «Рациональное использование и охрана (конкретных) возобновимых природных ресурсов».

Тема 5. 3.

Бионика.

Содержание учебного материала

3

1.

Бионика как одно из направлений биологии и кибернетики, рассматривающее особенности морфофизиологической организации живых организмов  и их использование для создания совершенных технических систем и устройств по аналогии с живыми системами.

2

Лабораторные работы

Практические занятия 

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся