Внутренняя среда. Кровь (8класс)

Родионова Марина Васильевна

Данный урок - победитель Всероссийского фестиваля педагогических идей "Открытый урок". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon krov.doc77.5 КБ

Предварительный просмотр:

8 класс (учебник Драгомилов, Маш)

Тема урока: «Внутренняя среда. Кровь»

Тип урока: Изучение нового материала.

Цель: формирование понятия о составе внутренней среды, крови и ее составе, функциях.

Задачи:

1. Образовательные:

  1. систематизировать знания о составе внутренней среды, её значении;
  2. раскрыть особенности строения клеток крови в связи с их функциями; роль свертывания в защите организма от потери крови; роль фагоцитоза;

- проверить усвоение понятий и терминов: кровь, плазма крови, эритроциты, лейкоциты, тромбоциты, гемоглобин, свёртывание крови, фибриноген, фибрин, тромб, гемофилия;

  1. совершенствовать умения решать познавательные биологические задачи, направленные на активизацию мыслительной деятельности обучающихся.

2. Развивающие:

-развивать творческое мышление школьников и активизировать их познавательную деятельность через тестовые задания, биологические задачи;

-продолжить формирование умений анализировать, обобщать, объяснять, делать выводы, логически мыслить, выделять главное, самостоятельно работать с текстом.

3. Воспитательные: 

 - продолжить формирование естественнонаучного мировоззрения, представления о единичном и целом, при знакомстве с новой темой.

-воспитывать культуру речи;

- бережное отношение к своему здоровью

Методы обучения:

Словесные: элементы объяснения, описания и беседы.

Словесно-наглядные: работа с текстом, фрагментом кинофильма, таблицами, слайдами презентацией

Словесно-наглядно-практические: выполнение заданий: работа со схемами в учебнике, решение задач, проверка полученных знаний по слайдам.

Формы работы:

- индивидуальная;

- коллективная работа (в группах, парах);

- работа с текстом.

Планируемые результаты: учащиеся узнают состав внутренней среды, особенности строения клеток крови, осознают значимость крови.

Оборудование:

Компьютер, проектор, кинофрагмент, плакаты по теме.

Этап урока

Содержание

Номер слайда

I. Организационный момент (1 мин)

Определение целей и мотивация (4-6 мин)

Учитель приветствует учащихся.

Учитель. Считается,  что первые живые организмы возникли в водах Мирового океана, и средой обитания для них служила морская вода. С появлением многоклеточных организмов часть их клеток утратила непосредственный контакт с внешней средой. Как вы думаете, в какой же среде теперь существуют клетки многоклеточных, в том числе и у человека?

Ученик. В жидкой внутренней среде.

Учитель. Действительно, большинство клеток нашего организма функционирует в жидкой среде. Из неё клетки получают питательные вещества  и кислород, через внутреннюю среду удаляются и продукты жизнедеятельности.

Что же относится к внутренней среде?

Ученик. К внутренней среде относятся: тканевая жидкость, лимфа и кровь. Тканевая жидкость располагается между клетками. Лимфа находится в лимфатических сосудах. Кровь в кровеносных сосудах и сердце.

Учитель. Существует ли взаимосвязь между жидкостями внутренней среды?

Ученик. Т. к. тканевая жидкость, кровь и лимфа образуют вместе внутреннюю среду, то они должны быть и взаимосвязаны.

Учитель. Тканевая жидкость контактирует с самими клетками, а затем оттекает в лимфатические сосуды, превращаясь в лимфу. Лимфа же протекая, через свою систему, обеззараживается и попадает в кровеносную систему. Часть крови – плазма покидает кровеносные сосуды и превращается в тканевую жидкость.  

Такое постоянное движение внутренней среды носит название – гомеостаза.

Учитель. «Порезал палец, оцарапал колено, стукнулся носом, и сразу кровь. Она в любой части нашего тела, в любой клетке нашего организма, кажется, ждёт удобного случая, чтобы выйти наружу, поэтому каждый знаком с кровью». Карл Ландштейнер

Учитель. Что представляет собой кровь? Какая она? Составим синквейн. Вспомним правила его составления.

(Ответы учащихся сопровождаются записью на доске.)

  1. (1 слово – имя существительное)
  2. (2 слова – имя прилагательное)
  3. (3 слова – глаголы)
  4. ( фраза из 4 слов, показывающая отношение к теме)
  5. (1 слово – синоним, показывающее суть темы синквейна)


Ученики. (Примерный вариант синквейна)

  1. кровь
  2. красная, жидкая
  3. течёт, переносит, сворачивается
  4. особый вид соединительной ткани
  5. жизнь


Учитель. Сколько же крови в организме одного человека?  В организме взрослого человека равно 6-8% от его веса, по объему это около 4,5-6 л у взрослого человека и около 3 -4 л у подростков.

Слайд 1












Слайд 2









Слайд 3










Слайд 4










Слайд 5









Слайд 6











Слайд 7

II. Изучение нового материала. (25-30 мин)

Просмотр видеофрагмента.



Индивидуальная работа.


















Работа с текстом

Задание. Просмотрев видеофрагмент «Состав крови»,

(http://smotri.com/video/view/?id=v8420680469) запол-ните схему.

Приложение 1.


Учитель. Что можно сказать о составе крови?


Ученик. При центрифугировании кровь разделяется на два слоя: верхний слой — слегка желтоватая жидкость называемая плазмой, и нижний слой — форменные элементы крови. Осадок красного цвета, образован клетками крови: эритроцитами, лейкоцитами и тромбоцитами.


Учитель. Форменные элементы крови – клетки составляют около 40% от всей крови, а плазма – 60%.

Плазма состоит из воды – 90%, NaCl – 0,9%,
белков - 7%, глюкозы – 0,1%, жиров – 0,8%,кроме них в плазме присутствуют  другие соли, витамины, гормоны

Теперь подробнее познакомимся с форменными элементами крови.

Сравните их размеры. Что вы можете о них сказать?


Ученик. Эритроциты из всех форменных элементов самые большие, а тромбоциты – самые маленькие, лейкоциты по размерам занимают промежуточное положение.


Учитель. Все форменные элементы крови получили свои названия от двух греческих слов: одно из которых «китос» («цитос») - «клетка», а второе обозначает цвет: «эритрос» - «красный» и «лейкос» - «белый» и свойство «тромбос» - сгусток, «комок»

Учитель.  Для более подробного знакомства с характеристикой каждой группы форменных элементов мы составим таблицу. Разделимся на 3 группы для изучения материала, затем поделимся полученной информацией друг с другом. Каждая группа заполняет только свою часть таблицы.

Приложение 2

1 группа изучает особенности эритроцитов (учебник с.70) + дополнительный материал (Приложение 3)

2  группа изучает особенности лейкоцитов (учебник с.71-72)+ дополнительный материал (Приложение 3)

3 группа изучает особенности тромбоцитов (учебник с.70)+ дополнительный материал (Приложение 3)

Учитель. У человека цвет крови красный, у головоногих моллюсков голубой. Вопрос ученикам: как вы думаете, от чего может зависеть цвет крови? Что придаёт красный цвет крови?

Ученик: Гемоглобин – белок придающий красный цвет крови.

Различают:

  1. Оксигемоглобин (соединение с кислородом)
  2. Карбоксигемоглобин (соединение с углекислым газом)
  3. Метгемоглобин (соединение с угарным газом)

Слайд 7




Слайд 8






Слайд 9



Слайд 10


Слайд 11


Слайд 12



Слайд 13





Слайд 14







Слайд 15

Проверка  дифференцированной работы в группах.

Учитель.  Ребята, вы поработали в группах, заполнили свою часть таблицы.  Давайте проверим и поделимся полученной информацией друг с другом.


Приложение 2

Слайды 15-20.

Рефлексия.

Обсуждение ответов.

Учитель. Мы познакомились с составом внутренней среды, изучили состав крови. Какое же значение играет кровь?


Ученик. 1) кровь обеспечивает организм питательными веществами и кислородом

2) кровь доставляет к органам гормоны

3) кровь активно участвует в гомеостазе

4) кровь обеспечивает защиту в результате фагоцитоза

5) кровь участвует в процессе терморегуляции




Слайд 21

III. Закрепление (5-7 мин) Итоговое тестирование.

Учитель. Ребята, сейчас посмотрим, что вы запомнили из материала сегодняшнего урока. (Работа с тестом из презентации)

Слайды 22-26

IV. Итог урока (1-2 мин)

Учитель кратко обобщает изученное на уроке,  выставляет оценки за работу на уроке.

V. Домашнее задание (1-2 мин)

Чтение текста. Учебник: Драгомилов, Маш  §14, подготовиться к лабораторной работе (сравнение крови человека с кровью лягушки на с. 72 учебника)

Слайд 27

Список литературы:

  1. Драгомилов А. Г. Биология: 8 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений / А. Г. Драгомилов, Р. Д. Маш. – Изд. 3-е, перераб.. – М.: Вентана-Граф, 2010.
  2. Сонин Н. П. Биология: 8 класс. Человек: Учеб. для общеобразоват. учреждений /Н. И. Сонин, М. Р. Сапин. – 6-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004
  3. Биология: Человек: Учеб. для 9 кл. общеобразоват. учеб. заведений /А. С. Батуев, И. Д. Кузьмина, А, Д, Ноздрачёв и др.; Под ред. А. С. Батуева. – М.: Просвещение, 1994
  4. http://www.slovopedia.com
  5. http://medkarta.com
  6. http://novonordisk.ru
  7. http://smotri.com/video/view/?id=v8420680469