Урок - экскурсия "Растения зимой" (6 класс)
Урок-экскурсия знакомит учащихся с жизнью растений в зимний период. Учителю не надо уходить с классом далеко от школы, чтобы научить школьников определять древесные формы. К уроку подготовлены определительные карточки, которые можно использовать и на весенних и осенних экскурсиях. Такие уроки помогут учащимся лучше изучить природу родного края.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok.docx | 65.33 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-экскурсия «Растения зимой» (6 класс)
…Чародейкою - зимою
Околдован лес стоит,
И над снежной бахромою,
Неподвижною, немою,
Чудной жизнью он блестит.
Ф. Тютчев
«…Всякий должен бы знать свои родные деревья
не только во время их цветения и не только по
форме листьев, но угадывать каждое дерево по
его общей форме, по его характеру, чтобы быть
в состоянии уже издали приветствовать дерево
его именем, чтобы дерево оживляло для него
каждый ландшафт»
А. Я. Герд
Цели:
Образовательная: знакомство с приспособленностью растений к перезимовке; выяснить, по каким признакам можно узнать растения и кустарники зимой.
Развивающая: развитие практических навыков и умений по определению деревьев по коре, по почкам, силуэтам растений; навык проведения наблюдений в природе, творческих способностей.
Воспитательная: воспитывать бережное отношение к природе родного края, вызвать восхищение красотой зимнего леса, желание выбрать профессию, связанную с природой.
Оборудование:
- Простые карандаши, блокноты или листы бумаги у каждого учащегося
- Пакеты с подсказками
- Папки с определительными карточками на каждую группу
Ход урока-экскурсии
Часть 1. Признаки зимы. Условия жизни растений зимой.
Учитель.
По календарю зима начинается 1 декабря. Учёные считают началом зимы 22 декабря. Солнце в этот день поднимается низко-низко на небе, тени длинные, а день самый короткий в году.
А в природе зима наступает каждый год в разные сроки. Первые морозы — это ещё не зима. Заморозки сменяются теплом, снег падает и тает по нескольку раз. Небо заволакивается тяжёлыми облаками. Декабрьские оттепели традиционны для нашего климата. Иногда даже вскрываются реки. Но зима не отступает от своего законного месяца. Вот-вот расщедрится она на пушистые снега да на морозцы.
Зима начинается, когда температура воздуха устанавливается ниже 0° — замерзают водоёмы, прочным снеговым покровом покрывается земля. В живой природе наступает глубокий покой.
Но данный покой относительный. Что же происходит с растениями зимой? Для выяснения этого давайте вспомним, какие изменения произошли?
Ученики.
Питательные вещества есть, но недоступны
Свет мало
Тепло холод
Вода снег, лед, иней
Кислород достаточное количество
Учитель.
Питательные вещества
Исследования и опыты показали, что к зиме в ветвях наших деревьев и кустарников происходит превращение запасных веществ. Частично крахмал с приближением зимы начинает заменяться маслом и сахарами. Соответствующие исследования показали, растения, у которых крахмал полностью превращается к зиме в сахар или масло, имеют наиболее ярко выраженный период глубокого покоя и вместе с тем являются наиболее холодоустойчивыми.
Свет
Недостаточное количество света зимой приводит к листопаду. Если бы наши лиственные деревья остались на зиму в своем зеленом уборе, они неизбежно погибли бы в результате недостатка влаги, так как испарение воды их листьями не прекращалось бы, а поступление воды в растение почти полностью могло остановиться. Кроме этого сбрасывая листву, они тем самым предохраняют себя от механических повреждений под тяжестью снега. В жизни деревьев он играет еще и другую роль. Он способствует удалению отбросов, различных минеральных солей, большое количестве которых скапливается в листьях под осень и становится вредным для растения. Лесная подстилка — чрезвычайно плохой проводник тепла. Она препятствует охлаждению почвы зимой и не даёт возможности образования ледяной корки. Все это создает благоприятные условия для развития растений под снегом.
Тепло
В малоснежные зимы земля промерзает глубоко. Тогда погибает много растений, вымерзают и озимые хлеба, погибает часть урожая. Под толстым пушистым слоем снега, тепло зимующим растениям. Снег спасает их от вымерзания.
Вода
Особенно большое значение имеет повышение водоудерживающей способности цитоплазмы. Вода в ней становится как бы связанной. В таком состоянии она трудно испаряется и замерзает, трудно отжимается под давлением, отличается большой плотностью и утрачивает в значительной мере свойство растворителя.
Для жизнеобеспечения необходимы процессы питания, дыхания и выделения.
Как у растений протекают эти процессы в неблагоприятных зимних условиях?
Ученик.
- Питание только почвенное
- Дыхание сведено к минимуму (большая часть чечевичек закрыта)
Вывод: Обмен веществ у древесных форм растений зимой протекает очень медленно.
Физкультминутка (проводит или учитель, или кто-то из учеников)
Солнце землю греет слабо,
(Руки вверх и вниз)
По ночам трещит мороз,
(Руки на пояс, наклоны в стороны)
Во дворе у снежной Бабы
(Руки на пояс, поворот вокруг себя)
Побелел морковный нос.
(Дети показывают нос)
В речке стала вдруг вода
Неподвижна и тверда,
(Прыжки на месте)
Вьюга злится,
Снег кружится,
(Дети кружатся)
Заметает все кругом
Белоснежным серебром.
(Имитируют движения руками)
Часть 2. Определение древесных форм растений зимой по морфологическому описанию
Учитель.
- Какие жизненные формы растений вы знаете?
Ученик.
Деревья, травы, кустарники и кустарнички.
Учитель.
- А какие из них мы можем увидеть зимой?
Ученик.
Деревья, кустарники.
Учитель.
Однолетние растения, лишенные подземных зимующих органов. Их стебли вместе с корнями осенью отмирают нацело и сохраняются лишь их семена.
Семена, несмотря на свои незначительные размеры, являются наиболее стойкой частью растения в отношении перенесения неблагоприятных условий. Этому способствует не только плотная семенная кожура, но и особое состояние, в котором находится растение в стадии покоящегося семени. Покоящиеся семена способны лежать в сухом месте десятки лет, однако жизнь, в них теплится, и достаточно поместить их в благоприятные условия, как они начнут прорастать. Семена многих растений могут без особого вреда переносить очень сильное охлаждение даже при температуре от — 180 до — 235°.
В садоводстве давно уже известно, что семена многих растений не прорастают без предварительного охлаждения или промораживания. Подобного рода мероприятия необходимы для семян роз; их требуют также семена всех арктических и альпийских растений, которые без охлаждения либо вовсе не прорастают, либо проходят очень длительный период покоя.
Многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ. Только деревья, и кустарники зимуют над поверхностью земли.
Какие признаки можно использовать для определения древесных форм зимой?
Ученики.
1) Силуэт (определение жизненной формы)
- Окраска коры и расположение чечевичек, их форма, окраска
3) Почки: окраска, расположение, форма, запах
4) Плоды (если остались с осени): сухие или сочные, окраска, расположение.
- Побеги (на ветке отчетливо видно, что верхняя, более молодая, часть отличается по своему цвету от нижней, более старой. На границе этих двух участков находится большое количество каких-то рубцов, образующих своеобразное кольцо. Эти рубцы образуют указанные кольца на побеге; а так как распускание почек и опадение чешуи происходит у наших деревьев за некоторыми исключениями лишь один раз в год, то упомянутые кольца являются границей между участками побега различного возраста, и по ним можно легко определить возраст ветки.)
Учитель.
Используя карточку-определитель, и живой объект определяем берёзу и сирень (признаки записывают в заранее подготовленную таблицу):
Название растения, жизненная форма | Рисунок силуэта растения | Особенности растения | Загадки, послови-цы, пого-ворки | ||
кора | побеги | почки | |||
Берёза, дерево | Ствол покрыт белой корой, в нижней части тёмно-серый | Молодые побеги слабые, тонкие, красновато-бурые | Очередные, удлинённо-конической формы, заострённые, коричневато-бурые, у основания иногда зеленоватые. Обладают запахом, усиливающим-ся при растирании | "В ельнике родиться, в березняке веселиться, в сосняке удавиться". "Берёза ума даёт" (о розгах). «Зелена, а не луг, бела, а не снег, кудрява, а не голова». | |
Сирень венгерская, кустарник, реже дерево | Кора старых стволов темно-серая, иногда темно-бурая, с частыми белыми чечевичками | Молодые побеги буроватые, рыжеватые или красновато-бурые, Старые побеги голые, ребристые | Почки располагаются супротивно, голые, яйцевидные, острые, с вишнёвым оттенком или зеленоватые. Побеги заканчиваются обычно одной почкой, более крупной, чем боковые. | «На листочках там и тут фиолето-вый салют. Это в тёплый майский день распускается…» |
Затем класс делится на группы. Каждой группе надо определить своё растение. Для этого группа получает набор карточек и конверт с подсказкой, который они могут вскрыть, если будут затруднения с определением растения.
(Например: группа №1 определяет рябину, группа №2 – тополь, группа №3 – черёмуху, группа №4 – дуб, группа №5 – боярышник.
Выводы:
Однолетние растения зимуют в виде семян, многолетние травянистые растения зимуют в виде подземных органов – клубней, луковиц, корневищ.
Деревья и кустарники в зимний период можно определить по форме кроны, окраске коры и расположению почек на побеге.
Домашнее задание:
Дописать в таблицу определённые растения.
Список использованной литературы:
- Биологические экскурсии: Кн. Для учителя /И. В.Измайлов, В.Е. Михлин В. Е, Э. В. Шашков, Л. С. Шубкина.- М.: Просвещение, 1983.-224 с., ил.
- Гроздова Н. Б. Занимательная дедрология /Предисл. акад. ВАСХНИЛ Н. А. Моисеева.- М.: Лесн пром-ть, 1991.- 208 с.: ил.
- Громова О. Е., Соломатина Г. Н. Стихи и рассказы о растительном мире. Дидактические материалы по развитию речи дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2007.-112с.- (Логопед в ДОУ).
- Дорохина Л. Н., Нехлюдова А.С. Руководство к лабораторным занятиям по ботанике с основами экологии: Учебное пособие для студентов пед. ин-тов по спец.№2121 «Педагогика и методика нач. обучения».- М.; Просвещение, 1980.- 143 с., ил.
- Полянский И. И, Ботанические экскурсии. Пособие для учителей.-М.: Просвещение, 1968.
- Пономарева И. Н., Корнилова О. А., Кучменко В. С. Биология: 6класс: Учебник для учащихся общеобразовательных учреждений /Под ред. Проф. И. Н. Пономаревой.- 2-е изд., перераб.- М.: Вентана-Граф, 2007.- 240 с.: ил.
- Травникова В. В. Биологические экскурсии: Учебно-методическое пособие.- СПб.: «Паритет», 2002.- 256с.
- http://219.exe.by/