Адаптация в юношеском возрасте
презентационный материал к лекции
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lekciya_adaptaciya_kushchenko_a.p.ppsx | 2.76 МБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
1. Характеристика юношеского возраста Определение юношеского возраста в периодизации Психологическая характеристика возраста Ведущая деятельность Теории юношеского возраста Анатомо-физиологическая характеристика юношеского возраста 2. Адаптация студентов к образовательной среде вуза 3. Дезадаптация и истощение резервов организма 4. Определение эффективности адаптационных процессов 5. Методы увеличения эффективности адаптации 2 Кушенко Алла Петровна План
Юношеский возраст - стадия онтогенетического развития между подростковым возрастом - и взрослостью 3 Кушенко Алла Петровна Характеристика юношеского возраста схема возрастной периодизации онтогенеза 17-21 го д – для юношей 16-20 лет – для девушек В западной психологии – от 12-14 до 25 лет И.С. Кон – 14-18 лет В.С. Мухина – от 15-16 до 21-25 лет
4 Кушенко Алла Петровна Характеристика юношеского возраста Психологическая характеристика становление устойчивого самосознания и стабильного образа «Я» открытие своего внутреннего мира волевая регуляция самоуважение и самоутверждение формируется абстрактно – логическое мышление решающий этап формирования мировоззрения возрастает концентрация внимания, объем памяти, логизация учебного материала самостоятельность, решительность, критичность и самокритичность
Ведущая деятельность в юношеском возрасте 5 Кушенко Алла Петровна Характеристика юношеского возраста учебно-профессиональная деятельность Д.Б. Эльконин А.Н. Леонтьев
Теории юношеского возраста Психоанализ выдвинул целый ряд важных положений о природе подростковой и юношеской сексуальности, эмоциональных процессов и особенностях развития юношеской личности 6 Кушенко Алла Петровна З. Фрейд
Теории юношеского возраста 2. Неофрейдизм Развитие человека: соматическое развитие ; развитие сознательного «Я»; социальное развитие 7 Кушенко Алла Петровна Э. Эриксон
Теории юношеского возраста 3.Альтернативные анализируют разные стороны развития - физическое созревание, умственное развитие, формирование самосознания, сдвиги в структуре общения, мотивационные процессы и т.д. ВСЕ ОНИ ВЗАИМОДОПОЛНИТЕЛЬНЫ! 8 Кушенко Алла Петровна
Теории юношеского возраста 4 . Теория развития высших психических функций «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, сперва - социальном, потом - психологическом, сперва между людьми как категория интерпсихическая , затем внутри ребенка как категория интрапсихическая » 9 Кушенко Алла Петровна Л.С. Выготский
заканчивается половое созревание; завершение процессов формирования всех органов и систем; заметно нарастает мышечная сила и работоспособность; происходит окончательное формирование вегетативной нервной системы ; возрастает роль коры головного мозга в регуляции деятельности всех органов и поведения; усиливаются процессы торможения. 10 Кушенко Алла Петровна Анатомо-физиологическая характеристика
11 Кушенко Алла Петровна Проблема адаптации студентов в процессе обучения Юношеский возраст Начало обучения в вузе окончание школы Неспецифические факт оры - климатогеографические, экологические. Специфические факторы – возрастные, физиологические и психологические особенности, эмоциональные перегрузки, малоподвижный образ жизни, сказывающиеся на их здоровье.
период острой адаптации - 1-2 курсы пик подъема – 2 курс новая мотивация – 3 курс завершение процесса адаптации - к концу 3 курса. 12 Кушенко Алла Петровна Проблема адаптации студентов в процессе обучения вузе
1. Стадия тревоги, или стадия напряжения 13 Кушенко Алла Петровна Проблема адаптации студентов в процессе обучения выброс адреналина выделение секреторных продуктов кортикальными клетками кровь повышение содержания инсулина истощение запасов аскорбиновой кислоты, жиров и холестерина понижение деятельности щитовидной и половых желез усиление каталитических процессов в тканях, приводящее к снижению веса тела , подавление анаболических процессов
2. Стадия резистентности 14 Кушенко Алла Петровна Проблема адаптации студентов в процессе обучения Кровяное русло активизация синтетических процессов в тканях → восстановление нормального веса снижение инсулина в крови → усиление метаболических эффектов кортикостероидов накопление предшественников стероидных гормонов секретирование гормональных продуктов
3. Стадия истощения 15 Кушенко Алла Петровна Проблема адаптации студентов в процессе обучения преобладают главным образом явления повреждения, явления распада ИНДИКАТОР АДАПТАЦИОННО-ПРИСПОСОБИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗМА сердечно-сосудистая система дыхательная система
Важная роль в регуляции функций организма в ходе приспособительной деятельности, принадлежит вегетативной нервной системе Кушенко Алла Петровна 16 Проблема адаптации студентов в процессе обучения Наибольшие трудности – «ваготоники» и «симпатотоники»: у «ваготоников» адекватную мобилизацию физиологических ресурсов в процессе адаптации затрудняет сниженный уровень активности эрготропных структур; у большинства «симпатотоников» происходит истощение функциональных возможностей организма из-за исходно высокого уровня напряжения адаптационных механизмов.
Дезадаптация 17 Состояние удовлетворительной адаптации Состояние функционального напряжения механизмов адаптации Состояние неудовлетворительной адаптации Срыв адаптации предболезнь болезнь
Кушенко Алла Петровна 18
Определение эффективности адаптационных процессов Уровень функционирования физиологических систем 2. Степень напряжения регуляторных механизмов 3. Функциональный резерв 4. Степень компенсации 5. Уравновешенность элементов функциональной системы Кушенко Алла Петровна 19
Методы увеличения эффективности адаптации Кушенко Алла Петровна 20 специфические неспецифические активный отдых; закаливание; оптимальные (средние) физические нагрузки; адаптогены; терапевтические дозировки разнообразных курортных факторов повышение резистентности организма к какому-либо определенному фактору среды: холоду, высокой температуре, гипоксии и т. п.
Кушенко Алла Петровна 21
Графический диктант да – 1, нет - 0 В схеме возрастной периодизации онтогенеза , юношеский возраст определен как 17-21 год – для юношей и 16-20 лет – для девушек. В юношеском возрасте наблюдается схождение между идеальным и реальным «Я». Ведущей деятельностью в юности признается учебно-профессиональная деятельность Родоначальником теории психоанализа был Э. Эриксон Соматическое и социальное развитие, развитие сознательного «Я» - это пример альтернативной теории Кушенко Алла Петровна 22
6. Юношеский возраст связан с быстрым увеличением роста, завершением процессов формирования всех органов и систем, заканчивается половое созревание, заметно нарастает мышечная сила и работоспособность. 7. Период острой адаптации приходится на 1-2 курс, а завершается она к концу 3 курса 8. Стадия тревоги характеризуется усиленным выбросом адреналина в кровь, снижением деятельности щитовидной и половых желез, усилением каталитических процессов 9. Наибольшие трудности в адаптации испытывают «симпатотоники» и «ваготоники». 10. Неспецифические методы увеличения эффективности адаптации - основаны на повышении резистентности организма к какому-либо определенному фактору среды: холоду, высокой температуре, гипоксии и т. п. 23
Ответы 1010011110 Кушенко Алла Петровна 24