моя дипломная работа по теме Исследование как форма повышения эффективности результата на уроках естествознания

Шкудов Виталий Николаевич

Основные направления методики научных исследований и практическая направленность на уроках Естествознания

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon diplomnaya_rabota.doc305 КБ

Предварительный просмотр:

  Содержание

  1. Введение
  2. Предмет и методика преподавания естествознания.
  3. Основные задачи естествознания.
  4. История развития естествознания как науки.
  5. Межпредметные связи и приемственность в обучении по естествознанию.
  6. Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию.
  7. Основные идеи и принципы классического естествознания.
  8. Научно-познавательный интерес на уроках естествознания.
  9. Стандарты общего образования по естествознанию
  10. Исследование как форма повышения научно-познавательного интереса учащихся на уроках естествознания.
  11. Открытые уроки по естествознанию.
  12. Заключение
  13. фотоматериалы для наглядности на уроках естествознания.
  14. Список использованной литературы.

                         Введение

Естествознание является неотъемлемой и важной часть духовной культуры человечества. Знание его современных фундаментальных научных положений, мировоззренческих и методологических выводов является необходимым элементом общекультурной подготовки специалистов в любой области деятельности.

Естествознание – это наука о природе как единой целостности, которая представляет собой единую систему знаний, компонентами которой являются естественные науки, и которые, в свою очередь, тесно связаны между собой и взаимообусловлены.

В настоящее время спектр научных исследований в естествознании необыкновенно широк. Проблемы, которые возникают в этой весьма обширной области познания, самые разнообразные – от устройства и происхождения Вселенной до познания молекулярных механизмов существования уникального Земного явления – жизни.

В систему естественных наук, помимо основных естественных наук: физики, химии, биологии, географии, геологии, астрономии, включаются также междисциплинарные науки, стоящие на стыке нескольких традиционных наук, таких как: биофизика, биохимия, молекулярная биология, геофизика, астрофизика, геохимия и др., и даже науки, стоящие на стыке между естественными и гуманитарными дисциплинами (например, психология).

 


1.Предмет методики преподавания естествознания. Её задачи.

Современные социокультурные, экологические и экономические потребности человечества выдвигают естественные науки на одно из главных мест среди других наук..Высокий уровень развития естественных наук оказывает серьезное влияние на социум в целом, на его культуру и гуманизацию человеческих отношений. Отсюда следует необходимость широкого распространения естественнонаучных знаний как среди всего населения, так и на разных возрастных этапах. Эту ответственную миссию призваны выполнять педагогические науки, к числу которых относится и методика преподавания естествознания. Она изучает процессы ознакомления школьников с природой, развитие личности детей средствами учебного предмета естествознания, решая при этом ряд следующих конкретных задач.

1. Зачем  школьникам изучать природу? Отвечая на этот вопрос, методика естествознания исследует, определяет цели обучения в соответствии с социальным заказом общества, с учетом содержания передаваемой информации и возрастных психофизиологических особенностей учащихс 2. Чему учить  школьников в курсе естествознания?— экология, биология, география, физика, химия, минералогия, астрономия и др.

Однако содержание школьного предмета не может быть тождественным науке. Поэтому методика естествознания трансформирует научные знания в школьный учебный предмет, который отличается от науки и по объему содержания. В него включается краткая и только достоверная, научно доказанная, информация.

Трансформация научного знания идет также с учетом данных педагогики, психологии и физиологии о возрастных особенностях у

3. Как учить, развивать и воспитывать детей средствами естествознания? Результатом, продуктом исследования являются методы, приемы, средства и формы организации деятельности учителя и учащихся с учетом специфических особенностей содержания естествознания в школе. Важнейшая особенность естествознания — то, что объект его изучения — окружающая природа. Эта особенность требует применения соответствующих методов (преимущественно практических), форм организации учебной деятельности (экскурсии, практические, самостоятельные и внеурочные работы) и средств обучения (специфические учебники, учебные и наглядные пособия)

2.Методологические основы методики естествознания.Методологической основой методики естествознания является диалектический материализм и его теория познания. Поэтому данная методика рассматривает процесс учения как разновидность познавательного процесса вообще. научные знания об этом мире также объективны. Методика естествознания исследует процесс обучения в неразрывном единстве и взаимосвязи содержания, методов, форм и средств обучения; биологического и психического, социального и духовного сознания и самосознания .деятельности учителя и ученика, которая строится на объективном единстве целей. Методика естествознания должна относиться к процессу обучения как к постоянно изменяющемуся и совершенствующемуся на основе законов диалектики (переход количества в качество, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания), а соответственно — к личности ученика, как к постоянно развивающейся и саморазвивающейся не только в связи с изменением возраста, но и под влиянием воздействующих факторов, прежде всего — процесса обучения. Диалектический закон о переходе количества в качество постоянно действует в процессе обучения. Ребенок накапливает фактические сведения, от них мысль переходит к гипотезе, от нее — к доказательству, а затем — к обобщению, в процессе которого формируется новое знание на ином качественном уровне. Процесс обучения нельзя рассматривать вне диалектического закона о развитии как борьбе противоположностей. деятельность учителя и ученика как две стороны процесса обучения не только взаимосвязаны, но и взаимно противоположны. Например, нередко противоречивы требования учителя и возможности ученика. В определенные периоды развития общества возникают противоречия между требованиями общества к школе и реальным состоянием этого процесса. Методика естествознания не может не учитывать и следующий закон диалектики — отрицание отрицания, который также полностью проявляет себя в процессе обучения. Примером этого может быть преемственность в обучении, когда полученное ранее знание углубляется, совершенствуется и формируется на новом уровне. Так происходит движение от понятия «части растения» к понятию «органы растения»; от понятия «размножение как простое увеличение числа особей» к понятию «размножение как биологический процесс ».

Основные методы применяемые в естествознании.

.Характеристика основных методов исследования, применяемых в естествознании.Методика естествознания — наука развивающаяся. Она исследует и разрабатывает новые, а также совершенствует уже известные положения, используя при этом как эмпирические, так и теоретические методы исследования.Характерной особенностью эмпирических методов исследования является чувственная воспринимаемость объектов, а результаты их выражаются в установлении фактов, первоначальных эмпирических обобщениях. Рассмотрим виды эмпирических методов.Любое исследование в области методики преподавания естествознания включает в себя метод ретроспективы, который позволяет изучать методическое наследие по литературным источникам, устанавливать достигнутое, выявлять неясные и спорные суждения. Для установления необходимых фактов огромное значение имеет обследование реального учебного процесса. При этом применяются такие методы, как наблюдение, беседа, анкетирование, интервьюирование, изучение школьной документации. Наблюдение это непосредственное целенаправленное восприятие педагогического процесса. Исследователь получает конкретный фактический материал, т. е. данные, характеризующие особенности конкретного учебного процесса. Беседа применяется для получения необходимых разъяснений того, что было недостаточно ясно при наблюдении. Беседа может возникнуть спонтанно либо по заранее намеченному плану; она ведется без записей, в свободной форме. Интервьюирование — это разновидность беседы. Метод перенесен из социологии. Исследователь придерживается заранее намеченных вопросов в определенной последовательности. Анкетирование метод массового сбора материала с помощью анкет. Ответы на вопросы анкет пишут те, которым адресованы анкеты. Анкетирование применяется с целью получения таких данных, которые нельзя получить другим путем. Например, не всегда испытуемый открыто может высказать свое отношение к изучаемому педагогическому явлению.

Изучение школьной документации — журналов, личных дел учащихся, протоколов собраний, совещаний, работы методических объединений и т. п. — поможет найти многие объективные данные, которые помогут выяснить некоторые закономерности. Изучение работ учащихся — письменных, графических, творческих — поможет изучить индивидуальность каждого ученика, его отношение к работе, наличие тех или иных способностей и т. п. Однако судить об эффективности педагогических воздействий, о ценности методических находок, давать новые рекомендации практике позволит эксперимент — специально организуемая проверка того или иного метода, приема, средства и т. п. с целью выявления его действенности, эффективности. Эксперимент предполагает создание чего-то нового. В школе он проводится без нарушения нормального хода учебного процесса, когда достаточно оснований полагать, что проверяемое нововведение может способствовать повышению эффективности обучения или хотя бы не вызовет нежелательных последствий. Это естественный эксперимент. Он обязательно предполагает наличие более или менее равнозначных двух групп учащихся: контрольных, которые работают в обычном режиме (по обычной методике, с обычным содержанием) и экспериментальных, где в режим, содержание или методику привносится исследуемый компонент. Последний предполагает обязательную разработку экспериментальных материалов.. Таков лабораторный эксперимент. В исследованиях по методике естествознания он применяется крайне редко. Как и при обследовании, в ходе эксперимента применяются наблюдение, беседа, интервьюирование, анкетирование, проводятся устные и письменные проверки. Понятно, что на этом эмпирическом уровне исследование не может остановиться.

На этапе осознания добытых фактов применяются теоретические методы исследования. К ним относятся сравнение, противопоставление, аналогия, систематизация, классификация, вскрытие причин, обобщение. Они тесно связаны между собой и взаимопроникают друг в друга. С помощью теоретических методов выявляются проблема и актуальность исследования, определяются гипотеза, цели и задачи. Третья группа методов исследования — это методы математической статистики. Они позволяют выявить количественные характеристики, аргументирующие качественные выводы. Математическими методами являются следующие:   регистрация — число успевающих и неуспевающих; посещавших и непосещавших занятия; выполнивших работу с такой-то оценкой и т. п.; ранжирование — расположение собранных данных в порядке убывания или нарастания каких-либо показателей, определение места в этом ряду каждого из исследуемых компонентов; шкалирование введение цифровых показателей в оценку отдельных сторон педагогических явлений; обычно здесь применяются тесты на выборку; определение средних величин — среднее арифметическое

История развития естествознания как науки.

. Вопросы преподавания  естествознания начались в 18-19 веке. В России до Петра I учение сводилось к обучению грамоте и письму и носило частный характер. Петр I впервые учредил цифирные школы, предназначенные для обучения детей всех сословий. Никаких знаний о природе дети в этих школах не получали, т. к. содержание естественных наук противоречило религии, а их изучение считалось греховным делом. потом Ломоносов. Он энергично выступал против боязни естественных наук, обращал особое внимание на большое практическое значение знаний о природе, горячо боролся за введение естествознания в русскую школу. Борьба Ломоносова за включение учебного предмета «Естествознание» в русскую школу привела к некотором переменам в народном образовании. Уставом 1786 г. в России была введена общеобразовательная школа, состоящая из двух типов училищ — малых двухгодичных в уездных городах и главных пятигодичных в губернских. городах. В IV классе главных училищ преподавалась естественная история.. большое влияние оказали идеи великого славянского педагога Яна Амоса Коменского (1592-1670).

С развитием торгового и промышленного капитала возросла потребность в развитии естественных наук. Недовольство буржуазии классическим образованием вынудило Министерство уже в 1843 г. Русские уче,ные — И. Е. Дядьковский, П. Ф. Горянинов, А. Н. Бекетов, К. Ф. Рулье и др. — основываясь на экспериментальном изучении законов природы, сформулировали важнейшие теоретические принципы, ставшие основой учения об эволюционном развитии природы. Они доказывали, что изучать природу надо с младшего школьного возраста, т. е. с 7 лет. В этом плане интересны работы доктора Ястребцева. В самой вещи: 1) она из всех наук самая понятная для детей; 2) ей можно учить детей с весьма раннего возраста; 3) она служит умственному и физическому развитию; 4) она вооружает знаниями, которых требует данное время»4. И далее: «Натуральная история доступна для слабого ума, но и сильный ум не найдет ее слишком легкою»5. При этом Ястребцев доказывает важность изучения природы на экскурсиях, прогулках, в ходе работы с натуральными пособиями в классе. Известный в то время педагог Александр Ободовский писал Обучение естественной истории будет тем занимательнее и тем успешнее, чем более будет соединено с наглядностью, Натуральное собрание и хорошие изображения для сего необходимы. Вторая половина XIX века совпала с оживлением прогрессивных настроений во всех сторонах жизни русского общества. Наступил период интенсивного развития капитализма в России. Огромных успехов добилось научное естествознание. Профессор Московского университета К. Ф. Рулье (1814—1858) выдвинул идею эволюции органического мира и сделал это несколькими годами раньше выхода в свет знаменитого труда Ч. Дарвина о происхождении видов. Появились работы И. М. Сеченова (1829—1905), А. О. Ковалевского (1840-1901), В. О. Ковалевского (1842-1883), К. А. Тимирязева (1843-1920), И. И. Мечникова (1845-1916). Естествознание превращалось в науку, вскрывающую связи и формы взаимодействия процессов природы и доказывающую тем самым материальность и единство органического мира. Француз Л. Пастер (1822-1895) и немец Р. Кох (1843-1910) сделали замечательные открытия в области микробиологии. М. Шлейден (1804— 1881) и Т. Шванн (1810—1882) исследовали строение клетки и сформулировали важные положения клеточной теории. К концу XIX века в биологии все более отчетливо стали выделяться как самостоятельные науки цитология, генетика, экология, эволюционное учение. Аналогичный подъем переживала и география. Расширение географических исследований во второй половине XIX века связано с активной деятельностью русского географического общества, во главе которого стоял талантливый исследователь природы Средней Азии П. П. Семенов-Тян-Шанский (1827—1914). Большой вклад в исследование природы России и сопредельных с ней территорий внесли в этот период Н. А. Северцов (1827—1885), А. П. Федченко (1844-1873), И. В. Мушкетов (1850-1902), А. Н. Краснов (1862-1914) и др. Как и в биологии, в географии происходил процесс дифференциации: выделились геология, ботаническая и зоологическая география, климатология, почвоведение. Такой подъем в общественной и научной жизни страны не мог не отразиться на школьном деле. Решался вопрос о структуре и содержании начального естествознания: оно не должно было быть ни геологией, ни ботаникой, ни зоологией, а представлять собой единый предмет.

5 .Межпредметные связи и преемственность в обучении  естествознанию.

 Естествознание выступает как часть, как подсистема в единой системе школьных учебных предметов и «по горизонтали», и «по вертикали». Поэтому возникает необходимость рассмотреть межпредметные связи и преемственность в естественнонаучном начальном образовании. Межпредметные связи в обучении, по определению В. Н. Федоровой, представляют собой отражение в содержании учебных дисциплин взаимосвязей, которые существуют объективно и познаются современными науками. Поэтому межпредметные связи можно рассматривать как эквивалент межнаучных связей. Межпредметные связи в учебном процессе позволяют исключить повторы в разных учебных предметах, углубить изучение материала без дополнительных временных затрат, реализовать взаимную систематизированную согласованность, стимулировать учащихся к применению знаний в повседневной жизни. Межпредметные связи рационализируют учебный процесс в целом.

Реализации межпредметных связей способствуют синхронистические таблицы, в которых по времени расписано содержание учебного материала в разных учебных предметах. Синхронистическая таблица наглядно покажет возможности перестановки учебного материала в плане согласованности содержания, форм и методов обучения Например, часто в художественных произведениях описываемые объекты природы разговаривают, используя человеческую речь. Научное знание о том, что растения, животные, грибы не владеют вообще речью, позволяют сделать вывод, что это художественный (чаще сказочный) прием автора и т.п. Не менее тесна связь естествознания с учебными предметами эстетического цикла. Образы, полученные в ходе наблюдений в природе, широко используются детьми в изобразительной деятельности. Имеются возможности связать естествознание с математикой. Так, содержание задач можно разрабатывать на не выдуманном материале, а использовать количественные характеристики из жизни природы. Преемственность в обучении. Понятие преемственности в педагогической литературе имеет довольно разносторонний диапазон толкований, но, в основном, авторы сходятся в том, что преемственность предполагает определенную последовательность и поэтапность знаний, умений, навыков, способов деятельности, которыми предстоит овладеть ученику «по вертикали» обучения. В этом понятии выделяют три взаимосвязанных элемента: — необходимая связь и соотношение между частями данной образовательной области на разных этапах обучения; — взаимосвязь методов, приемов, форм обучения;

— определенные последовательно возрастающие требования к результативности обучения, воспитания, развития. Преемственность в учебном процессе имеет большое значение. Она дает возможность постепенно увеличивать объем понятий и способов действий, а также образовывать у учащихся целостного представления о научном знании данной области науки; влияет на мотивацию учения; позволяет учителю применять в учебном процессе продуктивные способы обучения, исследовательские и поисковые ситуации. Тем самым активизировать познавательную деятельность учащихся, постепенно увеличивать нагрузки на учащихся. примеры реализации преемственности в естественнонаучном образовании. В процессе изучения естественнонаучных курсов в начальной школе дети ведут наблюдения за погодой. Эти данные составляют хорошую основу при формировании в курсе географии понятий «погода» и «климат», при характеристике климата природных зон. Знание частей растений и умение их различать помогут учащимся усвоить материал курса биологии об органах растений.

Урок как основная форма организации учебного процесса по естествознанию.

Урок как форма обучения существует более 300 лет. Попытки замены урока другими организационными формами пока остаются на уровне эксперимента. Как любая педагогическая категория урок имеет свои характерные признаки: — урок проводится со стабильной группой учащихся определенного возраста и более или менее одинакового уровня подготовки; — урок ограничен во времени; обычно он продолжается от 35 до 45 мин. Урок выполняет определенные функции: — образовательные, решающие задачи формирования и развития знаний, умений и навыков; — воспитательные, решающие задачи патриотического, экологического, эстетического, нравственного, трудового, санитарно-гиги-енического воспитания; — развивающие, решающие задачи развития личностных качеств учащихся, их памяти, мышления, речи, мировоззрения, экологической, этической, эстетической и санитарно-гигиенической культуры, творческих способностей, навыков учебного труда. В зависимости от цели, содержания урока и выбранных для него методов обучения намечается его тип.  Каждый урок строится по определенной структуре. Под структурой понимается совокупность рабочих моментов, этапов, их порядок, обусловленных внутренней логической связью. В структуре урока обычно выделяют следующие этапы: 1) организация начала урока; 2) повторение и закрепление изученного на предыдущем уроке, а иногда и нескольких предыдущих уроках; 3) изучение нового материала; 4) закрепление нового материала; 5) обобщение и вывод по изученному материалу на уроке; 6) домашнее задание. Эта структура присуща и урокам начального естествознания. Однако она варьирует в зависимости от типа урока, его конкретного содержания и применяемой методики. Вводный урок. Обычно такой урок проводится в начале учебного года как введение в предмет, а в начале темы как введение в тему. На введение в тему, как правило, отводится небольшое время на первом по данной теме уроке. Поэтому в практике изучения естествознания в  школе проводится всего четыре таких урока. в нем нет повторения знаний предыдущего урока. Урок начинается с выяснения понимания детьми сущности названия учебного предмета. Если в прошлом году дети уже изучали такой предмет, а в этом году идет его продолжение,  Далее учитель сообщает, что в этом учебном году продолжается знакомство с природой; называет вопросы, которые будут рассмотрены, Нередко в учебнике помещается текст «Введение».  В качестве домашнего задания может быть предложено провести наблюдения по теме следующего урока. Смешанный, или комбинированный, урок. на нем почти всегда имеют место все названные структурные компоненты урока. обычно начинается с организационного момента, имеющего своей целью установить в классе рабочее настроение, мобилизовать. внимание учащихся на предстоящую работу., не более одной минуты. Повторение и проверка изученного на предыдущем, а также повторение ранее изученного занимает 8—10 мин урока, но в исключительных случаях продолжительность этого этапа может продолжаться 15 мин. Не следует отводить больше времени на этот вид. Изучение нового материала — самая важная часть урока, поэтому на нее отводится обычно до 25 мин. эффективно. Достичь этого можно применением разнообразных методов и приемов. Начинается с вводной беседы, которая позволяет ребенку оживить имеющиеся у него знания по данной теме и Здесь же воспроизводится содержание проведенных во внеурочное время наблюдений. не нуждаются ли знания детей в коррекции. От такой беседы зависит дальнейший ход изучения нового материала.

Часть новой информации учитель может передать классу, применяя метод рассказа, На этапе изучения нового материала могут быть выступления учащихся с короткими сообщениями  В перечисленных выше примерах изучения нового материала ведущую роль играют словесные методы с применением разных видов наглядных пособий.

Часть новых знаний ребенок может получить в ходе самостоятельной работы с различными наглядными пособиями, ,

При изучении нового материала могут быть проведены практические и лабораторные работы. Для их проведения применяют главным образом практические методы: определение и распознавание признаков, наблюдение, эксперимент, моделирование. А теперь послушайте, как поэт сказал о том, что наблюдал. Учитель читает хорошо известное стихотворение И. Бунина «Лес — точно терем расписной...». Изучение нового материала завершается его закреплением. Функционально этот этап урока является очень важным.. Кроме того, закрепление систематизирует изученное на уроке и подводит к обобщению. На закрепление отводится 3—5 мин урока. Формы и методы закрепления те же, что и при изучении нового материала. Домашнее задание можно давать не на каждом уроке, но на смешанных уроках оно, как правило, необходимо.  Предметный урок. В методической литературе имеет и другие названия: урок работы с раздаточным материалом, урок с практическими работами. Сущность такого урока заключается в том, что объект для изучения передается в руки ученика, и ведущими формами деятельности детей являются практические и лабораторные работы. Последние могут быть организованы как фронтальные или групповые, либо индивидуальные. Роль данного типа уроков в учебном процессе очень велика. Они позволяют накопить определенный запас конкретных представлений о предметах и явлениях природы, что, как уже указывалось выше, является основой формирования и развития понятий, суждений, умозаключений. На этих уроках развиваются важные практические умения и навыки. Таковы, например, умения работать с приборами, лабораторным оборудованием и др. Совершенствуются органы чувств, развивается наблюдательность, настойчивость, умение преодолевать трудности и доводить дело до конца и т. п. Основное время (25—28 мин) отводится на изучение нового материала. Видное место здесь занимает закрепление и обобщение учебного материала — 7—10 мин. урока. Остальное время распределяется между организацией класса на урок и домашним заданием. В домашнее задание наряду с заданием закрепить содержание знаний урока учащимся может быть предложено провести дома или в природе (со взрослыми) аналогичные наблюдения, опыты.

практических методов. Урок-экскурсия. В методике природоведения нет устоявшегося мнения о том, чем является экскурсия. Одни авторы считают экскурсию методом. Другие, хотя и относят экскурсию к организационным формам, считают ее особой формой. Мы не разделяем мнение о том, что экскурсия — метод. В самом деле, источником знаний на экскурсии является не сама по себе экскурсия, а наблюдения, которые выполняют дети в природе, в музее, в заповеднике и т. п. Чтобы отличить метод от формы, надо установить, что же является источником знания. Мы не считаем экскурсию и особой формой организации деятельности учащихся. Здесь речь идет об обязательных учебных экскурсиях, определенных программой, направленных на ее выполнение. Такой экскурсии присущи все признаки урока, которые нелишне напомнить здесь: она проводится со стабильной группой учащихся примерно одинакового возраста и одинаковой подготовки, имеет определенную продолжительность, такую же, как все другие уроки в данном классе и в данной школе, она обязана выполнить те же функции, что и другие уроки Если экскурсия проводится в природу, то накануне надо побывать на месте экскурсии, наметить объекты для изучения, направления передвижения экскурсантов, определить возможности экскурсионных сборов, продумать, а затем и подготовить оборудование, которое необходимо для работы на экскурсии. посоветовать им, как надо одеться.  Следующий этап — это сама экскурсия. Она начинается с вводной беседы,. Обобщающий урок обычно строится на материале отдельной темы или учебного предмета в целом.  Важнейшей задачей обобщающих уроков является раскрытие сущности природоведческих понятий, установление взаимосвязей между объектами и явлениями природы, а на их основе — первоначальное знакомство с некоторыми закономерностями

Основные идеи и принципы классического естествознания.

В изучении развития материи современной наукой сделаны такие серьезные шаги, что сейчас можно с полным правом говорить о превращении идеи развития, эволюции в норму научного мышления для целого ряда областей знания.

Термин "эволюция" имеет несколько значений, однако чаще всего он используется как синоним развития. Так, И.И.Шмальгаузен определяет эволюцию как закономерный процесс исторического развития организма. Иногда термин "эволюция" используют в более узком смысле, понимая ее как одну из форм развития, которая противопоставляется революции.

Эволюция и революция рассматриваются как взаимообусловленные стороны развития, выступая против абсолютизации какой-либо из них. В любых процессах развития естественно наличие чередующихся участков: эволюционных и революционных.

Эволюция в широком смысле - представление об изменениях в природе и в обществе, их направленности, порядке, закономерностях; определенное состояние какой-либо системы рассматривается как результат более или менее длительных изменений ее предшествовавшего состояния; в более узком смысле - представление о медленном постепенном количественном изменении.

Эволюция в биологии - это необратимое историческое развитие живой природы. Определяется изменчивостью, наследственностью и естественным отбором организмов. Сопровождается приспособлением их к условиям существования, образованием видов, преобразованием биогеоценозов и биосферы в целом.

Эволюционная идея зародилась и развилась в XIX в. в качестве оппозиции представлению о неизменности мира, но своего апогея она достигла в нашем столетии, и ее принятие можно считать достижением XX в.

В прошлом веке идея неизменчивости органического мира нашла свое яркое выражение в лице Ж.Кювье. Кювье исходил из своей теории постоянства и неизменности видов и ее двух основных принципов - принципа корреляций и принципа условий существования. Неизменность вида входила, согласно Кювье, в организованность, упорядоченность природы. Его теорию катастроф, или смену фаун и флор, в данной органической области можно назвать теорией эволюции при неизменности видов, теорией нарушения гармонии природы только в результате катастрофических событий общеземного масштаба.

Теория типов, теория гармонии природы и теория неизменности видов прекрасно согласовались друг с другом и составляли фундамент естествознания первой половины XIX в.

Познавательная ценность этих представлений об устойчивости органического мира была огромна. Представления о неизменности видов легли в основу их классификации. Теория типов позволяла делать прогнозы. Гениальная эволюционная идея Ламарка, на полстолетия опередившего свое время, не нашла отклика отчасти потому, что, ополчившись на постоянство вида, он направил свою полемику и против его реальности.

Ч.Дарвин впервые обосновал эволюцию и убедил своих современников именно потому, что он сочетал признание реальности вида с научной теорией его изменяемости.

В XX в. идею гармонии природы сменила идея эволюции. Принцип гармонии природы, теория типов и представление об устойчивости вида отодвинулись в сознании людей на задний план, а многим казались опровергнутыми. С течением времени, однако, полное обоснование эволюционной идеи породило свою противоположность. В науке XX в. вновь возродилась идея устойчивости. И с тем же благородным рвением, с каким человеческая мысль разрушала теорию типов и теорию неизменности видов, она устремилась на поиски механизмов поддержания устойчивости.

В.И.Вернадский сумел раскрыть на уровне биосферы в целом взаимодействие эволюционного процесса и идеи устойчивости живой природы. В 1928 г. В.И.Вернадский писал: "В геохимическом аспекте, входя как часть в мало изменяющуюся, колеблющуюся около неизменного среднего состояния биосферу, жизнь, взятая как целое, представляется устойчивой и неизменной в геологическом времени. В сложной организованности биосферы происходили в пределах живого вещества только перегруппировки химических элементов, а не коренные изменения их состава и количества - перегруппировки, не отражавшиеся на постоянстве и неизменности геологических - в данном случае геохимических процессов, в которых эти живые вещества принимали участие.

Устойчивость видовых форм в течение миллионов лет, миллионов поколений, может, даже составляет самую характерную черту живых форм".

По сложившемуся общему мнению, вершиной творчества Вернадского является учение о биосфере и об эволюционном переходе ее под влиянием человеческого разума в новое состояние - ноосферу: "Масса живого вещества, его энергия и степень организованности в геологической истории Земли непрерывно эволюционировали, никогда не возвращаясь в прежнее состояние. Преобразования в поверхностной оболочке планеты под влиянием деятельности человека стали естественным этапом этой эволюции. Вся биосфера, изменившись коренным образом, должна перейти в новое качественное состояние, сферу действия человеческого разума". Переводя теорию Дарвина на язык кибернетики, И.И. Шмальгаузен показал, что само преобразование органических форм закономерно осуществляется в рамках относительно стабильного механизма, лежащего на биогеоценотическом уровне организации жизни и действующего по статистическому принципу. Это и есть высший синтез идеи эволюции органических форм с идеей устойчивости и идеей постоянства геохимической функции жизни в биосфере. Так воедино оказались слитыми и вместе с тем поднятыми на новый современный уровень концепции Кювье, Дарвина, Вернадского.

Основные направления поиска в эволюционной теории - это разработка целостных концепций, более адекватно отражающих системный характер изучаемых явлений.

Общепризнанным является тезис о движении как атрибуте материи, и встает вопрос, можно ли считать атрибутом материи развитие. Эти проблемы оживленно дискутируются, и на сегодня общепризнанной точки зрения нет. Существует точка зрения, что движение - более общий момент, а развитие - частный случай движения, т.е. развитие не является атрибутом материи. Другая точка зрения настаивает на атрибутивном характере развития. Решение вопроса об атрибутивном характере развития связано с тем содержанием, которое вкладывается в понятие "развитие". Обычно выделяют три подхода:

- развитие как круговорот;

- развитие как необратимое качественное изменение;

- развитие как бесконечное движение от низшего к высшему.

Эти подходы справедливы, когда речь идет не о материи вообще, а о каком-либо материальном образовании.

К материи в целом, материи как таковой понятие развития приложимо, но не в том смысле, в каком мы говорим о развитии отдельных предметных областей. Материя как объективная реальность - это именно вся совокупность вещей и явлений окружающего нас мира. Она непрерывно развивается, и это развитие не означает ничего иного, кроме непрерывного развития всех ее конкретных проявлений. Материя есть предельно общая философская категория, а естествознание всегда имело, и будет иметь дело с "материей на данном уровне проникновения в нее".

Научно-познавательный интерес на уроках естествознания.

В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний. В связи с этим вначале выполнения дипломного проекта нами была поставлена цель, исследовать данную проблему и найти пути ее решения.

Физика занимает особое место среди школьных дисциплин. Как учебный предмет она направлена на формирование у учащихся научной картины мира. Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности.

Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям. " Наличие познавательных интересов у школьников способствуют росту их активности на уроках, качества знаний, формирование положительных мотивов учения, активной жизненной позиции, что в совокупности вызывает повышение эффективности процесса обучения", - писала Ланина И. Я. На протяжении всего курса физики, при изучении каждого физического явления или закона необходимо показать, как эти законы или явления используются на практике.

Одним из эффективных средств и методов является решение качественных задач. Главная особенность качественных задач состоит в том, что в них внимание акцентируется на качественной стороне физических явлений, свойств тел, вещества, процессов. Решение задач неотъемлемая составная часть процесса обучения физике, поскольку она позволяет формировать и обогащать физические понятия, развивать физическое мышление учащегося и их навыки применения знаний на практике. Тульчинский М. Е. писал: " Решение качественных задач способствует более глубокому усвоению материала, развивает сообразительность, мышление, вызывает интерес к физике". Качественные задачи вызывают больший интерес, если в них предлагается дать объяснение тем или иным явлениям природы или фактам, с которыми школьники сталкиваются в жизни. " Проблема, с которой сталкивается любой педагог заключается в том, что ни содержание стандартных школьных задач, ни процесс их решения обычно не вызывают у учащегося познавательного интереса и желания работать. А отсутствие интереса к познанию оборачивается скукой на уроке, бездельем, моральным вредом"- писал Елькин В. И. . Каменецкий С. Е. и Орехов В. П. утверждают, что качественные задачи, а именно " их решение оживляет урок, повышает интерес к физике". Об этом же писал Бугаев А.И.:" В целях развития и поддержания интереса к физике применяют так называемые занимательные или качественные задачи, оживляющие урок". Качественные задачи, связанные с конкретными предметами, легко воспринимаются учащимися и те их решают охотнее, чем количественные. В процессе решения качественных задач прививаются навыки наблюдать и умение различать физические явления в природе, быту, технике, а не только в физических кабинетах. Развивается смекалка, сообразительность, творческая фантазия.

В процессе выполнения дипломного проекта, нами было проанализировано множество различных сборников задач и установлено, что в них преобладают задачи, в которых рассматриваются абстрактные тела (предмет, груз, материальная точка и др.) и технические объекты (самолет, ракета, велосипед и др.). Задачники представляют физику либо как абстрактную науку, либо как чисто техническую, не связанную с живой природой, биологией, анатомией, медициной, жизнью человека. Поэтому для многих учеников она не интересна. Нужно стремиться сообщать ученику не только новые знания, но и помогать ему глубже и лучше познать то, что он уже знает, то есть сделать "живыми" уже имеющиеся у него основные научные сведения, научить сознательно ими распоряжаться, пробудить желание применить их. Успех обучения выражается в сформированности способности мыслить, а мыслить человек начинает тогда, когда у него возникает потребность что-либо понять. Один из способов дать толчок к активной мыслительной деятельности ребят - предложить им интересные учебные задачи. А интерес проявляется тогда, когда задача затрагивает реальный мир, жизненные ситуации, встречающиеся каждому человеку. Ланина И. Я. указывает на то, что, на начальном этапе обучения решению задач необходимо использовать задачи с занимательными сюжетами с целью удовлетворения таких потребностей личности, как стремление к романтике, необычности, расширению сферы интересов, не связанных с учебным предметом. Но и в старших классах, продолжает автор, подобные задачи тоже нужны ввиду того, что подросткам 9-11 классов характерно глубоко личностное отношение к предмету. В этом возрасте важно, чтобы задачи были внутренне приняты учащимися. Учет личных интересов учащихся необходим для того, чтобы создать условия для самоутверждения личности ученика, проявления и раскрытия способностей, в наиболее интересующей его области, но, как верно указывает И. Я. Ланина вследствие" экономии" места " хорошие " задачи представлены " сухим языком", без надлежащего введения, которое бы захватывало, интриговало и привлекало внимание учащегося. Володарский В. Е., рассматривая проблему постановки задачи, указывает на " внешнюю занимательность" и " внутреннюю занимательность" задач. Смысл этих терминов в том, что задача интересна, может быть своим содержанием несущим новое, весьма полезное и красивое, с точки зрения ученика знание, или имеющих внешнюю форму, вызывающую интерес ввиду необычности способа предъявления, то есть занимательные задачи (задачи- рассказы, задачи- парадоксы, задачи- фокусы).

В процессе изучения поставленной проблемы была выдвинута гипотеза: учителю для формирования познавательного интереса необходимо средство обучения в виде сборника качественных задач. Задачи, в содержании которых, рассматриваются физические явления в природе, быту, производстве. Ситуации, которые учащиеся наблюдали или могли наблюдать, вопросы, ответ на которые интересует большинство учащихся. При таком условии эффективность формирования познавательного интереса возрастет, так как облегчит учителю поиск таких задач, и высвободит время для творческого планирования урока. Объект исследования - формирование познавательного интереса учащихся. Предмет - сборник качественных задач как средство формирования познавательного интереса.

Многое в сфере занимательности, в области теории и практики, сделали такие авторы, как Тульчинский М. Е., Ланина И. Я., Щукина Г. Н., Усова А.В. и многие другие. Перельман Я.И. отмечал, что занимательные задачи помогут углубить и оживить имеющиеся знания по физике, повысят интерес, облегчат понимание, и будут способствовать более сознательному и прочному усвоению знаний. Автор пишет: "возбудить деятельность научного воображения, приучить читателя мыслить в духе физической науки и создать в его памяти многочисленные ассоциации физических знаний с самыми разнородными явлениями жизни, со всем тем, с чем он обычно входит в соприкосновение". Однако по нашему мнению, для того чтобы эффективно осуществлять эту деятельность необходимо соответствующее средство обучения. С уверенностью можно сказать, что на данный момент в распоряжении учителя, нет такого сборника задач, который содержал бы в себе только качественные задачи, напрямую связанные с жизнью и направленные на объяснение или предсказание наблюдаемого явления или процесса, протекаемого в природе, быту, на производстве, объяснение свойств предметов. Задачи, которые были бы адаптированы к требованиям государственного стандарта и современных программ обучения.

Новизной решения данной проблемы на наш взгляд является то, что составлен сборник " жизненных" задач, открыв который учащийся мог бы узнать" Почему небо голубое?", " Почему, возвращаясь из магазина с тяжелой сумкой, ручки больно врезаются в ладони, и как это предотвратить?". "Чем объясняется расцветка крыльев жуков, стрекоз и прочих насекомых?", и многие другие интересные сведения об окружающем мире. Ученики очень заинтересованы в решении этих вопросов, активно мыслят, больше работают с учебником, тем более что ответы на задачи можно найти в нем. Предлагаемые в сборнике задачи являются сюжетной основой для преобразования их в занимательную форму. На наш взгляд очень интересны задачи - рассказы. Они необычны своей формой предъявления и широким воспитательным воздействием. Задача, представленная как собственный эмоционально - чувственный опыт рассказчика, вызывает доверие и неподдельный интерес. Воспитание в такой форме осуществляется более естественно, когда ученик не только понимает, но и чувствует, что для учителя ценно, чем он дорожит. Эти на наш взгляд важные знания легче принимаются учащимися. Задачи - рассказы могут быть разными в зависимости от поставленных целей обучения и воспитания. Для примера рассмотрим два рассказа, в основе которых одно и тоже предметное знание, но при этом решаются разные воспитательные задачи. Тексты задач тщательно продуманы и составлены в соответствии с педагогическими целями обучения и воспитания. Данные задачи являются практической реализацией принципа воспитывающего обучения.

Приемы обучения в естествознании.

Характеристика наглядных методов обучения начального естествознания.

Б. П. Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности.  По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения..Е. Райков составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака: характер восприятия учебного материала и направление логического процесса. На основании этого он выделил три группы методов: словесные, наглядные, моторные.  Применение наглядных методов в преподавании тесно связано с реализацией принципа наглядности. Однако эти понятия не идентичны. Наглядность как принцип обучения реализуется при любых методах. Функцию же метода наглядность выполняет тогда, когда становится основным источником знаний, приемов практических действий, развивающего и воспитывающего воздействия на ученика. Наглядные пособия широко применяются при словесных методах. Наглядные пособия в наглядных методах являются источником самостоятельных рассуждений, обобщений, умозаключений. Ценно, что применение этих методов достаточно повышает активность учащихся, их самостоятельную познавательную деятельность. Наглядность позволяет исключить вербализм в преподавании природоведения, создает хорошие условия для практикования знаний. Велико и развивающее воздействие наглядных методов на ученика: они развивают эмпирическое мышление, без которого невозможно развитие мышления теоретического, совершенствуют речь, наблюдательность, умения самооценки и самоконтроля, творческое воображение, навыки учебного труда и т. д. Трудности применения наглядных методов связаны, прежде всего, с наличием самих объектов для изучения и вспомогательного оборудования. Изучение природы с помощью демонстрации натуральных объектов позволяет формировать достаточно полные и достоверные представления об изучаемом объекте, облегчает формирование представлений об объектах и явлениях природы, которые по разным причинам не могут быть изучены в самой природе.

Применение метода демонстрации изображений природных объектов и явлений имеет большое значение при изучении природоведения. Оно также позволяет формировать представления детей о предметах и явлениях природы. Это особенно важно в тех случаях, когда природный объект невозможно представить детям в натуре .во взаимосвязях с этой средой. Метод изучения природы с помощью демонстрации опытов применяется в тех случаях, когда предмет или явление необходимо изучить в условиях, которые искусственно изменяются или в них привносится некоторый искусственный элемент. Опыты могут быть кратковременными, проведенными за один урок, но могут быть и длительными

.Характеристика словесных методов обучения.

Б. П. Есипов считает, что методы — это способы работы учителя и учащихся, при помощи которых достигается овладение знаниями, умениями и навыками, формируется мировоззрение учащихся, развиваются их способности. По определению Ю. К. Бабанского, метод — это способ упорядоченной, взаимосвязанной деятельности преподавателя и обучаемых, направленный на решение задач образования, воспитания, развития в процессе обучения. . Е. Райков составил бинарную номенклатуру методов, положив в основу классификации два признака: характер восприятия учебного материала и направление логического процесса. На основании этого он выделил три группы методов: словесные, наглядные, моторные.. Словесные методы. В процессе обучения естествознанию важным источником знаний является устное или печатное слово. Слово — самый старый, а когда-то и единственный способ воздействия на учащихся. полных представлений о природных объектах и явлениях, без чего процесс осознанного усвоения теории невозможен. Лекция в процессе преподавания начального природоведения не применяется, поэтому не будем останавливаться на ее характеристике. Рассказ — это последовательное описательное изложение учебного материала. Рассказ применяется в тех случаях, когда нужно сообщить новую информацию, которая не опирается ни на жизненный опыт учащихся, ни на ранее изученное, ни на наблюдения. природоведения не должен превышать 5—7 мин к концу обучения в начальной школе. Такая продолжительность рассказа должна нарастать постепенно, Он слабо развивает творческое мышление детей. Беседа — метод обучения, с помощью которого учитель путем целенаправленной постановки вопросов мобилизует знания и практический опыт учащихся, подводит их к новому знанию. Основным структурным компонентом беседы является вопрос. Вопросы должны опираться на имеющиеся знания и опыт учащихся, помогать детям открывать новые знания Беседа может строиться индуктивно и дедуктивно. учитель имеет возможность получать обратную связь об уровне познавательном и уровне развития большой группы учащихся за относительно короткое время. Однако этот метод дробит знания учащихся, затрудняет их обобщение и возможность целостного восприятия учебного материала, не приучает учащихся передавать научные знания в связной форме. Объяснение последовательное изложение учебного материала, имеющее характер доказательства, рассуждений с формулированием вывода. Разновидностью объяснения является инструктаж к выполнению наблюдений, опытов, практических работ, к различного рода самостоятельным работам, в том числе с тетрадью, учебником, наглядными пособиями. Метод объяснения имеет свои достоинства, т. к. способствует формированию навыков учебного труда, практических умений и навыков, развивает мышление и внимание. В то же время он требует от  ученика большого напряжения внимания и мысли, поскольку в нем каждое последующее положение вытекает из предыдущего, связано с ним. Поэтому даже небольшой пропуск объяснения лишает ученика воспринять его в целом, а значит — последовательно и качественно выполнить работу.

.

Стандарты общего образования по естествознанию.

БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ

 

Изучение естествознания на базовом уровне среднего (полного) общего образования направлено на достижение следующих целей:

·         освоение знаний о современной естественнонаучной картине мира и методах естественных наук; знакомство с наиболее важными идеями и достижениями естествознания, оказавши-ми определяющее влияние на представления человека о природе, развитие техники и технологий;

·         овладение умениями применять полученные знания для объяснения явлений окружающего мира, критической оценки и использования естественнонаучной информации, содержа-щейся в СМИ, ресурсах Интернета и научно-популярной литературе; осознанного определения собственной позиции по отношению к обсуждаемым в обществе проблемам науки;

·         развитие интеллектуальных, творческих способностей и кри-тического мышления в ходе проведения простейших исследований, анализа явлений, восприятия и интерпретации естест-веннонаучной информации;

·         воспитание убежденности в возможности познания законов природы и использования достижений естественных наук для развития цивилизации; стремления к обоснованности выска-зываемой позиции и уважения к мнению оппонента при обсу-ждении проблем; осознанного отношения к возможности опасных экологических и этических последствий, связанных с достижениями естественных наук;

·         использование естественнонаучных знаний в повседнев-ной жизни для обеспечения безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, окружающей среды, энергосбережения.

Исследование как форма повышения научно-познавательного интереса на уроках естествознания.

Видами внеурочной деятельности учащихся является выполнение опытов, практических работ и самостоятельных наблюдений в окружающем мире.  Эти виды деятельности осуществляются по заданиям, которые обычно формулирует и дает учитель. Вместе с тем, они сформулированы в некоторых вариативных учебниках, и учитель может на них ориентироваться. Проведение опытов, практических работ во внеурочное время, ведение самостоятельных наблюдений играет важную роль в учебном процессе. Они способствуют проверке и практикованию уже полученных знаний и умений, обогащают жизненный опыт детей, что позволяет в учебном процессе шире применять коммуникативное общение, создавать исследовательские ситуации. К внеурочной деятельности учащихся также относится чтение научно-художественной и научно-популярной литературы о природе особенно, если это касается обязательного списка книг для внеклассного чтения.Возможны и другие виды внеурочной деятельности учащихся.

Исследовательскую деятельность можно использовать при внеклассной работе по естествознанию, она позволяет более глубоко использовать научные знания для исследований.

.

Внеклассная работа в отличие от внеурочной не является обязательной. Она строится по интересам учащихся и на принципах полной добровольности. Вместе с тем, как и обязательная учебная деятельность, внеклассная работа должна учитывать возрастные особенности учащихся. Ведущей задачей внеклассной работы является расширение эрудиции школьников, развитие их личностных качеств с учетом индивидуальных интересов. Содержание внеклассной работы не направлено на выполнение обязательной учебной программы, но, как правило, связано с ней. Внеклассная работа не регламентирована жесткими временными и возрастными рамками. . В группах могут быть объединены как одновозрастные, так и разновозрастные дети.

Открытые уроки по естествознанию.

Интегрированный урок (биология + география) по теме "Полезные ископаемые. Каменный уголь". 6-й класс

Цели:

  1. Раскрыть представление каменного угля как полезное ископаемое.
  2. Воспитывать чувство гордости за свой край.
  3. Продолжать развивать умения анализировать, устанавливать причинно – следственные связи.

На уроке учащиеся должны усвоить следующее:

Знать:

  1. Особенности внешнего строения угля, месторождения на Физической карте России.
  2. Сорта каменного угля.

Оборудование:

– географическая карта РСФСР;
– географическая карта Кемеровской области;
– “Полезные ископаемые” – пособие для уроков естествознания;
– лупы;
– энциклопедия;
– карточки для индивидуальной и дифференцированной работы.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Проверка домашнего задания.

Индивидуальная и дифференцированная работа.

1.Тестовое задание: выбери правильный ответ.

Где находятся большие запасы торфа?

а) в горах;
б) в болотах;
в) в пустыне.

Из чего образуется торф?

а) папоротник;
б) мох;
в) деревья.

2. Фронтальный опрос.

– из чего образуется торф;
– почему торф относят к горючим ископаемым;
– объясните, почему торф плохо проводит тепло;
– в чем польза торфа для сельского хозяйства.

Объявление темы урока.

III. Изучение нового материала. (свойства каменного угля)

1. – Учитель биологии: перед вами на столах лежит небольшой кусочек каменного угля, рассмотрим его свойства на опыте.

Опыт:

а) Взять кусок каменного угля. Убедимся, что он плотный и твердый: разломать руками его невозможно. Однако, если уголь ударить молотком он рассыплется на несколько кусочков, значит каменный уголь твердый и одновременно хрупкий.

б) Положить кусочек каменного угля в стакан с водой – он сразу утонет. Значит уголь тяжелый (тяжелее торфа, вы помните, торф в воде не тонет).

Из ответов детей совместно с учителем составляем характеристику

Уголь – плотный и твердый, но хрупкий; тяжелый.

– Каменный уголь относится к горючим полезным ископаемым, но в отличие от торфа, который вспыхивает сразу, разгорается очень долго. Обычно сначала разжигают дрова, а уже затем поверх подкладывают небольшими порциями уголь. Для хорошего горения угля требуется дополнительная подача воздуха (в печи приоткрывают поддувало). Вспомните: кислород, входящий в состав воздуха, способствует активному горению. Загоревшийся угль горит долго, при этом выделяет много тепла, значительно больше, чем при горении торфа и дров. Именно поэтому большинство котельных топят углем.

Каменный уголь – ценнейшее полезное ископаемое черного или темно-бурого цвета, плотное, твердое, как камень.

Учитель географии:

– Самые крупные месторождения каменного угля находятся на юге Сибири (Кузбасс), на северо-западе Урала (у города Воркута), на юге России (у реки Дон). Учитель показывает эти месторождения на физической карте России.

Вопрос:

– Как можно определить на физической карте, где и какие находятся полезные ископаемые? (по условному знаку).

– Каменный уголь на карте обозначен черным квадратом (по настольной карте учащиеся находят месторождения каменного угля).

Физминутка.

Учитель биологии: (виды (сорта) каменного угля)

  1. Каменный уголь в зависимости от месторождения бывает разным. Например, антрацит – самый крепкий и плотный, на вид черный и блестящий сорт угля. При горении выделяет наибольшее количество тепла.
  2. Обычные сорта каменного угля – не такие плотные, как антрацит, на вид сероватые, матовые. При горении они выделяют меньшее количество тепла.
  3. Бурый уголь – горит еще хуже, поэтому для отопления помещений его потребуется больше, чем антрацита.

На доске таблица. Задание: сравнить между собой виды каменного угля и заполнить таблицу.

Каменный уголь

Виды каменного угля (сорта)

Цвет

Блеск

Горючесть

1. Антрацит

2. Обычный

3. Бурый

 

 

 

2. Региональный компонент. (добыча каменного угля)

Учитель биологии:

– Каменный уголь залегает в земле пластами толщиной до ста метров. Добывают уголь во многих районах земного шара. Добычу ведут открытым или закрытым способами.

При закрытом способе строят шахты – глубокие вертикальные колодцы с горизонтальными туннелями. В них мощные специальные комбайны дробят большие пласты каменного угля. Куски угля подаются наверх. Затем в вагонах по железным дорогам уголь развозится по стране.

Открытый способ добычи применяют на тех месторождениях угля, где он залегает близко к поверхности земли. Здесь угольные пласты обычно взрывают, а затем куски угля экскаваторами грузят в огромные грузовики или железнодорожные вагоны.

КУЗНЕЦКАЯ НАША ЗЕМЛЯ

Богата родная Россия,
Но прямо скажу, без прикрас,
Что края любимого красивей
Наш юный могучий Кузбасс.
Люблю его твердую поступь,
Дыханье заводов и шахт,
Огней яркозвездную россыпь
В его молодых городах.
И сталью и углем богата
Родная сторонка моя.
Любимая, как хороша ты,
Кузнецкая наша земля!
По сердцу мне снежные горы,
Синь рек, заливные луга,
Колхозных угодий просторы,
Зеленая вечно тайга.
Люблю твою звонкую стужу,
Бодрящую свежесть ветров.
Люблю я широкую душу
Моих дорогих земляков.
Застенчивый, с виду суровый,
Здесь славною жизнью живет
Прямой, хлебосольный, здоровый,
Бесстрашный сибирский народ. О.Жилина

Учитель географии: (работа по карте Кемеровской области)

Определите по условным знакам, какими полезными ископаемыми богата наша область. (Ответы детей)

– Главное богатство земли Кузнецкой – каменный уголь. Основные его запасы сосредоточены в Кузнецкой котловине. Они огромны (отсюда название земля Кузнецкая). Кузбасс – крупнейший из действующих каменноугольных бассейнов страны. По своим качествам кузнецкий уголь не имеет себе равных. Он хорошо горит. Дает мало золы.

– Каменный уголь в Кузбассе добывается в городах Анжеро-Судженске, Кемерово, Ленинске – Кузнецком, Белове, Прокопьевске, Новокузнецке, Междуреченске (показывает на карте). На севере области близ станции Итат, обнаружены пласты бурых углей, толщина которых достигает 100 метров, а длина и ширина – несколько десятков километров. Бурые угли дешевое топливо для электрических станций.

Учитель биологии:

Но есть у нас и другие полезные ископаемые, без которых нельзя построить дома, дороги – это песок, глина, гравий. Добывают в Кузбассе красивые, идущие на отделку зданий и площадей, мрамор, гранит.

IV. Работа с текстом учебника стр. 110.

Проблемный вопрос: Где используют каменный уголь и что из него получают.

V. Итог урока. Фронтальный опрос.

  1. Дать определение каменного угля, рассказать о его свойствах.
  2. Назовите виды (сорта) каменного угля.
  3. Почему каменный уголь относят к горючим полезным ископаемым.
  4. Найдите на карте “Полезные ископаемые России” месторождения каменного угля.
  5. Назовите города Кемеровской области, где добывают каменный уголь.

VI. Домашнее задание. Стр. учебника 111, “Как образовался каменный уголь”.

      Известно, что изучение астрономии развивает образное, абстрактное и пространственное мышление, развивает интерес к окружающему миру. Астрономия – одна из самых любимых и интересных наук, изучаемых не только в старших классах, но и в курсе естествознания в 5 классе. Вместе с тем разработки астрономических уроков в курсе естествознания встречаются редко в методической литературе. Я предлагаю разработку урока-путешествия для изучения темы «Луна – спутник Земли». Урок проводится с использованием компьютерной презентации, что позволяет повысить интерес к изучаемой теме, сделать урок более наглядным и интересным для учащихся

5 класс.  Естествознание.

Раздел I. Земля – планета Солнечной системы.

Тема 2: Земля – планета.

Тема урока: «Луна – спутник Земли».

Тип урока (по целям): Изучение нового материала.

Вид урока (по форме проведения): Урок-путешествие.

Цели урока:

1. Образовательная: Сформировать представление о Луне, как естественном                спутнике Земли. Познакомить  учащихся с фазами Луны, её внешним строением и изучением.

2. Развивающая: Развивать нестандартное мышление, совершенствовать навыки самоконтроля, стимулировать любознательность, продолжить формирование умения устанавливать причинно-следственные связи.

3.Воспитательная:  Воспитывать географическую культуру и эстетическое восприятие географических объектов через литературные произведения.

Формы организации учебной деятельности: беседа, работа с компьютерной презентацией, графическое тестирование.

Приемы деятельности учителя: учитель ведет эвристическую беседу, сопровождает изучение нового материала демонстрацией фотографий с помощью компьютерной презентации, подводит к выявлению причинно-следственных связей, на определенном этапе обобщает высказывания учеников.

Оборудование: мультимедийный комплекс, графические тесты.

Ход урока.

I. Организационный этап.

II. Вхождение в тему:

    Сегодня, ребята, у нас немножко необычный урок. У нас в гостях звездочет-волшебник, который и поможет нам узнать ещё больше нового и интересного о небесных телах нашей Солнечной Системы.

Давайте с ним познакомимся…

(слайд 2)

     -Здравствуйте, я звездочет – волшебник!

(звучит космическая музыка)

(слайд 3)

     -Я хочу попросить, ребята вас, об одной вещи. Закройте-ка глаза и попробуйте представить себе космос. Какой он? Какими словами можно описать необъятное космическое пространство? ( холодное, огромное, темное, блестящее и т.д).

(слайд 4)

      - А теперь отгадайте загадку:

Ночь приходит – она восходит –

В небе сияет, тьму разгоняет.

                                       ( Луна)

(слайд 5)

     -Молодцы, отлично умеете отгадывать загадки. Конечно же, это – Луна. И сегодня я хочу вам рассказать  о Луне.  Откройте тетради и запишите:

 (слайд 6)

                                              «Луна – спутник Земли». 

III. Изучение нового материала:

    По ходу нашего знакомства с этим небесным телом, то что вы считаете вам нужно будет запомнить, запишите в тетрадь (проверяется умение учащихся отбирать главное).

(слайд 7)

     - Луна – единственный естественный спутник Земли. (слайд 8-9)

     - Диаметр Луны почти в 4 раза меньше диаметра Земли.

(слайд 11)

     -  Древние греки называли Луну Селеной, а название «Луна» пришло к нам от римлян.

(слайд 12)

     - Луна входит в состав солнечной системы. Давайте вместе вспомним, что же это такое?

(Солнечная Система – это совокупность небесных тел, движущихся вокруг солнца, как центрального тела, то есть планеты (9 планет) с их спутниками, кометами, метеоритами.)

(слайд 13)

     - Примерно так выглядит наша Солнечная Система.

 А теперь попробуйте найти место Луны в космическом царстве. Запомните, что Луна входит в состав Солнечной Системы.

(слайд 14)

     - В космическом царстве все такие непоседы. На месте никого не удержишь, все движется и движутся. Вот и Луна вертится возле своей соседки Земли. За это её и прозвали спутник Земли. Как вы думаете, что означает слово спутник? Почему Луна не улетает от Земли? (Земля притягивает к себе Луну и не дает ей

удалиться). Луна делает оборот вокруг Земли за 29,5 дней.  Путь по которому движется Луна вокруг Земли называется орбитой Луны.

Опыт: один ученик будет моделью Земли, другой – моделью Луны.       Изобразите движение небесных тел. Только не забудьте, что Земля движется вокруг своей оси. В каком направлении?

(слайд 15)

     - Какую форму имеет Луна?

 ( Луна имеет форму шара).

     -Ребята, а давайте сравним размеры Земли, Луны и Солнца? (Луна намного меньше Земли и тем более Солнца).

Задание по слайду: Определите какой круг соответствует Земле, Луне и Солнцу.

(слайд16)

А что же расположено дальше от Земли – Луна или Солнце?

(слайд 17)

     - Ребята, скажите, а вам хочется посмотреть поближе, что же есть на Луне? Давайте туда слетаем! Прямо в этой одежде и полетим? Почему нет? Что необходимо для космического путешествия? (скафандр, ракета)

(слайд 18)

Итак, представьте, что вы уже в скафандрах. А чтобы наш полет прошел удачно, возьмите в руку карандаш – это будет волшебная палочка. Она поможет вам в полете. Итак, закрываем глаза и произносим заклинание:

                            10, 9, 8, 7, 6, 5, 4, 3,  в звездный космос полети!

(слайд 19)

     - Не открывайте глаза. Расскажите, что вы наблюдаете вокруг себя во время полёта. Пофантазируйте.

(слайд 20)

    - А теперь медленно открываем глаза и продолжаем смотреть на экран. Мы с вами постепенно удаляемся от Земли и (слайд 21) медленно приближаемся к Луне.

(слайд 22)

    - Внимание, приготовьтесь, прилуняемся!

(слайд 23 - 24)

    - Если смотреть на Луну с Земли, то она выглядит небольшим
 пятнистым шаром, но в телескоп, или даже в хороший бинокль, видно, что   это не так – на Луне есть горы и много кратеров. Поверхность Луны покрыта мельчайшим песком, лунной пылью.

(слайд 25)

     - Смотрите: этот след оставил космонавт, высаживавшийся на поверхности Луны.

     - Этот след сохранится на миллионы лет. Почему? (Да потому что

на Луне нет воздуха, а, значит, нет и ветра, который мог бы уничтожить этот след).

Вы ведь уже знаете, что ветер – это движение воздуха.

(слайд 26)

     - А еще на поверхности луны есть высокие горы, гораздо выше, чем на Земле и глубокие ямы (кратеры). Таких глубоких впадин нет на Земле. Ученые выяснили, что они образовались от падения метеоритов на поверхность планеты.  

(слайд 27)                                                    

     Опыт: в следующий раз, когда будете гулять на улице, возьмите небольшие камешки и воспроизведите  процесс падения метеоритов на поверхность Луны (бросайте на песок). Проверьте: от падения камней образуются ямки.

(слайд 28)

    - Много лет назад ученый Галилео Галилей назвал кратеры  морями. Теперь мы уже знаем, что никаких морей на луне нет, но по традиции кратеры сохранили свои названия. У многих из них необычны для Земли – Море Изобилия, Море Холода, Море Дождей, Море Ясности, Море Паров. Кратеры поменьше носят имена знаменитых людей –    Коперника, Птоломея, Юрия Гагарина.

(слайд 29)

     - А это Лунные горы. Их названия вполне земные – Кавказ, Алтай, Карпаты, Альпы, Апенины, Перинеи. Высота гор может доходить до 8 км, но обычно она составляет 3-5 км.

(слайд 30)

     - Это темная, никогда не видимая с Земли сторона Луны. Люди впервые увидели темную сторону Луны, когда станция «Луна 3» сделала ее снимки. Хотя Луна и вращается вокруг своей собственной оси, но делает это очень медленно - 27.3 суток. Почти за это же время она оборачивается вокруг Земли. И поскольку направления вращения совпадают, то получается так, что к Земле она всегда повернута только одной стороной.  

(слайд 31)

     - Скажите, ребята, на Луне есть воздух? А вода?

(слайд 32)

     - На Луне нет не только воздуха, но и воды.
Подумайте, обитают ли там живые существа? Почему? 

     - Так как Луна притягивает к своей поверхности слабее, чем Земля, то вы свободно смогли бы на Луне поднять вот такой стол (за которым сидите). На Луне вы без лишних усилий, просто подпрыгнув, смогли бы коснуться рукой этого потолка. Также просто оттолкнувшись, смогли бы прыгнуть в длину на 10-20 м (от одной стены комнаты до другой).

(слайд 33)

       - Астронавты, даже не смотря на тяжелые скафандры, тоже могли бы как следует подпрыгнуть. А ведь на Земле в этих скафандрах космонавты едва могли перемещаться. Еще бы, ведь на Земле все предметы в целых 6 раз тяжелее, чем на Луне.

(слайд 34)

     - Наблюдали вы за Луной? Всегда ли мы видим Луну в виде полного круга? А солнце? Задумывались ли вы, почему так происходит?      
Вы не знаете?
Тогда я вам объясню.  

     -   Дело в том, что солнце, как электрическая лампочка, само излучает свет, а Луна лишь отражает свет солнца.

     -     Если у вас найдётся мячик и фонарик, вы можете провести опыт.

( Опыт: Опыт проводится в затемненной комнате. Фонарик играет роль солнца. Мячик небольшого размера является моделью Луны. Один из детей держит модель Луны в руках. Когда фонарик не включен (солнце не светит на видимую с Земли поверхность Луны), дети не видят “Луну”. Как только фонарик включается, (солнце светит на видимую с Земли поверхность Луны) дети видят “Луну” в виде полного круга.)

     - Вы уже говорили, что мы видим Луну по-разному. Иногда мы совсем не видим Луны на небе. Такой ее вид называется новолунием (см. на рисунке). Через несколько дней мы уже видим Луну вот такой :      
Еще через несколько дней –
вот такой :      

Можно провести от нее вниз черточку таким образом, чтобы получилась буква Р – это значит, что сейчас Луна растет.

                 

- Утром вижу из окна,
В небе ранняя Луна.
Чтоб ее нам отличить,
Нужно к полукругу
Нам приставить палочку,
Букву Р там получить

(слайд 35)

- Еще через некоторое время мы видим Луну такой:  

Такой вид Луны называется полнолунием. Затем Луна будет уменьшаться и через некоторое время примет такой вид:  

 Затем Лунный диск вновь будет уменьшаться и, наконец, примет такой вид:  

Останется от Луны лишь серп, похожий на букву С. Говорят, что Луна убывает, стареет.

- Плыл по небу Лунный серп,
Серп склонялся на ущерб.
И поэтому с небес
Нам светила буква С.

(слайд 36-38)

     - Задание: определите, на каком из рисунков луна растёт, на каком – убывает.

                                                      Исследование Луны.

(слайд 39)

     - Люди давно мечтали побывать на Луне, но впервые смогли сделать это только  20 июля 1969 года. Это фотографии одного из первых людей на Луне – американского астронавта Нила Армстронга. (слайд 40)

     - На Луне нет воздуха и поэтому астронавтам, высадившимся на Луну нужно было одевать специальные скафандры. Большой мешок сзади – это аппарат для дыхания с запасом воздуха. На голове – шлем с темным забралом, чтобы защитить глаза от яркого солнечного света.

(слайд 41)

     - Специально для перемещения по Луне ученые придумали специальные машины – луноходы. (слайд 42)

     - На Луне нет атмосферы и поэтому никогда не бывает ветра. А это значит, что след, оставленный луноходом так и останется там навсегда.

(слайд 43)

     - Поскольку на Луне нет воздуха, даже лунным днем, когда на нее ярко светит солнце, небо остается черным и можно отлично рассмотреть звезды.

 (слайд 44)

     - Корабль «Апполон» доставил на Землю образцы лунного грунта которые изучались  учеными.

 (слайд45)

     - Это снимок первого самостоятельно передвигающегося робота с дистанционным управлением. Он назывался Луноход-1. В  1970 году его доставила на Луну советская межпланетная станция Луна-17. Луноход-1 путешествовал по лунному морю Дождей в течение 11 месяцев.

 (слайд 46)

     - На этой фотографии, сделанной в декабре 1972 года  готовится к запуску последняя лунная экспедиция – Аполлон 17. С тех пор люди ни разу не были на Луне.

(слайд 47)

     - Итак, ребята, мы отправляемся домой, на Землю! До свиданья, Луна!

(слайд 48)

Здравствуй, Земля!

(слайд49)

     - Луна во все времена вдохновляла людей. Ее писали художники на картинах, ей писали стихи поэты. Может быть потому, что она была неизведанным таинственным миром?

 (слайд 50)

- Какие чувства у вас возникают когда вы смотрите на картины Айвазовского И.К. «Лунная ночь в Крыму» и А.Куинджи «Ночь на Днепре»?

      …На воде, как челнок, луна
     Тишина ясна, глубока.
     Лишь в овраге полночь черна.
     Да шумит в тишине река…

     Кто автор строк?
                                 А. Кунанбаев

(слайд 51)

-

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела»…

     Кто автор строк?
                   «Зимнее утро». А. С. Пушкин

(слайд 52)

-

     Посреди небесных тел
     Лик луны туманный,
     Как он кругл, как он бел,
     Точно блин с сметаной.
     Кажду ночь она в лучах
     Путь проходит млечный.
     Видно, там, на небесах
     Масленица вечно!
 
   Кто автор строк?
                              М. Ю. Лермонтов.

(слайд 53-55)

     - Луна изображена на многих государственных флагах (слайды). О чем это говорит?

(слайд 56)

     - Но, не смотря на то, что мы знаем про Луну гораздо больше, чем наши предки, Луна все равно притягивает нас к себе, заставляя  вглядываться в телескопы, бинокли и просто в небо....

(слайд 57)

     - Ребята! Мы с вами совершили увлекательнейшее путешествие. Надеюсь, вам понравилось. Вы отлично справились со всеми моими заданиями. Молодцы!

     - Когда человек возвращается из путешествия, у него еще долго остаются в памяти самые красочные воспоминания о нем. Давайте посмотрим, что осталось у вас в памяти о том, что вы сегодня увидели и узнали в своем путешествии. А для этого  вам предстоит выполнить графический тест. Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки ( возле верного ответа).

     ( Учащиеся выполняют тест, соединяют точки и сравнивают свой ответ с правильным на слайде. Те, кто правильно ответил на тест получают «Удостоверение юного исследователя»)

(слайд 58)

(слайд 59)

     Этап рефлексии: закончите одно из предложений.

1. Сегодня на уроке мне…

2. Меня особенно удивило то, что…

3. До начала урока я думала, что…, а сейчас знаю…

4. Было бы хорошо, если бы…

5. Мне не понравилось…

(слайд 60)

    Домашнее задание: 

Учебник, стр35-36 (пересказ).

    Нарисуйте, пожалуйста, то, что вы увидели на Луне. Конечно, вы можете изобразить и себя на поверхности Луны, ведь теперь вы самые настоящие лунные путешественники. Подберите стихи и песни о луне. Можете сочинить сами.

Маршрутный лист ученика ____________________________________

  1. Луна _____________________ спутник Земли, который вращается по своей собственной _____________________.

  1. Полный круг вокруг Земли она делает за_______ дней.

  1. Диаметр Луны почти в _____ раза меньше диаметра Земли.

  1. Луна имеет форму ______________.

  1. Глубокие ямы на Луне называются________________, они образовались от падения ___________________ на поверхность.

  1. (Кто?) ________________________назвал эти углубления морями.

  1. На Луне все предметы в ______ раз легче, чем на Земле.

  1. Фазы Луны:

- если луну не видно - ____________________________

- если         -      ______________________________(что  делает?)

- если                 -      ______________________________

- если                  -       ______________________________(что делает?)

        

  1. Впервые на Луне побывал в ________году американец__________________.

  1. Самостоятельно передвигающийся робот с дистанционным управлением для исследования Луны называется___________________________________

                               Вариант 1

Графический тест по теме «Луна – спутник Земли».

Выберите правильный ответ и соедините линией указанные в скобках точки.

  1. Луна – это:
  1. искусственный  спутник Земли (7-12)
  2. естественный спутник Земли (2-14)
  3. планета (3-9)

  1. Путь, по которому вращается Луна, называется:
  1. круг (4-13)
  2. овал (1-3)
  3. орбита (2-3)

  1. Древние греки называли Луну:
  1. Селена (6-10)
  2. Афродита (3-14)
  3. Венера (1-7)

  1. Глубокие ямы, образовавшиеся на Луне при падении метеоритов, называются:
  1. карьеры (13-15)
  2. кратеры (13-14)
  3. котлованы (6-13)

  1. Диаметр Луны меньше земного почти в:
  1. 2 раза (8-10)
  2. 6 раз (1-9)
  3. 4 раза (3-6)

  1. Впервые на Луне побывал:
  1. Нил Армстронг (11-13)
  2. Юрий Гагарин (4-12)
  3. Тахтар Аубакиров (1-2)

  1. Космический аппарат, созданный специально для перемещения по Луне:
  1. космоход (11-12)
  2. луноход (11-15)
  3. пароход (4-7)

  1. Если на небе Луна видна в виде полного круга, это:
  1. новолуние (5-10)
  2. растущая луна (13-14)
  3. полнолуние (10-15)

Вариант 1

                                                          1●

                                     2●

                                                                                                   7●

                                             3 ●

               9●

                                                               14●

                                                                                                         4●

                                        6●

                                                                   13  ●

                      5●

                                          10   ●                                                     12●

                                                     

                                                          15    ●

                                                                                       11  ●

                                                              8●


Вариант 2

                              14●

                                                           1●

                    2●  

         10●

                               

                                                8●               11●

                        6●                                   7●                                 4●

                                                3●               13●

        5●

        12●

        9●

Учащиеся, правильно ответившие на тест получают «Удостоверение юного исследователя».  

                       ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Научно-Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний. В связи с этим вначале выполнения дипломного проекта нами была поставлена цель, исследовать данную проблему и найти пути ее решения. Использование различных методов позволило нам глубже проникнуться в суть данной области. Научно-Познавательный интерес в естествознании позволяет ребенку черпать научные данные которые ежегодно обновляются и поэтому постоянный познавательный процесс ведет к более точным научным сведениям. В естествознании ученики в отличие от других дисциплин могут черпать сведения сразу из нескольких научных дисциплин, в итоге общая научная картина мира становится более точной. В научно-познавательном интересе главным фактором является желание ребенка постоянно находится в поиске, поэтому для педагога важным звеном является использование различных научных достижений с целью высокой мотивации познавательной деятельности ребенка. Только тот учитель который сам находится в постоянном поиске научных данных способен разжечь в ребенке научно-познавательную активность.

Список использованной литературы.

Концепции современного естествознания.   Найдыш В.М. (2004, 622с.)

Концепции современного естествознания.   Новоженов В.А. (2001, 474с.) 

Концепции современного естествознания.   Садохин А.П. (2006, 447с.)  

Концепции современного естествознания.   Самыгин С.И., общ. ред. (2003, 448с.) 

        .

Удостоверение юного исследователя.

Приобретать знания –

                                  храбрость.

Приумножать –

                                 мудрость.

А умело применять –

                                искусство!