факультативный курс "Зеленый мир" 6 класс
Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.» разработан для учащихся 6 класса общей общеобразовательной школы.
Содержание программы нацелено на расширение кругозора, данная программа служит дополнением к учебному предмету - биологии в
6 -7 классах ( в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений и животных. В содержание факультатива входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.
Данный курс предполагает организацию исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое определение, знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
f-v_zelenyy_mir_zabaykalya_6_klass.docx | 19.84 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Программа факультатива «Зеленый мир Забайкалья. Растения нашего края.» разработан для учащихся 6 класса общей общеобразовательной школы.
Данный курс факультатива имеет прикладное значение и предполагает изучение полезных свойств растений на базе регионального материала.
На первом этапе обучения ( 1-2 классы) дети знакомятся с окружающим миром, включая природу, общество, человека, в 3 -4 классах изучают природоведение. Далее, в курсе средних и старших классах изучается биология. Новый учебный курс для 5 класса «Природоведение» обеспечивает переход к изучению естественно- научных дисциплин (биология, физика, химия и др.). Содержание программы нацелено на расширение кругозора, данная программа служит дополнением к учебному предмету - биологии в
6 -7 классах ( в 6 классе биология изучается 1 час в неделю), где даются знания о жизнедеятельности растений и животных. В содержание факультатива входят углубленное изучение вопросов по ботанике, включаются разделы о физиологии растений, об условиях, влияющих на растения, факторах среды, вопросы о растительном сообществе.
Данный курс предполагает организацию исследований, связанных с охраной редких и исчезающих растений, с изучением интродукции растений местной флоры, приобретение простейших навыков экспериментальной и исследовательской работы с растительными объектами, их видовое определение, знакомство с видовым многообразием растений, природными сообществами, их использованием и охраной.
Лекарственные растения использовались человеком еще с древних времен. И с каждым днем интерес к ним не ослабевает. К сожалению, в обществе складывается впечатление о полной безопасности применения лекарственных средств растительного происхождения.
В настоящее время большее количество видов относится к категории редких и занесены в региональные Красные книги растений, подлежащих охране. Поэтому, необходимо знать особенности лекарственных растений, их биологию, возможности применения с учетом противопоказания к использованию и , что немаловажно, бережно относиться к природе, разумно использовать ее ресурсы.
Особое внимание уделено принципу регионализации. Объектом изучения и наблюдения являются растения Забайкальской флоры, отличающиеся видовым многообразием. Кроме того, выделяется группа редких и исчезающих видов растений, нуждающихся в охране. Их изучение на региональном уровне позволит сохранить растительное многообразие Забайкальской флоры.
Выполнение программы дает возможность направленно воздействовать на личность учащихся, развивать наблюдательность, мышление, любознательность, обучать приемам самостоятельной работы, воспитывать любовь к «малой Родине», бережному отношению к ней, формировать положительную мотивацию к предмету. Необходимо учить детей быть осторожными в природе, познакомить их с полезными и вредными свойствами растений, что, к сожалению, невозможно рассмотреть на уроках биологии в полном объеме.
В 6 классе обучаются 12 человек, из них 3 ученика – учащиеся 8 вида, 3 ученика – учащиеся 7 вида. Все ученики на уроках биологии с интересом воспринимают информацию учителя, любят самостоятельно работать на занятии, часто готовят дополнительный материал к уроку. Т.к. на изучение биологии в 6 классе дается 1 час в неделю, данная программа факультатива служит дополнением к учебному предмету.
Факультативный курс рассчитан на 34 часа (1 час в неделю), в том числе теоретических – 26 ч, практических -8 ч, из них 3 часа отведены на экскурсии.
Применяются различные формы деятельности. В программу входят теоретические занятия, практические работы, экскурсия, наблюдения в природе. Раскрыто содержание тем, указано количество времени, отведенное на их изучение, а также то, к каким темам относятся практические работы, экскурсия. Итогом работы является семинар, а результатом – материалы практических работ, экскурсии, рефераты.
Цель факультативного курса: Изучить видовое многообразие растений Забайкальского края ( в окрестностях места проживания), их эколого - физиологические особенности .
Задачи:
1. Образовательные: 1) познакомить с особенностями климата Забайкалья и выяснить его влияние на развитие растений, характер их приспособления к этим условиям.
2)сформировать знания о многообразии растений в окрестностях места проживания( лекарственных, ядовитых, пищевых, редких), их значении и месте в жизни человека.
2. Развивающие:
- развивать умения и навыки, связанные с практической деятельностью: практические работы, экспериментальные задания, связанные с проведением экскурсий и т.д.,
-развивать познавательный интерес к естественнонаучному циклу предметов, научить самостоятельно добывать знания не только из литературных источников, но и путем проведения наблюдений;
- развивать умения определять вид растения по его морфологическим признакам, правильного сбора и обработки гербарного материала.
3. Воспитательные: воспитывать любовь к «малой Родине», рациональное и бережное отношение к ней, чувство ответственности за ее сохранение, необходимость соблюдения правил поведения в природе.
Планируемые результаты
Учащиеся должны знать:
- особенности физико- географических условий Забайкалья и их влияние на развитие растений; своеобразие жизненных форм растений;
- особенности влияния природных факторов (свет, температура, влажность) на развитие растений в условиях Забайкалья;
- растительные сообщества окрестностей места проживания, их видовое многообразие, специфику фитоценозов;
- основные виды лекарственных, ядовитых, пищевых, редких и охраняемых растений, мероприятия по их охране и рациональному использованию.
Учащиеся должны уметь:
- по доминантным видам определить тип растительного сообщества;
- определять способы адаптации растений к существованию в своеобразных природно –климатических условиях Забайкалья;
- определять род растения по его морфологическим признакам;
- правильно собирать и оформлять гербарный материал;
- проводить наблюдения в природе, объяснять результаты;
- уметь оформлять результаты наблюдений
- применять знания, полученные при изучении базовых дисциплин.
Примерные темы работ
- Растительные сообщества местной флоры, их видовое разнообразие.
- Лекарственные растения моего края.
- Пищевые растения моего края.
- Ядовитые растения моего края.
- Редкие и охраняемые растения. Красная книга Читинской области (забайкальского края).
- Экологические факторы.
- Зимние явления в жизни растений.
- Особенности климата Забайкалья.
Литература
1 .Биологические экскурсии; Кн. Для учителя/ И.В.Измайлов. – М; Просвещение, 1983 -224 с.
2. Гаммерман Н.Ф., Гром Н.И. Дикорастущие лекарственные растения СССР. – М: Медицина, 1976- 183 с.
3. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Сохрани сейчас, чтобы не жалеть потом./ Сборник информационных материалов. – Чита, 2001 -50 с.
4. Гилева М.В., Попова О.А., Уманская Н.В., Якимова Е.П. Региональная ботаника. Чита -2005, 192 с.
5. Дулепова Б.И. Зеленая аптека Забайкалья. –Чита, 2000 – 99 с.
6. Дулепова Б.И, Попова О.А., Уманская Н.В. и др. Полезные растения Читинской области, их использование и охрана. Чита , 2001 -174 с.
7. Ивченко С.И. Занимательно о ботанике, 1998, 340 с.
8. Захлебный А.Н. Книга для чтения по охране природы. 1986 -175 с.
9. Красная книга Читинской области и Агинского Бурятского автономного округа. –Чита; Стиль, 2002 – 280 с.
10. Пономарева И.Н. Экология растений с основами биогеоценологии. М: Просвещение, 1978 -207 с.
11. Трайтак Д.И. Книга для чтения по ботанике для учащихся 5 -6 классов.-М.; Просвещение, 1985 -223 с.
12. Эколого –краеведческая работа с учащимися в природе.№31 -32 Экологический практикум для учащихся 5-7 классов.
13. Флора Центральной Сибири./ Под ред. Л.И. Малышева – Новосибирск; Наука, Сиб отд., 1979 –Т.1, 2.