Программа кружка "Юный эколог"

Шабарова Марина Михайловна

Программа и тематическое планирование кружка экологического направления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_tematicheskiy_plan_kruzhka.docx21.23 КБ
Файл moya_programma_kruzhka_ekologo.docx78.9 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН кружка «Юный эколог»

№ урока

Название раздела, темы

Экскурсии

Практическая деятельность

Дата проведения

1(1).

1. Введение – 2 ч.

 Вводное занятие. Формы и методы организации исследовательской деятельности.  Вводный инструктаж.

2(2).

Особенности чтения научно- популярной и методической литературы. Приемы конспектирования.

Экскурсия в библиотеку «Работа с картотекой по отбору литературы по теме исследовательской работы»

3(1).

2. Оформление исследовательских работ – 6 ч.

Основы научного исследования. Выбор темы исследовательской работы. Обоснование выбранной темы.

4(2).

Отбор и анализ научно- популярной и методической литературы. Составление рабочего плана исследования.

«Конспектирование научно- популярной статьи».

5 (3).

Оформление страниц исследовательской работы в соответствии с требованиями.

6 (4).

Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Наглядный материал в исследовательской работе. Эстетическое оформление работы.

7 (5).

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности.

 Оформление исследовательских работ для участия в школьной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды села.

8 (6).

Выступление с результатами исследований и экспериментов перед обучающимися класса.

9 (1).

3. Исследования в области экологии- 9 ч.

Рациональное и нерациональное природопользование. Природоохранная деятельность.

10 (2).

Нормативно- правовые документы в области экологии. «Красная книга» Нижегородской  области.

Подготовка сообщений «По следам «Красной книги» и выступление перед младшими школьниками

11(3).

Биосфера, границы биосферы. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на биосферу. Ноосфера.

12, 13 (4,5).

Источники загрязнения атмосферного воздуха.

Практическая работа «Составление картосхемы предприятий, влияющих на окружающую среду в Починковском районе».

14 (6).

Особенности охраны природы в городах и сельской местности

Практическая работа «Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта».

15 (7).

Новые типы загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы.

Участие в очистке пришкольной территории от мусора.

16 (8).

Виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в природе.

Практическая работа «Сбор материалов по охране природы своего края».

17(9).

Обобщающее занятие. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практическая работа «Выявление растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха».

18(1).

4. Исследовательская работа в природе – 11ч.

Исследования водных объектов. Гидробиология. Методы гидробиологических исследований.

Практическая работа «Гидрологические исследования на реке своего населенного пункта».

19(2).

Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Охрана водоемов от загрязнения.

Экскурсия  на реку «Изучение экологического состояния водоема. Предложение мер по его охране».

20 (3).

Физические и химические свойства воды.

Практическая работа «Изучение физических и химических свойств воды на реке и (или) озере».

21 (4).

Изучение климата. Метеорология. Прогноз погоды.

Практическая работа «Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами».

22 (5).

Метеорологические явления по сезонам года.

Практическая работа «Изменение режима реки по сезонам года».

23(6).

Осадки. Преобладающие виды осадков по сезонам.

Практическая работа «Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур по данным наблюдений».

24 (7).

Обработка результатов метеорологических наблюдений.

Практическая работа «Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений».

25 (8).

Особенности рельефа своей местности.

26 (9).

Горные породы, их хозяйственное использование.

Полевая практика по сбору образцов полезных ископаемых.  

Составление коллекции.

27(10).

Экскурсия на предприятие своего района по переработке полезных ископаемых.

Экскурсия на предприятие своего района по переработке полезных ископаемых.

28(11).

Влияние природных факторов на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практическая работа «Наблюдение за деятельностью природных факторов и их ролью в формировании рельефа своей территории».

29(1).

5. Изучение своего края – 6 ч.

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения.

Экскурсия в районный краеведческий музей «Знакомство с историей  своего населенного пункта».

30(2).

Природные и антропогенные объекты на территории населенного пункта.

Практическая работа «Составление плана - схемы с нанесением природных и антропогенных памятников».

31(3).

Мероприятия по охране памятников.

Участие в охране, озеленении исторических и природных памятников.

32(4).

Население. Характеристика современной демографической ситуации. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта.

33(5).

Участие в школьной экологической конференции; в конкурсе «Моя малая Родина».

34(6).

Обобщение и повторение изученного за год.

Оформление заметок в районную газету  об истории, культуре, природе своего края.



Предварительный просмотр:

ЮНЫЙ ЭКОЛОГ

Пояснительная записка.

Данная программа экологического кружка составлена на основе опыта внеклассной работы по экологии.

Программа кружка рассчитана на разновозрастную группу учащихся 6 – 8 классов, содержание и структура курса построены в соответствии с логикой экологической триады: общая экология – социальная экология – практическая экология, или охрана природы.

Программа экологического кружка рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год). В течение всего курса предусматривается несколько направлений, которые объединяют всю программу: изучение истории и природы родного края, фенологические наблюдения, прослеживание демографической обстановки с Байково и изменения здоровья школьников за период обучения в школе.

Задача кружка, не просто дать знания, а скорее научить учиться и воспитать человека, любящего свою Родину, счастливого, умеющего делать счастливыми других.

На занятиях кружка учащиеся учатся ставить проблемные вопросы и их решать, проявляя при этом творческие способности, умение аналитически мыслить.

Кружковцы изучают историю родного края, историю школы, демографическую обстановку села. Данные полученные при работе с документами заставляют детей задуматься о будущем своего села и о своём будущем.

Внеклассная работа всегда способствует формированию у учащихся нравственности и духовности, развивает любознательность, интерес к изучаемому предмету, самостоятельность.

Данная работа связывает биологию со всеми предметами (литературой, изобразительным искусством, музыкой, русским языком …). При защите исследовательской работы учащиеся учатся делать компьютерные презентации, тем самым знакомятся с современными ИКТ. Внеклассная работа способствует выявлению одарённых детей, помогает им выбрать будущую профессию, и не стеснена рамками урока.

Результаты исследовательской работы, успешность выполнения творческой работы - результат совместной деятельности ребёнка и его руководителя. Как важно на первом этапе заинтересовать будущего исследователя, заставить его поверить в свои силы, а в дальнейшем убедить всех в одарённости ребёнка. Дети одарены с рождения, просто не всегда мы видим этот дар, а возможно, не каждый ребёнок перед нами раскрывается.

 Самое главное в общении с детьми – это их доверие, только в этом случае ребёнок раскроется, и вы поймёте: перед вами одарённый ребёнок. Работа в кружке позволяет сотрудничать не только детям, но и взрослым, учителям-предметникам (литературы, истории…)

В связи с тем, что посещение кружка не является обязательным, и работа строится на принципе добровольности, то одним из основных принципов организации деятельности кружка является принцип занимательности. В течение всего периода на занятиях используются игровые моменты, физкультминутки, необходимо помнить, что большую часть времени дети провели малоподвижно на уроках, поэтому необходимо увеличить физическую активность. Уменьшить негативную эмоциональную и психическую нагрузку позволяет использование театрализованных постановок, сказок, что также даёт возможность быть успешным в центре внимания. Так как кружок посещают учащиеся разного возраста, каждый год состав обновляется, то программа построена таким образом, чтобы можно было учесть интересы, познавательную способность каждого кружковца. В таком варианте есть большая возможность развивать не только индивидуальные интересы каждого, но и умение работать в группе, соотносить свои интересы с интересами всего коллектива в целом, развивать взаимопомощь, разноуровневое решение одних и тех же проблем.

Вся деятельность учащихся при выполнении индивидуальных или групповых заданий должна иметь общественно полезную направленность. К общественно полезной работе относится изготовление оборудования для проведения уроков биологии, выполнение исследовательских работ, по изучению природы родного края, проведение акций «Чистое село», «Снегири». Всё это даёт огромный воспитательный эффект, так как раскрывает практическое значение получаемых на занятиях кружка знаний, способствует их самостоятельному приобретению, вырабатывает умение на основе разрозненных внешних факторов выявлять закономерности. В ходе выполнения общественно полезных заданий у учащихся воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к материальным ценностям и уважение к труду.

 

Реализация программы опирается на полученные знания по природоведению, биологии, химии, физики.

Режим занятий: Занятия осуществляются как в кабинете химии и биологии в форме беседы, лекции, практических занятий, игр, индивидуальных занятий. Так же в форме экскурсий, экологических исследований, природоохранных акций на свежем воздухе, для изучения объектов природы, получения эстетического наслаждения, изучения антропогенного влияния человека на природу, улучшения состояния окружающей среды, а также увеличение физической активности школьников и оздоровление их.


Ожидаемый результат.

В ходе реализации программы учащиеся должны проявлять:

познавательный интерес к изучению природы и взаимодействию на неё человека;

бережное отношение к природе;

творческую активность к познанию окружающего мира и своего места в нём, при этом соблюдать основное правило поведения в природе: Не навреди!

самоопределение себя как личности, способной к саморегуляции;

духовно-нравственные качества, воспринимать себя как человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества.

 Учащиеся должны знать:

что такое природа;

правила поведения в природе;

что такое охрана природы;

основные сведения об экологическом состоянии окружающей среды;

глобальные экологические проблемы;

экологическую ситуацию села и его окрестностей;

демографическую обстановку села;

историю села;

свою родословную;

разнообразие растений и животных;

разнообразие комнатных растений, способы их выращивания;

съедобные и ядовитые грибы, способы оказания первой помощи при отравлении грибами;

особенности растительного и животного мира Нижегородской области, Починковского района;

редкие и охраняемые растения и животные родного края;

основы здорового образа жизни;

влияние вредных факторов на здоровье человека;

основы безопасности при возникновении опасных жизненных ситуаций;

физиологические основы закаливания;

способы оказания первой помощи при травмах, ушибах, кровотечениях.

Учащиеся должны уметь:

оценивать экологическую ситуацию;

выполнять правила поведения в природе;

ухаживать за животными живого уголка;

ухаживать за комнатными растениями;

наблюдать за погодой, явлениями природы;

составлять температурные графики;

составлять карту местности;

составлять родословную;

оказать первую помощь при ушибах, переломах, кровотечениях, отравлениях;

правильно вести себя в ситуациях, опасных для жизни;

участвовать в природоохранных акциях;

изготовлять поделки из природных материалов;

работать с научной литературой;

выполнять учебные рефераты, презентации;

самостоятельно ставить цели, находить пути решения и делать выводы.

Формы подведения итогов реализации программы:

выставки поделок из природных материалов;

фотовыставки;

учебно-исследовательские конференции;

соревнования, КВН;

выставки планшетов;

демонстрация презентаций, экологических представлений;

участие в областных конкурсах.


   Цель кружка: привлечение обучающихся к работе по изучению и сохранению исторических и культурных ценностей своего края, по изучению проблем экологического состояния природной среды и практическому участию в решении природоохранных задач.

   Исследование предполагает применение различных форм и методов практической деятельности в природе, умение работать с метеорологическими, гидрологическими приборами и оборудованием.

Задача кружка: последовательное расширение и углубление знаний, умений и навыков, полученных на уроках природоведения, географии, биологии; развитие навыков исследовательской деятельности.

    Важное место на занятиях кружка уделяется навыкам оформления исследовательских работ и умениям работать с научно- популярной и художественной литературой, со статистическими материалами. Данные навыки и умения обучающиеся могут применять на уроках.

Теоретическая часть программы состоит из 5 разделов:

I. Введение

II. Оформление исследовательских работ

III. Исследования в области экологии

IV. Исследовательская работа в природе

V. Изучение своего края

   На занятиях кружка используются наглядные пособия ( в т.ч. собственного изготовления), технические средства, подписные издания, что способствует лучшему усвоению знаний об исторических, природных, экологических особенностях своего края.

  Практическая часть программы предусматривает выполнение практических работ на местности, проведение экскурсий, полевых практик. Результаты, полученные в ходе экскурсий, полевых практик и практических работ используются для написания исследовательских работ и во внеклассной работе по географии и биологии.

Программа кружка рассчитана на 34 часа (1 час в неделю). Однако руководитель кружка вправе вносить коррективы в программу в соответствии с учебно- методическими и материально- техническими возможностями образовательного учреждения, изменять количество часов на изучение отдельных тем, число практических работ, экскурсий.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

I. Введение (2 ч.)

     Формы и методы организации исследовательской деятельности. Источники получения информации: таблицы, графики, диаграммы, картосхемы, справочники, словари, энциклопедии. Особенности чтения научно - популярной и методической литературы. Чтение - просмотр, выборочное, полное (сплошное), с проработкой и изучением материала. Особенности и приемы конспектирования. Тезисы.

Экскурсия в библиотеку.

Учащиеся должны знать:

формы и методы исследовательской деятельности;

правила работы с источниками получения информации;

особенности чтения научно- популярной литературы;

особенности и приемы конспектирования.

Учащиеся должны уметь:

анализировать научно-популярную литературу;

2. Оформление исследовательских работ (6 ч.)

    Основы научного исследования. Проблема, выдвижение гипотез, формулирование целей и задач исследования. Выбор темы исследовательской работы. Отбор и анализ методической и научно- популярной литературы по выбранной теме. Составление рабочего плана исследования. Обоснование выбранной темы. Оформление титульного листа. Оформление страниц “Введение”, “Содержание”, “Используемая литература”.

Работа индивидуальная и коллективная. Вклад каждого участника группы в работу.

Логическое построение текстового материала в работе. Наглядный материал. Построение и размещение диаграмм, графиков, таблиц, схем и т.д. Отбор и размещение рисунков, фотографий. Научный язык и стиль. Сокращения, обозначения.

Объем исследовательской работы. Эстетическое оформление.

Обработка и оформление результатов экспериментальной деятельности. Выводы и оформление “Заключения”.

Практические работы: 1. Оформление исследовательских работ для участия в школьной экологической конференции и других конкурсах по проблемам охраны окружающей среды. 2. Выступление с результатами исследований перед обучающимися своего класса. 3.Конспектирование научно- популярной статьи.

Учащиеся должны знать: 

требования, предъявляемые к оформлению исследовательских работ;

вклад каждого участника группы ( если работает несколько авторов) в работу.

Учащиеся должны уметь:

оформлять исследовательские работы в соответствии с требованиями;

логически выстраивать текстовой материал;

обрабатывать результаты экспериментальной деятельности.

3. Исследования в области экологии (9 ч.)

Предмет и задачи экологии. Экология- синтез естественных наук.

Краткая характеристика экологической ситуации в России, Нижегородской области, Починковском районе. Природоохранная деятельность как антропогенный фактор. Рациональное и нерациональное природопользование.

Нормативно- правовые документы, действующие на территории России в области экологии. “Красная книга” Нижегородской области. Охрана редких растений, животных и мест их обитания.

Биосфера, границы биосферы. Основные формы организации жизни. Биосфера, биоценоз, популяции, организм - ступени организации жизни. Биосфера как среда жизни человека. Влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы. Ноосфера.

Главные источники загрязнения атмосферного воздуха. Меры предотвращения загрязнения воздушного бассейна. Роль растительности в охране и оздоровлении атмосферного воздуха.

Охрана окружающей среды от новых типов загрязнений. Мусор как фактор загрязнения природы и современный источник сырья для различных отраслей промышленности. Шум. Воздействие шума на биологические объекты. Меры предотвращения шумового воздействия на окружающую природную среду. Возможности появления новых видов загрязнений природы и меры по их предупреждению.

Особенности охраны природы в городах и сельской местности. Общность, различия природоохранных мероприятий в городе и сельской местности. Необходимость объединения совместных усилий городских и сельских организаций в области охраны природы.

Наблюдения, эксперименты, другие виды исследований. Навыки исследовательской деятельности в области экологии. Методы обработки результатов наблюдений и исследований.

Практические работы:

1. Составление картосхемы предприятий своей местности, влияющих на окружающую среду.2. Сбор материалов по охране природы своего края.3. Загрязнение воздуха автотранспортом на территории своего населенного пункта. 4. Обмен опытом природоохранной работы между городскими и сельскими школьниками.

5. Проведение опытов и наблюдений по выявлению растений, наиболее и наименее устойчивых к загрязнению воздуха. 6. Подготовка сообщений о растениях и животных “Красной книги”. 7. Обработка результатов исследований.

Учащиеся должны знать:

экологическое состояние природной среды в России, своем крае;

основные нормативно- правовые документы в области экологии;

растения и животных своего края, находящихся под охраной;

понятия “ноосфера”, “биосфера”, границы биосферы;

основные формы организации жизни;

влияние хозяйственной деятельности человека на состояние биосферы;

новые типы загрязнений;

особенности охраны природы в городах и сельской местности;

виды исследований;

главные источники загрязнения воздуха;

меры по предотвращению загрязнения воздуха;

роль растительности в охране и оздоровлении воздуха.

Учащиеся должны уметь:

давать характеристику экологической ситуации в России, своем крае;

приводить примеры рационального и нерационального природопользования;

определять степень воздействия хозяйственной деятельности человека на биосферу;

прогнозировать возможности появления новых видов загрязнений;

осуществлять практическую деятельность по охране природы своего края;

обладать навыками исследовательской деятельности;

выявлять растения, наиболее и наименее устойчивые к загрязнению воздуха.

3. Исследовательская работа в природе (11 ч.)

Исследования водных объектов. Водоем как замкнутая экологическая система.

Гидробиология как наука, изучающая водные организмы и биологические процессы, происходящие в водоемах. Методы гидробиологических исследований.

Охрана водоемов. Меры охраны и очистки вод от загрязнения.

Общее понятие о распространении водных организмов. Распространение водных организмов в связи с условиями освещенности. Состояние численности водных животных на водоемах своего края.

Значение воды в круговороте веществ. Физические и химические свойства воды.

Изучение климата. Метеорология как наука. Краткосрочные и долгосрочные прогнозы.

Метеорологические явления по сезонам года. Продолжительность дня. Температура воздуха и ее влияние на жизнь растений и животных. Вскрытие и замерзание водоемов. Осадки, преобладающие виды осадков по сезонам года.

Организация метеорологических наблюдений. Обработка результатов наблюдений.

Особенности рельефа своей местности. Изучение горных пород окружающей территории, их важнейшие свойства и хозяйственное использование. Влияние ветра, воды, температуры воздуха на разрушение горных пород. Образование почвы.

Практические работы:

1. Гидрологические исследования на водоемах своего края. 2. Изучение физических и химических свойств воды.3. Ведение дневника погоды. Обработка результатов наблюдений. 4. Изучение режима реки по сезонам года. 5. Построение и анализ диаграммы осадков, графика хода температур.6. Измерение климатических показателей с помощью приборов и подручными средствами.7. Наблюдения за деятельностью природных факторов (воды, ветра, температуры воздуха) в местных условиях, их роль в формировании рельефа.8. Сбор образцов полезных ископаемых.

Экскурсии на местный водоем;  на производства по добыче и переработке горных пород.

Учащиеся должны знать: 

гидрологические и гидробиологические методы исследования водных объектов;

меры по охране вод от загрязнения;

состояние численности водных организмов на водоемах своего края;

метеорологические явления по сезонам года, характерные для своей местности;

влияние температуры воздуха на жизнь растений и животных;

преобладающие виды осадков по сезонам года;

особенности рельефа своей местности;

свойства местных горных пород, их хозяйственное использование;

процесс образования почвы.

Учащиеся должны уметь:

проводить гидрологические и гидробиологические исследования на водоеме;

определять физические и химические свойства воды;

давать краткосрочные прогнозы погоды;

проводить метеорологические исследования с помощью приборов и подручными средствами;

обрабатывать результаты наблюдений и измерений;

строить и анализировать схемы, диаграммы, графики по результатам измерений;

определять свойства горных пород, добываемых в своей местности;

прогнозировать разрушение горных пород под действием природных факторов.

5. Изучение своего края (6 ч.)

Особенности географического положения и природы своего края. История заселения территории. Топонимика.

Изучение истории, культуры, своего края. Знаменитые земляки. Рекреационные (природные и антропогенные) объекты, мероприятия по их охране.

Население: численность, рождаемость и смертность, национальный, религиозный, половой и возрастной состав, причины, влияющие на эти показатели. Демографическая ситуация на современном этапе. Традиции и обычаи народов, проживающих на территории своего населенного пункта. Трудовые навыки населения в прошлом и в настоящее время.

Практические работы:

1. Участие в охране, восстановлении и озеленении исторических и природных памятников.2. Составление карты или плана местности с нанесением памятников природы (усадебные парки, растительные сообщества, устья рек, родники, отдельно стоящие деревья и др.).3.Сбор материала и помощь в оформлении стендов для школьного краеведческого музея. 4.Написание статей и заметок в районные периодические издания об истории, культуре, природе своего края.5. Встречи со знаменитыми земляками (ветеранами войны и тыла, литераторами, руководителями предприятий).

Экскурсия в краеведческий музей.

Учащиеся должны знать:

особенности географического положения и природы своего населенного пункта;

состояние исторических, культурных, природных памятников своего края;

основные демографические характеристики населения своей местности;

традиции, обычаи, трудовые навыки населения своей местности.

Учащиеся должны уметь:

определять географическое положение своего населенного пункта;

принимать участие в мероприятиях по охране исторических, культурных, природных памятников.

Используемая литература.

Для учителя.

  1. Бидюков Г.Ф., Благосклонов К.Н., Вершинина Т.А. Сборник  «Программы для внешкольных учреждений и общеобразовательных школ. Исследователи природы».- «Просвещение», М., 1983:

2. Дежникова Н.С. и другие. Воспитание экологической культуры у детей и подростков. Экологические занятия. – Педагогическое общество России, М., 2001.

3. Демина Л.А., Гухман Г.А. Земля. Руководство- справочник для учителя.- МИРОС, М., 1994.

4. Колокольников А.Н. Самодельные наглядные пособия по географии. Пособие для учителя.- Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения РСФСР, М., 1961.

5. Мансурова С.Е., Кокуева Г.Н. Следим за окружающей средой нашего города. Школьный практикум. – Владос, М., 2001.

Для обучающихся.

Агапов С.В., Соколов С.Н., Тихомиров Д.И.Географический словарь.-  

 Государственное учебно - педагогическое издательство Министерства просвещения     РСФСР, М., 1961.

Демина Л.А. Земля в вопросах, загадках, ребусах, кроссвордах.- МИРОС, М., 1994.

Колтун М. Земля. – МИРОС, М., 1994.

Новиков Ю.В. Природа и человек. – Просвещение, М., 1991.