Рабочая программа по элективному учебному предмету "Экология человека. Культура здоровья" для 8 класса
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma_elektivnogo_kursa.doc | 114 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская гимназия №5
УТВЕРЖДАЮ
Директор
______________
Болмазова Е.В.
«____» ____________ 2012г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
По элективному учебному предмету «Экология человека. Культура здоровья»
Класс 8 «Г»
Учитель Чугунова Наталья Владимировна
Срок реализации на 2012 – 2013 учебный год
Количество часов в неделю 1 чаа
Количество часов в год 34 часа
Тип школы гимназия
Особенность класса 8 «Г» - общеобразовательный
Автор программы М.З. Федорова, В.С. Кучменко, Г.А. Воронина.
УМК: Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения под грифом, Допущено Министерством образования Российской Федерации: М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочая тетрадь с печатной основой: М.З.Федорова, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Методическое пособие для учителя: Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2009.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«ЭКОЛОГИЯ ЧЕЛОВЕКА. КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ» В 8-ЫХ КЛАССАХ
(34 часа, 1 час в неделю)
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа курса «Экология человека. Культура здоровья» авторского коллектива М.З.Федорова, В.С. Кучменко и Т.П. Лукина ориентирована на учащихся 8-х классов общеобразовательных школ и направлена на дополнение базовых знаний по биологии.
Рабочая программа элективного учебного предмета ориентирована, на использование учебного пособия для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения под грифом Допущено Министерством образования Российской Федерации: М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. В связи с этим при организации учебно-познавательной деятельности предлагается работа с тетрадью с печатной основой: М.З.Федорова, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2010.
А также методического пособия для учителя: Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Главные цели курса - формирование мировоззрения, развитие разносторонних способностей, воспитание экологической культуры школьников.
Основными задачами данного элективного учебного предмета являются: экологизация биологических знаний, развитие идей курса «Человек», направленных на сохранение здоровья человека, изучение влияния окружающей среды на ткани, органы, системы органов и организм в целом. Практическая направленность курса реализуется в разнообразных формах проектной деятельности, практических и лабораторных работ.
Программа рассчитана на 1 час в неделю, следовательно, 34 часа за год и включает разделы: «Окружающая среда и здоровье человека», «Влияние факторов среды на функционирование систем органов», «Репродуктивное здоровье».
Рассмотрев предложенный вариант программы курса «Экология человека. Культура здоровья» авторского коллектива М.З.Федорова, В.С. Кучменко и Т.П. Лукина, мною была скорректирована и составлена рабочая программа для двух 8-х классов элективного учебного предмета «Экология человека. Культура здоровья».
8 «Г» класс – общеобразовательный, поэтому данный элективный курс позволит учащимся решить наиважнейшую задачу, которая стоит перед школой будущего – духовный рост учащихся, наряду с сохранением физического здоровья.
Система занятий сориентирована не столько на передачу «готовых знаний», сколько на формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психологическими установками к самостоятельному поиску, анализу и использованию информации.
На занятиях могут применяться разнообразные формы и методы обучения: лекции, семинары, ролевые игры, конференции.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(34 часа, 1 час в неделю)
Введение – (1 час)
Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса.
Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов).
Что изучает экология человека. (Изучаемые понятия: Экология человека как научное направление, включающее биологическую, социальную и прикладную составляющие. Классификация экологических факторов: абиотические, биотические, антропогенные).
Здоровье и образ жизни. (Изучаемые понятия: Человек как биосоциальное существо. Связь природной и социальной среды со здоровьем (физическим, психическим, социальным). Образ жизни. Здоровье).
История развития представлений о здоровом образе жизни.
Из истории развития взаимоотношений человека с природой.
Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. (Изучаемые понятия: Характеристика основных адаптивных типов человека. Расы человека: негроидная, европеоидная, монголоидная. Этнография).
Влияние климатических факторов на здоровье. Экстремальные факторы окружающей среды. (Изучаемые понятия: Климат и здоровье. Биометеорология. Экстремальные факторы: перегрузки, невесомость, электрические и магнитные поля, ионизирующая радиация).
Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). (Изучаемые понятия: Табакокурение, употребление алкоголя и наркотических веществ).
Лабораторная работа. Оценка состояния физического здоровья.
Проектная деятельность. История возникновения отдельных экологических проблем. Группы населения и природно-климатические условия. Климат и здоровье.
Глава 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 часов).
Опорно-двигательная система (2 часа).
Условия правильного формирования опорно-двигательной системы.
Воздействие двигательной активности на организм человека. (Изучаемые понятия: Двигательная активность. Гиподинамия. Основные категории физических упражнений).
Лабораторная работа. Оценка подготовки организма к занятиям физической культурой.
Проектная деятельность. Формирование навыков активного образа жизни.
2. Кровь и кровообращение (4 часа).
Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. (Изучаемые понятия: Гипоксия. Анемия).
Иммунитет и здоровье. (Изучаемые понятия: Изменение клеток иммунной системы. Онкологические заболевания. Аллергия. СПИД).
Условия полноценного развития системы кровообращения. (Изучаемые понятия: Юношеская гипертония).
Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы.
Лабораторные работы. Оценка состояния противоинфекционного иммунитета. Определение стрессоустойчивости сердено-сосудистой системы.
Проектная деятельность. Здоровье как главная ценность (вакцинация; помощь больным; показатели состояния здоровья).
3. Дыхательная система (1 час).
Правильное дыхание. (Изучаемые понятия: Горная болезнь).
Лабораторная работа. Влияние холода на частоту дыхательных движений.
4. Пищеварительная система (3 часа).
Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. (Изучаемые понятия: Состав и значение основных компонентов питания).
Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. (Изучаемые понятия: Вредные примеси пищи, их воздействие на организм).
Рациональное питание и культура здоровья. (Изучаемые понятия: Режим питания. Диета).
Практическая работа. О чем может рассказать упаковка продукта (выполняется по желанию).
Проектная деятельность. Рациональное питание.
5. Кожа (3 часа).
Воздействие солнечных лучей на кожу. (Изучаемые понятия: Солнечное голодание. Правила пребывания на солнце).
Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание.
Средства и способы закаливания.
Практическая работа. Реакция организма на изменение температуры окружающей среды.
Проектная деятельность. Закаливание и уход за кожей.
6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов)
Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. (Изучаемые понятия: Утомление, переутомление и типы высшей нервной деятельности).
Стресс как негативный биосоциальный фактор. (Изучаемые понятия: Утомление, переутомление).
Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности.
Биоритмы и причины их нарушения.
Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни.
Практическая работа. Развитие утомления.
Лабораторные работы. Оценка температурного режима помещений. Оценка суточных изменений некоторых физиологических показателей.
7. Анализаторы (2 часа)
Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия.
Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции.
Лабораторная работа. Острота слуха и шум.
Проектная деятельность. Бережное отношение к здоровью. Формирование организма подростка под действием гормонов гипофиза и щитовидной железы (выполнятся по желанию).
Глава 3. Репродуктивное здоровье (5 часов)
Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов.
Проблема взросления и культура здоровья.
Факторы риска внутриутробного развития.
Гендерные роли.
Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальны фактор.
Заключение (1 час)
Подведение итогов по элективному курсу «Экология человека. Культура здоровья». Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека.
Всего: 34 часа.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ОСВАИВАЮЩИХ ПРОГРАММУ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В 8-ЫХ КЛАССАХ
В ходе изучения элективного курса у учащихся формируются знания:
о взаимосвязи здоровья и образа жизни;
о воздействии природных и социальных факторов на организм человека;
о влиянии факторов окружающей среды на функционирование и развитие систем органов;
об основных условиях сохранения здоровья;
о факторах, укрепляющих здоровье в процессе развития человеческого организма;
о необходимости участия в охране окружающей среды.
В результате усвоения учебного материала элективного курса у учащихся формируются умения и навыки:
оценивать состояние здоровья;
находить связь между биосоциальными факторами среды и здоровьем человека;
соблюдать гигиенические правила (питания, дыхания, сна и др.), режим дня (двигательной активности, труда, отдыха и др.);
применять способы закаливания и ухода за кожей;
уменьшать вредное воздействие стресса и утомления;
проводить наблюдения и самонаблюдения.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ДЛЯ 8 «Г» КЛАССА
№ урока | Наименование разделов и тем | Плановые сроки прохождения | Скорректированные сроки прохождения |
1. | Введение (1 час) Место курса «Экология человека. Культура здоровья» в группе дисциплин естественно - научного цикла. Значимость и практическая направленность курса. |
2. | Глава 1. Окружающая среда и здоровье человека (7 часов) Что изучает экология человека. |
3. | Здоровье и образ жизни. |
4. | История развития представлений о здоровом образе жизни. |
5. | Из истории развития взаимоотношений человека с природой. |
6. | Различия между людьми, проживающими в разных природных условиях. |
7. | Влияние климатических факторов на здоровье. |
8. | Вредные привычки (болезненные, пагубные пристрастия). |
9. | Глава 2. Влияние факторов среды на функционирование систем органов (20 часов) 1.Опорно-двигательная система(2 часа) Условия правильного формирования опорно-двигательной системы. |
10. | Воздействие двигательной активности на организм человека. |
11. | 2. Кровь и кровообращение (4 часа) Природные и антропогенные факторы, влияющие на состав крови. |
12. | Иммунитет и здоровье. |
13. | Условия полноценного развития системы кровообращения. |
14. | Профилактика нарушений деятельности сердечно-сосудистой системы. |
15. | 3. Дыхательная система(1 час) Правильное дыхание. |
16. | 4. Пищеварительная система (3 часа) Пища. Питательные вещества и природные пищевые компоненты – важный экологический фактор. |
17. | Чужеродные примеси пищи. Профилактика вызываемых ими заболеваний. |
18. | Рациональное питание и культура здоровья. |
19. | 5. Кожа (3 часа). Воздействие солнечных лучей на кожу. |
20. | Температура окружающей среды и участие кожи в терморегуляции. Закаливание. |
21. | Средства и способы закаливания. |
22. | 6. Нервная система. Высшая нервная деятельность (5 часов) Факторы, влияющие на развитие и функционирование нервной системы. |
23. | Стресс как негативный биосоциальный фактор. |
24. | Чувствительность к внешним воздействиям и тип высшей нервной деятельности. |
25. | Биоритмы и причины их нарушения. |
26. | Гигиенический режим сна – составляющая здорового образа жизни. |
27. | 7. Анализаторы (2 часа) Условия нормального функционирования зрительного анализатора. Внешние воздействия на органы слуха и равновесия. |
28. | Влияние окружающей среды на некоторые железы внутренней секреции. |
29. | Глава 3. Репродуктивное здоровье (5 часов) Особенности развития организма юноши и девушки под действием биосоциальных факторов. |
30. | Проблема взросления и культура здоровья. |
31. | Факторы риска внутриутробного развития. |
32. | Гендерные роли. |
33. | Биологические и социальные причины заболеваний, передающихся половым путем. Ответственное поведение как социальный фактор. |
34. | Заключение (1 час) Здоровье как одна из главных ценностей. Влияние биологических и социальных факторов на организм человека. |
ИТОГО: 34 часа |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Список литературы для учителя:
Природоведение. Биология. Экология: 5 – 11 классы: программы. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Экологическая составляющая курса биологии в основной школе: Сборник программ. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения под грифом, Допущено Министерством образования Российской Федерации: М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочая тетрадь с печатной основой: М.З.Федорова, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Журналы: «Здоровье школьника» и «Будь здоров!». – М.: изд-ль ЗАО «МЦФЭР», 2009 – 2010 гг.; 2010 – 2011 гг.; 2012 – 2013 гг..
Список литературы для учащихся:
Учебное пособие для учащихся 8 класса общеобразовательного учреждения под грифом, Допущено Министерством образования Российской Федерации: М.З.Федорова, В.С. Кучменко, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. – М.: Вентана-Граф, 2009.
Рабочая тетрадь с печатной основой: М.З.Федорова, Г.А.Воронина. Экология человека: Культура здоровья. 8 класс. Рабочая тетрадь. – М.: Вентана-Граф, 2010.
Интернет – ресурсы:
www.km.ru/education - Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий».
www.edios.ru – Эйдос – центр дистанционного образования
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания
методической кафедры
естественнонаучных дисциплин
от «____» ____________ 2012 года №1
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________
____________________
от «____» ____________ 2012 года