Индивидуальное развитие организмов (эмбриональное и постэмбриональное)

Асхабова Светлана Сайпуллаевна

Разработка (модель учебного занятия) по биологии с использованием проектно-исследовательской деятельности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл issledovanie123.docx36.97 КБ

Предварительный просмотр:

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ

При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его (или системы учебных занятий) со следующими этапами работы над проектом: запуск проект, планирование работы, определение уровня готовности  к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.

Этапы работы над проектом

Этап занятий

Этап роботы над проектом

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Орг.момент

Запуск проекта

Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание на проектной деятельности, помогает сформировать группы и найти партнеров

Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров

Целеполагание и мотивация

Планирование работы

Формулирует задание для самостоятельной работы, мотивирует познавательную деятельность учащихся

Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: выступление, доклад и др. Определяют форму презентации, распределяют обязанности участников совместного проекта

Актуализация знаний и умений

Определение уровня готовности к поисковой работе (самодиагностика)

Подготавливает учащихся к выполнению исследования

Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия освоение темы, приемы отбора содержания и решения проблемы

Первичное усвоение знаний

Сбор информации

Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации

Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное

Осознание и осмысление учебного материала

Структурирование информации

Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решение проблемы, оформить предварительный проект

Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант

Закрепление учебного материала

Обмен информацией

Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников

Находят партнера по проблеме, знакомят его с другим вариантам решение проблемы; заслушивают партнера; уточняют результаты; обмениваются вопросами; разрабатывают форму творческого проекта

Применение знаний и умений в новой учебной ситуации

Оформление результатов работы

Наблюдает за деятельностью учащихся, советуют, как подготовиться к творческой защите, активизирует их работу

В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты творческой работы

Проверка и оценка результатов

Экспертиза проекта: рецензирование

 Защита

Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования.

Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты

Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнение проекта. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы

Подведение итогов урока

Рефлексия

Высказывает собственное суждение о достижении цели урока

Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха

                                   

                                           

                                      Оценка деятельности проектанта

Ф.И. _______________________________________________________

Критерии выполнения и защиты проекта

оценка

Проек-танта

Препода-вателя

Уча-щихся

Рейтин-говая

Выполнение проекта

1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы

2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность

3. Уровень творчество, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений

4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость

5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем, рисунков

                                         

Защита проекта

6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность

7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи

8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени. Импровизация, удержание внимание аудитории

9.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытие темы и сильных сторон работы

10.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность  

       Оценка проводится в баллах (0; 5; 10; 20) по пяти критериям (см. табл.) каждого вида работы. Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей.

                                                                               

Суммарная оценка защиты проекта:

Отлично-155-200 баллов.

Хорошо-100-154.

Удовлетворительно – менее 150 баллов.

                       

Тема урока «Индивидуальное развитие организмов»

Тип урока – комбинированный (2 ч).

Дидактическая цель урока - создать условие для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.  

Цели по содержанию: образовательная - способствовать осознанию онтогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений; развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации,  оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности; воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.

Методы – частично поисковый, исследовательский.

Форма организации учебной деятельности – групповая.

Средство обучения – литература (см. приложение 1).

                                                        Ход работы

Этап урока                                        (этап работы над проектом)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Оргмомент

(запуск проекта)

Определяет готовность учащихся к работе. Называет тему:

«Индивидуальное развитие организмов».

Выдает всем учащимся жетоны пяти разных цветов по однородному цвету, формируются

группы

Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы по четыре человека,

определяют партнеров по проблеме с помощью однородных жетонов. Формируют группы

Целеполагание и

мотивация

(планирования работы)

Дает справку  (Индивидуальное развитие (онтогенез)- совокупность преобразований особи (организма) от зарождения до смерти. Онтогенез – процесс реализации наследственной информации в ходе взаимодействия между ядром и цитоплазмой каждой клетки зародыша, между его разными клетками и их комплексами под влиянием факторов внешней среды ).  

Определяет проблему: известно, что организм растет. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества?

Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы учащихся (см. Приложение 1) Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта

Анализируют проблему. Учащиеся выбирают аналогичное задание для самостоятельной работы (каждая группа по желанию выполняет одно задание).

Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности.

Определяют форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа)

Подпроблемы

1. Каков смысл термина «развитие». Покажите отличие понятия развитие от понятия размножение. (проектное задание 1)

2Перспективы промышленного культивирования клеток и тканей растений(проектное задание 2)

3. Докажите необходимость изучения закономерностей онтогенеза для управления процессами индивидуального развития растений и животных.

Для каких организмов характерно непрямое развитие? Можно ли  считать его более примитивным, чем прямое?  (Проектное задание 3)

4.Каким образом индивидуальное развитие какого-либо организма может отражать  эволюционные преобразования в его строении? (Проектное задания 4).

Актуализация знаний умений и умений (определение уровня готовности к поисковой работе)

Предлагает дать определение базовых понятий, деление, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение.

Напоминает алгоритм выполнение исследования

Дают определение.

Вспоминают алгоритм исследования.

Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию

Первичное усвоение знаний (сбор информации)

Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учебник

Знакомятся с информацией и отбирают источники (см. Приложение 1).

В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта  

Осмысление учебного материала (структурирование информацией)

Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учащихся

Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание

Закрепление учебного материала (обмен

информацией)

Организует работу  между малыми группами,

выполнявшими задания по аналогичным проблемам

Идет обмен информацией, дополняют ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта. Совместно определяют количество учащихся для защиты проекта

Применение знаний в

новой ситуации

(оформление результатов)

Корректирует работу учащихся оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем).

Каждая группа

оформляет проект в

соответствии с

выбранной формой:

готовят выступления,

плакаты, схемы, карты.

Проверка и оценка результатов (экспертиза)

Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты

сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проекта.

Собирает письменные работы для оценки.

Организует конкурс проекта и определение победителей по номинациям «самый научный», «самый интересный», « самый содержательный», «самый оригинальный», «самый иллюстрированный», «самый лаконичный»

Защищают исследовательские проекты.

Сдают письменную работу для контроля.

Преподаватель оценивает результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта.

Эксперты распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов

Подведение итогов учебного занятия (рефлексия)

Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся,  результаты работы которых способствовали достижению цели урока

Эксперты перечисляют фамилии наиболее

активных учащихся и победителей каждой номинации.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Проектные задания для самостоятельной работы учащихся    

Проектное задание 1 (группа 1)

Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:

1.Что собой представляет и выражается  дифференцировка  клеток в процессе эмбрионального развития ?

2.Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: из какого листа формулируются: лимфатическая система ; мышцы; сетчатка глаза, печень,; эмаль зубов; почки.

Зародышевые листки и их производные

Зародышевые листки

Производные зародышевых листков

Эктодерма

Энтодерма

Мезодерма

I.  Сравните рис. 55 учебника (с.132), изображающий стадии эмбрионального развития животных на примере ланцетника, с рис.12, Иллюстрирующим процессы онтогенеза цветкового растения.  (Б.Д Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы).

1. Какова роль клеток в процессах онтогенеза?

2. От чего зависит место клетки в теле развивающегося организма ,как оно влияет на ее дальнейшую дифференцировку? 

Литература

А. А. Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Общая биология: Учебник 10-11 кл. - Дрофа Москва 2006.

В. Б. Захаров, С. Г.  Мамонтов, В.И. Сонин – Общая биология 10-11 кл. Дрофа Москва 2002.                        

Б.Д  Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа».

Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва .1999.

Проектное задание 2 (группа2)

II. О чем свидетельствуют результаты эксперимента, отраженного на рис. 13?        

Расскажите о перспективах промышленного культивирования клеток и тканей растений (схема 3). (Б. Д.  Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).

III. Какова роль процессов оплодотворения и клеточного деления в поддержании преемственности между поколениями особей вида (прокомментируйте содержание рис.14) ? Какие положения клеточной теории помогают сформулировать ответ на этот вопрос ( см. с. 9-10)? ). (Б.Д  Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).

Литература

А.А .Коменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник- Общая биология: Учебник 10-11 кл..- Дрофа Москва 2006.

В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, В.И Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002.                        Б.Д  Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа»

Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва .1999.

 

Проектное задание 3 (группа3)

Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию. Выполните задания и ответьте на вопросы:

1. Перечислите и охарактеризуйте этапы прямого развития.

2. Какой вид постэмбрионального развития сопровождается разрушением личиночных организмов и возникновением таких, которых присущи взрослым животным ? Приведите примеры.

3.В чем выражается адоптивное значение личиночной стадии ?

Используя знания о процессах гаметогенеза, оплодотворения, индивидуального развития, попытайтесь определить причины перечисленных ниже нарушений процессов онтогенеза человека (табл.22 на с. 47)( Б.Д  Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).

Влияние алкоголя, никотина и других токсичных веществ на онтогенез человека

Примеры нарушений

Возможные причины нарушений

Гаметогенеза и оплодотворения

Внутриутроб-ного развития

Постэмбрио-нального развития

У алкоголиков и токсикоманов преобладают погибшие или потерявшие подвижность сперматозоиды

У курящих матерей рождаются дети с отклонениями в психическом развитии, предрасположенные к судорогам, часто погибающие в раннем возрасте; грудные дети становятся никотиновыми токсикоманами

У курящих девушек грубеет голос, в их облике появляются мужеподобные черты

У родителей-алкоголиков рождаются дети,

страдающие глубоким слабоумием, косоглазием, расщелиной неба,

пороком сердца

(«алкогольный фетальный синдром»)

У подростков и

юношей алкоголизм развивается очень быстро, обычно они погибают, не

доживая до 40 лет

Литература

А. А . Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник - Общая биология Учебник 10-11 кл.- Дрофа Москва 2006.

В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002.                      

Б.Д.  Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа»

Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва. 1999.

Проектное задание 4 (группа  4)

Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию . Выполните задания:

1. Сформулируйте биологический закон Ф. Мюллера- Э. Геккеля.

2. Приведите примеры, отражающее эволюционные преобразования позвоночных животных и растений.

3. Какой вклад в развитие биологического закона внес российский ученый академик  А. Н. Северцов ?

4.В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.

Литература

 А. А .Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник - Общая биология: Учебник 10-11 кл.- Дрофа Москва 2006.

В. Б Захаров, С. Г Мамонтов, В. И Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002.                                

Б. Д.  Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа».

Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва. 1999.

                                                                                                             

  ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Развитие организма (информация для учащихся на этапе целеполагания и мотивации)

     Развитие организмов представляет собой процесс происходящих с организмами изменений в течение определённого времени. Индивидуальное развитие является непрерывным процессом ,но оно состоит из разных периодов из-за сильных отличий в его протекании. Для животных выделяют два сильно отличающихся друг от друга периода-эмбриональный и постэмбриональный (пренатальный и постнатальный). Развитие организмов начинается с образования зиготы и завершается выходом из яйцевых или зародышевых оболочек(при личиночном или неличиночном типах развития), или рождением  (при внутриутробном развитии).

     Организм развивается в процессе образования из половых клеток (сохранивших генетические возможности) целого организма. Говоря другими словами, развитие- это реализация генетической информации, определяя развитие органов и тканей целого сложного организма.

     Изменение в ходе развития имеют огромное адаптивное значение, подготавливая организм к тем условиям, в которых ему предстоит жить. Изучение эмбрионального развития составляет предмет эмбриологии. События, происходящие в этот период, в основе своей сходны у всех животных. Они помогают нам лучше понять происхождение тканей, органов, систем органов и функциональные связи между ними. Эмбриональное развитие состоит из трех главных стадий: дробление яйца, гаструляция, органогенеза.

      Клетки, возникающие в результате деления дробления яйца у многоклеточных животных носят названия бластомеров.

     За периодом дробления следует период гаструляции. В процессе гаструляции образуются зародышевые листки. У большинство организмов образуются три зародышевых листка: эктодерма (наружный слой) , мезодерма (средний) и энтодерма ( внутренний). Разделению тела зародыша на экто-,мезо- и эктодерму предшествует органогенез-образование зачатков органов.

Литература

Аюпова С. Д. «Обучение учащихся  методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»

Гузеев В. В. Образовательные технологии от приёма до философии.-М. Сентябрь, 1996.

Селевко Г. К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998.- № 2.

Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. «Народное образование», № 7, 2000.

Пахомова Н.Ю Учебные проекты: его возможности. «Учитель», 3 1, 2000.

Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», № 1, 2000.

Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.

Шамова Т. И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998. –С.50-53.