Индивидуальное развитие организмов (эмбриональное и постэмбриональное)
Разработка (модель учебного занятия) по биологии с использованием проектно-исследовательской деятельности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie123.docx | 36.97 КБ |
Предварительный просмотр:
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ
При моделировании учебного занятия необходимо соотнести структурные компоненты его (или системы учебных занятий) со следующими этапами работы над проектом: запуск проект, планирование работы, определение уровня готовности к поисковой работе, сбор информации, структурирование информации, обмен информацией, оформление результатов работы, экспертиза проекта, рефлексия.
Этапы работы над проектом
Этап занятий | Этап роботы над проектом | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | |
Орг.момент | Запуск проекта | Определяет готовность учащихся к работе, сосредотачивает внимание на проектной деятельности, помогает сформировать группы и найти партнеров | Подготавливают рабочее место для разработки проекта, формируют группы, определяют партнеров | |
Целеполагание и мотивация | Планирование работы | Формулирует задание для самостоятельной работы, мотивирует познавательную деятельность учащихся | Анализируют проблему. Обсуждают главную идею будущего проекта. В ходе дискуссии определяют вид проекта: выступление, доклад и др. Определяют форму презентации, распределяют обязанности участников совместного проекта | |
Актуализация знаний и умений | Определение уровня готовности к поисковой работе (самодиагностика) | Подготавливает учащихся к выполнению исследования | Выясняют пути достижения цели, вспоминают основные понятия освоение темы, приемы отбора содержания и решения проблемы | |
Первичное усвоение знаний | Сбор информации | Наблюдает за деятельностью учащихся, консультирует их, предлагает дополнительные источники информации | Знакомятся с источниками информации, в ходе групповой дискуссии отбирают главное | |
Осознание и осмысление учебного материала | Структурирование информации | Направляет самостоятельную познавательную деятельность учащихся, помогает выбрать оптимальный вариант решение проблемы, оформить предварительный проект | Выполняют исследование: анализируют информацию, выявляют основные противоречия, формулируют гипотезу, конструируют систему вопросов, предлагают варианты решения проблемы, выбирают оптимальный вариант | |
Закрепление учебного материала | Обмен информацией | Координирует результаты самостоятельной познавательной деятельности школьников | Находят партнера по проблеме, знакомят его с другим вариантам решение проблемы; заслушивают партнера; уточняют результаты; обмениваются вопросами; разрабатывают форму творческого проекта | |
Применение знаний и умений в новой учебной ситуации | Оформление результатов работы | Наблюдает за деятельностью учащихся, советуют, как подготовиться к творческой защите, активизирует их работу | В соответствии с конечной целью оформляют проект, упражняются в использовании приемов защиты творческой работы | |
Проверка и оценка результатов | Экспертиза проекта: рецензирование Защита | Помогает анализировать результаты проектной деятельности, консультирует по вопросам рецензирования. Организует личное выступление ученика, помогает оценить работу в ходе защиты | Рецензируют содержание и форму изложения работы друг друга, определяют уровень эффективности результатов в процессе выполнение проекта. Выступают перед аудиторией, отвечают на вопросы | |
Подведение итогов урока | Рефлексия | Высказывает собственное суждение о достижении цели урока | Оценивают результаты своей деятельности, определяют пути достижения успеха |
Оценка деятельности проектанта
Ф.И. _______________________________________________________
Критерии выполнения и защиты проекта | оценка | |||
Проек-танта | Препода-вателя | Уча-щихся | Рейтин-говая | |
Выполнение проекта 1. Актуальность темы и предлагаемых решений, реальность, практическая направленность и значимость работы | ||||
2. Объем и полнота разработок, самостоятельность, законченность | ||||
3. Уровень творчество, оригинальность темы, подходов, предлагаемых решений | ||||
4. Аргументированность предлагаемых решений, подходов, выводов, полнота библиографии, цитируемость | ||||
5. Качество записи: оформление, соответствие стандартным требованиям, рубрицирование текста, качество эскизов, схем, рисунков |
| |||
Защита проекта 6. Качество доклада: композиция, полнота представления работы, аргументированность, убедительность, убежденность | ||||
7. Объем и глубина знаний по теме (или предмету), эрудиция, межпредметные связи | ||||
8. Педагогическая ориентация: культура речи, манера изложения, использование наглядных средств, чувство времени. Импровизация, удержание внимание аудитории | ||||
9.Ответы на вопросы: полнота, аргументированность, убедительность и убежденность, дружелюбие, стремление использовать ответы для успешного раскрытие темы и сильных сторон работы | ||||
10.Деловые и волевые качества докладчика: ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, готовность к дискуссии, способность работать с перегрузкой, доброжелательность, контактность |
Оценка проводится в баллах (0; 5; 10; 20) по пяти критериям (см. табл.) каждого вида работы. Рейтинговая оценка рассчитывается как среднеарифметическое трех показателей.
Суммарная оценка защиты проекта:
Отлично-155-200 баллов.
Хорошо-100-154.
Удовлетворительно – менее 150 баллов.
Тема урока «Индивидуальное развитие организмов»
Тип урока – комбинированный (2 ч).
Дидактическая цель урока - создать условие для осмысления новой учебной информации, применения их в знакомой и новой учебной ситуациях, проверки уровня усвоения системы знаний и умений.
Цели по содержанию: образовательная - способствовать осознанию онтогенетического закона Мюллера и Геккеля на примере сравнительного анализа роста и развития животных и растений; развивающая: продолжить работу по обучению учащихся умению отбирать главное, используя различные источники информации, оформлять творческую работу в виде проекта, публично защищать результаты творческой деятельности; воспитательная: формировать понимание развития своего интеллекта как ценностной характеристики современной личности.
Методы – частично поисковый, исследовательский.
Форма организации учебной деятельности – групповая.
Средство обучения – литература (см. приложение 1).
Ход работы
Этап урока (этап работы над проектом) | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Оргмомент (запуск проекта) | Определяет готовность учащихся к работе. Называет тему: «Индивидуальное развитие организмов». Выдает всем учащимся жетоны пяти разных цветов по однородному цвету, формируются группы | Готовят учебники и дополнительную литературу. Формируют малые группы по четыре человека, определяют партнеров по проблеме с помощью однородных жетонов. Формируют группы |
Целеполагание и мотивация (планирования работы) | Дает справку (Индивидуальное развитие (онтогенез)- совокупность преобразований особи (организма) от зарождения до смерти. Онтогенез – процесс реализации наследственной информации в ходе взаимодействия между ядром и цитоплазмой каждой клетки зародыша, между его разными клетками и их комплексами под влиянием факторов внешней среды ). Определяет проблему: известно, что организм растет. Почему? Это рост клеток или увеличение их количества? Формулирует задания (подпроблемы) для проектной работы учащихся (см. Приложение 1) Каждой группе предлагает определить форму презентации проекта | Анализируют проблему. Учащиеся выбирают аналогичное задание для самостоятельной работы (каждая группа по желанию выполняет одно задание). Определяют конечную цель – продукт совместной деятельности. Определяют форму презентации проекта и количество выступающих (пара, группа) |
Подпроблемы 1. Каков смысл термина «развитие». Покажите отличие понятия развитие от понятия размножение. (проектное задание 1) 2Перспективы промышленного культивирования клеток и тканей растений(проектное задание 2) 3. Докажите необходимость изучения закономерностей онтогенеза для управления процессами индивидуального развития растений и животных. Для каких организмов характерно непрямое развитие? Можно ли считать его более примитивным, чем прямое? (Проектное задание 3) 4.Каким образом индивидуальное развитие какого-либо организма может отражать эволюционные преобразования в его строении? (Проектное задания 4). | ||
Актуализация знаний умений и умений (определение уровня готовности к поисковой работе) | Предлагает дать определение базовых понятий, деление, гамета, зигота, оплодотворение, двойное оплодотворение. Напоминает алгоритм выполнение исследования | Дают определение. Вспоминают алгоритм исследования. Выясняют, как и где можно найти необходимую информацию |
Первичное усвоение знаний (сбор информации) | Предлагает дополнительные источники информации и консультирует учебник | Знакомятся с информацией и отбирают источники (см. Приложение 1). В ходе дискуссии в группах отбирают главное, основное содержание будущего проекта |
Осмысление учебного материала (структурирование информацией) | Рекомендует структурировать содержание проекта, ориентируясь на учащихся | Продолжают выполнять исследования. Структурируют содержание |
Закрепление учебного материала (обмен информацией) | Организует работу между малыми группами, выполнявшими задания по аналогичным проблемам | Идет обмен информацией, дополняют ответы, уточняют результаты и форму творческого проекта. Совместно определяют количество учащихся для защиты проекта |
Применение знаний в новой ситуации (оформление результатов) | Корректирует работу учащихся оказывает педагогическую поддержку по подготовке к защите проекта (краткие тезисы выступления, оформление и содержание плакатов, схем). | Каждая группа оформляет проект в соответствии с выбранной формой: готовят выступления, плакаты, схемы, карты. |
Проверка и оценка результатов (экспертиза) | Организует защиту каждой группы. Предлагает по ходу защиты сформулировать вопросы по теме проекта, оценить качество работы каждого проекта. Собирает письменные работы для оценки. Организует конкурс проекта и определение победителей по номинациям «самый научный», «самый интересный», « самый содержательный», «самый оригинальный», «самый иллюстрированный», «самый лаконичный» | Защищают исследовательские проекты. Сдают письменную работу для контроля. Преподаватель оценивает результаты проектной деятельности, ориентируясь на основные критерии выполнения и защиты проекта. Эксперты распределяют номинации и высказывают свои суждения по качеству содержания и оформления представленных проектов |
Подведение итогов учебного занятия (рефлексия) | Предлагает в соответствии с номинациями назвать фамилии учащихся, результаты работы которых способствовали достижению цели урока | Эксперты перечисляют фамилии наиболее активных учащихся и победителей каждой номинации. |
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Проектные задания для самостоятельной работы учащихся
Проектное задание 1 (группа 1)
Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию. Ответьте на вопросы и выполните задания:
1.Что собой представляет и выражается дифференцировка клеток в процессе эмбрионального развития ?
2.Заполните таблицу. Ответьте на вопросы: из какого листа формулируются: лимфатическая система ; мышцы; сетчатка глаза, печень,; эмаль зубов; почки.
Зародышевые листки и их производные
Зародышевые листки | Производные зародышевых листков |
Эктодерма | |
Энтодерма | |
Мезодерма |
I. Сравните рис. 55 учебника (с.132), изображающий стадии эмбрионального развития животных на примере ланцетника, с рис.12, Иллюстрирующим процессы онтогенеза цветкового растения. (Б.Д Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы).
1. Какова роль клеток в процессах онтогенеза?
2. От чего зависит место клетки в теле развивающегося организма ,как оно влияет на ее дальнейшую дифференцировку?
Литература
А. А. Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник Общая биология: Учебник 10-11 кл. - Дрофа Москва 2006.
В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В.И. Сонин – Общая биология 10-11 кл. Дрофа Москва 2002.
Б.Д Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа».
Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва .1999.
Проектное задание 2 (группа2)
II. О чем свидетельствуют результаты эксперимента, отраженного на рис. 13?
Расскажите о перспективах промышленного культивирования клеток и тканей растений (схема 3). (Б. Д. Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).
III. Какова роль процессов оплодотворения и клеточного деления в поддержании преемственности между поколениями особей вида (прокомментируйте содержание рис.14) ? Какие положения клеточной теории помогают сформулировать ответ на этот вопрос ( см. с. 9-10)? ). (Б.Д Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).
Литература
А.А .Коменский, Е.А. Криксунов, В.В. Пасечник- Общая биология: Учебник 10-11 кл..- Дрофа Москва 2006.
В.Б Захаров, С.Г Мамонтов, В.И Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002. Б.Д Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа»
Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва .1999.
Проектное задание 3 (группа3)
Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию. Выполните задания и ответьте на вопросы:
1. Перечислите и охарактеризуйте этапы прямого развития.
2. Какой вид постэмбрионального развития сопровождается разрушением личиночных организмов и возникновением таких, которых присущи взрослым животным ? Приведите примеры.
3.В чем выражается адоптивное значение личиночной стадии ?
Используя знания о процессах гаметогенеза, оплодотворения, индивидуального развития, попытайтесь определить причины перечисленных ниже нарушений процессов онтогенеза человека (табл.22 на с. 47)( Б.Д Комиссаров- Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии).
Влияние алкоголя, никотина и других токсичных веществ на онтогенез человека
Примеры нарушений | Возможные причины нарушений | ||
Гаметогенеза и оплодотворения | Внутриутроб-ного развития | Постэмбрио-нального развития | |
У алкоголиков и токсикоманов преобладают погибшие или потерявшие подвижность сперматозоиды У курящих матерей рождаются дети с отклонениями в психическом развитии, предрасположенные к судорогам, часто погибающие в раннем возрасте; грудные дети становятся никотиновыми токсикоманами У курящих девушек грубеет голос, в их облике появляются мужеподобные черты У родителей-алкоголиков рождаются дети, страдающие глубоким слабоумием, косоглазием, расщелиной неба, пороком сердца («алкогольный фетальный синдром») У подростков и юношей алкоголизм развивается очень быстро, обычно они погибают, не доживая до 40 лет |
Литература
А. А . Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник - Общая биология Учебник 10-11 кл.- Дрофа Москва 2006.
В. Б. Захаров, С. Г. Мамонтов, В. И. Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002.
Б.Д. Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа»
Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва. 1999.
Проектное задание 4 (группа 4)
Прочитайте текст учебника на с. 131-138 и дополнительную информацию . Выполните задания:
1. Сформулируйте биологический закон Ф. Мюллера- Э. Геккеля.
2. Приведите примеры, отражающее эволюционные преобразования позвоночных животных и растений.
3. Какой вклад в развитие биологического закона внес российский ученый академик А. Н. Северцов ?
4.В ранний период развития сердце человеческого зародыша состоит из одного предсердия и одного желудочка. Прокомментируйте этот факт.
Литература
А. А .Коменский, Е. А. Криксунов, В. В. Пасечник - Общая биология: Учебник 10-11 кл.- Дрофа Москва 2006.
В. Б Захаров, С. Г Мамонтов, В. И Сонин – Общая биология 10-11 кл . Дрофа Москва 2002.
Б. Д. Комиссаров - Самостоятельные и лабораторные работы по общей биологии – Москва «Высшая школа».
Е. И. Тупикин. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Москва. 1999.
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
Развитие организма (информация для учащихся на этапе целеполагания и мотивации)
Развитие организмов представляет собой процесс происходящих с организмами изменений в течение определённого времени. Индивидуальное развитие является непрерывным процессом ,но оно состоит из разных периодов из-за сильных отличий в его протекании. Для животных выделяют два сильно отличающихся друг от друга периода-эмбриональный и постэмбриональный (пренатальный и постнатальный). Развитие организмов начинается с образования зиготы и завершается выходом из яйцевых или зародышевых оболочек(при личиночном или неличиночном типах развития), или рождением (при внутриутробном развитии).
Организм развивается в процессе образования из половых клеток (сохранивших генетические возможности) целого организма. Говоря другими словами, развитие- это реализация генетической информации, определяя развитие органов и тканей целого сложного организма.
Изменение в ходе развития имеют огромное адаптивное значение, подготавливая организм к тем условиям, в которых ему предстоит жить. Изучение эмбрионального развития составляет предмет эмбриологии. События, происходящие в этот период, в основе своей сходны у всех животных. Они помогают нам лучше понять происхождение тканей, органов, систем органов и функциональные связи между ними. Эмбриональное развитие состоит из трех главных стадий: дробление яйца, гаструляция, органогенеза.
Клетки, возникающие в результате деления дробления яйца у многоклеточных животных носят названия бластомеров.
За периодом дробления следует период гаструляции. В процессе гаструляции образуются зародышевые листки. У большинство организмов образуются три зародышевых листка: эктодерма (наружный слой) , мезодерма (средний) и энтодерма ( внутренний). Разделению тела зародыша на экто-,мезо- и эктодерму предшествует органогенез-образование зачатков органов.
Литература
Аюпова С. Д. «Обучение учащихся методу проектов как способу учебной деятельности через уроки биологии»
Гузеев В. В. Образовательные технологии от приёма до философии.-М. Сентябрь, 1996.
Селевко Г. К. Современные технологии обучения // Народное образование. – 1998.- № 2.
Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. «Народное образование», № 7, 2000.
Пахомова Н.Ю Учебные проекты: его возможности. «Учитель», 3 1, 2000.
Пахомова Н.Ю. Учебные проекты: методология поиска. «Учитель», № 1, 2000.
Третьяков П.И. Педагогические технологии: что это такое и как их использовать в школе / Практико-ориентированная монография. – Тюмень, 1994.
Шамова Т. И. Технология проектного обучения. В сб.: Реализация новых управленческих и педагогических технологий как средство развития учреждений образования. – М.: МПГУ, 1998. –С.50-53.