Путешествие с комнатными растениями
Внеклассное мероприятие по биологии в 6 классе. Проводится на предметной неделе. Способствует формированию знаний о биологических особенностях растений. Воспитывает гигиеническую грамотность на основе знаний о лекарственных свойствах комнатных растений. Рассказывается об икебане.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_s_komnatnymi_rasteniyami.doc | 51 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие с комнатными растениями»
Цель: сформировать знания о биологических особенностях комнатных растений; формировать навыки выращивания комнатных растений; учить использованию имеющихся знаний; развивать познавательный интерес; воспитание гигиенической грамотности и любви к комнатным растениям.
Ведущая: Добрый день уважаемые пассажиры!
Командир корабля и его экипаж приветствует вас на борту нашего мыслелета. Наш полет будет проходить на высоте фантазии со скоростью полета мысли. Послушайте правила, которые необходимо соблюдать.
1.На борту мыслелета запрещается шуметь и скучать.
2. Разрешается принимать активное участие в программе полета!
А теперь – внимание! Мы отправляемся в наше первое путешествие на родину кактусов. Через несколько минут наш мыслелет совершит посадку в Америке! Ведь Мексика, Куба, Перу являются родиной кактусов(показывает по карте).
Биолог: Первоначально необходимо уточнить, а что же такое кактус? Ведь стапелия, толстянка, алоэ, каланхоэ кактусами не являются!
Во – первых, практически все кактусы – это растения с толстыми, мясистыми листьями.
Во – вторых, среди них почти нет видов, имеющих листья.
В – ТРЕТЬИХ, У БОЛЬШИНСТВА КАКТУСОВ ЕСТЬ КОЛЮЧКИ, КОТОРЫЕ ТОРЧАТ из округлых ворсистых «пятнышек», которые называются ареолы.
В – четвертых, колючек у некоторых кактусов нет совсем, но регулярно расположенные ареолы есть обязательно.
В – пятых, ни у кого из других растений нет таких замечательных цветков!
В - шестых, цветки кактусов развиваются прямо из стебля, точнее, все из тех же ареол.
Мы определили видовые названия кактусов нашей коллекции:
- Гибридный эхинопсис – самый обычный зеленый ежик.
- Рипсалидопсис – декабрист
- Маммиллярия грацилис цветет мелкими желтыми цветками.
- Опунция вульгарис.
- Скалистый цереус.
- Эспостоа ланата (волосатая)
Цветовод: Как ухаживать за кактусами?
Особенности ухода зависят от биологических особенностей растений, те в свою очередь от климатических условий родиеы данных растений.
--- Ребята, подскажите , как правильно ухаживать за кактусами?
- Поливать отстоянной водой, температура чуть выше температуры воздуха.
- Периодичность полива зависит от скорости высыхания субстрата.
- Кактусы любят свет и тепло.
- Отзываются на рыхление почвы.
Америка – родина не только кактуса, но и абутилона, афеландры, диффенбахии, монстеры, хлорофитума, спатифиллюма, хлорофитума, эухариса, сингониума.
Ведущая: Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Южную Америку на родину пеларгонии. Послушайте сказку о «Доброй Геране»(рассказ ученика).
Врач: Гераниевое масло обладает противовоспалительным и противогнилостным действием при абсцессе и гангрене легких. Назначается при бронхиальной астме. В народной медицине настой травы применяют при дезентерии, болезнях почек, ревматизме, а распаренной измельченной травой сводят сухие мазоли.
Ведущая: Наш мыслелет приземлился на о. Мадагаскар, который является родиной каланхоэ.
Малагасиец: Это лекарственное растение , в соке которого содержатся дубильные вещества, витамин С, алюминий, магний, железо, кальций, марганец, медь, органические кислоты, ферменты. Сок каланхоэ применяют только как наружное средство для лечения язв, пролежней, свищей, фурункулов.
Ведущая: Мы приземляемся в Восточной Африке – родине фиалок.(слайды презентации)
Ведущая: Мы продолжаем наше путешествие и отправляемся в Японию – в страну восходящего солнца на выставку цветов.
Ученица в костюме кимоно: Добрый день, дорогие путешественники! Я рада приветствовать вас на нашей выставке цветов. Особую радость доставляют людям букеты, правильно составленные, изящные, красивые. Искусство составления букетов, аранжировок из цветов по – японски называется икебана. Это искусство берет начало в 12-13 веках. В настоящее время в Японии икебану изучают в школе. В цветочных композициях кроме веток, цветов и листьев используют перья птиц, ветки с плодами. Особое внимание уделяется выбору вазы. Икебана заставляет человека всматриваться в каждый цветок, выделять детали его строения, форму, окраску. (слайды презентации)
Ведущая: Мыслелет хорош тем, что на нем можно путешествовать не только в пространстве, но и во времени.
Сейчас мы отправимся в Европу 17 века на заседание ученого совета цветоводческих наук.
Профессор: Указ о проведении конкурса.
Всем ребятам необходимо отвечать на вопросы и получить как можно больше жетонов. Лучший знаток комнатных растений будет удостоен звания «Магистра цветоводческих наук».
1конкурс:
Кто больше назовет комнатных растений.
2конкурс:
1.Муха – муха Цокотуха, позолоченное брюхо
По стеклу она пошла и растение нашла.
Муха на цветок взглянула и обратно повернула.
Что же это за цветок? Угадай – ка, мой дружок!
(плектрантус, мольное дерево)
2.Почему называем:
а) бальзамин – огоньком? (за яркую окраску)
б) монстеру – плаксой? (перед дождем выделяются капли воды)
в)зефирантес – выскочкой? (цветочные стрелки появляются неожиданно)
г) плющ – резиновым деревом (сок содержит каучук).
3. Как часто цветут агавы и алоэ? (через 20-25 лет)
4.Сок каких комнатных растений ядовит? (ОЛЕАНДР, МОЛОЧАЙ, диффенбахия)
5.Семена каких растений предсказывают погоду?(длинные ости семян пеларгонии выпрямляются в сухую погоду; плач монстеры перед дождем)
6.Почему комнатные растения нельзя поливать холодной водой?
7.Каково значение комнатных растений? (радуют глаз, поддерживают влажность воздуха; выделяют фитонциды)
Подведение итогов, вручение медали «Магистра цветоводческих наук» (по числу жетонов).
Ведущая: Часто ли вы говорите своим растениям комплименты? Дотрагиваетесь ли с нежностью до их листьев хотя бы раз в неделю? Стоят ли ваши растения там, где собирается вся семья? Если да, то вы предоставили своим растениям наилучшие условия, ведь комнатным растениям необходимо ваше внимание и любовь.
Наш полет подошел к концу.
Литература:
- http://bio.1september.ru/artikl.php?1D=200401503
- http://bio.1september.ru/2004/17/5.htm
- http://bio.1september.ru/2004/16/3.htm
- http://bio.1september.ru/2004/18/5.htm
- http://kraski-prir.blogspot.com/2011/10/blog-post_28.htm
Название: игра – путешествие (ролевая игра)
Режим игры: 16 учеников
Возраст участников: 11-12 лет
Роли участников: ведущая, биолог, цветовод, врач, профессор, малагасиец, девушка в кимоно, пассажиры мыслелета.
Реквизит: комнатные растения, костюмы, жетоны, медаль, презентация.
Время на подготовку: неделя
Предметная направленность: 7 баллов, закрепляются знания о растениях суккулентах, о минеральном питании растений, о видоизмененных листьях ; биологических особенностях растений и о влиянии абиотических факторов среды на растение.
Правила и цели игры:
Сформировать знания о биологических особенностях комнатных растений; формировать навыки выращивания комнатных растений; учить использованию имеющихся знаний; развивать познавательный интерес; воспитывать гигиеническую грамотность и любовь к комнатным растениям.
Правила игры: 1. Запрещается шуметь и скучать.
- Необходимо активно участвовать в игре; отвечать на вопросы, зарабатывая жетоны.
Продолжительность игры: 45 минут.
Эффект: данная игра развивает познавательный интерес, расширяет биологические, гигиенические знания ребят; способствует применению полученных знаний на практике; несет эстетическую направленность и воспитывает любовь к комнатным растениям.
Способствует развитию монологической речи и формированию коммуникативных качеств у ребят.
Время жизни игры: провожу один раз в год на протяжении 5 лет.
Место в курсе: проводится как внеклассное мероприятие на предметной недели биологии.