Рабочая программа по биологии для профессии "Автомеханик"
Рабочая программа учебной дисциплины "Биология" разработана на основе примерной региональной программы для профессии "Автомеханик" 2011-2014 учебный год
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabochaya_programma.zip | 59.85 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное образовательное учреждение
Начального профессионального образования
"Профессиональное училище №54"
«Утверждаю» Директор ГОУ НПО ПУ №54» _________________/Коробченко В.В./ ФИО «_____»_________________20________г. _____________/__________________/ ФИО «_____»_________________20________г. _____________/__________________/ ФИО «_____»_________________20________г. | «Согласовано» Заместитель директора по УМР __________/Пшеничникова Е.В./ ФИО «_____»_________________20________г. _____________/__________________/ ФИО «_____»_________________20________г. _____________/__________________/ ФИО «_____»_________________20________г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
190631.01 Автомеханик
Рассмотрено на заседании МК
общеобразовательных дисциплин
протокол №____от «___»______20_______г.
председатель МК_____/Скоробогатова Т.В./
ФИО
протокол №____от «___»______20_______г.
председатель МК_____/_________________/
ФИО
протокол №____от «___»______20________г.
председатель МК_____/_________________/
ФИО
г. Калининск
2011-2014 уч.г.
Рабочая программа учебной дисциплины БИОЛОГИЯ разработана на основе примерной региональной программы учебной дисциплины биология для профессий начального профессионального образования, одобренной и рекомендованной Департаментом государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 16.04.2008. Содержание программы реализуется в пределах освоения обучающимися основной профессиональной образовательной программы НПО по профессии НПО 190631.01 Автомеханик с получением среднего (полного) общего образования разработанной в соответствии с требованиями ФГОС НПО третьего поколения.
Разработчики:
Демина Т.В., преподаватель биологии
СОДЕРЖАНИЕ
стр.
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 4-5
2.СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 6-12
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 13-18
1.ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
БИОЛОГИЯ
- Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины «Биология» предназначена для изучения биологии в ГОУ НПО «Профессиональное училище №54», реализующем образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих по профессии «Автомеханик». Согласно «Рекомендациям по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) биология в ГОУ НПО «Профессиональное училище №54» изучается с учётом технического профиля, как базовый учебный предмет .
- Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл
- Цели и задачи учебной дисциплины:
Рабочая программа ориентирована на достижение следующих целей:
- освоение знаний о биологических системах (Клетка, Организм, Популяция, Вид, Экосистема); истории развития современных представлений о живой природе, о выдающихся открытиях в биологической науке; роли биологической науки в формировании современной естественнонаучной картины мира; о методах научного познания;
- овладение умениями обосновывать место и роль биологических знаний в практической деятельности людей, в развитии современных технологий; определять живые объекты в природе; проводить наблюдения за экосистемами с целью их описания и выявления естественных и антропогенных изменений; находить и анализировать информацию о живых объектах;
- развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей обучающихся в процессе изучения биологических явлений; выдающихся достижений биологии, вошедших в общечеловеческую культуру; сложных и противоречивых путей развития современных научных взглядов, идей, теорий, концепций, гипотез (о сущности и происхождении жизни, человека) в ходе работы с различными источниками информации;
- воспитание убежденности в возможности познания живой природы, необходимости рационального природопользования, бережного отношения к природным ресурсам и окружающей среде, собственному здоровью; уважения к мнению оппонента при обсуждении биологических проблем;
- использование приобретенных биологических знаний и умений в повседневной жизни для оценки последствий своей деятельности (и деятельности других людей) по отношению к окружающей среде, здоровью других людей и собственному здоровью; обоснования и соблюдения мер профилактики заболеваний, оказание первой помощи при травмах, соблюдению правил поведения в природе.
Основу рабочей программы составляет содержание, согласованное с требованиями федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования базового уровня.
В профильную составляющую программы включено профессионально направленное содержание, необходимое для усвоения профессиональной образовательной программы, формирования у обучающихся профессиональных компетенций.
Основу содержания рабочей программы составляют следующие ведущие идеи:
отличительные признаки живой природы, ее уровневая организация и эволюция. В соответствии с ними выделены содержательные линии: биология как наука; биологические закономерности; методы научного познания; клетка; организм; популяция; вид; экосистемы (в том числе биосфера).
Особенность изучения биологии на профильном уровне заключается в более глубоком изучении предложенного учебного материала, расширении тематики демонстраций, лабораторных опытов и практических работ, в увеличении доли самостоятельной работы обучающихся.
В рабочей программе отражены важнейшие задачи, стоящие перед биологической наукой, решение которых направлено на рациональное природопользование, охрану окружающей среды и здоровья людей.
При отборе содержания использован культуросообразный подход, в соответствии с которым обучающиеся должны усвоить знания и умения, необходимые для формирования общей культуры, определяющей адекватное поведение человека в окружающей среде, востребованные в жизни и в практической деятельности.
Особое внимание уделено экологическому образованию и воспитанию обучающихся, формированию у них знаний о современной естественно-научной картине мира, ценностных ориентаций, что свидетельствует о гуманизации биологического образования.
2.СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объём учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объём часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 117 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 78 |
в том числе: | |
лабораторные работы | 6 |
практические занятия | 6 |
контрольные работы | 5 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | З9 |
в том числе: выполнение домашних заданий индивидуальные задания | |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта. |
3.4.2 Тематический план и содержание учебной дисциплины БИОЛОГИЯ
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объём часов | Уровень усвоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 курс | |||
Тема 1. Клеточное строение организмов | 24+9 (с.р.) | ||
Клетка – единица строения и жизнедеятельности организма. Клеточная теория строения организмов. Роль в клетке неорганических и органических веществ. Строение клетки: основные органоиды и их функции. Метаболизм, роль ферментов в нем. Молекула ДНК – носитель наследственной информации. Генетический код. Матричное воспроизводство белков. Деление клетки – основа роста, развития и размножения организмов. Одноклеточные и многоклеточные растительные и животные организмы. Неклеточные формы жизни, вирусы. Профилактика и лечение вирусных заболеваний. Размножение организмов, его формы и значение. Гаметы и их строение. Оплодотворение. Индивидуальное развитие многоклеточного организма (онтогенез). | 18 | 2 | |
Лабораторные работы:
| 2 | ||
Практические работы:
| 3 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 9 | ||
Тема 2. Наследственность и изменчивость | 18+10(с.р.) | ||
Наследственность и изменчивость – свойства организмов. Закономерности наследования, установленные Г. Менделем и Т. Морганом (на примере наследования у человека). Хромосомная теория наследственности и теория гена. Изменчивость. Наследственная и ненаследственная изменчивость. Причины наследственных изменений. Мутагены и мутации. Влияние мутагенов на организм человека и оценка последствий их влияния. Значение генетики для медицины. Биотехнологии. Генная, клеточная инженерия. Клонирование. Оценка этических и правовых аспектов развития некоторых исследований в биотехнологии. | 16 | 2 | |
Лабораторные работы:
| 1 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 10 | ||
Тема 3. Многообразие и эволюция органического мира | 13+10 (с.р.) | ||
Система органического мира и ее основные систематические категории (классификация). Вид, его критерии. Проблема реального существования видов в природе. Популяция – структурная единица эволюции. Теория эволюции органического мира Ч. Дарвина. Предпосылки и движущие силы эволюции (борьба за существование и естественный отбор). Результат эволюции: адаптация, видообразование, многообразие органического мира, вымирание. Искусственный отбор, селекция. Проблема сущности жизни. Оценка различных гипотез происхождения жизни. Происхождение и эволюция человека. | 9 | 2 | |
Лабораторные работы:
| 1 | ||
Практические работы:
| 2 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 10 | ||
Тема 4. Надорганизменные системы | 10+ 5 (с.р.) | ||
Экология- наука о взаимоотношениях организмов между собой и окружающей средой. Экологические факторы. Приспособление организмов к влиянию различных экологических факторов. Экосистема, ее основные составляющие. Характеристика видовой и пространственной структуры экосистемы. Пищевые связи в экосистеме. Саморегуляция в экосистемах, их развитие и смена. | 10 | 2 | |
Практические работы:
| 1 | ||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 4 | ||
Всего за 1 курс: | 65+ 33(с.р.) | ||
2курс | |||
Тема 5. Надорганизменные системы (продолжение) |
| 13+6 (с.р.) | |
Круговорот веществ и превращение энергии в экосистемах. Межвидовое взаимоотношения в экосистеме: конкуренция, симбиоз, хищничество, паразитизм. Причины устойчивости и смены экосистем. Сукцессии. Искусственная экосистема – агробиоценоз. Биосфера – глобальная экосистема. Роль живого вещества в круговороте веществ в биосфере. Учение В.И. Вернадского о биосфере, ноосфере, живом веществе и его функциях в биосфере. Глобальные изменения в биосфере под влиянием деятельности человека. Проблема устойчивого развития биосферы. Экология как теоретическая основа природопользования и охраны природы. | |||
Контрольные работы | 1 | ||
Самостоятельная работа обучающихся
| 6 | ||
Всего за 2 курс | 13+ 6 (с.р.) | ||
Всего: | 78+39 (с.р.) =117 |
3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Биология»
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- комплект учебно–наглядных пособий по учебной дисциплине
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Каменский А.А., Криксунов Е.А.,Пасечник В.В. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Дрофа,2006.-367с.
- Козлова Т.А. Тематическое и поурочное планирование по биологии к учебнику А.А. Каменского и др. «Общая биология» 10-11кл (М: Дрофа, 2006.-367с.).М: «Экзамен», 2008.-286с.
Дополнительные источники:
- Полянский Ю.М. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.- М: Просвещение, 1987.-286с.
- Захаров В.Б. Общая биология. Учебник для 10-11 класса.-М: Дрофа, 2001.-624с.
- Тупикин Е.И. Общая биология с основами экологии и природоохранной деятельности. Учебное пособие для нач. проф. образования.- М: Издательский центр «Академия», 2007.-384с.
- http:// dronisimo.chat ru/homepage 1/ob. htm.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
знать/понимать - основные положения биологических теорий и закономерностей клеточной теории, эволюционного учения, учения В.И. Вернадского о биосфере, законы Г. Менделя, закономерностей изменчивости и наследственности; - строение и функционирование биологических объектов: клетки, генов и хромосом, структуры вида и экосистем; - сущность биологических процессов: размножения, оплодотворения, действия искусственного и естественного отбора, формирование приспособленности, происхождение видов, круговорот веществ энергии в клетке, организме, в экосистемах и биосфере; - вклад выдающихся (в том числе отечественных) учёных в развитие биологической науки; - биологическую терминологию и символику. | Фронтальная: тестирование, беседа |
уметь: - объяснять роль биологии в формировании научного мировоззрения; вклад биологических теорий в формирование современной естественнонаучной картины мира; единство живой и неживой природы, родство живых организмов; отрицательное влияние алкоголя, никотина, наркотических веществ на эмбриональное и постэмбриональное развитие человека; влияние экологических факторов на живые организмы, влияние мутагенов на растения, животных и человека; взаимосвязи и взаимодействие организмов и окружающей среды; причины и факторы эволюции, изменяемость видов; нарушения в развитии организмов, мутации и их значение в возникновении наследственных заболеваний; устойчивость, развитие и смены экосистем; необходимость сохранения многообразия видов; - решать элементарные биологические задачи; составлять элементарные схемы скрещивания и схемы переноса веществ и передачи энергии в экосистемах (цепи питания); описывать особенности видов по морфологическому критерию; - выявлять приспособления организмов к среде обитания, источники и наличие мутагенов в окружающей среде (косвенно), антропогенные изменения в экосистемах своей местности; - сравнить биологические объекты: химический состав тел живой и неживой природы, зародышей человека и других животных, природные экосистемы и агроэкосистемы своей местности; процессы (искусственный и естественный отбор, половое и бесполое размножение) и делать выводы и обобщения на основе сравнения и анализа; - анализировать и оценивать различные гипотезы о сущности, происхождении жизни и человека, глобальные экологические проблемы и их решения, последствия собственной деятельности в окружающей среде; - изучать изменения в экосистемах на биологических моделях; - находить информацию о биологических объектах в различных источниках (учебниках, справочниках, научно-популярных изданиях, компьютерных базах, ресурсах сети Интернет) и критически их оценивать; использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: - для соблюдения мер профилактики отравлений, вирусных и других заболеваний, стрессов, вредных привычек (курения, алкоголизма, наркомании); правил поведения в природной среде; - оказания первой помощи при травматических, простудных и других заболеваниях, отравлениях пищевыми продуктами; - оценки этических аспектов некоторых исследований в области биотехнологии (клонирование, искусственное оплодотворение). | Индивидуальная; Групповая; Фронтальная; Диагностические задания: опросы, контрольные работы, тестирование, лабораторные работы, практические работы |
Критерии оценок учащихся по «БИОЛОГИИ»
Исходя из поставленной цели и возрастных возможностей уча щихся, необходимо учитывать:
— правильность и осознанность изложения содержания, пол ноту раскрытия понятий, точность употребления научных терми нов;
— степень сформированности интеллектуальных и общеучебных умений;
— самостоятельность ответа;
— речевую грамотность и логическую последовательность от вета.
Отметка «5»:
— полно раскрыто содержание материала в объеме програм мы и учебника;
— четко и правильно даны определения и раскрыто содержа ние понятий; верно использованы научные термины;
— для доказательства использованы различные умения, вы воды из наблюдений и опытов;
— ответ самостоятельный, использованы ранее приобретенные знания.
Отметка «4»:
— раскрыто основное содержание материала;
— в основном правильно даны определения понятий и исполь зованы научные термины;
— ответ самостоятельный;
— определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобще ниях из наблюдений и опытов.
Отметка «3»:
— усвоено основное содержание учебного материала, но из ложено фрагментарно, не всегда последовательно;
— определения понятий недостаточно четкие;
— не использованы в качестве доказательства выводы и обоб щения из наблюдений и опытов или допущены ошибки при их изложении;
— допущены ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определении понятий.
Отметка «2»:
— основное содержание учебного материала не раскрыто;
— не даны ответы на вспомогательные вопросы учителя;
— допущены грубые ошибки в определении понятий, при ис пользовании терминологии.
Отметка «1»:
— ответ на вопрос не дан.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ТЕСТОВЫХ ЗАДАНИЙ
с помощью коэффициента усвоения К
К = А:Р, где А – число правильных ответов в тесте
Р – общее число ответов
Коэффициент К | Оценка |
0,9-1 | «5» |
0,8-0,89 | «4» |
0,7-0,79 | «3» |
Меньше 0,7 | «2» |
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПИСЬМЕННЫХ РАБОТ
Отметка «5»:
- ответ полный и правильный, возможна несущественная ошибка
Отметка «4»:
- ответ неполный или допущено не более 2-х несущественных ошибок
Отметка «3»:
- работа выполнена не менее, чем на половину, допущена одна существенная ошибка и при этом две-три несущественные
Отметка «2»:
- работа выполнена меньше, чем на половину или содержит несколько существенных ошибок
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ РЕФЕРАТОВ
Оценка | Оформление реферата | Содержание реферата | Речевое оформление | Грамотность | ||||||||||||
«5» | 1. Титульный лист оформлен в соответствии с требованиями (приложение) 2. Наличие плана 3. В тексте имеются ссылки на авторство 4. Наличие списка использованной литературы в соответствии с правилами библиографии. | 1. Содержание работы полностью соответствует теме. 2. Фактические ошибки отсутствуют. 3. Стройный по композиции, логичное и последовательное в изложении мыслей. 4. Объем реферата 10-12 листов | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2. В реферате допускается незначительная неточность в содержании и 1-2 речевых недочета. | Допускается: одна орфографическая. Или одна пунктуационная, или одна грамматическая ошибка | ||||||||||||
«4» | 1. Оформление в основном соответствует требованиям, но нарушен один из 4-х пунктов требований. | 1. Содержание работы в основном соответствует теме (имеются незначительные отклонения от темы) 2.Содержание в основном достоверно, но имеются единичные фактические неточности. 3.Имеются незначительные нарушения последовательности в изложении мысли. | 1. Написан правильным литературным языком и стилистически соответствует содержанию. 2.достоверно: 2-3 неточности в содержании, не более 3-4 речевых недочетов. | Допускаются: 2 орфографические, или 2 пунктуационные, или 1 орфографическая и 3 пунктуационные ошибки, а также 2 грамматические ошибки | ||||||||||||
«3» | 1. Оформление не соответствует выше перечисленным требованиям. | 1. В главном и основном раскрывается тема, в целом дан верный, но односторонний или недостаточно полный ответ на тему. 2. допущены отклонения от темы или имеются отдельные ошибки в изложении фактического материала. 3.Допущены отдельные нарушения последовательности. | 1. Стиль работы отличается единством, обнаруживается владение основами письменной речи. 2.Допускается: не более 4 недочетов в содержании и 5 речевых недочетов. | |||||||||||||
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ, ЛАБОРАТОРНЫХ РАБОТ Оценка "5" ставится, если ученик: 1) правильно определил цель опыта; 2) выполнил работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности проведения опытов и измерений; 3) самостоятельно и рационально выбрал и подготовил для опыта необходимое оборудование, все опыты провел в условиях и режимах, обеспечивающих получение результатов и выводов с наибольшей точностью; 4) научно грамотно, логично описал наблюдения и сформулировал выводы из опыта. В представленном отчете правильно и аккуратно выполнил все записи, таблицы, рисунки, чертежи, графики, вычисления и сделал выводы; 5) правильно выполнил анализ погрешностей. 6) проявляет организационно-трудовые умения (поддерживает чистоту рабочего места и порядок на столе, экономно использует расходные материалы). 7) эксперимент осуществляет по плану с учетом техники безопасности и правил работы с материалами и оборудованием. Оценка "4" ставится, если ученик выполнил требования к оценке "5", но: 1. опыт проводил в условиях, не обеспечивающих достаточной точности измерений; 2. или было допущено два-три недочета; 3. или не более одной негрубой ошибки и одного недочета, 4. или эксперимент проведен не полностью; 5. или в описании наблюдений из опыта допустил неточности, выводы сделал неполные. Оценка "3" ставится, если ученик: 1. правильно определил цель опыта; работу выполняет правильно не менее чем наполовину, однако объём выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы по основным, принципиально важным задачам работы; 2. или подбор оборудования, объектов, материалов, а также работы по началу опыта провел с помощью учителя; или в ходе проведения опыта и измерений были допущены ошибки в описании наблюдений, формулировании выводов; 3. опыт проводился в нерациональных условиях, что привело к получению результатов с большей погрешностью; или в отчёте были допущены в общей сложности не более двух ошибок (в записях единиц, измерениях, в вычислениях, графиках, таблицах, схемах, анализе погрешностей и т.д.) не принципиального для данной работы характера, но повлиявших на результат выполнения; или не выполнен совсем или выполнен неверно анализ погрешностей; 4. допускает грубую ошибку в ходе эксперимента (в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с материалами и оборудованием), которая исправляется по требованию учителя. Оценка "2" ставится, если ученик: 1. не определил самостоятельно цель опыта; выполнил работу не полностью, не подготовил нужное оборудование и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов; 2. или опыты, измерения, вычисления, наблюдения производились неправильно; 3. или в ходе работы и в отчете обнаружились в совокупности все недостатки, отмеченные в требованиях к оценке "3"; 4. допускает две (и более) грубые ошибки в ходе эксперимента, в объяснении, в оформлении работы, в соблюдении правил техники безопасности при работе с веществами и оборудованием, которые не может исправить даже по требованию учителя. Оценка "1" ставится, если ученик: 1. полностью не сумел начать и оформить опыт; не выполняет работу; показывает отсутствие экспериментальных умений; не соблюдал или грубо нарушал требования безопасности труда.
Рассмотрена и утверждена Утверждаю на заседании МК зам.директора по УМР общеобразовательных дисциплин __________/Пшеничникова Е.В. / протокол № 1 от председатель МК __________/Скоробогатова Т.В./ Тематический план учебной дисциплины биология по профессии «Автомеханик» на 2011-2014 г.г.
Преподаватель Демина Т.В.
|