Открытый урок и презентация "Лишайники - особые растения"
Предлагаю вашему вниманию урок «Лишайники - особые растения». Благодаря некоторым методическим находкам, мне удалось превратить эту насыщенную информацией тему в одну из любимых (со слов самих же учеников).
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
lishayniki-otkrytyy_urok.doc | 71 КБ |
lishayniki_-_osobye_rasteniya.ppt | 2.28 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Лишайники – особые растения» (слайд 1)
Цель урока: Убедить учеников в уникальности лишайников
Методика: межпредметная связь (география, история, языкознание, физика, химия, религиоведение, медицина), игровые моменты/интерактивные элементы, работа в мини-группах, обратная связь от учеников в процесс урока, применение мультимедийного оборудования
Вспомогательное оборудование
Стол учителя: глобус Библия, высохший лишайник, мобильный телефон
Стол ученика: демонстрационный материал в виде водорослей, мхов, папоротников, голосеменных, покрытосеменных, лишайников
На экранах персональных компьютеров учеников: цветные фотографии лишайников,
таблицы с планом новой темы для обратной связи (см. Приложение № 1)
Для мини-спектакля: табличка «СИМБИОЗ», «нити» грибницы, табличка на леске с изображением хлорофилловых зёрен
Весь ход урока в виде слайдов см. Приложение № 2
План урока (слайд 2):
«Растение – сфинкс» (К. А. Тимирязев)
Лишайники-пионеры
Успех выживания
Лишайники – индикаторы. Эстонский заказник
Ягель - олений «мох»
«Манна небесная»
Повторения пройденного материала (слайды 3-5)
- «Гимнастика ума»
В рабочей папке с названием темы урока в компьютерах учеников размещены картинки представителей пройденных отделов растений. В течение одной минуты ученики должны были разложить их в порядке усложнения их организации посредством переименования картинок в порядковый номер. По завершении задания на доске появляется слайд с правильной очередностью
- Суждения (ученики должны отметить неправильные)
Мукор – это плесневой гриб.
Болота образовали голосеменные растения.
Спирогира – многоклеточная зеленая водоросль.
Картофель относится к семейству «Крестоцветные».
Папоротникообразные – высшие споровые растения
Симбиоз характерен для грибов.
- Звонок другу
Прозвучал звонок с «телестудии» с просьбой помочь выполнить задание:
Выберите лишнее слово:
А. ХЛОРЕЛЛА С. ХВОЩ
В. СПИРОГИРА D. ХЛАМИДОМОНАДА
В процессе повторения дети получают синие и красные плюсики.
Объяснение нового материала
Лишайники имеют очень древнюю историю: они появились на Земле более 100 млн. лет назад.
Лишайники чрезвычайно широко распространены в природе: они обитают по всему миру - в песках Сахары, в безжизненной Антарктиде, в полярной тундре, в лесах Дальнего Востока – это география распространения. Лишайники настолько неприхотливы, что могут встречаться на голой почве, стволах деревьев, раскаляемых солнцем скалах, на заборах, стекле, железе, на чистой бумаге. Они выдерживают от -50°С до +60°С (слайд 6)
Некоторые из них настолько малы, что почти не видны невооруженным глазом и встречаются огромные площади ковром, глубиной по щиколотку.
Окраска лишайников: от белой до черной, различные оттенки красного, оранжевого, коричневого, зеленого, желтого (ученики рассматривают электронные фотографии в той же рабочей папке с названием темы на экранах своих компьютеров).
Различают кустистые (в сосновых борах), накипные (на камнях – «накипь»), листоватые (в виде пластинок, на деревьях) (слайд 7)
Почему же К. А. Тимирязев назвал это растение СФИНКСОМ? (слайд 8)
Ученые долго не могли понять загадочности этого растения и только в 1866 году ученый де’ Бари предположил, что лишайники – составные организмы, а 1867 году русские ботаники А. С. Фаминицин и И. В. Баранецкий полностью раскрыли тайну лишайников.
Они вымочили в воде лишайник и разделили его на два организма: гриб, а точнее, его грибницу и водоросль (слайд 9)
Причем, водоросли, вступившие в симбиоз с грибами, встречаются в свободноживущем состоянии, а вот лишайниковые грибы существуют в симбиозе с водорослями. А если мы, ребята, вспомним из курса истории, что такое сфинкс (дети дают определение), то не трудно понять, почему лишайники были так названы К. А. Тимирязевым.
Мы подготовили для вас небольшой спектакль, чтобы вы лучше запомнили
Мини – спектакль
Действующие лица: автор – учитель, гриб – мальчик с класса, на груди которого висит комок длинных белых нитей, водоросль – девочка с табличкой с изображением хлорофилловых зерен.
Автор: Более ста миллионов лет тому назад на нашей маленькой планете жил безрадостный гриб. Он обошел всю Землю в поисках друга. И вот однажды, когда силы были исчерпаны, а надежды потеряны, он увидел хрупкое, нежное, беззащитное создание.
Гриб: Кто ты, прекрасная незнакомка? – радостно воскликнул Гриб.
Водоросль: Я – одинокая Водоросль.
Гриб: Как долго я искал тебя, ты – моё спасение. Я полюбил тебя с первого взгляда.
Водоросль: Неужели так бывает?! И я тебя полюбила, и ты моё спасение.
Гриб: Давай жить вместе. Я всю жизнь буду помогать тебе добывать своей грибницей воду и минеральные вещества из почвы.
Водоросль: А я буду кормить тебя, мой Грибочек, готовыми органическими веществами, которые образуются в моих хлорофилловых зернах.
Гриб и Водоросль: Ой, как здорово!!! (взявшись за руки, застыли на месте)
Автор: Именем Вселенной, вы, объявляетесь единым организмом – «семьей», и отныне ваше взаимовыгодное сожительство будет называться СИМБИОЗОМ.
(Автор поднимает над их головами табличку со словом СИМБИОЗ).
Продолжаем изучение лишайников по нашему плану
Итак, слово пионер – первопроходец (франц. сл.) Лишайники первыми поселяются в совершенно бесплодных местах, где не растут никакие другие растения. Занимая эти участки, лишайники, как растения-пионеры, идут впереди. Используя перегной после их отмирания, на этих местах могут теперь уже укрепляться и другие растения.
Так с чем же связан успех выживания лишайников?
Прежде всего – способность очень быстро высыхать. При высыхании же фотосинтез прекращается в клетках водорослей и, погрузившись в такой «анабиоз», некоторые виды выдерживают сильное солнечное облучение и суровые холода. Если сухой хрупкий лишайник погрузить в воду (он поглощает в 35 раз больше, собственной массы), он через несколько минут станет мягким и гибким. Это простой физический процесс впитывания жидкости.
Во многих местообитаниях влажность лишайников сильно колеблется в течение суток, и у многих из них фотосинтез возможен в течение лишь нескольких часов ранним утром после смачивания росой. Следствие этого – очень низкая скорость роста лишайников. Например, оленья кладония вырастает не более, чем на 2 мм в год. Наиболее активный рост лишайников, на морских побережьях или в горах с обильными туманами.
Лишайники крайне чувствительны к токсичным веществам, так как не могут выделять в среду впитанные элементы. Яды вызывают разрушение хлорофилла в клетках водорослей. Вот почему это ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЕ ИНДИКАТОРЫ. Они все больше используются в мониторинге загрязнения атмосферы, особенно вокруг крупных городов. Самое большое количество хлорофилла разрушается сернистым газом.
Хочется сказать несколько слов об уникальном заказнике. У берегов Эстонии есть остров Вормси. Здесь, в 1982 году был организован первый в СССР заказник, где царят лишайники и, благодаря охране, этот удивительный ландшафт сохранен в первозданном виде.
Очень часто ягель (лишайник рода кладония) называют оленьим мхом. Это неправильно. Дело в том, что это лишайник – типичный представитель тундры. Это корм для оленей, которые безошибочно находят его по запаху даже зимой под слоем снега. Тундровые пастбища нельзя использовать несколько лет подряд, необходимо переходить на новые участки, так как на восстановление лишайникового покрова требуется довольно много времени (10-15 лет).
Ребята, вы часто слышали выражение «Что ты ждешь успехов, как «манны небесной»!». Оказывается это выражение напрямую связано с нашей темой. Послушайте строки из Библии: «И сказал Господь Моисею: - Вот, Я пошлю вам хлеб с неба, и пусть народ выходит и собирает ежедневно, сколько нужно на день».
В давние времена евреи жили пленниками в Древнем Египте. Пророк Моисей решил вывести свой народ, но многолетнее странствие оказалось суровым: пища закончилась. Люди падали от изнеможения и истощения на горячий песок.
«Подождите до утра» – просил их Моисей.
На следующий день, как только рассвело, поднявшийся ветер погнал по песку какие-то комочки. Ветер, будто играя, поднимал их, то вверх, то вниз. Всем казалось, что они падают с неба:
«Манна! – кричали они радостно – Манна небесная!».
Комочков оказалось много: их ели сухими, варили кашу, делали лепешки.
Какое же растение спасло народ от голодной смерти в пустыне? В 1772 году русский ученый П. С. Паллас доказал, что это был съедобный лишайник, который разносится ветром над огромными просторами Африки и Малой Азии.
И в завершении нашей темы, мне хотелось бы перечислить что получают из лишайника: сахар, спирт, краски, лекарства, витамин С, а исландский лишайник эскимосы называют своим хлебом, поскольку он содержит 44% крахмала и 3% сахара. (слайд 10)
Я думаю, что к концу урока вы, ребята, убедились в том, что лишайники – это уникальные растения.
Литература:
Генкель П. А., Банников А. Г. Детская Энциклопедия. Т. 4 «Растения и животные», Москва, изд. «Педагог», 1973
Лесли Колвин и Эмма Спиэр. пер. с англ. Рожковой Г. И., Москва, изд. «Росмэн» 1998
Калашников В. «Энциклопедия тайн и загадок. Удивительный мир растений», Москва, изд. «Белый город», 2003
Рейвн П., Эверт Р., Айкхорн С. под ред. Тахтаджяна А. Л., Москва, изд. «Мир» 1990
Трайтак Д. И. «Книга для чтения по ботанике», Москва, изд. «Просвещение» 1985
Алешко Е. Н. «Хрестоматия по ботанике» Москва, изд. «Просвещение» 1967
Приложение № 1
Примечание: До начала объяснения новой темы, я пояснила ученикам, что эту таблицу необходимо заполнять по ходу моего рассказа и э отправить заполненные таблицы мне на электронную почту. Особое внимание надо было уделить межпредметным связям. Такую работу я проводила впервые.
План новой темы | Я понял объяснение учителя | Я не понял объяснение учителя | Информация из других наук |
1. Распространение, виды, окраска, размножение. | + | география | |
2. «Растение-сфинкс» (К.А. Тимирязев) | + | история | |
3. Лишайники-пионеры | + | не знаю | |
4. Успех выживания | + | физика | |
5. Лишайники-индикаторы. Эстонский заказник. | + | химия, экология | |
6. Ягель - олений «мох» | + | география | |
7. «Манна небесная» | + | религия | |
8. Применение | + | медицина, химическая и пищевая промышленности |
Приложение № 2
Презентация в виде прикрепленного файла размещена на сайте
Агаджанян О.Б. 2009 г.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
План урока «Растение – сфинкс» (К. А. Тимирязев) Лишайники-пионеры Успех выживания Лишайники – индикаторы. Эстонский заказник Ягель - олений «мох» «Манна небесная»
«Гимнастика ума» Бурые и красные водоросли Мох Кукушкин лен Папоротник Сосна/Ель Боярышник
Суждения Неправильные Болота образовали голосеменные растения Картофель относится к семейству «Крестоцветные»
Звонок другу А. ХЛОРЕЛЛА C. ХВОЩ В. СПИРОГИРА D. ХЛАМИДОМОНАДА
География распространения Среда обитания П еск и Сахары Б езжизненн ая Антарктид а П олярн ая тундр а Л еса Дальнего Востока Г ол ая почв а С твол ы деревьев Р аскаляемы е солнцем скал ы З абор ы С текл о Ж елез о Ч ист ая бумаг а Лишайники
Типология лишайников кустистые (в сосновых борах) 2. накипные (на камнях – «накипь») 3. листоватые (в виде пластинок, на деревьях)
Почему же К. А. Тимирязев назвал лишайник СФИНКСОМ ?
Грибница Водоросль Симбиоз лишайника
Применение лишайников сахар спирт краски лекарства витамин С
Д/З § 55 Спасибо за внимание!