Общие основы педагогики

Болдырева Александра Михайловна

Общие основы педагогики

 

         План лекции:

         1. Объект, предмет и функции педагогики.

         2. Основные педагогические категории.

         3. Педагогика и другие науки о человеке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obshchie_osnovy_pedagogiki.docx22.35 КБ

Предварительный просмотр:

Общие основы педагогики

        План лекции:

        1. Объект, предмет и функции педагогики.

        2. Основные педагогические категории.

        3. Педагогика и другие науки о человеке.

        Содержание лекционного материала

        1. Объект, предмет и функции педагогики.

        Что называют педагогикой?

        С древнегреческого языка дословный перевод данного слова обозначает «детовождение» (от слов «пайдос» - дитя и «аго» - вести).  Педагогом в Древней Греции называли раба, который сопровождал ребенка своего хозяина в школу, прислуживал ему на занятиях и дома. И только потом роль педагога изме7нилась и само понятие стало употребляться совершенно в другом смысле для обозначения искусства вести ребенка по жизни – обучать его, воспитывать, помогать в личностном становлении, духовном и физическом развитии личности.

        Потребность передавать знания и культурные ценности от поколения к поколению сделали педагогику важной общественной наукой, изучающей особенности отбора, адаптации к особенностям ребенка и передачи социального, историко-культурного опыта от старших к младшим.

        Сегодня объектом педагогики, также как и многих других гуманитарных, общественных наук, считают человека, человека развивающегося. Непрерывное развитие  свойственно как отдельному человека, так и всему обществу – все больше усложняется социальный опыт, убыстряются процессы старения и появления новых знаний, новых способов деятельности, новых технологий, которые оказывают серьезное влияние на изменение образа жизни людей, их культурного мировосприятия.

        Предметом педагогики принято считать воспитание, понимаемое в широком смысле как процесс передачи накопленного человечеством социального опыта от старших поколений к младшим. По-другому, предметом определяется педагогический процесс, который представляет собой процесс обучения и воспитания человека на всех его жизненных этапах (в течение всей его жизни).

        Существует не одно определение педагогики как науки, раскрывающее особенности предмета ее изучения, например:

  1. Педагогика – это наука и практика обучения и воспитания человека на всех возрастных этапах его личностного и профессионального становления;
  2. Педагогика – это наука, представляющая собой совокупность знаний, которые лежат в основе описания, анализа, организации, проектирования и прогнозирования путей совершенствования педагогического процесса, а также поиска эффективных педагогических систем для развития и подготовки человека к жизни в обществе;
  3. Педагогика – наука и сущности, закономерностях, принципах, методах и формах обучения и воспитания человека.

        Кроме этого педагогику необходимо рассматривать как особую сферу социальной деятельности человека, которая направлена на воспитание человека, на организацию его образования как фактора и средства развития личности в течение всей жизни. Каждый человек в той или иной степени занимается педагогической деятельностью: воспитывает своих детей, родителей, друзей и коллег по работе. Но эту деятельность нельзя назвать профессиональной и научно обоснованной, здесь в больше степени проявляется знания и умения человека, его жизненный опыт, авторитет  и личностные качества, возможности влияния на других людей.

        Профессиональная педагогическая деятельность, в отличие от непрофессиональной, бытовой, строится на знаниях педагогических проблем и явлений, технологиях и опыте педагогической деятельности. Она направлена на решение педагогических проблем и задач, возникающих в сфере образования и воспитания. С одной стороны, это искусство управления деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним. С другой стороны, это технология решения педагогических задач, выбор оптимальных способов воздействия и взаимодействия с развивающейся личностью.

        Известный русский педагог К.Д.Ушинский по этому поводу сказал: «Искусство воспитания имеет ту особенность, что почти всем оно кажется делом знакомым и понятным, а иным даже делом легким – и тем понятнее и легче кажется оно, чем менее человек с ним знаком, теоретически или практически. Почти все признают, что воспитание требует терпения; некоторые думают, что для него нужна врожденная способность и умение; но весьма немногие пришли к убеждению, что кроме терпения, врожденной способности и умений необходимы еще и специальные знания».

        Различают следующие функции педагогики: общетеоретическую, прогностическую и практическую (или прикладную, технологическую). Общетеоретическая функция заключается в выявлении закономерностей и принципов организации педагогического процесса – наука должна объяснять по каким законам, при каких условиях и почему возникают и изменяются те или иные педагогические явления, факты, процессы.

        Прогностическая функция состоит в обосновании развития педагогической действительности и образования. Какие знания и личностные качества будут в будущем востребованы в обществе? Каким должен стать современный человек? Это очень сложные вопросы, ведь от поступления в школу и до получения высшего образования проходит около 15 лет. В это время меняется мир, культура, знания, технологии и профессии – зрелый человек вступает в мир новый, незнакомый его родителям и педагогам в начале пути его развития.

        Практическая (прикладная, технологическая) функция заключается в усовершенствовании педагогической практике, появлении или повышении значения отдельных педагогических методов, средств, форм обучения и воспитания. Ведь когда-то педагогике были неизвестны и печатная книга 9учебник), и компьютер с возможностями использования мультимедийных учебных пособий и дистанционного образования, и Единый государственный экзамен с одинаковыми заданиями для всех обучающихся нашей страны, и многое другое.

        Этапы развития педагогики можно рассматривать на всем протяжении развития общества. Основой для педагогических знаний и педагогических мыслей послужили отдельные суждения и высказывания философов, культурных деятелей, священнослужителей и народа в целом. Народная мудрость закрепилась в виде пословиц, поговорок, крылатых выражений, народного фольклора. Например:

        «Повторенье – мать учения»,

        «Наука не пиво, в рот не вольешь»,

        «Корень ученья горек, да плод сладок»,

        «Век живи – век учись» и многие другие.

        Известные люди своего времени оставляли свои потомкам наставления и поучения, представляющих некий свод правил или рекомендаций. В трудах древнегреческих, древнеримских, византийских и восточных мудрецов можно найти бесценные мысли о воспитании и образовании человека.

        Демокрит писал, что «хорошими людьми становятся скорее от упражнения, нежели от природы … воспитание перестраивает человека и создает природу».

        Сократ видел верный путь проявления способностей человека в самопознании: «Кто знает себя, тот знает, что для него полезно, и ясно понимает, что он может и чего он не может». Он также говорил о себе: «Я знаю, что я ничего не знаю», развивая мысль о бесконечности познания человеком окружающего мира и самого себя.

        Сенека считал, что образование заключается не просто в простом заучивании (зубрежке): «Пусть говорит он (ученик) сам, а не его память».

        Дальше развитие педагогики двигалось через письменность и появление печатной книги, сделавшей знания более доступными и менее дорогостоящими. В это же время появились первые истинно педагогические произведения, автором самого известного из которых стал Я.А. Коменский, обобщивший существующий педагогический опыт в своем сочинении, названном «Великой дидактикой». Коменский впервые обосновал принципы обучения и воспитания, разработал стройную систему всеобщего образования, предложил классно-урочную систему обучения, по которой мы учимся до сих пор. Коменский верил в расцвет человеческой личности, развитие которой должно достигаться  посредством образования и воспитания. Он писал: «Человек есть самое высшее, самое совершенное, самое превосходное творение».

        К двадцатому веку педагогика устоялась как наука и практика обучения и воспитания человека и стала активно обогащаться историческими, социологическими, культурологическими знаниями. Появилось понимание образования и воспитания как социального феномена, связи воспитания с идеями государственности и национальности, возникли идеи элитного образования, свободного воспитания, идеи индивидуализма в воспитании человека и многое другое. Стали выделяться отдельные направления педагогической науки, такие как теория обучения, теория воспитания, история педагогики и другие.

        

        2. Основные категории педагогики

Воспитание в узком смысле – специально организованное воздействие на человека со стороны общественных институтов (педагога) с целью формирования у него определенных качеств личности, ценностей, норм, взглядов и т.д.

Воспитание в широком смысле – передача накопленного социального опыта, норм, ценностей  от старших поколений младшим.

Развитие  - процесс количественных и качественных изменений в человеке (психике человека).

Образование (как процесс) - процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ “Об образовании”]

Методология педагогики - учение об организации образовательной (педагогической) деятельности.

Методы педагогики (методы педагогических исследований) – это способы получения научной информации о педагогических явлениях с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

Методы теоретические  - анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, моделирование, индукция и дедукция.

Методы эмпирические  - наблюдение, беседа, анкетирование, тестирование, рейтинг, самооценка, шкалирование, эксперимент и др.

Образование (как процесс) - процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов). [Закон РФ “Об образовании”]

Педагогическая деятельность – особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития, подготовку к выполнению социальных ролей.

Педагогический процесс - целостный учебно-воспитательный процесс в единстве и взаимосвязи воспитания и обучения, характеризующийся совместной деятельностью, сотрудничеством и сотворчеством его субъектов, способствующий наиболее полному развитию и самореализации личности.

Педагогическое взаимодействие – преднамеренный контакт (длительный или временный) педагога и воспитанников, следствием которого являются взаимные изменения в их поведении, деятельности и отношениях.

        3. Педагогика и другие науки о человеке

        Сегодня педагогика, пройдя длительный путь становления и развития, превратилась в целую систему педагогических наук. Основу педагогики как научной дисциплины, изучающей общие закономерности воспитания и обучения человека, является общая педагогика, которая традиционно включает следующие разделы:

  1. Общие основы педагогики,
  2. Теорию обучения (дидактику),
  3. Теорию воспитания,
  4. Управление образовательными системами.

Особую группу педагогических наук составляет возрастная педагогика, изучающая специфику педагогического процесса внутри определенных возрастных групп. В нее можно включить и ясельную педагогику, и дошкольную педагогику, педагогику школы (общего образования), педагогику высшей школы, андрагогику (педагогику взрослых) и даже стала развиваться педагогику третьего возраста (для людей пенсионного возраста).

Кроме этого, выделяется отраслевая педагогика, классифицирующая педагогические науки по какой-либо стороне человеческой деятельности или отрасли общественного производства. К этой группе относится военная педагогика, инженерная педагогика, педагогика туризма, спортивная педагогика, театральная педагогика, музейная педагогика, музыкальная педагогика, производственная педагогика и другие.

Также к педагогическим дисциплинам относятся история педагогики, сравнительная педагогика (занимается сравнением образовательных систем в разных странах мира), специальная педагогика (исследует обучение и воспитание детей с проблемами здоровья и ограниченными возможностями), этнопедагогика (связана с основами национальных особенностей воспитания человека), социальная педагогика, педагогическая психология и другие.

Крайним уровнем дифференциации педагогических наук выступают отдельные частные или предметные методики (технологии) обучения и/или воспитания. Они связаны либо с отдельными подходами к организации обучения и воспитания ребенка (вальдорфская педагогика, педагогика М.Монтессори, метод проектов), либо со спецификой преподавания конкретных учебных предметов и дисциплин (методика преподавания математики, методика преподавания психологии и т.п.).

Педагогика как наука активно развивается во взаимодействии со многими другими науками, такими как философия, социология, психология, этика и эстетика, экономика, биология, медицина, кибернетика и информатика, этнография, математика. На грани этих взаимосвязей появились смежные науки, такие как педагогическая психология, социальная педагогика, философия образования, педагогическая антропология. Современными авторами развиваются новые направления педагогической мысли, например, на пересечении педагогики и менеджмента предлагается идея создания управленческой антропологии, изучающей педагогические особенности взаимодействия людей в коллективе, в процессе совместной профессиональной деятельности.

Литература

  1. Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учебник. – М., 2004.
  2. Реан А.А., Бордовская Н.В., Розум С.И. Психология и педагогика: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. – СПб., 2003.
  3. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
  4. Шепель В.М. Управленческая антропология. Человековедческая компетентность менеджера. – М., 2000.