Образование как социокультурный феномен
Образование как социокультурный феномен
План лекции:
1. Образование как феномен.
2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.
3. Основы управления образовательными системами.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obrazovanie_kak_sociokulturnyy_fenomen.docx | 25.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Образование как социокультурный феномен
План лекции:
1. Образование как феномен.
2. Система образования в России. Профессиональное туристское образование.
3. Основы управления образовательными системами.
Содержание лекционного материала
1. Образование как феномен
Образование имеет в своей основе русское слово «образ», что говорит о том, что изначальная сущность образования заключалась в создании, окультуривании человека по образу, мысленно воссоздаваемом в определенной эпохе (спартанский воин, добродетельный христианин, энергичный и инициативный предприниматель, гармонично развитая личность).
В общекультурном контексте образование метафорично описывается автором одной из современных концепций образования (В.Ф. Сидоренко). Он ассоциирует образование и культуру с «большим дыханием» по аналогии с вдохом и выдохом как совместное, ритмичное действие. «Для себя образование – это образ культуры, а для культуры оно – образование культуры, точнее ее воспроизводство через образование, а для социума образование – это его «легкие». На «вдохе» образование «втягивает» в себя всю культуру, обретая тем самым содержание и предмет для творческого воспроизводства и само становясь особой формой к образам культуры. На «выдохе» культура воспроизводится, давая социуму культурную форму и дееспособность».
Образование как социальное явление определяется как относительно самостоятельная система, функцией которой является обучение и воспитание членов общества, ориентированные на овладение знаниями, идейно-нравственными ценностями, умениями, навыками, нормами поведения, содержание которых в конечном счете определяется социально-экономическим и политическим строем данного общества и уровнем его материально-технического развития (Сластенин В.А.).
Таким образом взаимосвязаны образование и общество. Образование как социальный институт решает ряд важных общественных задач:
- передача знаний от старшего поколения младшим;
- распространение культуры и культурных ценностей;
- социализация личности, интеграция молодежи в общество;
- социальный отбор и дифференциация членов общества, связанная с разделением общественного труда и воспроизводством специалистов (кадров);
- создание условий для профессионального и личностного самоопределения;
- социокультурные инновации, генерирование новых идей, создание открытий и изобретений;
- социальный контроль.
Само понятие «образование» в современной трактовке является многозначным и многогранным понятием, которое может рассматриваться и процесс получения образования, и как результат этого процесса, и как система образования, и как отрасль общественного производства.
В Законе об образовании понятие «образование» определяется как процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином (обучающимся) установленных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Образование как результат предполагает овладение обучающимися научными знаниями, практическими умениями и навыками, развитие их умственно-познавательных способностей, мировоззрения, нравственности и общей культуры. Главный результат образования - это образованность личности как характеристика, показатель уровня усвоения личностью знаний, опыта деятельности, норм и ценностей.
Образование как система представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций.
Образование как отрасль (сфера) представляет собой систему образовательных учреждений, организаций и предприятий, осуществляющих главным образом образовательную деятельность, направленную на удовлетворение многообразных потребностей населения в образовательных услугах и подготовку квалифицированных работников для общества (страны).
Свойства (принципы) образования:
1. Гуманность образования.
2. Демократичность образования.
3. Целенаправленность образования.
4. Историчность образования.
5. Целостность образовательного процесса.
6. Системность образования.
7. Процессуальность образования.
8. Непрерывность образования.
3.2. Система образования в России.
ОБРАЗОВАНИЕ (как система) – представляет собой совокупность взаимодействующих:
- преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности;
- сети реализующих эти программы и стандарты образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов и видов;
- органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. [Закон об образовании]
Система образования является одним из основных социальных институтов, важнейшей сферой становления личности, исторически сложившейся национальной системой образовательных учреждений и органов управления ими, действующей в интересах воспитания подрастающих поколений, подготовки их к самостоятельной жизни и профессиональной деятельности, а также удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей (по Пидкасистому П.И.).
Целью системы образования является обеспечение права человека на образование, и с этой точки зрения критерием эффективности ее деятельности является уровень образованности (воспитанности и обученности) ее выпускников.
Охарактеризуем каждый из этих компонентов системы образования.
- Государственные образовательные стандарты (ГОС) и программы определяют содержание образования определенного уровня и направленности.
Государственный образовательный стандарт – система основных параметров, принимаемых в качестве государственных норм образованности, отражающей общественный идеал и учитывающий возможности личности и системы образования по достижению этого идеала. ГОС закрепляет цели образования, содержание образования, объем учебной нагрузки, уровень подготовки обучающихся.
Назначение ГОС:
- сохранение единого государственного пространства;
- обеспечение качества образования;
- обеспечения социальной защиты граждан (право на образование);
- основа для оценки уровня образования и квалификации выпускников, а также оценки деятельности ОУ;
- основа для установления нормативов и расчетов финансирования в системе образования.
Структура ГОС: минимум содержания обучения по основным образовательным программам, максимальный объем учебной нагрузки обучающихся, требования к уровню подготовки выпускников.
Уровни ГОС: федеральный компонент, региональный (национальный) компонент, школьный компонент (для ГОС общего образования).
Образовательные программы
ОбщеобразовательныеНаправлены на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ. Программы
| Профессиональные образовательныеНаправлены на решение задач последовательного повышения профессионального и общеобразовательных уровней, подготовку специалистов соответствующей квалификации. Программы
|
- Образовательное учреждение – учреждение, осуществляющее образовательный процесс, т.е. реализующее одну или несколько образовательных программ и(или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
- ОУ является юридическим лицом (т.е. имеет имущество в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении, имеет самостоятельный баланс или смету, имеет устав, прошло государственную регистрацию)
- Деятельность ОУ регламентируются Законом об образовании (как образов. учреждения), Бюджетным кодексом (как бюджетной организации), Гражданским кодексом (как некоммерческой организации, созданной как учреждением), Трудовым кодексом, Типовыми положениями и др.
- Статус ОУ устанавливается при его государственной аккредитации.
- Устав ОУ.
Типы ОУ:
- дошкольные,
- общеобразовательные,
- НПО, СПО, ВПО, ППО,
- учреждения дополнительного образования взрослых,
- специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии,
- учреждения дополнительного образования,
- учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, учреждения дополнительного образования детей,
- другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.
Выделяются следующие виды образования по разным основаниям:
- по типу и качеству научных знаний – математическое, экономическое, биологическое, физическое, географическое образование и т.д.;
- по виду доминирующего содержания образования – теоретическое и прикладное, гуманитарное и естественнонаучное, и т.д.;
- по видам человеческой деятельности - музыкальное, художественное, техническое, военное, педагогическое, медицинское образование;
- по типу освоения культурных ценностей – классическое, художественно-эстетическое, религиозное и т.д.;
- по типу образовательной системы – университетское, академическое, гимназическое образование и др.;
- по сословному признаку – элитное и массовое образование;
- по уровню образования – начальное, неполное среднее, среднее полное, среднее профессиональное, неполное высшее, высшее профессиональное образование;
- по форме получения образования – очное, очно-заочное (вечернее), заочное, дистанционное (дистантное) образование, экстернат.
3.3. Основы управления образовательными системами
Менеджмент как теория и практика управления в социальных организациях (системах) сегодня считается достаточно универсальной областью знаний, и даже искусством, связанным с организацией совместной деятельности людей по достижению конкретных, заранее запланированных целей. Его универсальность позволяет говорить об общих принципах, закономерностях, методах и формах управления людьми и процессами, имеющими некоторую специфику в отдельных сферах деятельности. Именно эти специфические особенности важно рассмотреть для сферы образования.
Педагогический менеджмент – совокупность принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления педагогическими (образовательными) системами, направленная на повышение эффективности их функционирования и развития. Специфика педагогического менеджмента заключается в особенностях предмета, продукта, орудия и результатов труда управленца (менеджера) образования.
Предметом труда является учебная деятельность обучающихся и педагогическая деятельность специалистов сферы образования. Продуктом служат образовательные услуги, оказываемые гражданам и в конечном итоге стране и обществу в целом. Орудиями труда являются средства педагогической деятельности, в первую очередь, это вербальные средства (слово, речь, вместе с невербальными сигналами), а также различного рода материальные средства учебного и вспомогательного назначения. Конечным результатом труда является уровень образованности, грамотности, воспитанности, компетентности субъектов образовательного процесса – обучающихся, воспитанников и даже самих педагогов.
Основными принципами управления образовательными (педагогическими) системами являются:
- демократизация и гуманизация управления;
- системность и целостность в управлении образовательными системами;
- сочетание централизации и децентрализации;
- взаимосвязь единоначалия и коллегиальности;
- научная обоснованность (научность) управления;
- объективность, полнота и регулярность предоставления информации;
- комплексность;
- систематическое самосовершенствование педагогического менеджмента на всех уровнях управления.
Методы управления – это способы достижения поставленных целей. Они классифицируются по:
- объекту управления (федеральные, региональные, внутришкольные или внутривузовские);
- по целям (стратегические, тактические, оператичные;
- по механизму влияния (социально-политические, организационно-управленческие, организационно-педагогические);
- по стилю управления (демократические, авторитарные, либеральные);
- по субъекту управления (административные, хозяйственные, финансовые и др.).
Формы управления могут иметь различную структуру и направления. Для школы это педагогические советы, попечительские советы, родительские собрания, методические объединения, методические и теоретические семинары, школьные конференции, педагогические чтения, ученическое самоуправление. Для вуза можно выделить ректорат, Ученый совет, учебно-методический совет, научно-методический совет, совет факультета, кафедры и заседания кафедры, студенческий совет, научно-практические конференции, круглые столы и т.д.
Государственная политика в сфере образования понимается как концентрированное и формализованное выражение воли многонационального народа России, направленное на удовлетворение потребностей личности, общества, государства, семьи.
Государственная политика в области образования закрепляется в ст.2 Закона РФ «Об образовании» и основывается на следующих принципах:
- гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;
- единство федерального культурного и образовательного пространства;
- общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, воспитанников;
- светский характер образования;
- свобода и плюрализм в образовании;
- демократический, государственно-общественный характер управления образованием, автономность образовательных учреждений.
Государственное регулирование в сфере образования:
- необходимость государственного бюджетного финансирования сферы образования, в том числе дополнительно для отдельных категорий обучаемых;
- необходимость прогнозирования развития сферы образования, ее масштабов и структуры, в соответствии с изменениями, происходящими во внешней среде и в самой системе образования;
- развитие рынка образовательных услуг, в т.ч. негосударственного и дополнительных платных образовательных услуг;
- неспособность индивидуального потребителя оценивать качество ОУ предполагает государственную систему контроля за ними;
- учет и решение вопросов локализации рынка ОУ (разграничение компетенций, источников финансирования, содержания образования и т.д. на региональных рынках);
- организация обратной связи (мониторинга) в системах управления образованием;
- возможность субсидирования как потребителей ОУ, так и производителей ОУ на целевой основе.
Функции государства в сфере образования (мировые тенденции):
- обеспечение равного доступа к образованию;
- поддержка справедливого и качественного обучения в школе;
- предоставление дополнительных возможностей учиться тем, кто не смог получить начальное образование;
- распространение информации, позволяющей гражданам сделать выбор относительно того, какое образование они хотели бы получить.
Литература
1. Закон РФ «Об образовании».
2. Педагогика: Учебник / Под ред. Л.П. Крившенко. – М., 2006.
3. Педагогика: Учебное пособие. / Под ред. П.И. Пидкасистого. – М., 2006.
4. Зорин И.В. Методологические основы профессионального туристского образования. – М., 2004.
5. Симонов В.П. Педагогический менеджмент: Учеб. пособие. – М., 1999.
6. Управление образовательными системами: Учеб. пособие. / Под ред. Т.И.Шамовой. – М., 2001.