Лекция 5. Конструирование технологии внутриклассной дифференциации

Цель лекции: показать пути и способы конструирования учебного процесса в условиях внутриклассной дифференциации в начальной школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon lekciya_5_0.doc94 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 5.  КОНСТРУИРОВАНИЕ ТЕХНОЛОГИИ

 ВНУТРИКЛАССНОЙ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ.

Цель лекции: показать пути и способы конструирования учебного процесса в условиях внутриклассной дифференциации в начальной школе.

Основное содержание лекции:

  1. Конструирование целей урока в условиях дифференцированного обучения.
  2. Конструирование содержания урока.
  3. Выбор форм и методов в условиях дифференцированного обучения.
  4. Контроль в условиях дифференцированного обучения.
  5. Схема урока в условиях дифференцированного обучения.

Вопрос 1. Конструирование целей урока в условиях дифференцированного обучения.

Анализ психологических особенностей учащихся и стратегических направлений организации педагогического процесса для каждой группы учащихся с разным уровнем учебных возможностей дает основания для определения целей образования и развития, которые в свою очередь обуславливают содержание, формы и методы работы для каждой группы детей.

  1. Для первой группы цели связаны, прежде всего, с формированием более глубоких, полных, систематических знаний выше уровня минимальных государственных стандартов.
  2. Для второй – усвоение базовых знаний, требуемых государственными стандартами.
  3. Для третьей и четвертой группы необходимо обеспечить усвоение программы на уровне государственных стандартов, устранение пробелов в знаниях.

Вопрос 2. Конструирование содержания урока.

В педагогической литературе определяются дидактические основания конструирования содержания в условиях дифференциарованного обучения.

Дидактическими основаниями отбора содержания являются задачи обучения и особенности познавательной деятельности.

Так, если первую группу характеризует

а) высокая работоспособность;

б) сформированность учебной деятельности;

в) высокий уровень познавательной мотивации;

г) сформированность интеллектуальных функций, то основными

    задачами в работе с этой группой детей являются

  • развитие способностей детей, раскрытие их творческого потенциала;
  • развитие познавательных интересов;
  • развитие фантазии и воображения.

Основными направлениями в изменении содержания учебного материала учебных заданий должны стать:

I Изменение объема содержания:

  1. Расширение содержания изучаемого материала через его

углубление: полное, всестороннее изучение ключевых вопросов учебной программы. Для этого можно использовать дополнительную литературу для расширения кругозора, включение заданий, которые расширяют границы применения изучаемого материала.

  1. Интеллектуальное развитие через включение в содержание

 материала, способствующего развитию интеллектуальных умений (сравнение, обобщение, выявление закономерностей). Для этого надо использовать задания на сравнение, обобщение, классификацию и группировку.

Содержание должно способствовать формированию умений и навыков (умение планировать  свою деятельность, соотносить результат с целью). Такие задания, которые требуют определить последовательность изучения учебного материала, определить цель его изучения, уровень его сложности, найти способы решения, определить результативность своей деятельности, направленные на формирование рефлексии и способствующие повышению качества познавательной деятельности.

3. Развитие познавательных потребностей и творческой активности.

II. Изменение уровня трудности и сложности заданий.

Для этих детей необходимо

  1. увеличить объем нестандартных, творческих заданий. Это могут быть и задания, требующие объяснить, доказать, предсказать (сделать прогноз), установить причино-следственные связи;
  2. увеличить степень проявления творчества: составление своих заданий, составление заданий по схематической записи, по словесной инструкции.

           III. Изменение позиции ребенка.

Для таких детей необходимо включать задания, которые позволят им перейти из позиции объекта (ученика) к позиции субъекта (помощника, учащегося). Для этого необходимо включать задания на оказание помощи другим ученикам, самопроверку, самооценку своей деятельности.

Вторая группа отличается по особенностями и познавательной деятельностью от первой. Её характеризует:

  • неустойчивая внутренняя мотивация, нестабильность школьных интересов;
  • средний темп усвоения;
  • невысокий уровень организованности;
  • недостаточный уровень сформированности ОУУН.

Основными задачами, исходя из этого, должны стать:

  • развитие познавательных психических процессов в соответствии с возрастной нормой;
  • формирование и развитие ОУУН в соответствии с программой;
  • создание психологических условий для перехода на более высокий уровень.

Если рассматривать содержание учебного материала, то оно должно быть представлено заданиями, направляющими работу учеников с учебным материалом, развивающего умение производить формально-логические операции, систематизацию полученных знаний: развивающими умения логического оперирования учебным материалом. При этом объем, трудность и сложность учебного материала нужно соотносить с заданиями учебников, дидактических материалов, предназначенных для учащихся 4 класса.

Для обеспечения перехода на более высокий уровень, частично-поисковый тип учебной работы должен преобладать над продуктивным. Кроме того, для детей этой группы можно использовать задания, предназначенные для первой группы, увеличив объем помощи (со стороны учителя и детей первой группы).

Для детей этой группы целесообразно использовать задания на уровне репродукции (сделать подобное, выполнить по образцу) и переноса, которые требуют более сложных преобразований.

При составлении заданий для этой группы детей, можно использовать задания на выбор разной сложности, задания на выявление сходства и различий, группировки, на составление примеров и заданий по схематической записи.

Особенностями познавательной деятельности третьей группы являются:

  • медленный темп усвоения учебного материала;
  • повышенная утомляемость;
  • недостаточное развитие психических функций;
  • недостаточное развитие общеучебных умений и навыков;
  • низкий уровень мотивации учения.

У четвёртой группы недостатки учебной деятельности выражены сильнее.

Основными задачами в работе с такими детьми должны стать:

  • формирование и коррекция мотивационных установок на учебную деятельность;
  • развитие навыков умственного труда, позволяющих усвоить базисные знания и создающих возможность для перехода на II уровень;
  • развитие интеллектуальных качеств: произвольного внимания и восприятия, осознанного мышления, логической памяти.

Если содержание учебного материала для детей со средними учебными возможностями соответствуют содержанию учебников, то для детей с низкими учебными возможностями, для решения поставленных задач, необходимо изменить содержание материала:

1. Сократить учебный материал, подлежащий обязательному усвоению: работать над усвоением только того материала, который необходим для усвоения последующего или входит в содержание базисного плана, т.е. является обязательным для усвоения всеми учащимися, а остальной материал может быть представлен в качестве ознакомительного и необязательного для усвоения этими детьми. Поэтому отбор содержания для этих детей должен быть тщательным и ориентироваться на возможность усвоения и требования Государственного стандарта.

Но такое сокращение не должно обеднять содержание учебного материала.

2. Необходимо его расширить вспомогательными элементами содержания, которые облегчают усвоение знаний. Для этого необходимо для этой группы детей включать задания, предусматривающие восполнение пробелов предшествующего развития: пробелов в знаниях и способствующих расширению знаний и представлений об окружающей действительности, обогащению словаря.

  1. Другое направление в изменении содержания – его обогащение:
  • включение заданий занимательного, практического характера, заданий, показывающих личностную ценность изучаемого;
  • включение заданий, которые прямо ориентированы на развитие интеллектуальных умений (операций анализа, синтеза, умения сравнивать), основных психофизиологических функций учеников (внимания, памяти).

Это будут задания репродуктивного характера: учебные задания, опосредующие учебную информацию, направленную на работу с наглядным материалом и воспроизведение учебной информации. При этом в изложении необходимо увеличить количество разъяснений, усилить роль аналогий.

При первичном закреплении в содержание заданий могут быть включены образцы, планы, алгоритмы выполнения заданий. Задания выстраиваются о простого к сложному.

Возможности варьирования заданий заключаются в следующем: изменение объема задания (количества примеров, предложений), степени их сложности, изменение данных. Задания на выбор – это дополнительные задания для тех, кто захочет и задания разной сложности (репродуктивные, на уровне переноса). Задания творческого характера: составление своих примеров и заданий по образцу, по аналогии.

Т.о. содержание учебного материала для каждой группы детей является вариативным, кроме того, имеется возможность варьировать объем, сложность, характер заданий и внутри этих групп.

Основной проблемой при конструировании содержания становилось сочетание разного по своим задачам содержания учебного материала на уроке. Ведь речь идет не о различных классах, а о группах внутри класса. Чтобы реализовать вариативное содержание можно использовать следующие приёмы:

  • увеличение доли самостоятельности при изучении нового материала: использование дополнительной литературы, самостоятельное изучение отдельных тем (фиксация в виде плана, схем, рисунков);
  • составление алгоритмов, планов, примеров для детей III группы – I и II;
  • дозированная помощь в усвоении нового материала со стороны учителя и детей с более высокими учебными возможностями  - III;
  • индивидуализированная самостоятельная работа разной степени сложности, трудности, проявления творчества, разная по объему - I, II, III;
  • индивидуальные занятия и консультации по устранению пробелов – III;
  • дополнительные задания к тем, которые даны в учебнике, в зависимости от задач обучения - - I, II, III.

Например, I – определить цель задания, сделать вывод, уровень сложности задания, найти разные способы решения;

                  II – составить план, сравнить;

                             III – приведи пример, определи значимость учебного материала (почему это нужно знать?).

Вопрос 3. Выбор форм и методов в условиях дифференцированного обучения.

Различие задач обучения, содержания учебного материала требует и различных форм и методов работы с каждой группой.

Для первой группы - методы, способствующие усвоению знаний на частично-поисковом и поисковом уровне. Это – методы самостоятельной работы: работа с дополнительной литературой, написание докладов, рефератов.

Для второй группы – репродуктивные и частично-поисковые методы.

Для третьей и четвертой – репродуктивные: метод «малых шагов» с большой детализацией, развернутостью действий в форме алгоритмов (для четвертой группы); инструктаж, выполнение однотипных упражнений.

Преобладающие формы работы:

  • для первой группы - работа в паре, самостоятельная творческая работа, соревнование в паре, помощь другим ученикам;
  • для второй группы: сочетание форм для первой и третьей группы в зависимости от того, как идет процесс усвоения учебного материала;
  • для третьей: фронтально- индивидуальная и индивидуальная форма работы, формы урочной и внеурочной работы, учитывающие интересы, возможности детей, дающие возможность проявить свои способности.

Вопрос 4. Контроль в условиях дифференцированного обучения.

Основными формами контроля за усвоением знаний для всех учеников являются устный опрос, короткие задания, контрольная работа, перфокарты, а для учеников I и II групп – еще и самоконтроль и взаимопроверка.

Включение в учебный процесс самостоятельной работы, предполагающей свободный выбор заданий, потребовало развитие способности оценивать свою деятельность, планировать, анализировать, давать оценку сложности задания, т.е. рефлексии.

Чем выше трудность и сложность содержания, которое необходимо усвоить, тем должен быть выше уровень развития рефлексии. Направление в развитии рефлексии зависит от уровня развития мотивации и её направленности.

У детей  III, IV групп низкий уровень учебной мотивации, поэтому основная работа по развитию рефлексии направлена на то, чтобы помочь ребенку понять практическую значимость изучаемого, оценить свое положение и обдумать возможности его улучшения: зачем я это делаю; что я уже знаю; достаточно ли этого, чтобы учиться успешно; что для этого ещё нужно сделать; что для меня сегодня было легким, а что трудным.

У детей II группы неустойчивая мотивация учения, преобладает средний её уровень. У детей этой группы важно актуализировать потребность в рефлексии собственной деятельности, перемещая при анализе заданий центр тяжести с формальной на содержательную сторону, побуждая к осознанному выполнению действий.

Дети I группы, имея устойчивую, положительную мотивацию, побуждались к осознанию логики освоения учебного содержания для развития собственного целеполагания. Целенаправленная работа в этом направлении может позволить этим детям перейти от процесса обучения к самостоятельному познанию (учению).

Вопрос 5. Схема урока в условиях дифференцированного обучения, технологическая карта.

Учебная работа в условиях внутриклассной дифференциации имеет форму индивидуально-групповой деятельности.

Групповая деятельность учащихся на уроке складывается из следующих элементов:

  1. Предварительная подготовка учащихся к выполнению группового задания, постановка учебных задач, краткий инструктаж учителя.
  2. Обсуждение и составление плана выполнения учебного задания в группе, определение способов его решения (ориентировочная деятельность), распределение обязанностей.
  3. Работа по выполнению учебного задания.
  4. Наблюдение учителя и корректировка работы групп и отдельных учащихся.
  5. Взаимная проверка и контроль за выполнением задания в группе.
  6. Сообщение учащихся по вызову учителя о полученных результатах, общая дискуссия в классе под руководством учителя, дополнение и исправление, дополнительная информация учителя и формулировка окончательных выводов.
  7. Индивидуальная оценка работы групп и класса в целом.

Все вышесказанное можно представить в виде схемы.

СХЕМА ОРГАНИЗАЦИИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННОГО

 ОБУЧЕНИЯ С УЧЕТОМ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Этап урока

Высокие учебные возможности

Средние

учебные возможности

Низкие, низшие учебные возможности

I Целепола-

   гание.

Самостоятельное выдвижение цели, исходя из темы, постановка проблемного вопроса.

Анализ достигнутого, обсуждение цели.

Проговаривание цели вслед за другими учениками.

II Изложение новых знаний (изучение нового).

3.Выяснить уровень знаний по данной проблеме.

4.Краткое объяснение материала на высоком уровне сложности.

2. Актуализация прежних знаний.

5.Первичное фронтальное закрепление.

1.Тщательная подготовка к усвоению нового (отработка необходимых умений).

6. Повторное   объяснение материала развернуто и доступно.

                _____

-Задать дополнительные вопросы (уч-ся со

  слабой слуховой памятью,

  невнимательным).

-Использовать наглядность при повторном

  объяснении (для учащихся с хорошей

  зрительной памятью).

-Организовать практическую работу на доске

  (для учащихся с хорошей моторной

   памятью).

III Первичное закрепление (организация самостоятель-ной работы)

  1. Подготовка к самостоятельной работе:

 а) Предъявление дидактического материала для самостоятельной

     работы: варианты заданий на выбор учащихся (задания, заранее

     предназначенные определенной группе учеников)

 б) фиксация результата выбора задания:

Оценка сложности заданий

Определение практической значимости задания.

Понимание дидактической цели задания.

В сравнении с другими

                           2.  Самостоятельная работа

Самостоятельная работа; само- (взаимопроверка); оказание помощи другим.

Самостоятельная работа после разъяснения возможных затруднений с целью предотвращения ошибок.

Оказание помощи ученикам во время выполнения самостоятельной работы:

-устная,

  непосредственная;

-помощь включается

  в текст самого

  задания:

=схемы

=чертежи

=начало решения

=теоретическая

   справка

=указание страницы

  учебника, где можно

  найти справку

3. Подведение итогов работы

.

Рефлексия собственной деятельности.

Рефлексия успешности освоения учебного материала: оценка возможности улучшить результат.

Соотнесение цели и результата.

Выделение заданий, которые оказались наиболее легкими (трудными).

IV Закреп-

     ление

     знаний:

1. Задания на перенос в измененную или новую

ситуацию:

2. Задания творческого характера.

3. Задания на установление логики развертывания материала

2. Задания репродуктивного характера/ от легких к более трудным

3. Задания на идентификацию учебных заданий (деление на группы, определение признака выделения заданий)

3. Задания по оценке степени сложности каждого задания

V.Проверка и оценка знаний

Одинаковые для всех задания: одной трудности, соответствующие программным требованиям.

Дополнительные задания повышенной

трудности.

Оценка знаний и умений ученика должна отражать объективно достигнутый уровень успеваемости.

Дополнительное задание оценивается отдельно

от основного: количественной оценкой

(отметкой «5» и «4») и качественной оценкой

выполненной работы.

VI.Выявление пробелов в знаниях и их устранение

Индивидуальная работа по устранению пробелов в знаниях и по подготовке к новой теме.

        Работа в режиме педагогической технологии требует от учителя определенной технологической документации – технологической карты.

В педагогическом процессе технологическая карта – проект педагогического процесса, она является тематическим планом, представленным в форме технологической карты.

Деятельность учителя по разработке технологической карты складывается из ряда последовательных действий. Учитель должен:

  1. Познакомиться с учебными возможностями класса на основании материалов психолого-педагогической диагностики.
  2. Проанализировать учебную программу, государственные стандарты (пояснительную записку, требования к знаниям и умениям учащихся по предмету).
  3. Выделить ведущие знания и умения по каждой учебной теме. Произвести структурирование учебного материала, т.е. определить такую логическую взаимосвязь между ведущими знаниями и умениями, которая была бы наиболее рациональной и экономной с точки зрения её усвоения и хранения в долговременной памяти.
  4. Произвести, по возможности, уплотнение учебного материала, чтобы освободить учащихся от необходимости держать в памяти большой объем фактического материала, который не влияет на усвоение и качество знаний.
  5. Ввести в учебный материал умения и навыки учебно-познавательной деятельности (общеучебные умения и навыки – ОУУН), успешное усвоение которых обеспечивает развитие умственных сил и способностей учащихся, способствует формированию культуры умственного труда.
  6. Спланировать уровень учебного материала в соответствии с уровнем его трудности и сложности и учебными возможностями класса.
  7. Сформулировать диагностично цели изучения темы. Это значит, что должны быть выделены знания и умения, подлежащие усвоению (и обозначен его уровень), подготовлены измерители, определяющие степень достижения целей, определена шкала оценки знаний, умений и навыков школьников.
  8. Диагностично сформулировать цели уроков в рамках темы, которая определяет тип урока или другие формы организации обучения, отбор содержания уроков, методы и приёмы обучения, обратную связь.
  9. Осуществить выбор методов, приёмов и средств обучения в зависимости от целей, уровня усвоения и характера содержания, при этом речь идет о сочетании методов.
  10. Сконструировать форму организации обучения и сочетание в ней индивидуальных, групповых и фронтальных форм учебной работы учащихся.

Цели являются ведущим компонентом технологии обучения как системы. Цели формирования познавательной деятельности в данной ситуации рассматриваются как цели развития и представляют неразрывное единство с целями образовательными.

Обратная связь и измерители успешности усвоения включены в карту как компонент, позволяющий определить эффективность педагогической технологии.

Действия учителя в выборе сочетания методов и приёмов обучения должны быть технологичны и отвечать принципам целостности, целенаправленности и оптимальности.

Конспект урока отражает индивидуальный стиль деятельности учителя. Учитывая цели, содержание, учебные возможности детей, учитель отбирает и соответствующий дидактический материал для конкретного урока.

Планирование урока при использовании технологии внутриклассной дифференциации принципиально не меняется. Отличительной особенностью является то, что индивидуальные и групповые формы обучения требуют применения специальных средств индивидуализации и дифференциации. Для детей с низкими учебными возможностями в таких случаях предусматриваются дополнительные средства помощи, для детей с высокими возможностями изменяются задания, способы выполнения.

Например, при решении примеров дифференцировать работу можно следующим образом:

I в.   Составь аналогичные примеры и реши их.

II в.  Составь и реши свои примеры, используя цифры 2, 1, 4, 5, 3 и

схему                            =  

III в. Реши готовые примеры.

При решении задачи дифференцировать задание можно следующим образом.

I в.    Реши задачу. (репродуктивный уровень).

II в.  Измени данные и реши задачу. (репродуктивный уровень).

III в. Найди подобную задачу и реши её. (частично-

         поисковый).

IV в. Составь задачу другого типа, которая решается также.

         (творческий уровень).