Лекции

Шинкоренко Анна Валерьевна

Понятие и функции универсальных учебных действий

 

Понятие «универсальные учебные действия»

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, формированием универсальных учебных действий (УУД), которые выступают в качестве основы образовательного и воспитательного процесса. Качество усвоения знания определяется многообразием и характером видов универсальных действий.

В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.·е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.В более узком (собственно психологическом) значении этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.                   

 

Функции универсальных учебных действий:

-  обеспечение возможностей обучающегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

-  создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что они носят надпредметный, метапредметный характер; обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития и саморазвития личности; обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса; лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.

Универсальные учебные действия обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирования психологических способностей обучающегося.

По материалам книги Асмолова А.Г., Бурменской Г.В., Володарской И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

Шинкоренко Анна Валерьевна

Виды универсальных учебных действий

 

Виды универсальных учебных действий (по Асмолову)

В ФГОС начального общего образования  содержится  характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий:

Личностные универсальные учебные действияобеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.

Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

-  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает к деятельности, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?— и уметь на него отвечать;

нравственно-этическая ориентация, в том числе,  и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей),  обеспечивающее личностный моральный выбор.

Регулятивные универсальные учебные действияобеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:

целеполаганиекак постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно;

планирование— определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

прогнозирование— предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных  характеристик;

контрольв форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

коррекция— внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата с учётом оценки этого результата;

оценка— выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;

саморегуляциякак способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.

Познавательные универсальные учебные действиявключают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

-  самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

-  поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации;

-  структурирование знаний;

-  осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

-  выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

-  рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

-  смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

-  постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

-  моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

-  преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

-  анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

-  синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

-  выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

-  подведение под понятие, выведение следствий;

-  установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;

-  построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;

-  доказательство;

-  выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

-  формулирование проблемы;

-  самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативныеуниверсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

-  планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

-  постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

-  разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

-  управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий;

-  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

 

Схема видов УУД предоставлена сайтом http://ciot-anapa.ru/

Материал взят из книги Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: от действия к мысли: пособие для учителя / Под ред. А.Г. Асмолова. — М.: Просвещение, 2008

Шинкоренко Анна Валерьевна

Отличие нового стандарта от предыдущих

 

Основное отличие заключается в функциях стандарта. Одна из них – установление соотношения между инвариантной и вариативной частями содержания школьного образования. До создания стандарта все школьное образование было практически инвариантным. Стандарт не только разделил содержание на инвариантную и вариативную составляющие, но и во многом минимизировал инвариантную, т. е. обязательную для всех, часть. Таким образом, были открыты гораздо большие возможности для вариативности содержания образования на всех ступенях школы.

Инвариантная часть содержания образования формировалась на федеральном уровне и получала отражение в так называемом минимуме содержания обучения, а вариативная была прерогативой органов управления образованием субъектов Федерации и образовательных учреждений.

Изменения и дополнения к Закону «Об образовании», принятые Госдумой в конце 2007 года, упразднили не только разделение содержания образования на федеральный, национально­региональный и школьный компоненты, но и прежние составляющие стандарта в виде минимума содержания и требований к уровню подготовки выпускника. А вместе с этим была отвергнута и прежняя идеология построения стандарта – от установленного минимума содержания к требованиям к уровню подготовки выпускника как требованиям по освоению этого содержания.

На смену этому пришла другая идеология – ключевой составляющей стандарта стали планируемые образовательные результаты (в новой редакции закона они названы «Требования к освоению основных образовательных программ»). При этом надо учесть, что изменилось и само представление об образовательных результатах. Если раньше в стандартах речь шла только о предметных результатах, то теперь стандарт ориентируется и на метапредметные, и на личностные результаты. А эти результаты уже могут быть достигнуты (особенно в гуманитарных предметах) при освоении достаточно разного, вариативного содержания.

Возникла идея фундаментального ядра содержания школьного образования – того минимально необходимого содержания, без освоения которого выпускнику школы невозможно ни продолжить образование, ни полноценно реализовать себя в современном обществе. Фундаментальное ядро должно содержать в себе как определенный понятийный аппарат, на основе которого формируется научная картина мира, научное мировоззрение, ценностные ориентиры и т. д., так и обобщенные способы познавательной и практической деятельности.

В фундаментальном ядре по каждому предмету содержится система общих (универсальных) учебных действий, овладение которыми позволяет осваивать необходимые понятия и получать необходимые умения решения учебных и практических задач. Фундаментальное ядро – это в том числе и набор обобщенных познавательных умений. 

Разработчики стандартов предложили программу формирования универсальных учебных действий (УУД), которая является надпредметной.

Умение классифицировать по каким-либо признакам – это универсальное учебное действие. В биологии это деление на виды, роды, отряды, классы и пр., в геометрии – классификация треугольников или других геометрических фигур, в русском языке – части предложения или части речи и т. д. Для каждого учителя-предметника формирование УУД – это решение конкретных задач, которые он сам выбирает и включает в учебный процесс.

При формировании содержания общего образования нужно отталкиваться от требований к результатам образования. Требования к результатам образования определяются на основе обобщения и согласования потребностей личности, семьи, ожиданий общества, требований государства в сфере образования и представляют собой конкретизированные и операционализированные цели образования. Это должно быть отражено в стандартах в разделе «Требования к освоению основных образовательных программ». На основе этого формируется содержание образования в конкретном образовательном учреждении, различные системы воспитания, учебные планы, системы оценивания учебных достижений. И здесь вариативность в разумных пределах вполне допустима.

В стандартах второго поколения предусматривается еще один компонент – «Требования к условиям осуществления образовательного процесса», который включает в себя требования к материально­технической базе школы, ее учебнометодическому обеспечению и т. д.

Еще одно отличие – появление в БУПе в качестве обязательного компонента внеурочной деятельности. Причем объем времени на этот компонент составляет в среднем 10 часов в неделю в каждом классе. Что даст включение нового компонента в БУП? Позволит вопервых, еще больше увеличить вариативность образования, адаптировать его содержание к потребностям и способностям отдельных школьников. Вовторых, гарантировать оплату для учителей внеурочной и внешкольной учебной деятельности. Втретьих, в значительной мере снять проблему дефицита учебного времени по ряду предметов.

Возможности для расширения вариативности увеличены за счет ориентации не на обязательный минимум, а на планируемые результаты образования, что позволяет разнообразить его содержание. С другой стороны, благодаря выделению часов на внеурочную деятельность появилась возможность в случае необходимости использовать их для расширения изучаемого материала какоголибо предмета.

Каким же должен быть ребенок, оканчивающий начальную школу? Это:

  • любознательный, интересующийся, активно познающий мир;
  • умеющий учиться, способный к организации собственной деятельности;
  • уважающий и принимающий ценности семьи и общества, историю и культуру каждого народа;
  • доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий своё и чужое мнение;
  • готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки;
  • имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни.
Шинкоренко Анна Валерьевна

Организация внеурочной деятельности на начальной ступени обучения

В условиях внедрения и перехода на федеральный государственный образовательный стандарт особое внимание и значение уделяется воспитательной деятельности школьников во внеурочное время.  В связи с  Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 26 ноября 2010 г. N 1241  "О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. N 373", произошли изменения в процессе организации  внеурочной деятельности младших школьников.

Внеурочная деятельность в соответствии с ФГОС включена в основную образовательную программу, а именно в часть, которую формируют участники образовательного процесса. На современном этапе внеурочная работа - прекрасное расширение инфраструктуры школы. Чем шире представлены различные направления внеурочной деятельности в школе, тем лучше ребенку и его родителям.

В соответствии с требованиями стандарта внеурочная деятельность организуется по направлениям развития личности (духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное). Общеобразовательное учреждение  вправе самостоятельно выбирать направления внеурочной деятельности, учитывая, что ониявляются содержательным ориентиром и представляют собой приоритетные направления при организации внеурочной деятельности, являются основанием для построения соответствующих образовательных программ общеобразовательного учреждения.

Содержание занятий, предусмотренных в рамках внеурочной деятельности, формируется с учётом пожеланий обучающихся и их родителей (законных представителей) и реализуется посредством различных форм организации, таких, как экскурсии, кружки, секции, «круглые столы», конференции, диспуты, школьные научные общества, олимпиады, конкурсы, соревнования, поисковые и научные исследования, общественно полезные практики, социальное проектирование и т.д.

В период каникул для продолжения внеурочной деятельности могут использоваться возможности организаций отдыха детей и их оздоровления, тематических лагерных смен, летних школ, создаваемых на базе общеобразовательных учреждений и образовательных учреждений дополнительного образования детей.

В научно-методическом пособии Григорьева Д.В. «Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор» рекомендуется организовывать следующие виды внеурочной деятельности детей младшего школьного возраста:

  • игровая деятельность;
  • познавательная деятельность;
  • проблемно-ценностное общение;
  • досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);
  • художественное творчество;
  • социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);
  • трудовая (производственная) деятельность;
  • спортивно-оздоровительная деятельность;
  • туристско-краеведческая деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть опредмечена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

По каждому из направлений внеурочной деятельности младших школьников могут быть достигнуты определенные воспитательные результаты.

При этом следует различать и владеть понятиями «воспитательный результат» и «воспитательный эффект».

Воспитательный результат внеурочной деятельности – непосредственное духовно-нравственное приобретение ребенка благодаря его участию в том или ином виде деятельности. Воспитательный эффект внеурочной деятельности – влияние (последствие) того или иного духовно-нравственного приобретения на процесс развития личности ребенка.

Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

Первый уровень результатов– приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и др.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

Второй уровень результатов– получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, природа, мир, знания и др.).

Третий уровень результатов- получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Каждому уровню результатов внеурочной деятельности соответствует своя образовательная форма.

Внеурочная деятельность, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы. Но в первую очередь – это достижение личностных и метапредметных результатов. Это определяет и специфику внеурочной деятельности, в ходе которой обучающийся не только и даже не столько должен узнать, сколько научиться действовать, чувствовать, принимать решения и др.

Шинкоренко Анна Валерьевна

Современный урок и эффективные методы обучения

 

Каким должен быть современный урок?

Главной задачей современного урока в традиционной школе является целостное формирование личности ученика на основе обучения, развития и воспитания. Следовательно, современный урок должен:

  • вооружать учащихся глубокими и осознанными знаниями;
  • учить учащихся учиться, ибо в подавляющем большинстве случаев отставание в учёбе связано не врождённым отсутствием способностей, а применением непродуктивных способов учебной работы;
  • содействовать формированию прочных мотивов учения;
  • способствовать воспитанию умственных возможностей школьника;
  • формировать нравственные основы личности, ориентированные на общечеловеческие ценности;
  • содействовать духовному обогащению личности ученика Целесообразность урока – следующее требование. Выясняя для себя цели и задачи определённого урока, необходимо иметь в виду не только образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи, но и уровень усвоения того или иного предметного содержания урока.

Целесообразность урока выстраивается постановкой целей и задач (перспективой) урока. Перспективу урока можно обозначить, отвечая на вопросы: что должен ученик узнать на данном уроке, чему научиться (каким умениям должен научиться ученик в границах данного урока)?

Важной характеристикой урока является взаимодействие учителя и учащегося в процессе обучения. Оно может проявляться в рамках личностно-отчуждённого или личностно-ориентированного процесса обучения.

Личностно-отчуждённый образовательный процесс. Личностно-ориентированный образовательный процесс

  • Повторяемость и статичность форм взаимодействия учителя и ученика (некий стереотип в работе учителя);
  • Прямое поэлементное управление действиями ученика или отсутствие оного;
  • Преобладание внешней стимуляции, внешней обратной связи, репродуктивной рефлексии;
  • Основными показателями эффективности работы ученика могут быть: полнота и точность воспроизведения, умение повторить учебный материал вслед за учителем, угадать то, что хочет учитель, и соответствовать этим требованиям.
  • Использование разнообразных форм взаимодействия учитель-ученик, ученик-ученик;
  • Отсутствие мелочной опёки со стороны учителя; общее руководство, рефлексивное управление как условие, обеспечивающее самоуправление;
  • Внутренняя стимуляция, преобладание продуктивной рефлексии;
  • Показателями эффективности работы ученика считаются: самостоятельность, творческий рост соразмерно его возможностям;

Современный урок обязан создавать условия для поэтапного контроля над качеством усвоения:

  • предварительно учитель определяет результаты усвоения отдельной единицы содержания (раздел, модуль учебного материала);
  • обозначает критерии результатов и объявляет их учащимся;
  • подбирает содержание и формы контроля, в условиях которых ученик должен продемонстрировать свои знания и умения и также объявляет их классу;
  • определяет сроки изучения данной единицы содержания для всех учащихся класса, при этом объявляет и дополнительные сроки, которыми могут воспользоваться ученики с пробелами в обучении и развитии;
  • информирует о дополнительных формах оценки достижений учащихся, выраженных в отношениях к работе, предмету.

Самоконтроль, являясь этапом подготовки и проведения самостоятельной работы, безусловно, важная составляющая контроля, показатель самостоятельного усвоения знаний учащихся, критерий эффективности процесса обучения. Сформированность у ученика умения осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль, самооценки, взаимооценки характеризует рефлексивную личность, способную регулировать процесс усвоения знаний, а также свои потребности и поведение.

В Концепции модернизации российского образования, в целях создания необходимых условий достижения нового, современного качества общего образования планировалось использование эффективных методов обучения. Одним из таких методов является учебное занятие. В чём его суть?

Учебное занятие – это такой способ организации учебного процесса, который создаёт наиболее благоприятный режим организации собственной познавательной деятельности школьников. Для него характерны следующие особенности. Учебное занятие не заканчивается со звонком на перемену. Продолжительность каждого определяется, исходя из конкретных условий работы: возраста детей, особенностей учебного предмета, трудоёмкости изучаемой темы для конкретного класса. На занятии обеспечивается активная деятельность самих учащихся по изучению нового материала. Сокращается время на монолог учителя и значительно увеличивается время на самостоятельную познавательную деятельность школьников. Сокращение времени на объяснение нового материала обеспечивается за счёт его систематизации, отбора базовых знаний и чёткости в изложении, что требует большого опыта и полной реализации способностей педагога. На занятии должно быть реализовано дидактическое правило: «учить школьник должен не дома, а входе учебного занятия». На занятии запрещается принуждение школьников к учебному труду. Принципиально изменяется оценочная деятельность учителя, вводятся самоконтроль и самооценка учащихся. Последовательно обеспечивается включение механизмов внутренней нравственно-волевой регуляции деятельности, что и обеспечивает общий благоприятный фон в процессе обучения.

Предлагаем как один из возможных вариантов типовую схему учебного занятия, которая на наш взгляд, поможет сделать учебный процесс более эффективным. Типовая схема учебного занятия включает в себя следующие основные элементы (этапы): проверку итогов предыдущей работы, презентацию нового материала, практику под руководством учителя, независимую самостоятельную практику обучаемых, самоконтроль и самооценку результатов работы, подведение итогов занятия, определение домашнего задания, специальное повторение, контроль знаний учащихся.

Первый этап – проверка итогов предыдущей работы. Главная задача – обеспечить готовность школьников к очередному этапу работы, включить их в продуктивную обучающую деятельность. Основные действия педагога: помощь ученикам при включении в работу – разбор нескольких вопросов на повторение; организация живого диалога самих школьников с целью уточнения общего уровня усвоенных знаний; создание проблемной учебной ситуации, которая обеспечивает активное включение школьников в изучение нового материала. Как видим, начало урока не связано с опросом в традиционном его понимании. В основе повторения – живой диалог обучающихся, в ходе которого школьники свободно говорят, высказывают свою точку зрения, спорят. Они не боятся подвергнуться негативным санкциям, услышать отрицательное мнение. Учитель поддерживает разговор, направляет, дополняет, но никогда не оценивает. Он имеет право использовать только три типа высказываний, каждое из которых позитивное: похвалить ученика; направить, уточнить; заново рассказать ту часть материала, которая понята неправильно. В этой ситуации школьники не ждут от педагога неприятностей или наказаний. Они могут допускать ошибки или неточности, которые служат учителю лакмусовой бумажкой для более точного определения содержания новой порции учебного материала и способа его выстраивания. Часто в таких классах ученики проявляют желание узнать больше того, что им предлагает программа или учебник, а в ходе повторения они требуют от учителя дополнительных знаний. Вспомним, как обычно начинается урок в массовой школе, как организуется опрос учащихся, и сравним привычный способ с предлагаемым вариантом. В традиционной школе, как правило, учитель сначала задаёт вопрос на повторение изученного материала. Ученик встаёт и рассказывает всё, что он знает по этому вопросу. При этом он не думает, не рассуждает, говорит только то, что от него хотят услышать. Чем ближе его ответ к рассказу учителя или к тексту учебника, тем выше отметка. Затем задаётся следующий вопрос, встаёт другой ученик, та же процедура повторяется. При этом учитель специально «пробегает» глазами по классу, чтобы увидеть тех школьников, которые по какой- либо причине не подготовились к уроку, и спросить их, считая, что при таком способе работы он проявляет «заботу» об уровне знаний обучаемых и стимулирует их активность при подготовке домашних заданий. Не задумываясь о психологических последствиях своих действий, учитель часто вызывает совершенно противоположенный эффект, который создаёт угрозу временной необучаемости детей. Дело заключается в том, что большая часть учащихся в процессе пристрастного опроса испытывает чувства тревоги, страха, общего дискомфорта и часто находиться в классе с единственной установкой – предпринять всё, чтобы избежать плохой отметки, а вместе с ней и укола по самолюбию. Приходится наблюдать достаточно большую группу учащихся, которым абсолютно безразлично, какую отметку им поставит учитель и поставит ли он её вообще. Индифферентное (безразличное) или негативное отношение к происходящему в классе – эта реакция школьников на подобное обучение. Между тем сразу после стрессовой ситуации, связанной с фронтальной проверкой домашнего задания и пристрастным оцениванием его выполнения, традиционная методика предусматривает изучение нового материала.

Советы по изменению традиционной структуры урока.

  1. Начало учебного занятия должно создать психологический настрой учащихся на последующую работу, его целесообразно использовать для самого главного – активного включения в предстоящую познавательную деятельность.
  2. На этом этапе работы необходимо исключить поверхностное оценивание, сравнения, которые способны убить всякое желание детей быть включёнными в учебный процесс.
  3. Безоценочное начало урока будет способствовать не только готовности учащихся к включению в новые познавательные процедуры, но и созданию общего позитивного, доброжелательного и ровного эмоционального фона в работе учителя и ученика.

Второй этап - презентация нового материала. Время и место учительского монолога в учебном процессе должно быть строго определено. Он бывает, необходим для введения новой темы, содержание которой не может быть освоено учащимися без помощи учителя, для ознакомления их с дополнительной информацией по изучаемому вопросу, а также для мотивации к предстоящей самостоятельной познавательной деятельности. В монологе учителя с целью сообщения новых знаний материал должен излагаться укрупненными блоками и включать в себя базовые знания (несокращённый минимум). В условиях данной модели обучения время на объяснение нового материала ограничено необходимостью как можно быстрее переходить к самостоятельной работе школьников. Действия учителя на этом этапе работы могут включать: выделение основной информации, структура которой будет служить базисом для изучения темы; систематизацию этого материала, оформление его в такой форме, которая поможет ученикам легче его понять и запомнить; поиск приёмов, способствующих активизации мысли обучающихся в процессе освоения нового материала; стремление при доведении информации к чёткости и простоте изложения, к использованию примеров и аналогий, применению демонстраций, показу моделей, диаграмм; готовность при объяснении оказать помощь тем, кто в ней нуждается; использование научно достоверной информации в изложении нового материала, видение и использование вариативных подходов к решению учебных проблем.

Третий этап – практика под руководством учителя. Она проводится с целью установления «обратной связи» и своевременного исправления ошибок в понимании нового материала школьниками (если таковые обнаруживаются). Действия учителя: задаёт вопрос и приглашает учеников отреагировать на него (поднять руки, если учебный материал понят, ответить хором на поставленный вопрос, пробует индивидуальные ответы, краткие письменные работы и т.п.); останавливается и корректно исправляет ошибки или повторяет материал заново, если чувствует, что школьники чего-то не поняли, стремится не допускать недопонимания и неточностей; выясняет, есть ли необходимость проведения письменной работы, которая покажет, правильно ли понят материал.

Четвёртый этап- независимая самостоятельная практика учащихся Это групповая дискуссия по изучаемой проблеме между школьниками по поводу изученного материала. Педагогу отводится роль «спикера», организатора обмена мнениями. В процессе организации независимой практики педагог имеет право реализовать следующие функции: задать вопрос, переадресовать его от одного учащегося к другому; резюмировать с целью выделения основных вопросов темы и подведения итогов её изучения. Необходимы изменения в поведенческом стиле учителя. Если дети не включаются в обсуждение вопроса, молчат – значит, некорректно, недискуссионно сформулирован сам вопрос или учитель «придавливает» учеников своим авторитетом. Задача педагога – быть посредником, стараться втянуть в обсуждение как можно больше учеников, но при этом удержать тему обсуждения, помочь школьникам самостоятельно подойти к формированию выводов. Этот этап учебного занятия немного похож на традиционный опрос тем, что учитель задаёт вопросы, выслушивает ответы учащихся, реагирует и уточняет подробности, но это только внешний рисунок. Смысл независимой практики заключается в том, что основное содержание изученной части темы школьники должны обсудить самостоятельно. Групповая дискуссия – это ценнейший инструмент познания. Как бы она не пошла, учитель видит степень освоения изучаемого материала, возникшие недопонимания именно эти наблюдения и позволят ему точнее сориентироваться в содержании следующих занятий. Основные действия учителя: удержание дискуссии в тематических рамках; использование различных приёмов для вовлечения в дискуссию как можно большего числа школьников. Необходимые изменения в традиционной структуре урока. Требование обучать ученика в ходе занятия выдвигалось отечественной педагогикой на протяжении всей её истории. Вместе с тем традиционный урок предполагал в лучшем случае несколько ответов школьников на вопросы по только, что услышанному объяснению нового материала. Всё остальное предназначалось для домашней работы. Новые подходы к обучению должны обеспечить самостоятельную познавательную активность учащихся в освоении нового материала на учебном занятии, поскольку значительная часть услышанной, но не освоенной самим школьником информации очень быстро стирается из его памяти. Трудность работы на этом этапе связана с тем, что учителю очень важно не только самому владеть методикой организации групповой дискуссии, но и научить школьников правильно формулировать мысли, слушать, понимать и принимать мнения других, корректно задавать вопросы. При переходе к такой форме обучения первоочередной задачей является активизация оценочной деятельности учащихся. Она связывается с организацией самооценки полученных результатов самим школьником. Этап самоконтроля и самооценки завершает не только решение каждой учебной задачи, которых на уроке может быть несколько, но и изучение всей темы.

 Шестой этап-подведение итогов учебного занятия. Оно должно быть тесно связано с когнитивными целями, поставленными на определенных этапах обучения. Сравнение целей, поставленных учителем до начала его работы, с полученными результатом и позволяет объективно подвести итог.

Седьмой этап-информация о домашнем задании. Активная позиция школьника на учебном занятии приводит к тому, что центр познавательных усилий переносится на время школьного обучения. Объём домашнего задания в этом случае значительно сокращается, работа дома часто носит вариативный характер, включает задания на выбор. Домашнее задание в младших и подростковых классах чаще всего приобретает творческий характер, может включать несколько вопросов на повторение, занимая при этом непродолжительное время.

 Восьмой этап - специальное повторение. Повторение предусматривается нескольких видов: недельное, когда в течение первых 20 минут занятия учитель вместе с учениками останавливается на основных понятиях изученных за неделю; помесячные, которые помогают сконцентрировать внимание учеников на изученном и освоенном за последний месяц. Главная задача этого этапа – обобщение и систематизация знаний, формирование целостной системы ведущих понятий по теме, курсу, выделение основных идей программы.

Девятый этап-контроль усвоения знаний учащимися. Контрольные функции в ходе учебного занятия выполняют различного вида тесты, которые используются и для отдельных учащихся, и для всего класса, как по усмотрению учителя, так и по предложению администрации. Они выявляют уровень успешности продвижения детей в ходе изучения нового материала, а также высвечивают проблемы и затруднения, которые возникали в процессе работы школьников. С помощью тестов проводятся и необходимые контрольные проверки по окончании учебной четверти, полугодия, года. Тесты в этом случае предлагаются контролирующими организациями. В живом процессе обучения несколько этапов могут быть объединены в один, а время, отводимое на каждый из них, варьироваться в соответствии с учебной ситуацией. Но как бы, ни была гибка педагогическая ситуация, следует помнить, что исключение или перешагивание любого из этапов учебного занятия в работе учителя способно привести к снижению результата педагогического процесса.

Изменение традиционной структуры урока, безоценочное начало учебного занятия, активный диалог самих учащихся в процессе осмысления нового материала будут способствовать повышению продуктивности учебного процесса, созданию необходимых условий для успешного качественного обучения школьников.

Шинкоренко Анна Валерьевна

ИКТ-компетентность учащихся

В условиях интенсификации процессов информатизации общества и образования, формирование универсальных учебных действий наиболее естественно и эффективно проводить с использованием цифровых инструментов, в современной цифровой коммуникационной среде (в том числе, используя возможности информационной среды школы, социальные сервисы). Ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность) являются важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность. Поэтому программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования содержит настоящую подпрограмму, которая указывает элементы компетентности в области применения ИКТ, входящие в те или иные действия. Технологические навыки, являющиеся элементами ИКТ-компетентности, формируются не изолированно, а в контексте их применения для решения познавательных и коммуникативных задач.

Использование средств ИКТ помогает перейти от стихийного к целенаправленному и планомерному формированию универсальных учебных действий. Естественно, что ИКТ могут (и должны) широко применяться при оценке сформированности универсальных учебных действий, Для их формирования исключительную важность имеет использование информационно-образовательной среды, в которой планируют и фиксируют свою деятельность и результаты учителя и учащиеся.

В ИКТ-компетентности выделяется учебная ИКТ-компетентность, как способности решать учебные задачи с использованием общедоступных в начальной школе инструментов ИКТ и источников информации в соответствии с возрастными потребностям и возможностям младшего школьника. Ее частью является общая (общепользовательская) ИКТ-компетентность младшего школьника. Во многих случаях учащиеся начальной школе осваивают элементы общей ИКТ-компетентности на уровне, отвечающем их использованию взрослыми в повседневной жизни и профессиональной деятельности. Решение задачи формирования ИКТ-компетентности должно быть зафиксировано (и проходить) не только в программах отдельных учебных предметов (где формируется предметная ИКТ компетентность), но, в том числе и прежде всего, в рамках надпредметной программы по формированию универсальных учебных действий, с которыми учебная ИКТ-компетентность сущностно связана.

При освоении личностных действий ведется формирование:

  • критического отношения к информации и избирательности ее восприятия;
  • уважения к информации о частной жизни и информационным результатам других людей.

При освоении регулятивных универсальных учебных действий обеспечивается:

  • оценка условий, хода и результатов действий, выполняемых в информационной среде;
  • использование результатов действия, размещенных в цифровой информационной среде, для выполнения оценки выполненного действия самим обучающимся, его товарищами и учителями, а также для их коррекции;
  • создание цифрового портфолио учебных достижений учащегося.

При освоении познавательных универсальных учебных действий ИКТ играют ключевую роль в таких общеучебных универсальных действиях, как:

  • поиск информации в индивидуальных информационных архивах учащегося, информационной среде образовательного учреждения, в федеральных хранилищах информационных образовательных ресурсов;
  • фиксация (запись) информации об окружающем мире и образовательном процессе, в том числе – с помощью аудио- и видео- записи, цифрового измерения, оцифровки (работ учащихся и др.) с целью дальнейшего использования записанного (его анализа, цитирования);
  • структурирование знаний, их организация и представление в виде концептуальных диаграмм, карт, линий времени и генеалогических деревьев;
  • создание гипермедиа сообщений, включающих текст, набираемый на клавиатуре, цифровые данные, неподвижные и движущиеся, записанные и созданные изображения и звуки, ссылки между элементами сообщения;
  • подготовка выступления с аудио-визуальной поддержкой;
  • построение моделей объектов и процессов из конструктивных элементов реальных и виртуальных конструкторов.

ИКТ является важным инструментом для формирования коммуникативных учебных действий. Для этого используются:

  • создание гипермедиа-сообщений;
  • выступление с аудио-визуальной поддержкой;
  • фиксация хода коллективной/личной коммуникации (аудио-видео и текстовая запись);
  • общение в цифровой среде (электронная почта, чат, видео-конференция, форум. блог).
  • Формирование ИКТ-компетентности учащихся происходит в рамках системно-деятельностного подхода, в процессе изучения всех без исключения предметов учебного плана, а его результат представляет собой интегративный результат обучения младших школьников.

Вынесение формирования ИКТ-компетентности в программу формировании универсальных учебных действий позволяет образовательному учреждению и учителю формировать соответствующие позиции планируемых результатов, помогает, с учетом специфики каждого учебного предмета, избежать дублирования при освоении разных умений, осуществлять интеграцию и синхронизацию содержания различных учебных курсов. Освоение умений работать с информацией и использовать инструменты ИКТ также может входить в содержание факультативных курсов, кружков, внеклассной деятельности школьников.

Далее перечислены основные разделы подпрограммы формирования ИКТ-компетентности и охарактеризовано их содержание.

Знакомство со средствами ИКТ. Использование эргономичных приемов работы со средствами ИКТ, которые безопасны для органов зрения, нервной системы, опорно-двигательного аппарата. Выполнение компенсирующих упражнений. Организация системы файлов и папок, запоминание изменений в файле, именование файлов и папок. Распечатка файла.

Запись, фиксация информации. Непосредственный ввод информации в компьютер с камеры (в том числе встроенной в цифровой микроскоп), микрофона, цифровых датчиков. Сканирование изображений и текстов. Запись (сохранение) вводимой информации. Распознавание текста, введенного как изображение. Получение оптимального по содержанию, эстетическим параметрам и техническому качеству результата записи (фото- и видео- изоображений): выбор положения записывающего человека и воспринимающего устройства: настройка чувствительности, плана, учёт ограничений в объеме записываемой информации, использование сменных носителей (флэш-карт).

Создание текстов с помощью компьютера Составление текста целыми словами, вставкой пропущенных слов из предложенных, с использованием картинок, путем восстановления деформированного текста. Клавиатурное письмо. Основные правила оформления текста и основные инструменты его создания. Работа в простом текстовом редакторе: ввод и сохранение текста, выбор шрифта, начертания, размера, цвета текста; правила расстановки пробелов перед и после знаков препинания, использование абзацного отступа. Полуавтоматический орфографический контроль (подсказка возможных вариантов исправления неправильно написанного слова по запросу). Набор текста на родном и иностранном языке, экранный перевод отдельных слов.

Создание графических сообщений. Рисование на графическом планшете (срисовывание, дорисовывание, создание собственных рисунков). Создание планов территории. Создание диаграмм взаимодействия. Создание семейных деревьев.

Редактирование сообщений. Редактирование текста (удаление, замена и вставка буквы, слова, фрагмента текста; перенесение части текста; повторение части текста и пр.). Редактирование цепочек изображений (слайд-шоу). Редактирование видео- и аудио- записей (вставка, удаление, замена фрагмента и другие простые виды редактирования). Редактирование фотоизображений (вставка, удаление, замена фрагмента, изменение контрастности).

Создание новых сообщений путем комбинирования имеющихся. Создание сообщения в виде цепочки экранов. Добавление на экран изображения, звука, текста. Презентация как письменное и устное сообщение. Использование ссылок из текста для организации информации: перехода к другому сообщению, обеспечения возможности выбора дальнейшего хода изложения, пояснения. Пометка фрагмента изображения ссылкой. Добавление объектов и ссылок в географические карты и ленты времени. Составление нового изображения из готовых фрагментов (аппликация)

Создание структурированных сообщений с линейной и ветвящейся структурой. Создание письменного сообщения: создание плана текста, добавление ссылок, графических объектов. Описание объекта или процесса по определенному алгоритму, запись аудио-визуальной и числовой информации о нем, с использованием инструментов ИКТ: видео- фото- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков, компьютера. Подготовка устного сообщения: создание плана, выбор аудио-визуальной поддержки, написание пояснений и тезисов. Проведение устного сообщения с аудио-видео поддержкой. Создание игрового видеофильма. Натурная мультипликация (с куклами). Компьютерная анимация. Создание музыкального произведения (с использованием готовых музыкальных фрагментов и «музыкальных петель»).

Представление и обработка данных. Сбор числовых и аудио-визуальных данных в естественно-научных наблюдениях и экспериментах с использованием фото- или видео- камеры, цифрового микроскопа, цифровых датчиков. Разметка видеозаписи и получение числовых данных по разметке. Сбор числовых данных в ходе опроса людей. Графическое представление числовых данных: в виде графика (непрерывная кривая) и в виде диаграмм (столбчатых и круговых).

Поиск информации. Поиск информации в соответствующих возрасту цифровых (компьютерных) словарях и справочниках, в том числе в Интернет-изданиях. Поиск информации в контролируемом Интернете, формулирование запроса, интерпретация результатов поиска. Сохранение найденного объекта. Составление списка используемых информационных источников. Использование ссылок для указания использованных информационных источников. Поиск информации в компьютере. Использование систем поиска внутри компьютера. Организация поиска по стандартным свойствам файлов, по наличию данного слова. Поиск в базах данных. Заполнение адресной и телефонной книги, а также других баз данных небольшого объема.

Коммуникация, проектирование, моделирование, управление и организация деятельности. Передача собеседнику/партнеру сообщения, участие в диалоге, с использованием средств ИКТ – электронной почты, чата, форума, аудио- и видео- конференции и пр. Выступление перед небольшой аудиторией с устным сообщением с ИКТ-поддержкой. Размещение письменного сообщения в информационной образовательной среде. Коллективная коммуникативная деятельность в информационной образовательной среде. Непосредственная: фиксация хода и результатов обсуждения на экране и в файлах. Ведение дневников, социальное взаимодействие. Компьютерно-управляемые движущиеся модели. Управление моделями. Управление в виртуальном микромире, исполнители Робот, Черепаха. Определение последовательности выполнения действий, составление инструкции (простого алгоритма) в несколько действий. Планирование и проведение исследований, объектов и процессов внешнего мира с использованием средств ИКТ. Проектирование объектов и процессов реального мира, свое собственной деятельности и деятельности группы. Моделирование объектов и процессов реального мира и управления ими с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора.

Основное содержание программы «Формирование ИКТ-компетентности учащихся» реализуется средствами различных учебных предметов. Важно, чтобы формирование того или иного элемента или компонента ИКТ-компетентности было непосредственно увязано с его применением. Тем самым обеспечивается:

  • естественная мотивация, цель обучения;
  • встроенный контроль результатов освоения ИКТ;
  • повышение эффективности применения ИКТ в данном предмете;
  • формирование цифрового портфолио по предмету, что важно для оценивания результатов освоения этого предмета.