Метод проектов и сетевой проект.

Теоретический материал.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_proektov_i_setevoy_proekt.doc167.5 КБ

Предварительный просмотр:

Метод проектов

Слово «project» (лат.) буквально переводится как «брошенный вперед»; то есть проект является прототипом, прообразом некоего объекта или вида деятельности, а проектирование превращается в процесс создания проекта. Причем, в конце XX века проектирование стало наиболее распространенным видом интеллектуальной деятельности. Обилие гуманитарных проектов (в бизнесе, в журналистике и в других сферах) заметно сгладило исходное техническое значение этого понятия.

Проект – совокупность определенных действий, документов, замысел для создания реального объекта/ теоретического продукта.

Образовательный проект – это форма организации занятий, предусматривающая комплексный характер деятельности всех его участников по получению образовательной продукции за определенный промежуток времени.

Метод учебного проекта – одна из личностно ориентированных технологий, способ организации самостоятельной деятельности учащихся, направленной на решение задач учебного проекта, интегрирующей в себе проблемный подход, групповые методы, рефлексивные, презентативные, исследовательские и др. методики. (Пахомова Н.Ю.)

Возрождение метода учебных проектов пришлось на 90 годы ХХ века и состоялось в педагогической практике уже Российской Федерации. После долгого забвения метод вновь стал популярен потому, что позволяет изменить позицию учащегося, сделать его субъектом образовательного процесса. Родившись из идеи свободного воспитания, метод проектов постепенно «самодисциплинировался» и успешно интегрировался в структуру образовательных методов, но суть его остается прежней – стимулировать интерес учеников к знанию и научить практически применять эти знания для решения конкретных задач вне школы.

Метод учебного проекта: 

личностно-ориентированный;

деятельностный;

обучающий взаимодействию в группе и групповой деятельности;

построенный на принципах проблемного обучения;

развивающий умения самовыражения, самопроявления, самопрезентации и рефлексии;

воспитывающий целеустремленность, толерантность, индивидуализм и коллективизм, ответственность, инициативность, творческое отношение к делу;

здоровьесберегающий.

Что такое учебный проект?

Проблема проекта        «Почему?»(это важно для меня лично)        

Актуальность проблемы - мотивация

Цель проекта        «Зачем?»(мы делаем этот проект)        

Целеполагание

Задачи проекта        «Что?»(для этого мы делаем)         

Постановка задач

Методы и способы        «Как?»(как мы это можем делать)        

Выбор способов и методов, планирование

Результат        «Что получится?»(как решение проблемы)        

Ожидаемый результат

Метод проектов целесообразно применять, если:

  1. Существует значимая проблема (интеграция знания, исследование).
  2. Есть значимость результата (теоретическая, практическая).
  3. Предполагается самостоятельная деятельность учащихся.
  4. Возможно структурирование (этапность) проекта.
  5. Используются исследовательские методы:
  1. формулировка проблемы исследования;
  2. выдвижение гипотез её решения;
  3. формулировка целей и задач исследования
  4. обсуждение методов исследования;
  5. обсуждение способов оформления результатов;
  6. сбор, систематизация, анализ экспериментальных данных;
  7. получение результата, выводы.
  1. Результат – материальный/теоретический продукт.

В основе проектирования лежит получение и присвоение новой информации, но процесс этот осуществляется в сфере неопределенности, и его нужно организовывать, моделировать. Самое сложное для учителя в ходе проектирования оставаться в роли независимого консультанта и удерживаться от подсказок, даже если учащиеся «идут не туда». У учеников при работе над проектом возникают специфические сложности, но они объективны, а их преодоление является одной из ведущих педагогических целей метода проектов. Метод проектов – педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых, в том числе и путем самообразования.

Сетевой проект

В начале 80-х гг. прошлого века телекоммуникационные сети использовались в образовании лишь как удобный и оперативный вид связи, поскольку сетевая работа заключалась тогда в обмене писем между учащимися. Однако, специально организованная, целенаправленная совместная работа учащихся в Сети может дать более высокий педагогический результат. Наиболее эффективной оказалась организация совместных проектов на основе сотрудничества учащихся разных школ, городов и стран. Основной формой организации учебной деятельности учащихся в Сети стал сетевой учебный проект.

В процессе работы над сетевым проектом учащиеся могут обмениваться опытом, мнениями, данными, информацией, методами решения проблемы, результатами собственных и совместных разработок. Средства организации такой совместной деятельности включают:

электронную почту,

списки рассылок,

электронные доски объявлений,

дискуссионные группы,

средства поиска информации в Интернете,

средства общения в реальном и отложенном времени,

аудио- и видеоконференции,

социальные сетевые сервисы или сервисы Web 2.0.

Под сетевым (телекоммуникационным) проектом мы понимаем совместную учебно-познавательную, исследовательскую, творческую или игровую деятельность учащихся-партнеров, организованную на основе компьютерной телекоммуникации, имеющую общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленную на достижение совместного результата деятельности. (ПОЛАТ Е.С.)

Е.Н. Ястребцева обращает внимание на требования, которыми должен обладать сетевой проект.

  1. В нем учащиеся обсуждают решение проблем в реальных условиях.
  2. Работа учащихся, в основном, проводится в Сети, она осмысленна и активна.
  3. В сетевом проекте организация взаимодействия школьников полностью отвечает требованиям эффективной самостоятельной не только индивидуальной, но и групповой работы.

Основным видом деятельности в сетевом проекте является работа с информацией на разных носителях, в том числе содержащейся в информационных ресурсах Интернета. Возможность сосредоточиться на отдельных проблемах, рассмотреть их с разных точек зрения позволяет добиться глубины размышлений и аргументированных выводов. Систематическая практика в совместной деятельности формирует не только самостоятельность, но и ответственность за собственную работу и работу всей группы. При этом учащиеся приучаются выполнять разные социальные роли (лидера или исполнителя, организатора совместной деятельности, генератора идей и т.д.)

 Планирование сетевого проекта 

Чтобы разработать сетевой проект, необходимо определить: общую тему, в рамках которой будет проводиться проект, актуальность проекта, т.е. зачем он нужен; название проекта как предмет ученического исследования или другой их деятельности; сроки реализации проекта; состав участников; цели проекта, основные задачи, направления, из которых складывается проект, этапы проекта с конкретными предполагаемыми результатами.

Затем необходимо описать ключевые элементы проекта; ожидаемые трудности и проблемы, способы их решения; перечень основных образовательных продуктов, ожидаемых на отдельных этапах и в итоге проекта; критерии оценки результатов проекта по каждому его направлению и в целом.

Планируем сетевой проект.

Планирование сетевого проекта включает следующие шаги.

Шаг 1. Определение темы, в рамках которой собираетесь проводить сетевой проект. 

Шаг 2. Определение примерной структуры проекта. 

Название.

Цитата, лозунг.

Аннотация

Цели и задачи.

Участники.

Условия регистрации.

Сроки реализации проекта.

Этапы проведения проекта.

Условия участия.

Особенности проведения, виды деятельности.

Формы взаимодействия организаторов с участниками.

Критерии оценивания работ участников и проекта.

Результаты проекта. Награды, призы.

Авторы, координаторы, администраторы, организаторы

Шаг 3. Формулировка проектных заданий. 

Для творческой продуктивности проекта важно сформулировать такие задания для участников разрабатываемого проекта, которые не имели бы единых, заранее известных решений.

Подготовьте проектные задания, при выполнении которых возможно:

  1. сравнительное изучение, исследование того или иного явления, факта, события,
  2. проведение множественных, систематических или разовых наблюдений за тем или иным природным, физическим, социальным явлением,
  3. сравнительное изучение эффективности использования одного и того же способа решения проблемы с учетом разности географических условий, культурных особенностей участников проекта,
  4. создание совместной творческой разработки какой-либо идеи (практической или творческой), но при условии совместного исследования какой-то проблемы,
  5. проведение экскурсии, экспедиции, состязания,
  6. сетевое общение.

Шаг 4. Разработка критериев оценивания этапов проекта. 

Критерии оценивания зависят от характера работы на том или ином этапе. Кроме специфических критериев, характерных для определенного вида деятельности, есть определенный набор критериев, которые в том или ином сочетании могут присутствовать среди критериев оценки того или иного вида деятельности:

  1. Соответствие теме.
  2. Наличие исследования.
  3. Грамотность.
  4. Дизайн.
  5. Оригинальность.

Критерии оценки образовательных результатов проекта - это те параметры, которые вытекают из поставленных смыслов и целей проекта. Именно с помощью составленных критериев можно оценить степень достижения поставленных целей.

Перечислим несколько наиболее известных организаций, занимающихся проведением сетевых проектов для школьников. 

Центр дистанционного образования Эйдос http://www.eidos.ru/ помимо олимпиад и конкурсов, проводит разные дистанционные проекты. Например, участники проекта "Мой виртуальный дом" совместными усилиями "строили" виртуальный город, в котором им хотелось бы жить. Участие в проектах платное (центр хозрасчетный) — однако, для участника цена невысока, а центру это позволяет жить и развиваться.

Полностью выстроенная в виртуальном пространстве система дистанционного обучения "Телешкола" (Интернет-школа "Просвещение.ru) обеспечивает полноценный учебный процесс на старшей ступени общего образования (10-11 класс). Система предусматривает учебные материалы по всем предметам ФБУП, материалы для подготовки к ЕГЭ, систему коммуникаций между учащимися и учителями, систему учета успеваемости. Образовательный ресурс "Телешколы" может использоваться общеобразовательными учреждениями России для решения кадровых проблем, расширения образовательного пространства уроков, мониторинга и контроля знаний учащихся, организации экстерната при школе.

Давно занимается проектной сетевой работой Ярославский Центр телекоммуникаций и информационных систем в образовании. Среди проектов Центра http://www.edu.yar.ru/russian/projects/index.html — олимпиады и викторины по школьным пред-метам, творческие, экологические и игровые проекты.

Сетевому образовательному сообществу хорошо известен Международный Детский Компьютерный Центр в Переславле-Залесском (страница проектов http://www.botik.ru/ICCC/NewPage/ICCCpageRus/Projects). Этот центр стал родоначальником дистанционных обучающих олимпиад по географии (ДООГ), истории (ДООИ), программированию (ДООП). В организации олимпиады принимают участие учителя и методисты из разных организаций Москвы, Омска, Харькова, Невинномысска и, конечно, Переславля-Залесского — вот уж действительно виртуальный проект!

Активно ведет проектную работу со школьниками Новосибирская образовательная сеть НООС (школьные проекты находятся здесь: http://www.websib.ru/noos/projects/index.html). Созданный в рамках этой сети Интеллект-клуб http://www.websib.ru/~ic/index.phtml проводит однодневные сетевые игры для школьников. Зарегистрировавшаяся команда из 6 человек должна в определенный день и час зайти на сайт клуба и в интерактивном режиме ответить на задаваемые интеллектуальные вопросы.

Во всем мире существуют специальные сети, основная задача которых — помочь учителям найти себе партнеров по проектной работе. Организаторы сети, как правило, не являются авторами и руководителями проводимых проектов: они лишь координируют работу и создают условия, позволяющие школам искать партнеров, объявлять и проводить собственные проекты. Пример тому — проект "Школьный сектор": http://school-sector.relarn.ru. Впрочем, проектов тут много, это скорее среда, в которой успешно существуют школы из всей России. Сайт "Школьного сектора" поделен на три зоны: учительский сектор представляет сторож Ефимыч, вход для детей символизирует хулиганка Танька, и еще один раздел воз-главляет Петя - борец за права детей (здесь находится нечто вроде виртуальной юридической консультации для школьников). В секторе для школьников находятся сообщения о конкурсах и сетевых проектах, информация об обучающих курсах и программах, советы юным веб-дизайнерам, коллекция детских веб-проектов. В учительской зоне публикуются новости школьной жизни, информация о ключевых датах сетевых проектов, конференций и других образовательных событий (раздел "Телематический склерозник").

Международная образовательная сеть iEARN (International Education and Resource Network: http://www.iearn.org или iearn.spb.ru — по-русски) объединяет школы и молодежные организации в 90 странах мира. Россия входит в их число: в сети есть школы из Москвы, Петербурга, Новосибирска и других российских городов. Школьники из разных концов света участвуют в совместных проектах: творческих и художественных, исследовательских и научных. Структурно iEARN представляет собой набор форумов для учителей. Роль координаторов сети состоит в том, чтобы опубликовать объявление учителя, желающего создать собственный проект, и по каждому новому проекту создать специальный форум. Ежемесячно выпускается новостной листок iEARN newsflash со списком действующих проектов и с координатами ответственных по каждому проекту: этот листок рассылается подписчикам по электронной почте — подробнее о подписке см. ниже главу "Где найти информацию", раздел "Списки рассылки". Список проектов на текущий год с кратким описанием каждого проекта находится здесь: http://www.iearn.org/projects. Ежегодно в одной из стран, участвующих в работе сети, проводится очная конференция для учителей и школьников, наиболее активных участвующих в проектной работе. Интересно, что выросла сеть iEARN из двустороннего проекта для российских и американских школ. Потом в работу активно включились страны Латинской Америки, а затем — страны Азии и Восточной Европы. Вы не найдете здесь много участников из Германии, Франции и Великобритании — основные европейские страны предпочитают сохранять суверенитет. Так что если хочется почувствовать себя настоящим жителем Европы, можно включиться в Европейскую Школьную сеть (European Schoolnet) http://www.eun.org. Нажав на ссылку Collaboration opportunities (в первом же абзаце), а затем ссылку на Open Projects, вы попадете на страницу действующих межшкольных проектов Здесь можно найти интересный проект по интересующей Вас теме — или предложить свой проект, заполнив соответствующую форму.

В большинстве случаев организаторы проектной деятельности предусматривают достаточно большую тематическую вариативность, которая позволяет выбрать ребятам свое направление - творческое, исследовательское, научное - о чем мы уже говорили, рассматривая проект iEARN. Ещё чаще деятельность учителей и ребят носит разноплановый характер и содержит как элементы исследования, так и творчества. Ведь одно совсем не исключает другое. Например, проводя иссдедование по экологии, ребята могут оформить отчет о работе в виде выразительных плакатов, публикаций и т.д. И все же имеющиеся проекты можно условно обощить в несколько групп в соответствии с акцентами, котрые в них преобладают.

 Социальные и научные исследования

Исследовательские проекты — это совместная работа нескольких групп школьников над какой-то темой. Схематически такую работу можно разделить на следующие основ-ные этапы:

 Знакомство команд (обмен письмами, рассказ о себе)

 Выполнение каждой группой исследования; в процессе работы происходит открытый обмен мнениями и идеями

 Совместное обсуждение выполненной работы, анализ возникших трудностей и неразрешенных проблем

 Поведение итогов; представление результатов в Интернете

Международный образовательный проект http://ifrc.irk.ru/russ/index.htm "Global Village: Fort Ross". Форт Росс - географическое и историческое название государственного исторического парка и музея Калифорнии. Проект посвящен изучению истории города Иркутска и вклада иркутян в дело освоения Северного побережья Америки в период деятельности Российско - Американской Компании.

Экологических проектов в Интернете становится всё больше и больше. Проект “Eco-connections” http://www.eco-connections.org - "Эко-связи" особенно интересен тем, что серии уроков, которые выполняют ребята, разработаны самими учителями. Следовательно, его можно рассматри-вать не только как исследовательский проект, но и как площадку для отработки новых педагогических технологий, ориентированных на Интернет. В целом эти проекты, как и многие другие подобного рода, имеют много общего. Форма организации занятий с учащимися, в зависимости от условий работы конкретного учителя, может быть

 классно-урочная;

 факультативная;

 клубная.

Творческий проект предполагает обмен творческими работами — литературными или художественными, или совместное виртуальное творчество, завершающееся созданием единой публикации. Строго говоря, большинство сегодняшних сетевых проектов включает творческую составляющую: ведь почти все они завершаются представлением результатов в виде веб-страниц, а веб-дизайн является, безусловно, творческим занятием.

В Интернете можно найти огромное количество международных творческих проектов по созданию сборников детского творчества или журналов, посвященных актуальным современным проблемам. Международный язык общения, как известно, - английский. Написать же художественное произведение или статью в журнал на неродном языке могут немногие. Для тех, кто может, приведем журнал Inside View http://www.iearn.org/projects/inside.html, издающийся в Нью-Йорке в рамках сети iEARN. Журнал посвящен проблемам подростков разных стран и создается силами самих подростков. Школьников и учителей всех стран мира приглашают к участию в журналистской работе: вы можете поделиться своими идеями по предлагае-мым темам или предложить свою тему для исследования.

Используемые ресурсы

Разработка эффективных учебных проектов http://letopisi.ru/index.php/Разработка_эффективных_учебных_проектов 

Разработаем проект вместе

Технология обучения проектной деятельности

Метод проектов.Полат Е.С. http://distant.ioso.ru/project/meth%20project/metod%20pro.htm 

История метода проектов .

Метод проектов в обучении языку: теория и практика

При подготовке статьи использована литература:

Интернет-обучение: технологии педагогического дизайна/Под ред. кандидата педагогических наук М.В. Моисеевой. - М.:Издательский дом "Камерон", 2004.

Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: Пособие для учителей и студентов педагогических вузов. - М.: АРКТИ, 2003.

Полат Е.С. Современные педагогические и информационные технологии в системе образования: учеб. пособие для студентов высш. учеб. заведений/Е.С. Полат, М.Ю. Бухаркина. - М.: Издательский центр "Академия", 2007.