Малый педсовет

Мирошникова Регина Александровна

О преемственности начальной школы и средней школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon malyy_pedsovet.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

МАЛЫЙ ПЕДСОВЕТ

по преемственности в 5-ых классах

Декабрь 2011 год

Педагогические технологии

 

Образование —

это индустрия, направленная в будущее.

С.П.Капица

 

В настоящее время в педагогический лексикон прочно вошло понятие педагогической технологии. Однако в его понимании и употреблении существуют большие разночтения.

•  Технология - это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь).

•  Педагогическая технология - совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приемов обучения, воспитательных средств; она есть организационно-методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачев).

•  Педагогическая технология - это содержательная техника реализации учебного процесса (В.П.Беспалько).

•  Педагогическая технология - это описание процесса достижения планируемых результатов обучения (И.П.Волков).

• Технология - это искусство, мастерство, умение, совокупность методов обработки, изменения состояния (В.М.Шепель).

•  Технология обучения - это составная процессуальная часть дидактической системы (М.Чошанов).

• Педагогическая технология - это продуманная во всех деталях модель совместной aпедагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечением комфортных условий для учащихся и учителя (В.М.Монахов).

• Педагогическaaaая технология — это системный метод создания, применения и определения всего процесса преподавания и усвоения знаний с учетом технических и человеческих ресурсов и их взаимодействия, ставящий своей задачей оптимизацию форм образования (ЮНЕСКО).

•  Педагогическая технология означает системную совокупность и порядок функционирования всех личностных, инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей (М.В.Кларин).

В нашем понимании педагогическая технология является содержательным обобщением, вбирающим в себя смыслы всех определений различных авторов (источников).

На современном этапе  не ученик приспосабливается к традиционной образовательной системе, а образовательная система адаптируется к уровням и особенностям развития и подготовки обучающихся, по-новому используя уже известные формы и рождая новые.

Технология в максимальной степени связана  с учебным процессом – деятельностью учителя и ученика, ее структурой, средствами, методами и формами.  В структуру педагогической технологии входят:

а)  концептуальная основа;

б)  содержательная часть обучения:

-  цели обучения - общие и конкретные;

-  содержание учебного материала;

в)  процессуальная часть — технологический процесс:

-  организация учебного процесса;

-  методы и формы учебной деятельности школьников;

-  методы и формы работы учителя;

-  деятельность учителя по управлению процессом усвоения материала;

-  диагностика учебного процесса.

Любая педагогическая технология должна удовлетворять некоторым основным методологическим требованиям (критериям технологичности) .

Концептуалъность. Каждой педагогической технологии должна быть присуща опора на определенную научную концепцию, включающую философское, психологическое, дидактическое и социально-педагогическое обоснование достижения образовательных целей.

Системность. Педагогическая технология должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса, взаимосвязью всех его частей, целостностью.

Управляемость предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования процесса обучения, поэтапной диагностики, варьирования средствами и методами с целью коррекции результатов.

Эффективность. Современные педагогические технологии существуют в конкурентных условиях и должны быть эффективными по результатам и оптимальными по затратам, гарантировать достижение определенного стандарта обучения.

Воспроизводимость подразумевает возможность применения (повторения, воспроизведения) педагогической технологии в других однотипных образовательных учреждениях, другими субъектами.

Технология и содержание образования. В настоящее время в педагогике утвердилось представление о единстве содержательных и процессуальных компонентов образовательной системы: целей, содержания, методов, форм и средств обучения. В процессе совершенствования и вариаций педагогических технологий их компоненты проявляют различную степень консервативности: чаще всего варьируются процессуальные аспекты обучения, а содержание изменяется лишь по структуре, дозировке, логике. При этом содержание образования как сущностная часть образовательной технологии во многом определяет и ее процессуальную часть, хотя кардинальные изменения методов влекут глубокие преобразовання целей, содержания и форм. Таким образом, процессуальная и содержательная части технологии образования адекватно отражают друг друга.

Между ними есть еще один опосредующий компонент — важнейшее дидактическое средство - школьный учебник, играющий важнейшую роль в определенни содержания образования, процессуальной части технологии и в реализации их единства. В последние годы в нашей стране создано большое количество вариативных учебников, что в сочетании с разнообразием выбора педагогических технологий теоретически делает возможным дальнейшее повышение качества образования.

Понятие «педагогическая технология» может быть представлено тремя аспектами.

1)  научным: педагогические технологии - часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы;

2)  процессуально-описательным: описание (алгоритм) процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств для достижения планируемых результатов обучения;

3)  процессуально-действенным: осуществление технологического (педагогического) процесса, функционирование всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Таким образом, педагогическая технология функционирует и в качестве науки, исследующей наиболее рациональные пути обучения, и в качестве системы способов, принципов и регулятивов, применяемых в обучении, и в качестве реального процесса обучения.

 

 

 

ПЕДСОВЕТ

Преемственность в обучении и воспитании

между  начальной и основной школой 

                                                             от 29.11.2012года

Цель:     Коллективное изучение трудностей обучения пятиклассников, выявление причин, вызывающих затруднения у учеников и учителей, разработка учебно-воспитательных и управленческих мер по устранению этих причин.

Задача:   1. Создание системы общих взглядов на использование правил преемственности в УВП, привлечение внимания всех участников УВП к проблеме сохранения здоровья в переходный период.

2.  создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие ребенку успешно функционировать и развиваться в педагогической среде.

 

План:  

1.      Обеспечение преемственности в организации учебного  процесса.

  Результативность обучения в 1 четверти.

  Контроль исполнения педагогами нормативно-правовой основы.

  Наблюдения уроков.

  Наблюдение психолога за обучающимися: изучение мотивации, межличностных отношений, уровня тревожности.  

2.      Результаты психологического обследования учащихся 5 класса.

3.      Обеспечение преемственности в организации  воспитательного процесса.

4.      Выступление классных руководителей, учителей, работающих в 5 классах.

5.      Выводы, предложения.

6.      Решения педсовета.

 

Решения педсовета.

  1. Классным руководителям 4-х классов готовить учащихся к переходу в среднюю школу, привлекая родителей, всех учителей средней группы классов (согласно программе по обеспечению преемственности).
  2. Учителям начальных классов обратить внимание в своей работе на навыки чтения и выработку вычислительных навыков учащихся (таблица умножения, деления, сложения и т.д.), учить правила осмысленно.

3.      Приучать учащихся работать самостоятельно, нестандартно мыслить, решать, применять правила.

4.      В целях обеспечения личностно-ориентированного подхода к учащимся  педагогам необходимо:

         Дифференцировать объём и сложность содержания задания  в соответствии с возможностями ученика;

         Отбирать формы, методы приёмы, средства, темп обучения  в соответствии с возрастными особенностями школьников;

     5.    В целях повышения качества преподавания необходимо:

  рациональная организация труда, самоорганизация учителя и учащихся;

  быстрая сменяемость заданий, видов деятельности;

  творческие задания;

  проблемные вопросы, задания ситуации;

  использование наглядности, современная наглядность;

  организация самостоятельной работы учащихся ориентированной на их способности;

  • новые виды контроля ЗУН учащихся.

Выступление заместителя директора по учебной работе                   Мирошниковой Р.А.

       Наиболее благоприятным периодом становления данных способностей является период детства. Здесь закладывается фундамент личности, формируются базовые основы культуры познания, мировоззрения. Именно поэтому важно обеспечить преемственную связь в развитии мышления у детей дошкольного, младшего, среднего и старшего школьного возраста.
В связи с этим, следует подчеркнуть особую значимость развивающих методологических ориентиров, учитывающих направления реализации преемственности: развитие любознательности   как основы познавательной активности; развитие способностей ребенка; формирование творческого воображения; развитие коммуникативности.

           Проблема перехода учащихся из начальной школы в школу второй ступени обучения заключается в  снижении показателей обученности,   наличие  большого числа учителей, предметов, требований, технологий.

 После долгих летних каникул  дети учатся хуже обычного. Восстановление учебного ритма  в начале учебного года считается основной задачей. В сентябре проведены входные контрольные работы и диктанты по результатам повторения за предыдущий год. Результаты были значительно ниже итогов предыдущего учебного года. Затем произошло небольшое выравнивание показателей.  

Проанализировав результативность  обучения в 1 четверти, обнаруживаем несогласованность, несоответствие ожидаемых и полученных   результатов 4 и 5 классов.

Проведение комплексной проверки  документации, собеседование с педагогами и учащимися, анкетирование, наблюдение на уроках показали, что большинство учителей   стараются использовать для обучения, как традиционные формы уроков, так и новые, направленные на развитие творческих способностей учащихся, умения анализировать, мыслить, сравнивать, сопоставлять факты. Много внимания учителя уделяют сохранению здоровья детей: проводят физ. паузы, напоминают о правильной посадке,  используют разные игровые моменты. На уроках  физкультуры применяются различные формы и методы работы,   направленные  на тренировку разных видов мышц,    а также    отводится время для игровых моментов.  

Проверка показала, что педагоги имеют календарно-тематическое планирование (рабочие планы) соответствующее образовательным программам МО РФ. В пояснительной записке  указаны  цели изучения предмета, основные знания и умения, которые должны быть сформированы у учащихся к концу учебного года.  Имеют методические материалы, используют учебники, содержащиеся в рекомендациях МО РФ, соответствующие  базисному учебному плану. Учащиеся  5 классов  на 100% обеспечены  учебниками.

 Отношение детей к учебе значительно меняется от 3-го к 5-му классу, и эти изменения наиболее ярко выражены при переходе из начальной школы в среднюю. Например, если во 2-3 классах дети на вопрос: "Любишь ли ты учиться?" практически все дают положительные ответы, то в 4-5 классах число их уменьшается, много детей дают неопределенные ответы или как-то оговаривают положительные.

     Такое  изменение  отношения  к  учебе  в  5  классе  характеризуется    неудовлетворенностью детей,   снижению интереса к ряду предметов, субъективным ощущением утомления, перегруженности, увеличения трудностей.
             Многие дети оказались не готовыми к обучению в 5 классе, к различным системам требований учителей-предметников, не имеют навыков самостоятельной работы, трудно приспособиться ко всем изменениям и это сказывается на их успеваемости.
     На отношение детей к тому или иному предмету заметно сказывается характер взаимоотношений ученика с учителем. Когда уроки начинают вести разные учителя, практически у всех детей происходит смена любимых предметов.

Ученикам предлагают огромный выбор учебных предметов, но почти никогда не снабжают теми средствами учебной деятельности, при помощи которых можно все это употребить.

Что же это за «средства учебной деятельности»? Это   те самые общие учебные умения и навыки, без которых невозможна успешная учеба. Это такие умения и навыки, которые, формируясь в процессе учебной деятельности, в свою очередь становятся основой и залогом успеха самой учебной деятельности.  

Дети, вступающие в среднюю школу, должны в определенной мере владеть способами самостоятельного приобретения знаний, способами коллективной работы.

 

Вывод:


    
При переходе из начальной школы в среднюю у детей снижается интерес к учебе, происходит дифференцирование интереса к различным предметам, появляется скучные и однообразные уроки. Но несмотря на все эти изменения, осознание ими важности и необходимости учения сохраняет свои мотивационные качества.

При проведении адаптационного периода в пятых классах следует обратить внимание, на:

  •  адаптацию к "разноголосице" требований;
  •  введение самоконтроля (теперь нет постоянно рядом классной "мамы");
  •  выявление (пояснение, понимание) позиции роли мальчика и роли девочки;
  •  принятие новой позиции – ученик основной школы.