Доклад

Куулар Шивит Казак-оолович

Пед.технологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pedtehnologiya.doc115 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему:  "Обучение в сотрудничестве" 

Тезисы работы:

  1. Среди всех разнообразных направлений новых педагогических технологий мне кажется, наиболее адекватными являются:

o       «Обучение в сотрудничестве»;

o       Метод проектов;

o       индивидуальный и дифференцированный подход к обучению

 

2.      Главная идея обучения в сотрудничестве - учится вместе, а не просто что-то выполнять вместе. Для претворения этой идеи в жизнь использую следующие варианты:

Student Team Learning (STL, обучение вкоманде)

Jigsaw (пила)

Learning (учимся вместе)

  1. Основные идеи, присущие всем здесь вариантам -общность цели и задач индивидуальная ответственность и равные возможности успеха. Индивидуальная ответственность означает, что успех всей команды(группы) зависит от вклада каждого участника, что предусматривает помощь каждого члена команды друг другу. Равные возможности означает возможность каждого ученика совершенствовать свои собственные достижения.
  2.  Оцениваются также усилия, которые затрачивают ученики в группе для достижения общего результата, то мотивация у всех учащихся горазда выше, чем в традиционных классах.
  3. Практически, это обучение в процессе общения, общения учащихся друг с другом, учащихся с учителем, в результате которого  и возникает столь необходимый контакт. Это социальное общение, поскольку в ходе общения учащиеся поочередно выполняют разные социальные роли- лидера, исполнителя, организатора, докладчика, эксперта, исследователя. Он помогает ученикам самостоятельно добывать нужные знания, критически осмысливать получаемую информацию, уметь делать выводы, аргументировать и, располагая необходимыми фактами, решать возникшие проблемы.
  4. Чего я добился, применяя метод «Обучение в сотрудничестве».:
  1.  ученики выясняют друг у друга все, что им непонятно, при необходимости обращаются за помощью и к учителю.
  2. Каждый понимает, что успех группы зависит и от умения самостоятельно приобретать новые знания и умения их применять в конкретных заданиях.
  3. Формируется собственная точка зрения, учащиеся учатся ее аргументировать, отстаивать свое мнение.
  4. начинают понимать, где и как они смогут применить полученные на уроках знания,
  5. Ребята учатся общаться между собой, с учителями, овладевают коммуникативными умениями.
  6. Развивается чувство товарищества, взаимопомощи.
  7. На лицо повышение академических способностей

ОБЗОР ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ТЕХНОЛОГИЙ.

 

13.1    Общие требования
13.2   
 Техника безопасности
13.3   
 Оборудование кабинета физики

 

Педагогическая технология:

а) Направление педагогической науки, проектирующее педагогические процессы, которые гарантируют наиболее эффективное достижение учащимися запланированных результатов обучения.

б) Практическое приложение: алгоритм процесса (совокупность целей, содержания, методов и форм обучения для достижения планируемых результатов).

 

Классификация педагогических технологий.

Педагогические технологии классифицируют по различным признакам:

  1. По уровню применения: общепедагогические, частнопредметные, локальные или узкометодичекие.
  2. По концепции усвоения: развивающие, интериоризаторские, нейролингвистические и т.д.
  3. По организационным формам: классно- урочные, индивидуальные, групповые, коллективный способ обучения, дифференцированное обучение.
  4. По подходу к ребенку: авторитарные, личностно- ориентированные, технологии сотрудничества и т.п.
  5. По преобладающему методу: репродуктивные, объяснительно- иллюстративные, развивающее обучение, игровые, проблемно- поисковые, творческие и т.п.
  6. По категории обучающихся: массовая технология, компенсирующие, технологии работы с трудными, технологии работы с одаренными и т.п.
  7. .....

Для преподавания физики характерны тенденции развития педагогических технологий в следующих направлениях: развивающие, дифференцированные, личностно- ориентированные, проблемно- поисковые (исследовательские), групповые и т.д.

К сожалению, большинство педагогических технологий разработано лишь на общетеоретическом уровне. Внедрение их в практику преподавания конкретного предмета, создание соответствующих учебных и методических материалов остается делом будущего. Исключение составляют технология уровневой дифференциации и система Шаталова В.Ф.: технология интенсификации обучения на основе применения схемных и знаковых моделей (опорных конспектов). Далее в этом разделе даны краткие характеристики перспективных для преподавания физики педагогических технологий.

 

Структура педагогической технологии:

  1. концепция (философское, психологическое, дидактическое, социально- педагогическое обоснование);
  2. цели обучения, планируемые результаты обучения;
  3. содержание обучения;
  4. средства диагностики текущего состояния учащихся;
  5. критерии выбора оптимальных моделей для данных условий;
  6. набор моделей обучения (методы и формы деятельности учащихся и учителя);

Любая педагогическая технология должна опираться на определенную научную концепцию, обладать целостностью, быть эффективной и воспроизводимой в других однотипных образовательных учреждениях.

 

Основание: Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-- М.: Народное образование, 1998.

 

Литература:

  1. Атутов П.Р. Технология современного образования / Педагогика. 1996 — №2
  2. Кларин М.В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках. — М.: Арена, 1994.
  3. Гузеев В. В. Образовательная технология: от приема до философии. М.: Сентябрь, 1996. /библиотека журнала “Директор школы”/
  4. Юдин В.В. Педагогическая технология.- Ярославль, 1997.
  5. Полат Е.С., Бухаркина М.Ю. идр. “Новые педагогические и информационные технологии в системе образования.-- М.: Издат. центр “Академия”, 1999.

 

13.1 УРОВНЕВАЯ ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ ОБУЧЕНИЯ.
(выдержки из методических рекомендаций)

 

1. При использовании технологии уровневой дифференциации до начала изучения каждой темы учитель знакомит учащихся с обязательными результатами обучения (ОРО), т.е. теми требованиями, которых все учащиеся должны достигнуть для того, чтобы получить положительную отметку. Приступая к преподаванию темы, учитель планирует не только основные цели ее изучения, но и продумывает систему учебных заданий,с помощью которой можно судить, достигнуты ли выдвинутые цели. В качестве ориентира при составлении ОРО по каждой теме целесообразно использовать тексты всех вариантов тематических зачетов:
Физика 7-9 кл: Тематические зачеты: варианты 1-4 . Составители: Кириллова И.Г., Логинова О.Б., Никифоров Г.Г., Орлов В.А. – М.: Образование для всех. 1995-98. (Уровневая дифференциация обучения)

На основе тематических ОРО составляются требования к текущему усвоению материала.

Составленные списки ОРО должны быть достаточно полны (содержать различные типы и формы заданий) и вместе с тем - реалистичны. Работа над ОРО ведется на всем протяжении изучения темы, списки ОРО должны быть обязательно известны и доступны детям с самого начала работы над темой.

 

2. При составлении тематического планирования необходимо учесть следующее:

  1. изучение материала желательно организовать крупными блоками;
  2. приоритетное внимание уделяется этапам закрепления и отработки материала, материал следует изучать таким образом, чтобы на уроки закрепления отводилось как можно больше времени;
  3. для экономии времени лабораторные работы желательно вводить на этапе введения нового материала;
  4. в планировании должно быть выделено время для подготовки к зачету, на зачетный урок и резервное время на доработку материала.

 

3. При введении нового материала необходимо дифференцировать требования к его усвоению на основе явного выделения сведений, подлежащих обязательному изучению. Весь новый материал рассматривается со всеми учениками, причем достаточно основательно, на традиционно высоком уровне, который задается программой и уровнем изложения материала в учебнике. Затем, при повторном кратком изложении, выделяется обязательный теоретический материал, который оформляется в виде краткого конспекта. В конспект можно включить и образцы решения типичных задач.

В отличие от традиционной системы преподавания ученик не обязан полностью воспроизводить весь ход рассуждений учителя, вникая во все тонкости обоснований, требуется уловить общую суть рассматриваемого вопроса, запомнить некоторые теоретические сведения, понять правила применения основных положений, порядок действий при выполнении экспериментальных заданий и решении задач.

Чтобы добиться понимания общей логики рассуждений, приводимых экспериментальных обоснований, сделанных выводов, формул и формулировок, границ применимости рассматриваемого положения, необходимо, как минимум:

  1. повторить ход рассуждения и его основные моменты;
  2. провести демонстрационный эксперимент и фронтальные практические работы;
  3. показать образец решения типичной расчетной задачи обязательного уровня.

Дифференциация вводимого материала проявляется и в домашнем задании. Приведем пример дифференцированного домашнего задания к уроку "Количество теплоты" (8 класс).

Обязательно:

1. Найти в тексте § 8 ответы на вопросы 1, 6, 7 и записать их в тетрадь.

2.. Выполнить упражнения:

8 кДж=...Дж; 7000 Дж=...кДж; 3150 Дж=...кДж.
12,З кДж=...Дж; 108 Дж=...кДж; 0,04 кДж=...Дж;

Желаюшим:

1. Прочесть § 8 и ответить устно на остальные вопросы к нему.

2. Упр. 4, №№ 4, 5 (устно).

Монгуш Чылгычы:

Подготовить сообщение о теории теплорода

 

4. Этап закрепления пройденного материала имеет приоритетное значение в учебном процессе. На этом этапе должны быть сконцентрированы основные усилия учителя. Очень важно так организовать учебную работу учащихся, чтобы каждый работал с присущим ему индивидуальным темпом, выполнял посильную для себя работу, получая на каждом уроке возможность испытать учебный успех.

Закрепление материала проводится с обязательным предъявлением образцов деятельности и начинается с решения самых простых типичных задач. Задания на этапе первичного закрепления должны выполняться с помощью одной, максимум двух, логических операций, требовать лишь прямого ответа на прямо поставленный вопрос. Лучше всего первичное закрепление проводить в форме фронтальной беседы, кратковременной самостоятельной или лабораторной работы.

Работа учащихся при закреплении организуется с учетом индивидуального темпа в усвоении материала. Закрепление материала, как правило, лучше начинать с совместной работы со всем классом, постепенно увеличивая степень самостоятельности учащихся. Через некоторое время организуются “подвижные” группы тех, кто уже освоил обязательные требования и может работать на повышенном уровне и тех, кому необходима дополнительная работа по ОРО. Учитель работает поочередно с разными группами.

Дидактическим обеспечением дифференцированного подхода к учащимся на этапе закрепления материала является специально формируемая система упражнений на основе "лестницы деятельности", которая представляет собой систему заданий с постепенно нарастающей сложностью. Такая система заданий должна включать:

  1. широкий спектр заданий обязательного уровня, которые должны уметь выполнять все ученики;
  2. задания пропедевтического характера, используемые для предупреждения типичных ошибок, допускаемых детьми при выполнении заданий обязательного уровня;
  3. задания повышенной сложности, предназначенные для учеников, быстро подвигающихся в усвоении материала.

 

5. Контроль знаний происходит на основе зачетной системы. Тематические зачеты должны сдать все ученики без исключения. Не сдавшие зачет с первого раза пересдают его до тех пор, пока не сдадут. Подготовка, проведение и досдача зачета проводятся в учебное время.

Каждый тематический зачет состоит из двух частей: обязательной и дополнительной. Учитель отслеживает достижение каждым обязательного уровня усвоения предмета. Решение же о достижении повышенных уровней освоения физики может быть принято только самим ребенком. Выполнение зачетной работы оценивается в соответствии с критериями, разработанными для каждого зачета. Учитель вправе изменить критерии, предлагаемые в текстах тематических зачетов.

Обязательная часть зачета нацелена на проверку достижения обязательного уровня усвоения материала, по ее выполнению определяется, сдал учащийся зачет (достиг обязательного уровня овладения темой) или не сдал его. За каждое правильно выполненное задание обязательной части ученик получает 1 балл, а за успешное выполнение обязательной части ученик получает оценку "зачет". (При существующей системе оценок это соответствует “3” /удовл./, что серьезно влияет на одно из основных положений УД: выбор учеников уровня изучения предмета)

Дополнительная часть зачета направлена на проверку овладения темой на повышенном уровне. Ее выполнение позволяет ученику" получить одну из повышенных оценок "4" или "5". Задания дополнительной части могут оцениваться не полным числом баллов из- за допущенных недочетов. Например, можно поставить только 2 или 3 балла из предусмотренных в критериях 4 баллов. Основное назначение дополнительной части - дать посильную нагрузку сильным учащимся.

Обязательная часть выполняется всеми учащимися без исключения, дополнительная часть выполняется только желающими.

Пример зачета:

8 класс. Зачет N 1

Тепловые явления

таблица 13.1

Отметка

"Зачет"

"4"

"5"

Обязательная часть

5 баллов

6 баллов

6 баллов

Дополнительная часть

...

4 балла

6 баллов

 

Обязательная часть

1. Экспериментальное задание. Определите количество теплоты, которое передает окружающей среде за время выполнения вами остальных заданий обязательной части горячая вода массой 200 г при остывании. (Время выполнения заданий запишите.)

Оборудование: термометр; часы; мензурка; сосуд с горячей водой.

 

2. Принцип действия бытового холодильника основан на том, что при быстром расширении газ (фреон) охлаждается. Как изменяется его внутренняя энергия?

  1. Уменьшается за счет теплопередачи.
  2. Увеличивается за счет теплопередачи.
  3. Уменьшается за счет совершения работы.
  4. Увеличивается за счет совершения работы.

 

3. В один стакан налили холодную воду, в другой - горячую. Массы воды в стаканах одинаковы. Что можно сказать о внутренних энергиях воды в стаканах?

  1. Внутренние энергии воды одинаковы.
  2. Внутренняя энергия воды в первом стакане больше.
  3. Внутренняя энергия воды в первом стакане меньше.
  4. Ничего определенного по этим данным сказать нельзя.

 

4. Как осуществляется перенос энергии от горячей сковороды к поджаривающимся на ней продуктам?

  1. Конвекцией.
  2. Излучением и конвекцией.
  3. Излучением.
  4. Теплопроводностью.

 

5. В каких единицах измеряют удельную теплоемкость?

  1. Дж.
  2. Дж/кг.
  3. Дж/(кг°С).
  4. Дж/с.

 

6. Какое количество теплоты требуется для нагревания 10 кг олова на 10°С?

  1. 230 Дж.
  2. 2300 Дж.
  3. 100 Дж.
  4. 23 кДж.

 

7. Стальное сверло массой 100 г при работе нагрелось от 15°С до 115°С. Сколько энергии израсходовано двигателем на нагревание детали?

 

Дополнительная часть

8. (4 балла). Экспериментальное задание.

Определите, какое примерно количество теплоты отдает металлический цилиндр, если его вынуть из кипящей воды и тут же опустить в воду комнатной температуры, налитую в калориметр. Масса воды в калориметре 100 г.

Оборудование: термометр; мензурка; калориметр с водой; сосуд с кипящей водой и погруженными в нее металлическими цилиндрами (один на класс).

9. (2 балла). Почему нельзя расплавить железную гирю в костре?

10. (3 балла). Какую массу воды, взятой при температуре 14°С можно нагреть до 50°С при сжигании 30 г спирта, если считать, что вся теплота расходуется только на нагревание воды?

Результаты выполнения зачетной работы фиксируются в листе учета и контроля знаний; полученные оценки заносятся в специально отведенные графы журнала. Непременным условием обучения является "закрытие" пробелов, допущенных учеником во время сдачи зачета.

 

6. Итоговая оценка за четверть, полугодие или год выставляется только тогда, когда сданы все зачеты за соответствующий учебный период. Если по каким- либо причинам ученик к концу четверти не сдал все зачеты, то рекомендуется его не аттестовывать за данную четверть до тех пор, пока он не погасит свою задолженность.

Если ученик претендует на более высокую итоговую отметку, он сможет сдать в конце четверти (года) специальный зачет (экзамен) на "подтверждение повышенной оценки" -выполнить проверочную работу с достаточно сложными заданиями (примерно такими, как в дополнительной части тематических зачетов).

 

Основание: Физика. 7-9 кл.: Методические рекомендации. Составители: Кириллова И.Г., Логинова О.Б., Никифоров Г.Г. – М.: Образование для всех, 1995. (Уровневая дифференциация обучения)

13.3 МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Метод проектов в последнее время приобретает все большую популярность. Однако, под проектом часто понимают любую деятельность учащихся, результатом которой является тот или иной продукт. Метод проектов предполагает использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных на реальный практический результат, значимый для ученика, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно.

 

Основные требования к использованию метода проектов:

1.Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы /задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения/;

2. Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов (например, доклад в соответствующие службы, совместный выпуск газеты и пр.);

3. Самостоятельная (индивидуальная, парная, групповая) деятельность учащихся на уроке или во внеурочное время.

4. Структурирование содержательной части проекта (с указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

5. Использование исследовательских методов, что предполагает:

- определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования;

- выдвижение гипотезы их решения;

- обсуждение методов исследования;

- оформление конечных результатов;

- анализ полученных данных;

- подведение итогов;

- корректировка;

- выводы (использование в ходе совместного исследования метода "мозговой атаки", "круглого стола", творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

1. Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

2. Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм). Обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

3. Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах (в каждой группе по гипотезе), обсуждение возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

4. Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

5. Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

6. Выдвижение новых проблем.

 

Типология проектов.

1. Доминирующий в проекте метод или вид деятельности: исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, пр.

  1. исследовательские

Такие проекты полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования в последовательности принятой логики, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования).

  1. творческие

Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, пр., плана сочинения, статьи, репортажа, дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

  1. ролево — игровые

В таких проектах участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является ролево-игровая, приключенческая.

  1. информационные проекты

Этот тип проектов изначально направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении ознакомление участников проекта с этой информацией, ее анализ и обобщение фактов, предназначенных для широкой аудитории. Такие проекты так же, как и исследовательские, требуют хорошо продуманной структуры, возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом. Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

- Цель проекта,

- предмет информационного поиска,

- источники информации (средства СМИ, базы данных, в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.),

- способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами, аргументированные выводы),

- результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.),

- презентация (публикация, в том числе в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

- практико-ориентиоованные

Эти проекты отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих участников (документ, созданный на основе полученных результатов исследования — по экологии, биологии, географии, агрохимии, исторического, литературоведческого, пр. характера, программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе, проект закона, справочный материал, словарь, например, обиходной школьной лексики, дизайн дома, квартиры, учебного кабинета, проект зимнего сада школы, пр.).

2. Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

3. Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

4. Характер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира): внутришкольный, региональный, международный.

5. Количество участников проекта:

- личностные (между двумя партнерами, находящимися в разных школах, регионах, странах):

— парные (между парами участников);

— групповые (между группами участников).

6. Продолжительность проекта:

- краткосрочными (небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные);

— средней продолжительности (один — два месяца);

— долгосрочные (до года).

Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу (совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

 

Основание: Полат Е.С. ИОСО РАО, доктор пед. наук. “Метод проектов в современной школе”. В сборнике “Методология учебного проекта” -- М.: МИПКРО, 2000.

 

Литература:

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования /Под ред Е.С. Полат __ М., 1999.
  2. Лущик М.Ф., Одинцова Н.И. “Работа над проектами” – газета “Физика” № 44, 1998.
  3. Третьякова С.В. “темы естественнонаучных проектов” -- газета “Физика”. №3, 2000.