Главные вкладки
Миронова Людмила Александровна
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 250 г. Челябинска» Статья Тема: «ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ИГРОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ У ДЕТЕЙ С ТНР» Подготовила: воспитатель Миронова Людмила Александровна г. Челябинск, 2023 Игра выступает как самая важная деятельность, через которую мы педагоги решаем все образовательные задачи, в том числе и обучение. Игра продолжает оставаться основной формой организации их жизни. Условно все детские игры, которые используются в работе с детьми можно разделить на несколько групп: 1. сюжетно-ролевые, творческие игры 2. игры с правилами и готовым содержанием. 3. игры – эксперименты Сюжетно - ролевые творческие игры включают в себя: а) игры на бытовые темы; б) с производственной тематикой в) с общественно-политической тематикой; г) театрализованные и режиссёрские игры; д) игры-забавы и развлечения. К играм с правилами относятся: а) дидактические игры (с предметами и игрушками, словесные, настольно - печатные, музыкально-дидактические. Игры – эксперименты включают в себя: а) игры с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). В сюжетных играх дети находят отражение разнообразных бытовых (семейных) сюжетов и новые впечатления о жизни и труде близких людей (магазин, семья, детский сад, парикмахерская и другие, а также сюжеты, навеянные произведениями литературы (на героическую, трудовую, историческую тематику). В одной сюжетно – ролевой игре переплетаются разнообразные события (мама с дочкой собрались идти в гости, сначала они зашли в Салон красоты, затем в магазин за подарками). Дети начинают различать реальную и воображаемую игровые ситуации. Игровые объединения по (2 - 5 человек) носят порой самостоятельный и постоянный характер. До начала игры дети могут определить тему, сюжет, распределить роли (в начале года с помощью воспитателя, затем самостоятельно); по ходу игры учатся согласовывать игровые действия в соответствии с принятой ролью. В соответствии с замыслом сюжета формируем умение детей устанавливать разные ролевые связи в рамках одной сюжетной темы: мама - папа - сын, продавец - покупатель - кассир, врач - больной - аптекарь и так далее. Активно развиваем ролевой диалог: «Во что будем играть? Что произойдёт?». Учим детей использовать различные предметы - заместители (разнообразные кубики, бруски, коробочки, верёвки и т. д., осуществлять игровые воображаемые действия и принимать воображаемые действия других играющих, заменять некоторые из действий словом («Как будто мы уже пришли из магазина и будем готовить обед», «Чик - чик, это чек», «Один, два - ваша сдача»). Необходимо стимулировать развитие игрового замысла через проблемную ситуацию (отправились в морское путешествие, а забыли взять еду). Появление игровой проблемы способствует пробуждению детской фантазии, делает сюжет игры событийным. Совершенствование игровых умений (создание замысла, придумывание сюжета, определение содержания игры, распределение ролей и так далее) происходит, конечно же, в совместной игре, когда дети и воспитатель являются партнерами. В совместной игре с воспитателем дети включаются в разные ролевые диалоги, изменяют содержание диалога в зависимости от смены ролей, обмениваются ролями с воспитателем. Взаимодействие в ролевом диалоге учит детей планировать свои ролевые действия, а на более позднем этапе овладения игровыми навыками действовать более свободно, импровизированно. Педагог постоянно заботится об обогащении социального опыта детей в процессе наблюдений, экспериментирования, бесед, слушания художественных произведений и организации других совместных форм совместной деятельности. Сюжетно-ролевую игру в группе проводим в вечерние часы, обустраиваем вместе с детьми игровые зоны на прогулочных площадках, специально отведено для сюжетно-ролевой игры время после дневного сна в пятницу, тем самым детям предоставляется возможность в полной мере насладиться свободной игровой деятельностью. В обстановке совместных игр своим примером я, воспитатель, показываю детям, как лучше распределить роли, договориться друг с другом, как с помощью развития сюжета удовлетворить запросы всех желающих принять участие в игре. Используя ролевые возможности участника игры, я побуждаю детей к творчеству, к самостоятельному созданию игровой обстановки (кукольные дом или комната, магазин, парикмахерская, кабинет врача, гараж и т. п.) и поиску тех предметов, которые могут выполнять необходимые игровые функции. К средней группе параллельно с сюжетно-ролевой игрой в жизнь ребенка входит режиссерская игра. Это индивидуальная игра, в которой дошкольник учится планировать, создавая замысел (оттачивая игровые действия за всех героев, и удовлетворяет свою потребность быть организатором, распорядителем игры Воспитанные в режиссерской игре положительные качества ребенок переносит в коллективную игру. Содержанием режиссёрских игр моих детей служат впечатления от просмотренных или прослушанных сказок («Колобок», «Теремок», «Кто сказал «Мяу?» и других, мультфильмов («Маша и медведь», «Чебурашка», «Три поросёнка»). В таких играх ребёнок, действуя игрушками, озвучивает героев и комментирует сюжет. В режиссерской игре речь – главный компонент. В ролевых режиссерских играх ребенок использует речевые выразительные средства для создания образа каждого персонажа: меняются интонация, громкость, темп, ритм высказывания, логические ударения, эмоциональная окрашенность, звукоподражания. Поэтому моя задача – показать детям образец речи, помочь построить диалог. Совсем недавно девочки обыгрывали сказку «Колобок» (я привлекла внимание детей к персонажам, когда взяла коробочку с этой сказкой, чтобы вытереть с них пыль и при этом озвучила «Заскучали игрушки. Никто с ними не играет. Пойдут они искать себе друзей»). Вызвались две девочки – Катя и Маша. Причём Катя взяла на себя все действия (постройку избушки, кукловождение, озвучивание, отобрав у Маши игрушки. Катя увлеклась действиями и забыла про озвучивание. Тогда я попросила обеих девочек договориться о распределении обязанностей и включении меня в игру, напомнила им песенку колобка и затем мы вместе показали сказку сначала и даже придумали другую концовку сказки (колобок запел страшным голосом, лиса испугалась и убежала). Такой совместной игрой заинтересовались другие дети: они стали зрителями, затем тоже обыграли её спустя некоторое время. Интерес к театрально - игровой деятельности проявляется у моих детей в совместном с воспитателем участии в играх - драматизациях на темы любимых сказок («Репка», «Теремок» и других, импровизациях, обыгрывании этюдов («Маме улыбаемся», «Заводные игрушки» и других). С помощью мимики, жестов, движений я учу детей передавать разное эмоциональное состояние персонажей (удивляется дед - какая большая выросла репка); использовать выразительные движения для передачи их образа (бежит мышка, крадётся хитрая лиса и другое). В группе есть много разновидностей театрализованных игр: настольный театр с объемными или плоскостными фигурками, фланелеграф, театр - бибабо, театр масок, игрушки - самоделки. Театрализованную игру использую в любых видах деятельности детей, на любых занятиях. В группе провожу занятия в театральном кружке (один раз в неделю, разработан перспективный план, выходом кружковой работы был вечер досуга для детей и взрослых «Когда твоя мама с тобой!», приуроченный ко Дню матери). Для оформления детских спектаклей организую специальную работу, в результате которой дети объединяются в творческие группы («костюмеров», «художников» и др.). Родителей вовлекаю в подготовку (техническое устройство, изготовление костюмов, атрибутов). В течение дня дети включаются в игры-экспериментирования, обучающие - дидактические. Дидактические игры помогают дошкольникам в познании свойств и признаков объектов, стимулируют дальнейшее интеллектуальное развитие. Дети моей группы участвуют в играх на сравнение предметов по различным признакам (размеру, форме, цвету, назначению и так далее - «Что из чего сделано», «Найди нужную фигуру», группировку предметов на основе общих признаков (это - посуда, это - обувь, устанавливают отношения «часть - целое» (у чайника есть крышка, носик, ручка; у машины есть кузов, кабина и так далее, составляют целое изображение из 6 – 8 частей («Составь картинку», «Пазлы», учатся элементарному планированию, реализации воображаемых образов (игры «Сложи узор», «Блоки Дьенеша», «Пазлы», сравнивают предметы («Разложи по порядку», «Палочки Кюизинера»). Я учу детей принимать поставленную воспитателем игровую задачу или выдвигать её самостоятельно в соответствии с правилами игры; достигать нужного результата; контролировать достижение игрового результата в соответствии с игровой задачей; объяснять сверстникам, как получить результат; отвечать на вопросы воспитателя о ходе игры и предполагаемом результате. Ребенка привлекает в дидактической игре не обучающая задача, которая заложена в ней, а возможность проявить активность, выполнить игровые действия, добиться результата, выиграть. Особое место в моей работе занимают игры - эксперименты с различными предметами и материалами (водой, снегом, льдом, мыльной водой, пеной, зеркалом, стеклом, звуками, светом). Инициатива проведения игры принадлежат в этом случае воспитателю (взрослому) то есть продумать процесс подготовки и проведения, подбор дидактического материала или его изготовление вместе с детьми, организация обстановки для игры, четко определить свою роль. Заинтересовываю детей игрой, применяя игровые приемы (например, делюсь "тайной" - «Я могу увидеть, что находится у меня за спиной не поворачивая головы. - Для этого я воспользуюсь зеркалом!»; или рассказываю историю «Две подружки поспорили каких камушков больше, а каких меньше». - «Спорить не надо, можно проверить, разложив их в стаканчики с мерками»). Основное правило таких игр: взрослый не выполняет задания за ребёнка. Интерес к действию - основной фактор, который захватывает детей. Дети любят экспериментировать. Это объясняется тем, что им присуще наглядно-действенное и наглядно-образное мышление, и экспериментирование, соответствует этим возрастным особенностям. Для большей пользы, стараюсь не сообщать знания в готовом виде, а помочь детям получить их самостоятельно, поставив небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели, даю советы и рекомендации, вместе с ним осуществляю необходимые действия. В средней группе впервые начинаем проводить эксперименты по выяснению причин отдельных явлений, например: «Почему этот камешек нагрелся сильнее?» — «Потому что он имеет черный цвет»; «Этот платочек высох быстрее. Почему?» — «Потому что мы его повесили на батарею». Стараюсь усложнять последний этап экспериментирования: при выполнении словесного отчета об увиденном, побуждаю детей не ограничиваться отдельными фразами, а произносить несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Наводящими вопросами учу выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу. Я обращаю внимание на организацию предметно-развивающего пространства. В группе присутствуют все виды игр и игрушек (сюжетные, дидактические, моторные, театрализованные и так далее); игрушки для мальчиков и девочек; игрушки для совместных и самостоятельных игр; личные игрушки детей (из дома). Учу детей преобразовывать игровую обстановку, используя для этого реальные предметы и их заместители, полифункциональный игровой материал. В группе имеем разнообразный строительный материал (дети не только создают постройки, но и используют строительный материал для игровой планировки, а также запас коробок, бечёвок, катушек, палочек, лоскутков и другое; всё это находит применение в игровой ситуации и способствует развитию игровых замыслов и творчества. Важное место в развитии сюжетов игр отводится игрушке. Игрушка наталкивает ребёнка на новые игровые замыслы, на отражение в играх новых сторон жизни. Поэтому в игровых наборах для детей 4 - 5 лет есть куклы разных размеров, разных профессий (врач, наборы мебели, посуды, одежды, аксессуаров (бусы, очки, заколочки, разнообразные виды транспорта, домашние и дикие животные. Для развития выразительности игрового поведения, воображения и творческих проявлений предоставляем в пользование детям соответствующие предметы: элементы костюмов сказочных героев, маски животных. Это позволяет воспроизводить в играх-драматизациях полюбившиеся эпизоды сказок, мультипликационных фильмов. Для игр – экспериментов оборудован Центр экспериментально – исследовательской деятельности. Игра для ребенка вдвойне интересней, когда ребенок чувствует заинтересованность самых родных и любимых людей - родителей. Однако, к сожалению, они редко играют с детьми. По анкетам на вопрос «В какие игры ваш ребёнок предпочитает играть дома?», родители отвечают, что их дети чаще всего дома играют в куклы, машинки, кубики. Поэтому, одной из задач, стоящих перед педагогами детского сада, выступает задача: создать у родителей представления об игре детей, как о ведущем виде деятельности в дошкольном возрасте. В планировании работы с родителями нашли отражение такие формы, как анкетирование «Во что играют дети дома?», фотовыставки «Мы играем», распространение памяток и рекомендаций, библиотечка. Мы организуем беседы и консультации для родителей, приглашают в вечерние часы пап и мам в группу поиграть с детьми, понаблюдать за играми дошколят. Присутствие родителей в группе позволяет создать особую психологическую атмосферу, пробудить у воспитанников желание общаться друг с другом и взрослыми. Зачастую родители не знают, что многие домашние дела можно легко превратить для детей в занимательные игры и при этом чему-то научить малышей. Их вниманию предлагаю картотеку игр, которые можно провести в домашних условиях. Не зря существует такое мнение: «Игра – вещь полезная, игра с взрослыми – вещь очень полезная, игра с родителями – вещь особо полезная!» Приобретённый детьми 4 - 5лет игровой опыт способствует тому, что они начинают проявлять более активный интерес к игровому взаимодействию со сверстниками, стремятся к объединению в играх. Так как игра - средство обучения, поэтому, своими действиями, эмоциональным общением с детьми я вовлекаю малышей в совместную деятельность, делаю ее важнейшей, значимой для них. Для того чтобы игра, игровая деятельность стала основой коррекционно-образовательного процесса в ДОО, воспитателям необходимо следовать приведенным ниже рекомендациям. Педагогам необходимо стараться не занимать время, отведенное для игры, другими видами деятельности; включать игру в содержание коррекционной работы с детьми с ОВЗ. Это неукоснительное требование ФГОС ДО. Создать игровую среду в соответствии с возрастными особенностями, учитывать уровень развития детей. Игровая среда должна быть динамичной. Атрибуты сюжетно-ролевой игры должны быть расположены в легкодоступном для детей месте. Иногда атрибуты формируются в специально установленном порядке, а иногда детям предоставляется возможность создать игровую среду самостоятельно. Эффективным приемом руководства играми детей младшего дошкольного возраста с ОВЗ (нарушениями речи, зрения, слуха, НОДА) является прямое участие педагога в игре детей на главных ролях, причем первоначально рекомендуется использовать индивидуальную игру с данным ребенком, а в конце четвертого года жизни рекомендуется применять игру педагога с подгруппой детей. В руководстве детей старшего дошкольного возраста большое место должны занимать косвенные приемы руководства, не мешающие ребенку самостоятельно играть, т. к. только самостоятельная сюжетно-ролевая игра в наибольшей степени способствует развитию ребенка. Руководство игрой должно строиться на основе результатов наблюдения за самостоятельной сюжетно-ролевой игрой детей, то есть должно быть выстроено на диагностической основе. Педагог должен как можно чаще ставить ребенка в позицию «взрослого». Это способствует развитию самостоятельности у детей. Педагогу важно учитывать особенности развития детей с ОВЗ при организации игровой деятельности.