Воспитатель года-2017
материалы для конкурса воспитателя МБДОУ-Детский сад № 2 Сибилевой Л.М.
Эссе «Моё педагогическое кредо»
«Что привело меня в педагогическую деятельность?» - вопрос, который часто задают мне и моим коллегам. Не знаю, что отвечает каждый из них, но за себя могу ответить строчкой из известной песни «Я не могу иначе».
Моя бабушка была воспитателем, а три ее сестры и муж учителями. Итого, если очень детально изучить данный вопрос, то получается, что я из династии педагогов. Двадцать два человека у нас в роду были педагогами самых различных дисциплин. Были среди них учителя и рисования, и черчения, и математики, и истории, и военного дела, и домоводства, и русского языка и литературы, и физики, и иностранных языков, и начальных классов, и воспитатели, и педагоги высшей школы, и преподаватели. Да, это непросто расти в семье в окружении педагогов. Но сейчас я понимаю, сколько доброго и полезного мои родные уже подарили и продолжают дарить этому миру по-прежнему. Я горжусь своими корнями и выбором данной профессии. Понимая все тяготы данного ремесла, я считаю своим педагогическим кредо слова восточного мудреца: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Я стараюсь лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребёнок поверил в себя, в свои силы. Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги», очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей. Такие серьёзные задачи решает на первый взгляд лёгкая, игривая профессия воспитателя. Есть известная притча. Идет прохожий и видит - люди что-то строят.
"Что ты делаешь?» - спрашивает он одного каменщика.
"Я укладываю кирпичи", - отвечает тот.
"А что ты делаешь?» - спрашивает он второго.
"Я возвожу стену", - отвечает второй.
"А ты что делаешь?"- спрашивает он третьего.
"Я строю храм",- был ответ.
Я работаю воспитателем и одновременно воздвигаю несколько храмов жизни и судеб детей. И помогаю наполнять эти храмы светом и радостью. В своей профессии мне приходится сочетать не сочетаемое, примерять разные роли, всегда быть на стороже и все время постигать новые горизонты. Что сказать - я воспитатель! Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. «Каждый человек - творец своей судьбы», и я творю свою судьбу сама, каждое утро, приходя в свой второй дом – планету под названием «Детский сад».
Опыт работы по теме:
«Опытно – экспериментальная деятельность
в условиях дошкольного образовательного учреждения»
«Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».
Леонардо да Винчи.
Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, отличающиеся мобильностью, конструктивностью мышления, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные последствия. Поэтому, задача современного обучения состоит не просто в сообщении знаний, а в превращении знаний в инструмент творческого освоения мира. Оно должно строиться как самостоятельный творческий поиск. Один из возможных путей – создание условий для детского экспериментирования, где каждый ребенок может найти себе дело по силам, интересам и способностям. Очень важно раскрыть вовремя стороны развития каждого ребёнка и порекомендовать соответствующие приёмы воспитания.
В условиях детского сада использую только элементарные опыты и эксперименты. Их элементарность заключается:
во - первых, в характере решаемых задач: они неизвестны только детям;
во – вторых, в процессе этих опытов не происходит научных открытий, а формируются элементарные понятия и умозаключения;
в - третьих, они практически безопасны;
в - четвертых, в такой работе используется обычное бытовое, игровое и нестандартное оборудование.
Я уделяю большой акцент на создании условий для самостоятельного экспериментирования и поисковой активности самих детей. В ДОУ оборудованы уголки экспериментирования в каждой группе, чтобы дети в любое время в свободной деятельности могли удовлетворить свои исследовательские интересы. Эту работа началась с построения предметно-развивающей среды, подбора литературы по этой теме, написания «Картотеки опытов и экспериментов». Для развития познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности в группах подобраны уголки экспериментирования, уголки постоянно пополняется новыми материалами в соответствии с возрастом детей и их интересами. Дети с удовольствием обследуют глину и песок, познавая их свойства; плещутся в воде, открывая ее тайны; отправляют в плавание кораблики, ловят ветерок, пробуют делать пену; превращают снег в воду, а воду - в льдинки. С помощью игровых персонажей я предлагаю детям простейшие проблемные ситуации: Утонет ли резиновый мяч? Как спрятать от лисы колечко в воде? В ходе опыта дети высказывают свои предположения о причинах наблюдаемого явления, выбирают способ решения познавательной задачи и обязательно соблюдают правила безопасности, которые мы совместно разработали. Воспитанники знакомятся со свойствами некоторых материалов и объектов неживой природы: воды; солнечных лучей; льда; снега; стекла. Узнают об источниках света, о том, что если светить на предмет, то появится тень; о том, что разные предметы и животные издают разные звуки и др. Подвожу детей к пониманию таких природных явлений, как дождь. Наблюдая сильный дождь из окна, дети видели, как стекает вода по стёклам, какие лужи остаются после дождя на дорогах. После нескольких наблюдений делаем выводы: дождь бывает разный (холодный, тёплый, моросящий, крупный, ливневый). Чаще всего дождь идёт тогда, когда на небе появляются тучи, но бывает иногда и при хорошей погоде, когда светит солнышко, такой дождик называют «грибной». Он тёплый и быстро проходит. Для показа взаимосвязи живой и неживой природы, обращаем внимание, какая становиться зелень после дождя, как легко дышится. Дети убеждаются, что дождь – это вода. Сравниваем воду из под крана и из лужи, отмечаем: в луже вода грязная, а из под крана – чистая. Если воду из под крана вскипятить, то она подходит для питья, а вода из лужи для питья не подходит.
Одно из направлений детской экспериментальной деятельности, которое я активно использую – опыты.
Опыты проводим как на занятиях, так и в свободной деятельности. Дети с огромным удовольствием исследуют материалы и узнают, что:
• бумага рвется, мнется, не разглаживается, горит, в воде намокает и т. д.
• дерево прочное, шероховатое, в воде намокает, не тонет и т. д.
• пластмасса легкая, разноцветная, легко ломается и т. д.
• стекло бывает прозрачным и разноцветным, хрупкое, бьется, водонепроницаемое.
• ткань мнется и разглаживается, намокает и высыхает и т. д.
• вода прозрачная, не имеет формы, умеет переливаться, испаряться и т. д.
• воздух прозрачный, умеет двигаться сам и двигает предметы и т. д.
Провели простейший опыт с водой: - «Почему осенью бывает грязно?»
Сделали вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Дети с удовольствием рассказывают о своих открытиях родителям, ставят такие же (или более сложные опыты) дома, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно их решать. Я работаю в старшей группе, а у детей 5-6 лет появляются первые попытки работать самостоятельно, но визуальный контроль со стороны взрослого необходим – для обеспечения безопасности и для моральной поддержки. Ведь без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность пятилетнего ребёнка быстро затухает. В старшей группе знакомлю детей с переходом тел из одного состояния в другое (вода-лёд-вода), показываю взаимосвязь с живой природой.
Для этого используем следующие опыты: превращение воды в лёд, превращение льда в воду.
С помощью иллюстраций выясняем: где в природе встречаются вода, кроме того, для чего и как мы её используем, подвожу к понятию – воду нужно беречь, не тратить её напрасно, не забывать вовремя, закрывать кран.
Так же с детьми исследуем и объекты неживой природы: песок, глина, снег, камни, воздух, вода, пробуем делать пену и пр. Обычно на вопрос как можно увидеть и почувствовать воздух, дети затрудняются ответить. Для поиска ответов на этот вопрос мы проводим ряд опытов:
- мы дышим воздухом (в стакан с водой дуем через соломинку, появляются пузырьки)
- можно ли поймать воздух?
- может ли воздух быть сильным?
- движение воздуха.
Из опытов дети узнают, что воздух есть везде, он прозрачный, легкий, не заметный. Воздух нужен для дыхания всем живым существам: растениям, животным, человеку. Так на прогулке на участке, замечаем, что на дорожках травы нет. Почему? Пробуем капнуть палочкой, и убеждаемся, что на дорожках земля твердая, а рядом – на обочине – рыхлая. Пришли к выводу: раз такую почву не может раскопать сильный человек, значит и слабым растениям трудно через нее пробиться. Так эксперимент прошел незаметно для детей. Предлагаю детям слепить фигурку из мокрого и сухого песка. Дети рассуждают, какой песок лепится, почему. Рассматривая песок через лупу, обнаруживают, что он состоит из мелких кристалликов-песчинок, этим объясняется свойство сухого песка – сыпучесть. Постепенно используя подобранный материал детям удаются и нравятся игры - опыты с песком («Сыплется – не сыплется», «Лепится – не лепится», с водой («Плавает? », «Что быстрее утонет?»). Также мы исследуем состав почвы, сравниваем свойства песка, и глины. Узнаем и расширяем представления о свойствах воды и воздуха их значении, о видах и свойствах тканей узнаем о свойствах магнита и увеличительного стекла.
В процессе нашего с детьми экспериментирования словарь детей пополняется понятиями, обозначающими сенсорные признаки, свойства, явления или объекты природы (цвет, форма, величина: мнётся - ломается, высоко - низко - далеко, мягкий - твёрдый - тёплый и прочее). А наиболее интересными разработками и наблюдениями я делюсь на своем личном сайте: http://nsportal.ru/lyubov-sibileva.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Эссе «Моё педагогическое кредо»
«Что привело меня в педагогическую деятельность?» - вопрос, который часто задают мне и моим коллегам. Не знаю, что отвечает каждый из них, но за себя могу ответить строчкой из известной песни «Я не могу иначе».
Моя бабушка была воспитателем, а три ее сестры и муж учителями. Итого, если очень детально изучить данный вопрос, то получается, что я из династии педагогов. Двадцать два человека у нас в роду были педагогами самых различных дисциплин. Были среди них учителя и рисования, и черчения, и математики, и истории, и военного дела, и домоводства, и русского языка и литературы, и физики, и иностранных языков, и начальных классов, и воспитатели, и педагоги высшей школы, и преподаватели. Да, это непросто расти в семье в окружении педагогов. Но сейчас я понимаю, сколько доброго и полезного мои родные уже подарили и продолжают дарить этому миру по-прежнему. Я горжусь своими корнями и выбором данной профессии. Понимая все тяготы данного ремесла, я считаю своим педагогическим кредо слова восточного мудреца: «Ребёнок – это не сосуд, который надо наполнить, а огонь, который надо зажечь». Каждый ребёнок уникален. В нём живёт и талантливый художник, и пытливый наблюдатель, и неутомимый экспериментатор. Он открыт для красоты и добра, чутко реагирует на ложь и несправедливость. Я стараюсь лишний раз похвалить ребёнка, даже тогда, когда его успехи очень скромны. Это воспитывает у детей уверенность в себе, вызывает желание сделать следующий шаг. Для меня важно, чтобы ребёнок поверил в себя, в свои силы. Вспоминая свои, ещё совсем неуверенные, робкие «шаги», очень хотелось стать хорошим воспитателем, настоящим другом, второй мамой для детей. Такие серьёзные задачи решает на первый взгляд лёгкая, игривая профессия воспитателя. Есть известная притча. Идет прохожий и видит - люди что-то строят.
"Что ты делаешь?» - спрашивает он одного каменщика.
"Я укладываю кирпичи", - отвечает тот.
"А что ты делаешь?» - спрашивает он второго.
"Я возвожу стену", - отвечает второй.
"А ты что делаешь?"- спрашивает он третьего.
"Я строю храм",- был ответ.
Я работаю воспитателем и одновременно воздвигаю несколько храмов жизни и судеб детей. И помогаю наполнять эти храмы светом и радостью. В своей профессии мне приходится сочетать не сочетаемое, примерять разные роли, всегда быть на стороже и все время постигать новые горизонты. Что сказать - я воспитатель! Для меня моя профессия – это возможность постоянно находиться в мире детства, в мире сказки и фантазии. Особо осознаёшь значимость профессии воспитателя, когда видишь распахнутые навстречу глаза детей, глаза, жадно ловящие каждое моё слово, мой взгляд и жест, глаза, готовые вместить в себя мир. Глядя в эти детские глаза, понимаешь, что ты нужна им, что именно ты закладываешь ростки будущих характеров, поддерживаешь их своей любовью, отдаёшь тепло своего сердца. «Каждый человек - творец своей судьбы», и я творю свою судьбу сама, каждое утро, приходя в свой второй дом – планету под названием «Детский сад».