Вместе мы команда
Наставничество
У каждого императора Российской империи был собственный наставник. А у Петра I их было целых 3 - Никита Моисеевич Зотов, Франц Тиммерман и Патрик Леопольд Гордон.
Перенимая опыт наставника, ты сократишь время на поиск верного пути и избежишь ошибок.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОДЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес: 646869, Омская область, Одесский район, Тел./факс:8(38159)31335
с. Ганновка, ул. Школьная, 10. E-mail: gannovka@mail.ru
Утверждаю
Директор «МКОУ «Ганновская СШ»
___________________А.Г. Азаров
«___»_________________2023г.
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
2023/2026 уч.года
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ганновская СШ»
Одесского муниципального района
Омской области
Составитель:
Азарова О.А.
Срок реализации: 3 года
2023 г.
Содержание
1.1 Актуальность разработки программы наставничества. 3
1.2 Взаимосвязь с другими документами организации. 3
1.3 Цель и задачи программы наставничества. 4
1.4. Срок реализации программы.. 5
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии. 5
2.1 Основные участники программы и их функции Наставляемые: 7
2.2. Механизм управления программой. 8
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.. 9
3.1 Организация контроля и оценки. 9
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.. 10
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность разработки программы наставничества
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как она находится в сельской местности где происходит нехватка педагогов. И приходится приглашать специалистов готовых пройти переобучение и трудится на благо детей. В нашей школе имеется два молодых педагога и один вновь прибывший. У которых назначены наставники.
1.2 Взаимосвязь с другими документами организации
Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МКОУ «Ганновская СШ» Одесского Муниципального района Омской области в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего».
При составлении программы наставничества мы опирались на такие региональные практики наставничества в системе образования Омской области, как Открытый педагогический клуб «Образование без границ» http://akadem.irooo.ru/obrazovanie-bezgranits, Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» http://akadem.irooo.ru/, Областной форум молодых педагогов http://laboratoriya.irooo.ru/869-podgotovka-k-uchastiyu-vforume-molodykh-pedagogov-omskojoblasti-molodoj-pedagogpedagog-budushchego
Составленная нами программа тесно связана с действующими документами школы: ООП ООО, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, программой профессионального развития педагога (ИППР), классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности и планом социально-психологической службы.
1.3 Цель и задачи программы наставничества
Цель- создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
- помочь адаптироваться молодому учителю в коллективе;
- определить уровень профессиональной подготовки;
- выявить затруднения в педагогической практике и оказать методическую помощь;
- создать условия для развития профессиональных навыков молодого педагога, в том числе навыков применения различных средств, форм обучения и воспитания, психологии общения со школьниками и их родителями;
- развивать потребности у молодого педагога к самообразованию и профессиональному самосовершенствованию.
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
- успешная адаптации начинающего педагога в учреждении;
- активизации практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности молодого педагога в вопросах педагогики и психологии;
- обеспечение непрерывного совершенствования качества преподавания;
- совершенствование методов работы по развитию творческой и самостоятельной деятельности обучающихся;
- использование в работе начинающих педагогов инновационных педагогических технологий.
1.4. Срок реализации программы
Данная программа наставничества МКОУ «Ганновская СШ» рассчитана на 3 года.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2026 года.
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии
При реализации программы адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности используется такая форма наставничества, как «учитель-учитель».
Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста с опытным преподавателем (представителем профессиональной среды), оказывающим первому разностороннюю поддержку. Настоящая программа предусматривает использование технологии супервизии — индивидуального, личного наставничества, обеспечивающего персонализированное сопровождение наставником наставляемого, с учетом индивидуальных профессиональных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
В основе деятельности наставника лежит:
- создание условий для обеспечения профессиональной и социально-психологической адаптации молодого специалиста;
- рациональное распределение рабочего времени: совмещение функций по основной работе с функциями наставничества за счет правильного планирования рабочего времени;
- последовательная передача необходимой информации, знаний, опыта молодому специалисту: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной;
- отслеживание обратной связи, контроль освоения знаний в ходе наставничества;
- осуществление текущего контроля над работой молодого специалиста, своевременная коррекция неправильных действий в работе;
- проявление заботы о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие культуры;
- овладение молодыми специалистами профессиональными компетенциями и умениями для профессиональной деятельности, идентификация себя с образовательной организацией и выбранной специальностью, профессией.
Технология супервизии предполагает многообразие форм и видов деятельности наставников и наставляемых, способных удовлетворить их образовательные запросы и потребности и обеспечить непрерывность как в формальном, так и в неформальном образовании. Любое мероприятие, в котором участвует наставляемый пополняет и расширяет его профессиональные компетенции. В процессе взаимодействия в наставнических парах расширяются и уточняются компетенции наставника в зависимости от выбора модели ролевого поведения:
Наставник-проводник обеспечит сопровождаемому знакомство с системой организации «изнутри», объяснит принцип деятельности всех структурных подразделений организации, поможет молодому специалисту осознать свое место в организации; будет осуществлять пошаговое руководство его профессиональной деятельностью;
Наставник-консультант помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника.
Наставник-защитник интересов помогает в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности наставляемого; организует вокруг профессиональной деятельности молодого специалиста атмосферу взаимопомощи и сотрудничества.
Наставник-кумир выступает примером для подражания, всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения, стимулирует профессиональное самосовершенствование молодого специалиста. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации профессиональной деятельности, стиль общения наставника.
Наставник-контролёр осуществляет контроль профессиональной деятельности в организованной таким образом наставнической поддержке, контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы. Между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому специалисту, создавая комфортную обстановку для его развития.
При обучении наставляемого будут использоваться следующие формы контактов наставника и наставляемого:
1. Прямой — непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке.
2. Индивидуальный — закрепление за наставником одного наставляемого.
3. Открытый — двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого. Организовать наставническую деятельность рекомендуется при помощи следующих моделей взаимодействия:
- «Я расскажу, ты послушай».
- «Я покажу, ты посмотри».
- «Сделаем вместе».
- «Сделай сам, я подскажу».
- «Сделай сам, расскажи, что сделал».
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции Наставляемые:
- Шефер К.Н. Молодой специалист, имеющий малый опыт работы – от 0 до 3 лет, испытывающий трудности с организацией учебного процесса, взаимодействием с учениками, другими педагогами, администрацией или родителями.
- Шумейко А.С., Искакова К.Т. Специалисты, находящийся в процессе адаптации на новом месте работы, которым необходимо получить представление о традициях, особенностях, регламенте и принципах образовательной организации.
Наставник для молодого специалиста:
1) Куратор программы Азарова О.А.
Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт их карьерного роста. Для дальнейшей корректировки программы можно использовать примерный перечень функций управления программой наставничества и примерный перечень необходимых мероприятий и видов деятельности (Приложение 1)
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «учитель – учитель», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Первый этап. Анкетирование молодых учителей в целях выявления первичных затруднений в педагогической деятельности.
Второй этап. Составление и реализация перспективного плана работы наставнической группы (обновляется ежегодно).
Третий этап. Отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Четвёртый этап. Оценка эффективности и результативности реализации Программы.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем разрабатывается совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного учителя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
- добровольность;
- гуманность;
- соблюдение прав молодого специалиста;
- соблюдение прав наставника;
- конфиденциальность;
- ответственность;
- искреннее желание помочь в преодолении трудностей;
- взаимопонимание;
- способность видеть личность.
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
- администрация организации - участников;
- наставники - участники программы;
- педагог-психолог, социальный педагог.
Куратором программы наставничества является заместитель директора по УР Азарова О.А.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Организация контроля и оценки
Контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых.
3.2 Примерный перечень показателей для оценки реализации программы на этапе становления практики наставничества в образовательной организации
Показатель | на дату начала действия программы | на дату подведения итогов реализации программы (промежуточных, итоговых) |
1. Наличие мотивированных запросов от представит елей образовательной организации на работу наставников | ||
1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника» | 1 |
|
1.2 Количество педагогов, подавших запрос на работу в наставляемых парах в качестве наставляемого | 1 |
|
2. Формирование сообщества наставников по запросам представителей образовательной организации | ||
2.1 Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству | 2 |
|
2.2 Количество наставников из числа педагогов | 3 |
|
2.3 Количество наставников из числа выпускников | 1 |
|
2.4 Количество наставников - сотрудников региональных предприятий | 0 |
|
2.5 Количество наставников - успешных предпринимателей/ общественных деятелей | 0 |
|
2.6 Количество наставников - сотрудников НКО/ участников региональных социальных проектов | 0 |
|
3. Результативность взаимодействия наставнических п ар | ||
по модели «учитель-учитель»: |
|
|
3.1 Количество педагогов, вошедших в кадровый управленческий резерв в результате осуществления наставничества | 2 |
|
3.2 Количество педагогов, подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития образовательной организации, конкурсными (в том числе грантовыми) проектами | 2 |
|
3.3 Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства | 1 |
|
3.4 Количество педагогов, сменивших статус с наставляемого на наставника | 1 |
|
4. Вклад организации в развитие региональной практики наставничества | ||
4.1 Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества в других организациях | 2 |
|
4.2 Количество представителей предприятий, предпринимателей, НКО как участников наставляемых пар организации, принявших участие в научнопрактических мероприятиях по вопросах наставничества | 0 |
|
4.3 Количество проведенных образовательной организацией научно-практических мероприятий по вопросам наставничества | 1 |
|
4.4 Количество представленных практик наставничества, прошедших положительную профессиональнообщественную экспертизу на региональном, Всероссийском уровне. | 1 |
|
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты.
для молодого специалиста:
- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков преподавания;
- повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах педагогики и психологии;
- появление собственных продуктов педагогической деятельности (ЦОР/ЭОР, публикаций, методических разработок, дидактических материалов);
- участие молодых учителей в профессиональных конкурсах, фестивалях;
- наличие портфолио у каждого молодого педагога;
- успешное прохождение процедуры аттестации.
для наставника:
- эффективный способ самореализации;
- повышение квалификации;
- достижение более высокого уровня профессиональной компетенции.
для образовательной организации:
- успешная адаптация молодых специалистов;
- повышение уровня закрепляемости молодых специалистов в образовательных организациях района.
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
| Мероприятие | Деятельность наставника | Сроки и ответственные | Результат работы |
|
1 год 2023-2024 учебный год | |||||
1. | Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста (далее – МС) | Подбор/разработка диагностических материалов, методик. Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование) | Сентябрь -ноябрь 2023 г. Азарова О.А. Учитель-наставник | Индивидуальный образовательный маршрут МС
|
|
2. | Изучение нормативно-правовой базы. Ведение школьной документации | Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО. Составление рабочей программы. Обучение правилам заполнения журнала, заполнение электронного журнала «Дневник.ру» | Сентябрь – ноябрь 2023 года Азарова О.А. Учитель -наставник | Компетентность МС в заполнении школьной документации |
|
3. | Ознакомление с Профстандартом педагога
| Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога | Сентябрь – ноябрь 2023 года Азарова О.А. Учитель -наставник | Наличие программы индивидуального профессионального развития |
|
4. | Обеспечение каналов многосторонней связи с МС | Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты, программы «Сферум» | Сентябрь – ноябрь 2023 года Наставник и наставляемый | Возможность постоянного взаимодействия и общения.
|
|
5. | Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований обновленного ФГОС | Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ. Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия. Видеозапись уроков, организация работы с видеоматериалами. Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС. | В течение всего периода Методический совет школы
| Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
|
6. | Освоение современных образовательных технологий | Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы. Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения | В течение всего периода Наставник и наставляемый Руководитель МА Кобец А.С. | Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий. |
|
7. | Формирование позитивного имиджа педагога | Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры. Сборник методических рекомендаций. Практикумы по решению педагогических ситуаций | В течение всего периода Наставник и наставляемый. Педагогический коллектив. | Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. Использование методических практик расположенных на районной методической платформе. |
|
8. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | Май 2023 года Азарова О.А. | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
|
2 год 2024 – 2025 учебный год | |||||
1. | Моделирование воспитательной работы класса | Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.) Консультации по созданию папки классного руководителя. Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.) | Август 2024 года Азарова О.А. Ковалёва Е.В.
| Самостоятельное оформление МС школьной документации. Наличие папки классного руководителя |
|
2. | Описание методической темы МС | Оказание методической помощи наставником | Август 2024 года | Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой |
|
3. | Создание портфолио МС | Организация деятельности по изучению вопроса. Презентация портфолио наставником. | Октябрь 2024 года Наставник и наставляемый | Наличие портфолио МС |
|
4. | Введение в процесс подготовки к аттестации. Требования к квалификации. | Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников | Ноябрь 2024 года Наставник и наставляемый | Подготовка МС к прохождению аттестации. |
|
5. | Организация продуктивной деятельности | Разработка КИМов, технологических карт уроков и т.д. | В течение года Наставник и наставляемый | Методические продукты |
|
6. | Проектная деятельность | Организация работы с выпускниками по подготовке к индивидуальному проекту. | В течении года | Проектная деятельность |
|
7. | Проектирование уроков в контексте требований обновленных ФГОС | Организация самостоятельного проектирования урока МС. Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков. | В течение года Наставник и наставляемый | Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа |
|
8. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга | В течение года Наставник и наставляемый | Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС |
|
3 год 2025 – 2026 учебный год | |||||
1. | Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом. Ведение школьной документации. | Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам | Август 2025 года | Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом. Компетентность в оформлении школьной документации. | |
2. | Организация внеурочной деятельности | Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности.
| Сентябрь-октябрь 2025 года Наставник и наставляемый Азарова О.А. | Наличие программы внеурочной деятельности МС | |
3. | Подготовить аттестацию | Консультирование по оформлению документов
| Ноябрь 2022 года Наставник и наставляемый Азарова О.А. | Аттестация МС на первую квалификационную категорию | |
4. | Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Учитель года» номинация дебют. | Показать опыт работы по применению педагогической технологии
| 2025-2026 гг. Наставник и наставляемый Азарова О.А. | Опыт работы МС по применению педагогической технологии. | |
7. | Мониторинг профессионального роста МС | Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга
| Апрель 2026 года Наставник и наставляемый Азарова О.А. |
| |
8. | Итоги реализации программы | Подготовка отчета наставника и МС | Май 2026 года
|
|
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ
- Гафнер, Ю.А. Опыт реализации целевой модели наставничества в форме «преподаватель-преподаватель» [Электронный ресурс] / Ю. А. Гафнер // Академический вестник. Вестник СПб АППО. - 2022. - №2. - С.71-74.
- Дипломатова, З.Ю. Наставничество в образовательной организации как условие карьерного роста учителя [Электронный ресурс] / З.Ю. Дипломатова, В.Н. Иванов, Г.А. Александрова // Вестник Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева. – 2021. – № 1 (110). – С. 131-140.
- Сасарина, Е. Целевая модель наставничества педагога в школе: с чего начать? [Электронный ресурс] / Е. Сасарина // Директор школы. - 2022. - №8. - С.15-22.
- Методические материалы, предоставленные наставническими парами (irooo.ru)
- pub_2858362.pdf (tatarstan.ru)
- Приказ Министерства образования Омской области от 06.05.2022 № 38 ∙ Официальное опубликование правовых актов (pravo.gov.ru)
Новости
Программа наставничества
МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ГАННОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ШКОЛА»
ОДЕССКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ОМСКОЙ ОБЛАСТИ
Адрес: 646869, Омская область, Одесский район, Тел./факс:8(38159)31335
с. Ганновка, ул. Школьная, 10. E-mail: gannovka@mail.ru
Утверждаю
Директор «МКОУ «Ганновская СШ»
___________________А.Г. Азаров
«___»_________________2023г.
ПРОГРАММА НАСТАВНИЧЕСТВА
«УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ»
2023/2026 уч.года
Муниципального казённого общеобразовательного учреждения «Ганновская СШ»
Одесского муниципального района
Омской области
Составитель:
Азарова О.А.
Срок реализации: 3 года
2023 г.
Содержание
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.. 3
1.1 Актуальность разработки программы наставничества. 3
1.2 Взаимосвязь с другими документами организации. 3
1.3 Цель и задачи программы наставничества. 4
1.4. Срок реализации программы.. 5
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии. 5
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ... 7
2.1 Основные участники программы и их функции Наставляемые: 7
2.2. Механизм управления программой. 8
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ.. 9
3.1 Организация контроля и оценки. 9
3.2 Примерный перечень показателей для оценки реализации программы на этапе становления практики наставничества в образовательной организации. 9
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД.. 10
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 2
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
1.1 Актуальность разработки программы наставничества
Создание программы наставничества продиктовано велением времени. На сегодняшний день не только национальный проект «Образование» ставит такую задачу, как внедрение целевой модели наставничества во всех образовательных организациях, но и сама жизнь подсказывает нам необходимость взаимодействия между людьми для достижения общих целей. Поддержка молодых специалистов, а также вновь прибывших специалистов в конкретное образовательное учреждение – одна из ключевых задач образовательной политики.
Начинающему учителю необходима профессиональная помощь в овладении педагогическим мастерством, в освоении функциональных обязанностей учителя, классного руководителя. Необходимо создавать ситуацию успешности работы молодого учителя, способствовать развитию его личности на основе диагностической информации о динамике роста его профессионализма, способствовать формированию индивидуального стиля его деятельности.
Настоящая программа призвана помочь в организации деятельности наставников с молодыми и вновь прибывшими педагогами на уровне образовательной организации.
Данная программа очень актуальна для нашей школы, так как она находится в сельской местности где происходит нехватка педагогов. И приходится приглашать специалистов готовых пройти переобучение и трудится на благо детей. В нашей школе имеется два молодых педагога и один вновь прибывший. У которых назначены наставники.
1.2 Взаимосвязь с другими документами организации
Рабочая программа наставничества «учитель-учитель» разработана на базе МКОУ «Ганновская СШ» Одесского Муниципального района Омской области в соответствии с распоряжением Министерства образования Российской Федерации от 25.12.2019 года № Р-145 «Об утверждении методологии (целевой модели) наставничества обучающихся для организаций, осуществляющих образовательную деятельность по общеобразовательным, дополнительным общеобразовательным программам среднего профессионального образования, в том числе с применением лучших практик обмена опытом между обучающимися» и в целях реализации в данной образовательной организации региональных проектов национального проекта «Образование»: «Современная школа»; «Успех каждого ребёнка»; «Молодые профессионалы (Повышение конкурентоспособности профессионального образования)»; «Учитель будущего».
При составлении программы наставничества мы опирались на такие региональные практики наставничества в системе образования Омской области, как Открытый педагогический клуб «Образование без границ» http://akadem.irooo.ru/obrazovanie-bezgranits, Международный методический центр «Академия педагогического мастерства: навыки XXI века» http://akadem.irooo.ru/, Областной форум молодых педагогов http://laboratoriya.irooo.ru/869-podgotovka-k-uchastiyu-vforume-molodykh-pedagogov-omskojoblasti-molodoj-pedagogpedagog-budushchego
Составленная нами программа тесно связана с действующими документами школы: ООП ООО, рабочими программами по предметам и внеурочной деятельности, планом воспитательной работы, программой профессионального развития педагога (ИППР), классным и электронным журналами и журналом по технике безопасности и планом социально-психологической службы.
1.3 Цель и задачи программы наставничества
Цель- создание организационно-методических условий для успешной адаптации молодого специалиста в условиях современной школы.
Задачи:
Содержание деятельности:
1. Диагностика затруднений молодого специалиста и выбор форм оказания помощи на основе анализа его потребностей.
2. Посещение уроков молодого специалиста и взаимопосещение.
3. Планирование и анализ деятельности.
4. Помощь молодому специалисту в повышении эффективности организации учебно-воспитательной работы.
5.Ознакомление с основными направлениями и формами активизации познавательной, научно-исследовательской деятельности учащихся во внеучебное время (олимпиады, смотры, предметные недели, и др.).
6. Создание условий для совершенствования педагогического мастерства молодого учителя.
7. Демонстрация опыта успешной педагогической деятельности опытными учителями.
8. Организация мониторинга эффективности деятельности.
Ожидаемые результаты:
1.4. Срок реализации программы
Данная программа наставничества МКОУ «Ганновская СШ» рассчитана на 3 года.
Начало реализации программы наставничества с 1.09.2023 г., срок окончания 1.09 2026 года.
1.5. Применяемые формы наставничества и технологии
При реализации программы адаптации молодых специалистов к профессиональной деятельности используется такая форма наставничества, как «учитель-учитель».
Данная форма предполагает взаимодействие молодого специалиста с опытным преподавателем (представителем профессиональной среды), оказывающим первому разностороннюю поддержку. Настоящая программа предусматривает использование технологии супервизии — индивидуального, личного наставничества, обеспечивающего персонализированное сопровождение наставником наставляемого, с учетом индивидуальных профессиональных дефицитов и других индивидуальных особенностей последнего.
В основе деятельности наставника лежит:
- создание условий для обеспечения профессиональной и социально-психологической адаптации молодого специалиста;
- рациональное распределение рабочего времени: совмещение функций по основной работе с функциями наставничества за счет правильного планирования рабочего времени;
- последовательная передача необходимой информации, знаний, опыта молодому специалисту: от простого к сложному, от общеизвестной информации к конфиденциальной;
- отслеживание обратной связи, контроль освоения знаний в ходе наставничества;
- осуществление текущего контроля над работой молодого специалиста, своевременная коррекция неправильных действий в работе;
- проявление заботы о новом сотруднике: обстоятельное разъяснение вопросов, привитие культуры;
- овладение молодыми специалистами профессиональными компетенциями и умениями для профессиональной деятельности, идентификация себя с образовательной организацией и выбранной специальностью, профессией.
Технология супервизии предполагает многообразие форм и видов деятельности наставников и наставляемых, способных удовлетворить их образовательные запросы и потребности и обеспечить непрерывность как в формальном, так и в неформальном образовании. Любое мероприятие, в котором участвует наставляемый пополняет и расширяет его профессиональные компетенции. В процессе взаимодействия в наставнических парах расширяются и уточняются компетенции наставника в зависимости от выбора модели ролевого поведения:
Наставник-проводник обеспечит сопровождаемому знакомство с системой организации «изнутри», объяснит принцип деятельности всех структурных подразделений организации, поможет молодому специалисту осознать свое место в организации; будет осуществлять пошаговое руководство его профессиональной деятельностью;
Наставник-консультант помогает с организацией процесса и решением конкретных психолого-педагогических и коммуникативных проблем. Эта роль реализует функцию поддержки. Здесь практически отсутствует требовательность со стороны наставника.
Наставник-защитник интересов помогает в разрешении конфликтных ситуаций, возникающих в процессе профессиональной деятельности наставляемого; организует вокруг профессиональной деятельности молодого специалиста атмосферу взаимопомощи и сотрудничества.
Наставник-кумир выступает примером для подражания, всеми своими личными и профессиональными достижениями, общественным положением, стилем работы и общения, стимулирует профессиональное самосовершенствование молодого специалиста. Подопечный фиксирует и перенимает образцы поведения, подходы к организации профессиональной деятельности, стиль общения наставника.
Наставник-контролёр осуществляет контроль профессиональной деятельности в организованной таким образом наставнической поддержке, контролирует правильность ее организации, эффективность форм, методов, приемов работы. Между наставником и подопечным устанавливаются тесные личные отношения, которые помогают обеспечить заинтересованный индивидуальный подход к молодому специалисту, создавая комфортную обстановку для его развития.
При обучении наставляемого будут использоваться следующие формы контактов наставника и наставляемого:
1. Прямой — непосредственный контакт с наставляемым, общение с ним не только в рабочее время, но и в неформальной обстановке.
2. Индивидуальный — закрепление за наставником одного наставляемого.
3. Открытый — двустороннее взаимодействие наставника и наставляемого. Организовать наставническую деятельность рекомендуется при помощи следующих моделей взаимодействия:
- «Я расскажу, ты послушай».
- «Я покажу, ты посмотри».
- «Сделаем вместе».
- «Сделай сам, я подскажу».
- «Сделай сам, расскажи, что сделал».
II.СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
2.1 Основные участники программы и их функции Наставляемые:
Наставник для молодого специалиста:
1) Куратор программы Азарова О.А.
Исходя из практики работы по наставничеству, молодые или прибывшие учителя сами находят себе наставников, которые близки им по своим параметрам, перенимают у них опыт, от которых начинается старт их карьерного роста. Для дальнейшей корректировки программы можно использовать примерный перечень функций управления программой наставничества и примерный перечень необходимых мероприятий и видов деятельности (Приложение 1)
2.2. Механизм управления программой
Основное взаимодействие между участниками: «учитель – учитель», классический вариант поддержки для приобретения молодым специалистом необходимых профессиональных навыков (организационных, коммуникационных) и закрепления на месте работы.
Первый этап. Анкетирование молодых учителей в целях выявления первичных затруднений в педагогической деятельности.
Второй этап. Составление и реализация перспективного плана работы наставнической группы (обновляется ежегодно).
Третий этап. Отслеживание уровня профессиональной компетентности молодого педагога, определение степени его готовности к выполнению своих функциональных обязанностей.
Четвёртый этап. Оценка эффективности и результативности реализации Программы.
Выбор формы работы с молодым специалистом начинается с вводного анкетирования, тестирования или собеседования, где он расскажет о своих трудностях, проблемах, неудачах. Затем разрабатывается совместная программа работы начинающего учителя с наставником. Чтобы взаимодействие с молодыми специалистами было конструктивным, наставнику необходимо помнить, что он не может и не должен быть ментором, поучающим молодого и неопытного учителя или только демонстрирующим свой собственный опыт. Наставничество – это постоянный диалог, межличностная коммуникация, следовательно, наставник, прежде всего, должен быть терпеливым и целеустремленным.
Основными принципами работы с молодыми и вновь прибывшими специалистами являются:
Формы и методы работы с молодыми и новыми специалистами: беседы; собеседования; тренинговые занятия; встречи с опытными учителями; открытые уроки, внеклассные мероприятия; тематические педсоветы, семинары; методические консультации; посещение и взаимопосещение уроков; анкетирование, тестирование; участие в различных очных и дистанционных мероприятиях; прохождение курсов.
Ответственность за реализацию программы наставничества внутри образовательной организации берут на себя:
Куратором программы наставничества является заместитель директора по УР Азарова О.А.
III. ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРОГРАММЫ И ЕЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
3.1 Организация контроля и оценки
Контроль будет происходить на педагогическом совете, специально посвящённый теме наставничества и на итоговом заседании учителей на основании результативности программы наставничества за истёкший год, а также рефлексивного самоанализа наставляемых.
3.2 Примерный перечень показателей для оценки реализации программы на этапе становления практики наставничества в образовательной организации
Показатель
на дату начала действия программы
на дату
подведения итогов
реализации программы
(промежуточных, итоговых)
1. Наличие мотивированных запросов от представит елей образовательной организации на работу наставников
1.1 Количество обучающихся, подавших «запрос на помощь наставника»
1
1.2 Количество педагогов, подавших запрос на работу в наставляемых парах в качестве наставляемого
1
2. Формирование сообщества наставников по запросам представителей образовательной организации
2.1 Количество педагогов, прошедших обучение по наставничеству
2
2.2 Количество наставников из числа педагогов
3
2.3 Количество наставников из числа выпускников
1
2.4 Количество наставников - сотрудников региональных предприятий
0
2.5 Количество наставников - успешных предпринимателей/ общественных деятелей
0
2.6 Количество наставников - сотрудников НКО/ участников региональных социальных проектов
0
3. Результативность взаимодействия наставнических п ар
по модели «учитель-учитель»:
3.1 Количество педагогов, вошедших в кадровый управленческий резерв в результате осуществления наставничества
2
3.2 Количество педагогов, подготовленные в результате осуществления наставничества к руководству проектами программы развития образовательной организации, конкурсными (в том числе грантовыми) проектами
2
3.3 Количество педагогов, подготовленных наставниками и участвующих в конкурсах профессионального мастерства
1
3.4 Количество педагогов, сменивших статус с наставляемого на наставника
1
4. Вклад организации в развитие региональной практики наставничества
4.1 Количество педагогических работников, принявших участие в научно-практических мероприятиях по вопросам наставничества в других организациях
2
4.2 Количество представителей предприятий, предпринимателей, НКО как участников наставляемых пар организации, принявших участие в научнопрактических мероприятиях по вопросах наставничества
0
4.3 Количество проведенных образовательной
организацией научно-практических мероприятий по вопросам наставничества
1
4.4 Количество представленных практик наставничества, прошедших положительную профессиональнообщественную экспертизу на региональном, Всероссийском уровне.
1
IV. ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Ожидаемые результаты.
для молодого специалиста:
для наставника:
для образовательной организации:
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ МЕРОПРИЯТИЙ ПРОГРАММЫ НАСТАВНИЧЕСТВА НА 2023-2026 УЧЕБНЫЙ ГОД
Мероприятие
Деятельность наставника
Сроки и ответственные
Результат работы
1 год 2023-2024 учебный год
1.
Выявление профессиональных проблем и образовательных запросов молодого специалиста (далее – МС)
Подбор/разработка диагностических материалов, методик.
Осуществление диагностических процедур (анкетирование, собеседование)
Сентябрь -ноябрь 2023 г.
Азарова О.А.
Учитель-наставник
Индивидуальный образовательный маршрут МС
2.
Изучение нормативно-правовой базы.
Ведение школьной документации
Деятельность по изучению «Закона об образовании в РФ», локальных актов ОО.
Составление рабочей программы.
Обучение правилам заполнения журнала,
заполнение электронного журнала «Дневник.ру»
Сентябрь – ноябрь 2023 года
Азарова О.А.
Учитель -наставник
Компетентность МС в заполнении школьной документации
3.
Ознакомление с Профстандартом педагога
Разработка программы индивидуального профессионального саморазвития педагога
Сентябрь – ноябрь 2023 года
Азарова О.А.
Учитель -наставник
Наличие программы индивидуального профессионального развития
4.
Обеспечение каналов многосторонней связи с МС
Создание на личном сайте/блоге наставника страницы для МС; организация общения посредством электронной почты, программы «Сферум»
Сентябрь – ноябрь 2023 года
Наставник и наставляемый
Возможность постоянного взаимодействия и общения.
https://nsportal.ru/node/6173620
5.
Проектирование и анализ образовательной деятельности в контексте требований обновленного ФГОС
Открытые занятия наставника, педагогов школы, их анализ.
Практикумы по планированию каждого этапа учебного занятия.
Видеозапись уроков, организация работы с видеоматериалами.
Разработка инструментария для самостоятельного проектирования урока МС.
В течение всего периода
Методический совет школы
Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа
6.
Освоение современных
образовательных
технологий
Планирование и организация мастер-классов наставника и педагогов школы.
Организация работы педмастерской по проектированию урока с использованием конкретных технологий обучения
В течение всего периода
Наставник и наставляемый
Руководитель МА Кобец А.С.
Обогащение опыта, умение молодого педагога использовать широкий арсенал современных методов и технологий обучения, динамика в освоении образовательных технологий.
7.
Формирование позитивного имиджа педагога
Подборка материалов по вопросам педагогической этики, риторики, культуры.
Сборник методических рекомендаций.
Практикумы по решению педагогических ситуаций
В течение всего периода
Наставник и наставляемый. Педагогический коллектив.
Культура общения с педагогами, родителями обучающихся, обучающимися, освоенные эффективные приемы. Использование методических практик расположенных на районной методической платформе.
8.
Мониторинг профессионального роста МС
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга
Май 2023 года
Азарова О.А.
Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС
2 год 2024 – 2025 учебный год
1.
Моделирование воспитательной работы класса
Организация деятельности по изучению вопросов моделирования воспитательной работы в классе (проектирование целей, методы сплочения классного коллектива, особенности проектирования рабочей программы, оценка ее эффективности и др.)
Консультации по созданию папки классного руководителя.
Подборка методических рекомендаций для работы с родителями (тематика родительских собраний, тесты, памятки, сценарии тематических бесед и др.)
Август 2024 года
Азарова О.А.
Ковалёва Е.В.
Самостоятельное оформление МС школьной документации.
Наличие папки классного руководителя
2.
Описание методической темы МС
Оказание методической помощи наставником
Август 2024 года
Выбор методической темы МС, освоение технологии работы над выбранной темой
3.
Создание портфолио МС
Организация деятельности по изучению вопроса.
Презентация портфолио наставником.
Октябрь 2024 года
Наставник и наставляемый
Наличие портфолио МС
4.
Введение в процесс подготовки к аттестации. Требования к квалификации.
Изучение нормативных документов по аттестации педагогических работников
Ноябрь 2024 года
Наставник и наставляемый
Подготовка МС к прохождению аттестации.
5.
Организация продуктивной деятельности
Разработка КИМов, технологических карт уроков и т.д.
В течение года
Наставник и наставляемый
Методические продукты
6.
Проектная деятельность
Организация работы с выпускниками по подготовке к индивидуальному проекту.
В течении года
Проектная деятельность
7.
Проектирование уроков в контексте требований обновленных ФГОС
Организация самостоятельного проектирования урока МС.
Видеосъемка уроков МС. Анализ и самоанализ уроков.
В течение года
Наставник и наставляемый
Компетентность молодого педагога в проектировании и анализе урока системно-деятельностного типа
8.
Мониторинг профессионального роста МС
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга
В течение года
Наставник и наставляемый
Коррекция индивидуального образовательного маршрута МС
3 год 2025 – 2026 учебный год
1.
Разработка рабочей программы учителя, программы воспитательной работы с классом.
Ведение школьной документации.
Индивидуальное консультирование по возникающим вопросам
Август 2025 года
Наставник и наставляемый
Самостоятельно разработанные рабочие программы по предмету, программы воспитательной работы с классом.
Компетентность в оформлении школьной документации.
2.
Организация внеурочной деятельности
Организация и проведение практикум по разработке программы внеурочной деятельности.
Сентябрь-октябрь 2025 года
Наставник и наставляемый
Азарова О.А.
Ковалёва Е.В. – зам.директора по ВР
Наличие программы внеурочной деятельности МС
3.
Подготовить аттестацию
Консультирование по оформлению документов
Ноябрь 2022 года
Наставник и наставляемый
Азарова О.А.
Аттестация МС на первую квалификационную категорию
4.
Муниципальный конкурс профессионального мастерства «Учитель года» номинация дебют.
Показать опыт работы по применению педагогической технологии
2025-2026 гг.
Наставник и наставляемый
Азарова О.А.
Опыт работы МС по применению педагогической технологии.
7.
Мониторинг профессионального роста МС
Выбор диагностических методик. Осуществление мониторинга
Апрель 2026 года
Наставник и наставляемый
Азарова О.А.
8.
Итоги реализации программы
Подготовка отчета наставника и МС
Май 2026 года
V. СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ