Страница Школьной службы примирения МАОУ СОШ №30 г. Томска
Школьная служба примирения
Служба наша молодая
Без названия пока.
Ее история создания -
Очень даже не проста.
Из трех лет существованья службы
Мы вывод сделали, и не один!
Для воцаренья в школе дружбы -
Куратор в ШСП один – не господин.
Работать служба лучше будет,
Коль будет в ней ровесник – ученик,
Что в сверстниках добро пробудит
И к дружбе будет проводник.
И наконец…
Чтоб медиацию начать не стоит бегать и кричать
Ты поскорей на стул садись, и в проблему окунись!
В школьной службе примирения есть медиатор, это тот человек, который занимает нейтральную позицию между спорящими и помогает с помощью специальных вопросов найти решение для вашей ситуации.
Куратор Школьной службы примирения (медиатор) - Башлыкова Евгения Андреевна
Волонтеры-медиаторы - это обучающиеся, прошедшие тренинг по подготовке к проведению медиации с другими обучающимися. То есть волонтер-медиатор это помощник куратора, он может являться участником разрешения конфликта, а с появлением опыта участия может и самостоятельно поводить восстановительные программы примирения.
Как можно стать волонтером-медиатором?
Тренинг проводится куратором службы примирения школы в рамках внеурочной деятельности (Школа социального успеха).
Куратор ШСП МАОУ СОШ №30 г. Томска (он же медиатор) это педагог-психолог нашей школы Башлыкова Евгения Андреевна.
Хочется обратить внимание, что медиатор это должность, которую исполняет педагог-психолог.
Для медиатора главный объект работы – предмет спора (нарушение прав: порча имущества, оскорбление) также важны эмоциональные реакции с точки зрения их истинности в определении интересов спора.
Ведь всем известно, что самые неверные решения принимаются сгоряча, «под влиянием эмоций».
Основной интрумент медиатора - "Слово", а точнее важные, специальные вопросы, помогающие найти суть конфликта, определить истинные потребности конфликтующих, и, конечно же, решить возникшую ситуацию. Стоит отметить, что за решение ситуации, ответственность несут сами конфликтующие.
В 2015 году в МАОУ СОШ №3х г. Томска была организована Школьная служба приминения (далее ШСП), как пилотная площадка.Однако, в начале 2016 года работа Службы примирения прекратила свою практическую деятельность в связи с кадровым вопросом специалиста, курирующего Службу.
Служба работает в полном режиме с 2017 года,. под руководством Башлыковой Евгении Андреевны, педагога-психолога школы. В 2017 году при поддержке АНО "Согласие" были обучены первые волонтеры-медиаторы: Сечина Александра, Цеповяз София, Поветкина Маргарита. Далее на базе школы была разработана программа подготовки волонтеров-медиаторов школы «Шесть секретов бесконфликтного общения», рассчитанная на 18 часов. За время обучения было подготовлкно и обучено 4 действующие волонтера-медиатора (Поветкина М., Тыщук Д., Шурикова Д., Гуцу А.), а также волонтеры из числа семиклассников, которые не ведут встречи, но участвуют в подготовке акций, тренингов с обучающимися.
О школьной службе примирения (медиации) можно узнать в информационнах материалах, подготовленных СМИ (tvtomsk.ru) г. Томска. Это наши томские коллеги, которые имеют опыт работы и активно делятся опытом работы.
Интервью. Евгений Осипов, педагог-психолог школы "Эврика-развития" https://www.tvtomsk.ru/tv/russia1/interview_mornin...
Кто и как должен решать школьные конфликты: о работе служб примирения в Томске https://www.tvtomsk.ru/news/68418-proshel-mezhshko...
В школе очень часто случаются ситуации: обзывания, толкания, иногда безобидные «мы так играем» приводят к порче имущества. Распространен в школах и буллинг, разновидностей которого встречается больше десятка. В условиях стремительно меняющегося мира мы часто больше уделяем внимания правовым вопросам с точки зрения «А что будет за наше действие?» В практике работы с правонарушениями несовершеннолетних, или конфликтных ситуациях, как правило, речь идет о карательном подходе – наказании (возмещение материального вреда; постановка на учет). Руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального Центра «Судебно-правовая реформа» А. Коновалов очень часто произносит фразу «Закон не заплачет, страдают люди». Сегодня очень важно использовать в воспитании обучающихся альтернативные способы разрешения конфликтов, способствующие формированию безопасной образовательной среды.
Медиация – переговоры по особым правилам, направленные на поиск выхода из конфликтной ситуации самими участниками с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Медиация строится на следующих принципах: конфиденциальность, добровольность, обеспечение безопасности встречи. Сначала проводится предварительная встреча с каждым из участников, где участник излагает свое видение произошедшего, говорит о том, что его беспокоит и как он видит решение проблемы. Затем проходит примирительная встреча, где участники с помощью медиатора рассматривают ситуацию, говорят о своих чувствах и что для них важно в произошедшем, после участники самостоятельно принимают решения и договоренности по которым будут следовать. Не всегда встреча заканчивается примирением, здесь важно договориться как общаться, действовать по отношению к друг другу. Иногда подростки четко проговаривают, что не хотят общаться, но при этом принимают решение общаться по необходимости, например, при групповой работе, так как они одноклассники. Мы живем в гражданском обществе и нам сегодня важно уметь решать разные ситуации с помощью переговоров, не ущемляя, чьи-то интересы.
Школьная служба примирения это детско-взрослая команда, состоящая из взрослого куратора и школьников-волонтеров, специально обученных технологиям конструктивного разрешения конфликтов. Из классического определения, очевидно, что эффективно действующая ШСП это служба, в которой есть не только обученный специалист, но и обученные волонтеры-медиаторы, то есть обучающиеся, которые проводят программы примирения. Это своего рода сообщество единомышленников, которое транслирует ценности восстановительной культуры (способность личности самим решать свою конфликтную ситуацию, развитие способности к взаимопониманию с людьми). Обучение школьников в нашей школе проводится в рамках внеурочной деятельности с 7 по 9 класс на добровольной основе. Не сразу юные волонтеры-медиаторы начинают решать ситуации, сначала они проводят профилактические образовательные события в классах, участвуют в примирительных встречах с взрослым куратором, а потом уже решаются самостоятельно проводить встречи в присутствии взрослого.
Пример.
На перемене обучающаяся 7 класса П. плачет в коридоре. При моем обращении к ней, П. объяснила, что когда была в классе у доски «тупила», не могла решить простой пример, а ее одноклассник З. крикнул на весь класс неприятное слово. Со слов девочки учитель сделал замечание в адрес З., но девочке все равно обидно, ведь у нее проблемы с родителями, она знает эту тему, просто растерялась. Так же девочка проявила беспокойство, что З. стал какой-то раздражительный, «Зачем так при всем классе?» При предложении поговорить с З. по определенным правилам и прояснить причину такого поведения П. согласилась. В ходе предварительной встречи с З. мальчик пояснил: «А, вы про это!? Ну, вырвалось, знаете, сколько у меня проблем?» Именно эта фраза стала ключевой в решении этой ситуации. Взор З. был тут же обращен к П., когда она вдруг сказала его фразу, это же у него только могут быть проблемы, он даже переспросил «А что у тебя случилось?». Конечно, З. принес свои извинения, но уже более искренние, П. получила ответ на вопрос «почему он так ей ответил?» На первый взгляд обычная ситуация, кто-то кого-то обозвал, но задеваются чувства, теряется доверие.
Случаи работы с конфликтными ситуациями между учителем и обучающимся, как правило, касаются вопросов дисциплины, возникающих вследствие недопонимания, неуместного поведения и замечаний. В ШСП таких ситуаций мало, как правило, педагоги имеют свой стиль выхода из конфликтных ситуаций. К тому же, в настоящее время в школе активно транслируется восстановительный подход, где большое внимание уделяется коммуникации педагога с обучающимся. В этом направлении ведется работа.
Есть в практике ШСП случаи работы с родителями: чаще всего подростки обостренно чувствуют только претензию со стороны родителей: учиться, убираться, а родители не знают как донести до ребенка мысль о заботе о нем, о его будущем. Возникают упрямство, ссоры, нарушение привычного общения и доверия. Часто подростки говорят «Мне надоели постоянные ссоры с родителями». При согласии родителя помочь выстроить диалог с ребенком на помощь приходит ШСП. В первую очередь это сложно, для самого родителя составить диалог со своим ребенком в присутствии третьей, хоть и нейтральной стороны, но радует, что родители готовы к такой работе и получают в свою очередь положительный эффект, с другой стороны открывают своих детей.