Страница Школьной службы примирения МАОУ СОШ №30 г. Томска

Школьная служба примирения

Вместе мы сделаем больше, вместе мы сделаем лучше!

Служба наша молодая

Без названия пока.

Ее история создания -

Очень даже не проста.

 

Из трех лет существованья службы

Мы вывод сделали, и не один!

Для воцаренья в школе дружбы -

Куратор в ШСП один – не господин.

 

Работать служба лучше будет,

Коль будет в ней ровесник – ученик,

Что в сверстниках добро пробудит

И к дружбе будет проводник.

 

И наконец…

Чтоб медиацию начать не стоит бегать и кричать

Ты поскорей на стул садись, и в проблему окунись!

Школьная службапримирения (ШСП) (как это работает?) 
Например,
ты поссорился с лучшим другом, вы одноклассники. Ты не знаешь как вести себя дальше. Хочешьпомириться, но не знаешь как. Тогда, ты можешь обратиться в школьную службу примирения и вместе мы найдем решение, которое будет комфортнымдля тебя!
 
Если у тебя есть сложная ситуация, когда ты незнаешь как поступить, ты совершил не оченьхороший поступок и готов все исправить, нобоишься всё испортить?
Приходи в ШСП кабинет 319, расскажи о своей истории и вместе с медиатором (педагогом) вы определите как действовать дальше.
 
Школьная служба примирения:
- здесь тебя услышат;
- помни: всё, чем ты поделишься, остается в тайне;
- в работе данной службы всё происходит только с твоего согласия;
- тебе помогут решить ситуцию, ты не останешься один!

 

В школьной службе примирения есть медиатор, это тот человек, который занимает нейтральную позицию между спорящими и помогает с помощью специальных вопросов найти решение для вашей ситуации. 

Куратор Школьной службы примирения (медиатор) - Башлыкова Евгения Андреевна

Волонтеры-медиаторы - это обучающиеся, прошедшие тренинг по подготовке к проведению медиации с другими обучающимися. То есть волонтер-медиатор это помощник куратора, он может являться участником разрешения конфликта, а с появлением опыта участия может и самостоятельно поводить восстановительные программы примирения. 

Как можно стать волонтером-медиатором? 

Тренинг проводится куратором службы примирения школы в рамках внеурочной деятельности (Школа социального успеха).

 

Куратор ШСП МАОУ СОШ №30 г. Томска (он же медиатор) это педагог-психолог нашей школы Башлыкова Евгения Андреевна.

Хочется обратить внимание, что медиатор это должность, которую исполняет педагог-психолог. 

Для медиатора главный объект работы – предмет спора (нарушение прав: порча имущества, оскорбление) также важны эмоциональные реакции с точки зрения их истинности в определении интересов спора.

Ведь всем известно, что самые неверные решения принимаются сгоряча, «под влиянием эмоций».

Основной интрумент медиатора - "Слово", а точнее важные, специальные вопросы, помогающие найти суть конфликта, определить истинные потребности конфликтующих, и, конечно же, решить возникшую ситуацию. Стоит отметить, что за решение ситуации, ответственность несут сами конфликтующие.

История создания Школьной службы приминения МАОУ СОШ №30 г. Томска
Как же всё начиналось?

В 2015 году в МАОУ СОШ №3х г. Томска была организована Школьная служба приминения (далее ШСП), как пилотная площадка.Однако, в начале 2016 года работа Службы примирения прекратила свою практическую деятельность в связи с кадровым вопросом специалиста, курирующего Службу.

Перезагрузка...

Служба работает в полном режиме с 2017 года,. под руководством Башлыковой Евгении Андреевны, педагога-психолога школы. В 2017 году при поддержке АНО "Согласие" были обучены первые волонтеры-медиаторы: Сечина Александра, Цеповяз София, Поветкина Маргарита. Далее на базе школы была разработана программа подготовки волонтеров-медиаторов школы «Шесть секретов бесконфликтного общения», рассчитанная на 18 часов. За время обучения было подготовлкно и обучено 4 действующие волонтера-медиатора (Поветкина М., Тыщук Д., Шурикова Д., Гуцу А.), а также волонтеры из числа семиклассников, которые не ведут встречи, но участвуют в подготовке акций, тренингов с обучающимися. 

 В настоящее время Команда ШСП нашей школы это:
педагог-психолог Башлыкова Евгения Андреевна 
заместитель директора по ВР Ефремова Марина Валериевна
волонтеры-медиаторы:
обучающиеся 8 класса (2 человека)
9 класа (1 человек)
10 класса (2 человека)

 

 

 

О школьной службе примирения (медиации) можно узнать в информационнах материалах, подготовленных СМИ (tvtomsk.ru) г. Томска. Это наши томские коллеги, которые имеют опыт работы и активно делятся опытом работы.

Интервью. Евгений Осипов, педагог-психолог школы "Эврика-развития" https://www.tvtomsk.ru/tv/russia1/interview_mornin...

Кто и как должен решать школьные конфликты: о работе служб примирения в Томске https://www.tvtomsk.ru/news/68418-proshel-mezhshko...

     В школе очень часто случаются ситуации: обзывания, толкания, иногда безобидные «мы так играем» приводят к порче имущества. Распространен в школах и буллинг, разновидностей которого встречается больше десятка. В условиях стремительно меняющегося мира мы часто больше уделяем внимания правовым вопросам с точки зрения «А что будет за наше действие?» В практике работы с правонарушениями несовершеннолетних, или конфликтных ситуациях, как правило, речь идет о карательном подходе – наказании (возмещение материального вреда; постановка на учет). Руководитель направления «Школьные службы примирения» Межрегионального Центра «Судебно-правовая реформа»  А. Коновалов очень часто произносит фразу «Закон не заплачет, страдают люди».  Сегодня очень важно использовать в воспитании обучающихся альтернативные способы разрешения конфликтов, способствующие формированию безопасной образовательной среды.

     Медиация – переговоры по особым правилам, направленные на поиск выхода из конфликтной ситуации самими участниками с участием третьей нейтральной стороны (медиатора). Медиация строится на следующих принципах: конфиденциальность, добровольность, обеспечение безопасности встречи. Сначала проводится предварительная встреча с каждым из участников, где участник излагает свое видение произошедшего, говорит о том, что его беспокоит и как он видит решение проблемы.  Затем проходит примирительная встреча, где участники с помощью медиатора рассматривают ситуацию, говорят о своих чувствах и что для них важно в произошедшем, после участники самостоятельно принимают решения и договоренности по которым будут следовать. Не всегда встреча заканчивается примирением, здесь важно договориться как общаться, действовать по отношению к друг другу. Иногда подростки четко проговаривают, что не хотят общаться, но при этом принимают решение общаться по необходимости, например, при групповой работе, так как они одноклассники. Мы живем в гражданском обществе и нам сегодня важно уметь решать разные ситуации с помощью переговоров, не ущемляя, чьи-то интересы.

     Школьная служба примирения это детско-взрослая команда, состоящая из взрослого куратора и школьников-волонтеров, специально обученных технологиям конструктивного разрешения конфликтов. Из классического определения, очевидно, что эффективно действующая ШСП это служба, в которой есть не только обученный специалист, но и обученные волонтеры-медиаторы, то есть обучающиеся, которые проводят программы примирения. Это своего рода сообщество единомышленников, которое транслирует ценности восстановительной культуры (способность личности самим решать свою конфликтную ситуацию, развитие способности к взаимопониманию с людьми).  Обучение школьников в нашей школе проводится в рамках внеурочной деятельности с 7 по 9 класс на добровольной основе. Не сразу юные волонтеры-медиаторы начинают решать ситуации, сначала они проводят профилактические образовательные события в классах, участвуют в примирительных встречах с взрослым куратором, а потом уже решаются самостоятельно проводить встречи в присутствии взрослого.

 

Пример.

     На перемене обучающаяся 7 класса П. плачет в коридоре. При моем обращении к ней,  П. объяснила, что когда была в классе у доски «тупила», не могла решить простой пример, а ее одноклассник З. крикнул на весь класс неприятное слово. Со слов девочки учитель сделал замечание в адрес З., но девочке все равно обидно, ведь у нее проблемы с родителями, она знает эту тему, просто растерялась. Так же девочка проявила беспокойство, что З. стал какой-то раздражительный, «Зачем так при всем классе?» При предложении поговорить с З. по определенным правилам и прояснить причину такого поведения П. согласилась. В ходе предварительной встречи с З. мальчик пояснил: «А, вы про это!? Ну, вырвалось, знаете, сколько у меня проблем?» Именно эта фраза стала ключевой в решении этой ситуации. Взор З. был тут же обращен к П., когда она вдруг сказала его фразу, это же у него только могут быть проблемы, он даже переспросил «А что у тебя случилось?». Конечно, З. принес свои извинения, но уже более искренние, П. получила ответ на вопрос «почему он так ей ответил?» На первый взгляд обычная ситуация, кто-то кого-то обозвал, но задеваются чувства, теряется доверие.   

     Случаи работы с конфликтными ситуациями между учителем и обучающимся, как правило, касаются вопросов дисциплины, возникающих вследствие недопонимания, неуместного поведения и замечаний. В ШСП таких ситуаций мало, как правило, педагоги имеют свой стиль выхода из конфликтных ситуаций. К тому же, в настоящее время в школе активно транслируется восстановительный подход, где большое внимание уделяется коммуникации педагога с обучающимся. В этом направлении ведется работа.

     Есть в практике ШСП случаи работы с родителями: чаще всего подростки обостренно чувствуют только претензию со стороны родителей: учиться, убираться, а родители не знают как донести до ребенка мысль о заботе о нем, о его будущем. Возникают упрямство, ссоры, нарушение привычного общения и доверия. Часто подростки говорят «Мне надоели постоянные ссоры с родителями». При согласии родителя помочь выстроить диалог с ребенком на помощь приходит ШСП. В первую очередь это сложно, для самого родителя составить диалог со своим ребенком в присутствии третьей, хоть и нейтральной стороны, но радует, что родители готовы к такой работе и получают в свою очередь положительный эффект, с другой стороны открывают своих детей.