"Русская изба"
"Русская изба"
В современных условиях необычайно возросла необходимость обращения к духовному наследию нашего народа, тем богатствам народной культуры, изучать которые — первостепенная задача в нравственном и патриотическом воспитании молодого поколения. В богатейших народных промыслах воплощена историческая память поколений, запечатлена душа народа, создавшего подлинные шедевры искусства, которые свидетельствуют о таланте и высоком художественном вкусе мастеров-умельцев. Воспитание полноценной личности, развитие нравственного потенциала, эстетического вкуса детей и подростков невозможно, если мы будем говорить об этом абстрактно, не вводя детей в тот своеобразный, яркий, неповторимый мир, который веками создавала фантазия русского народа. Лучшие качества национального характера: уважение к своей истории и традициям, любовь к Отечеству в целом и к малой родине в частности, целомудрие, скромность, врождённое чувство прекрасного, стремление к гармонии — всё это являют нам творения народных умельцев. Будущее страны, народа всецело зависит от того, каковы его потомки, сыновья и дочери. А чтобы они выросли достойными гражданами, любили Отечество не на словах, а на деле, они должны знать свою историю, национальную культуру, беречь и развивать народные традиции. Русская история сложная, трудная, героическая. Наша культура богатейшая, сильная своим духом. У России великое прошлое, и будущее её тоже должно быть великим. Молодые поколения сердцем и душой призваны понимать свою культуру, трепетно любить Родину-мать, у которой особая стать, особая, светлая душа. Перипетии истории, трудные испытания, выпавшие на её долю, Россия выдержала с честью, нигде и никогда не уронив своего достоинства. Мужественная, закалённая, благородная и прекрасная страна. И сердце её великодушное, отзывчивое на добро и красоту. Русские люди поистине достойны своей Родины. И наши дети должны осознавать это, нести в разуме и чувствах своих негасимый свет Веры, Правды, Добра, Любви и Надежды. От их знаний, их духовной культуры зависит наше общее будущее. У России великая, светлая душа. Она отразилась в её природе, в искусстве: в песнях, танцах, музыке и слове. Само время диктует необходимость обратиться к истокам искусства — творчеству, созданному гением народа. Фольклор во всех его жанрах раскрывает грани богатой и самобытной души русского народа. Хранить, беречь, приумножать народное творчество, развивать его традиции — святая обязанность учителей, деятелей искусства. Народные танцы, песни, как и другие жанры фольклора, произведения народных умельцев пробуждают человеческие души, дают выход таким чувствам, которые поневоле забыты в наше время, с его стремительностью, хаотичностью, напором, вторжением в жизнь того, что чуждо нашему менталитету. А это то, что живёт, но скрыто в глубине души: тонкость восприятия мира, лиризм, скромность, а также коллективизм, взаимовыручка, готовность прийти на помощь другим, чувство сострадания и милосердия, оптимизм, открытость миру и людям.
Пасха, светлый праздник!
(Оформление, зала представляет собой русскую избу. Она украшена ветками вербы, на столе раскрашенные яйца, кулич. У стола сидит Хозяйка.
В зал под русскую народную мелодию заходят дети).
Дети: Здравствуй, Хозяюшка!
Хозяйка: Здравствуйте, гости дорогие! Проходите, рассаживайтесь поудобнее.
Дай, Бог, тому, кто в этом дому, -
Дорогим гостям, милым детушкам
Наделил бы вас господь и житьём и бытием и здоровьицем!
Дети: Спасибо за доброе пожелание.
Хозяйка: Смотрю я на вас, какие вы нарядные и весёлые. Вижу, ко мне как на праздник собрались!
Дети: Так, Хозяюшка, скоро праздник и будет! Мы хотели бы о нём побольше узнать. А и к тебе мы не без подарков пожаловали! (показывают корзинку с яйцами, расписанными на занятиях)
Хозяйка: Как красиво! Вижу, вы постарались узоры придумать, краски яркие подобрать! Не секрет теперь для меня, о каком празднике вы узнать желаете.
Дети: Да, расскажи нам о светлом празднике Пасхи!
Хозяйка:
Лишь закапали капели
Возле нашего окна.
Птицы весело запели,
В гости Пасха к нам пришла!
Пасха, ребята, это один из самых главных праздников в христианстве, празднуется он всегда в воскресение, после Великого поста. В этот день все славят воскресение Христа, и повсюду слышится колокольный звон.
Ребёнок:
Повсюду благовест гудит,
Из всех церквей народ валит –
Заря глядит уже с небес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Ребёнок:
Вот просыпается земля
И одеваются поля.
Весна идет, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
(песня « Весна идёт»)
Хозяйка: В этот светлый весенний праздник хозяйки старались порадовать своих домочадцев такими кушаньями, которых в течение всего года больше и не попробуешь. Кто мне скажет, что это за кушанья?
Дети: Кулич, пасха.
Хозяйка: Правильно. Блюда эти украшались на славу, вот посмотрите (показывает картинки с украшенными куличами). А сейчас мы посмотрим, как вы сумеете украсить быстро и красиво ваши куличи.
(Аттракцион « Укрась кулич»: 2-е детей под музыку украшают свой «кулич» из бумаги заранее приготовленными деталями: звёздочками, сердечками, кружками.)
Хозяйка: Молодцы! Какие красивые куличи у вас получились! Теперь дома вы своим мамам поможете, а потом нам расскажите. Скажите, ребята, а кто знает, как называют четверг, что перед Пасхой идёт?
Дети: Чистый Четверг.
Хозяйка: А почему он так зовётся, вы знаете?
Дети: В этот день нужно прибираться, стирать.
Хозяйка: Правильно, а после следует Страстная пятница. Кто про этот день может рассказать?
(Дети рассказывают, что знают, им помогают родители.)
Хозяйка: И вот наступает Воскресенье. На праздник принято одеваться во всё светлое, белое, чистое. А в сам праздник в доме принято зажигать все лампы, светильники, свечи, и садиться за стол угощаться пасхальными кушаньями, которые ранее освещались в церкви. Ребята, а теперь давайте спросим ваших мам и бабушек, как они собираются Пасху встретить, (Рассказы детей и родителей)
А ещё на Пасху принято было ходить в гости.
(Сценка: несколько детей подходят к дому, где на скамейке сидят дети в костюмах и поют).
Дети: Дала дынь, дала дынь, по яиченьку! Христос воскрес сыне Божие!
Ты дома ли, не дома ли, Хозяюшка?
Он сидит за столом, подпершись костылём.
Награди нас подарком, не жалей, не береги,
По яичку одели.
Нам гостинца поднесёшь, своё счастье сбережёшь!
Не хочешь дарить, пойдём с нами грязь месить. Людей смешить!
(Затем дети обмениваются яичками, христосуются.)
Хозяйка: А сейчас повеселимся так, как играли наши прабабушки и прадедушки.
Пасхальные игры:
1. «Прокати яйцо по горке, чьё дальше»
2. «Пронеси яйцо в ложке»
3. «Чьё прочнее»
Дети: Хозяюшка, а пасхальный день имеет какие-нибудь особые приметы?
Хозяйка: Конечно, этот день на приметы богат. Если в первый день Пасхи мороз внезапно ударит, то быть обильному урожаю. Если дождь пойдёт, то весна дождливая будет.
Ребёнок: А я тоже знаю! На Пасху надо умываться с золота, серебра, и с красного яичка, тогда богатым станешь!
Ребёнок: И я знаю! Если на Пасху девка локоть ударит, её милый вспоминает.
Хозяйка: На Пасху бросать и лить за окно нельзя, Христос под окнами ходит!
Ребёнок:
Хвалите Господа с небес
И пойте непрестанно!
Исполнен мир его чудес
И славой несказанной!
Ребёнок:
Хвалите Господа с небес,
И славьте, человеки!
Христос воскрес! Христос воскрес!
И смерть попрал вовеки!
Дети: Спасибо, Хозяюшка, много мы нового узнали о светлом празднике.
Хозяйка: Я рада, ребята, вам новое рассказать, в старину дверь приоткрыть, сказаниями да обычаями поделиться. А сейчас бегите к родителям, и похристосуйтесь с ними.
(Дети бегут к родителям, дарят им приготовленные заранее расписанные яйца, а родители дарят им яйца «киндер-сюрприз»).
Что такое традиционная культура?
Что же представляет наше наследие – традиционная отечественная культура? Первая её ступень – культуры? Созданные народами (этносами) российской земли. Россия – родина многих народов, поэтому в основе отечественной культуры лежит многообразие народных культур.
Народная культура несёт в себе мудрые истины, дающие образец отношения к природе, семье, роду, Родине. Созидательный опыт многочисленных поколений, накопленный людьми в разных видах и формах деятельности, упорядочен в три наглядные, художественно полноценные системы.
1. Народный опыт хозяйственной жизни представлен системой традиционного календаря. У каждого народа в ходе его истории ритм событий годового круга, образовательный чередованием будней и праздников, всегда зависел от климата, природного ландшафта, ведущего типа сотрудничества с природой. Обряды и обычаи традиционного календаря любого народа – замечательная школа практического природоведения и природопользования, включающая и богатство традиционной кухни.
В праздничных календарных обрядах всегда звучат произведения словесно – поэтического, музыкального, танцевального народного творчества. Великолепно изобразительно – прикладное мастерство народа, связанное с календарными праздниками и буднями: убранство жилища, предметы быта, орудия труда, традиционный костюм. Великий урок дает каждый день традиционного народного календаря – понимание единства человека и природы, урок трудолюбия и любовного, бережного, нравственного чистого отношения к земле – кормилице.
2. Народный опыт семейной жизни упорядочен в системе семейной обрядности. Обряды и обычаи строительства дома естественно перекликаются с обрядами и обычаями жизненного цикла: рождения человека, его всесторонние воспитание с обязательным учетом половозрастных особенностей, выбор жениха и невесты, свадьбы и т.д. все перечисленные обряды и обычаи жизненного цикла – это школа семейной этики и психологии с её уроками любви, доброты, заботы, долга, мудрости, терпения, милосердия.
3. Народная память о каждом историческом этапе и оценка его с точки зрения значимости для Отечества. Эта память запечатлелась в событиях, сказаниях, легендах и песнях.
В дошедшем до наших дней наследии, сохраненном по преимуществу в среде так называемого простого люда – крестьян и ремесленников, есть все, что необходимо для патриотического воспитания современных дошкольников. Тем более что этим не исчерпывается содержание традиционной отечественной культуры.
Таким образом, традиционная отечественная культура – совокупность результатов труда наших соотечественников. С глубокой древности до современности развивалось базовое ядро духовных ценностей, выбранных народами России: бережное отношение к матери – земле, трудолюбие, забота о детях, уважение к старшим, терпение, милосердие, чувство долга, память о предках, построивших великую державу, преемственность в делах хозяйственных, семейных, государственных по закону единства красоты, добра и правды.
Произведения устного народного творчества, предложенные для использования в работе с детьми
Колыбельные песни
В небе полная луна,
Наступает время сна.
В теплой норке спят зайчата,
В паутинке – паучата,
Медвежонок спит в берлоге,
Спят в саванне носороги,
Спит жираф, и спит слоненок,
Спит кудрявенький ягненок,
И мурлычет мама-кошка
Колыбельную для крошки.
Белка спит в большом дупле,
Дремлет чайник на столе.
Мама зайчика качала,
Ветер гладил сонный лес,
Мама зайке обещала
Сон про чудо из чудес.
- Спи ушастик, спи, мой сладкий!
Лапкам надо отдыхать.
Я в волшебную кроватку
Положу тебя поспать.
Для простынки шелковистой
Дали розы лепестки,
Для подушки хмель душистый
Дал пушистые ростки.
Ночка теплым одеялом
Мою крошку накрывала,
Из серебряной страны
Принесла в ладошка сны.
Нежно светит из окна
Круглым яблочком луна.
Звезды водят хоровод,
И во сне мурлычет кот.
За морями солнце спит.
Мама рядышком сидит.
Баю-баю-баю-бай,
Спи, малышка, засыпай!
Глазки спят и щечки спят
У притихших малышат.
Спят реснички и ладошки,
Спят животики и ножки.
И малюсенькие ушки
Сладко дремлют на подушке.
Спят кудряшки, ручки спят,
Только носики сопят.
Нас баюкает сверчок.
Спит за шкафом паучок,
В синей вазе спят цветы,
В коридоре спят зонты,
Тихо тикает будильник,
Спит на кухне холодильник,
И уснула сладко-сладко
Под подушкой шоколадка.
На тарелке дремлют пышки,
Спят на верхней полке книжки,
На обоях спят картинки,
Тапки спят и спят ботинки,
Карамельки спят в мешке,
Спят игрушке в уголке,
Спят в столе карандаши,
Засыпают малыши.
Одуванчиков воздушных
В одеяло я вплела.
Спи, мой славный, мой послушный,
Ночка темная пришла!
Зайка спит в пижамке чистой.
У кроватки ночничок:
На ромашке бархатистой
Дремлет яркий светлячок!
Солнце теплое садится,
Луг волшебный спать ложится,
Накрываясь лепестком,
Лег кузнечик под цветком.
Золотистый мотылек
В колокольчиках прилег.
В мягкой тине спят лягушки,
Спит улитка на волнушке,
Речка сонная течет,
В норке спит усталый крот,
Ежик дремлет под кустом,
Муравьишка – под листом.
Головастик в луже спит,
Мышка серая сопит.
Светит месяц золотой
Над ночною темнотой.
Ходит Сон
Близ окон,
Бродит Дрема
Возле дома,
И глядит —
Все ли спят?
Кошки, котятки по печке идут,
Нашему Петеньке сон несут,
Спускаются по облучкам,
Сон кладут по уголкам.
Бай, бай да побай,
Поскорее засыпай.
Баю, баю — баиньки,
Прилетели галоньки.
Прилетели галоньки,
Сели у качалоньки.
Стали галки ворковать
И качалоньку качать,
И качалоньку качать,
Стал малютка засыпать.
Уж как котенька — коток,
Кудреватенький лобок.
Как повадится коток
Во торговый городок.
Во торговый городок —
По сметанку, по творог.
Как увидели кота
Два купца-то из окна.
Они хлопнули окном,
Побежали за котом.
Как ударили кота
Поперек живота
Растянул кот ножки
Поперек дорожки.
Ай бай, бай, бай
Не ходи, старик Бабай,
Коням сена не давай.
Кони сено не едят,
Все на Машеньку глядят.
Мама спит по ночам
И растет по часам.
Ай бай, бай, бай,
Не ходи ты к нам, Бабай.
Ай, баю-бай,
Пошел Вася на базар,
Купил себе мышку,
Посадил в колышку.
Колышка худая,
И мышка упала.
Ай, баю-бай.
Качь, качь, качь, качь,
Привезет отец калач,
Оленьке — саечку.
Ване — балалаечку.
Стану люльку я качать,
В балалаечку играть
Баю, баюшки, баю,
Баю, дитятку мою.
Спи, дитя, до утра,
До утра, до солнышка,
Будет пора,
Мы разбудим тебя.
Сон ходит по лавке,
Дремота по избе.
По полу, по лавочкам
Похаживают,
Ванюшке в зыбочку
Заглядывают.
Заглядывают —
Спать укладывают.
Ой, баю, баю, баю,
Живет котик на краю.
Он не беден, не богат —
У него трое ребят.
У него трое ребят,
Все по лавочкам сидят,
Все по лавочкам сидят,
Кашку маслену едят.
Один серый, другой белый,
Третий Ванька-простак,
Не зовет отца никак!
А люли, люли, люли,
Все давно уже уснули.
Один Ванечка не спит,
Он в окошечко глядит.
Под окошком петушок,
Кукарекает-поет.
Ванечка на двор пойдет,
Петушка-то уберет.
Народные игры
«БАБА ЯГА»
По считалке выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берет в руки ветку-помело и становится в центр круга. Ребята бегают вокруг круга и дразниться.
Бабка ежка
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом и говорит
У меня нога болит
Пошла она на улицу
Раздавила курицу.
Пошла на лужайку
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она запятнает, тот останавливается и замирает на месте. Кто из игроков приподнимет запятнатого и внесет в круг, но сам при этом запятнан тот становится Баба Ягой.
«МОЛЧАНКА»
Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют
Сим, сим, сим, сим
Шел по улице Максим
Двери открываются,
Сказка начинается.
Вызывает ученицу
Расскажи мне все таблицу
Пятью пять? - Не скажу
Шестью шесть? - Не могу
И такая ученица
Получает единицу.
Вызывает он другую:
Расскажи мне всю таблицу
Пятью пять? –Двадцать пять.
Шестью шесть? –Тридцать шесть.
И такая ученица
Получает ровна пять.
Пони, пони, пони, пони,
Мы сидели на балконе
Чаю пили, ложки мыли,
По-турецки говорили:
Чяби-чябили-чялиби-ляби-ляби
Мы набрали в рот воды
И сказали всем "Замри!"
А кто первым отомрет,
Тот получит шишку в лоб.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать,
А смеяться можно,
Только осторожно.
Как только споют последние слова, все замолкает. Водящий старается рассмешить каждого из детей движениями, смешными гримасами, веселыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеялся или скажет слово, то отдает водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поет песню, танцует, загадывает загадки, скачет на одной ноге.
ВЕСЕННЯЯ НАРОДНАЯ ИГРА «ПОДУДЕЛКИ»
В эту игру играли во время активно сокодвижения у деревьев и кустарников. Деревенские мальчики мастерили из лозы дудочки (свисток). Ребята собирались на возвышенных местах и демонстрировали достоинство своих дудочек.
Приговаривая:
Ах ты, дудка моя,
Самогудка моя,
Ты дуди, дуди, дуди,
Хороводы заводи.
А как кончишь дудеть,
Будешь с нами сидеть.
После этих слов, один ребенок играет на дудке, пока его дудка не даст сбой.
«БАБА ЯГА»
Первый вариант. Играющие выбирают Бабу Ягу и двух собак. На земле проводят черту. По одну сторону черты становится Баба Яга с собаками, по другую-дети. Бабу Ягу дразнят:
Баба Яга, Костяная нога, С печки упала, Ногу сломала. Пошла в огород, Испугала народ, Побежала в баньку, Испугала зайку!
Потом дети разбегаются, а Баба Яга посылает собак их ловить. Кого собаки поймают, приводят к Бабе Яге. После этого пойманные становятся собаками и также ловят детей. Когда собаки переловят всех детей, игра заканчивается.
Второй вариант. По считалки выбирается Баба Яга. Затем на земле рисуется круг. Баба Яга берёт в руки ветку -помело и становится в центр круга. Ребята бегают по кругу и дразнят:
Баба Ёжка,
Костяная ножка,
С печки упала,
Ножку сломала.
А потом говорит: -
У меня нога болит.
Пошла она на улицу,
Раздавила курицу,
Пошла на базар,
Раздавила самовар.
Пошла на лужайку,
Испугала зайку.
Баба Яга скачет из круга на одной ноге и старается коснуться ребят помелом. Кого она «запятнает», тот останавливается и замирает на месте. Кто из игроков приподнимет запятнанного и внесёт его в круг, но сам при этом не будет запятнан, тот становится новой бабой Ягой.
«БОЯРЕ»
Играющие выстраиваются в две шеренги друг против друга. Во время исполнения песенных куплетов каждая шеренга мерным шагом подходит к другой и вопрошается на прежнее место.
Бояре, а мы к вам пришли,
Молодые, а мы к вам пришли,
Бояре, а зачем вы пришли,
Молодые, а зачем вы пришли?
Бояре, а мы невесту выбирать,
Молодые, а мы невесту выбирать,
Бояре, вам которая мила,
Молодые, вам которая мила?
Бояре, нам вот эта мила,
Молодые, нам вот эта мила?
Она у нас глупая, глупая,
Молодые, глупая, глупая,
А мы её выучим, выучим,
Молодые, выучим, выучим.
В нашем полку прибыло, прибыло,
Молодые, прибыло, прибыло,
В нашем полку плакали, плакали,
Молодые, плакали, плакали.
В нашем полку плясали, плясали,
Молодые, плясали, плясали.
В нашем полку плясали, плясали,
Молодые, плясали, плясали.
«ИГРА В ВОРОНА»
По считалочке выбираются ворон и заяц. Остальные дети
-зайчата. Они цепляются за зайца, растягиваясь в длинную цепочку. И приговаривает:
Вокруг ворона идём,
По три зёрнышка несём,
Кому два, кому одно,
А ворону ничего!
Ворон садится на землю и ковыряет её палочкой. Заяц подходит к нему и спрашивает:
-Ворон, ворон, что ты делаешь?
-Ямку копаю, - отвечает ворон.
-На что тебе ямка?
-Денежки ищу.
-На что тебе денежки?
-Ситчику купить.
-Зачем тебе ситчик?
-Мешочек шить.
-Зачем тебе мешочек?
-Камешки класть.
-На что тебе камешки?
-В твоих деток кидать!
-Что тебе мои детки сделали?
Ворон поёт:
В огород мой прибегали,
Лучик да мачик потаскали!
А репку да мяточку –
Потоптали пяточками!
- Кар-р-р! - кричит ворон и бросается на зайчат, а заяц их защищает. «Битва» продолжается до тех пор, пока ворон не вытянет из цепочки кого-нибудь из детей. Этот ребёнок и становится новым «вороном».
ИГРА В «ГОРЕЛКИ»
I вариант.
Играющие выстраиваются парами друг за другом в колонну. Впереди, спиной к нам, становится ловящий - «горельщик».
Ему поют:
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
-Диги-дон, диги-дон,
Выбегай из круга вон!
Или:
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло!
Делай дело,
Глянь на небо,
Облака плывут,
Журавли зовут:
-Курлы-си, курлы-си,
Побежим-ка по Руси!
После этих игроки, стоящие в последней паре, бегут с двух сторон вдоль колонны. Горельщик старается поймать одного из них. Если бегущим игрокам удаётся взять друг друга за руки прежде, чем одного из них поймает «горельщик», то они встают впереди колонны, горельщик опять водит, и игра продолжается. А если горельщик поймает одного из бегущих, то он встает впереди колонны, а водит игрок, оставшийся без пары.
ИГРА В «ГОРЕЛКИ»
2 вариант.
По считалочке выбирают горелыцика, он выходит вперёд. Остальные ребята становятся друг за другом в ряд и поют.
Гори, гори ясно,
Чтобы не угасло.
Раз, два, смело
Погляди на небо –
Теги-гуси летят,
На всю Русь кричат: -
Га-га-га, га-га-га,
Не догнать нас никогда!
Горельщик поёт:
Стою, стою на брёвнышке,
Стою, стою на солнышке!
Ой, горю жарко!
Ой, горю ясно!
Один из играющих спрашивает:
-Что ты горишь?
-Хочу добра и молодца!
-Какого?
-Тебя молодого!
Затем тот, кто спрашивал, убегает, а горельщик его ловит. Если поймает, то они меняются ролями, если нет, то выбирается новый горельщик.
ИГРА В «ГОРШКИ»
Играющие делятся на пары. Каждая пара рисует себе на земле небольшой кружок. В кружок становится участник, изображающий горшок, а его хозяин становится рядом с ним. Все играющие располагаются в своих «домиках» по большому кругу. Игрок подходит к одному из хозяев и начинает торг:
- Стук стук - по горшки! Продаётся ли горшок?
- Продаётся. -Да не худой ли?
- Худой.
- А какая за него плата?
- По спине лопата!
Покупатель подходит к другому горшку и спрашивает:
- Дорог ли горшок?
- Сорок корок, алтын голова, по копейке нога. Покупатель подходит к следующему горшку:
- Дорог ли горшок?
ИГРА В «ГОРШКИ»
Играют делятся на пары. Каждая пара рисует себе на земле небольшой кружок. В кружок становится участник, изображающий горшок, а его хозяин становится рядом с ним. Все играющие располагаются в своих «домиках» по большому кругу. Игрок подходит к одному из хозяев и начинает торг:
- Стук, стук - по горшки! Продаётся ли горшок?
- Продаётся. -Да не худой ли?
- Худой.
- А какая за него плата?
- По спине лопата!
Покупатель подходит к другому горшку и спрашивает:
- Дорог ли горшок?
- Сорок корок, алтын голова, по копейке нога.
Покупатель подходит к следующему горшку:
- Дорог ли горшок?
- Свиной пятачок, комариный носок.
Покупатель подходит ещё к одному горшку:
- Хозяин, хозяин, сколько стоит твой горшок!
- Мой горшок не дорог - стоит грошей сорок!
- А каков твой горшок?
Хозяин рассказывает:
- Горшок красен: Огня не боится, Воды не страшится, Много лет у меня был, Всю семью кормил. Бери, покупай, Домой забирай!
«Ладно по рукам!» - говорит покупатель и протягивает руку хозяину. Тот ударяет по ней своей рукой со словами: «Горшок бери, да кругом беги!» После этого покупатель, взяв горшок за руку, и хозяин начинают прыгать на одной ноге в разные стороны по кругу - навстречу друг другу. Если быстрее до оставленного свободного кружка доскачет покупатель, он становится новым хозяином горшка, а старый хозяин делается новым покупателем. Игра начинается сначала.
ИГРА В «ДЯТЛА»
Играющие выбирают участника, изображающего дятла. Остальные игроки подходят с дятлом к дереву и поют:
Ходит дятел по пашнице,
Ищет зёрнышко пшеницы,
Не нашёл и долбит сук,
Раздаётся в лесу стук:
Тук, тук, тук, тук!
После этого дятел берёт палку и, считая про себя, стучит по дереву по дереву задуманное им количество раз. Кто из игроков первым правильно назовёт число ударов и столько раз обежит вокруг дерева, тот становится новым дятлом, и игра повторяется.
ИГРА В «КРАСКИ»
Играющие выбирают хозяина и двух покупателей - чёрта и кота. Все остальные - краски. Каждая краска придумывает себе цвет и так, чтобы не услышали покупатели, называет его хозяину. Потом хозяин приглашает одного из покупателей. Подходит чёрт, стучит палкой о землю и переговаривается с хозяином:
-Тук, тук!
-Кто пришёл?
-Я- чёрт с рогами,
-С горячими пирогами,
-С неба свалился,
-В горшок провалился!
-Зачем пришёл?
- За краской.
- За какой?
-За красной!
Если красной краски нет, хозяин говорит:
-Нет такой,
-Ступай домой
-По своей дорожке кривой!
-Чёрт уходит.
Приходит другой покупатель и стучит:
-Стук, стук у ворот!
-Кто тут? - спрашивает хозяин.
-Это я - кот -косоворот,
-Толоконный лоб,
-На голове шишка.
-А в кармане мышка.
-Зачем пришёл?
-За краской.
-За какой?
-За голубой!
Если покупатель отгадывает и такая краска есть, хозяин припевает:
-Скачи на одной ножке
-По голубой дорожке
-Найди голубые сапожки.
-Поноси, поноси
-И назад принеси!
После этих слов кот скачет на одной ноге вокруг красок. Тем временем участник, назвавшийся голубой краской, убегает, а кот его ловит. Если поймает - забирает себе, а не поймает - краска остаётся у хозяина. Потом покупатели опять приходят за краской. Выигрывает покупатель, который наберёт больше красок.
ИГРА В «ЛЬДИНКУ»
Играют зимой. Дети встают в круг. На середине выходит водящий. Он прыгает на одной ноге, а другой толкает перед собой льдинку.
Ему напевают:
Капитан, капитан,
Не бей льдинкой по ногам,
По кривым сапогам!
У тебя нос сучком,
Голова лучком,
Спина ящичком!
На это водящий отвечает:
Скачу по дорожке
На одной ножке,
В старом лапоточке
По пенькам, по кочкам,
По холмам, по горам.
БУХ! По ногам!
Со словами: «Бух! По ногам!» водящий старается попасть льдинкой в ноги игроков. Дети подпрыгивают, пропускают льдинку. Кого льдинка коснётся, тот становится новым водящим и продолжает игру.
ИГРА В «МЕДВЕДЯ»
Играющие рисуют на противоположных концах игровой площадки 2 круга - дом и бор.
Один из ребят изображает медведя. Он рычит, переваливается с ноги на ногу, топчется в бору; потом ложится на землю и делает вид, что спит.
Дети с лукошком приходят в бор, щиплют траву, словно собирают ягоды и грибы, и при этом поют:
У медведя во бору
Грибы-ягоды беру,
А медведь не спит,
Всё на нас глядит.
А потом - как зарычит
И за нами побежит!
Медведь ворочается, потягивается. Затем он встаёт и начинает
гоняться за детьми.
Кого поймает, отводит в бор.
Кто успевает убежать в дом, того медведь не трогает.
Если пойманных больше половины, игра заканчивается.
ИГРА «В ПЕРСТЕНЬ»
Дети садятся в ряд и складывают ладони лодочкой.
Водящий закладывает свои ладони в ладони каждого участника игры. Одному из них он должен незаметно оставить «перстень» - колечко (камушек, орех) которое зажато у него в ладонях. При этом он напевает:
Я по лавочке иду,
Золот перстень хороню –
В матушкин теремок,
Под батюшкин замок.
Вам не отгадать, не отгадать!
Мне вам не сказать, не сказать!
Сидящие отвечают:
Мы давно уже гадали,
Мы давно перстень искали –
Всё за крепкими замками,
За дубовыми дверями.
Затем один из играющих пытается отгадать, у кого спрятано кольцо. Ему приговаривают: «Покатилось колечко с красного крылечка - по овинам, по клетям, по амбарам, по сеням. Найди золотое колечко!» Если он найдёт, у кого из играющих спрятано кольцо, они одновременно с ним бегут в разные стороны, обегая лавку. Кто первым сядет на свободное место, тот водящий. Он и прячет снова кольцо.
ИГРА «В ПОДКИДЫ»
Один из играющих берёт в руки мяч и напевает:
Оля, Коля,
Дуб зелёный,
Ландыш белый,
Зайка серый,
Брось!
Со словами «Брось!» сильно подбрасывает мяч вверх. Кто из игроков первым на лету его подхватит, тот поёт же игровой припев и подбрасывает мяч.
ИГРА В «СОВУ»
Один из играющих изображает сову, остальные - мышей. Сова выкрикивает: «Утро!», и тут же же мыши начинают бегать, скакать, делать различные телодвижения. Сова кричит: «День!», мыши продолжают двигаться. Затем сова говорит: «Вечер!», тогда мыши начинают ходить вокруг неё и петь:
Ах ты, Совушка-сова,
Золотая голова,
Что ты ночью не спишь?
Всё на нас глядишь?
Сова говорит: «Ночь!» При этом слове мыши мгновенно замирают и стоят не двигаясь. Сова подходит к каждому из играющих и различными движениями и весёлыми гримасами старается рассмешить. Тот, кто смеётся или сделает какое-то движение, из игры выбывает. Выигрывает тот, кто не рассмеётся и не пошевелится.
ИГРА «В УГОЛКИ»
В игре участвуют пять человек. На земле рисуют большой квадрат. По считалочке выбирается водящий - Мышка. Он становится в середину квадрата, а четверо игроков занимают уголки. Водящему поют:
Мышка, мышка,
Продай уголок
За шильце, за мыльце,
За белое белильце,
За зеркальце!
Продолжат просить:
-Мышка, Мышка, дай ключи!
-Поди вон! Там постучи!
- отвечает Мышка и командует:
Из угла в угол,
Друг за другом –
Вон!
Тут же стоящие по углам начинают меняться между собой местами, а Мышка старается занять оставленный угол. Участник, оставшийся без угла, становится Мышкой, и игра повторяется
ИГРА «ВОЛК И ОВЦЫ»
Играющие выбирают волка и пастуха, все остальные-овечки. Пастух становится посреди лужка с палкой в руках. Около него пасутся овечки. Волк прячется за деревом.
Пастух поёт:
Пасу, пасу овечек Недалеко от речки. Волк за горою,
Серый за крутою
И днём и ночью рыщет, Моих овечек ищет.
А я волка не боюсь, Батожком оборонюсь, Кочерёжкой отобьюсь!
«Пойду, буду спать!» - говорит пастух, ложится и делает вид, что спит. Крадётся волк и уводит с собой овечек. Пастух просыпается, видит, видит, что овечек нет, и припевает:
Пасу, пасу до вечера,
А гнать домой нечего!
Пришёл серый волк,
Моих овечек столк.
А я заснул
И духом не чул!
Пастух начинает искать овечек, стучит палкой о землю и приговаривает: «тут волчий след, тут овечий след...» Подходит к волку и спрашивает: «Волк, ты не видел моих овечек?» - «А какие они?» - «беленькие». - «Побежали по беленькой дорожке».
После этих слов игроки-овечки, у которых светлые волосы, убегают от волка к пастуху. Пастух опять спрашивает волка, на этот раз о сивиньких овечках, затем о чёрненьких...пока все овечки не перебегут от волка к пастуху. Потом пастух выстраивает овечек в два ряда друг против друга, чтобы между рядами был проход шириной в один-два шага, и вступает с волком в переговоры:
-Волк, пожалуй в нашу баньку! -Собак боюсь.
-Я собак в клеть замкну, дверь колодой придавлю.
-А какая твоя баня?
-Банька калёная: топили молодцы семь дней, а пару в ней -для семи
Деревень.
-а какая печка?
Каменная.
-Каков твой полок?
-Железный.
-Боюсь я спекусь.
-Я соломки подстелю и водицы налью.
-Какой твой пар?
-Малиновый.
-Какой твой веник?
-Шёлковый.
-Какие твои тазы?
-Медные.
-боюсь лапы попеку.
-Я тряпочкой оберну.
Овечки начинают топать ногами.
-Что там стучит - грючит? -спрашивает волк.
-Дрова в огонь бросают.
Овечки хлопают в ладоши.
-Что там у тебя плёскает?
-То воду заливают.
Овечки начинают гудеть. Волк прислушивается: -А что там гудит?
-То пар поддают. Ну, волк, баня готова!
Волк идёт мыться, входит в проход между рядами. Овечки начинают «бить» волка жгутами из соломы. Волк с воем убегает.
ИГРА-ХОРОВОД «ВОР-ВОРОБЕЙ»
Выбираются огородник и воробей. Остальные играющие образуют круг и берутся за руки. Огородник выходит на середину хоровода, воробей ходит за кругом. Дети ведут хоровод, а огородник поёт:
Эй, вор-воробей,
Не клюй мою конопель,
Ни мою, ни свою,
Ни соседу.
Я за ту коноплю
Тебе ножку перебью!
Огородник бежит ловить воробья. Дети впускают воробья в круг и выпускают, а огородник может ловить его только за кругом. При это все поют:
Наш воробьишка
В сером армячишке.
В чистом поле не идёт,
Коноплю не клюёт.
По двору шныряет,
Крошки собирает.
Поймав воробья, огородник меняется с ним местами или выбирается новый огородник, воробей, и игра повторяется.
ИГРА «ВОРОНЯТА»
Дети выбирают «Тузика» и хозяйку - Машу. Все остальные - воронята. Дети - воронята спят (закрывают глаза, сложив голову на сложенные ладошки). «Тузик» - прячется за деревом.
Воронята крепко спят,
Все по гнездышкам сидят
А проснутся на заре,
Будут каркать во дворе.
(«Воронята» просыпаются)
Полетели, полетели
Воронята полетели - «кар!»
(Бегают в рассыпную, машут руками)
Вышла Маша на дорожку
Воронятам сыплет горошка,
Воронята прилетали,
Все до крошечки склевали
Тук-тук-тук-тук!
ИГРА «ГРАЧИ ЛЕТЯТ»
Дети становятся в круг, один выходит на середину и поёт:
Грачи летят,
На всю Русь трубят:
Гу-гу-гу
Мы несём весну!
Он поднимает руки вверх, показывая, как летят грачи.
- Летят, летят! - кричат дети и поднимает руки.
Журавли летят,
На всю Русь кричат:
Гу-гу-гу
Не догнать нас никому!
- Летят, летят! - вторят все.
Пчёлы летят,
Гудят, бунчат:
Жу-жу-жу
Медову несём сыту!
Летят, летят! - подтверждают стоящие в кругу.
Поросята летят,
Полосаты визжат:
Хрю-хрю-хрю
Надоело нам в хлеву!
Летят, ле..! - ошибаются некоторые из детей и поднимают руки. Кто ошибся, тот выходит из круга и в игре больше не участвует.
Игра продолжается, называются другие птицы и животные, например: синицы летят, воробьи летят, комары летят и медведи летят...
ИГРА «ГУСИ-ГУСАКИ»
Играющие выбирают волка и хозяйку, все остальные - гуси. Волк отходит в сторону и прячется. Хозяйка гонит гусей в поле гулять, травку щипать, оставляет их одних и уходит. Волк выходит из укрытия, гуси поют:
Сошлись гуси-гусаки,
Ходят-бродят у реки.
Стали гу си гоготать,
Стали серые кричать:
Волчик, волчик, пощади,
Нас, гусяток, не щипли!
Дадим тебе платочек,
Орешков мешочек.
Коли ты волчик
Бери с собой нас молча!
Волк уводит гусей и прячет. Приходит хозяйка, видит, что её гуси пропали, и начинает причитать:
Гусятки мои,
Лебедятка мои,
Не я ли вас кормила?
Не я ли вас поила?
Не для серого волчища,
Не для лютого зверища...
Хозяйка подходит к волку и спрашивает:
У тебя, волк, мой гуси?
Нет, у меня одни куры, отвечает волк.
Гуси начинают кудахтать по-куриному.
Во второй раз хозяйка спрашивает:
-У тебя, волк, мои гуси?
- Нет, у меня одни утки.
Гуси начинают по-утиному крякать. Хозяйка снова обращается к волку:
- У тебя, волк, мои гуси?
- Нет, у меня одни пчёлы.
Гуси начинают по-пчелиному жужжать.
- Пойду-ка я погляжу! - говорит хозяйка. Она входит в укрытие и видит своих гусей: «Это же мои гуси беленькие, хвосты серенькие! Щиплите волка! Гуси с шипением набрасываются на волка и щипают его. Волк убегает.
ИГРА «ДЕДУШКА МАЗАЙ»
Играющие выбирают дедушку Мазая. Остальные участники договариваются, какие движения, обозначают работу (например, сеяние, молотьбу, жатву, косьбу и т.п.) будут ему показывать.
Они подходят к дедушке Мазаю и поют:
Здравствуй, дедушка Мазай,
Из коробки вылезай!
Где мы были - не скажем!
А что делали - покажем!
После этих слов все изображают движениями работу, о которой договорились. Если дедушка Мазай отгадывает, дети разбегаются, а он их ловит. Кого первого поймает, тот и становится новым дедушкой Мазаем, и игра повторяется. Если не отгадывает, ему показывают другую работу.
ИГРА «ДОЖДИК»
Дождик, дождик, ты не лей
(Поднимают руки вверх и качаются в стороны)
Наших деток пожалей:
Сидят дома - деточки,
Словно птицы в клеточке.
(Приседают, сложив ладони под щеку)
Солнышко, солнышко,
Посвети немножечко!
(Встают, хлопают в ладоши)
Выйдут детки погулять,
Станут бегать и играть!
(Бегают в рассыпную)
ИГРА «ЕРЫКАЛИЩЕ»
Очерчивается круг. По считалочке выбирается Ерыкалище, на него надевают маску страшного чудовища, сделанную из бумаги или холста. Он становится в круг. Остальные бегают вокруг и припевают:
Эко диво,
Чудо-юдо,
Морская губа
Ерыкалище!
Эко-диво,
Чудо-юдо,
С горынова дуба
Хромое поганище!
Неожиданно игрок, изображающий Ерыкалище, выскакивает из круга и, прыгая на одной ноге, ловит бегающих вокруг детей. Кого он поймает, того уводит в плен - в круг, и отдыхает. Затем его снова дразнят, и Ерыкалище уже вместе с пленным игроком прыгают на одной ноге, ловят оставшихся. Игра продолжается, пока Ерыкалище с помощниками не переловят всех детей.
ИГРА «ЖМУРКИ»
Играющие выбирают участника, изображающего кота, завязывают ему платком глаза, - он и есть жмурка, -подводят к дверям и поют:
Иди, кот, на порог,
Где сметана и творог!
Повернись пять раз,
Лови мышек а не нас!
После этих слов все разбегаются, а кот их ищет. Дети увёртываются, не разрешается). Если кто подойдёт близко к какому-либо предмету, о котором можно удариться, его предупреждают, говоря «огонь!». Когда кот-жмурка поймает кого-нибудь из детей, тот занимает его место, и игра повторяется.
ИГРА «ЗАРЯ-ЗАРНИЦА»
Один из ребят держит шест с прикреплёнными на колесе лентами. Каждый играющий берётся за ленту. Один из участников - водящий, он стоит вне круга. Дети идут по кругу и запевают песню:
Заря-зарница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила.
Ключи золотые,
Ленты голубые.
Раз, два- не воронь,
А беги, как огонь!
С последними словами игрового припева водящий дотрагивается до кого-нибудь из игроков, тот бросает ленту, они вдвоем бегут в разные стороны и обегают круг. Кто первым схватит оставленную ленту, тот победит, а неудачник становится водящим. Игра повторяется.
ИГРА «ЗОЛОТЫЕ ВОРОТА»
Играющие выбирают двух ведущих. Они сговариваются, какие возьмут себе названия: одни называют себя «серебряное блюдечко», другой-«наливное яблочко». После этого они берутся за руки и поднимают их вверх, образуя «золотые ворота». Остальные участники игры выстраиваются один за другим и гуськом проходят под игровой припев в ворота:
Золотые ворота,
Проходите господа!
В первый раз прощается,
Второй раз запрещается,
А на третий раз
Не пропустим Вас!
На последнем слове игрового припева ведущие опускают руки и закрывают ворота, задерживая одного из игроков. Он просит: «Золотые ворота, пропустите вы меня!». Ему отвечают: «Мы всех пропускаем, а тебя оставляем! Что выбираешь - серебряное блюдечко или наливное яблочко?» задержанный игрок выбирает и переходит на ту или иную сторону, он встаёт за спину ведущего и поднимает руки. То же происходит и с другими участниками. Так играющие делятся на 2 команды. После этого они меряются силой- берут длинную верёвку и перетягивают её.
ИГРА «КАПУСТА»
Рисуется круг - огород. На середину его играющие складывают шапки, пояса, платки, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, а один из ребят выбранный хозяином, садится рядом с капустой. Хозяин, показывая движениями воображаемую работу, поёт:
Я на камушке сижу,
Мелки колышки тешу.
Мелки колышки тешу,
Огород свой горожу,
Чтоб капустку не украли,
В огород не прибегали
Волк и лисица,
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь толстопятый.
Ребята пытаются быстро забежать в огород, схватив «капусту» и убежать. Кого хозяин коснётся рукой в огороде, тот в игре больше не участвует. Игрок, который больше всех унесёт из огорода «капусты», объявляется победителем.
ИГРА «КОЛЕЧКО»
По считалочке выбирается ведущий. Он берёт в руки «кольцо» (камушек или что-нибудь). Все остальные участники садятся на лавку, складываю ладошки лодочкой и кладут на колени. Ведущий обходит детей и каждому вкладывает в ладошки свои ладони, при этом он приговаривает: «Я по Горенке иду, колечко несу. Угадайте-ка, ребята, где ребята, где золото упало?» Одному из игроков ведущий незаметно кладёт в руки кольцо. Потом отходит на несколько шагов от лавки и произносит нараспев слова:
Колечко, колечко,
Выйди на крылечко!
Кто с крылечка сойдёт,
Тот колечко найдёт!
Задачи игрока, у которого в руках колечко, - вскочить с лавки и убежать, а дети, сидящие рядом, должны догадаться, у кого оно спрятано, и постараться, придерживая руками, не пускать этого игрока. Если игроку с кольцом не удаётся убежать, он возвращает кольцо ведущему. А если удаётся убежать, то становится новым ведущим и продолжает игру.
ИГРА «МАТРЕШКИ»
Мы - веселые матрешки (покачиваются из стороны в сторону)
Ладушки - ладушки! (хлопают в ладоши)
На ногах у нас сапожки! (топают)
Ладушки - ладушки! (хлопают)
Завязали мы платочки! (изобр. завязывание платка)
Ладушки - ладушки! (хлопают)
Раскраснелись наши щечки! (показывают)
Ладушки - ладушки! (хлопают)
ИГРА «ИВАН-ЦАРЕВИЧ»
Ведущий называет слово, которое является частью имени сказочного персонажа, или часть названия волшебного предмета. Играющие должны назвать имя или название полностью.
Например: мышка - (норушка), лисичка - (сестричка), царевна - (лягушка), сестрица - (Аленушка), жар - (птица), серый - (волк), Василиса - (премудрая), шапка - (невидимка), скатерть - (самобранка).
ИГРА «МЕЛЬНИЦА»
Играющие встают в круг. Каждый участник, не сходя с места, кружится. При этом все поют:
Мели, мели, мельница,
Жерновочки вертятся!
Мели, мели, засыпай
И в мешочек набивай!
или:
Крутись-крутись, жёрнов,
Сьеден хлеб наш чёрный!
Съеден белый хлебик,
Мели новый, мельник!
На последнем слове песни все должны остановиться и стоять не шевелясь. Кто упадёт или не сумеет вовремя остановиться, тот из игры выходит, остальные повторяют песню и опять кружатся. Остаётся в круге самый выносливый. Он и выигрывает.
ИГРА «МЕТЕЛИЦА»
Играющие встают парами в круг. Игроки в каждой паре, сцепившись руками (под локоть), стоят друг к другу боком. Пары поочерёдно кружатся под песню:
Метелица, метелица,
Снег по полю стелется!
Кто кружится, вертится –
Тот заметелится!
Песня повторяется до тех пор, пока играющие кружатся. Пара, которая кружилась дольше всех. Побеждает.
ИГРА «МОЛЧАНКА»
Играющие выбирают водящего, садятся вокруг него и поют:
Кони, кони, мои кони,
Мы сидели на балконе,
Чаю пили, чашки мыли,
По-турецки говорили:
Чаб-чаляби, чаб-чаляби.
Прилетели журавли
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб.
Не смеяться, не болтать,
А солдатиком стоять!
Как только споют последнее слово, все замолкают. Водящий старается всех смешить каждого из детей - движениями, смешными гримасами, весёлыми приговорками. Если кто-то из игроков засмеётся или скажет слово, то отдаёт водящему фант. В конце игры каждый из участников свой фант выкупает: по желанию водящего поют песни, загадывают загадки, скачут на одной ноге.
Другой вариант песенки:
Начинаем мы играть:
Пони, пони, пони, пони,
Мы сидели на балконе.
Чай пили, ложки мыли,
По-турецки говорили:
Чаби-чаляби, чаляби-ляби-ляби.
Мы набрали в рот воды
И сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрёт,
Тот получит шишку в лоб.
Сказки не рассказывать,
Зубки не показывать,
А смеяться можно,
Только осторожно!
ИГРА «МЫ НА ЛУГ ХОДИЛИ»
Мы на луг ходили
Хоровод водили
Вот так на лугу
Хоровод водили.
Задремал на кочке
Зайка в холодочке
Вот так задремал
Зайка в холодочке.
Разбудить хотели
В дудочку дудели
Ду-ду.ду-ду-ду
В дудочку дудели.
Зайку мы будили
В барабаны били
Бум-бум дра-та-та
В барабаны били.
Зайка, просыпайся
Ну-ка подымайся
Вот так, не ленись
Ну-ка подымайся.
Мы с тобой попляшем
В хороводе нашем
Вот так мы с тобой
Весело попляшем.
Зайка, зайка, не зевай
Быстро деток догоняй.
или
Зайка, зайка, не зевай
И от нас ты убегай.
ИГРА «ПОЯСКИ» (играют зимой, на святки)
У каждого играющего есть поясок.
Ведущий собирает все пояски и раскладывает их в середине круга. Игроки берутся за руки и идут по кругу, приговаривая:
На небе звезда высоко взошла,
И месяц высок, хватай поясок.
Каждый ребенок хватает первый попавшейся поясок. Затем ведущий с завязанными глазами произносит: «Самый длинный!». Дети осматривают пояски. Тому, у кого окажется самый длинный поясок, дают шуточное задание.
ИГРА «РОДНИЧОК»
Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом вдоль весеннего ручья. Все поют:
Разлился родничок,
Золотой рожок.
У-ух!
Разлился ключевой,
Белый, снеговой.
У-ух!
По мхам, по болотам,
По гнилым колодам.
У-ух!
Затем боком стараются перепрыгнуть ручей, не коснувшись воды.
Но при этом каждый мешает своему соседу. Тот, кто коснётся воды, из игры выбывает.
ИГРА «ТЕРЕМОК»
У педагога в руках деревянные ложки. Дети стоят в кругу. Педагог обходит их, напевая:
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок, не высок,
Вот по полю, полю мышка бежит,
У дверей остановилась и стучит....
Останавливается у кого-нибудь за спиной и стучит ложками. Ребенок спрашивает: «Кто там?». Педагог с надетой игрушкой на руку отвечает: «Это я мышка норушка». Предлагает ребенку войти в круг ((теремок) и постучать тот же ритм ложками). Игра продолжается, пока все герои сказки не войдут в теремок.
ИГРА «ТЕТКА С БЛИНАМИ» (играют на масленицу)
«Тетку» наряжают в русский платок. Стоя в кругу, а затем, идя по кругу, дети поют:
Тин-тинка, подай блинка,
Оладышка, прибавышка,
Тетушка, не скупись,
А блиночком поделись!
«Тетушка» - отвечает: «А блинов-то и нету!»
Играющие: А что нам дашь?
«Тетушка»: Шило, мыло, брысь, корило, сито, мыто, брысь, корыто.
Тот на кого выпало последнее слово считалки, пляшет под музыку и получает блин.
ИГРА-ХОРОВОД «ЧУРИЛКИ»
Играющие выбирают двоих, одному завязывают платком глаза, другому дают бубенцы (или колокольчик). Затем ведут вокруг них хоровод и поют:
Трынцы-брынцы, бубенцы,
Позолочены концы!
Кто на бубенцах играет
Того жмурка не поймает!
или
Колокольцы-бубенцы,
Раззвонились, удальцы:
Диги-диги-диги-дон,
Отгадай, откуда звон?
После этих слов игрок с бубенцами начинает в них звонить и ходить в круге, а жмурка старается его поймать. Как только жмурка его поймает, их заменяют другие игроки, и игра продолжается.
ИГРА «БЕГ ПО СТВОЛУ»
Играющие собираются у поваленного ствола дерева, залезают на него и передвигаются взад и вперёд от одного края до другого. Постепенно дети увеличивают скорость и с шага переходят на бег, при этом произносят нараспев слова:
Белая берёза,
Чёрная роза,
Ландыш душистый,
Одуванчик пушистый,
Колокольчик голубой.
Поворачивай! Не стой!
Кто из игроков теряет равновесие и соскакивает со ствола, тот из игры выбывает. Кто дольше всех продерживается на стволе - тот побеждает.
«ЭХО»
Коля ты у нас в лесу!
Мы тебя зовем: «Ау!»
Ну-ка, глазки закрывай,
Кто зовет тебя, узнай!
«ЛАДОШКИ»
Вот у нас игра какая
Хлоп ладошка, хлоп другая
Правой - левую ладошку
А теперь ладошкой левой,
Ты хлопки погромче делай!
Вверх ладошки хлоп, хлоп,
По коленкам - шлеп, шлеп,
По плечам теперь похлопай,
По бокам себя пошлепай.
Можем хлопать за спиной,
Хлопаем перед собой,
Справа можем - слева можем
И крест на крест руки сложим.
Потешки
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка – хороший,
Ванечка – пригожий!
Кто у нас хороший,
Кто у нас пригожий?
Ванечка - хороший,
Ванечка - пригожий!
Красные кафтанчики,
Синие карманчики.
На дубу сидят,
Меж собою говорят
Все про Галочку,
Все про маленькую.
Ой, мой маленький,
Ненаглядненький,
Мой хорошенький,
Мой пригоженький.
Наша доченька в дому,
Что оладышек в меду,
Красно яблочко в саду.
Мой сыночек маленький,
Чуть побольше валенка.
Ой ты, сынок,
Медовый сахарок, Румяный пирожок,
Березовый душок.
ПОТЕШКИ «НА СОН ГРЯДУЩИЙ»
Спи, усни, детка Андрюшенька.
Все ласточки спят,
Все касаточки спят,
Нашему Андрюшеньке
Спать велят.
Малиночка сладенькая,
Спи, дочка маленькая.
Ходит сон по хате
В сереньком халате,
А сониха под окном-
В сарафане голубом.
Ходят вместе они,
А ты, доченька, усни.
Баю, баю, баюшок,
Кладу Машу на пушок-
На пуховую кровать,
Будет Маша крепко спать.
Баю, баю, байки,
Прилетели чайки,
Стали крыльми махать,
Наших деток усыплять.
Вот и люди спят,
Вот и птицы спят.
Птицы спят на веточках,
Лисы спят на горочках,
Зайцы спят на травушке,
Утки – на муравушке,
Детки все по люлечкам….
Спят – поспят, всему миру спать велят.
Баю, баю, баюшок,
В огороде петушок.
Песни громко поет,
Ване спать не дает.
А ты, Ванечка, усни,
Крепкий сон к тебе приди.
Баю, бай, бай, бай,
Ты, собаченька, не лай
И в гудочек не гуди –
Наших деток не буди.
Наши детки будут спать,
Да большими вырастать.
Они поспят подольше,
Вырастут побольше.
Ай, качи, качи, качи,
Улетели в лес грачи.
Не летают гули –
Все давно уснули.
Не скребутся паучки –
Влезли в норки у печи.
Только наша Оленька
Спать ложиться поздненько.
ПОТЕШКИ ПОСЛЕ СНА
На кота потягушки,
На дитя порастушки,
А в ручки хватушки,
А в ножки ходушки,
А в роток говорунок,
А в голову разумок!
Вот проснулся петушок,
Встала курочка.
Подымайся, мой дружок,
Встань, мой Юрочка.
ПОТЕШКИ ПРИ УМЫВАНИИ
Ай, лады-лады-лады,
Не боимся мы воды,
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
Водичка, водичка,
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щкчки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
Водичка серебристая
Струится из-под крана.
И мыло есть душистое,
Совсем как в нашей ванной.
«Водичка серебристая,
Ты как сюда попала?»
«через луга росистые
Я в детский сад бежала».
«Водичка серебристая,
Зачем ты к нам бежала?»
«Чтоб все вы были чистыми,
Чтоб все вокруг сверкало».
Закатаем рукава,
Открываем кран – вода.
Моем глазки, моем щечки,
Моем уши и ладошки!
- Посмотрите, крошки,
На свои ладошки!
- Ах, какие ладошки!
Чистые ладошки!
В ручейке вода струится
В речке плещется вода.
Мы под краном будем мыться,
Без воды мы никуда.
Моем руки, моем лица
Мылом, щеткой и водой.
Если ты не любишь мыться,
Эту песенку не пой.
Читая водичка
Умоет Саше личико,
Анечке – ладошки,
А пальчики – Антошке.
Не умыться, не напиться без воды, Листику не распуститься без воды,
И потому всегда
Всем, везде нужна вода.
Я прошу вас, мойте чаще
Ваши руки и лицо.
Все равно какой водою:
Кипяченой, ключевою.
Из реки иль из колодца,
Или просто дождевой.
Нужно мыться непременно
Утром, вечером и днем,
Перед каждою едою,
После сна и перед сном.
Каждый день я мою мыло
Под горячею водой.
Мойся, мыло, не ленись,
Не выскальзывай, не злись.
Вот оно и не упало,
Мы не моем его сначала.
Ах, опять оно упало,
Будем мыть его сначала.
Умываемся мы быстро,
Вытираемся мы чисто,
Так опрятны, аккуратны,
Всем смотреть на нас приятно.
ПОТЕШКИ ПРИ КОРМЛЕНИИ
Жили-были сто ребят,
Все ходили в детский сад.
Все садились за обед,
Все съедали сто котлет.
Все потом ложились спать.
Начинай считать опять.
Гойда, гойда, люленьки,
Прилетели гуленьки,
Стали гули говорить,
Чем Ванюшу накормить.
Один скажет – кашкою,
Другой – простоквашкою,
Третий скажет – молочком
И румяным пирожком.
Травка-муравка со сна поднялась,
Птица- синица за зерна взялась,
Зайка - за капустку,
Мышка - за корку,
Дети – за молоко.
Умница, Катенька,
Ешь кашку сладеньку,
Вкусную, пушистую,
Мягкую, душистую.
Дубы, дубочки,
Пеку блиночки,
Блиночки горячи,
Не хотят сидеть в печи.
Блиночки румяные,
С маслицем, сметаною.
ПОТЕШКИ ПРИ ОДЕВАНИИ НА ПРОГУЛКУ
Вот они, сапожки:
Этот – с левой ножки,
Этот – с правой ножки.
Если дождичик пойдет,
Наденем сапожки:
Этот – с правой ножки,
Этот – с левой ножки.
Вот как хорошо!
Валенки, валенки,
Невилички, маленьки,
Опушка бобровая,
Маша чернобровая.
Завяжи потуже шарф,
Буду делать снежный шар.
Я шар покачу,
Гулять хочу.
Большие ноги шли по дороге:
Топ, топ, топ, топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ.
Топ – топ по земле,
Ведь земля – то наша.
И для нас не ней растут
Пироги и каша.
РЕБЕНОК ПОЕЛ, ОТДОХНУЛ, ТЕПЕРЬ НАДО ПОДВИГАТЬСЯ, ПОУПРАЖНЯТЬСЯ В ХОДЬБЕ
Встань, малыш, еще разок,
Сделай маленький шажок,
Топ – топ!
Ходит мальчик наш с трудом,
Первый раз обходит дом
Топ – топ!
Киска, киска, киска, брысь!
На дорожку не садись.
Наша деточка пойдет,
Через киску упадет.
Уходи с дороги, кот,
Наша Танечка идет.
Наша Танечка идет!
Ни за что не упадет!
ВЫЙДЯ НА УЛИЦУ, ПОНАБЛЮДАЕМ ЗА ОКРУЖАЮЩИМ, «ПОГОВОРИМ» С СОЛНЫШКОМ ИЛИ ДОЖДИКОМ
Солнышко, солнышко,
Выгляни в окошечко.
Ждут тебя детки, ждут малолетки!
Дождик, дождик, полно лить,
Малых детушек мочить!
Бабочка – коробочка,
Ветер или дождь!
Полетишь – как ветер,
Упадешь – так дождь!
Свет – светлячок,
Посвети в кулачок!
Посвети немножко,
Дам тебе горошка,
Кувщин творога
И кусок пирога!
Мотылек – ветелек,
Принеси нам ветерок:
От ворот поворот
Гнать кораблик в ручеек.
Уж ты бор – борок,
Дай ягод коробок,
Грибов кузовочек,
Орехов мешочек!
Гриб – грибок, выставь лобок!
На тебя погляжу,
В кузовок положу!
Гриб на грибу, а мой наверху!
Рву, рву ягодку,
Черную смородинку!
Маменьке - в лукошко,
Тятеньке – в стаканчик,
А серому волку – коренья на лопате!
ПОТЕШКИ ДЛЯ ОБЩЕНИЯ С ЖИВОТНЫМИ НА ПРОГУЛКЕ
Дай молочка, Буренушка,
Хоть капельку – на донышко!
Ждут меня котята,
Малые ребята!
Дай им сливок ложечку,
Творогу немножечко,
Всем дает здоровье
Молоко коровье.
Курочка – тараторочка,
По двору ходит,
Цыплят водит,
Хохолок раздувает,
Малых деток потешает.
Как у нашего кота
Шубка очень хороша,
Как у котика усы
Удивительной красы,
Глаза смелые,
Зубки белые.
Свинка Ненила
Сыночка хвалила:
То-то хорошенький,
То-то пригоженький:
Ходит бочком, ушки торчком!
Хвостик крючком,
Нос пятачком.
Привяжу я козлика
К белой березке.
Стой, мой козлик,
Стой, не бодайся.
Белая березка,
Стой не качайся.
Петушок, петушок,
Золотой гребешок,
Что так рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Блоки потешек по тематике
Потешки имитирующие музыкальные звуки (инструменты), а также тексты, сочетающиеся с пляской и хороводными играми:
«Кто у нас хороший?»,
«Заинька, войди в сад»,
«Каравай»,
«На зеленом лугу, их! Вох!»
Потешки специально тематически подобраны для ознакомления с какими-либо животными, растениями или явлениями природы, например: сериалы.
«Курочка» («Курочка- рябушка», «Курочка – тараторушка», «курочка – пеструшечка», «Курочка - -хохлаточка»)
«Петушок» («Как у наших у ворот», «Петшок- петушок», «Петушок, ты подай голосок»)
«Котик»(«Пошел котик во лесок», «Пошел котик во торжок»)
«Коровка»(«Уж как яль свою коровошку люблю», «Рано, рано по утру»)
«Козочка» («Козочка-белоногушка», «Идет коза рогатая», « Коза- хлопотала»)
«Солнышко» («Солнышко – вёдрышко», «Солнышко – колоколнышко»)
Потешки отражающие элементы народного быта и знакомящие с действием человека.
«Еду -еду к бабе, деду»,
«Ладушки – ладушки!»,
«Ладушки – ладушки! Пекла бабка оладушки»,
«Как по снегу, по метели.»,
«Вот и люди спят.»,
«Ой ду –ду…! Потерял пастух дуду!»,
«Жили у бабуси два веселых гуся.»,
«Кто у нас хороший?»,
«Уж как я ль свою коровушку люблю».
Потешки ознакамляющие с домашними животными, имитирующие действия человека и его виды деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая).
«Собака на кухне пироги печет»,
Серия потешек на тему «Петушок и его семья»,
«Пошел котик на торжок»,
«Кисонька – мурлысонька»,
«Котя – котенька – коток»,
«На дубочке, на дубочке»,
«Сорока – ворона»,
«Сорока – белобока»,
«Козушка – белоногушка»,
«Коза – хлопота».
Потешки знакомящие с дикими животнами, имитирующими действия человека.
«Лиса по лесу ходила»,
«Мишка косолапый»,
Заинька серенький, заинька беленький»,
«Сидит белка на тележке».
Потешки олицетворяющие природу.
«Травка – муравка со сна поднялась»,
«Солнышко – вёдрышко»,
«Солнышко – колоколнышко»,
«Дождик, дождик – пуще!»,
«Радуга – дуга».
Потешки олицетворяющие материнскую любовь и взаимодействие «больших» и «маленьких».
«Курочка – рябушка, куда пошла?»,
«Коза – хлопота»
«Лиса по лесу ходила»,
«Курочка - тараторочка»,
«Котя, котенька – коток»,
«Ай баю – баю, баю»,
«Баю – бай, баю – бай, ты собачка не лай»,
«Ладушки,…»,
«Поехали – поехали».
Потешки небылички.
«Из-за леса, из-за гор едет дедушка Егор»,
«Тень – тень – потетень, выше города плетень»,
«Под меленкой, по вертеленкой».
Потешки раскрывающие или олицетворяющие нравственно- этические категории.
«Тили – бом! Тили – бом! Загорелся кошкин дом»,
«Кисонька – мурысонька»,
«Пальчик – мальчик»,
«Сорока – сорока»,
«Собака на кухне пироги печет»,
«Наша хозяюшка сметлива была»,
«Пошла Маня на базар»,
«Под горкой, на речке, на тоненькой дощечке Таня платье мыла».
Потешки имеющие прямое отношение к ребенку по имени.
«Пошел котик на торжок»,
«Котик серенький присел на печуроччке»,
Пошел котик во лесок»,
«Кто у нас хороший»,
«Как пошли наши подружки».
Русские народные песни
Во саду ли, в огороде
Девица гуляла,
Невеличка, круглоличка,
Румяное личко.
За ней ходит, за ней бродит
Удалой молодчик.
За ней носит, за ней носит
Дороги подарки.
Жил-был у бабушки серенький козлик
Жил-был у бабушки серенький козлик,
Жил-был у бабушки серенький козлик.
Вот как, вот как серенький козлик,
Вот как, вот как серенький козлик.
Бабушка козлика очень любила,
Бабушка козлика очень любила.
Вот как, вот как очень любила,
Вот как, вот как очень любила.
Как пошли наши подружки
Как пошли наши подружки в лес по ягоды гулять.
Дело, дело, дело, да, в лес по ягоды гулять.
Они ягод не набрали, лишь подружку потеряли.
Жалко, жалко, жалко, жаль, лишь подружку потеряли.
Что любимую подружку – Катеринушку.
Ох, ох, ох, ох, ох, ох, ох, Катеринушку.
Ты, ау, ау, Катюшка, наша милая подружка!
Где ты, где ты, где ты, где, Наша милая подружка?
Ой, вставала я ранёшенько
Ой, вставала я ранёшенько,
Умывалася белёшенько.
Припев:
Ой-ли, да-ли, калинка моя,
В саду ягода-малинка моя!
Надевала черевички на босу,
Я гнала свою корову на росу.
Припев.
Я гнала свою корову на росу...
Повстречался мне медведь во лесу.
Припев.
Я медведя испугалася,
Во часты кусты бросалася.
Припев.
Ты, медведюшка-батюшка,
Ты не тронь мою коровушку.
Припев.
Ты не тронь мою коровушку,
Не губи мою головушку!
Припев.
Я коровушку доить буду,
Малых детушек поить буду.
Припев.
Два веселых гуся
Жили у бабуси
Два веселых гуся:
Один серый,
Другой белый,
Два веселых гуся.
Вытянули шеи,
У кого длиннее
Один серый,
Другой белый,
У кого длиннее.
Мыли гуси лапки
В луже у канавки
Один серый,
Другой белый,
Спрятались в канавке.
Вот кричит бабуся:
«Ой, пропали гуси —
Один серый,
Другой белый,
Гуси мои, гуси!»
Выходили гуси,
Кланялись бабусе —
Один серый,
Другой белый,
Кланялись бабусе.
Во поле береза стояла
Во поле береза стояла,
Во поле кудрявая стояла,
Люли, люли стояла,
Люли, люли стояла.
Некому березу заломати,
Некому кудряву заломати,
Люли, люли заломати,
Люли, люли заломати.
Я ж пойду погуляю,
Белую березу заломаю,
Люли, люли заломаю,
Люли, люли заломаю.
Срежу с березы три пруточка,
Сделаю три гудочка,
Люли, люли три гудочка,
Люли, люли три гудочка.
Четвертую балалайку,
Четвертую балалайку,
Люли, люли балалайку,
Люли, люли балалайку.
Пойду на новые на сени,
Стану в балалаечку играти,
Люли, люли играти,
Люли, люли играти.
Во кузнице
Во ку… во кузнице,
Во ку… во кузнице,
Во кузнице молодые кузнецы,
Во кузнице молодые кузнецы.
Они, они куют,
Они, они куют,
Они куют принаваривают,
Молотками приколачивают.
«Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, пойдем, Дуня,
Пойдем, Дуня во лесок, во лесок,
Сорвем Дуне лопушок, лопушок.
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем, сошьем Дуне,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан,
Сошьем Дуне сарафан, сарафан.
Носи, носи, Дуня,
Носи, носи, Дуня,
Носи, Дуня, не марай, не марай,
По праздничкам надевай, надевай.
Пошла млада за водой
Коромысел золотой
Эй-эй люли,
Коромысел золотой.
Коромысел золотой
Ведерки дубовые
Эй-эй люли
Ведерки дубовые.
Брошу ведра по гору
Сама в пляску я пойду.
Эй-эй люли сама в пляску я пойду.
Сама в пляску я пойду,
Рассыплюся яблонькой.
Эй-эй люли, рассыплюся яблонькой
А кто будет в гусли грать,
А кто будет в гусли грать,
А кто будет танцевать?
Эй-эй люли, а кто будет танцевать?
Ваня будет в гусли грать
Таня будет танцевать.
Эй-эй люли
Таня будет танцевать.
Ах вы, сени, мои сени.
Ах вы, сени, мои сени,
Сени новые мои,
Сени новые, кленовые,
Решетчатые.
Выходила молода
За новые ворота
(За новые, дубовые,
За решетчатые).
Выпускала сокола
Из правого рукава:
«Полети ты, мой сокол,
Высоко и далеко,
И высоко и далёко,
На родиму сторону.
Где был, Иванушка?
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Курочка.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Иванушка в горенке
Песенки поёт.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Уточку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюёт,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Барашка.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Где был, Иванушка?
На ярмарке (на базаре).
Что купил, Иванушка?
Коровушку.
Курочка по сеничкам
Зернышки клюет,
Уточка по лужице
Взад-вперед плывет,
Барашек в садике
Травушку жует,
Коровушка деткам
Молочко даёт,
Иванушка в горенке
Песенки поет.
Кострома.
- Здорово, Кострома !
- Здоровенько !
- Что вы делаете ?
- А прядиво, милая, мнём
- Ну мните, мните...
ПРИПЕВ:
Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом
- Здорово, Кострома !
- Здоровенько !
- Что делаете ?
-А прядем, милая
- Ну прядите на здоровье
- Здорово, Кострома !
- Здоровенько !
- Что вы делаете ?
- А, милая, мы от красна** ткём
- Ну помогай Вам Бог
ПРИПЕВ:
Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом
- Здорово, Кострома !
- Здоровенько !
- Что вы делаете ?
- А мы выткали, обедаем
- Ну Бог Вам на помощь
- Здорово, Кострома !
- Здоровенько !
- Что вы делаете ?
- А, милая, заболела
- Заболела - полечитеся
ПРИПЕВ:
Кострома, Кострома, государыня моя, Кострома...
А у Костромушки кисель с молоком, молоком
А у Костромушки блины с творогом
Калинка.
Ах! Под сосною под зеленою
Спать положите вы меня;
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Спать положите вы меня.
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Сосенушка ты зеленая,
Не шуми же надо мной!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Не шуми же надо мной!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Ах! Красавица, душа-девица,
Полюби же ты меня!
Ай, люли, люли, ай, люли, люли,
Полюби же ты меня!
Калинка, калинка, калинка моя!
В саду ягода малинка, малинка моя!
Как на тоненький ледок.
Как на тоненький ледок
Выпал беленький снежок,
Выпал беленький снежок,
Ехал Ванюшка-дружок.
Ехал Ваня, поспешал,
С ворона коня упал.
Он упал, упал-лежит,
Никто к Ване не бежит…
Таня с Маней увидали-
Прямо к Ване подбегали.
Прямо к Ване подбегали
Да за обе руки брали.
Они брали, подымали,
На коня его сажали,
В путь-дорогу провожали:
-Как поедешь ты, Иван,
Не зевай по сторонам.
Коровушка.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Уж как я ль-то ей крапивушку нажну.
Кушай вволюшку, коровушка моя,
Ешь ты досыта, буренушка моя.
Уж как я ль мою коровушку люблю,
Сытна пойла я коровушке налью,
Чтоб сыта была коровушка моя,
Чтобы сливочек буренушка дала.
Как у наших у ворот.
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.
Муха песенки поёт,
Муха песенки поёт,
Ай, люли, вот поёт,
Ай, люли, вот поёт.
Комар музыку ведёт,
Комар музыку ведёт,
Ай, люли, вот ведёт,
Ай, люли, вот ведёт.
Стрекоза плясать пошла,
Муравья с собой звала.
Ай, люли, всё звала,
Ай, люли, всё звала.
Муравейка, милый мой,
Попляши-ка ты со мной.
Ай, люли, вот со мной,
Ай, люли, вот со мной.
Уж я рад бы, поплясал,
Да уж очень я устал.
Ай, люли, я устал,
Ай, люли, я устал.
Как у наших у ворот,
Как у наших у ворот,
Ай, люли, у ворот,
Ай, люли, у ворот.
Комара муха любила.
Комара муха любила. Ох!
Комара муха любила,
И до смерти напоила. Ох!
Полетел комар в лесочек. Ох!
Полетел комар в лесочек,
Сел комарик на дубочек. Сидит!
Поднялась большая буря. Ох!
Поднялась большая буря, И комарика то сдула. Лежит!
Он лежит и еле дышит. Ох!
Он лежит и еле дышит,
Ручкой, ножкой не колышет. Ох!
Со святыми упокой.
Прилетели тут две мухи. Ох!
Прилетели тут две мухи,
И комарика под руки. Понесли!
Хоронили при дороге. Ох!
Хоронили при дороге,
Видны руки, видны ноги.
Весь на виду, весь на виду.
Блины.
Мы давно блинов не ели,
Мы блиночков захотели.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
В квашне новой растворили,
Два часа блины ходили.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Моя старшая сестрица
Печь блины-то мастерица.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Напекла она поесть.
Штук пятьсот, наверно, есть.
Ой, блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
На поднос она кладёт
И к столу сама несёт.
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Гости, будьте же здоровы!
Вот блины мои готовы!
Ой блины, блины, блины,
Вы блиночки мои!
Как вставала я ранёшенько.
Как вставала я ранёшенько,
Убиралася быстрёшенько.
Припев:
Пришла к нам Масленица,
Принесла блины и маслице!
Как стояла я у жаркой печи.
Выпекала кренделя и калачи.
С калачами блины, шанежки
Для милого друга Ванечки.
Ой. подружки, собирайтеся,
В сарафаны наряжайтеся.
Будем вместе хороводы водить,
Надо нам ещё и зиму проводить!
Прялица.
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати
Я стояла на угорочке
Сарафан с косой оборочкой
Сарафанчик раздувается
Ко мне милый приближается
Я заметила заметочку:
На милом рубашка в клеточку.
Я заметила вторую на бегу,
Мой-от миленький не курит табаку,
Мой-от миленький не пьет винцо,
Часто ходит на мое крыльцо.
Из колодца воду черпала
Уронила в воду зеркало
Уронила - не разбилося
Полюбила - не ошиблася
Уж ты прялица, кокорица моя
Пойду вынесу на улицу тебя
Буду прясти попрядывати
По беседушкам похаживати.
Расписание занятий кружка « Русская изба»
группа | Место проведения | понедельник | среда |
старшая | музей | 15.30-15.55 |
|
подготовительная | музей |
| 15.30-16.00 |