Разноцветный мир
Сайт дополнительного образования в детском саду
Воспитательная сила сказки, ёе мудрость и историческая ценность составляют тот потенциал творческого самовыражения, о котором сейчас, к сожалению, мало кто вспоминает. Простые и яркие сюжеты волшебной истории учат ребёнка добру, сопереживанию, состраданию(воспитательное воздействие). На примере поведения героев он учится не бояться трудностей, находить решения в тяжёлых ситуациях, помогать попавшим в беду. Рассказывая или читая ребёнку сказку, мы стремимся скорректировать или заменить некие отрицательные или нежелательные моменты в его поведении или психических состояниях на положительные, желаемые (коррекционно-развивающее воздействие) .
Работая со сказкой, задавая ребёнку вопросы по содержанию, отмечая с ним её главные особенности, мы можем спрогнозировать поведение ребёнка в будущем (прогностическое знание). Видение сказки отразится потом на его житейском опыте и поступках.
Современные специалисты, призванные «сеять разумное, доброе, вечное», широко используют самые разнообразные методы и приёмы психолого-терапевтического воздействия в работе с детьми. Цель такого воздействия – активная помощь в разрешении разного рода проблем развития личности ребёнка. Активно развиваются такие направления, как сказкотерапия, куклотерапия, игротерапия. Вошло в моду понятие «арт-терапия», которое объединяет все эти три направления.
Первым термин «арт-терапия» ввел в употребление Адриан Хилл (1938) при описании своей работы с туберкулезными больными в санаториях. Было замечено, что изобразительная деятельность сопровождается терапевтическим эффектом и что искусство само по себе обладает целительным действием.
Слово «терапия», обозначающее «лечение» и, возможно, не совсем подходящее для психолого-педагогической деятельности, тем не менее наиболее ярко и точно характеризует ту модель взаимодействия «психолог-ребёнок-родитель», в которой действительно происходит положительный терапевтический эффект, когда через «лечение сказкой» ребёнок вдруг перестает чувствовать неосознанный страх перед чем-то или кем-то, становится более покладистым, перестает заикаться, огрызаться и пр.
Любая арт-терапия, используемая детскими специалистами (сказкотерапия, игротерапия, театротерапия, изотерапия, танцетерапия, музотерапия, пескотерапия, помогает человеку стать творцом и созидателем своего «я» на бессознательном уровне. Такое воздействие помогает раскрыть детские и даже взрослые проблемы и безопасно их скорректировать. Так, например, автор одного из пособий по сказкотерапии О. Н. Капшук заметила, что в подобной терапии используется принцип, похожий на то, что применяться в классической медицине для выработке в организме иммунитета от опасных инфекций (вводится вакцина – организм стимулирует собственную защиту). Похожая ситуация происходит в арт-терапии: определённый подбор приёмов воздействия с помощью сказок (игр, музыки, и пр.) и умение специалиста раскрепостить ребёнка заставляют переживать и проживать свои внутренние проблемы.