Районный экологический лагерь Оричевского района
Райнный лагерь экологического актива школьников Оричевского района Кировской области
Расширение и углубление экологических знаний, формирование практических умений и навыков экологических исследований в природе по программе ШЭМ проходит через работу районных и школьных экологических лагерей, которые в Оричевском районе проходят ежегодно с 1996 года. Результатами работы экологической школы-лагеря является повышение уровня экологического сознания участников лагеря, формирование актива юных экологов, способных вести работу в области экологии и охраны природы в школе, профессиональной ориентации учащихся.
Направления работы школы- лагеря
1.Научно-исследовательская работа: изучение дополнительной литературы, обобщение полученных знаний, наблюдение, анализ результатов наблюдений, систематизация, статистическая обработка результатов. 2.Экологическая и природоохранная работа: изучение антропогенного воздействия на микрорайон лагеря, посильная природоохранная деятельность.
3.Профориентационная работа: групповые и индивидуальные консультации; овладение первичными навыками, необходимыми для профессии; встречи со специалистами лесного и сельского хозяйства, биологами, охотоведами и т.д.
4.Трудовая деятельность: благоустройство территории лагеря, работа по уборке мусора микрорайона места дислокации лагеря.
5. Психическое и физическое развитие: психологические тренинги, дни здоровья, спортивные эстафеты, экскурсии, походы.
Ведущие принципы В основе деятельности экологического лагеря лежат ведущие идеи гуманистической педагогики и психологии: • личностно-ориентированный подход; • приобщение к общечеловеческим ценностям; • понимание ценности каждой личности и каждого природного организма; • обучение способности познавать себя в единстве с миром, диалоге с ним; • воспитание способности и потребности общения с миром через освоение гуманистических ценностей, идеалов и прав свободного человека.
Работа школы-лагеря экологического актива состоит из 2-х этапов
I этап подготовительный – семинар учителей экологии, биологии, географии по созданию программы работы экологического лагеря и проведению конкурса «Юных экологов». Программа предусматривает включение всех участников в активную работу, (учитываются способности каждого ученика, принимаются во внимание возрастные особенности учащихся)проводится в общеобразовательных учреждениях Оричевского района. в течении учебного года.
II этап Основной период школы-лагеря Проведение выездной районной школы- лагеря экологического актива в одной из образовательной школе
Во время работы районного школы- лагеря экологической актива раскрываются творческие способности каждого участника. Не оставляют равнодушными общелагерные конкурсы, походы, экскурсии, встречи с интересными людьми. Всё это создают ощущение одного большого события, которое превращается в праздник творчества и таланта, даёт возможность каждому подростку раскрыть себя и прекрасный мир вокруг. Развивается экологическая культура, сознание, мышление, эмоциональное отношения к окружающей природе как к значимому условию своего собственного развития. Формируется профессиональная ориентация в области естественных наук, природопользования и природоохранной деятельности; Учащиеся общеобразовательных школ района занимающиеся экологической исследовательской работой в профильных школьных и районном школе- лагере занимают призовые места на олимпиадах по экологии, биологии, конференциях « Человек и природа на районном, региональной Всероссийском уровнях
Бакулина Е.В -учитель биологии, экологии, химии МОКУ СОШ п. Торфяной
Овчинникова Е.А.-учитель биологии, географии,экологии МОКУ Лугоболотная СОШп. Юбилейный
Шиляева Л.Н. .-учитель биологии МОКУ СОШ пгт. Мирный ;
Панагушина Е.А -методист МКУ ДО ОричевскогоДома творчества
Фокина Т.М. -учитель биологии, экологии,химии МОКУ СОШ п. Зенгино
Проектно-исследовательская в районном экологическом лагере
Районный экологический лагерь является составной частью программы экологического образования района, реализуемой в образовательных учреждениях района, в рамках регионального компонента область знания «Экология».
Работа в лагере предусматривает практико-ориентированную деятельность школьников по изучению экологического состояния своего родного края, выполнению социально значимых проектов, участию в природоохранной деятельности, является хорошей мотивационной основой в профессиональной ориентации учащихся.
Структура содержания программы экологического лагеря включает изучение природных сред и объектов с использованием биоиндикационных и физико-химических методов анализа, наблюдений, оценки, проектирования и прогноза результатов исследовательской деятельности школьников.
На базе районной школы - лагеря экологического актива с проводится апробация метода экологического проекта.
Проект представляет собой описание конкретной ситуации, методов и шагов её реализации. Он ограничен по времени, имеет план и график работ. В проектной экологической деятельности реализуется ряд принципов – самостоятельность, сотрудничество детей и взрослых, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей. Метод проектов в условиях школы-лагеря показал свою эффективность в экологическом образовании и воспитании, развитии творческой инициативы и самостоятельности
Методические рекомендации для учителя и учащихся по организации проектной деятельности в экологическом лагере
Составители: Бакулина Екатерина Владимировна, Овчинникова Елена Анатольевна ,Фокина Татьяна Михайловна ,Шиляева Лидия Николаевна
В работе лагеря можно выделить несколько направлений проектной деятельности: • Изучение биоразнообразия • Мониторинг водных объектов • Мониторинг воздуха
Огромное значение имеет подбор тем для наблюдения и исследования, доступных для данного возраста. В связи с кратковременностью лагеря темы самостоятельных работ школьников должны быть небольшими по объему. Учитель должен рассказать детям о научной и практической значимости предстоящей работы.
Работа над проектами осуществляется звеньями по 10-12 человек. Звенья разбиваются на микрогруппы по 3-4 человека.
Групповая работа способствует своевременному завершению исследований в условиях небольшого срока пребывания детей в лагере. При подборе методик мы учитываем их доступность для данного возраста, простоту исполнения, легкость обработки результатов. Предпочтение отдавалось методам, не требующим использования приборов, реактивов, сложных вычислений по формулам. Большой интерес представляют биоиндикационные методики.
Методики, которые мы используем, апробированы нами в течение нескольких лет. При этом с одной и той же методикой можно осуществить несколько различных проектов в зависимости от целей исследования. Работа над проектами способствует формированию и развитию исследовательских умений. Важным условием его эффективности является обеспечение поэтапности процесса развития исследовательских умений учащихся. Каждому этапу исследовательской деятельности школьников соответствует определенный уровень познавательной самостоятельности учащихся.
Для учеников 5-6 классов мы предлагаем участие в проектах, где школьники проводят самостоятельное исследование по детально разработанной инструкции (проект «Мое любимое дерево»). Учитель сам определяет тему исследования, формулирует цель работы, учит регистрировать количественные результаты исследования.
Цели и темы работы групп учащихся 7-8 классов еще осуществляет учитель, а регистрацию результатов исследования осуществляет ученик. Обсуждение полученных данных, их оформление проводится совместно учениками и руководителями. Исследовательская деятельность учащихся начинается с характеристики условий места обитания изучаемого объекта. Согласно методике, по бланку, описывается состояние погоды, местоположение участка, окружающие предметы природы
Ученики 9-10 классов проводят мониторинговые исследования, которые позволяют проследить причинно-следственные связи в системе «человек-общество-природа», научиться прогнозировать последствия воздействия на природу.
Мониторинг водных объектов
.1. Проект «Что трубочнику хорошо – поденке смерть» (7-8 класс)
2. Проект «Экология из пробирки» (8-10 класс)
Изучение биоразнообразия
.1. Проект «Мое любимое дерево» (5-6 класс)
2. Проект «Твои луга, Россия»(8-10 класс)
.3. Проект «Поле, русское поле…» (8-10 класс)
4. Проект «Мониторинг лесного фитоценоза» (8-10 класс)
5. Проект «Медоносные растения окрестностей села» (6-7класс)
6. Проект «Зеленый наряд села» (9-10 класс)
Работа с живыми объектами
1. Проект «Жизнь муравьиной семьи» (6 – 7 классы)
2. Проект «Питание муравьев» (6 – 7 классы)
3. Проект «Описание формы и размеров надземных построек муравьиных гнезд» (6 – 7 классы)
Экскурсии в районном лагере экологического актива
Основные задачи проведения экскурсий
Научно-исследовательская работа в полевых условиях: изучение дополнительной литературы, описание флоры и фауна данной местности,
обобщение полученных знаний, наблюдение, анализ результатов наблюдений, систематизация, статистическая обработка результатов.