"Подсолнушки" ГБДОУ №2 группа № 6
сайт группы"Подсолнушки" ГБДОУ №2 группа № 6
В нашем саде группа есть - невозможно глаз отвесть.
Уголков различных много - разнообразьем удивим.
Если хочешь стать артистом, то в театр пригласим.
Любознайкой хочешь быть? Станешь опыты творить.
Мы без дела не сидим: лепим, строим, мастерим.
Приходите, убедитесь - дружно в группе мы живем, развиваемся, растем!
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 2 компенсирующего вида Кировского района Санкт – Петербург
Мероприятие по взаимодействию с семьей
Консультация для родителей
«Развитие мелкой моторики у детей с ОНР»
Разработала:
Воспитатель:
Яцентюк Татьяна Алексеевна
Санкт – Петербург
2014 год
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках пальцев»
В.А. Сухомлинский.
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка и как правильно подготовить его к школе. Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Практика показала, что уровень развития ребенка зависит от тонких движений пальцев рук, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка.
Тренировка движений пальцев кисти рук является важным фактором развития речи ребенка. Развитие мелкой моторики имеет большое значение для общего физического и психического развития ребенка на протяжении всего дошкольного возраста.
Развитие речи тесно связано с состоянием мелкой моторики рук.
Если у ребенка развитие зрительно-моторной координации и мелкой моторики не соответствуют возрасту, значит, есть патология, и такие дети нуждаются в особенно тщательной подготовке к обучению.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мышц кисти и всей руку, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности современной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформулировать навык письма
Для овладения навыком письма необходима определенная функциональная зрелость коры головного мозга. Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе. Поэтому в дошкольном возрасте важно развивать механизмы, необходимые для овладения письмом, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
В дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. И подготовка должна начинаться задолго до поступления в школу.
Родители, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, во-вторых, готовят к овладению навыков письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Основные виды развития мелкой моторики рук
Пальчиковая гимнастика
"Пальчиковые игры" - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д.
В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Игра "Моя семья".
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я,
Вот и вся моя семья! (поочередное сгибание пальцев, начиная с большого)
Игра "Не плачь, куколка моя"
Не плачь, куколка моя,
Остаешься ты одна.
Не могу с тобой играть,
Нужно мне перестирать:
Твои платья и носки,
Твои юбки и чулки,
Свитер, варежки, жакет
Шапочку, цветной берет.
Я налью воды чуток,
В таз насыплю порошок.
Пену снежную взобью,
Постираю и пойду.
Пока светит солнышко,
Натяну веревочку.
К ней одежду прикреплю,
Ветерком все посушу.
Утюгом туда-сюда
Белье быстро глажу я.
Поработали вдвоем,
А теперь и отдохнем.
(на первые четыре строчки имитировать укачивание куклы. Затем загибать поочередно пальцы. Далее имитировать движения, описанные в стихотворении. На последние строчки положить ладони на стол или на колени)
Игра "Лошадки"
По дороге белой, гладкой
Скачут пальцы, как лошадки.
Чок-чок-чок, чок-чок-чок.
Скачет резвый табунок.
(Пальчики "скачут" по столу в ритме стихотворения)
Пальчиковая гимнастика «Кормушка»
- Сколько птиц кормушке нашей прилетело?
- Мы расскажем (ритмично сжимают и разжимают).
- Две синицы, воробей, шесть щеглов и голубей, дятел в пестрых перышках (на каждое название птицы загибают по одному пальчику).
- Всем хватило зернышек (опять сжимают и разжимают кулачки).
Пальчиковая гимнастика «Снежок»
- 1, 2, 3, 4 (загибают пальчики, начиная с большого пальца).
- Мы с тобой снежок слепили (лепят, меняя положение ладоней).
- Круглый, крепкий, очень гладкий (показывают круг, сжимая ладони вместе).
- Гладят одной ладонью другую.
- И совсем-совсем не сладкий.
- Раз подбросим, два поймаем, три уроним, четыре сломаем (топают).
Графические упражнения
Задание "Штриховка"
Нарисуйте контурную картинку, например, фрукт, либо овощ и дайте ребенку заштриховать картинку прямыми ровными линиями, не выходя за ее контуры.
Задание "Обведи рисунок"
Нарисуйте контурную картинку и дайте ребенку обвести рисунок точно по линиям, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Соедини по точкам"
Нарисуйте контурную картинку пунктирными линиями и дайте ребенку соединить пунктиры (точки) одной сплошной линией, не отрывая карандаш от бумаги.
Задание "Нарисуй фигуры"
Нарисуйте две геометрические фигуры, одну большую, другую маленькую дайте ребенку нарисовать внутри большой фигуры, постепенно уменьшающиеся фигуры, а вокруг маленькой – постепенно увеличивающиеся фигуры. Касаться стенок предыдущей фигуры нельзя. Чем больше получится фигур, тем лучше.
Задание "Нарисуй такую же картинку"
Нарисуйте любую картинку и дайте ребенку повторить ваш рисунок.
Задание "Дорисуй картинку"
Нарисуйте левую половину картинки и дайте ребенку дорисовать правую половину рисунка.
Задание "Графический диктант"
Ребенку дается следующая инструкция: "Слушай внимательно и проводи линии под диктовку. Одна клеточка вверх, одна клеточка направо, одна клеточка вниз, одна клеточка направо» и т. д." Узоры могут быть различными.
Чем еще можно позаниматься с ребенком, чтоб развить ручную умелость?
Очень влияют на развитие мелкой моторики лепка из пластилина, глины, раскрашивание картинок, занятия с природным материалом, вырезывание ножницами.
· нанизывать крупные и мелкие пуговицы, шарики на нитку;
· играть с конструктором, мозаикой, кубиками;
· играть с песком, водой;
· резать ножницами (симметричное вырезание, аппликация, а также вырезание ножницами различных фигурок)
· рисовать различными материалами (ручкой, карандашом, мелом, цветными мелками, акварелью, гуашью)
- Раскладывание пуговиц, палочек, желудей;
- Нанизывание бус, палочек, пуговиц на нитку;
- Застегивание и расстегивание пуговиц, кнопок, молний;
- Игры с мозаикой.
Кроме пальчиковых упражнений, есть различные графические упражнения:
- «Дорисуй сам»;
- «Обведи узоры»;
- «Продолжи узор»;
- Штриховка, обводка, срисовывание геометрических фигур;
- Продолжение узора по клеточкам;
- Рисование карандашом и красками различными способами (кистью, тампоном, пальцем, свечой);
В коррекционной группе ОНР регулярно проводятся: пальчиковая гимнастика в течение 3-5 минут. В каждой такой физкультминутке содержится большое количество пальцевых движений, сочетающихся с произносимыми стихами:
- «Пальчики здороваются» - кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиком указательного, среднего, безымянного и мизинца;
- «Человечек» - указательный и средний пальцы правой руки «бегают по столу»;
- «Слоненок» - средний палец выставлен вперед (хобот), а указательный и безымянный – ноги. Слоненок идет по столу;
- «Корни деревьев» - кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.