Островок занимательных игр

сайт комнаты для индивидуальных занятий с логопедом

Чтобы правильно рычать, чокать, цокать и мычать – буду свой язык упрямый к трудным буквам приучать.

На островке занимательных игр оказывается логопедическая помощь старшим дошкольникам (5-7лет): коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).

Для логопедических занятий на островке имеются разнообразные игры, которые постоянно обновляются.

учитель-логопед Маргарита Викторовна Морозова

высшая категория

стаж 16 лет

                       Лепим из пластилина МОДЕЛИ ЗВУКОВ

ДЕНЬ СМЕХА

      Праздник ведут Веселушки.  Один из детей вытаскивает из чудесного мешочка карточку с игрой.

Игры чередуются с прочтением юмористических стихотворений.  Дети читающие стихотворения смешно наряжены.

  • Игра со шляпой. Дети стоят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу шляпу. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает её на себя, выходит в круг и танцует, дети хлопают в ладоши. Можно усложнить игру – передавать по кругу несколько шляп.
  • Танец с игрушкой. Все игроки танцуют и одновременно передают друг другу игрушку. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент в руках оказалась игрушка, выбывает. Выигрывает последний оставшийся на танцевальной площадке игрок.
  • Достань верёвочку.  Для проведения этого конкурса понадобятся два стула, которые стоят спинками друг к другу, а под ними лежит верёвка. Выбираются два игрока, которые садятся на стулья. По сигналу ведущего надо схватить верёвку и дёрнуть на себя. Тот, кто сделал это быстрее и выиграл.
  • Баба Яга. Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы – швабра. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке – швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.
  • Золотой ключик. Участникам игры придётся изобразить мошенников из сказки «Золотой ключик». Вызываются две пары. Один в каждой паре – Лиса Алиса, - сгибает в колене одну ногу и, придерживая её рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию. Пара, «доковылявшая» первая, получает «золотой ключик» - приз.

 

 

               Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей начинается с середины сентября, после завершения обследования. Эта работа ведётся с использованием методики индивидуальной работы по коррекции дефектного звукопроизношения Коноваленко В.В и Коноваленко С.В., рецензированной кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО Приходько Еленой Гавриловной и зам.зав. ПМПК  научно-методической работе Волковой Татьяной Николаевной. Структура, содержание и форма индивидуальных занятий выстраиваются с опорой на методику работы Борисовой Еланы Альбертовны.

               Опираясь в своей фронтальной работе на программу Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» учитель-логопед стремится к соблюдению поставленных ею необходимых условий логопедической работы, и к достижению динамики в развитии дошкольников.

               Занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят вместе, т.е. часть занятий согласно сетке занятий проводит  учитель-дефектолог и  часть занятий учитель-логопед. Также совместная работа проходит на музыкальных занятиях в старшей группе – учитель-логопед проводит в дуэте с музыкальным руководителем музыкально-ритмические номера. Тесная взаимосвязь специалистов приводит к положительной динамике в развитии воспитанников дошкольного учреждения.

               Также в свободное от занятий время логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи, логоритмические упражнения без музыкального сопровождения  и настольные игры, направленные на развитие и совершенствование речи старших дошкольников, а также игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности проводятся фронтально и относятся к профилактической работе.    

               Кроме того используются новейшие логопедические технологии: хромотерапия, музыкотерапия и применение моделей артикуляции звуков.  

               В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий. В конце учебного года успехи детей в развитии звукопроизношения  заносятся в цветные диаграммы –  где отслеживается положительная динамика, что является показателем работы учителя-логопеда в детском саду.   

Постановка отсутствующего или коррекция уже имеющегося, но нарушенного звука – это выработка новых навыков.

Навык – это автоматизированное действие. Всякий навык вырабатывается в процессе многократных, целенаправленных систематических тренировок–упражнений. С течением времени навык переходит в привычку. Не пропускайте никаких упражнений, какими бы скучными на первый взгляд они вам не показались. И, главное, не прерывайте своей работы. Чаще вспоминайте восточную пословицу: «Стоит перестать грести – и течение сразу же относит назад».

Закрепляем в речи произношение вызванных звуков

[Ш] и [Ж]

[Л]

[Ш] и [Ж], [Л] и [Р]

Шишки и мышки.

 

Жили-были на сосне

Две большие шишки.

Жили-были под сосной

Две смешные мышки.

 

И шипели мышки:

- Эй, вы там на вышке,

Вниз спускайтесь, шишки!

 

Удивились шишки:

- Подождите, мышки!

Вас на вышку позовём

И, как в сказке, заживём.

 

Трудолюбивый колобок

На поляне колобок

Нитки сматывал в клубок.

Ниток белых, жёлтых, алых

Намотал клубков немало.

И пошёл домой устало,

И залез под одеяло.

Отлежал себе бока!

Ох, и жалко колобка!

 

 

Дождик, дождик! Мы не тужим!

По твоим мы ходим лужам!

Хочешь — лейся, хочешь — капай.

Мы под зонтиками с папой!

          По знакомой по тропинке

          Бодро топают ботинки.

          Это я и папа мой

          Возвращаемся домой!

Вот он, вот он, дворик наш!

Вот мой дом и мой этаж,

А соседей я уже

Знаю всех на этаже!

          Я смеюсь, и папа весел.

          Мы зонты сушить повесим,

          Скинем обувь, сменим брюки,

          И помоем с мылом руки!

 

Как заниматься по коррекции звукопроизношения дома?

  • Начинать следует с пальчиковой гимнастики.
  • Затем выполните артикуляционные упражнения для языка.
  • Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребёнка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.

Помните! В нашем деле главное – это система. Демонстрируйте успехи ребёнка всем знакомым и незнакомым.

Чем больше и чаще ребёнок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить.

Литература:

  1. Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков.//Логопед, №2, 2005год.
  2. Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009год.
  3. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
  4. Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010год.
  5. Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.
  6. Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001год.
  7. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  8. Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
  9. Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/Авт.-сост. Любовь Орлова. – Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2010год.
  10. Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы/Ю.В.Иванова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010год.
  11. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: материал для логопедов, дефектологов, психологов/и.Д.Коненкова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009год.
  12. Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. -  М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009г.
  13. Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001год.
  14. Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. _ М.: ТЦ Сфера, 2007год.
  15. Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений.//Дошкольное воспитание, 2012г., № 7.
  16. Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья/Г.В.Меньшикова – М.: АСТ: СПб.: Сова, Владимир: ВКТ. 2009год.
  17. Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
  18. Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.

 

Смешные тексты для закрепления в речи вызванных звуков

Л, Ш

Р

Л-Р

Шёл медведь, косматый мех,

Нёс в мешке весёлый смех,

Зацепил мешком за сук –

Смех и высыпался вдруг.

               Раскатились по тропинке

               Тридцать три смешинки,

               А за ними из мешка

               Тридцать три смешка. 

 

 

Если стало почему-то

Очень грустно вдруг кому-то,

И не знаешь, как же быть,

Чтоб его развеселить,

               Ты возьми стакан смешинок,

               Громкий хохот из корзинок,

               Рассыпного смеха ложку,

               И хихиканья немножко,

               Их весёлкой размешай,

               В тонкий юмор раскатай,

Обваляй всё в прибаутках,

Запекай в горячих шутках,

Кто попробует кусочек,

непременно захохочет!

 

Мы играли в хохотушки,

Мы визжали, как свинушки,

Мы скакали, как лягушки,

Вбок и задом наперёд.

               Мы решили: кто захочет

               Тот нас всех перехохочет

               Всех один пересмеёт.

               Я могу сказать вам честно,

До сих пор нам не известно,

Кто сумеет, кто захочет,

Кто нас всех перехохочет,

 Всех один пересмеёт?

                Мы смеялись и смеялись,

                Лопнуть со смеху боялись,

                Даже по полу катались:

                Всех нас разом смех берёт!

 

smileysmileysmileysmileysmiley

Логопед: - Будем учить стихотворение о весне «Черёмуха».

Знаешь что это такое?

Ребёнок: - Муха такая?

* * *

Короче в среду, в субботу то есть мы поедем в парк.

* * *

Все на неё кашляют так, кто в магазин за продуктами приходит, вот у неё спина и заболела.

* * *

У Максима на губах капля крови.

Воспитатель: - Почему это?

Артём: - Мы с ним игрались и я ему слегка кулаком по зубу дал.

* * *

Брат мой дома на меня разозлился и бить начал. А потом я его до синего глаза. Больше он ко мне не лезет, боится.

Под глазом синяк и ещё зуб выбил. Мама меня за это поставила в угол, после того как с турника сняла.

Я от неё бегал. И брата тоже в угол поставила.

А дед проснулся я от него на улицу побежал в носках и в кофте на сено, и лестницу сбросил, чтобы он не залез.

А он опять лестницу поставил, залез.

И под зад дал палкой. И от братовой мамы я тоже бегал. Она мне ремнём надавала.

Она быстрей меня бегает и догнала меня на конце деревне, около Сашкиного дома.

* * *

Пётр: - Егор, почему ты всегда кашляешь и кашляешь? Не знаешь? Потому что ты ешь макароны с сосисками.

Егор: - Да (смеётся).