Островок занимательных игр
сайт комнаты для индивидуальных занятий с логопедом
На островке занимательных игр оказывается логопедическая помощь старшим дошкольникам (5-7лет): коррекция звукопроизношения (постановка, автоматизация и дифференциация звуков).
Для логопедических занятий на островке имеются разнообразные игры, которые постоянно обновляются.
учитель-логопед Маргарита Викторовна Морозова
высшая категория
стаж 16 лет
Лепим из пластилина МОДЕЛИ ЗВУКОВ
ДЕНЬ СМЕХА
Праздник ведут Веселушки. Один из детей вытаскивает из чудесного мешочка карточку с игрой.
Игры чередуются с прочтением юмористических стихотворений. Дети читающие стихотворения смешно наряжены.
- Игра со шляпой. Дети стоят в кругу. Ведущий включает музыку, и дети начинают передавать друг другу шляпу. Как только ведущий останавливает музыку, тот из детей, у кого в этот момент оказалась шляпа, надевает её на себя, выходит в круг и танцует, дети хлопают в ладоши. Можно усложнить игру – передавать по кругу несколько шляп.
- Танец с игрушкой. Все игроки танцуют и одновременно передают друг другу игрушку. Ведущий время от времени выключает музыку. Тот, у кого в этот момент в руках оказалась игрушка, выбывает. Выигрывает последний оставшийся на танцевальной площадке игрок.
- Достань верёвочку. Для проведения этого конкурса понадобятся два стула, которые стоят спинками друг к другу, а под ними лежит верёвка. Выбираются два игрока, которые садятся на стулья. По сигналу ведущего надо схватить верёвку и дёрнуть на себя. Тот, кто сделал это быстрее и выиграл.
- Баба Яга. Игра эстафетная. В качестве ступы используется простое ведро, в качестве метлы – швабра. Участник встаёт одной ногой в ведро, другая остаётся на земле. Одной рукой он держит ведро за ручку, а в другой руке – швабру. В таком положении необходимо пройти всю дистанцию и передать ступу и метлу следующему.
- Золотой ключик. Участникам игры придётся изобразить мошенников из сказки «Золотой ключик». Вызываются две пары. Один в каждой паре – Лиса Алиса, - сгибает в колене одну ногу и, придерживая её рукой, вместе с Котом, у которого завязаны глаза, обнявшись, преодолевают заданную дистанцию. Пара, «доковылявшая» первая, получает «золотой ключик» - приз.
Индивидуальная работа по коррекции звукопроизношения детей начинается с середины сентября, после завершения обследования. Эта работа ведётся с использованием методики индивидуальной работы по коррекции дефектного звукопроизношения Коноваленко В.В и Коноваленко С.В., рецензированной кандидатом педагогических наук, зав. кафедрой развивающего обучения ИППК КЭЦРО Приходько Еленой Гавриловной и зам.зав. ПМПК научно-методической работе Волковой Татьяной Николаевной. Структура, содержание и форма индивидуальных занятий выстраиваются с опорой на методику работы Борисовой Еланы Альбертовны.
Опираясь в своей фронтальной работе на программу Шевченко С.Г. «Подготовка к школе детей с ЗПР» учитель-логопед стремится к соблюдению поставленных ею необходимых условий логопедической работы, и к достижению динамики в развитии дошкольников.
Занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе учитель-дефектолог и учитель-логопед проводят вместе, т.е. часть занятий согласно сетке занятий проводит учитель-дефектолог и часть занятий учитель-логопед. Также совместная работа проходит на музыкальных занятиях в старшей группе – учитель-логопед проводит в дуэте с музыкальным руководителем музыкально-ритмические номера. Тесная взаимосвязь специалистов приводит к положительной динамике в развитии воспитанников дошкольного учреждения.
Также в свободное от занятий время логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику, пальчиковые игры, игры по формированию правильной голосоподачи и плавности речи, логоритмические упражнения без музыкального сопровождения и настольные игры, направленные на развитие и совершенствование речи старших дошкольников, а также игровые упражнения на основе фонетической ритмики. Все вышеперечисленные виды педагогической деятельности проводятся фронтально и относятся к профилактической работе.
Кроме того используются новейшие логопедические технологии: хромотерапия, музыкотерапия и применение моделей артикуляции звуков.
В дошкольном учреждении созданы все необходимые условия для проведения логопедических занятий. В конце учебного года успехи детей в развитии звукопроизношения заносятся в цветные диаграммы – где отслеживается положительная динамика, что является показателем работы учителя-логопеда в детском саду.
Постановка отсутствующего или коррекция уже имеющегося, но нарушенного звука – это выработка новых навыков.
Навык – это автоматизированное действие. Всякий навык вырабатывается в процессе многократных, целенаправленных систематических тренировок–упражнений. С течением времени навык переходит в привычку. Не пропускайте никаких упражнений, какими бы скучными на первый взгляд они вам не показались. И, главное, не прерывайте своей работы. Чаще вспоминайте восточную пословицу: «Стоит перестать грести – и течение сразу же относит назад».
Закрепляем в речи произношение вызванных звуков | ||
[Ш] и [Ж] | [Л] | [Ш] и [Ж], [Л] и [Р] |
Шишки и мышки.
Жили-были на сосне Две большие шишки. Жили-были под сосной Две смешные мышки.
И шипели мышки: - Эй, вы там на вышке, Вниз спускайтесь, шишки!
Удивились шишки: - Подождите, мышки! Вас на вышку позовём И, как в сказке, заживём.
| Трудолюбивый колобок На поляне колобок Нитки сматывал в клубок. Ниток белых, жёлтых, алых Намотал клубков немало. И пошёл домой устало, И залез под одеяло. Отлежал себе бока! Ох, и жалко колобка!
|
Дождик, дождик! Мы не тужим! По твоим мы ходим лужам! Хочешь — лейся, хочешь — капай. Мы под зонтиками с папой! По знакомой по тропинке Бодро топают ботинки. Это я и папа мой Возвращаемся домой! Вот он, вот он, дворик наш! Вот мой дом и мой этаж, А соседей я уже Знаю всех на этаже! Я смеюсь, и папа весел. Мы зонты сушить повесим, Скинем обувь, сменим брюки, И помоем с мылом руки! |
Как заниматься по коррекции звукопроизношения дома?
- Начинать следует с пальчиковой гимнастики.
- Затем выполните артикуляционные упражнения для языка.
- Ура! Звук родился. Отрабатываем его, используя предложенный логопедом речевой материал. Звук произносим протяжно, выделяя его для фиксирования правильного произношения. Стимулируйте ребёнка к использованию звука в самостоятельной речи, тактично исправляйте и почаще хвалите.
Помните! В нашем деле главное – это система. Демонстрируйте успехи ребёнка всем знакомым и незнакомым.
Чем больше и чаще ребёнок будет упражняться, тем скорее будет правильно и красиво говорить.
Литература:
- Акименко В.М. Коррекция нарушений звукопроизношения у детей с применением моделей артикуляции звуков.//Логопед, №2, 2005год.
- Акименко В.М. Новые логопедические технологии: учебно-метод. пособие/В.М.Акименко. – 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2009год.
- Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. – М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Борисова Е.А. Индивидуальные логопедические занятия с дошкольниками. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2010год.
- Борякова Н.Ю., Касицына М.А. Коррекционно- педагогическая работа в детском саду для детей с задержкой психического развития, 2008год.
- Валявко С.М., Белая К.Ю. Ежедневник логопеда детского сада. – М.: ООО «Издательство Астрель», ООО «Издательство АСТ», 2001год.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Логопедическое обследование детей 2-4 лет: Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Громова О.Е., Соломатина Г.Н. Стимульный материал для логопедического обследования детей. – М.: ТЦ Сфера, 2004г.
- Дыхательная гимнастика по Стрельниковой/Авт.-сост. Любовь Орлова. – Москва: АСТ; Минск: Харвест, 2010год.
- Иванова Ю.В.Дошкольный логопункт: документация, планирование и организация работы/Ю.В.Иванова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2010год.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с задержкой психического развития: материал для логопедов, дефектологов, психологов/и.Д.Коненкова. М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009год.
- Коненкова И.Д. Обследование речи дошкольников с ЗПР. Картинный диагностический материал. - М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009г.
- Коноваленко В.В., Коноваленко С.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. Пособие для логопедов. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2001год.
- Костылева Н.Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики. _ М.: ТЦ Сфера, 2007год.
- Кузьменко И., Лаптева Е., Орлова И. Использование цвета в коррекции речевых нарушений.//Дошкольное воспитание, 2012г., № 7.
- Меньшикова Г.В. Лучшие дыхательные гимнастики для вашего здоровья/Г.В.Меньшикова – М.: АСТ: СПб.: Сова, Владимир: ВКТ. 2009год.
- Метельская Н.Г. 100 физкультминуток на логопедических занятиях. – М.: ТЦ Сфера, 2010.
- Шевченко С.Г. Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. – М.: Школьная Пресса, 2005.
Смешные тексты для закрепления в речи вызванных звуков | ||
Л, Ш | Р | Л-Р |
Шёл медведь, косматый мех, Нёс в мешке весёлый смех, Зацепил мешком за сук – Смех и высыпался вдруг. Раскатились по тропинке Тридцать три смешинки, А за ними из мешка Тридцать три смешка.
|
Если стало почему-то Очень грустно вдруг кому-то, И не знаешь, как же быть, Чтоб его развеселить, Ты возьми стакан смешинок, Громкий хохот из корзинок, Рассыпного смеха ложку, И хихиканья немножко, Их весёлкой размешай, В тонкий юмор раскатай, Обваляй всё в прибаутках, Запекай в горячих шутках, Кто попробует кусочек, непременно захохочет!
| Мы играли в хохотушки, Мы визжали, как свинушки, Мы скакали, как лягушки, Вбок и задом наперёд. Мы решили: кто захочет Тот нас всех перехохочет Всех один пересмеёт. Я могу сказать вам честно, До сих пор нам не известно, Кто сумеет, кто захочет, Кто нас всех перехохочет, Всех один пересмеёт? Мы смеялись и смеялись, Лопнуть со смеху боялись, Даже по полу катались: Всех нас разом смех берёт!
|
Логопед: - Будем учить стихотворение о весне «Черёмуха».
Короче в среду, в субботу то есть мы поедем в парк.
Все на неё кашляют так, кто в магазин за продуктами приходит, вот у неё спина и заболела.
У Максима на губах капля крови.
Артём: - Мы с ним игрались и я ему слегка кулаком по зубу дал.
Под глазом синяк и ещё зуб выбил. Мама меня за это поставила в угол, после того как с турника сняла.
Я от неё бегал. И брата тоже в угол поставила.
А он опять лестницу поставил, залез.
И под зад дал палкой. И от братовой мамы я тоже бегал. Она мне ремнём надавала.
Она быстрей меня бегает и догнала меня на конце деревне, около Сашкиного дома.