Музей - хранитель памятников истории и культуры марийского, татарского, удмуртского народов

Сайт музея школы

"Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила!"

Школьный музей-хранитель памятников  истории и культуры марийского, татарского, удмуртского народов МКОУ СОШ с.Новая Смаиль Малмыжского района Кировской области был открыт приказом по школе № 71 от 20 ноября 1995 года. Свидетельство о присвоении звания «Школьный музей» за большую поисково-исследовательскую общественно полезную работу, создание интересной экспозиции и успехи в воспитании учащихся.<?xml:namespace prefix = o /??>

Основные направления в деятельности музея являются: фондовая, экспозиционная, исследовательская и культурно- массовая работа.

 

Нельзя по настоящему- любить свою землю, не зная ее прошлого. С давних времен  два столетия тому назад, в нашей местности обитали удмурты, марийцы , татары , а с середины 19 века русские. Эти народы на протяжении своей тяжелой истории создавали свои песни, легенды. Сложилась определенная традиция,  быт, костюм, обряд, религия.

       Эту богатую культуру  народов, дошедших до нас,  учащиеся нашей школы  изучали и оформили как исследовательскую  работу в течение нескольких лет.  На территории Новосмаильского сельского поселения на сегодняшней день проживают   татары, русские, марийцы и удмурты в деревнях: татарские -  Новая Смаиль, Салкын Чишма, удмуртские – По речке Китяк, Удмурт Китяк, марийские – Алдарово, Каменный Ключ, а русские во всех этих деревнях, кроме  деревни С-Чишма. Живем мы испокон веков в мире и согласии.

 Поэтому в 1995 году в нашей средней школе открылся музей хранитель памятников истории  и  культуры марийского, татарского и удмуртского народов, с целью создания системы образования на основе изучения родного края с использованием краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей. За  период работы школьного музея создалась определенная система работы. Это исследовательские работы учащихся по истории и культуре деревень и народностей, проведение дней культуры мари, татар, удмуртов, комплектование фондов музея, предоставление материалов музея.

      Самым главным достижением работы музея являются:

·         во-первых, сумели изучить и оформить как исследовательская работа историю, культуру народов нашей местности;

·        во-вторых, изученный материал используется при проведении праздника дней культуры мари, татар, удмуртов;

Самая кропотливая работа с большим количеством участников уходит на подготовку и проведение  дней культуры. В чем суть, смысл, значение праздника?

Подготовка к нему начинается задолго. Обсуждаем план проведения, ответственных людей, программу праздника. Потом начинается подготовительный период. Ко дню открытия праздника школу не узнать, она преобразовывается. В коридорах школы красочно оформленном уголке с национальными орнаментами афиша издалека привлекает внимание. На родном языке написанные слова повседневности типа «Здравствуйте», «Привет», « До свидания», «Извините» и т.д. Потом каждый день постановки на сцене, где участие принимают школьники, дети садика и взрослые. В программе есть и день национального костюма. В этот день учащиеся ходят в национальной одежде. Организуется выставка  национальных блюд. Ребята  приносят национальную выпечку, после выставки угощают своих одноклассников. Один день выделяем день национальной кухни. Школьные повара готовят, а дети приносят  продукты, например татары готовую домашнюю лапшу, удмурты гусиное и утиное мясо для пшеничной  каши, марийцы родители сварили суп с клецками, потому что наши повара удмуртка и татарка. Праздник торжественно открывается и закрывается.

 Что дает для молодого поколения такие мероприятия? Безусловно и бесспорно уважение к народам, живущих рядом с тобой, знакомство с его культурой и традицией. Не надо наставлять молодых людей как нужно относится к другим и воспитывать и перевоспитывать. Как сказал Д.С.Лихачев: « Краеведение- основа нравственного воспитания народа».

 

Совет музея

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа с.Новая Смаиль

Малмыжского района Кировской области

(МКОУ СОШ с. Новая Смаиль)

 

 

 

 

 

 

 

ПОЛОЖЕНИЕ

о музее образовательного учреждения

 

 

 

 

 

Утвержден приказом № 6 от 19 января 2010 года

 

 

 

 

 

 

 

 

I. Общие положения

1.1 Школьный историко-краеведческий музей муниципального казенного общеобразовательного учреждения средней общеобразовательной школы с. Новая Смаиль (далее музей) - обобщающее название музеев, является структурным подразделением образовательных учреждений Российской Федерации независимо от формы собственности, действует на основании Закона РФ «Об образовании», а в части учета и хранения фондов федерального закона о музейном фонде РФ и музеях РФ,

Музей был открыт приказом по школе за № 71 от 20 ноября 1995 года. Звание «Школьный музей» был присвоен в 1997 году.

  1. Музей организован с целью помощь осуществить достижение положительных результатов* в воспитании, обучении, развитии и оздоровлении

подрастающего поколения на основе изучения родного края с использованием туристско - краеведческой деятельности, способствующей воспитанию нравственно здоровых, физически сильных молодых людей, любящих свою Родину и ответственных за ее будущее.

  1. Задачи МКОУ COШ с. Новая Смаиль:

Развитие творческих способностей учащихся:

  1. выявление детей способных к творчеству;
  2. привлечение учащихся к творческим конкурсам в школе и вне школы;
  3. быть патриотом Родины и своего края (проявление любви к отечеству и своему народу, уважительно относиться к людям другой национальности, хорошее знание истории своего края.)

II. Основные понятия

2.1. Профиль музей - музей народов: татар, удмурт, мари содействует становлению в области системы краеведческой учебно - поисково - исследовательской деятельности учащихся путем комплексного изучения родного края, образовательной внеучебной деятельности для ориентира организации поисково - исследовательской работы и самостоятельный сбор краеведческого материала с последующим оформлением итоговой работы (сочинение, реферата, доклада, описания и т.д.)

III. Организация и деятельность музея

  1. Организации музея предшествовала большая работа по сбору и оформлению материалов по истории школы и проведения юбилея 70 летия школы. Музей создавался, по инициативе педагогического коллектива школы.
  2. Учредитель музея МОУ COШ с. Новая Смаиль. Учредительный документ музея приказ по школе за № 71 от 20 ноября 1995 года за подписью директора школы Филиппова В.А.
  1. Деятельность музея регламентируется настоящим положением, утверждаемым руководителем данного образовательного учреждения.
  2. Обязательные условия для создания музея:
  • для осуществления руководства музеем создан Совет музея в количестве 9 человек. Руководителем и хранителем музея назначен учитель обществознания Габдрахимова Г.С.
  • музейные предметы собраны и зарегистрированы в двух инвентарных книгах
  • на первом этаже расположено помещение площадью 48кв.м. для хранения и экспонирования музейных предметов; кроме этого имеется в рекреации на втором этаже Зал Боевой Славы 12 кв.м., фондохранилище 5 кв.м.
  • все музейные экспозиции подлинные;
  • Положение о школьном музее МОУ COLLI с. Новая Смаиль, утвержденный руководителем образовательного учреждения имеется.
  1. Учет и регистрация музея осуществляется в соответствии с инструкцией о паспортизации музеев образовательных учреждений, утвержденной Минобразованием России.

IV. Функции музея

4.1. Основными функциями музея являются:

  • документирование истории, культуры и природы родного края, России путем выявления, сбора, изучения и хранения музейных предметов;
  • осуществление музейными средствами  деятельности по воспитанию, обучению, развитию, социализации обучающихся;
  • организация культурно - просветительской, методической, информационной и иной деятельности, разрешенной законом;
  •  развитие самоуправления.

 

V. Учет и обеспечение сохранности фондов музея

  1. Учет музейных предметов, собрание музея осуществляется раздельно по основному и научно - вспомогательному фондам
  • учет музейных предметов основного фонда (подлинных памятников материальной и духовной культуры, объектов природы) осуществляется в инвентарной книге поступлений музея.
  • учет научно - воспитательных материалов (копий, макетов, диаграмм т.п.) осуществляется в книге учета научно - вспомогательного фонда.
  1. Фактическим руководителем и держателем музея является МОУ COLLI с.Новая Смаиль в лице директора школы Зайцева Н.Г., действующий в соответствии с Законодательством РФ.
  2. Ответственность за сохранность фондов музея несет руководитель образовательного учреждения.
  3. В музее взрывоопасных радиоактивных и иных предметов, угрожающих жизни и безопасности людей не имеется.
  4. В музее огнестрельного и холодного оружия, предметов из драгоценных металлов и камней не имеется.
  5. Предметы, сохранность которых не может быть обеспечена музеев, должны быть переданы на хранение в ближайший музей (районный краеведческий в г. Малмыже), архив.

VI. Руководство деятельностью музея.

6.1. Общее руководство деятельностью музея осуществляет руководите образовательного учреждения Зайцев Н.Г. Все расходы по содержанию музея (как структурного подразделения, так и его помещений и его руководителя, формированию, размещению и сбережению коллекций, награждению по уведомлению Центра за успехи, отмеченные в областном и федеральном масштабе несет образовательное учреждение.

6.2.Непосредственное руководство практической деятельностью музея: осуществляет руководитель музея Габдрахимова Г.С.

6.3. Текущую работу музея осуществляет совет музея.

 6.4.В целях оказания помощи может быть организован совет содействия или попечительский совет.

VII. Реорганизация (ликвидация) музея.

Вопрос о реорганизации (ликвидации) музея, а также судьба его коллекций решается учредителем по согласованию с вышестоящим органом управления образованием.

 

Руководитель музея Габдрахимова Гадиля Султановна, учитель истории и обществознания

 

Достижения:

2001—Одна из лучших работ во Всероссийском конкурсе «Зов земли». Алышева Елена, 6 класс. Награждена путевкой в лагерь «Орленок»

2002—1 место в районном конкурсе в номинации Художественное краеведение. Алышева Елена, ученица 6 класса.

2002—2 место в районном конкурсе в номинации художественное краеведение. Поткина Мария, ученица 7 класса.

2003—1 место в районном конкурсе в номинации Художественное краеведение. Ученица 6 класса Сабанова Надежда.

2003—1 место в районном конкурсе в номинации Природное краеведение. Ученица 8 класса Хакимова Танзиля.

2005—1 место в районном краеведческом конкурсе. Ученица 10 класса Баширова Ксения.

2007—2 место в районном краеведческом конкурсе. Зиганшина Гузалия, ученица 9 класса.

2007—3 место в районном краеведческом конкурсе. Дусаева Оксана, ученица 11 класса.

2008—3 место в межрегиональном конкурсе на татарском языке. Нафикова Рамзия, ученица 10 класса.

2009—3 место в районном краеведческом конкурсе. Ахмадуллина Гулия, ученица 11 класса.

 

 

29 октября 2013 года отметили день рождения комсомола.

История развития системы образования в селе Новая Смаиль Малмыжского района Кировской области.

      

         До ХIХ века в деревне  обучение населения строилось на изучении основ арабской письменности, исламского вероучения и норм шариата. Женское население обучала абыстай ( жена имама), мужское население - сам имам.

        Правительственная русско-татарская школа была открыта земством в 1900 г. по личному ходатайству муллы. Открытие этой школы  встречало  активный отпор со стороны  населения села. Самым громким и показательным в этом отношении был  конфликт в д. Новая Смаиль Малмыжского уезда в феврале 1901г., когда население деревни оказало открытое сопротивление полицейской власти.  Выступающие против открытия и деятельности русско- татарской школы крестьяне д. Новая Смаиль во главе с бывшим старостой Насыром Мухамадеевым и вероучителем Ильгизом Фарушиным угрожали местному мулле расправой и требовали у него закрыть  школу. После судебного разбирательства было решено русско- татарскую школу закрыть.

 Информация взята из книги «Религии народов Вятского края» ( Киров, 2009г.) из работы Д.Г.Касимовой, кандидата исторических наук, доцента ГГПИ г. Глазова «Ислам» из раздела «Исламская система образования» с.194-199.

  После этого громкого дела в1902 году в деревню был направлен имамом ученик великого татарского народа Каюм Насыри Бахтияров Мухаметзыя. Он написал несколько учебников по арифметике, астрономии. Эти рукописи хранятся в Казанском государственном университете. В  1902 году открылась особая школа мектебе ( медресе), где преподавание велось  по религиозным книгам.

        В 1925 году началось светское начальное образование, за отсутствием здания школы обучение велось в частных домах. Также был открыт пункт по ликвидации неграмотности среди взрослого населения. В 1939 году было построено и открыто четырехклассное здание школы. В связи с тем, что обучение велось на татарском языке, детей принимали из соседних татарских деревень. Школу посещали  дети из близлежащих деревень Республики Татарстан.

       В 1950 году школа стала семилетней, открылись русские классы. Школу могли посещать дети не татарской национальности. А с 1952 года школа стала восьмилетней.

     Зона комплектования школы значительно  расширялась с открытием в  1974 году типового здания средней школы. Школу посещали дети из шести деревень Большекитякского сельского совета, Республики Татарстан и Новосмаильского сельского совета.

   На протяжении существования школы сложились учительские династии Бурхановых, Филипповых, Хабибуллиных, Шакировых, Хидиятовых, Чумаровых, Зайцевых, Исламовых, Хамидуллиных.

    В школе работали два участника Великой Отечественной войны. Это Филиппов Александр Степанович- учитель математики, директор школы, награжден орденом Красной Звезды, медалями «За победу над Германией» и « За победу над Японией» и Усманов Максут Усманович- учитель немецкого языка, награжден орденом  Отечественной войны, медалями < За отвагу >,

< За боевые заслуги >, < За оборону Заполярья >. Учитель   технологии Чумаров Энгельс Филиппович – ветеран Великой Отечественной войны. Награжден медалями : <За трудовую доблесть в годы Великой Отечественной войны> в 1946 году, < За освоение Нечерноземья >. Филиппов Валерий Александрович награжден  юбилейной медалью «За воинскую доблесть в ознаменование 100-летия со дня рождения В.И.Ленина».

В коллективе школы работали и работают многие талантливые педагоги. Хабибуллина Асия апа,  Филиппов А.С.  и Зайцев Н.Г. имеют звание

 « Отличник народного просвещения», награждены Почетной Грамотой министерство просвещения РСФСР  Филиппова Р.Ф., Чумаров Э.Ф. Габдрахимова Г.С. имеет  нагрудный знак «Почетный работник общего образования Российской Федерации», Гильмутдинов И.Г. и Зайцев В.Н. награждены Грамотой Министерства образования, а Салихзянова Л.А.- Грамотой Департамента образования Кировской области.

 Начиная с 1999 года, выпустили  12 учеников, награжденных серебряной медалью.

 На 1 сентября 2011 года в школе работает 25 учителей, из них 20 учителей с высшим образованием. Квалификационные категории имеют: высшую  -2 учителя, первую категорию- 19, вторую категорию- 2, без категории -2.

         Составлена на основании материала школьного музея- хранителя     

          памятников истории и культуры  марийского,татарского и удмуртского

          народов.

        

         11 сентября 2011 год.

          Руководитель школьного музея МКОУ СОШ с. Новая Смаиль

          Габдрахимова Г.Г.