Школьная библиотека

Черевик Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Информация (для родителей)

На основании письма Министерства образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края от 18 марта 2016г. №НТ 393/08 «Об обеспечении учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями)» для дальнейшего использования в работе по обеспечению исполнения государственных гарантий реализации прав на получение общедоступного и бесплатного общего образования в части приобретения учебников и учебных пособий, средств обучения в полном объёме.

«…Нормы обеспеченности образовательной деятельности учебными изданиями (учебниками и учебными пособиями) согласно части 2 статьи 18 Федерального закона устанавливаются соответствующими ФГОС:

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в обязательную часть учебного плана основной образовательной программы;

- не менее одного учебника в печатной и (или) электронной форме или учебного пособия, достаточного для освоения программы учебного предмета на каждого обучающегося по каждому учебному предмету, входящему в часть, формируемую участниками образовательных отношений, учебного плана основной образовательной программы.

Напоминаем, что с 1 января 2015 г. все учебники, включённые в федеральный перечень учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, представлены как в печатной, так и в электронной формах. При этом общеобразовательная организация самостоятельно определяет список учебников и учебных пособий, необходимых для реализации общеобразовательных программ, выбирает форму учебного издания...»



Предварительный просмотр:

Девять заповедей юного читателя
для самостоятельной работы с книгой

«Всегда остается то, что тобой самим

передумано и перечувствовано
во время чтения книги и по поводу книги.

Ползать глазами по буквам, да словам, да страницам – не чтение. Видеть да запоминать – это тоже еще не чтение.

Надо пережить – надо чувствовать, одевать чужие слова в плоть и кровь так, чтобы они становились как бы самой жизнью».

             Н. А. Рубакин

Заповедь 1. Прежде чем читать, определи, о каком времени (эпохе) расскажет тебе эта книга. А закончив чтение, установи, как долго длились описанные в книге события.

Заповедь 2. При чтении обращай внимание на то, где (в каком месте, в какой стране) и с кем происходит все, о чем рассказано в книге.

Заповедь 3. Во время чтения постарайся представить себе и обстановку, и героев как можно более наглядно, конкретно (используя книги-справочники, иллюстрации, прочитанное ранее).

Заповедь 4. Читая, старайся все непонятное сразу же выделять. Задавай себе вопросы, стремись, прежде всего, найти на них ответы самостоятельно, без посторонней помощи.

Заповедь 5. Большую (объемную) книгу читай по частям (по главам, по разделам).

 Заповедь 6. Закрывая книгу или делая перерыв в чтении, всякий раз, даже прочитав только часть ее, старайся припомнить и обдумать только что прочитанное: 

– что запомнилось тебе,

– что взволновало тебя,

– что заставило затаить дыхание,

– что испугало тебя,

– что обрадовало тебя,

– что рассердило тебя,

– что поразило тебя при чтении.

 Заповедь 7. Привыкай  сравнивать свои впечатления от прочитанного сегодня с тем, что было испытано при чтении вчера.

Заповедь 8. После прочтения книги (или части, главы, раздела) бывает полезно возвращаться к прочитанному, перечитывать отдельные интересные или важные места, отмечать такие места закладкой, а иногда даже выписывать в свою специальную тетрадку.

Заповедь 9. Завершив работу с книгой, дочитав её до конца (и прежде чем подумать о другой (следующей) книге для себя), бывает очень полезно перед расставанием с книгой:

– еще раз подумать над содержанием прочитанного в целом;

– воспроизвести в памяти образы героев книги и постараться определить (для себя),  хороша ли книга и чем именно хороша;

– перечислить эти хорошие стороны, чтобы потом уметь порекомендовать её другому читателю.



Предварительный просмотр:

О школьной библиотеке о школьной библиотеке

             

                               Материально-техническое обеспечение:

Общая площадь библиотеки - 32 кв. м.;

читальный зал на  12 посадочных мест.

Библиотечное оборудование: кафедра выдачи книг,  28 стеллажей, 6 стола для читателей, стулья, выставочные стеллажи, каталожный шкаф;

Технические средства: ноутбук - 1, принтер-1, сканер, экран.

                       

                   Информационные ресурсы:

Книжный фонд  -5557 экз.;

Фонд учебников -12254   экз.;

Периодические издания- 37 наименований;

Медиатека -454 диска;

Интернет.

Основные показатели:

Читаемость - 13

Посещаемость учащимися -9,3

Книгообеспеченность -  4,3.

Книговыдача – 16900 экз.

                       Справочно-библиографический аппарат библиотеки:

Алфавитный каталог;

Систематическая картотека статей;

Картотека учебного фонда;
Картотека краеведческой литературы «Наш край»;

                   Тематические картотеки для учащихся и педагогов;

                   Энциклопедии, справочники, словари.

                                     

        

        

         

        

        

        

        

        

Заведующая школьной библиотекой – Курдинович Анна Владимировн

Наша библиотека стремится создать условия для полноценного удовлетворения запросов учащихся, учителей, используя при этом различные формы: выставки, викторины, обзоры, выпуски рекламных изданий, пополнение тематических папок, картотек. Фонд библиотеки открыт для свободного доступа. Читатели могут сами выбирать на полке справочные пособия по различным разделам школьной программы.

К услугам читателя предложены тематические картотеки: «Книги обо всем на свете», «Школьнику о вредных привычках», «Люблю тебя, мой край родной». «Экология – зона тревоги», «Кем быть». Большим спросом пользуются тематические папки: «Наш край», «Великой Победе посвящается», «Поэты серебряного века», «В помощь классному руководителю».

Мы используем все формы массовой работы: праздники, беседы, обзоры, викторины, дискуссии, устные журналы, литературные ринги, музыкальные гостиные.

Наша цель – привлечь детей в библиотеку и привить любовь к книге, чтению, создать комфортные условия для творческой самореализации читателей.

Нашими читателями являются не только учащиеся, но и, учителя — предметники, классные руководители. С большим интересом они пользуются рубрикой «Для Вас педагоги» – где представлены новинки методической литературы. Помощь библиотекаря самая разнообразная – подбор материалов к уроку, участие в подготовке выставок и бесед, обзоров и викторин.

Ежегодно  в школе проводится акция

«Подари библиотеке книгу», за 2012,2013 г.  учащиеся подарили библиотеке  3655экз. учебной, познавательной и художественной,  литературы.

Для того, чтобы научить школьников ориентироваться в мире информации проводятся библиотечные уроки: «Правила обращения с книгой», «Структура книги», «Какой я читатель?», «Что приносит почтальон?». «Выбор книги в библиотеке», «Справочная литература», «Библиографический поиск: СБА библиотеки», «Книжный город»: первое посещение библиотеки, «Твои первые энциклопедии», «Путешествие каталожной карточки», «История книги», «Информационный поиск литературы для реферата. Как  составить реферат?», и другие.

ОСНОВНЫЕ ПРАВИЛА ПОЛЬЗОВАНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ

1.Вежливое отношение читателей и работников библиотеки.

   2.Соблюдение читателями тишины.

   3. Бережное отношение к фонду и имуществу  библиотеки.

   4. В верхней одежде в библиотеку не входить.

   5. Сумки и портфели оставляются читателями у входа

    в библиотеку на специально отведенном месте.

   6. На каждого читателя заводиться читательский    

   формуляр как документ, дающий право пользоваться

   библиотекой.

   7. При записи читатели должны ознакомиться  с

   правилами пользования библиотекой и подтвердить

   обязательства об их выполнении своей подписью на

   читательском формуляре.

   8. Порядок выдачи литературы:

   -  учебники, методическая литература и прочие

   печатные издания, соответствующие учебным

   программ, выдаются на весь год и в течение

   всего учебного года;

   - книги основного фонда выдаются сроком на две

   недели, количество книг – не более двух;

   - срок пользования книгами может быть продлен

   но не более двух раз при условии, что на данную

   книгу нет заявок от других читателей;

   - сроки пользования материалами для творческих  

   работ оговариваются при выдаче.

  9. Читатели, не сдавшие книги в указанные сроки,

считаются должниками и получают книги только  после сдачи своих    задолжностей.

   10. Читатели, утратившие или испортившие книги,

   заменяют их такими же копиями, признанными

равноценными.

   11. Сроки сдачи литературы в конце года:

        -художественной литературы - не позднее 16 мая текущего учебного года;

        -учебников не позднее:

        20 мая – для начальных классов;

        25 мая – для средней школы;

        16 июня  – для выпускных классов.

12. Личное дело выдается учащимся только после возвращения литературы, взятой на абонементе библиотеки; выбывающие сотрудники отмечают свой обходной лист.

Правила обращения с книгой!

Книга недолжна мокнуть – от этого коробятся страницы, разбухает и расслаивается переплет.

Идешь в библиотеку – положи книги в пакет, который защитит книгу от дождя и снега.

 Не читай во время еды.

Прежде чем начать читать книгу, оберни ее бумагой или надень обложку.

Книга боится рассыпаться на отдельные листы.  Не бросай открытую книгу вверх переплетом, не загибай страницы.  Пользуйся закладкой.

         Если хочешь нарисовать, что-то или записать, когда прочитал книгу, сделай это в альбоме или специальной тетради.

Не разбрасывай книги.  Ты можешь их потерять.



Предварительный просмотр:

Устный журнал «Анапа-Город Воинской Славы».

Цель: 

  • прививать любовь к родному краю, родному городу,
  • развивать любознательность, наблюдательность,
  • воспитывать любовь к Родине.

Оборудование: мультимедиа проектор, презентация Power Point, 1 ноутбук, локальная сеть 100 Mbit, мультимедийный проектор, экран, книжная выставка  на тему: «Анапа - наш общий дом».

Страницы журнала:

1 страница: «Мы гордимся тобой, Анапа».

2 страница: «Летопись воинской славы Анапы»

3 страница: « Только бы помнили нас живые…» (обзор книг и статей Анапских авторов о героических событиях военных лет, о партизанах и подпольщиках Анапы );

4 страница: «Чтобы помнить – надо знать» ( викторина)

Библиотекарь: «В 2011 году в летописи нашего города произошло значимое событие. В мае перед Днем Победы, Президент России своим указом присвоил Анапе  высокое звание «Город воинской славы».

Чтец:

ГИМН АНАПЕ.

Анапа у моря раскинулась вольно

Задумчивой птицею на берегу.

Ласкают тебя черноморские волны,

И жители свято покой берегут.

Курорт драгоценный Кубани богатой,

Прозрачен и свеж над тобой небосвод.

В боях погибали герои-солдаты,

Чтоб здесь отдыхал весь российский народ.

Чтоб знала планет,  нет краше курорта

В предгорьях Кавказа на русской земле.

Чтоб реяли стяги свободно и гордо,

Чтоб песни слагали во славу тебе!

Славься, любима, славься, дарящая

Помыслов светлых бескрайний разбег,

Отмели чистые, дали манящие,

Детский ликующий, радостный смех!

Славься, парящая, славься, поющая,

Многоголосой созвучна стране!

Именем солнца и моря зовущая,

Жди поколений, грядущих к себе! (Т. Лебедева).

Слайд: 3.

Библиотекарь: «Герб города-курорта Анапа отражает исторические, географические и экономические особенности города. Символика всех фигур в гербе многозначна. Изображение золотой стены с одной стороны подчеркивает стратегическую важность Анапской крепости на Черноморском побережье, а с другой стороны символизирует богатую историю города.

Двадцать пять лучей солнца говорят о двадцатипятивековой истории города. Солнце – символ света и тепла указывает на город как на самое солнечное место Черноморского побережья Кавказа.

Изображение волн и триеры указывают в гербе не только на прибрежное положение города, но и на важность международной морской торговли, осуществляемое здесь в течение многих столетий».

Слайд:4

Библиотекарь: «А какой наш родной город, что он значит  для вас?»

(дети отвечают).

Чтец: 2

Анапа, Анапа, здесь ветер солёный,
И белые чайки над морем кричат.
Вдоль улиц зелёных шагают колонны,
Анапа встречает своих ребят и девчат.

Для мам и пап счастливая пора.
В Анапе ласковое лето.
Здесь будущее наше – детвора,
Врачами здравницы согреты.

В ночи поют солёные ветра,
Шум чаек в море еле слышен.
Вы не будите, чайки, до утра
Девчонок наших и мальчишек.

Спускаются к морю Кавказа отроги,
Оно и ласкает лазурной волной.
Нас к чёрному морю ведут все дороги,
В Анапу – наш солнечный город родной.

Над городом веет морская прохлада,
К себе зазывает нас пляж золотой.
Наш город Анапа, другого не надо!
Мы встречаться рады с тобой!  (В.Бухарова)

Слайд:5

Библиотекарь: «Почему Анапа считается жемчужиной у моря?»

(дети отвечают).

Чтец:

На Северном Кавказе рождена

Былинная Горгиппия и Мапа,

Дочь ласкового моря, и она –

Царица  пляжей дивная Анапа.

Земной красой она чарует нас

От Семигорья, Крымска и Тамани.

Анапа – это Северный Кавказ,

Курорт России и душа Кубани.  (В. Сапрыкин).

Слайд: 5-6

Библиотекарь: «Наш город шел к присвоению  звания «Город воинской славы»  в течение многих столетий – в эпоху русско-турецких войн ХVII  и  XIX веков, в период Великой Отечественной войны.

Ратная слава русских воинов у стен Анапы берет своё начало с конца XVIII века, когда она была еще турецкой крепостью. Русские войска шесть раз совершали походы на турецкую крепость Анапу и ее штурмовали. Два раза неудачно и отходили, а три раза брали крепость и разрушали её. Анапа даже несколько лет была русской крепостью. И лишь в 1829 году Анапа вошла в состав России и стала крупней русской крепостью на Черноморском побережье Кавказа.  Именно в тот период истории были написаны первые страницы летописи боевой и воинской славы Анапы – ныне Города воинской славы.

 Доклад ученика: «Сооружение крепости Анапа относиться к 1781-1782гг., когда турки, готовясь к   войне с Россией, значительно ее укрепили. С помощью французских инженеров Анапа превратилась в мощную  турецкую крепость на берегу моря. Отсюда анапские паши совершали свои набеги по южным рубежам России на Северный Кавказ. Анапа  стала крупным центром работорговли.

Русское правительство вынуждено было  принять решительные меры для укрепления новой границы Российской империи, которой с 1783 г. являлась р. Кубань.  Эта цепь укреплений получила название Кавказской линии.

9 сентября 1787 г. началась русско-турецкая война. 8 октября войска генерала-поручика П.А.Теккели подошли к Анапе, но первый же бой показал, что крепость имеет достаточно мощную артиллерию и значительный гарнизон. Экспедиция  к Анапе не принесла России военной удачи. Под стенами крепости появились первые братские могилы. Так зарождалась воинская слава  нынешней Анапы.  

        Зимой 1790 г. экспедиционный отряд Ю.Б. Бибикова без предварительной подготовки вновь подошел к Анапе. Однако русские войска после приступа крепости понесли большие потери, но крепость взять не смогли. Отсутствие провианта , теплой одежды привело к гибели тысячи  русских солдат при отступлении.

        Следующий поход на Анапу был начат 9 мая 1791г. после не продолжительной осады командующий Кавказских войск И.В. Гудович предложил туркам сдаться. Тогда в ночь на 22 июня бал отдан приказ о взятии Анапы штурмом, а 29 декабря 1791г. турецкое правительство подписало Ясский договор. Однако после такого успешного штурма Анапу пришлось отдать туркам.

Так произошла первая блистательная победа русских войск у стен Анапы, вписавшая целую главу в летопись ее воинской славы.

В 1807 г. к Анапе в очередной раз подошла русская эскадра в составе одиннадцати боевых кораблей с десантом на борту под командованием контр-адмирала С.А.Пустошкина. разумная тактика командования, меткость корабельных артиллеристов, натиск т героизм русских солдат и матросов позволили молниеносно взять  «зловредную» турецкую крепость. И эта блистательная победа привнесла  в боевую славу нынешней Анапы свою лепту. Наши потери – несколько убитых и раненых. Крепость была сожжена и разрушена.

В 1809 году русская эскадра с десантом на борту под командованием капитана - лейтенанта Петухова, вышла из Севастополя и в очередной раз направилась к анапским берегам. Крепость была взята. На этот раз Анапа на несколько лет стала русской крепостью. Ее первым комендантом стал полковник Ратманов. Но у стен Анапы продолжали гибнуть русские воины.

В апреле 1828 г. вспыхнула новая русско-турецкая война.

В осаде крепости принимали участие четыре  полка черноморских казаков во главе с атаманом, героем Отечественной  войны 1812 года А.Д.Бескровным, крепость капитулировала, черноморские полки были удостоены боевых знамен с надписью «ЗА отличие при взятии крепости Анапы 12 июня 1828 года».

Современная Анапа – это уникальный курорт с сетью развлекательной индустрии. И лишь остатки турецких (Шегакских или Северных) ворот, внутри которых находиться братская могила павших русских воинов, музейные и морские орудия удивляют гостей курорта своим некогда грозным видом, да улицы . названые в честь прославивших своими победами полков: Нижегородская, Владимирская, Астраханская, Тираспольская, Черноморская, Крымская, Кубанская, Гребенская и Терская.

Библиотекарь: «Таким образом в XVIII –XIX веках у стен Анапы почти беспрерывно шли бои русских войск с турками, приумножавшие славу российского оружия. Вместе с солдатами и матросами, офицерами и казаками, выполнявшими свой воинский долг, проявлявшие при этом мужество и героизм, в сражениях участвовали и мирные жители. Анапа из крепости превратилась в мирный город-курорт.  А о бывшей крепости и кровопролитных боях  у ее стен напоминают лишь «Русские ворота».

Слайд: 8

 Библиотекарь: Неувядаемой славой покрыли себя советские воины в годы Великой Отечественной войны у стен нашего города, а анапчане на полях сражений от Анапы до Берлина».

 

Чтец:

Не дешевой ценой достался нам мир,

За него полегли на полях миллионы.

О наградах не думая, в огненный миг

Вызывали огонь на себя батальоны.

…Не имеем мы права сегодня молчать,

На ракеты не можем смотреть равнодушно.

Чтобы мир защищать, взявшись за руки дружно,

Мы  о прошлой войне не должны забывать.  (Олег Зайвенко).

Слайд:9

Библиотекарь: « Когда началась Великая Отечественная война, многие анапчане  ушли на   фронт защищать свою Отчизну.  А кто остался   в родном городе, организовали подпольные группы и партизанские отряды. Как они сражались на своем не легком поприще, мы можем узнать  из их воспоминаний, которые собраны  в книге «Только бы помнили вас живые…», а участница партизанского движения, ветеран Великой Отечественной войны Т.Мельничук написала,  незабываемы стихи о войне, в своей книге  «Все это было».

Чтец:

Война оставила в груди

След незажившей раны.

Уходят, покидают нас

Родные ветераны.

Их светлый путь

Никем не осквернить,

Израненную землю

Заставили ожить.

Их беспокойные сердца

Всегда в движении,

Идут на встречу с поколением

А там их ждут.

Ком в горле, трудно вспоминать.

Урок патриотизма,

Но правду надо рассказать,

Все пригодиться в жизни.

Должны не помнить,

Должны знать,

Историю войны

Никто не смеет осквернять.

Так поклонитесь ветерану в ноги,

Которые с боями до Берлина дошагали,

Которые падали и вновь вставали.

Приказ «Любой ценой!» Победу одержали. (Т.  Мельничук)

Библиотекарь: «Анапа небольшой город  и ценны для нас книги В.Валиева, в которых он сумел собрать, все сведения о советских воинах которые штурмовали оборону противника у стен Анапы и каким  воинским частям и подразделениям мы обязаны своему освобождению. Мы узнаем имена Героев  Советского Союза, которые защищали или освобождали её в годы Великой Отечественной войны. То есть о  вкладе Анапы и ее жителей в летопись ратной и воинской славы страны».

Чтец:

От Кубани моей до Ямала
Велика ты, родная страна.
Городов в России не мало,
Но Анапа в России одна. (В. Бухаров.)

 

Слайд: 13-26

        Библиотекарь: «А сейчас мы проверим как вы знаете свой город. Перед вами слайды с памятными местами города. Ваша задача заключается в том, чтобы  назвать достопримечательность и ее местонахождение».

        учащиеся отвечают:

  1. Аллея Славы.

Жители Анапы помнят и чтят светлую память своих предков, отдавших жизнь защищая свою родину, защищая нас тогда ещё не родившихся.
И в городе есть место, где всегда горит огонь, всегда лежат свежие цветы. Куда новобрачные после ЗАГСа отправляются в первую очередь... Аллея Славы
Центральная композиция — монумент погибшим в Гражданскую и Великую Отечественную Войну, по периметру которого гранитные плиты с высеченными навеки именами погибших Анапчан. По обе стороны от центральной аллеи находятся небольшие культурные композиции и мемориальные камни посвященные погибшим Анапчанам в современных военных конфликтах.

Попадая сюда понимаешь, сколько испытаний пришлось пережить нашему народа, нашей стране, Анапе и так хочется верить, что их подвиг не был напрасен, что больше такого не повториться никогда

  1. Памятник воинам-афганцам.

Аллея славы, памятник воинам-афганцам. Открыт в 1992 г., и стал первым памятником в Краснодарском края, который посвящен воинам-афганцам. Надо отметить, что в Анапе всегда с уважением и любовью относились к воинам-интернационалистам.

  1. Памятник доктору  В.А. Будзинскому – основатель  курорта

Доктор В. А. Будзинский, считается основателем курорта в Анапе. И хотя до него, начальник Черноморского округа, генерал Д. В. Пиленко, ещё в 1883 выпустил брошюру – «Анапа, ее климат. Морские купания и экономические условия», в которой обосновал целесообразность развития Анапы, как города-курорта, именно доктор Будзинский построил и открыл первый в Анапе санаторий — Водолечебница доктора Будзинского. Торжественное открытие санатория состоялось летом 1900 г. с тех пор именно этот год, считается годом рождения курорта в Анапе.

Сам памятник был установлен в 2000 г., ко Дню празднования 100-летия курорта.

  1. Памятник Дмитрию Калинину.

Ранее на этом месте стоял установленный немцами железный крест с надписью — Неизвестному герою. Так немецкое  командование по достоинству оценило подвиг капитана советских десантников. В ночь на 1 мая 1943 г. здесь был высажен небольшой десант моряков-разведчиков с целью проверить немецкую оборону и отвлечь часть сил от основного сражения, происходившего в это время на «Малой земле». Вступив в неравный бой с превосходящими силами противника, десантники дрались до последнего патрона, и все погибли в этом неравном бою. Дмитрий Калинин, оставшись последним из живых, раненый и окруженный фашистами — сделал вид, что сдается им. Но когда немцы подошли поближе, что бы взять его в плен, подорвал себя вместе с ними. Позднее за этот подвиг ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

  1. Храм Онуфрия Великого

За свою историю, храм пережил не одно разрушение. Построенный по указу Николая I, 1837 году (кстати, царь лично присутствовал на открытии храма), храм впервые пострадал от выстрела пушки с турецкого корабля 2 января 1878 года. Тогда снаряд прошел здание храма навылет. Затем в 30-х годах XX века, когда начались гонения на церковь, храм был разрушен большевиками, снесены купола, убраны колокола, а всё что осталось от здания, было перестроено под краеведческий музей.

         В 1991 году, храм удалось вернуть православной общине.

1 декабря 1991 года храм был освящен архиепископом Екатеринодарским и Кубанским Исидором.

  1. Анапский маяк.

Свою историю, Анапский маяк, начинает в 1898 году — 14 июля на земляном холме древнего кургана, был заложен первый камень в фундамент будущего маяка. Строительство маяка продолжалось более 10 лет и лишь 20 октября 1909 года, Анапский маяк впервые осветил путь кораблям. В таком виде, Анапский маяк просуществовал до Великой Отечественной войны

Новый маяк в Анапе, появился лишь в 1955 году, в это трудное время когда вся страна и Анапа, в том числе возрождалась из руин оставленных ВОВ. С того времени внешний вид маяка практически не изменился  

  1. Памятник атаману Черноморского казачьего войска А.Д. Бескровному.

Памятник А.Д. Бескровному – памятник герою войны 1812 года и герою боев за Анапу открыт 14 сентября 1999 г. при содействии казачьего общества. Установлен к 170-летию заключения Адрианопольского мира.

Надпись на тыльной стороне гласит: Участник 13 войн и 100 сражений. Отличился при Бородино 26 августа 1812 г. Полководческий талант и мужество А.Д.Бескровного – командира Таманского сводного казачьего отряда сыграли решающую роль при осаде крепости Анапа. За взятие Анапы награжден орденом Св. Георгия IV степени.

  1. Белая шляпа.

Скульптурная композиция - «Белая шляпа» давно стала одним из символов курорта, сделана по мотивам песни А. Северного «Одену я черную шляпу...» и хотя в оригинале шляпа — черная, но как-то само собой произошла трансформация, и шляпа стала белой.

  1. Русские ворота.

«Русские ворота» - остатки крепости, памятник османской архитектуры 18 века. Над аркой ворот можно увидеть надпись на вмонтированной в кладку плите «Русские ворота 1854», слева от арки, есть ещё одна плита с надписью "Крепостные ворота Остатки турецкой крепости, построенной в 1783 году, названы Русскими в честь 25-летия освобождения Анапы от турецкого ига в 1828 году" До наших дней сохранились только восточные. От самой крепости ничего не осталась. А так они стали  выглядеть после реконструкции в 1996 г.

Библиотекарь: «На этом наша встреча окончена. Всем большое спасибо за внимание и за участие в викторине. До новых встреч!»

Использованная литература:

Валиев В.А. Анапа – Город воинской славы  /В.А.Валиев. – Анапа-Сукко: Издательский дом ООО «Статус-плюс», 2011.-224 с.: фотогр.

Валиев В.А.Золотая слава Анапы./В.А.Валиев.- Анапа,2005.-72 с.

Валиев В.А.Победа в сердце каждого анапчанина/В.А.Валиев.- Анапа,2010 – 76 с.        

        Только бы помнили вас живые…/Сост. Т.П. Мельничук. – Краснодар: «Сов.Кубань»,1996.-128 с.: фотогр.

Мельничук Т. Всё это было/Т.Мельничук.Анапа,2005.-54 с.

Аванесов В.Н. Курорт Анапа /В.Н. Аванесов.- Краснодар: Издательство «Северный Кавказ», 1998.- 198 с.

Мальцев В.А., Поладянц Г.А. Анапа в 1941-1945гг../В.А. Мальцев, Г.А. Поладянц.- Анапа: Кубанский издательский дом, 2005.-117 с.

Парус: литературно-художественный альманах. Литературно-художественного объединения города-курорта Анапы. № 4-5.2009-2010.- Ростов н/Д: Изд-во Фирма «Ирбис», 2010.-122с.: ил.

 



Предварительный просмотр:

Времен немеркнущая слава.

(Урок мужества)

Цели:

  • приобщение учащихся к легендарному прошлому нашей страны и нашего города;
  • воспитание патриотизма и формирование гражданских качеств личности школьников;
  • формирование навыков уважительного отношения к подвигу советского народа в Великой Отечественной войне;
  • героико-патриотическое воспитание школьников.

Оборудование:

  • 1. Компьютер.
  • 2. Мультимедиа проектор (особенностью оформления данного урока  является наличие ярких слайдов)

Библиотекарь: «Есть в нашей памяти две даты: 22 июня 1941 года и 9 мая 1945 года. А между ними путь в 1418 дней и ночей, и в каждом боль и горечь утрат и боли, радость больших и малых побед. Мы с вами не были свидетелями того страшного  времени. Для нас Великая Отечественная война - это история нашей Родины, наших родных и близких. Её должен знать каждый уважающий себя человек, ведь без прошлого нет будущего.

Ученик 1: У времени есть своя память - история. И потому, мир никогда не забывает о трагедиях, потрясавших страну в разные эпохи, в т.ч. и о жестоких воинах, уносивших миллионы жизней, разрушавших великие ценности, созданные человеком. Прошло много лет, как закончилась Великая Отечественная война, но эхо её до сих пор не затихает в людских душах. Да, у времени своя память.

Библиотекарь:

Война - это 4 года сражений,
1 418 бессонных дней и ночей.
Более 27млн. погибших.
Это значит 22 человека на каждые 2 метра.
Это значит 13 человек в каждую минуту

Ученик 2: « Мы не имеем права забывать ужасы войны, чтобы они не повторились вновь. Мы не имеем права забыть тех солдат, которые погибли ради того, чтобы мы сейчас жили. Мы обязаны помнить все».

Умирают солдаты дважды:
От штыка и от пули вражьей
И спустя много лет, в грядущем
От забывчивости живущих. (А.Романов "Тревога")

Библиотекарь: «Давайте же перелистаем некоторые страницы Великой Отечественной войне и представим, как все это было, как она прошлась по нашему родному городу и какие оставила рубцы».

Ученик 1:

Такою все дышало тишиной,
Что вся Земля еще спала, казалось.
Кто знал, что между миром и войной
Всего, каких - то 5 минут осталось! (А.Романов "Тревога")

 Слайд 2:

Библиотекарь: «Ранним утром, в воскресенье, 22 июня 1941г. мирную тишину городов и сел разорвали взрывы бомб и снарядов. Началась жестокая война против фашистских захватчиков. На нашу страну обрушился удар невиданный в истории армии вторжения: 190 дивизий, свыше 4-х тыс. танков, более 47 тыс. орудий и минометов, около 5 тыс. самолетов, до 200 кораблей».

Ученик 2:

Разве погибнуть ты нам завещала, Родина?
Жизнь обещала, любовь обещала, Родина.
Разве для смерти рождаются дети, Родина?
Разве хотела ты нашей смерти, Родина?
Пламя ударило в небо -
Ты помнишь, Родина?
Тихо сказала:
"Вставайте на помощь:" -
Родина.
Просто был выбор у каждого:
Я или Родина. (Р. Рождественский.  Реквием).

Слайд: 3-4

 Ученик1: «В годы войны маленький приморский курорт Анапа пережил вместе со всей страной тяжелое военное лихолетье, все ужасы оккупации».

Не обошла войной сторонкой

Анапу. Город наш родной.

За улицу, за дом в поселке

Бойцы вступали в смертный бой. (Г. Курявская)

Слайд: 5 -9

Библиотекарь: «Все от мала до велика, встали на защиту своей Родины, добровольцы уходили на фронт, вчерашние школьники становились солдатами. Война проверяла на верность и самоотверженность, честность и благородство, мужество и бесстрашие. Не остались в стороне и вчерашние анапские школьники. Они ушли в подполье и партизанские отряды.

Книгу «Только бы помнили  Вас живые…» - написали анапские партизаны и участники подпольного движения –  в ней они рассказывают о себе и своих товарищах, погибших в борьбе с фашизмом.

Это трагические документальные рассказы о партизанах и подпольщиках, действующих в Анапе и Анапском районе в период оккупации 1942-1943гг. в них ничего не придумано, все факты действительны, все участники хорошо известны анапчанам.»

Ученик 2: «Повесть В. Попова «Они приближали рассвет» рассказывает нам  о  подпольной группе  «Рассвет», в которую входили вчерашние анапские школьники, которая действовала в годы Великой Отечественной войны в городе Анапе. О героизме ребят и предательстве, повлекшем  их гибель.

 Подпольщики установили в повале одного из домов радиостанцию, полученную из партизанского отряда, принимали сводки Совинформбюро. Они их перепечатывали и распространяли среди населения. Группа была выдана гестапо предателем и все ее участники расстреляны».

Так, день за днем, победу приближая,

В одном строю, со всеми наравне,

Россию наши дети защищали,

И погибали дети на войне!

Они могли бы жить на свете долго,

Любить красивых женщин и девчат.

И, если б не военная дорога,

Они сегодня нянчили внучат.

Мальчишки и девчонки, мы читаем

В названьях улиц ваши имена!

Мы перед вами голову склоняем,

Без вас бы не окончилась война! ( М.Савельева).

Слайды: 6-9

Библиотекарь: «В отрядах подпольщиков и партизан было много молодежи, юношей и девушек, которым едва ли исполнилось 18  лет, а некоторым и 15  лет не было.

Катя Соловьянова - разведчица. Была  послана в разведку в Анапу, выдана предателем. Казнена

 вместе с матерью.

Тоня Скопцева – разведчица. Была послана в разведку в совхоз им. Молотова. Предана Ялиновым. В Гостагаевском гестапо расстреляна.

Толя Алехин – радист. Погиб в отряде от случайного выстрела. Несчастный случай.

Костя Ивин  - разведчик. Был отправлен с группой из 67 человек через линию фронта. Группа была предана Матвеевым и расстреляна.

Николай Жовнер. В конце декабря 1943 года выполняя задание,  при переходе линии  фронта под Ахонкой замерз.

Володя Лебедев – разведчик. 19 ноября 1942 г. во время сильного боя отбился от отряда. Вышел один на фашистов, обстреливал их. Был ранен. По дороге в Гостагай скончался.

Владик  Каширин. 13 - летний анапский мальчик самоотверженно отстаивал интересы Родины. Был награжден медалями «За отвагу» и «За оборону Кавказа». С боями дошел до Будапешта. Погиб после войны при обезвреживании немецкой бомбы».

Ученик 1:

Слезы – это слабость, а не трусость.

Трусостью такое не назвать.

В пытках мысли, как в тумане, кружит,

В памяти одна родная мать.

За руки схватили, зверски потащили

Партизанку Тоню на допрос.

Как ни издевались, как ни били,

Слышался в ушах один вопрос.

Мамочка, мне больно! Мамочка, мне страшно!

Только бы не струсить, только б не предать!

Только бы глазочком на одну минутку

Мамочку родную увидать.

Уж не льются слезы,

Только сердце стонет.

Завтра расстреляют

Скопинцеву Тону.

Не сдалась, не предала, не стала на колени…

Со смертью повстречалась не спеша,

Вроде б между прочим ей напоминали:

«Ты умрешь, а жизнь так хороша».

Плачут убеленные сединами солдаты

При воспоминанье о войне.

Ну, а мне за партизан Анапы

Хочется поплакаться вдвойне.

В памяти проходят, как былые,

Сердцу дорогие имена.

Только б помнили о вас живые,

Вами бы гордилася страна. ( Т.П. Мельничук).

Слайды: 7-12

Ученик 2: « Шесть наших земляков  за проявленный  героизм в годы Великой Отечественной войны были удостоены звания Героя Советского Союза.

КОТОВ Иван Ильич – 1925 года рождения, из станицы Раевской, погиб в десантной операции в городе Николаеве 20 марта 1944 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 20 апреля 1945 года.

ЖОЛОБ Степан Михайлович  - 1917 года рождения из села Су-Псех. За организацию обороны и вывод 22 бойцов из окружения в Финскую войну в 1939 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 11 апреля 1940 года. Умер в 1964 году. Похоронен в Анапе на старом кладбище.

ГОЛОВАНЬ Василий Никонович – 1924 года рождения, из станицы Раевской , сержант, замкомвзвода 327 сводного полка, погиб 18 октября 1944 года в Чехословакии в бою, выводя бойцов из окружения. Звание Героя Советского Союза присвоено 24 марта 1945 года.

САРАНА Иван Петрович – 1921 года рождения, из станицы Раевской, младший лейтенант, командир взвода 56-го отдельного полка. 24 апреля 1944 года подбил 3 танка и 2 бронемашины, умер от ран 28 апреля 1944 года. Звание Героя советского союза получил 2 августа 1944 года.

ЧЕРНЫЙ Григорий Александрович – 1912 года рождения, из станицы Гостагай, ефрейтор, связист, отличился в боях за плацдарм на Днепре. Звание Героя Советского Союза получил 17 октября 1943 года. Умер 10 января похоронен  в Анапе.

МИРОНЕНКО Иосиф Акимович – 1913 года рождения из села Юровка, старшина взвода ПТР 605-го СП, погиб за плацдарм на Днепре 10.01.1944 г. Звание Героя Советского Союза присвоено 17 ноября 1943 года».

Слайды: 13-16

Библиотекарь: «Мы должны быть благодарны всем тем,  кто погиб, защищая или освобождая наш город. Хочу перечислить тех, кто совершил геройский подвиг и сложил свою голову у стен нашей Анапы».

АРАКЕЛЯН  Сурен Сумбатович – 1911 года рождения, старший сержант, командир отделения 526-го сводного полка,89-й сводной дивизии. Погиб. Закрыв своим телом амбразуру ДОТа у хутора Курбатского 24 сентября 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 16 мая 1944 года.

Калинин Дмитрий Семенович – 1910 года рождения. Капитан, командир разведки. Погиб у села Варваровка, взорвав себя и несколько вражеских солдат 1 мая 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 31 мая 1944 года.

Ученик 1:

…У изгиба дороги Калинин стоит

С Золотою Звездою Героя.

А рядом десантники снова в строю

В такой же гранитной глыбе

Предстали пред нами в последнем бою,

Застывши в геройском порыве.

Подвиг – это жизни итог.

И важно, как к нему шел человек,

Что он сделал, чего не смог,

С чем в нашу память вошел он навек.

Дмитрий Калинин -   простой человечный,

Ты подвигом славу Отчизне принес,

И в список живых ты записан навечно,

В Герои народ твой подвиг вознес. (В.Валиев)

Библиотекарь:

СЕВРЮКОВ Леонид Иванович – 1922 года рождения, сержант, летчик 7-го авиационного истребительного полка погиб, совершив таран вражеского самолета 28 апреля 1942 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 октября 1942 года.

ХРЯЕВ Василий Ильич – 1916 года рождения, старший лейтенант, летчик 9-го

авиационного истребительного полка, погиб в воздушном бою у станицы Благовещенской 24 сентября 1943 года. Звание Героя Советского Союза присвоено 23 ноября 1942 года

Библиотекарь: Дмитрий Калинин похоронен в селе Варваровка. Сурен Аракеян у хутора Курбацкий, где сложил совою голову.

Ученик 2:

Тем, кто освободил наш город – СЛАВА!

Тем, кто погиб за Анапу – ДВАЖДЫ СЛАВА!

А тем, кто совершил героический подвиг во имя

Освобождения нашей малой родны – ТРИЖДЫ
СЛАВА и ВЕЧНАЯ ПАМЯТЬ АНАПЧАН!

Слайд: 17-18

Библиотекарь:

После освобождения Новороссийска. 16 сентября 1943 года, 18-я армия получила приказ наступать в направлении Анапы. И 21 сентября 1943 года танки 5-й гвардейской танковой бригады, под командованием полковника Шуренкова ворвались в Анапу, а также заняли крупные  населенные пункты Су-Псех, Алексеевку, Анапскую. Поэтому этот день и считается освобождением города.

 Анапчане должны хранить и беречь память о том грозном времени  и чтить героев, которые защитили наш город от ненавистного врага. Вечная память советским солдатам, сложившим головы у стен Анапы, низкий поклон  всем героям и тем, чьи имена нам неизвестны. Пусть героические подвиги солдат Великой Отечественной войны, подаривших нам жизнь, навсегда останутся в наших сердцах.

Используемая литература:

Валиев В.А.Золотая слава Анапы./В.А.Валиев.- Анапа,2005.-72 с.

Валиев В.А.Победа в сердце каждого анапчанина/В.А.Валиев.- Анапа,2010 – 76 с.        

        Только бы помнили вас живые…/ сост. Т.П. Мельничук. – Краснодар: «Сов.Кубань»,1996.-128 с.: фотогр.

Мельничук Т. Всё это было/Т.Мельничук. - Анапа,2005.-54 с.

Мальцев В.А., Поладянц Г.А. Анапа в 1941-1945гг./В.А. Мальцев, Г.А. Поладянц.- Анапа: Кубанский издательский дом, 2005.-117 с.

Попов В.А.Они приближали рассвет: Повесть.-2-е изд./В.А. Попов.- Краснодар: Кн. изд-во, 1983г. -144 с.

Дети Кубани в годы Великой Отечественной /отв. за вып. Т.И. Хачатурова.- Краснодар: Традиция, 2008. - 84 с.



Предварительный просмотр:

Перечень компакт-дисков

1.Государственная символика России. История и современность.

2.Всеобщая история. История древнего мира. 5-6 кл.

3.Всеобщая история. История нового времени. 7-8 кл.

4.Россия на рубеже третьего тысячелетия.

5.История России. ХХ век. Часть 2, 1918-1940гг.

6.От Кремля до Рейхстага.

7.Атлас Древнего мира.

8.Экономика и право. 9-11 кл.

9.Обществознание (практикум).8-11 кл.

10.История. 5 кл.

11.История искусства.10-11кл.

12.Энциклопедия классической музыки.

13.А.С.Пушкин в зеркале двух столетий.

14.Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства.

15.Эрмитаж: искусство Западной Европы.

16.Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.

17.Шедевры русской живописи. (33 живописца).

18.Интерактивная математика. 5-9 кл.

19.Живая физика 6-11 кл. + Живая геометрия.6-9 кл.

20.Математика.Ч.1(репетитор).

21.Физика.Библиотека наглядных пособий. 7-11 кл.

22.Открытая физика 1.1 7-11 кл.

23.Физика. 7-11 кл.(практикум).

24.Химия.

25.Математика. 5-11 кл.(практикум).

26.Энциклопедия науки и техники « От плуга до лазера»

27.Электронный каталог учебных изданий.(2002).

28.Биология. Для абитуриентов, старшеклассников и учителей. (репетитор).

29.Экология.

30.Начальный курс географии. 6 кл.

31.География. Наш дом – Земля. 7 кл.

32.Экология. Учебное пособие. 10-11 кл.

33.Биология.Анатомия и физиология человека.

34.Биология. 6-11 кл.(лабораторный практикум).

35.Биология. 6-9 кл.

36.Самоучитель французского языка.

37.Энциклопедия истории России. 862-1917.

38.История России ХХ век. Ч.3. 1941-1964гг.

39.География России. Природа и население.8 кл.

40.Математика. 5-11 кл.(практикум).

41.Мировая художественная культура.10-11 кл.

42.Профессор Хиггинс. Английский без акцента.

43.Русский язык. Весь школьный курс.(репетитор).

44.Алгебра. 7-11 кл.

45.Химия для всех-ХХ1 (самоучитель). Решение задач.

46.Практические курсы по информационным технологиям.Windows.

47.Живое море. Документальный фильм об экологии.

48.Свидетель обвинения. Памяти жертв нацизма на Кубани.

49.Одинокий рай. Фильм-размышление о судьбе и духовных исканиях русских людей, живущих на границе Кавказского заповедника.

50.Античная Кубань.

51.Великие чудеса света.

а)Чудеса природы.

б)Великие творения людей.

в)Чудеса священные и загадочные.

52.Гармония мира. Музыка.

53.Сказки Г.-Х. Андерсена.

а)Гадкий утенок. Русалочка.

б)Голый король. Огниво.

в)Принцесса на горошине. Цветы маленькой Иды. Соловей.

54.Прогулки вокруг Света.

а)Великая стена.

б)Дорогами истории.

в)Романтика природы.

г)Планета контрастов.

55.История Кубани

56.О времени и о себе. Кубань от Эльбруса до Азова. Фильм о судьбе реки.

57.По ком звонит колокол. По станицам Красной книги Краснодарского края.

58.Голубая линия. Одно из величайших сражений второй мировой войны.

59.Память сердца. 65 лет Великой Победы!