МДОУ "МДС "Красная шапочка" г. Жуков Шахматный клуб "Белая ладья"

Шахматный клуб "Белая ладья"

Все ходы продумай ты - это все же Шахматы!

    Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность.

    В нашем детском саду разработана программа на основе И.Г. Сухина «Шахматы для самых маленьких», цель нашей работы познакомить детей с игрой «шахматы»; сформировать первичные умения игры в шахматы. Программа рассчитана на организацию образовательной работы с детьми 4-7 лет.

    Современное общество живет в мире постоянного умножения потока информации, которая каждые несколько лет практически удваивается. Несмотря на то, что шахматы – одна из древнейших игр, но в тоже время и самая современная игра, привлекающая все большее число поклонников во всем мире.

     Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования нацеливает нас на создание условий развития ребенка, открывающих возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных видах деятельности.

     Игра для дошкольника ведущий вид деятельности, в котором ребенок учится, развивается и растет. Игра в шахматы – очень мощный инструмент гармонического развития интеллекта ребенка в игровой форме. Для ребёнка это не только игра, доставляющая много радости, но и эффективное средство самовоспитания. Обучение детей шахматам помогает развитию у них способности ориентироваться на плоскости, развитию мышления, учит ребёнка сравнивать, обобщать, запоминать, содействует формированию таких ценных качеств, как внимательность, усидчивость, собранность, самостоятельность

    Игра дает ребенку-дошкольнику радость творчества и обогащает его духовный мир, воспитывает находчивость, сообразительность, умение рассчитывать время, приучает ребенка к дисциплинированности, объективности. Игра в шахматы способствует формированию основных компетенций у дошкольников и позволяет обеспечить более комфортное вхождение ребенка в учебный процесс начальной школы, позволяет снизить уровень стресса, благотворно влияет как на процесс обучения, так и на развитие личности ребенка, повышение продуктивности его мышления.

     Исследования, проведенные современными российскими психологами Л.Венгером, В.Давыдовым, В.Мухиной и др., свидетельствуют о том, что возможности маленького человека велики и путем специально организованного обучения можно сформировать у дошкольников такие знания и умения, которые ранее считались доступными лишь детям значительно более старших возрастов.

     Если до недавнего времени основное внимание ученых было обращено на школьный возраст, где, как казалось, ребенок приобретает необходимые каждому знания и умения, развивает свои силы и способности, то теперь положение коренным образом изменилось. Сегодня становится все больше детей с ярким общим интеллектуальным развитием, их способности постигать сложный современный мир проявляются очень рано.

     Игорь Георгиевич Сухин предлагает начинать обучение игре в шахматы как можно раньше, но, безусловно, на уровне, доступном для ребенка.

    Актуальность создания подобной программы обусловлена тем, что в дошкольном учреждении на первый план выдвигается развивающая функция обучения, и, следовательно, необходимо совершенствовать методы, приемы и средства познавательного развития детей, использовать те, которые в значительной степени способствуют становлению личности дошкольников и наиболее полному раскрытию их творческих способностей.

     Шахматы – игра, помогающая подготовить дошкольника к скорому и успешному постижения общеобразовательных школьных дисциплин, в первую очередь математики. Занятия шахматами укрепляют память, учат мыслить логически, сравнивать и предвидеть результат, планировать свою деятельность, развивают воображение и аналитические способности, помогают вырабатывать организованность, целеустремленность, объективность. Увлекшись игрой, маленький непоседа становиться усидчивее, озорник – выдержанней, зазнайка – самокритичнее. Шахматы учат быть предельно внимательным, собранным. К тому же, шахматы – замечательный повод для общения людей, способствующий взаимопониманию, укреплению дружеских и добропорядочных отношений. Не случайно девизом всемирной шахматной федерации являются слова «Все мы одна семья». Обучение дошколят в игре в шахматы помогает выявить шахматные дарования.

В дошкольном возрасте шахматы играют важную роль в развитии ребенка. Они выполняют сразу несколько функций.

1. Познавательную. Играя в шахматы, ребенок учится мыслить, логически рассуждать, сравнивать, просчитывать свои действия, а также предвидеть реакцию соперника. Кроме того, игра способствует развитию фантазии и творческих способностей.

2. Воспитательную. Придя в школу, многие дети не могут усидеть на одном месте и сосредоточиться на уроках. Шахматы же вырабатывают выдержку, собранность, внимательность. Дети учатся самостоятельно принимать решения и спокойнее относиться к неудачам.

Шахматы учат дошкольников логически мыслить, запоминать, сравнивать, предвидеть результат, планировать свою деятельность, дисциплинируют мышление, воспитывают сосредоточенность, развивают память.

Таким образом, шахматная игра дарит ребенку радость творчества и обогащает его духовный мир. Переходя от взрослых к детям, удивительная игра может стать средством воспитания и обучения, причем ненавязчивого, интересного, увлекательного.

   Пятый год жизни является периодом интенсивного роста и развития организма ребенка.

   Возникает и совершенствуется умение планировать свои действиясоздавать и воплощать определенный замысел, который, в отличие от простого намерения, включает представление не только о цели действия, но и способах ее достижения. 

    Восприятие становится более расчлененным. Дети овладевают умением обследовать предметы, последовательно выделять в них отдельные части и устанавливать соотношение между ними.

    Важным психическим новообразованием детей среднего дошкольного возраста является умение оперировать в уме представлениями о предметах,  обобщенных свойствах этих предметов, связях и отношениях между предметами и событиями. Понимание некоторых зависимостей между явлениями и предметами порождает у детей повышенный интерес к устройству вещей, причинам наблюдаемых явлений, зависимости между событиями, что влечет за собой интенсивное увеличение вопросов к взрослому: как?, зачем?, почему? На многие вопросы дети пытаются ответить сами, прибегая к своего рода опытам, направленным на выяснение неизвестного. Если взрослый невнимателен к познавательным запросам дошкольников, то во многих случаях дети проявляют черты замкнутости, негативизма, упрямства, непослушания по отношению к старшим. Иными словами, нереализованная потребность общения со взрослым приводит к негативным проявлениям в поведении ребенка.

   На пятом году жизни дети активно овладевают связной речью, могут пересказывать небольшие литературные произведения, рассказывать об игрушке, картинке, о некоторых событиях из личной жизни.

    Важнейшими новообразованиями данного возраста являются: завершение в основном процесса формирования активной речи и выход сознания за пределы непосредственно воспринимаемой действительности. Взрослый теперь представляет интерес в первую очередь как источник увлекательной и компетентной информации. Общение носит внеситуативно - деловой характер.

     И.Г. Сухин в книге «Шахматы для самых маленьких» предлагает к игре деревянных королей приобщать малышей с младшего возраста. Цель ее – не столько дать методику обучения будущих чемпионов, сколько привить малышам интерес к мудрой игре, ненавязчиво помочь им самим разобраться в силе фигур и, главное, содействовать формированию качеств, необходимых для успешной учебы.

     Внимание малыша необходимо тренировать, не переутомляя его одним и тем же занятием, а разнообразя его деятельность, вводя в нее новые игровые моменты.

    В среднем возрасте можно построить процесс начального обучения шахматной игре. Весь вопрос лишь в том, чтобы сделать его максимально наглядным, доступным, предметным, эмоционально насыщенным, интересным и желанным.


 

 

 

Педагог дополнительного образования по шахматам: Шульгина Анастасия Львовна.

 

Сценарий шахматного праздника

 

          «Бал в шахматном королевстве»

 

 

 

 

 

Под маршевую музыку дети, наряженные в шахматные костюмы белого и черного цвета, проходят в зал, показывают различные перестроения.

 

Вед; Добрый вечер, уважаемые родители и дети! Вот уже более трёх месяцев ребята познают азы гениальной шахматной игры. Дети прикоснулись к чарующему волшебному миру деревянных фигур, крепко и надолго подружились с игрой мудрецов. И мы надеемся, что наши юные шахматисты пронесут эту любовь и привязанность через всю жизнь.

 

Все родители грустят,

 

Головой поникли,

 

Потому что в детский сад,

 

Шахматы проникли.

 

Ох, воспитывать ребят

 

Нелегко в дни эти.

 

Папе ставят «детский» мат

 

Собственные дети.

 

Сон пропал, покоя нет

 

Папе дни и ночи,

 

Говорит: «Авторитет

 

Пошатнулся очень».

 

Заявление не раз

 

С мамой мы писали,

 

Чтобы в садике у нас

 

Папе место дали.

 

Вед: Вот такая история произошла с папой одного из детей нашей группы.

 

Вед: Начинаем знакомство с нашими шахматными персонажами. Всякое шахматное сражение разворачивается на шахматной доске.

 

Под музыку выходит ребёнок, наряженный в костюм шахматной доски, и читает стихи:

 

 

Представьте королевство в один шаг,

 

      Поля сражения в квадратах чёрно-белых.

 

За шахматной доской партнёры - игроки

 

Бескровный бой ведут, вперёд пуская смелых.

 

Я волшебная доска, но без фигур и мне тоска,

 

Зовите пешек всех, всех - в сраженье их ждёт успех!

 

Вед: А сейчас представляем участников праздника. Для того чтобы узнать, кто первым будет выходить на парад, отгадайте загадку: Один раз погибает, а два раза родится (пешка).

 

Выходят белые и чёрные пешки и, маршируя на месте, дружно напевают задорную песенку.

 

Мы - шахматные Пешки, В бою не любим спешки. Шагаем лишь вперёд, Назад не знаем ход.

 

Припев: За нами «офицеры»,

 

За нами «короли»,

 

Ладьи и «королевы»,

 

И конные полки.

 

Наискосок: налево и направо,

 

Мы «бить» имеем право.

 

В конец доски придём –

 

Фигуру новую берём.

 

Затем   пехотинцы   под   музыку   демонстрируют   движения   на  напольной 

шахматной доске («Шуточный марш»).

 

Вед:   Загадка.      Эта   фигура   отличается   от   всех   своим  интересным   и замысловатым ходом (конь). Сейчас расскажут о себе «неутомимые кони»

 

Прыгнет конь. Подкова звяк!

 

Необычен каждый шаг!

 

Буква «Г» и так и сяк,

 

Получается зигзаг!

 

И повадки у лошадки,

 

Необычны и смешны,

 

Притаится, словно в прятки,

 

И скакнёт из-за спины

 

На шахматной доске выполняют танцевальные движения «кони» («Цирковой марш»).

 

Вед: Загадка для участников шахматного парада.

 

Не живёт в зверинце, не берёт гостинцы,

 

По косой он ходит, хоботом не водит (Слон).

 

А теперь представятся слоны.

 

Если слон на белом поле,

 

Встал вначале (не забудь)

 

Он другой не хочет доли -

 

Знает только белый путь!

 

А когда на поле чёрном,

 

Слон стоит, вступая в бой,

 

Ходит, правилам покорный,

 

Чёрной тропкой слон такой.

 

До конца игры слоны, цвету одному верны.

 

Под музыку «Танец кукол и солдатиков» дети в костюме слона двигаются по напольной шахматной доске.

 

Вед: Следующий участник нашего парада говорит о себе так:                 

 

                         Стою на самом краю, путь откроют - пойду

 

Только прямо хожу, как зову, не скажу. (Ладья)

 

А сейчас представится ладья.

 

Видимо, ладья упряма,

 

Если ходит только прямо.

 

Не петляет прыг да скок,

 

Не идёт наискосок.

 

Так от края и до края,

 

Может двигаться она

 

Это башня боевая,

 

Неуклюжа, но сильна

 

Шаг тяжёлый у ладьи,

 

В бой её скорей веди.

 

Ладья демонстрирует свой ход на шахматной доске («Танец троллей»).

 

Вед; Ребята, назовите самую ценную фигуру в шахматах (ферзь), а сейчас самую главную фигуру (король). Сейчас о себе расскажут чёрная и белая ферзь.

 

Чёрный ферзь - свой любит цвет

 

Для белого нет цвета белого милей

 

Другого правила здесь нет.

 

Напротив друг друга поставим их смелей

 

Ферзь в шахматах можно сказать, чемпион,

 

И шаг у ферзя широк

 

Ферзь может ходить, как ладья и как слон

 

И прямо и наискосок.

 

Направо, налево, вперёд и назад

 

А бьёт он вдаль и в упор

 

И, кажется, что ферзю тесновато,

 

Доски чёрно-белый простор.

 

Ферзь очень опасен вблизи и вдали

 

Ты больше вниманья ферзю удели.

 

Вед: Представляется белый и чёрный король.

 

Король любит гладкий расчищенный путь,

 

В любую он сторону может шагнуть.

 

Король могуч, но шаг его короткий,

 

Всего на клеточку он может отойти

 

В конце игры он может в бой ввязаться,

 

А поначалу боязливо прячется в кусты

 

Зато на чеку королевская рать-

 

Должна короля она оберегать!

 

Ведь если б король беззащитный погиб, 

 

Фигуры войны продолжать не могли б.

 

 Запомни, король - всех важней всех главней.  

 

Нет в шахматном войске важнее вождей!

 

Король с ферзём демонстрируют свои ходы на напольной шахматной

 

Доске («Менуэт»).

 

Вед: Прошу всех «шахматных фигур» занять свои места на шахматной доске. Белый отряд, чёрный отряд - друг против друга два войска стоят, Строгий порядок в отряде одном, точно такой же в отряде другом. В каждом отряде - ты сам погляди –

 

Оба угла занимают ладьи.

 

 Рядом с ладьями кони видны

 

Рядом с конями встали слоны, кто же посередине?

 

Ферзь с королём - самые главные в войске своём

 

А перед всеми - ладьёй и конём, перед слоном, королём и ферзей –

 

Пешки - малышки стали стеной - им начинать этот сказочный бой.

 

Дети исполняют песню «На квадратах чёрно-белых».

 

Загораются гирлянды, и пока внимание детей отвлечено на сияющие огоньки,

 

пенопластовая фигура Шахшахича заменяется настоящим. (Роль Шахшахича

 

играет воспитатель или родитель).

 

Вед: Ребята, что за чудеса произошли с нашим дорогим Шахшахичем! Он ожил

 

и пришёл к нам в гости!

 

Шах: Здравствуйте, мои юные шахматисты! Каждое занятие я нахожусь рядом

 

с вами и наблюдаю, как вы познаёте, изучаете мою любимую игру. Это вам

 

удаётся очень хорошо. Я рад, что вы сдружились с шахматами, и решил, прийти

 

к вам на праздник. Но, кажется, я опоздал.

 

Вед: Не расстраивайся Шахшахич, у нас ещё всё впереди. Мы приглашаем тебя

 

на шахматную викторину.

 

Шах: С удовольствием приму участие в викторине и даже устрою детям

 

настоящий сюрприз.

 

Вед:   А  сейчас  я  всех  детей  приглашаю  принять  участие  в шахматной

 

викторине. Участники викторины: команда белых и команда чёрных.

 

На полях шахматной доски расположены  разноцветные  кружочки,  на обороте  которых написан  номер  вопроса,  на который нужно ответить. Каждая команда по очереди выбирает предложенные вопросы, называя адрес шахматного поля, например, al. Отвечает на вопрос тот член команды, который этот вопрос выбрал. Если этот человек затрудняется в ответе, тогда помогает команда. Ответ правильный - 1 балл. Чья команда наберёт больше очков, та и станет победителем нашей викторины.

 

Внимание! Если команда не правильно назовёт адрес шахматного поля, то ход

 

переходит к другой команде.

 

Шах: Сюрприз! На шахматной доске имеются поля - цветные кружки, на

 

которых нет вопроса, но есть надпись «приз». Кто найдёт    поля с таким

 

обозначением, то члены всей команды получают приз. Этот ход считается

 

результативным.

 

Вед: За правильностью ваших ответов будет следить жюри. И так наша шахматная викторина начинается.

 

Дети называют адрес шахматного поля, отвечают на вопросы.

 

Если  выпадает  поле   с  надписью   «приз»,   все  члены  команды получают

 

небольшие призы.

 

Шахшахич помогает следить за счётом команд.

 

Вопросы для шахматной викторины.

 

       1.  Какую страну считают родиной шахмат? Покажите её на карте мира.
(Индия).

 

      2.             В какие фигуры может превратиться пешка, а в какую нет? ( Слон, конь,
ладья, ферзь, / король).

 

3.             Кто назад не ходит? (Пешка)

 

4.             Решите шахматную задачу: Слон + две пешки =? (5 или ладья).

 

5.             Кого называют разноцветными? (Слонов).

 

6.             Что за ход: можно идти сразу двумя фигурами? (Рокировка).

 

7.             Из скольких клеток состоит шахматная доска? (64).

 

8.             Как называется начало шахматной игры? (Дебют).

 

      9.             Назовите три правила дебюта. (Выводить центральные пешки, выводить
лёгкие фигуры, обезопасить короля).

 

    10.  Пройти шахматный лабиринт. Найти кратчайший путь к заранее заданной

 

цели.

11.  Спортивная эстафета «Кто быстро и правильно расставит фигуры на шахматной доске» (Напольные шахматы).

 

12.Назовите лёгкие фигуры (Конь и Слон).

 

13.Назовите тяжёлые фигуры (Ферзь и Ладья).

 

14.Из каких «дорожек» состоит шахматная доска? Покажите эти линии на

 

демонстрационной доске ( Вертикаль, горизонталь, диагональ).

15.Решите шахматную задачу на мат. Белые: Kpg5, JIdl; чёрные Kpg8,nf7,

 

g7,h7. Поставить мат в один ход. (Ответ: JId8 x).

 

16.Что такое шах, мат, пат? (Угроза королю, гибель короля, ничья).17.Решите задачу: белые уничтожили   2 чёрного коня и пешку. Сколько

 

баллов они выиграли у соперника? (7).

 

18.Задача: я называю цифру 6, а вы должны взять равнозначные по цене фигуры и вернуться на место. ( Ладья и пешка, или 2 коня, или 2 слона и т. д.).

 

Вед: Пока жюри подводит итоги конкурса, давайте поиграем с родителями. Шахшахич предлагает задание для родителей.

 

Шах:   Задание:   из   слова  рокировка   составить   разные   слова.   В  словах используются те же самые буквы, что и в слове рокировка.

Победители награждаются воздушными шариками.

 

Вед: Слово предоставляется жюри.

 

Жюри называет победителей конкурса. Награждение победителей ценными

 

подарками.

 

Вед; Вот и подошёл к концу наш шахматный праздник-карнавал.

 

И только мудрость шахмат даст ответ

 

Твоей душе на множество вопросов,

 

Ведь «игрока» средь шахматистов нет,

 

А есть боец, художник и философ.

 

 

Шах; И мне пора расставаться с вами. Очень мне понравилось у вас на празднике, с нетерпением буду ждать ещё приглашений. А пока, я возвращаюсь в шахматную студию и буду дальше наблюдать за тем, как вы изучаете шахматы. А не изученного ещё очень-очень много. Это и комбинации, дебюты, миттельшпили, эндшпили и многое другое. До встречи

    Вероятно, нет такой игры, о которой так много и в течение стольких столетий писали, как шахматы. Они называются «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы также, вероятно, старейшая из известных игр, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Мы знаем, что слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Определённо этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

  Сегодня в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.

 

 

 

Цепкая память и любознательность детей позволяют увлечь их игрой в шахматы. Попробуйте перелистать историю шахмат: бросится в глаза, что многие шахматисты познакомились с этой игрой в раннем детстве. Советский гроссмейстер Пауль Керес и чемпион мира кубинец Х.Р. Капабланка пристрастились к шахматам в четырёхлетнем возрасте, чемпион мира Анатолий Карпов - в пятилетнем, чемпионка мира среди женщин Нона Гаприндашвили – в шестилетнем.

 

Обучать надо начинать с 5-6 лет. Для того чтобы ребёнок научился играть в шахматы, достаточно уделять этому 20-30 мин. в день. Помимо вовлечения детей в мир шахмат эти занятия помогут воспитать у них  внимание, наблюдательность, выдержку, умение сосредоточиваться, быстро принимать решения. Приобщать детей к шахматам нужно без принуждения, опираясь лишь на их любознательность, которую вы должны стимулировать увлекательными пояснениями.

Начинать изучение игры никогда не поздно, лишь бы не допускать увлечения шахматами в ущерб режиму дня и другим интересам ребёнка. Воспитание детей дошкольного возраста должно быть разносторонним, гармоничным. Родителям следует помнить, что форсировать обучение шахматной игре не следует. Делать это надо не спеша, растянув курс обучения на год.

Основной метод обучения детей шахматам- игра. Уже сам процесс познания должен быть облечён в форму увлекательной и доступной игры. Формы, методы, приёмы постоянно разнообразятся с учётом возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка.

Теперь о самом процессе обучения. Мы начинаем его с пешки- и не случайно:  эта фигура для восприятия всего понятнее детям, и уже одними  пешками можно начинать игру. Познакомившись с пешкой, принимаемся за изучение других фигур.

На первых порах ни в коем случае не следует предлагать играть сразу играть всеми фигурами. Соблюдая это условие, мы приучаем детей видеть поле, распределять внимание по всей доске. Постепенно количество знакомых и изученных фигур увеличивается до полного комплекта, и только тогда юные игроки приступают к игре всеми фигурами, разучивают их взаимодействия, запоминают простейшие комбинации игры и затем переходят к решению простых задач в один ход.

На разных этапах обучения форма познания детьми шахматных правил должна меняться в зависимости от подготовленности и способности игроков.

В начале обучения, преобладающим способом сообщения новых знаний должен быть рассказ или объяснение взрослого с обязательным показом на шахматной доске. Объяснения должны быть ясными и чёткими.

По мере того как ребёнок овладевает основами игры, ему предоставляется возможность играть чаще. Наблюдая за игрой, взрослый сосредотачивает всё внимание лишь на характерные ошибки, показывая и разбирая их на шахматной доске. Можно обратиться к ребёнку с вопросом:

« А может пешка ходить и есть назад?» При этом взрослый старается добиться от ребёнка правильного ответа. Таким образом, детям предоставляются большие возможности для размышлений и совершенствования самостоятельных творческих поисков. Взрослый должен умело направлять эту деятельность, обращаясь к детям примерно с такими словами: « Вика, ты сделала хороший ход. А теперь, дети, давайте вместе подумаем, нет ли здесь ещё лучшего хода». И если дети отыскивают его, надо тщательно обсудить этот ход, объяснить, чем хорош и чем лучше Викиного. Чем больше таких находок, тем крепче дети привязываются к игре, тем больше удовольствия получают от общения с ней.

Для обучения игре лучше приобрести шахматы с размером доски 40-40 см. Фигуры здесь располагаются свободнее, просторнее, чем на доске меньшего размера. Учиться игре на таких шахматах детям легче. При игре доска всегда располагается так, чтобы на левом углу было чёрное поле, а на правом - белое. Обратите на это внимание, потому что очень часто дети ставят доску не правильно.

Интерес к шахматам у детей проявляется по - разному: одни сразу заинтересовываются ими, других нужно к ним подтолкнуть. Оказывая ребенку, помощь в изучении игры, старайтесь тактично, неназойливо поддержать его интерес к игре. Нельзя хвалить одних детей и ругать других за их  успехи и неудачи. Познание шахматной игры у детей идёт неравномерно. Очень важно в процессе обучения  воспитывать привычку к преодолению трудностей, строя игру по принципу от простого к сложному, от лёгкого к более трудному, вкрапливая в уроки элементы занимательности и новизны.

Перед игрой не лишней будет беседа такого содержания: « Шахматисты играют не торопясь и ведут себя тихо, чтобы можно было обдумать хороший ход. Во время игры нельзя спорить, громко разговаривать- так вы будете мешать себе и другим.»

Родители часто задаются вопросом, а поддаваться ли ребёнку в игре.

Иногда стоит сделать вид, что вы проиграли ребёнку. Но часто делать этого не следует: дети привыкают к лёгким победам, и будут воспринимать проигрыш весьма болезненно. Лучше дать ему фору ( отдать, например, ферзя, ладью, а то и несколько фигур сразу), оставляя такое минимальное  количество фигур, чтобы обе стороны испытывали к игре обоюдный интерес, преодолевая одинаковые трудности. Тогда дети будут совершенствоваться в игре быстрее.

Правда, не все дети и не всегда охотно берут фору, считая, видимо, что они и так хорошо играют. Когда дети повысят свой класс игры, фора уменьшается настолько, насколько сильнее станет игра юного шахматиста.

Родителям полезно после игры разобрать с детьми их ошибки. Необходимо постепенно приучать их из нескольких ходов в игре выбирать самый лучший, наиболее выигрышный.

    Шахматы называют «королевской игрой», т.е. считаются королём среди игр. Шахматы старейшая игра из известных, некоторые утверждают, что им около 5000 лет!

Слово «шахматы» произошло от персидских слов «шах мат», что означает «король мёртв». Но персы ли создали шахматы? Точно этого не знает никто.

Дело в том, что происхождение шахмат в разное время приписывалось грекам, римлянам, вавилонянам, египтянам, евреям, персам, китайцам, индусам, арабам и многим другим! По одной из версий, шахматы зародились среди буддистов в Индии. По буддийским обычаям война и убийство другого человека, независимо от цели, преступны. И вот поэтому, чтобы заменить войну, они и изобрели шахматы! Многие авторитеты сейчас считают, что шахматы, возможно, зародились в Индии, распространились в Персию, Аравию, а затем в Западную Европу.

Что касается отдельных шахматных фигур, они за долгую историю шахмат подверглись многим изменениям. Король когда-то был захвачен в плен, что, конечно, невозможно в тех шахматах, в какие играем мы сейчас. «Рокировка» была новой идеей, добавленной к шахматам около 400 лет назад.

Королева в шахматах имеет, может быть, самую интересную историю. Когда-то эта фигура называлась «визирь», что означает «первый министр»! Сегодня, теряя в игре королеву, вы лишаетесь своей самой сильной фигуры. Но в древние времена она передвигалась только на одну клетку по диагонали и поэтому была самой слабой фигурой на доске! Только около 500 лет назад королеве была дана её сегодняшняя сила.

Ладьи и кони, похоже, не изменились годами. Кстати, английское название ладьи – «рук» - происходит от индийского «рукх» и персидского «рок», что означает «солдат».

  На сегодняшний день в шахматы играют во всём мире, и миллионы людей с интересом следят за международными турнирами, которые проводятся регулярно.

Учебный план

 

Группа

Количество занятий

в неделю

в месяц

в год

4-5 лет (1 год обучения)

1

4

32

5-6 лет (2 год обучения)

1

4

32

6-7 лет (3 год обучения)

1

4

32


Понедельник: "Теремок" средняя группа, "Колосок" подготовительная группа

Вторник:    "Полянка" старшая группа, "Вишенки" старшая группа

Среда: "Теремок" средняя группа, "Колосок" подготовительная группа

Четверг: "Полянка" старшая группа

Пятница: "Вишенки" старшая группа

Художественная литература для детей по шахматной тематике

 

  1. Булычев К. Сто лет тому вперед.
  2. Велтистов Е. Победитель невозможного.
  3. Кассиль Л. Кондуит и Швамбрания.
  4. Крапивин В. Тайна пирамид.
  5. Кэрролл Л. Алиса в Зазеркалье.
  6. Лагин Л. Старик Хоттабыч.
  7. Надь К. Заколдованная школа.
  8. Носов Н. Витя Малеев в школе и дома.
  9. Носов Н. Незнайка в Солнечном городе.
  10. Рабле Ф. Гаргантюа и Пантагрюэль.
  11. Раскатов М. Пропавшая буква.
  12. Семенов А. Ябеда-Корябеда и ее проделки.
  13. Сухин И. Страна Грез // Сухин И. Книга-выручалочка по внеклассному чтению. – М.: Новая школа.
  14. Томин Ю. Шел по городу волшебник.
  15. Чжан-Тянь-И. Секрет драгоценной тыквы.
  16. Чеповецкий Е. Приключения шахматного солдата Пешкина.

 

 

 

 

 

"Шахматы – это по форме игра, по содержанию – искусство, а по трудности овладения – наука.

Шахматы могут доставить столько же радости, сколько хорошая книга или музыка."

(Т. Петросян)

 

«Игра в шахматы – не просто праздное развлечение.

                          Некоторые очень ценные качества ума, необходимые в человеческой жизни, требуются в этой игре и укрепляются                                        настолько, что становятся привычкой, которая полезна во многих случаях жизни…»

Бенджамин Франклин.

 

                          "Интеллект определяется не пройденным путем, а результатом."

Гарри Каспаров

 

                         «На мой взгляд, если считать шахматы игрой, то нет ей равной среди игр по тренировке памяти и логике мышления, по                                 воспитанию выдержки, силы воли и других ценных качеств человеческого характера.»

Маршал И.С. Конев