Кукольный Театр "Петрушка"
Классный кукольный театр " Петрушка"
..Театр – великая школа, глубоко его назначение: он... целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок... Пусть зритель выходящий из театра в счастливом расположении. Помирая со смеха или обливаясь сладкими слезами, и понесший с собою какое – нибудь доброе намерение.Н.В. Гоголь
Спектакль - сказка: "Волк и семеро козлят на новый лад"
Организация творческой деятельности учащихся.
Предлагаю интереснейшую форму организации классной работы – проект «Классный кукольный театр « Петрушка»
...Театр – великая школа, глубоко его назначение: он... целой тысяче народа за одним разом читает живой полезный урок... Пусть зритель выходящий из театра в счастливом расположении. Помирая со смеха или обливаясь сладкими слезами, и понесший с собою какое – нибудь доброе намерение.
Н.В. Гоголь
Цель проекта:
· через игровые театрализованные формы работы поднять престиж чтения среди учащихся класса;
· развитие у учащихся мотивации к чтению через творческую деятельность, осуществляемую ими на основе художественного текста;
· создание условий для развития духовных сил, творческих
· способностей детей посредством включения их в освоение образовательной программы , основой которой является проживание, чуткость ко всему живому, способность к сопереживанию, состраданию, развитие интуиции.
Задачи:
· пропаганда литературы различного жанра;
· формирование коллектива детей и взрослых в условиях творческой театрализованной деятельности;
· развитие способности и раскрытие возможностей ребенка;
План реализации проекта:
1. Организационный этап
· Создание творческой группы учителей, учеников класса, библиотекарей, родителей для работы над проектом;
· Интеграция учебных предметов (литература, ИЗО, музыка, технологии, информационные технологии, дизайн)
2. Реализация проекта
· Подготовка и проведение организационного совещания детей, родителей, библиотекарей, учителей из инициативной группы
· Формирование детского коллектива театральной студии
· Подбор репертуара
· Работа по созданию спектакля (репетиции, декорации, костюмы, освещение, спецэффекты, дизайн)
· Выпуск спектакля.
Если раньше весьма эффективно действовала система принуждения (надо читать, надо уметь что-то нарисовать и т.п.), то теперь современные дети задают вопросы – «А зачем?». Зачем нужно читать книги?
Дети устроены так, что им интересно только то, чем они живут «здесь и сейчас». И дети-то как раз не утратили интерес к игре, и к интенсивному существованию в разных мирах и проживанию самих себя в различных обстоятельствах, предлагаемых сказками и книгами.
«Пространственное отторжение игровой деятельности от обыденной жизни», по мысли Й. Хейзинга, автора всемирно известной книги «Человек играющий», - один из главных признаков игры как таковой.
Игра прерывает обыденность, отменяет ее. И в этом она близка к театру. Распространяя вокруг себя атмосферу радости, игра рождает не только духовный подъем, но и напряжение творческих сил. Именно тогда (по Выготскому) ребенок способен обогнать самого себя, «становиться на голову выше самого себя».
Речь идет, если говорить по большому счету, о присвоении ребенком мира книги, того жизненного опыта, который раскрывается на ее страницах, в качестве одного из элементов самостоятельного, осознанного формирования своего собственного мира, своего собственного Я.
Театр – вот что помогает освободиться от традиционного учебного процесса, помогает объединять всех – учителей и учеников, школу и родителей, помогает сплотить детский коллектив класса.
Театр, являясь живым хранителем культурных традиций, дарит нам уникальную возможность непосредственного человеческого общения – своеобразного диалога душ. Это единственное «живое» искусство, с которым сталкиваются наши телекомпьютерные школьники. Чем шире художественные интересы ребенка, тем богаче его духовный мир.
В сущности, каждый спектакль – своеобразный урок. Урок жизни. Театр – всегда праздник. Событие. Оно вклинивается в повседневность, прерывает ее, принося радостные минуты. Уроки театра – это уроки творческого общения.
Превращая текст произведения в живую речь, театр стремится извлечь из слова все его богатство, интонационную, музыкальную образность. Школьники, уловив ее, расслышав, постигают сокровенный смысл слов.
«Воздух культуры», которым насыщена атмосфера театра, пробуждает в детях чувство собственного достоинства, внутренний голос своего «я».
В умении понять Другого – сверхзадача педагогики сотрудничества, гуманной педагогики, способной соединить стихию Детства и ценности Культуры.
Эмоциональное воздействие на ребенка от прослушанного или увиденного спектакля велико и бесспорно. Но наши дети не только желают смотреть и слушать. Они желают и могут сами играть, получая не меньшее вдохновение от своей игры. Сцена для ребёнка может стать местом самовыражения и самоутверждения. Сценическая игра как бы "раздвигает" перед ребёнком рамки одной жизни и предоставляет возможность пожить той жизнью, которая в реальности ему недоступна, позволяет прожить жизнь героя литературного произведения.
Ученический театр привносит в школьную жизнь другой, неурочный ритм. Репетиции, спектакли, совместная работа над сценарием, игра на сцене, перевоплощение помогут ребенку реализовать свои творческие способности.
I. Первый этап работы – подготовка к спектаклю:
1) изготовить ширму к спектаклю;
2) написать пьесу;
3) составить вопросы, найти исторические комментарии для ведущих;
4) изготовить декорации, рисунки;
5) изготовить кукол.
Делимся на группы:
• 1-ая группа – «Режиссеры»;
• 2-ая группа – «Художники-декораторы»;
• 3-я группа – «Модельеры».
Образец текста пьесы:
Козлята и волк
Продолжительность спектакля: 30 минут; количество актеров: от 3 до 6.
Действующие лица:
Коза
Волк
Первый козленок
Второй козленок
Третий козленок
Рассказчик
На первом плане слева изба без окон, справа несколько деревьев, посередине пенек. На втором плане лес.
Рассказчик
У попа была коза( появляетя поп и коза, бодает попа)
Круторога да борза.
Никому в селе проходу
Не давала дереза. (появляется петух, три коровы, поповна с женихом и коза их бодает)
Забодала петуха,
Трех коров и пастуха –
Забодала тьму народу
И поповны жениха.
На поминках – Ой-ой-ой! – ( прикрепляется к ширме казан)
Разлила казан с кутьей,
И козу решили резать ( выскакивают поп с женою-попадьёй с ножами и гоняются за козой)
Поп с женою-попадьей.
Как почуяла коза,
Что близехонько гроза,
Унесла копыта резвы
Прочь – куда глядят глаза.
Перепрыгнула забор, ( на пути встречается забор,деревья,кустарник)
Буерак и косогор
И по ёрнику помчалась
Прямиком в еловый бор.
Из-за деревьев справа выходит Коза.
Коза
Я теперь живу в лесу
И сама себя пасу.
Только что-то не встречала
Ни медведя, ни лису. ( по очереди из-за спины козы выглядывают то медведь, то лиса)
Коза подходит к избушке.
Коза
Это что такое? Ба! (избушка появилась)
Одичавшая изба!
Хорошо, что все на месте –
И крылечко, и труба.
Хватит по лесу кружить,
О чужом хлеву тужить.
Заведу козлят, и вместе
В этом доме будем жить!
Коза заходит в избушку и начинает выкидывать из нее сухие листья и ветошь.
Коза (поёт)
У попа была коза
Круторога да борза.
Никому в селе проходу
Не давала дереза.
Забодала петуха,
Трех коров и пастуха –
Забодала тьму народу
И поповны жениха.
Из-за деревьев справа выходит Волк и направляется к избушке.
Волк
Надоела, видно, всем.
Не боюсь ее совсем.
Выходи, коза, из хаты,
Я тебя с рогами съем!
Коза выходит из избушки, наклоняет голову и начинает теснить Волка рогами к деревьям.
Коза
Ах ты, татишка лесной,
Тараканишка квасной,
У тебя бока не мяты
Да заплаток ни одной.
Как рогами-то бодну,
Так поставишь не одну,
Подобру иди отсюда,
А не то копытом пну!
Коза бодает Волка в живот, Волк убегает, коза гонится и бодает его в спину, пока он не скрывается за деревьями. А потом возвращается в свою избушку.
Рассказчик
Испугался серый волк.
Еле ноги уволок.
Чтоб совсем не стало худо,
Перебрался жить в колок .
А коза дом прибрала
Мышь из печки прогнала, (мышь убегает на крышу избы)
Веселее и вольнее,
Чем в деревне, зажила.
Из избушки выбегают козлята и начинают резвиться на лугу.
Рассказчик
Завела троих козлят,
Целый день они шалят.
Первый козленок
Я быстрее!
Второй козленок
Я сильнее!
Третий козленок
А я самый младший брат!
Первый и Второй козлята сталкивают друг друга с пенька.
Первый козленок
Это мой пенёк! ( пень прикреплён к ширме)
Второй козленок
Нет, мой!
Из дома выходит Коза с корзинкой.
Коза
Ну-ка, детушки, домой!
За травой иду далече.
Третий козленок сразу убегает в дом и выглядывает оттуда.
Первый козленок
Я с тобой!
Второй козленок
И я с тобой!
Коза
Вы козлята – не козлы!
Вы совсем еще малы!
Не ровен час, волка встречу,
Волки, детки, очень злы.
Первый козленок (хвастливо)
Быстро бегать я могу –
Я от волка убегу!
Второй козленок (грозно)
А я буду так бодаться,
Что согну его в дугу.
Третий козленок (дрожащим голоском)
А я дома остаюсь,
Очень волка я боюсь.
Третий козленок прячется в избушку.
Второй козленок
Что бояться? Надо драться!
Первый козленок
Мы заступимся, не трусь!
Коза
Ох, заступничек ты мой.
Ну-ка, быстро все домой!
Никому не открывайте,
Только матушке родной.
Коза гладит Первого козленка по голове и подталкивает к дому. Козлята скрываются в доме и выглядывают оттуда.
Коза
А вернувшись я спою
Тихо песенку свою.
И тогда меня пускайте,
Молочком вас напою.
Коза идет к деревьям справа.
Коза (поёт)
У попа была коза
Круторога да борза.
Никому в селе проходу
Не давала дереза.
Коза скрывается за деревьями, слышится только ее удаляющийся голос. Козлята прячутся в избушке.
Коза
Забодала петуха,
Трех коров и пастуха –
Забодала тьму народу
И поповны жениха.
Из-за деревьев справа выходит Волк и идет к избушке, подражая походке Козы.
Волк (поёт)
Вот домой коза идет
Да никто ее не ждет!
А куда все подевались?
Угодили мне в живот!
Волк громко стучит в дверь.
Волк (грозно)
Открывайте! Дело есть!
Я сейчас вас буду есть!
Волк отходит, разбегается и пытается выбить дверь. Дверь не поддается.
Волк (обиженно)
У ты, как замуровались!
Все отшиб! Ни встать – ни сесть!
Голос Козы (поёт вдалеке)
Отчего козу народ
Не пускает в огород?
Если б я была народом,
Было б все наоборот!
Волк начинает оглядываться, бросается прочь от избушки и скрывается за деревьями. Из-за деревьев появляется Коза с корзиной, полной травы и направляется к избе.
Коза (поёт)
А была б я стрекоза
Круторога да борза,
Я б бодалась с небосводом
Каждый день по три раза!
Коза подходит к избе и стучится. Из-за деревьев выглядывает Волк. ( в корзинке видна трава)
Коза (поёт)
Ой, козлятушки,
Вы ребятушки,
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла
Молока принесла!
Козлята выбегают ей навстречу. Волк прячется в лесу.
Первый козленок
Мама! Мама! Страшный зверь
Без тебя стучался в дверь!
Второй козленок
Мама, съесть он нас грозился!
Третий козленок
Что же делать нам теперь?
Коза
Без меня не баловать,
Волку дверь не открывать,
Как бы в дом он ни просился,
Что б ни начал напевать.
Коза и козлята входят в дом.
Рассказчик
День прошел, другой прошел,
Волк к ним больше не пришел,
Стали жить они как прежде –
Ладно, дружно, хорошо.
Из дома выбегают козлята и начинают резвиться на лугу.
Первый козленок
Посмотри, какая тень!
Это точно волчий пень!
Второй козленок
Как ему рогами врежем,
Будет плакать целый день!
Первый и Второй козлята бодают пень, Третий смотрит на них. Из дома выходит Коза с пустой корзиной.
Третий козленок
Что-то не возьму я в толк,
Это ж пень! (пень прикреплён к ширме)
Первый козленок
Нет, это волк!
Третий козленок (испуганно)
Мама! Мама! Там волчище!
Страшный пень – зубами щелк!
Третий козленок бежит к козе и обнимает ее.
Коза (смеется)
Эх, трусишечка ты мой,
Стало страшно мне самой.
(строго всем козлятам)
Серый волк по лесу рыщет.
Ну-ка, быстро все домой!
Козлята прячутся в доме. Коза идет к деревьям и скрывается за ними, слышится только ее удаляющийся голос.
Коза (поёт)
Подарил старик Демьян
Отставной козе кальян. (взяла кальян)
Задымила всю округу,
Будь он трижды окаян!
Из-за деревьев выглядывает Волк и идет к дому.
Волк
Ничего себе дела!
Наконец-то, ты ушла.
Хорошо б тебя, подруга,
В топь гнилушка завела!
Ведь в моем лесу живешь,
Воду пьешь и траву рвешь,
Здесь, в избе, тепло и сухо,
Я ж в колке живу, как ёж.
Ну, уж я сейчас спою
Чудо-песенку твою.
И козлят отправлю в брюхо,
Слово честное даю!
(поёт грубым голосом)
Ну, козлятушки,
Ну, ребятушки,
Отпирайтеся,
Отворяйтеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла!
Голос Первого козленка
То не мамин голосок –
Волка Серого басок,
Ведь у мамы голосочек
Тонкий, словно волосок!
Волк (в сторону)
Как бы мне их обдурить?
Может, песню повторить?
Шепот Третьего козленка
Съест тебя он по кусочкам,
Нам нельзя с ним говорить!
Голос Козы (поёт вдалеке)
Говорят, любовь так зла,
Что полюбишь и козла.
Но козла б я полюбила,
А барана б не смогла!
Волк бросается бежать и скрывается за деревьями. Через некоторое время оттуда появляется Коза с травой в корзинке.
Коза
Ехал как-то дед Пахом
На хромой козе верхом,
А за ними поп с кадилом
И ворона с лопухом.
Коза подходит к избе и стучится. Из-за деревьев выглядывает Волк.
Коза (поёт)
Ой, козлятушки,
Вы ребятушки,
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла!
Козлята выбегают ей навстречу. Волк прячется в лесу.
Третий козленок
Мама! Мама! Волк опять
Приходил сюда гулять!
Второй козленок
Мы его не испугались
И не стали отворять!
Козлята с Козой заходят в дом.
Рассказчик
Отвела коза их в дом,
Напоила молоком.
Вместе с ними посмеялась
Над бирючьим голоском.
Но потом ушла опять
Травку у яруги рвать,
А козлятам наказала
Никому не открывать.
Коза с пустой корзинкой выходит из избушки и идет к деревьям.
Коза (поёт)
Я клянусь вам бородой,
Что есть птица козодой.
Я тут раз его поймала,
Невелик с него удой!
Коза скрывается за деревьями. Из-за них выходит Волк и медленно бредет к избушке.
Волк
Ох, ну как же я устал –
Ночь я целую не спал.
Петь так долго я учился,
Что чуть голос не пропал!
Я теперь, как соловей
Императорских кровей!
Голос мой так истончился,
Хоть садись и пой с ветвей!
Волк подходит к избушке.
Волк (поёт тонким голоском)
Ой, козлятушки,
Вы ребятушки,
Отопритеся,
Отворитеся,
Ваша мать пришла,
Молока принесла!
Все трое козлят выбегают из избушки.
Волк (прежним грубым голосом)
Вот вопрос козлятам всем!
Кто я?
Козлята (хором испуганно)
Волк!
Волк (торжествующе)
И я вас съем!
Волк бросается на первого козленка и съедает его. Второй и Третий козлята убегают в дом, Волк за ними.
Голос Волка
Что ж меня ты не бодаешь?
Ам! И нет тебя совсем!
Волк выходит из дома, поглаживая округлившийся живот.
Волк
Раз! Два! Три? А третий был?
Никого я не забыл?
Как всю жизнь проголодаешь,
Не поймешь, чего добыл.
Волк медленно идет к пню. Из-за деревьев ему навстречу выходит Коза.
Волк (любезно)
Как здоровечко, кума?
Как детишки, как сама?
Коза (недоверчиво)
Что-то ты любезен слишком.
Поприбавилось ума?
Волк стоит у пня. Коза подходит к дому и бросается обратно к Волку.
Коза
Ах ты, окаянный тать!
Как ты мог козлят сожрать?
Бедные мои детишки!
Коза наступает на Волка и теснит его рогами к деревьям.
Волк
То не я.
Коза
Да будет врать!
Волк
На меня грешишь пошто?
Волк съел это! Волк съел то!
Может, это барсучиха,
Мало ли здесь ходит кто!
Из избушки выбегает Третий козленок.
Третий козленок
Мама, мама, он всех съел!
Волк (удивленно)
Ты-то как остался цел?
Третий козленок
А я спрятался и тихо
Там, за печкою, сидел.
Коза снова наклоняет голову и начинает бодать Волка рогами в брюхо.
Коза
Не набил утробы, чай,
Вот добавки получай!
Распорю кафтаном брюхо,
Ты уж, братец, не серчай!
Волк падает на спину, а из его брюха появляются Первый и Второй козлята.
Первый козленок
Мама!
Второй козленок
Мама!
Коза (радостно)
Вот вы где!
Коза обнимает козлят.
Третий козленок
Вас не бросим мы в беде!
Съесть не сможет волк и муху,
Он ведь в дырочках везде!
Волк ползком скрывается за деревьями.
Рассказчик
Волк к ним больше не ходил,
Вкруг избушки не следил,
Говорят, в капкан зубастый
Он недавно угодил.
А у нашей у козы
Подрастают три грозы.
Всех бодать они горазды –
Крутороги да борзы!
Изготовление декораций.
Изготовление кукол.
II. Второй этап работы- РЕПЕТИЦИИ
Задачи:
1) работа с куклами;
2) работа над выразительностью речи (построение партитуры текста), дикцией, знакомимся с приемами ораторского мастерства;
3) учимся выходить на поклон;
4) боремся со страхом публичных выступлений;
5) работа с ведущими: учимся работать с публикой, решаем ситуативные задачи.
Ораторская речь – это вид монологической речи в ситуации, когда говорящий обращается к многочисленной аудитории с целью убеждения или внушения.
• Почувствуйте прежде сами в себе те страсти, которые вы намерены возбудить в других. (Гораций)
• Очень важно для оратора уделять значительное внимание мимике и голосу.
Не всегда важно - что говорят, но всегда важно, как говорят. (М. Горький)
• Готовя речь, оратор должен четко представить, для чего и с какой целью он выступает, какую реакцию он хочет вызвать у слушателей. В связи с этим рекомендуется четко определить общую цель выступления: проинформировать, вдохновить, убедить, призвать к действию, развлечь.
• Учись нравиться удачным выбором слов и точным изменением голоса.
• Остерегайтесь говорить ручейком (монотонно): вода струится, журчит, лепечет и скользит по мозгам слушателей, не оставляя в них следа.
III. Третий этап работы : ВЫСТУПЛЕНИЕ.
Задачи: актуализировать знания, умения, навыки, полученные на этапах подготовки и репетиций.
Реализация проекта показала:
· доступность литературного материала и сценического выражения, что предполагает учет индивидуальных особенностей и интересов детей;
· последовательное и целесообразное накопление художественных впечатлений;
· единство анализа театральной постановки и прочтения произведения;
· синтезирование различных видов искусства в ходе театральной работы;
Через чтение, а затем и театрализацию формируется познавательная деятельность, мотивация учения, развивается творческое воображение и речь учащихся.
Проект создал условия для систематических занятий театральным искусством с целым классом. Появилась ещё одна возможность вовлечь в процесс творчества всех детей, создав им благоприятные условия для приобщения к миру театра, к художественным ценностям книги, поскольку магия книги неоспорима.
Декорации к спектаклю - сказке: "Волк и семеро козлят на новый лад"
Изба и коза
Артисты с восторженными зрителями