Кружок "Квиллинг - волшебный завиток"
сайт кружка
В.А.Сухомлинский писал, что «Ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает и наш кружок «Квиллинг – волшебный завиток». Актуальность создания кружка определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурной направленности. Квиллинг сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. Данный кружок актуален ещё и тем, что он широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Занятия в кружке вводят ребенка в удивительный мир творчества, дают возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривают развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также помогают развить мелкую моторику руки, глазомер,усидчивость, аккуратность, внимание. Данный кружок организован в 2016 году на базе Основной школы г. Лысково для детей 7 - 10 лет. Ребята уже второй год с удовольствием занимаются в кружке, их поделки радуют не только родственников, но и учителей школы. Ребята за этот небольшой период времени неоднократно становились призёрами различных конкурсов.
Староста - Юрасова Варвара
Руководитель кружка учительначальных классов Основной школы г. Лысково - Пешехонова Людмила Борисовна
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная школа г. Лысково
«Рассмотрено» на заседании методического объединения учителей начальных классов Протокол №1 от «28» августа 2017г. Руководитель методобъединения
___________ Е.А.Воронина
| «Согласовано» Зам.директора
____________ С.А.Тесакова
«31» августа 2017г. | Утверждена приказом от 31.08.2017 г. № 209 - о Директор основной школы г.Лысково
______________Е.В.Зяблова
|
Рабочая программа
ДО Квиллинг
«Волшебный завиток»
(направление общекультурное)
Год разработки программы: 2019 год Составитель:
Срок реализации программы: 3 года учитель Пешехонова Л.Б. Возраст учащихся: 7 - 10 лет
г. Лысково
2019
Содержание
- Пояснительная записка
- 1.Актуальность программы
- Содержание программы
- Цель и задачи
- Особенности возрастной группы детей.
Учебно - тематический план
- Содержание деятельности
- Условия реализации программы
- Ожидаемые результаты
- Рабочая программа
3.1. Календарно – тематический план
- Оценочный материал
- Методический материал
5.1. Содержание программы
5.2. Методическое обеспечение программы
- Список литературы
- Пояснительная записка
Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО (Приложение к письму Департамента общего образования Минобрнауки России от 12 мая 2011 г. № 03-296).
Одной из целей ФГОС, связанных с модернизацией содержания общего образования, является гуманистическая направленность образования. Она обуславливает личностно-ориентированную модель взаимодействия, развитие личности ребёнка, его творческого потенциала. Процесс глубоких перемен, происходящих в современном образовании, выдвигает в качестве приоритетной проблему развития творчества, мышления, способствующего формированию разносторонне-развитой личности, отличающейся неповторимостью, оригинальностью. Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях прикладным творчеством является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Видеть красоту предметов декоративно - прикладного искусства, попробовать изготовить их своими руками, это ли не важно, это ли не интересно для ребенка?
В.А.Сухомлинский писал, что «ребенок по своей природе – пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество – верная дорога к сердцу ребенка». На мой взгляд, этим требованиям отвечает программа «Квиллинг – волшебный завиток».
1.1. Актуальность программы определяется запросом со стороны обучающихся и их родителей на программы общекультурной направленности. Квиллинг сейчас довольно популярен, но на уроках технологии ему не уделяется должного внимания. Данная программа актуальна ещё и тем, что она широко и многосторонне раскрывает художественный образ вещи, слова, основы художественного изображения, связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой активности. Программа вводит ребенка в удивительный мир творчества, дает возможность поверить в себя, в свои способности, предусматривает развитие у обучающихся изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности, а также помогает развить мелкую моторику руки, глазомер,усидчивость, аккуратность, внимание.
Отличительными особенностями программы являются:
• оригинальные авторские идеи по снижению себестоимости готовых поделок,
• оригинальные идеи по использованию природных и бросовых материалов в оформлении работ, выполненных в техниках бумагокручения,
• новаторские приемы создания композиций группой воспитанников,
• изучение истории происхождения и развития искусства квиллинга, вещей и инструментов, изучение правил защиты авторских прав на оригинальные идеи и поделки.
Бумага — первый материал, из которого дети начинают мастерить, творить, создавать неповторимые изделия. Она известна всем с раннего детства. Устойчивый интерес детей к творчеству из бумаги обуславливается ещё и тем, что данный материал даёт большой простор творчеству. Бумажный лист помогает ребёнку ощутить себя художником, дизайнером, конструктором, а самое главное — безгранично творческим человеком. Претерпевая колоссальные изменения с древних времён, бумага в современном обществе представлена большим многообразием. Цветная и белая, бархатная и глянцевая, папирусная и шпагат — она доступна всем слоям общества. С помощью бумаги можно украсить елку, сложить головоломку, смастерить забавную игрушку или коробочку для подарка и многое, многое другое, что интересует ребенка.
Как уже отмечалось, бумага попадает в руки ребенка с самого раннего детства, и он самостоятельно создает из нее образы своего внутреннего мира. Обычный материал — бумага — приобретает новое современное направление, им можно работать в разных техниках.
Бумажная филигрань - старинная техника обработки бумаги, распространенная и в наше время, получившая название “квиллинг”. “Квиллинг” открывает детям путь к творчеству, развивает их фантазию и художественные возможности.
Программа построена “от простого к сложному”. Рассматриваются различные методики выполнения изделий из бумаги и картона с использованием самых разнообразных техник (бумагокручение, конструирование, мозаика, аппликация).
“Квиллинг – волшебный завиток” — так называется курс. Он предлагает развитие ребенка в самых различных направлениях: - конструкторское мышление,
- художественно-эстетический вкус,
- образное и пространственное мышление.
Все это необходимо современному человеку, чтобы осознать себя гармонично развитой личностью. Создавая свой мир из бумаги, ребенок готовится стать созидателем доброго мира. В этом мы, педагоги, видим основную необходимость сегодняшнего дня.
II. Содержание программы
2.1. Цель и задачи
Цель программы – всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие детей в процессе овладения элементарными приемами техники квиллинга как художественного способа конструирования из бумаги.
Задачи программы:
Обучающие:
- Ознакомление детей с основными понятиями и базовыми формами квиллинга.
- Обучение учащихся различным приемам работы с бумагой.
- Формирование умения следовать устным инструкциям.
- Ознакомление детей с основными геометрическими понятиями: круг, квадрат, треугольник, угол, сторона, вершина и т.д. Обогащение словарного запаса ребенка специальными терминами.
- Создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга.
Развивать:
- внимание, память, логическое и пространственное воображение.
- художественный вкус, творческие способности и фантазии детей.
- у детей способность работать руками, приучать к точным движениям пальцев, совершенствовать мелкую моторику рук, развивать глазомер.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к искусству квиллинга.
- Формировать культуру труда и совершенствовать трудовые навыки.
- Способствовать созданию игровых ситуаций, формировать коммуникативные способности детей.
- Воспитывать аккуратность, бережное и экономное использование материалов.
Принципы, лежащие в основе программы:
- научности (обоснованность, наличие методологической базы и теоретической основы).
- демократичности и гуманизма (взаимодействие педагога и ученика в социуме, реализация собственных творческих потребностей);
- доступности (простота, соответствие возрастным и индивидуальным особенностям школьников);
- наглядности (иллюстративность, наличие дидактических материалов). “Чем более органов наших чувств принимает участие в восприятии какого-нибудь впечатления или группы впечатлений, тем прочнее ложатся эти впечатления в нашу механическую, нервную память, вернее сохраняются ею и легче, потом вспоминаются”(К.Д. Ушинский);
“от простого к сложному” (научившись элементарным навыкам работы, ребенок применяет свои знания в выполнении сложных творческих работ)
Реализация этих принципов будет достигнута при внедрении в практику следующих путеводных положений:
1. Всеобщая талантливость детей: нет неталантливых детей, а есть те, которые еще не нашли своего дела.
2. Превосходство: если у кого-то что-то получается хуже, чем у других, значит, что-то должно получиться лучше - это "что-то" нужно искать.
3. Неизбежность перемен: ни одно суждение о человеке не может считаться окончательным.
4. Успех рождает успех: основная задача - создать ситуацию успеха для всех детей на каждом занятии, прежде всего для недостаточно подготовленных: важно дать им почувствовать, что они не хуже других.
5. Нет детей неспособных: если каждому отводить время, соответствующее его личным способностям, то можно обеспечить усвоение необходимого учебного материала.
6. Максимум поощрения, минимум наказания.
7. Обучение детей посильным приемам регуляции поведения
Форма подведения итогов реализации программы дополнительного образования детей – выставки, творческие проекты.
2.2. Особенности возрастной группы детей
Программа “Квиллинг – волшебный завиток” разработана с учётом особенностей психофизического развития обучающихся, с учётом ЗУН, а также их возрастных особенностей. Программа рассчитана на 3 года. Для успешного освоения программы численность детей в группе кружка должна составлять не более 15 человек. Группа формируется из детей в возрасте от 7-10 лет, из обучающихся школы: 1 группа - учащиеся 2 класса. Занятия кружка проходят в классной комнате учащихся 2 класса.
Годовой курс рассчитан на 72 часа
Тематическое планирование содержания программы по темам и объему
1 год обучения.
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | ||
Раздел 1 История развития бумагокручения | ||||
1.1. | Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Знакомство с традиционным оборудованием и материалами квиллинга | 2 | 1 | 1 |
Раздел 2 Конструирование | ||||
2.1 | Общие понятия техники создания основных элементов | 2 | 1 | 1 |
2.2 | Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. | 4 | 2 | 2 |
2.3 | Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрела). | 4 | 2 | 2 |
2.4 | Коллективная работа. Композиция из основных форм. | 10 | 8 | 2 |
2.5 | Изготовление простых цветов. | 5 | 3 | 2 |
2.6 | Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. | 5 | 3 | 2 |
2.7 | Изготовление двойных бахромчатых цветов | 5 | 3 | 2 |
2.8 | Коллективная работа. Композиция цветов. | 10 | 7 | 3 |
2.9 | Основные формы. "Спирали" в виде стружки. | 5 | 5 | - |
Раздел 3 Объёмный квиллинг | ||||
3.1 | Изготовление животных в технике 3D-квиллинг. Базовые формы | 5 | 4 | 1 |
3.2 | Коллективная работа. Композиция. | 8 | 6 | 2 |
3.3 | Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гофрированного картона и бумаги. | 5 | 4 | 1 |
Итого: | 72 | 50 | 22 |
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | |
Раздел 1 Из истории развития квиллинга | |||
Возникновение искусства бумагокручения | 2 | 1 | 1 |
Национальные особенности разных культур в квиллинге | 6 | 3 | 3 |
Раздел 2 Конструирование | |||
Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц | 5 | 4 | 1 |
Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги | 10 | 8 | 2 |
Коллективная работа. Композиция из цветов. | 10 | 8 | 2 |
Композиция. Задания по предложенным темам. | 6 | 4 | 2 |
Раздел 3 Объёмный квиллинг | |||
Изучение модулей изготавливаемых из бумаги. Формы и техника кручения. | 4 | 2 | 2 |
Знакомство с техникой кручения роллов из лент. | 7 | 4 | 3 |
Изготовление эскиза и поиск цветового решения, заготовок. | 2 | 1 | 1 |
Изготовление аксессуаров, бижутерии с использованием техники кручения роллов. | 20 | 16 | 4 |
Итого: | 72 | 51 | 21 |
№п/п | Наименование темы | Количество часов | ||
всего | аудит. | самост. | ||
Раздел 1 История развития квиллинга | ||||
1.1. | История развития квиллинга в России | 2 | 1 | 1 |
1.2. | Современный этап развития бумагокручения | 4 | 2 | 2 |
Раздел 2 Конструирование | ||||
2.1. | Изучение петельчатой техники | 3 | 2 | 1 |
2.2. | Тематические праздники | 8 | 6 | 2 |
2.3. | Изготовление композиций по заготовленным эскизам, картинкам | 10 | 8 | 2 |
2.4 | Изготовление декоративных элементов в праздничном интерьере | 10 | 8 | 2 |
Раздел 3 Объёмный квиллинг | ||||
3.1. | Краткий обзор истории возникновения квиллинга (повторение). | 2 | 1 | 1 |
3.2. | Основные приёмы и стили в технике квиллинг (повторение) | 3 | 2 | 1 |
3.3. | Композиционные поиски для итоговой работы | 5 | 3 | 2 |
3.4. | Разработка эскизов в цвете. Составление композиции | 5 | 3 | 2 |
3.5. | Кручение по авторским идеям. | 20 | 14 | 6 |
| Итого: | 72 | 50 | 22 |
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
2.3. Содержание деятельности
1 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Из истории развития квиллинга
- Краткий историко-художественный обзор развития бумагокручения. Общие понятия о квиллинге. Способы получения завитков. Знакомство с историей развития квиллинга. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.
- Знакомство с традиционным оборудованием и материалами бумагокручения. Характеристика сырья и оборудования, необходимого для квиллинга. Подготовка инструментов и оборудования к работе. Самостоятельная работа: подбор и изучение оборудования.
Раздел 2 Конструирование
- Общие понятия техники создания основных элементов
Формирование основных навыков кручения бумаги. Знакомство с простейшими формами роллов. Самостоятельная работа: изучение роллов.
- Изучение составления схем в квиллинге. Зарисовка условных обозначений. Формирование навыков кручения роллов. Самостоятельная работа: изготовление завитков в форме капли разных цветов.
- Практика создания основных элементов (ромб, луна, лапка, стрелка). Овладение основными навыками закручивания формы «капля», «треугольник», «долька», «квадрат», «прямоугольник». Техника изготовления. Примеры различного применения форм. Самостоятельная работа: соединение основных форм квиллинга в более крупные формы.
- Коллективная работа. Композиция из основных форм. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга. Самостоятельная работа: изготовление бумажных роллов для коллективной работы.
- Изготовление простых цветов. Навыки выполнения простых цветов из толстых цветных полос бумаги. Самостоятельная работа: кручение завитков из цветных полос.
- Изготовление бахромчатых цветов и кустиков в технике квиллинг. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Самостоятельная работа: отработка приёмов изготовления более сложных цветов.
- Изготовление двойных бахромчатых цветов. Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками. Самостоятельная работа: изучение способов изготовления бахромчатых цветов, поиск творческих идей.
- Коллективная работа. Композиция цветов. Педагог дает задание коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают «ведущего». Самостоятельная работа: создание элементов будущей работы.
- Основные формы. "Спирали" в виде стружки. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях
Раздел 3 Объёмный квиллинг
3.1. Изготовление животных в технике 3D-квиллинг. Базовые формы. Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц. Самостоятельная работа: поиск творческой идеи.
3.2. Коллективная работа. Композиция. Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно «ведущего», сами выбирают задание из предложенных. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.
3.3. Гофрированный картон и бумага. Занимательные зверушки из гофрированного картона и бумаги. Отличительные свойства гофрированного картона. Создание фигурок животных и птиц из гофрированного картона в технике квиллинга. Самостоятельная работа: сбор информации по теме с использованием дополнительной литературы и сетевых ресурсов.
2 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1. Из истории развития квиллинга
- Возникновение искусства бумагокручения. Изучение возникновения квиллинга. Развитие квиллинга в разные эпохи времени. Особенности техники квиллинга в изучаемых периодах истории. Самостоятельная работа: сбор дополнительной информации по теме в различных ресурсах, в т. ч. сетевых.
- Национальные особенности разных культур в квиллинге. Изучение истории развития искусства бумажной филиграни в Европе, Китае, Египте. Популярность в наше время. Самостоятельная работа: изучение дополнительной информации по теме. Знакомство с творческими работами в технике квиллинг.
Раздел 2. Конструирование
2.1 Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. Изучение новой техники бумагокручения. Способы изготовления розочек при помощи фигурных ножниц. Изучение творческих работ и поиск идей для применения изученного навыка. Самостоятельная работа: изготовление розочек разных цветов.
2.2 Изготовление розочек при помощи техники складывания бумаги. Закрепление умений и навыков приобретенных ранее. Знакомство с более сложной техникой изготовления розочек путем складывания бумаги. Самостоятельная работа: складывание розочек из лент шириной более 7мм.
2.3 Коллективная работа. Композиция из цветов. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга
2.4 Композиция. Задания по предложенным темам. Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием «композиция». Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга
Раздел 3 Объёмный квиллинг
3.1 Изучение модулей изготавливаемых из бумаги. Формы и техника кручения. Продолжение знакомства с техникой 3D квиллинга. Возможные варианты работ , материалы, используемые в данной технике. Самостоятельная работа: сбор дополнительной информации, поиск творческих идей, подготовка материала.
3.2 Знакомство с техникой кручения роллов из лент. Использование техники квиллинг в работе с атласными лентами шириной от 3мм до 5мм. Отработка понятия «тугой ролл». Самостоятельная работа: отработать навыки и умения полученные в ходе изучения темы.
3.3 Изготовление эскиза и поиск цветового решения, заготовок. Основные понятия составления эскиза. Понятия: цветовой круг, цветовые сочетания. Изготовление «тугих» завитков в технике квиллинг. Самостоятельная работа: изготовление завитков.
3.4 Изготовление аксессуаров, бижутерии с использованием техники кручения роллов. Отработка навыков квиллинга в работе с атласными лентами. Создание аксессуаров. Выставка-показ. Самостоятельная работа: отработка умений и навыков в технике квиллинг.
3 ГОД ОБУЧЕНИЯ
Раздел 1 История развития квиллинга
1.1 История развития квиллинга в России. Появление искусства бумагокручения. Основные направления развития. Особенности распространения техники квиллинг. Самостоятельная работа: подбор интересной дополнительной информации по изучаемой теме.
1.2 Современный этап развития бумагокручения. Основные техники распространенные в нашем времени. Квиллинг, как яркая и неотъемлемая часть скрапбукинга. Самостоятельная работа:
Раздел 2 Конструирование
2.1 Изучение петельчатой техники. Основные приёмы петельчатого квиллинга. Использование петельчатой техники в изготовлении цветов. Самостоятельная работа: отработка навыков петельчатого бумагокрчения.
2.2 Тематические праздники Историческое происхождение праздников. Традиции праздников. Виды прикладного творчества. Правила рассматривания изделий прикладного творчества, различия, сравнение. Самостоятельная работа: Как дарить подарки, сделанные своими руками? – изучение информации по заданному вопросу.
2.3 Изготовление композиций по заготовленным эскизам, картинкам. Композиция. Исполнение работ в различных техниках по подготовленным фонам. Самостоятельная работа: поиск творческих идей, отработка навыков и умений.
2.4 Изготовление декоративных элементов в праздничном интерьере. Изучение вариантов декоративного украшения к праздникам(Новый год, Рождество, день влюбленных, день защитника Отечества, женский день и т.д.)
Раздел 3 Объёмный квиллинг
3.1 Краткий обзор истории возникновения квиллинга (повторение). Основы истории возникновения квиллинга, с целью повторения пройденного материала.
3.2 Основные приёмы и стили в технике квиллинг (повторение). Основы истории возникновения квиллинга, с целью повторения пройденного материала.
3.3 Композиционные поиски для итоговой работы Разработка эскизов в цвете. Тему итоговой работы каждый обучающийся выбирает сам, учитывая свои склонности и возможности реализовать выбранную идею.
3.4 Составление композиции. Кручение по авторским идеям. Итоговая композиция демонстрирует умения реализовывать свои замыслы, творческий подход в выборе решения, умение работать с подготовительным материалом, эскизами, этюдами, набросками, литературой.
2.4. Условия реализации программы
Формы и методы занятий. В процессе занятий используются различные формы занятий:
- традиционные,
- комбинированные и практические занятия;
- лекции, игры, праздники,
- конкурсы, соревнования и другие.
А также различные методы, в основе которых лежит способ организации занятия:
• словесный (устное изложение, беседа, рассказ, лекция и т.д.);
• наглядный (показ мультимедийных материалов, иллюстраций, наблюдение, показ -выполнение педагогом (мастер-класс), работа по образцу и др.);
• практический (выполнение работ по инструкционным картам, схемам, рисункам, фото и др.).
Методы, в основе которых лежит уровень деятельности детей:
• объяснительно-иллюстративный – дети воспринимают и усваивают готовую информацию;
• репродуктивный – учащиеся воспроизводят полученные знания и освоенные способы деятельности;
• частично-поисковый – участие детей в коллективном поиске, решение поставленной задачи совместно с педагогом;
• эвристический – проблема формируется детьми, ими же предлагаются способы её решения;
• исследовательский – самостоятельная творческая работа учащихся.
Методы, в основе которых лежит форма организации деятельности учащихся на занятиях:
• фронтальный – одновременная работа со всеми учащимися;
• индивидуально-фронтальный – чередование индивидуальных и фронтальных форм работы;
• групповой – организация работы в группах;
• индивидуальный – индивидуальное выполнение заданий, решение проблем.
Дидактический материал:
журналы, статьи, публикации с описанием техники изготовления изделия из бумажных лент и техник работы с другими материалами. Чертежи, схемы, эскизы будущих изделий
2.5. Ожидаемые результаты
В результате обучения по данной программе учащиеся:
– научатся различным приемам работы с бумагой;
– будут знать основные геометрические понятия и базовые формы квиллинга;
– научатся следовать устным инструкциям, читать и зарисовывать схемы изделий; создавать изделия квиллинга, пользуясь инструкционными картами и схемами;
– будут создавать композиции с изделиями, выполненными в технике квиллинга;
– разовьют внимание, память, мышление, пространственное воображение; мелкую моторику рук и глазомер; художественный вкус, творческие способности и фантазию.
– познакомятся с искусством бумагокручения;
– овладеют навыками культуры труда;
– улучшат свои коммуникативные способности и приобретут навыки работы в коллективе
III. Рабочая программа
3.1 Календарно-тематический план
1 год обучения
Тема | Кол-во часов | Дата |
1. Вводный инструктаж. Инструменты и материалы. Правила техники безопасности. Компьютерная презентация: "Правила пользования ножницами, карандашом, линейкой". Планы на новый учебный год. | 1 | 04.09 |
2. Рассказ "Квиллинг - искусство бумагокручения" (об истории квиллинга) Презентация "Красивый квиллинг" Повторение элементов. Беседа: "Из истории происхождения ножниц, бумаги" | 1 | 07.09. |
3. Изготовление инструментов, бумажных полос для квиллинга, гофрирование полос. | 1 | 11.09. |
4. Вырезание полосок для квиллинга. Основные правила работы. | 1 | 14.09.
|
5. Приемы изготовления закрытых форм: "глаз", "ромб", "треугольник", "капля","стрела". Конструирование из закрытых форм квиллинга. Открытка ко Дню Учителя. | 1 | 18.09. . |
6. Приемы изготовления открытых форм: " спиралька ", " сердечко ", "рожки", "веточка". Конструирование из открытых форм квиллинга. . Открытка ко Дню Учителя. | 1 | 21.09.
|
7. Открытка ко Дню Учителя. Вырезание листьев, скручивание побегов. Завершение формовки листьев. Изготовление основы для открытки. Сборка изделия. | 5 | 25.09. 28.09. 02.10. 05.10. 09.10. |
8. Коллективная работа. Конструирование из открытых и закрытых форм квиллинга. Фоторамка ко Дню Матери. Скручивание деталей для изготовления корзинки для цветов. Изготовление корзинки для цветов.
| 10 | 12.10. 16.10. 19.10. 23.10. 26.10. 30.10. 02.11. 06.11. 09.11. 13.11. |
9. Изготовление цветов крокуса с листиками на стебле. Коллективная работа. Сборка композиции "цветы в корзинке"
| 7 | 16.11. 20.11. 23.11. 27.11. 30.11. 04.12. 07.12. |
11. Петельчатый квиллинг. Игрушк для Ёлки. | 3 | 11.12. 14.12. 18.12. |
10. Скручивание элементов для изготовление снежинок. «Морозное кружево». Изготовление снежинок. | 3 | 21.12. 25.12. 28.12. |
11. Коллективная работа. Композиция "Зимняя сказка"
| 7 | 11.01. 15.01. 18.01. 22.01. 25.01. 29.01. 01.02. |
12. Базовые формы из гофрокартона. | 1 | 05.02. |
13. Гофрированный картон. Занимательные игрушки. Изготовление зверюшек: цыплёнок, свинка, собачка… Птицы в стиле петельчатый квиллинг. Объёмные игрушки в виде животных и птиц из гофрированного картона. | 10 | 09.02. 10.02. 16.02. 17.02. 24.02. 02.03. 03.03. 09.03. 10.03. 16.03. |
14. Коллективная работа. Композиция. Коллективные панно «Весёлые зверюшки» , «Птицы» | 7 | 17.03. 23.03. 24.03. 30.04. 31.04. 06.04. 07.04. |
15. Изготовление сувениров к празднику. Изготовление брелоков, шкатулок, конфетниц, ваз. | 8 | 13.04. 14.04. 20.04. 21.04. 27.04. 28.04. 04.05. 05.05. |
16. Посещение выставки народно-прикладного искусства | 1 | 11.05. |
17. Оформление выставок детских работ. | 4 | 12.05. 18.05. 19.05. 25.05. |
Всего | 72 |
|
2 год обучения
Тема | Кол-во часов | Дата провед. | ||
Вводный инструктаж по технике безопасности. Теоретическое занятие «Возникновение искусства бумагокручения. Развитие квиллинга в разные эпохи. Особенности техники квиллинга в изучаемых периодах истории» | 2 | 04.09 04.09 | ||
Изучение истории развития искусства бумажной филиграни в Египте, Китае, Европе. | 2 | 11.09 11.09 | ||
Конструирование. Простейшие элементы. Морской пейзаж. Завитки. | 2 | 18.09 18.09 | ||
Конструирование. Золотая осень. Завитки | 2 | 25.09 25.09 | ||
Конструирование. Панно «Что нам осень подарила». Завитки, листики. | 2 | 02.10 02.10 | ||
Конструирование. Подарки осени. "Треугольник", "Полумесяц", "Сердце" | 2 | 09.10 09.10 | ||
Конструирование. Рябина. Элементы "Лист", «Завитки», «Глаз» | 2 14ч. | 16.10 16.10 | ||
|
| |||
Конструирование. Звезда из разных элементов | 1 | 23.10 | ||
Конструирование. Журавль из разных элементов. | 1 | 30.10 | ||
Конструирование. Птичка из ажурных элементов. Сова. | 2 | 06.11 06.11 | ||
Изготовление розочек при помощи фигурных ножниц. | 2 | 13.11 13.11 | ||
Конструирование. Букет с красными розами. Роза из гофрированного картона в технике складывания гофрированных полос. | 2 | 20.11 20.11 | ||
Конструирование. Шкатулка и вазы из разных элементов | 4 | 27.11 27.11 04.12 04.12 | ||
Конструирование. Зайчики из разных элементов | 2 | 11.12 11.12 | ||
Конструирование из гофрированного картона. Лесные жители. | 1 | 18.12 | ||
Гирлянда из разных элементов. | 1 | 18.12 | ||
Новогодний шар | 2 | 25.12 25.12 | ||
Конструирование. Снежинка из элементов "Изогнутая капля" | 1 19 ч. | 08.01 | ||
|
| |||
Снеговик из гофрированного картона. | 2 | 15.01 15.01 | ||
Гжель. Петельчатый квиллинг «Зимняя сказка» | 2 | 22.01 22.01 | ||
Подснежники из разных элементов. | 1 | 29.01 | ||
Подснежники из разных элементов. | 1 | 29.01
| ||
Мотивы Хохломы. | 2 | 05.02 05.02 | ||
«Валентинка» из элементов "Глаз", «Сердце» | 2 | 12.02 12.02 | ||
Фото-рамка для папы. | 2 | 19.02 19.02 | ||
Корзинка с цветами для любимой мамы. Конструирование в разных техниках квиллинга. | 4 | 26.02 26.02 05.03 05.03 | ||
Веселый зоопарк. Объёмные фигурки животных в разных техниках квиллинга. | 2 | 12.03 12.03 | ||
Весенние первоцветы из разных элементов | 2 | 19.03 19.03 | ||
Первые мотыльки | 2 22 ч. | 26.03 26.03 | ||
Зелёный виноград | 2 | 02.04 02.04 | ||
К звездам, вперед! | 2 | 09.04 09.04 | ||
Весенняя поляна из разных элементов | 2 | 16.04 16.04 | ||
Анютины глазки из разных элементов | 2 | 23.04 23.04 | ||
Цветы и колосья. Орхидея. Бабочка. | 6
14 ч. | 30.04 30.04 07.05 07.05 14.05 14.05 | ||
Подготовка работ к выставке | 1 | 21.05 | ||
Итоговая выставка работ | 2 3 ч. | 21.05 28.05 | ||
Итого: 72 часа |
| |||
IV. Оценочный материал
• Составление альбома лучших работ.
• Проведение выставок работ учащихся:
– в классе,
– в школе.
• участие обучающихся в конкурсах поделок.
V. Методический материал
5.1.Содержание программы
Вводный блок
1. Инструменты и материалы.
Знакомство с детьми “Круг общения”. Знакомство с правилами техники безопасности.
Материал — бумага
2. Свойства бумаги. Разнообразие бумаги, ее виды. История возникновения техники квиллинга.
Конструирование
3. Вырезание полосок для квиллинга.
4. Основные правила работы. Разметка.
5. Основные формы “капля”, “треугольник”, “долька”, “квадрат”, “прямоугольник”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Примеры различного применения форм.
6. Основные формы. “Завитки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Техника изготовления. Применение формы в композициях.
7. Основные формы. “Спирали в виде стружки”. Конструирование из основных форм квиллинга. Технология изготовления. Применение формы в композициях.
8. Коллективная работа. Композиция из основных форм.
Составление композиции из форм. Познакомить с основным понятием “композиция”. Способы и правила её составления. Задания дает детям сам педагог, по выполнению заданий составляется коллективная работа. Коллективное составление композиции по выбранной тематике. Использование техники квиллинга.
Изготовление цветов в технике квиллинга
9. Изготовление простых, несложных цветов.
Знакомство с простейшими приемами изготовления цветов.
10. Изготовление бахромчатых цветов.
Приемы изготовления более сложных цветов. Подбор цветовой гаммы. Изготовление листиков с продольными жилками.
11. Коллективная работа. Композиция из цветов.
Педагог дает задание для коллективной работы. Дети сами разбиваются на группы, выбирают “ведущего”.
Изготовление объёмных композиций
12. Базовые формы.
Познакомить с основными базовыми формами. Создание фигурок животных и птиц данным приёмом.
13. Занимательные игрушки. Объёмные игрушки
Создание объёмных композиций и игрушек в технике «квиллинг».
14. Коллективная работа. Композиция.
Дети сами делятся на группы, выбирают самостоятельно “ведущего”, сами выбирают задание из предложенных.
Праздники и подготовка к ним.
15. Изготовление сувениров к праздникам.
16.Посещение выставок прикладного творчества.
5.2. Методическое обеспечение программы
Для занятий в кружке необходимо иметь:
- цветную бумагу, наборы бумажных полос разного цвета и размера;
- картон белый и цветной, гофрированная бумага;
- шаблон-линейка;
- формы для выдавливания;
- клей (наилучшим является клей ПВА).
Инструменты:
- шило для квиллинга,
- ножницы,
- карандаши простые,
- линейка,
- кисточки для клея, -
- салфетки,
- клеенка,
- пинцет;
- образцы работ, схемы, шаблоны
VI. Список литературы
Литература (для руководителя кружка)
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение»,
Москва, 1988 г.
2. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань».
3. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
4. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
5. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».
6. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».
7. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
8. Узоры из бумажных лент./ Пер.санг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.
9. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
10. Интернет ресурсы (Сайт «Поделки с Инной», «Страна Мастеров», «Квиллинг»)
Литература для кружковцев.
- Журнал «Ксюша»
- Журнал «Коллекция идей»
- О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.
понедельник и четверг - 13.30 - 14.15
Литература (для руководителя кружка)
1. Декоративно-прикладное искусство в школе. А.С. Хворостов», «Просвещение»,
Москва, 1988 г.
2. А.Быстрицкая. «Бумажная филигрань».
3. Учим детей чувствовать и создавать прекрасное. «Изд. Акад.развития», Ярославль, 2001
4. Чудесные поделки из бумаги, «Просвещение», Москва 1992
5. Д.Чиотти. «Оригинальные поделки из бумаги».
6. Джейн Дженкинс. «Поделки и сувениры из бумажных ленточек».
7. Аппликационные работы в начальных классах, «Просвещение», Москва, 1990
8. Узоры из бумажных лент./ Пер.санг. – М.: Издательство «Ниола-Пресс», 2007. – 112 с.
9. Хелен Уолтер. «Узоры из бумажных лент».
10. Интернет ресурсы (Сайт «Поделки с Инной», «Страна Мастеров», «Квиллинг»)
Литература для кружковцев.
1. Журнал «Ксюша»
2. Журнал «Коллекция идей»
3. О.Маракаев. «Первый букет»,- Ярославль: Академия развития», 1999г.с.194.
4. Васехина Т.А., Селезнёва Е.В. Объёмное бумагокручение, Санкт - Петербург, 2008 г.
5. Курочкина Л, Щур Т, Ургард А. Быстрый квиллинг серия Хобби зкспресс, ООО "АСТ - ПРЕСС КНИГА" , 2013 Г.
6. Объёмный квиллинг серия Хобби зкспресс, ООО "АСТ - ПРЕСС КНИГА" , 2013 Г.