Как стать успешным исследователем!
Интернет-проект участников экологического кружка "Здоровье человека и окружающая среда"
Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определенья всех его звеньев выявления связей и зависимостей. Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ)
Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу уметь приспособиться к ней не навредить себе и природе и самое главное должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым.
Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение здоровья ребят берет на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать жить в гармонии с природой, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.
Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на гармоничную связь с природой укрепление здоровья и здорового образа жизни.
Участники интернет-проекта:1.Обучающиеся дети и педагоги МОУ Новоселковская СОШ.
2.Родители детей.
Сроки реализации: 2010-2012 г.г.(3 года)
Этапы реализации:
- Информационно-аналитический: анализ работы по экологическому воспитанию, здоровому образу жизни среди детей и подростков, выявление возможных путей их решения.
- Организационно-деятелъностный: обеспечение системы
организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы. - Этап педагогического последействия: систематизация полученных результатов.
Цель: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
- Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.
- Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
- Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
- Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.
- Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
- Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
- Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
- Дать представление об отрицательном взаимодействии на организм человека и негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей природы.
- Обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами ( социологами, мед. работниками, СОВД, МЧС, социальными педагогами, психологами)
Солдатова Нина Николаевна http://nsportal.ru/user/196844
Фамилия: Солдатова
Имя: Нина
Отчество: Николаевна
Год рождения: 1.06.1951
Образование: высшее, Туркменский Государственный Университет им. М. Горького, 1979 год.
Должность: Учитель географии
Категория: 1
Педагогических стаж: 19 лет
Руководитель экологического кружка
Я работаю в Новоселковской школе с 1993 года. В течение нескольких лет являюсь руководителем экологического кружка школы. Образование и воспитание школьников в области экологической среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни являются одним из моих приоритетных направлений. Я стараюсь привить детям любовь к природе, ее чистоте и охране.
Основными аспектами моей деятельности являются экологическое просвещение ребят, правильная организация свободного времени и досуга школьников, организация походов, экскурсий в природу. Экологическое образование, которое я пропагандирую, формирует у учащихся практическую направленность, что позволяет им внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.
Мы участвуем с ребятами в исследовательской деятельности, которая тоже направлена на охрану окружающего мира. Так на XIV Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского с исследовательской работой «Загрязнения свинцом почвы приусадебных участков», стали лауреатами этого конкурса, получили почетную грамоту за лучшую работу среди сельских школ. Мы с ребятами продолжили данный вид работы и приняли участие в 18 Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского с исследовательской работой: «Обеззараживание сточных вод серо-голубой глиной», вновь стали Лауреатами конкурса.
Ребята, посещавшие экологический кружок, участвовали в областном конкурсе исследовательских работ «Мы и Земля» в 2007 году, в эколого-биологическом направлении, где заняли 1 место.
Активное участие принимали в районных экологических конференциях, где также стали победителями.
Участвуя в предметных неделях школы, они вносят конкретный практический вклад в защиту окружающей среды: убирают мусор в своей деревне, приводят в порядок территорию около садика, очищают берега нашей любимой речки Теши, приводят в надлежащий вид мусорные площадки.
Выпускают плакаты по защите окружающей среды, проводят беседы с младшими школьниками, сочиняют стихи о природе, ее красоте, величии, но и ранимости. Пишут сочинения, что нас ждет в будущем, если сейчас не защитим природу.
По итогам исследовательских работ ребят. Сельская администрация запретила сажать на участках, находящихся вдоль автомобильной трассы Нижний Новгород – Саранск сельскохозяйственную продукцию, выделив участки жителям в других местах.
В настоящее время очистные сооружения в нашей деревне для очистки канализационных сточных вод применяют серо-голубые глины, которых в нашей местности много, в результате чего река Теша стала намного чище.
Участвуя в предметных неделях в школе, ребята экологического кружка приняли участие в конкурсе: «Парад Великих Людей», исследуя жизнь и деятельность Юрия Сенкевича, учились сами и учили других ребят любить природу, как он ее любил, беречь природу, как он ее берег.
Учебно-тематический план
экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»
по программе – 144 часа, по плану – 70 часов (2 часа в неделю)
Цель первого года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
- Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.
№ | Тема | Форма занятия | Кол-во часов по плану | Кол-во часов | Дата | Корректировка | |
Теоретические | Практические |
|
| ||||
1 | Раздел 1. Природа своей местности. 18 час. Введение. Что мы будем изучать на экологическом кружке? | Вводная лекция элементами беседы. Дискуссия. Турнир викторина «Мы друзья природы» |
|
|
|
|
|
2 | Нижегородская область, Арзамасский район, д.Бебяево на карте нашей Родины | Рассказ учителя, беседа с учениками. Рассказы стихов о родных просторах. Работа с картой с Нижегородской обл |
|
|
|
|
|
3 | Ориентирование на местности; определение сторон горизонта, азимута. | Экскурсия №1 работа с компасом |
|
|
|
|
|
4 | Ландшафты и экосистемы своей местности. | Экскурсия №2 выделение природных компонентов земли и природной зоны. |
|
|
|
|
|
5 | Население своей местности | Рассказ учителя. Конкурс чтецов, певцов, музыкантов, связанных с фольклором своей местности |
|
|
|
|
|
6 | Хозяйственная деятельность быт населения, преобладающие профессии | Диспут: удивительное – рядом |
|
|
|
|
|
| Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека | Экскурсия №3 посещение музея «затерянный мир» |
|
|
|
|
|
| Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности и экологической обстановки. | Рассказ учителя, дискуссия Проектная работа №1 «Вот моя деревня» |
|
|
|
|
|
| Уход за ландшафтами | Уборка около школ, дороги к школе, памятника военным в ВОВ |
|
|
|
|
|
| Изучение литературы о родном крае | Беседа библиотекаря. О книгах, журналах, газетах своей местности |
|
|
|
|
|
| Встреча с интересными людьми своего края | Встреча с родителями детей. Рассказы стихов, песни |
|
|
|
|
|
| Оформление материалов наблюдений | Выпуск стен, газеты на тему: «Природа своего края |
|
|
|
|
|
| Раздел 2 Человек, вода, водоем 12 часов |
|
|
|
|
|
|
| Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемами: потребности в пресной воде для питья и хозяйства | Исследовательская работа 1. Определение потребления воды жителями села |
|
|
|
|
|
| Вода исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы | Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы №1 |
|
|
|
|
|
| Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения. | Экскурсия №4 на очистные сооружения, р. Тешу. Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы № 1. |
|
|
|
|
|
| Целебные источники: белые, серые, голубые глины, химический состав, воздействие на организм, воды р. Теши, использование местным населением. | Проектная работа №2 «Значение природной химии для улучшения состояния водоемов, здоровья людей. |
|
|
|
|
|
| Загрязнение водоемов. Причины и меры предупреждения. | Экскурсия №5 на р. Тешу ведение наблюдений и исследований для проектной работы №2. |
|
|
|
|
|
| Органолептические свойства водопроводной воды. | Исследовательская работа №2 Практическая работа №1 Способы определения и устранения жесткости воды. |
|
|
|
|
|
| Раздел 3. Растительный организм 10 часов |
|
|
|
|
|
|
| Значение семян в природе и жизни человека. | Пр.р. №2. Выращивание в комнатных условиях растений |
|
|
|
|
|
| Влияние окружающей среды на рост и развитие растений. | Исследовательская работа №3 «Влияние света на рост и развитие растений» |
|
|
|
|
|
| Болезнетворные, ядовитые растения. | Лекция «Растения лечат и калечат» |
|
|
|
|
|
| Исчезающие растения. | Исследовательская работа №4 «Какие растения на территории д. Бебяево записаны в Красную книгу» |
|
|
|
|
|
| Растения, употребляемые в пищу. | Практ. Работа №3 «Заготовка и хранение пищевых продуктов» |
|
|
|
|
|
| Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека. Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.
| 1. Лекция 2. Игра путешествие для 1-4 классов «Откуда берутся грязнули» 3. Конкурс рисунков: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Для 5-6 классов |
|
|
|
|
|
| Как мы растем и развиваемся | Пр. раб №4 «Соматометрические измерения человека» |
|
|
|
|
|
| Движение и красота человека | «Свет мой, зеркальце, скажи...» познавательная программа |
|
|
|
|
|
| Физическая культура в жизни человека. Активный отдых. | Беседа. Встреча со спортсменами |
|
|
|
|
|
| Простудные заболевания и их предупреждение. | Агитационно-тематическое мероприятие: «Мы в ответе за свое здоровье» |
|
|
|
|
|
| Закаливание и его роль в укреплении здоровья | Беседа Конкурсная программа: «Здоров будешь, все добудешь» |
|
|
|
|
|
| Учитесь быть здоровыми | Устный журнал
5 стр «Советы бывалого» |
|
|
|
|
|
| Гигиена питания | Игровая программа: «Путешествие в волшебную страну Витаминию» |
|
|
|
|
|
| Режим и правила питания | Пр. раб №5 Анкетирование |
|
|
|
|
|
| Сервировка и оформление обеденного стола | Пр. раб №6 Сервировка стола Познавательная программа «овощи на твоём столе- здоровье обеспечат на 100 лет» |
|
|
|
|
|
| Гигиена твоего жилища | Лекция с элементами беседы |
|
|
|
|
|
| Чистота в доме, в квартире, в классе | Игра викторина «Школа хороших манер» |
|
|
|
|
|
| Красивая походка- хорошее здоровье | Развлекательная программа «Юморины» |
|
|
|
|
|
| Изучение физического развития функционального состояния организма | Исследовательская работа №5«Исследование функционального состояния школьников по различным пробам» |
|
|
|
|
|
| Правила оформления НИР | Оформление результатов исследования |
|
|
|
|
|
| Методы экологических исследований в работе с учащимися | Лекция |
|
|
|
|
|
| Общий план изложения научной работы | Рассказ |
|
|
|
|
|
| Методические рекомендации по проведению наблюдений за живыми организмами | Экскурсия №6 в лес. |
|
|
|
|
|
Примерный тематический план занятий 2 года обучения
Цель второго года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
- Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
- Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.
| Тема | Кол-во часов по плэну | Кол-во часов фактич. | В том числе | Дата | Корректир. | |||||||||
Теорет. | Практич. | ||||||||||||||
| Раздел 1. Природа своей местности.
|
|
|
|
|
|
| ||||||||
1. | Строение земной коры Нижегородской области
. | 7 |
|
|
|
|
| ||||||||
2. | Геологические процессы своей местности . | 7 |
|
|
|
|
| ||||||||
3. | Природа соей местности. | 8 |
|
|
|
|
| ||||||||
4. | Завод при переработке пород. | 8 |
|
|
|
|
| ||||||||
| Раздел II. Растительный организм. |
|
|
|
|
|
| ||||||||
5. | Строение растительной клетки. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
6. | Жизнедеятельность клетки. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
7. | Космическая роль зелёных растений. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
8. | Фотосинтез. | 7 |
|
|
|
|
| ||||||||
9. | Влияние окружающей среды на рост и развитее растений. | 7 |
|
|
|
|
| ||||||||
10. | Дары Старого и Нового Света. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
11. | Грибы. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
12. | Приспособленность растений к совместной жизни. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
13. | Взаимосвязь организмов и неживой природы. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
14. | Экскурсии по сезонам года. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
| Раздел III. Окружающая среда и здоровье человека. |
|
|
|
|
|
| ||||||||
15, | Представление о здоровье. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
16. | Воспитание культуры здоровья. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
17. | Учитесь быть здоровыми. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
18. | Режим и правила питания. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
19. | Гигиена тела. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
20. | Изучение физического развития и функционального состояния организма. | 6 |
|
|
|
|
| ||||||||
21. | Вредные привычки. | 10 |
|
|
|
|
| ||||||||
| Раздел IV. Человек, вода и водоём. |
|
|
|
|
|
| ||||||||
22. | Источники снабжения водой местного населения. | 4 |
|
|
|
|
| ||||||||
23. | Ведение наблюдений и исследований. | 5 |
|
|
|
|
|
| |||||||
24. | Определение РН - воды. | 15 |
|
|
|
|
|
| |||||||
25. | Определение 02 воды. | 15 |
|
|
|
|
|
| |||||||
26. | Определение нитратов воды. | 15 |
|
|
|
|
|
| |||||||
27. | Определение железа воды. | 15 |
|
|
|
|
|
| |||||||
28. | Определение кишечной палочки в воде. | 14 |
|
|
|
|
|
| |||||||
29. | Методические рекомендации. | 1 |
|
|
|
|
|
| |||||||
Примерный тематический план занятий 3 года обучения
Цель третьего года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.
Задачи:
- Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
- Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
- Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
№ п/п | Тема | Кол-во часов по плану | Кол-во часов фактически | В том числе | Дата | Корректировка | |
|
|
|
| Теоретически | Практически |
|
|
| Раздел 1 Исследование пищевых продуктов |
|
|
|
|
|
|
1 | Методы Исследований | 27 |
|
|
|
|
|
2 | Методика Исследований | 27 |
|
|
|
|
|
3 | Исследования мясных блюд | 27 |
|
|
|
|
|
4 | Исследования молочных продуктов | 27 |
|
|
|
|
|
5 | Исследования хлебобулочных изделий | 27 |
|
|
|
|
|
6 | Исследования овощей | 27 |
|
|
|
|
|
7 | Исследования фруктов | 27 |
|
|
|
|
|
8 | Оформление результатов | 27 |
|
|
|
|
|
- Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
- Каневский 3. Крик о помощи// Знание - сила, 1990. - №1
- Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.: Фис 2009
- Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
- Копыт Н.Я., Скворцов Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина, 2008
- Руденко И. Наследство Жана Нико. - М.: Медицина, 2003
- Шанцева Н.Н. Наш выбор-Здоровье Волгоград 2009. Издательство Учитель
- Афанасьев С. Веселые конкурсы для больших и маленьких 1000 советов из газеты «Комсомольская, правда» Москва Аст-Пресс, 2004 .