Как стать успешным исследователем!

Интернет-проект участников экологического кружка "Здоровье человека и окружающая среда"

«Самое лучшее открытие то, которое школьник сделал сам!»

Образование и воспитание школьников в области окружающей среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни является в настоящее время одним из приоритетных направлений работы с молодёжью. Чем раньше начинается формирование экологической культуры, здорового образа жизни у детей, чем целесообразнее организовать этот процесс, тем выше эффективность воспитания. Научная организация процесса экологического воспитания требует чёткого определенья всех его звеньев выявления связей и зависимостей. Здоровье - не всё. Но всё без здоровья - ничто. (Сократ)

Человек - высшее творение природы. Но для того чтобы сполна насладиться её сокровищами он должен знать природу уметь приспособиться к ней не навредить себе и природе и самое главное должен отвечать по крайней мере одному требованию - быть здоровым.

Возможно, поэтому большая часть ответственности за спасение здоровья ребят берет на себя школа, которая ещё со времён Аристотеля призвана обучать и воспитывать жить в гармонии с природой, а значит и предостерегать ребёнка от тех возможных проблем, с которыми ему предстоит столкнуться во взрослой самостоятельной жизни.

Таким образом, учитывая актуальность выделенной проблемы, возникает необходимость реализации целостной профилактической системы, целью которой является создание условий для формирования у учащихся устойчивых установок на гармоничную связь с природой укрепление здоровья и здорового образа жизни.

Участники интернет-проекта:

1.Обучающиеся дети и педагоги МОУ Новоселковская СОШ.

2.Родители детей.

Сроки реализации: 2010-2012 г.г.(3 года)

Этапы реализации:

  • Информационно-аналитический: анализ работы по экологическому  воспитанию, здоровому образу жизни среди детей и подростков, выявление возможных путей их решения.
  • Организационно-деятелъностный: обеспечение системы
    организационной работы, направленной на реализацию основного содержания программы.
  • Этап педагогического последействия: систематизация полученных результатов.

Цель: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
  2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.
  3. Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
  4. Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
  5. Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.
  6. Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
  7. Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
  8. Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.
  9. Дать представление об отрицательном взаимодействии на организм человека и негативных последствий, связанных с загрязнением окружающей природы.
  10. Обеспечить комплексный подход в реализации программы во взаимодействии со специалистами ( социологами, мед. работниками, СОВД, МЧС, социальными педагогами, психологами)

Солдатова Нина Николаевна http://nsportal.ru/user/196844

Фамилия: Солдатова

Имя: Нина

Отчество: Николаевна

Год рождения: 1.06.1951

Образование: высшее, Туркменский Государственный Университет им. М. Горького, 1979 год.

Должность: Учитель географии

Категория: 1

Педагогических стаж: 19 лет

Руководитель экологического кружка

Я работаю в Новоселковской школе с 1993 года. В течение нескольких лет являюсь руководителем экологического кружка школы. Образование и воспитание школьников в области экологической среды, а также сохранение здоровья и здорового образа жизни являются одним из моих приоритетных направлений. Я  стараюсь привить детям любовь к природе, ее чистоте и охране.

Основными аспектами моей деятельности являются экологическое просвещение ребят, правильная организация свободного времени и досуга школьников, организация походов, экскурсий в природу. Экологическое образование, которое я пропагандирую, формирует у учащихся практическую направленность, что позволяет им внести реальный вклад в сбережение природы своей местности.

Мы участвуем с ребятами в исследовательской деятельности, которая тоже направлена на охрану окружающего мира. Так на XIV Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского с исследовательской работой «Загрязнения свинцом почвы приусадебных участков», стали лауреатами этого конкурса, получили почетную грамоту за лучшую работу среди сельских школ. Мы с ребятами продолжили данный вид работы и приняли участие в 18 Всероссийских юношеских чтениях им. В.И. Вернадского с исследовательской работой: «Обеззараживание сточных вод серо-голубой глиной», вновь стали Лауреатами конкурса.

Ребята, посещавшие экологический кружок, участвовали в областном конкурсе исследовательских работ «Мы и Земля» в 2007 году, в эколого-биологическом направлении, где заняли 1 место.

Активное участие принимали в районных экологических конференциях, где также стали победителями.

Участвуя в предметных неделях школы, они вносят конкретный практический вклад в защиту окружающей среды:  убирают мусор в своей деревне, приводят в порядок территорию около садика, очищают берега нашей любимой речки Теши, приводят в надлежащий вид мусорные площадки.

Выпускают плакаты по защите окружающей среды, проводят беседы с младшими школьниками, сочиняют стихи о природе, ее красоте, величии, но и ранимости. Пишут сочинения, что нас ждет в будущем, если сейчас не защитим природу.

По итогам исследовательских работ ребят. Сельская администрация запретила сажать на участках, находящихся вдоль автомобильной трассы Нижний Новгород – Саранск сельскохозяйственную продукцию, выделив участки жителям в других местах.

В настоящее время очистные сооружения в нашей деревне для очистки канализационных сточных вод применяют серо-голубые глины, которых в нашей местности много, в результате чего река Теша стала намного чище.

Участвуя в предметных неделях в школе, ребята экологического кружка приняли участие в конкурсе: «Парад  Великих Людей», исследуя жизнь и деятельность Юрия Сенкевича, учились сами и учили других ребят любить природу, как он ее любил, беречь природу, как он ее берег.

Учебно-тематический план

экологического кружка «Здоровье человека и окружающая среда»

по программе – 144 часа, по плану – 70 часов (2 часа в неделю)

Цель первого года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Усвоение ведущих идей основных понятий и научных факторов, на основе которых определяется оптимальное воздействие человека на природу и природы на человека, способствующие здоровому образу жизни и укрепление его посредством взаимодействия с природой.
  2. Понимание многосторонней ценности природы как источника материального и духовного развития общества, а так же приобретения здоровья.

Тема

Форма занятия

Кол-во часов по плану

Кол-во часов

Дата

Корректировка

Теоретические

Практические

 

 

1

Раздел 1. Природа своей местности. 18 час.

Введение. Что мы будем изучать на экологическом кружке?

Вводная лекция элементами беседы.

Дискуссия.

Турнир викторина «Мы друзья природы»

 

 

 

 

 

2

Нижегородская область, Арзамасский район, д.Бебяево на карте нашей Родины

Рассказ учителя, беседа с учениками. Рассказы стихов о родных просторах. Работа с картой с Нижегородской обл

 

 

 

 

 

3

Ориентирование на местности; определение сторон горизонта, азимута.

Экскурсия №1 работа с компасом

 

 

 

 

 

4

Ландшафты и экосистемы своей местности.

Экскурсия №2 выделение природных компонентов земли и природной зоны.

 

 

 

 

 

5

Население своей местности

Рассказ учителя. Конкурс чтецов, певцов, музыкантов, связанных с фольклором своей местности

 

 

 

 

 

6

Хозяйственная деятельность быт населения, преобладающие профессии

Диспут: удивительное – рядом

 

 

 

 

 

 

Изменение ландшафтов и экосистем под влиянием естественных причин и деятельности человека

Экскурсия №3 посещение музея «затерянный мир»

 

 

 

 

 

 

Оценка, высказывание суждений о мерах по улучшению условий жизни населения своей местности и экологической обстановки.

Рассказ учителя, дискуссия

Проектная работа №1 «Вот моя деревня»

 

 

 

 

 

 

Уход за ландшафтами

Уборка около школ, дороги к школе, памятника военным в ВОВ

 

 

 

 

 

 

Изучение литературы о родном крае

Беседа библиотекаря. О книгах, журналах, газетах своей местности

 

 

 

 

 

 

Встреча с интересными людьми своего края

Встреча с родителями детей. Рассказы стихов, песни

 

 

 

 

 

 

Оформление материалов наблюдений

Выпуск стен, газеты на тему: «Природа своего края

 

 

 

 

 

 

Раздел 2 Человек, вода, водоем

12 часов

 

 

 

 

 

 

 

Связи местного населения и отдельного человека с водой и водоемами: потребности в пресной воде для питья и хозяйства

Исследовательская работа 1. Определение потребления воды жителями села

 

 

 

 

 

 

Вода исследуемой территории: виды вод местности, водные ресурсы

Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы №1

 

 

 

 

 

 

Особенности местности, прилегающей к исследуемому водоему: степень населения, гидрологических объектов, степень использования водоемов в хозяйстве и быту, их состояние, охрана от истощения и загрязнения.

Экскурсия №4 на очистные сооружения, р. Тешу. Ведение наблюдений и исследований для исследовательской работы № 1.

 

 

 

 

 

 

Целебные источники: белые, серые, голубые глины, химический состав, воздействие на организм, воды р. Теши, использование местным населением.

Проектная работа №2

«Значение природной химии для улучшения состояния водоемов, здоровья людей.

 

 

 

 

 

 

Загрязнение водоемов. Причины и меры предупреждения.

Экскурсия №5 на р. Тешу ведение наблюдений и исследований для проектной работы №2.

 

 

 

 

 

 

Органолептические свойства водопроводной воды.

Исследовательская работа №2

Практическая работа №1

Способы определения и устранения жесткости воды.

 

 

 

 

 

 

Раздел 3. Растительный организм  10 часов

 

 

 

 

 

 

 

Значение семян в природе и жизни человека.

Пр.р. №2. Выращивание в комнатных условиях растений

 

 

 

 

 

 

Влияние окружающей среды на рост и развитие растений.

Исследовательская работа №3 «Влияние света на рост и развитие растений»

 

 

 

 

 

 

Болезнетворные, ядовитые растения.

Лекция «Растения лечат и калечат»

 

 

 

 

 

 

Исчезающие растения.

Исследовательская работа №4 «Какие растения на территории д. Бебяево записаны в Красную книгу»

 

 

 

 

 

 

Растения, употребляемые в пищу.

Практ. Работа №3 «Заготовка и хранение пищевых продуктов»

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Окружающая среда и здоровье человека.

Введение. Представление о здоровье. Воспитание культуры здоровья.

 

1. Лекция 2. Игра путешествие для 1-4 классов «Откуда берутся грязнули» 3.  Конкурс рисунков: «Солнце, воздух и вода - наши лучшие друзья» Для 5-6 классов

 

 

 

 

 

 

Как мы растем и развиваемся

Пр. раб №4 «Соматометрические измерения человека»

 

 

 

 

 

 

Движение и красота человека

«Свет мой, зеркальце, скажи...» познавательная программа

 

 

 

 

 

 

Физическая культура в жизни человека. Активный отдых.

Беседа. Встреча со спортсменами

 

 

 

 

 

 

Простудные заболевания и их предупреждение.

Агитационно-тематическое мероприятие: «Мы в ответе за свое здоровье»

 

 

 

 

 

 

Закаливание и его роль в укреплении здоровья

Беседа Конкурсная программа: «Здоров будешь, все добудешь»

 

 

 

 

 

 

Учитесь быть здоровыми

Устный журнал

  1. стр «Движение-это жизнь»
  2. стр «Пешком или автобус»
  3. стр «Закаляйся-как сталь»
  4. стр «Будь стройным»

5 стр «Советы бывалого»

 

 

 

 

 

 

Гигиена питания

Игровая программа: «Путешествие в волшебную страну Витаминию»

 

 

 

 

 

 

Режим и правила питания

Пр. раб №5 Анкетирование

 

 

 

 

 

 

Сервировка и оформление обеденного

стола

Пр. раб №6 Сервировка стола Познавательная программа «овощи на твоём столе- здоровье обеспечат на 100 лет»

 

 

 

 

 

 

Гигиена твоего жилища

Лекция с элементами беседы

 

 

 

 

 

 

Чистота в доме, в квартире, в классе

Игра викторина «Школа хороших манер»

 

 

 

 

 

 

Красивая походка- хорошее здоровье

Развлекательная программа «Юморины»

 

 

 

 

 

 

Изучение физического развития функционального состояния организма

Исследовательская работа №5«Исследование функционального состояния школьников по различным пробам»

 

 

 

 

 

 

Правила оформления НИР

Оформление результатов исследования

 

 

 

 

 

 

Методы экологических исследований в работе с учащимися

Лекция

 

 

 

 

 

 

Общий план изложения научной работы

Рассказ

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по проведению наблюдений за живыми организмами

Экскурсия №6 в лес.

 

 

 

 

 

 




Примерный тематический план занятий 2 года обучения

Цель второго года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Овладение прикладными знаниями, практическими умениями и навыками рационального природоиспользования, развитие способности оценить состояние природной среды, принимать правильные решения по её улучшению.
  2. Выработка умений предвидеть возможные последствия своей деятельности в природе и не навредить своему здоровью.
  3. Формирование понятий о взаимосвязях в природе и применение их для укрепления своего здоровья.

 

 

 

 

 

 

 

Тема

Кол-во часов по плэну

Кол-во часов фактич.

В том числе

Дата

Корректир.

Теорет.

Практич.

 

Раздел 1. Природа своей местности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.

Строение земной коры Нижегородской области

 

 

.

7

 

 

 

 

 

2.

Геологические процессы своей местности .

7

 

 

 

 

 

3.

Природа соей местности.

8

 

 

 

 

 

4.

Завод при переработке пород.

8

 

 

 

 

 

 

Раздел II. Растительный организм.

 

 

 

 

 

 

5.

Строение растительной клетки.

6

 

 

 

 

 

6.

Жизнедеятельность клетки.

6

 

 

 

 

 

7.

Космическая роль зелёных растений.

6

 

 

 

 

 

8.

Фотосинтез.

7

 

 

 

 

 

9.

Влияние окружающей среды на рост и развитее растений.

7

 

 

 

 

 

10.

Дары Старого и Нового Света.

6

 

 

 

 

 

11.

Грибы.

6

 

 

 

 

 

12.

Приспособленность растений к совместной жизни.

6

 

 

 

 

 

13.

Взаимосвязь организмов и неживой природы.

6

 

 

 

 

 

14.

Экскурсии по сезонам года.

6

 

 

 

 

 

 

Раздел III. Окружающая среда и здоровье человека.

 

 

 

 

 

 

15,

Представление о здоровье.

6

 

 

 

 

 

16.

Воспитание культуры здоровья.

6

 

 

 

 

 

17.

Учитесь быть здоровыми.

6

 

 

 

 

 

18.

Режим и правила питания.

6

 

 

 

 

 

19.

Гигиена тела.

6

 

 

 

 

 

20.

Изучение физического развития и функционального состояния организма.

6

 

 

 

 

 

21.

Вредные привычки.

10

 

 

 

 

 

 

Раздел IV. Человек, вода и водоём.

 

 

 

 

 

 

22.

Источники снабжения водой местного населения.

4

 

 

 

 

 

23.

Ведение наблюдений и исследований.

5

 

 

 

 

 

 

24.

Определение РН - воды.

15

 

 

 

 

 

 

25.

Определение 02 воды.

15

 

 

 

 

 

 

26.

Определение нитратов воды.

15

 

 

 

 

 

 

27.

Определение железа воды.

15

 

 

 

 

 

 

28.

Определение кишечной палочки в воде.

14

 

 

 

 

 

 

29.

Методические рекомендации.

1

 

 

 

 

 

 

                

 

 

 

 

 

 

 

Примерный тематический план занятий 3 года обучения

Цель третьего года обучения: формирование экологической культуры и пропаганды здорового образа жизни среди детей и подростков.

Задачи:

  1. Развитие духовной потребности в общении с природой, осознание её облагораживающего воздействия на организм человека, стремление к познанию окружающей природы в единстве с переживаниями нравственного характера.
  2. Формирование стремления к активной деятельности по улучшению и сохранению природной среды, пропаганде природоохранительных знаний, нетерпимого отношения действия людей, наносящих вред природе и тем самым своему здоровью.
  3.  Раскрыть закономерности развития организма человека о тесной связи с окружающей природной средой, способствовать формированию ответственного отношения к своему здоровью.

№ п/п

Тема

Кол-во часов по плану

Кол-во часов факти­чески

В том числе

Дата

Корректи­ровка

 

 

 

 

 

 

 

 

Теорети­чески

Практи­чески

 

 

 

 

 

Раздел 1 Исследование пищевых продуктов

 

 

 

 

 

 

1

Методы Исследований

27

 

 

 

 

 

2

Методика Исследований

27

 

 

 

 

 

3

Исследования мясных блюд

27

 

 

 

 

 

4

Исследования молочных продуктов

27

 

 

 

 

 

5

Исследования хлебобулочных изделий

27

 

 

 

 

 

6

Исследования овощей

27

 

 

 

 

 

7

Исследования фруктов

27

 

 

 

 

 

8

Оформление результатов

27

 

 

 

 

 

 

  1. Горлов А.А. Жить в согласии с природой. - М., 2003
  2. Каневский 3. Крик о помощи// Знание - сила, 1990. - №1
  3. Лаптев Л.П. Азбука закаливания. -.: Фис 2009
  4. Мурманцев B.C., Юшкин Н.В. Человек и природа. - М.: 2001
  5. Копыт Н.Я., Скворцов Е.С. Алкоголь и подростки. - М.: Медицина, 2008
  6. Руденко И. Наследство Жана Нико. - М.: Медицина, 2003
  7. Шанцева Н.Н.  Наш  выбор-Здоровье Волгоград 2009.  Издательство Учитель
  8. Афанасьев  С.  Веселые  конкурсы  для  больших  и  маленьких   1000 советов из газеты «Комсомольская, правда» Москва Аст-Пресс, 2004 .