Городское методическое объединение учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Холмска Сахалинской области
сайт городского методического объединения учителей - логопедов дошкольных образовательных учреждений г. Холмска Сахалинской области
Руководители: Логвинова Светлана Геннадьевна, Синиговская Тамара Валерьевна - учителя-логопеды МБДОУ №1 «Солнышко».
Цель работы методического объединения учителей-логопедов:
создание единой системы взаимодействия и сотрудничества специалистов в области коррекции речевых нарушений для качественной логопедической реабилитации воспитанников с речевой патологией в условиях общеобразовательных или специальных (коррекционных) учреждений; повышение профессиональной компетентности специалистов в области логопедии; содействие профессиональному росту и самореализации учителей – логопедов образовательных учреждений города Холмска; профессиональная помощь родителям, имеющих детей с особыми образовательными потребностями.
В условиях реализации новых Федеральных Государственных Образовательных Стандартов в образовательные учреждения, повышения требований к качеству коррекционного образования и в связи с ежегодным увеличением числа детей с речевой патологией, профессия логопеда приобретает все большую значимость.
Методическое объединение помогает вести поиск наилучших средств коррекции речи детей, изучать и обобщать передовой опыт, повышать профессиональную компетентность специалистов системы коррекционного воспитания и обучения.
В г. Холмске методическое объединение учителей-логопедов ДОУ функционирует с 2016 г. Оно объединяет специалистов коррекционного направления: учителей-логопедов, воспитателей групп компенсирующей направленности.
В настоящее время в городе Холмске функционирует:
Логопедических групп для детей с ОНР - 5;
Логопунктов на базе ДОУ - 5;
Методическое объединение учителей-логопедов ДОУ города активно сотрудничает с логопедами городских поликлиник, городской Психолого-медико-педагогической комиссией, педагогами школьных образовательных учреждений с целью преемственности в работе специалистов.
Логвинова Светлана Геннадьевна ,учитель-логопед МБДОУ №1 «Солнышко» г.Холмск
Синиговская Тамара Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Солнышко»г.Холмск
Яшкина Стелла Юрьевна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Солнышко»г.Холмск
Зиборова Анна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Солнышко»г.Холмск
Мерзликина Яна Валерьевна, учитель-логопед МБДОУ №1 «Солнышко» г.Холмск
Болотских Наталья Александровна, учитель-логопед МБДОУ №9 «Дружба» г.Холмск
Шангина Ольга Сергеевна, учитель-логопед МБДОУ №7 «Улыбка» г.Холмск
Фендрикова Елена Лаврентьевна, воспитатель МБДОУ №1"Солнышко" г.Холмск
Пчелина Ада Валерьевна, воспитатель МБДОУ №1 "Солнышко" г.Холмск
14 ноября мир празднует Международный день логопеда – профессиональный праздник представителей одной из наиболее важных социальных профессий. Несмотря на свое значение, эта специальность на удивление мало освещается в средствах массовой информации, о ее представителях существуют самые настоящие мифы.
Если же говорить о сути... логопед занимается с детьми и взрослыми с особыми проблемами – нарушениями в произношении звуков, нарушениями письма, трудностями с членораздельной речью – перечень куда шире распространенных стереотипов.
Эти специалисты работают в школах, в поликлиниках, открывают свои собственные кабинеты, но объединяет их одна общая черта – все без исключения логопеды стремятся помочь своим пациентам. Ведь как бы там ни было, их работа сродни работе физиотерапевтов – корректируя речь, они возвращают ребенку роскошь человеческого общения, дают ему возможность активно жить в обществе, успешно учиться в школе и нормально развиваться во взрослую жизнь.
Логопедия - это специальная педагогическая наука, занимающаяся изучением различных нарушений (недостатков, дефектов, расстройств) речи, имеющих устойчивый характер и не исчезающих без помощи специалистов. В буквальном переводе на русский язык этот термин означает "воспитание речи" ("логос" - слово, "пайдео" - воспитываю). Логопедия (от греч. lógos - слово, речь и paideía - воспитание, обучение), отрасль педагогической науки; изучает аномалии развития речи при нормальном слухе, исследует проявления, природу и механизмы нарушений речи, разрабатывает научные основы их преодоления и предупреждения средствами специального обучения и воспитания.
История возникновения логопедии.
Впервые вопросы коррекции недостатков речи нашли отражение в работах по сурдопедагогике, относящихся к 17 в. (в то время понятие глухонемоты ещё мало отличали от слухонемоты и др. дефектов речи у слышащих). Со 2-й половины 19 в. изучение недостатков речи при нормальном слухе приобретает самостоятельное, но по преимуществу медицинское содержание: исправление речи стали рассматривать как лечебную процедуру, которая проводилась врачами или медицинскими сестрами. До конца 30-х гг. 20 в. преобладали односторонние представления о речи как о совокупности специализированных мускульных движений. Рассмотрение недостатков речи велось чаще всего в плоскости разработки симптоматических приёмов преодоления двигательных трудностей артикулирования. Эти вопросы вместе с вопросами коррекции дыхательной системы составляли основное содержание. С расширением и углублением научных представлений о природе речевой деятельности и появлением теоретических исследований в данной области коренным образом изменилось направление Логопедия - на первое место стало выдвигаться педагогическое содержание. Современная Логопедия исходит из представления о сложном строении речевой деятельности, многообразии её функций и способов влияния на психическое развитие человека. Недостатки речи различны по своим проявлениям, своей природе, степени выраженности и влияния на психическое состояние и развитие. Одни из недостатков касаются произносительной стороны (например, косноязычие), другие проявляются не только в дефектах произношения, но и в нарушениях чтения и письма (дислексия, дисграфия), захватывают и лексико-грамматическую сторону речи (например, алалия, афазия). Наряду с нарушениями средств языка существуют отклонения в формировании речевого поведения, приводящие к заиканию. При логопедическом исследовании, помимо произносительных дефектов, устанавливается уровень лексико-грамматического развития, овладения звуковым составом слова, письменной речью и т. д. Широко исследуется состояние рецепторной деятельности, познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы и др. Изучение и преодоление недостатков речи ведётся с учётом данных др. областей знания: психологии, языкознания, физиологии, медицины. Нарушения речи преодолеваются педагогическими методами, направление специального обучения и коррекционно-воспитательных мероприятий по мере надобности сообразуется с медицинскими рекомендациями.
Советы логопеда:
- развивайте челюстные мышцы и мышцы языка ребенка. Приучайте детей эффективно пережёвывать грубую пищу, полоскать рот, надувать щёки, и т.д.
- разговаривайте с ребёнком только на правильном русском языке, ни в коем случае не используйте «детский язык».
- каждый день читайте ребенку короткие стихи и сказки.
- чаще разговаривайте с ним, терпеливо отвечайте на все его вопросы.
- говорите чётко, внятно, несколько раз повторяя слово или фразу, меняя в ней слова местами.
- выполняйте несколько раз в день артикуляционную гимнастику. Её цель — заставить работать мышцы, участвующие в произнесении звуков, сделать их более послушными. Она включает упражнения для тренировки органов артикуляционного аппарата, отработки необходимых для правильного произнесения звуков положений губ, языка, мягкого неба. Первое время необходимо работать перед зеркалом.
- не перегружайте ребёнка. Не рекомендуется проводить занятия более 15-20 минут.
- используйте упражнения для развития мелкой моторики.
Речь ребёнка не возникает сама собой. Она развивается постепенно, иногда со значительными нарушениями. С момента рождения до поступления в школу ребёнку предстоит научиться правильно, произносить все звуки, накопить многотысячный запас слов, усвоить грамматический строй речи, овладеть связной речью. Ребёнок учится говорить на примере близких ему людей.
Уважаемые родители!
Будьте лучшими помощниками ваших детей.
Если ваш ребёнок посещает логопедическую группу детского сада или логопункт ДОУ, то знайте, что плохую речь нельзя исправить за одно и даже за два занятия. Для этого потребуется время и совместные усилия логопеда, ребёнка и его родителей.
Исправление звуков проводится поэтапно:
- 1-й этап - подготовительный (специальные упражнения для губ, языка, голоса, дыхания и др.);
- 2-й этап - постановка (вызывание звуков по подражанию или при помощи специальных приемов);
- 3-й этап - автоматизация (закрепление звука в слогах, словах, предложениях);
- 4-й этап - дифференциация (в случаях замены одного звука другим).
Подготовительный этап и этап закрепления нового звука у многих детей протекает медленно и требует длительной тренировки.
Чтобы добиться свободного, четкого произношения звука в речи, нужно много упражняться.
Потренируйтесь, пожалуйста, дома!
Если звук ещё не произносится, выполняйте артикуляционную гимнастику. Если звук поставлен, закрепляйте его: называйте картинки, определяйте место звука в слове (начало, середина, конец предложения), составьте предложения с данными словами, выполняйте домашние задания и не забывайте тетради дома.
Речевая готовность ребёнка к школе.
Ваш ребенок готовится стать школьником.
Для воспитания полноценной речи нужно устранить все, что мешает свободному общению ребенка с коллективом. Ведь в семье малыша понимают с полуслова и он не испытывает особых затруднений, если его речь несовершенна. Однако постепенно круг связей ребенка с окружающим миром расширяется.
Школьное обучение предъявляет ребенку новые требования к его речи, вниманию, памяти.
Наиболее значимым для ребенка семи лет является переход в новый социальный статус: дошкольник становится школьником.
Особые критерии готовности к школьному обучению предъявляются к усвоению ребенком родного языка как средства общения. Перечислим их:
· Сформированность звуковой стороны речи. Ребенок должен владеть правильным, четким звукопроизношением звуков всех фонетических групп.
· Сформированность фонематических процессов (умение слышать и различать, дифференцировать звуки родного языка). Наличие у первоклассников даже слабых отклонений в фонематическом и лексико-грамматическом развитии ведет к серьезным проблемам в усвоении программ общеобразовательной школы.
· Готовность к звукобуквенному анализу и синтезу звукового состава речи.
· Умение пользоваться разными способами словообразования, правильно употреблять слова с уменьшительно-ласкательным значением, выделять звуковые и смысловые различия между словами; образовывать прилагательные от существительных.
· Сформированность грамматического строя речи: умение пользоваться развернутой фразовой речью, умение работать с предложением.
Также к началу обучения в школе дети должны уметь:
· строить сложные предложения разных видов;
· составлять рассказы по серии картинок, небольшие сказки;
· находить слова с определенным звуком;
· определять место звука в слове;
· составлять предложения из трех-четырех слов; членить простые предложения на слова;
· членить слова на слоги (части) ;
· различать жанры художественной литературы: сказку, рассказ, стихотворение и. т. п.
· самостоятельно, последовательно передавать содержание небольших литературных текстов;
· драматизировать небольшие произведения;
· уметь различать по внешнему виду растения, растущие в данной местности;
· иметь представления о сезонных явлениях природы;
· знать свой домашний адрес, ФИО родителей.
Младшие школьники пишут преимущественно так, как говорят, поэтому среди неуспевающих школьников младших классов (в первую очередь по родному языку и чтению) отмечается большой процент детей с фонетическими дефектами. Это одна из причин возникновения дисграфии (нарушения письма) и дислексии (нарушения чтения) .
Школьники, у которых отклонения в речевом развитии касаются только дефектов произношения одного или нескольких звуков, как правило, учатся хорошо. Такие дефекты речи обычно не сказываются отрицательно на усвоении школьной программы. Дети правильно соотносят звуки и буквы, не допускают в письменных работах ошибок, связанных с недостатками звукопроизношения. Среди этих учащихся неуспевающих практически нет.
Отклонения в развитии устной речи создают серьезные препятствия при обучении грамотному письму и правильному чтению. Письменные работы этих детей полны разнообразных специфических, орфографических и синтаксических ошибок.
Фонематические и лексико-грамматические нарушения речи не всегда сопровождаются нарушением звукопроизношения и поэтому родители их не замечают. Однако эти нарушения самым серьёзным образом влияют на усвоение ребёнком школьной программы.
Ни для кого не секрет, что совместная деятельность родителей и специалистов приносит более эффективный результат в коррекционной работе.
Основная задача родителей в данный период времени- проявлять активное сотрудничество с педагогами и специалистами ДОУ, это поможет предотвратить трудности общения в ребенка в коллективе и неуспеваемость в общеобразовательной школе.
Что могут сделать родители, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе?
· создать в семье условия, благоприятные для общего и речевого развития детей;
· проводить целенаправленную и систематическую работу по речевому развитию детей и необходимую коррекцию недостатков в развитии речи;
· не ругать ребенка за неправильную речь;
· ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
· не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
· осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, родителям необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей.
Однако часто родители не уделяют должного внимания борьбе с тем или иным речевым нарушением. Это связано с двумя причинами:
1) родители не слышат недостатков речи своих детей;
2) не придают им серьезного значения, полагая, что с возрастом эти недостатки исправятся сами собой.
Но время, благоприятное для коррекционной работы, теряется, ребенок из детского сада уходит в школу, и недостатки речи начинают приносить ему немало огорчений. Сверстники высмеивают его, взрослые постоянно делают замечания, а в тетрадях появляются ошибки. Ребенок начинает стесняться, отказываться участвовать в праздниках. Он неуверенно чувствует себя, отвечая на уроках, переживает из-за неудовлетворительных оценок по русскому языку.
В такой ситуации критические замечания и требования говорить правильно не дают нужного результата. Ребенку необходимо умело и вовремя помочь. При этом очевидно, что помощь именно родителей в коррекционной работе обязательна и чрезвычайно ценна.
Во-первых, родительское мнение наиболее авторитетно для ребенка, а во-вторых, у родителей есть возможность ежедневно закреплять формируемые навыки в процессе повседневного непосредственного общения.
Таким образом, благодаря работе учителя-логопеда и помощи родителей удаётся своевременно и качественно помочь учащимся преодолеть речевые нарушения, более успешно овладеть программным материалом по русскому языку и чтению, сформировать положительную мотивацию к учебной деятельности, сформировать у учащихся с речевой патологией уверенность в своих возможностях.
28 апреля в 13.00 в МБДОУ № 1 «Солнышко»
в рамках работы сетевого сообщества учителей-логопедов состоится очередная встреча учителей-логопедов.
Тема: «Аутизм. Речевой негативизм. Методы и приёмы работы».
Отрабатывая произношение звука “Ц”, логопед показывает деткам детсадовского возраста картинки с изображением вещей, в названии которых есть эта буква: цыпленок, цапля, палец и т.д...
Доходит дело до картинки, на которой нарисован песец – тот зверек, из которого шубы шьют.
- Что это?
Молчание...
- Ну, не знаешь, что это? Это же песец!
Удивленный взгляд детских глаз:
- ПЕСЕЦ - это когда ОЧЕНЬ ПЛОХО! А это - просто белая лисичка...