Географическое краеведение Арзамасского района
Интернет-проект учащихся 6 класса
Переход российского образования на новые Федеральные стандарты, которые соответствуют современным вызовам времени, повышают роль и значение, как школьной географии, так и географического краеведения в воспитании гражданина и патриота России и своего края. В этих условиях требуется выработка консолидированных подходов, обеспечивающих выполнение школьным географическим образованием возложенной на него социально-значимой миссии – формирование у молодежи гуманистического мировоззрения, географической культуры, как части общей культуры человека ХХI века, повышение интегративных тенденций в школьном образовании средствами географии и географического краеведения. Изучение своего региона способствует формированию научного мировоззрения обучающихся, познанию взаимосвязей объектов и явлений самой природы, развивает эстетическое восприятие, расширяет кругозор.
Курс «Географическое краеведение. Нижегородская область» реализует региональный компонент географического образования в 6 классе. Он является первым курсом, формирующим у учащихся целостное представление о природе, населении и хозяйстве своей области. Изучение Нижегородской области в 6 классе направлено на восполнение пробела в краеведческих знаниях обучающихся и является важным структурным элементом в целостной системе знаний географии своего края. Курс «Географическое краеведение» сочетает изучение своего края и последовательностью изучения тем начального курса физической географии в 6 классе.
Основная задача и побудительный мотив создания программы географического краеведения – формирование у обучающихся первоначальных знаний о своем крае, создание целостного образа Нижегородской области на основе комплексного изучения природы, населения, хозяйства, а также места и значения Нижегородской области в масштабах страны.
Главной целью курса является развития самостоятельной деятельности обучающегося по изучению своего края.
Солдатова Нина Николаевна имеет высшее образование, закончила в 1976 году Туркменский государственный Университет им. М. Горького по специальности биолог, зоолог (преподаватель биологии и химии). В данной школе работает с 1993 года в качестве учителя географии, имеет педагогический стаж 20 лет.
Солдатова Нина Николаевна имеет первую квалификационную категорию, в течение 14 лет являлась членом районного МО учителей географии.
За многолетнюю педагогическую деятельность Нина Николаевна стала опытным творческим учителем, трудолюбивым, инициативным, эрудированным педагогом. Ее уроки отличаются высоким уровнем, разнообразием методов и приемов, ясностью дидактических целей, четкостью плана, разумным соотношением наглядных и ИКТ средств, посильностью заданий для каждого ученика, побуждает обучающихся к самостоятельности в приобретении знаний.
За добросовестный и плодотворный труд в системе образования, профессионализм и творчество награждена Почетной грамотой Министерства образования Нижегородской области.
На уроках Нины Николаевны практически все дети включены в работу и получают оценки на каждом уроке. Она создает хороший психологический климат, и ученики чувствуют себя комфортно, они открыты. Применяет на каждом уроке здоровьесберегающие технологии, ведь здоровье детей для нее самое главное.
Поделилась опытом в данном направлении с коллегами на РМО в 2010 году, показав открытый урок.
Деятельность обучающихся и качество усвоения учебного материала находятся под постоянным контролем учителя.
На Всероссийском открытом конкурсе «Педагогические инновации» награждена Дипломом – Лауреата II степени за работу: «Автоматизация контроля знаний учащихся на занятиях различного типа».
Работая в традиционной системе, педагог использует элементы различных технологий; личностно-ориентированную, исследовательскую, ИКТ, проблемную, создавая ситуацию успеха на уроке.
Участвуя в IV районных Педагогических чтениях, выступила с докладом: «Использование личностно-ориентированного обучения на уроках географии для достижения личностных и метапредметных результатов в обучении».
Приняла участие в Областном конкурсе методических материалов «Экологическая мозаика» с методической разработкой « Моделирование ситуации успеха на уроке, как способ достижения личностных результатов обучающихся».
Учитель владеет формами и методами активного обучения, делясь опытом в форме творческой мастерской, показала фрагмент урока по активным методам обучения обучающихся в подготовке к ЕГЭ.
Ее уроки отличаются высокой мотивацией к учебному процессу, плотностью материала, работоспособностью, самостоятельностью, то есть каждый ее урок – это законченное произведение, где создаются условия для самовыражения обучающихся. Об этом говорят достижения обучающихся. За последние три года ЗУН составляет 75%.
Участвуя в Фестивале педагогических идей « Открытый урок» награждена дипломом за предоставление своего педагогического опыта.
Нина Николаевна является примером творческого педагога. Создала свой персональный сайт, разместила на нем свое электронное портфолио, сайт школы, Интернет-проект: « Как заинтересовать школьника исследовательской деятельностью».
Приняла участие с обучающимися в интернет-проекте с темой: «Развитие мыслительно-аналитической деятельности обучающихся в процессе подготовки к Единому Государственному Экзамену.
На протяжении последних лет обучающиеся охотно выбирают в качестве экзамена по выбору географию и сдают этот предмет в форме ЕГЭ успешно.
Участвуя во Всероссийской педагогической видеоконференции по теме: «Новые образовательные стандарты: проблемы реализации» получила Диплом за активное обсуждение данного вопроса.
Принимая участие в Межрегиональной научно-практической конференции по теме: «Развитие информационно-образовательной среды современной школы в контексте задач модернизации образования», получила сертификат участия.
Она опубликовала в социальной сети работников образования статью: «Новые образовательные технологии в обучении географии в условиях перехода на ФГОС второго поколения, основанные на принципах компетентного образования».
Принимая участие во II Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию естественно – географического факультета АГПИ, опубликовала статью в сборнике: «Мое педагогическое кредо».
Участвуя в областном конкурсе: «Учитель экологии - 2011» награждена Дипломами III степени в номинации: «Реализация экологического образования во внеурочной деятельности» и «Мое педагогическое кредо в области экологического образования».
Нина Николаевна приняла участие в конкурсе «Учитель года Арзамасского района – 2012», награждена Дипломом III степени и грамотой «Учитель - открытое сердце».
Является участником I съезда учителей географии Нижегородской области, автором программы: «Географическое краеведение. Нижегородская область».
Являясь примером активной жизненной позиции, ее обучающиеся также принимают активное участие в различных конкурсах и конференциях.
Участвуя в научно – практической конференции «Адаптация учащихся всех ступеней образования в условиях современного образовательного процесса» учащиеся награждены Благодарственным письмом ректората ГОУ ВПО «АГПИ им. А.П.Гайдара».
2010 – 2011 год – Лауреаты и дипломанты II региональных юношеских чтений им. В.И. Вернадского.
2011 – 2012 год - Лауреаты III региональных юношеских чтений им. В.И. Вернадского.
В XIV Всероссийских юношеских чтениях им. В.И.Вернадского стали Лауреатами этого конкурса, получили грамоту «За лучшую исследовательскую работу среди сельских школ» и вознаграждение – кабинет географии, который оснащен самым современным оборудованием и техникой.
Лауреаты XVIII Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского. Награждены грамотами «За практический вклад в изучение среды обитания».
Дипломанты XIX Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского, награждены грамотами «За выбор оригинального объекта исследования, активную социальную позицию и хороший исследовательский потенциал».
Солдатова Нина Николаевна находится в постоянном творческом и профессиональном поиске. Имеет Благодарственные письма Российской Академии наук за подготовку Лауреатов XIV, XVIII и XIX Всероссийских юношеских чтений им. В.И.Вернадского.
Введение (1час)
Урок №1
Что мы будем изучать на уроках географического краеведения.
Раздел 1 Родиноведение (3 часа)
Тема № 1 Регион как образовательное пространство.
Урок № 2
Исторический облик области: история образования, названия, гербы, символика. Связь истории нижегородской области с важнейшими этапами в жизни страны. Источники знаний о прошлом области.
Практическая работа Создание рисунка с изображением гербов Нижегородской губернии, Нижнего Новгорода, г. Арзамаса.
Урок №3
Современный облик Нижегородской области: административное деление. Роль населения в устойчивом развитии области, в гармоничном, сотворческом отношении в пределах социокультурного пространства малой Родины.
Урок №4
Экскурсия №1 Посещение школьного музея.
Раздел 2 Географическое положение (3 часа)
Тема №2 Местоположение
Урок №5
Географическое положение Нижегородской области и Арзамасского района на карте страны и области. Площадь, протяженность, конфигурация.
Практическая работа №1 Нанесение на контурную карту границ Нижегородской области и Арзамасского района, координат, выделение соседей, областного и районного центров.
Урок №6
Влияние географического положения на особенности развития области и района.
Практическая работа Выделение административных районов на контурной карте.
Урок №7
Практическая работа №2 Составление план-схемы школьного окружения.
Раздел 3 Природа (18 часов)
Тема №3 Рельеф и полезные ископаемые
Урок №8
История геологического развития, геологическое строение.
Урок №9
Основные формы рельефа, их происхождение, изменения пол влиянием деятельности человека.
Практическая работа Нанесение основных форм рельефа на контурную карту.
Урок № 10
Полезные ископаемые, основные местоположения.
Урок № 11
Экскурсия №2 Посещение музея «Подземный Мир».
Тема № 4 Климат
Урок №12
Характерные особенности климата: температурный режим, осадки, опасные погодные явления.
Урок № 13
Аграрно-климатические ресурсы, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека.
Урок № 14
Практическая работа №3 Интернет-проект «Времена года»
Тема №5 Внутренние воды и водные ресурсы
Урок № 15
Речная сеть области и района. Краткая их характеристика. Охрана рек.
Практическая работа №4 Нанесение на контурную карту рек.
Урок № 16
Озерная сеть. Хозяйственное использование вод.
Практическая работа №5 Выявление источников загрязнения вод своей местности.
Урок № 17
Опасные природные явления, связанные с водой.
Тема № 6 Почвенный покров
Урок № 18
Основные типы почв, их распространение. Краткая характеристика.
Урок № 19
Эрозия почв и борьба с ней.
Урок № 20
Практическая работа № 6 Создание коллекции почв.
Тема №7 Растительный покров
Урок № 21
Основные типы растительности, их характеристика. Растения, занесенные в красную книгу.
Урок № 22
Полезные дикорастущие растения, применение их с лечебной целью.
Практическая работа №7 Создание каталога лекарственных трав.
Тема № 8 Животный мир
Урок № 23
Животный мир природных зон, их краткая характеристика.
Урок № 24
Объекты охотничьего промысла и рыбной ловли. Животные, занесенные в красную книгу.
Урок № 25
Экскурсия №3 Посещение зоопарка «Затерянный Мир».
Раздел 4 Население и хозяйство (6 часов)
Тема № 9 Население
Урок № 26
История заселения территории, численность, национальный, этнический, возрастной состав. Религии, быт, традиции.
Практическая работа №8 Создание проекта «Национальные костюмы, народные праздники, особенности жилья, фольклор».
Урок № 27
Демографическая ситуация: половой и возрастной состав, продолжительность и качество жизни, уровень образования.
Практическая работа Обзор центров притяжения рабочей силы.
Урок № 28
Городское и сельское население – отличительные черты.
Практическая работа № 9 Составление презентации (по выбору обучающего):
- Ценности моей семьи.
- Известные люди деревни.
- Народные умельцы
Тема № 10 Хозяйство
Урок № 29
Развитие хозяйства, крупные промышленные центры в области и районе.
Экскурсия № 4 Посещение цеха по изготовлению экологически чистых гипсостружечных плит Пешеланского гипсового завода ДЕКОР-1,.
Урок №30
Главные направления развития сельского хозяйства.
Урок № 31
Экскурсия № 5 Посещение цеха по переработке картофеля ООО Латкин.
Раздел 5 Историко-культурное наследие (4 часа)
Урок № 32
Историко-культурное наследие Нижегородской области и Арзамасского района: памятники архитектуры, истории, исторические поселения.
Урок № 33
Экскурсия № 6 Посещение музея Гайдара.
Урок № 34
Контрольная работа.
Урок № 35
Практическая работа № 10 Создание презентаций по фотографиям экскурсий «Что нового мы узнали о своем крае».
1. Географическое краеведение: Нижегородская область: учебное пособие для учащихся 6 класса / А.Б. Кряжев. – Н. Новгород: Нижегородский институт развития образования, 2010. – 86 с.: ил., карт. – ISBN 978-5-7565-0396-8
2. Изучение экологического краеведения в школах Нижегородской области: концепция и учебные программы / Под ред. Н.Ф. Винокуровой, Н.Н. Демидовой – Н. Новгород, 2010. – 230 с.
3. Любов М.С. География Нижегородского края: Учебное пособие. – 2-е изд., переаб. И доп. – Арзамас: АГПИ, 2004. – 97 с.: ил. – ISBN 5-86517-182-8
4. Материалы Первого съезда учителей географии Нижегородской области, посвященного 65-летию Нижегородского регионального отделения РГО
5. Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М. : Просвещение, 2011. — 342 с. — (Стандарты второго поколения). — ISBN 978-5-09-019043-5
Электронные источники
http://tut-oleg.narod.ru/index.html сайт Нижнего Новгорода и Нижегородской области (фотоальбомы, история, география, примечательные природные места)