Алгоритмика

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством от элементарного конструирования, постепенн

Ум заключается не только в знании,но и в умении применять эти знания в деле.

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Занятия алгоритмикой:

  • Развивают умение планировать этапы и время своей деятельности;
  • Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
  • Позволяют оценивать эффективность своей деятельности;
  • Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие "функция";
  • В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей;
  • Повышают мотивацию к познанию окружающего мира.

Веденеева Елена Андреевна

АЛГОРИТМИКА – первый этап изучения робототехники в ДОУ

Современные дети живут в эпоху активной информатизации, компьютеризации и роботостроения. В дошкольных учреждениях активно развивается робототехника по ФГОС. Ребенок поэтапно знакомится с техническим творчеством от элементарного конструирования, постепенно переходит к алгоритмике, а только потом к робототехническим наборам.

АЛГОРИТМИКА – это наука, которая способствует развитию у детей алгоритмического мышления, что позволяет строить свои и понимать чужие алгоритмы. Что в свою очередь помогает ребенку освоить различные компетенции.

Занятия алгоритмикой:

  • Развивают умение планировать этапы и время своей деятельности;
  • Развивают умение разбивать одну большую задачу на подзадачи;
  • Позволяют оценивать эффективность своей деятельности;
  • Дают возможность понять буквально, что такое последовательные действия, более того, практически ощутить понятие "функция";
  • В сочетании с физической активностью снижают дефицит движений у современных детей;
  • Повышают мотивацию к познанию окружающего мира.

Интеллектуальные игры по программированию для детей дошкольного возраста направлены на:

  • - развитие интересов детей, любознательности, познавательной мотивации;
  • - формирование познавательных действий, становление сознания;
  • - становление самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции собственных действий;
  • - развития социального и эмоционального интеллекта, эмоциональной отзывчивости.

В основу реализации задач положен деятельностный подход, и является одним из главных способов развития детской инициативы.

Выделяются несколько этапов формирования навыков алгоритмики и программирования у детей 4-7 лет:

• Первый этап

1. Ребенок усваивает в игре действия (команды): вперед, налево, направо.

Трудность может возникнуть в усвоении действий направо, налево.

Пути преодоления: использование визуальных ориентиров, например, круг синего цвета разместить слева от ребенка, круг желтого цвета разместить справа. (после занятия ориентиры снимаются).

Следовательно, действие (команда) налево выполняется как поворот в сторону синего круга, действие направо как поворот в сторону желтого круга.

На этом этапе формирования навыков алгоритмики и программирования ребенок играет роль РОБОТА.

2. Ребенок усваивает в игре понятие исполнитель.

Ребенок играет роль РОБОТА –исполнителя, выполняет действия (команды) в соответствии с условием игры.

• Второй этап

Ребенок в игре выполняет последовательность действий предложенные воспитателем и составленные самостоятельно.

Ребенок играет роль РОБОТА –исполнителя, выполняет действия (команды) в соответствии с условием игры.

• Третий этап

Ребенок в игре с моделями выполняет последовательность действий предложенные воспитателем и составленные самостоятельно.

Для занятий понадобится:

- магнитная доска;

- магниты с изображением действий (команд);

- круглый магнитик с наклеенными глазами;

- поля формата А4;

- поля, созданные на полу групповой комнаты из мягких пазлов, тактильного конструктора и т. д. ;

- модель робота;

- платок командира.

Алгоритм – это схема, в которую заложена определенная информация, которая несет систему методов и приемов обеспечивающую эффективное запоминание, воспроизведение и сохранение информации. В методической литературе в настоящее время представлено большое количество разнообразных алгоритмов, позволяющих педагогу так обеспечить игровое и образовательное пространство, чтобы старшие дошкольники могли самостоятельно организовать свою деятельность, не прибегая к помощи взрослого.

Обучение дошкольников способам использования алгоритмов строится в несколько этапов:

  1. Подготовительный. Прежде чем ввести в среду группы тот или иной алгоритм, педагог должен определить необходимость и информационную нагрузку выбранных алгоритмов. Выбор алгоритмов осуществляется с учётом программных задач, возрастных особенностей детей группы. На первом этапе вводятся, как правило, отдельные элементы алгоритма – символы, которые обозначают цвет, форму, величину, действия и др.  Дети учатся соотносить символы с предметами, с которыми они будут осуществлять деятельность.
  2. Обучающий. Педагог разбирает с детьми структуру алгоритма, объясняет принципы применения разнообразных алгоритмов, показывает, как и для чего могут быть они использованы. Существуют разные виды алгоритмов, наиболее чаще в практике дошкольных учреждений используются следующие:
  3. Информационный – ребенок через схемы и таблицы воспринимает, перерабатывает и производит информацию об окружающем мире. На данном этапе алгоритмы выступаю своеобразными подсказками для детей. Алгоритмы эффективно используются при заучивании стихов, запоминания художественных произведений, восприятия информации об окружающем мире. Многие знания, которые ребенок не может усвоить на основе словесного объяснения взрослого или в процессе организованных взрослым действий с предметами, он легко усваивает, если эти знания дают ему в виде действий с моделями, отражающими существенные черты изучаемых явлений.
  4. Самостоятельная деятельность дошкольников. Данный этап позволяет детям на основе сформированных навыков использования разнообразных алгоритмов, самостоятельно организовывать своё пространство, свою деятельность. Так же на этом этапе воспитатель обучает детей самостоятельно составлять свои алгоритмы, что способствует развитию умения работать по образцу, по правилам, слушать взрослого и выполнять его инструкции, а также творческих способностей детей – умение самостоятельно составлять схемы и воспроизводить их.

Для того чтобы используемые алгоритмы были эффективны, полезны, информационны для дошкольников, необходимо соблюдать ряд требований к организации данного вида деятельности:

Алгоритмы должны содержать понятную для детей информацию, нельзя использовать алгоритмы, которые отражают не специфические виды деятельности дошкольников, ярко и отчетливо передавать те свойства и отношения, которые должны быть освоены с его помощью;

Алгоритм как наглядно – практическое средство познания должен чётко отражать основные свойства и отношения, которые являются объектом познания, быть по структуре аналогичной изучаемому объекту;

Все используемые алгоритмы должны быть яркими, содержать знакомые предметы или символы, быть простым для восприятия и доступным для действий с ним;

Нельзя вводить алгоритмы без предварительной работы с ними. В таком случае они не будут нести необходимого развивающего и обучающего эффекта;

Используете в организации развивающей предметно-пространственной среде алгоритмы, разработанные детьми, это повысить уровень самостоятельности дошкольников и будет способствовать формированию новых значимых навыков. Педагогу необходимо создать такую ситуацию, в которой дети почувствовали необходимость создания алгоритма, поняли, что без алгоритма им будет трудно самостоятельно достичь поставленной цели.