Сайт для учащихся 2 класса. "Композиция станковая"
Сайт класса
Цвет в композиции станково
Ограничение цветовой палитры в живописной композиции.
Цель: закрепление понятий «целостность композиции», «виды и формы ритма», «выделение главного», «пропорции тона», «состояние».
Задача: овладение способами передачи пространства через изменение насыщенности и светлоты цвета, методики поэтапного ведения работы.
Аудиторное задание: выполнение композиционного пейзажа со стаффажем (городской мотив) в три тона с введением одного из основных цветов (желтого, красного или синего) с применением разбела и затемнения соответственно белой и черной красками. Двух- или трехплановое пространство. Материал: гуашь, формат А3.
Задание для самостоятельной работы: создание шкалы изменения цвета по насыщенности и светлоте. Самостоятельный анализ произведений великих художников.
Сюжетная композиция
Однофигурная, двухфигурная и многофигурная композиции, варианты построения схем (статичная и динамичная композиции).
Цель: изучение построения многофигурной композиции по замкнутой схеме и разомкнутой схеме на примерах произведений великих мастеров (Тинторетто «Тайная вечеря», И.Е. Репин «Не ждали», А.А. Дейнека, Г.С. Верейский, Е.С. Кругликова и других). Знакомство с понятием «цезура» в пространственном построении двухфигурной композиции на примере произведений Эль Греко «Св. Андрей и св. Франциск», «Апостолы Петр и Павел», Н.Н. Ге «Петр I допрашивает царевича Алексея».
Задача: приобретение практических навыков при построении двухфигурной композиции, создание определенного эмоционального состояния с помощью цветовой палитры и положения фигур друг относительно друга.
Аудиторное задание: Иллюстрация к литературному произведению (или конкурсная тема). Материал: акварель, гуашь, формат А3.
Задание для самостоятельной работы: выполнение зарисовок двух фигур для изучения их пластического и ритмического взаимодействия; выполнение композиционных эскизных поисков с целью определения лучших вариантов.
Декоративная композиция
Монокомпозиция в декоративном искусстве, общие принципы ее построения.
Цель: изучение общих принципов создания декоративной композиции.
Задача: навыки перехода на условную плоскостную, аппликативную трактовку формы предмета.
Аудиторное задание: создание плоскостного изображения предмета, монохром:
рисунок с натуры предмета (чайник, кувшин и т.п.), определение «большой тени»; изображение силуэта этого предмета. Материал: гуашь, формат А4.
Задание для самостоятельной работы: выполнение силуэтного изображения предметов быта в наиболее выразительном ракурсе.
Трансформация и стилизация изображения.
Цель: формирование умения создавать новый орнаментальный образ предмета с целью организации интересного ритмического порядка.
Задача: синтез новой формы на основе ее первоначальных характеристик.
Аудиторное задание: трансформация формы трех предметов (лампы, чайника, кувшина) при помощи изменения пропорций:
· уменьшение ширины в два раза;
· увеличение ширины в два раза;
· изменение пропорций внутри предмета (пропорции горлышка, туловища предмета). Материал: гуашь, формат А3.
Задание для самостоятельной работы: поиск интересных, выразительных форм предметов, контрастных между собой по форме и величине.
Декоративная композиция натюрморта.
Цель: изучение графических выразительных средств, создающих форму.
Задача: умение использовать ограниченность графических средств для силуэтного обобщения формы в декоративном этюдировании.
Аудиторное задание: создание эскизов натюрморта при пятновой трактовке форм:
· натюрморт с натуры с выявлением объема при изучении «большой тени» и «большого света»;
· вариант «черно-белое изображение»; вариант «черно-серо-белое изображение». Материал: гуашь, формат А3.
Задание для самостоятельной работы: эскиз натюрморта с пятновой трактовкой композиции, где все внимание обращается на фактуру.
Стилизация изображения животных.
Цель: изучение зооморфных мотивов в орнаментальном творчестве.
Задача: приобретение опыта в создании орнаментальных мотивов.
Аудиторное задание:
1. Копирование зооморфных мотивов в искусстве орнамента:
а) древнеиранские мотивы (античные);
б) готические мотивы;
в) стиль эпохи Возрождения.
2. Создание орнаментальных композиций с изображением зверей в выбранном стиле. Материал: акварель, гуашь, тушь, формат А3.
Задание для самостоятельной работы: создать орнаментальные композиции с животными «подводного мира» в стиле Модерн.
1. Алямовская А.Н., Лазурский В.В. //Сборник «Искусство книги» №7, 1971.
2. Анциферов В.Г., Анциферова Л.Г., Кисляковская Т.Н. Станковая композиция. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2003.
3. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие, М., 1974.
4. Большаков М.В. Декор и орнамент в книге. М., Книга, 1990.
5. Вейль Герман. Симметрия. М., 1968.
6. Волков Н.Н. Композиция в живописи. М., 1977.
7. Голубева О.Л. Основы композиции. Издательский дом искусств. М., 2004.
8. Даниэль С.М. Учебный анализ композиции. // «Творчество» №3, 1984.
9. Елизаров В.Е. Примерная программа для ДХШ и изобразительных отделений ДШИ. М., 2008.
10. Зайцев А.С. Наука о цвете и живописи. М., Искусство, 1986.
11. Искусство шрифта: работы московских художников книги 1959-1974. М., 1977.
12. Кибрик Е.А. Объективные законы композиции в изобразительном искусстве. «Вопросы философии» №10, 1966.
13. Козлов В.Н. Основы художественного оформления текстильных изделий. М.: «Легкая и пищевая промышленность», 1981.
14. Претте М.К., Капальдо Альфонсо. Творчество и выражение. Курс художественного воспитания. М., 1981.
15. Ровенский М.Г. Отечественные шрифты //Полиграфист и издатель №4, 1995.
16. Фаворский В.А. О композиции. // «Искусство» №1-2, 1983.
17. Фаворский В.А. Об искусстве, о книге, о гравюре. М., 1986.
18. Фаворский В.А. Художественное творчество детей в культуре России первой половины 20 века. М.: Педагогика, 2002.
19. Шицгал А.Г. Русский типографский шрифт (вопросы теории и практики применения). М., 1985.
Новости
Объявление
Дорогие ученики 2 класса! 25 октября в 11.00 ч. будет просмотр четверных работ.