Центр игровой поддержки ребенка (ЦИПР)
ЦИПР при ГБОУ ЦРР - детском саде №1035
Район Ивановское
Индекс 111555
Улица Молостовых, дом 4А
Типикина Татьяна Эдуардовна- руководитель
Гладких Светлана Анатолиевна- Музыкальный руководитель
Тужикова Дарья Дмитриевна- педагог-психолог
Абдулджалиева Райхан Алимхановна- воспитатель
В традиционной русской культуре с давних времен воспитанием ребенка занималась семья. Существовала тесная взаимосвязь поколений. Секреты материнства и отцовства передавались от отца - сыну, от матери-дочери. В советское время семейное воспитание заменили социальным. Ребенка отдавали в ясли часто уже с двух месяцев, иногда на пятидневку. Результаты такого подхода мы видим сейчас, когда молодые мамы просто не знают, что делать с новорожденным малышом. Тем не менее, в Законе Российской Федерации об образовании ст.18 – «Дошкольное воспитание» сказано, что «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем детском возрасте». Получается, что самый первый педагог и не знает, как подступиться ребенку, чтобы дать ему то, что обязаны. Администрация детских учреждений очень внимательно подходит к подбору кадров, они постоянно повышают свою профессиональную компетентность. И, тем не менее, ни один дипломированный специалист не заменит ребенку МАМУ.
Когда мы называли наш ЦИПР «Игра – это серьезно» мы, прежде всего, хотели донести до родителей мысль о том, что дети не просто играют. Ведь абсолютно каждая игра способствует развитию ребенка. Самое важное для взрослого не только знать, как можно развить ребенка в игре, но и идти в этом развитии, следуя интересам ребенка, играя вместе с ним, заново открывая для себя и ребенка окружающий мир, учась жить вместе, а не рядом. Малыши чувствуют себя очень комфортно и естественно рядом с мамой. А мамы вспоминают, как важен телесный и эмоциональный контакт с малышом, понимают, как правильно построить развивающую среду дома, какие предпочесть игрушки и игры, как с пользой для ребенка занять его на улице, на кухне в ванной комнате, в поликлинике, в транспорте. Помимо практических занятий мы организовали лекторий, где специалисты ЦИПРа делятся с мамами теоретическими знаниями, необходимыми для воспитания, оздоровления и всестороннего развития малыша.
В Программе мы старались учесть характерные особенности детей раннего возраста:
- Задания чередуются таким образом, чтобы дети не были долгое время в статичном положении за столами.
- На занятиях используются сюрпризные моменты для удержания внимания: куклы-бибабо, волшебные мешочки, коробочки и т.п.
- Используется красочный стимульный материал.
- Задания повторяются с небольшими изменениями или без изменений (в зависимости от способностей ребенка) на нескольких занятиях (обычно не подряд, так как на каждом занятии наглядный и игровой материал меняются для удержания интереса и внимания ребенка).
- На занятиях по ИЗО – деятельности используем различные техники рисования: и пальчиками по манной крупе, и ватными палочками, и мелом, и фломастерами, и ставим оттиски поролоном и печатками, рисуем пальчиками и ладошками и т.п.
- В ходе занятий на развитие общей моторики, для выполнения упражнений используются: напольный конструктор, различные тактильные дорожки, фитнес-мячи, «тоннели» для пролезания и прокатывания мяча, массажные коврики и подушки с разными наполнителями, гимнастические скамейки и следовые дорожки и другой спортивный инвентарь.
Создавая Программу мы ставили перед собой следующие задачи:
1. Всестороннее развитие ребенка.
Во-первых это было пожелание родителей воспитанников, во-вторых по другому педагоги просто не представляют своей работы. Всестороннее развитие включает в себя:
- физическое развитие
- развитие речи
- развитие высших психических функций: внимания, мышления, воображения, памяти.
- развитие любознательности, познавательной и экспериментаторской деятельности.
- развитие мелкой, общей моторики, координации движений, пространственных ориентировок.
- развитие сенсорных способностей.
- развитие музыкальности и фонематического слуха.
- развитие игровой деятельности.
- формирование положительных взаимоотношений со взрослыми и детьми.
2. Обучение родителей теоретическим аспектам, практическим методам и технологиям по воспитанию, развитию оздоровлению малыша.
3. Улучшение понимания между членами семьи и ребенком, налаживание психолого – эмоционального контакта.
4. Формирование понимания значимости здорового образа жизни в семье.
5. Знакомство ребенка и родителей с детским садом, его духом, традициями, с педагогическим коллективом.
6. Адаптация и социализация ребенка.
7. Установление взаимодействия между семьей и детским садом. Создание партнерских отношений с общими целями воспитания ребенка.
Организация предметно-развивающей среды.
Для реализации Программы мы используем 4 помещения:
- Музыкальный зал
- Спортивный зал
- Изо - студию
- Игротеку.
Переходя в течение занятия из одного помещения в другое, дети постепенно привыкают к ритму жизни детского сада. Надеемся, что в будущем, когда они будут посещать детский уже без мам, эти переходы не будут вызывать у них никаких негативных реакций, характерных для воспитанников раннего возраста в период адаптации. Кроме того, на наш взгляд, это побуждает и любознательность и дает толчок воображению ребенка. «А что там такое интересное будет?». Ребенок в предвкушении новой игры.
Организация консультаций для родителей детей, посещающих ЦИПР.
Эта работа, является одной из задач, поставленной для работы ЦИПР. Мы разработали темы для консультаций в течение всего учебного года. Тематика консультаций касается и особенностей раннего возраста, и основ методик продуктивной деятельности детей, и различных видов игр, и особенностей развития психических функций малышей. И конечно во всех темах обсуждается вопрос о становлении гармоничных детско-родительских отношений.