О безопасности образовательных учреждений

Мурашкин Юрий Анатольевич

 

Мурашкин Юрий Анатольевич, преподаватель-организатор ОБЖ
МБОУ «СОШ № 169», офицер запаса
 
          Уже более пяти лет во многих территориях Красноярского края, и России в целом, вопросами безопасности жизнедеятельности в школах занимается заместитель директора по безопасности. Основными направлениями деятельности которого, является: организация работы с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, полицией, пожарной охраной, военным комиссариатом, ФСБ, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности школы, содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
          В зеленогорских школах эта функциональная единица долгое время не вводится, хотя обсуждение её необходимости велось на различных административных уровнях, в том числе и на городском. Вопрос о том будет ли принято единое решение в Красноярском крае об обязательном введении в школах должности заместителя директора по безопасности, задавался и Губернатору края.
          В должностной инструкции заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности предусмотрен функционал, значительно расширяющий полномочия, ответственного лица, по сравнению с функционалом преподавателя-организатора ОБЖ. Так заместитель руководителя образовательного учреждения обязан выполнять пять главных задач:
1. Своевременно обнаружить потенциальные и реальные угрозы комплексной безопасности школе: криминальные, природные, и техногенные угрозы безопасности:
а) Педагогическому коллективу, обучаемым, родителям учеников, посетителям школы и гражданам, проживающим в микрорайоне школы.
б) Финансам собственным, заемным и находящимся на хранении в школе, документальной и компьютерной информации, информации передаваемой по всем средствам связи;
г) Недвижимому и движимому имуществу школы и личному имуществу ее сотрудников и посетителям при их нахождении в школе;
д) Техническим системам и средствам обеспечения безопасности школы;
2. Своевременно проинформировать заинтересованных лиц и заинтересованные организации об этих угрозах (директора школы, пожарную часть, дежурных ОВД, МЧС, прокуратуры и ФСБ участкового милиционера, скорую помощь, руководителей частного охранного предприятия, охраняющего школу).
3. Предупредить разрастание угрозы, сдержать ее распространение, продвижение к школе, персоналу, учащимся, к наиболее важным ее объектам.
4. Самостоятельно или во взаимодействии с представителями правоохранительных органов, частных охраных структур, пожарными и МЧС принять необходимые меры по ликвидации или нейтрализации возникших угроз.
5. Документировать процессы, относящиеся к важным событиям жизни школы в аспектах безопасности, в ходе своего повседневного функционирования, а также в случаях реализации угроз и мероприятий по противодействию этим угрозам.
         В последние два года практические все школы города перешли на новую систему оплаты труда. В результате чего должностной оклад преподавателя-организатора ОБЖ был уменьшен, а размер персональных доплат определен наименьшим коэффициентом. Кроме этого, на преподавателя-организатора ОБЖ не распространяется порядок доплат, предусмотренный учителям образовательных учреждений. Вследствие чего заработная плата преподавателя-организатора ОБЖ увеличилась не значительно, по сравнению с увеличением зарплаты учителей, отличие почти в полтора раза.
         Должностные обязанности преподавателя-организатора ОБЖ предусматривают 9-часовую педагогическую нагрузку на проведение занятий по курсу ОБЖ в 6-11 классах. Однако, почти в половине школ города учебный план по курсу ОБЖ меньше установленной нормы, что ведет к уменьшению оклада по основному месту работы преподавателя. Финансовая составляющая вопроса заставляет людей, которые не один год работают в должности, искать новые рабочие места или уходить из сферы образования.
         Преподаватели-организаторы ОБЖ школ города, в основной своей массе, составляют высококвалифицированные кадры, о чем говорят результаты участия в профессиональных конкурсах. Баюров В.П., Бычук А.Г. призеры всероссийском уровне, Масальцев В.В., Мурашкин Ю.А. победители на региональном уровне.
         Выход из сложившейся ситуации мы видим в кадровом решении вопроса, т.е. введение в штат работников общеобразовательных школ должности заместителя директора по безопасности и назначение на неё сегодняшних преподавателей-организаторов ОБЖ.
 

Комментарии

Мурашкин Юрий Анатольевич

В.В. Масальцев, Руководитель городского методического объединения
преподавателей-организаторов ОБЖ.

Уважаемый Вячеслав Владимирович,
городское методическое объединение преподавателей-организаторов ОБЖ г.Зеленогорска просит Вас рассмотреть вопрос о введении должности заместителя руководителя по безопасности в новом 2013-2014 учебном году. Необходимость введения в школах города Зеленогорска должности заместителя директора по безопасности обусловлена реализацией задач по созданию условий, обеспечивающих сохранение жизни и здоровья обучающихся и сотрудников учебных заведений во время учебной, трудовой деятельности и в чрезвычайных ситуациях.
Работа по обеспечению безопасности образовательных учреждения в нашем городе ведется по двум направлениям:
первое – обучение учащихся и работников школ вопросам личной, коллективной и национальной безопасности;
второе – организация работы по укреплению комплексной безопасности объектов образования.
В настоящее время оба этих направления вменены в обязанности преподавателей-организаторов ОБЖ, при этом современные условия и особенности территории проживания (ЗАТО) требуют увеличения объёма и качества работы по первому и второму направлению. Понятно, что при возросших требованиях возрастает и нагрузка на преподавателей-организаторов ОБЖ.
По первому направлению на сегодняшний день сложилась такая ситуация при которой предмет ОБЖ в базисном учебном плане присутствует только в федеральном компоненте: 8, 10, 11 класс, а также 0,5 часа в 9 классе, за счет школьного компонента (решение антитеррористической комиссии г.Зеленогорска, которое выполнили все школы и ввели эти 0,5 часа). В остальном, вводить или нет преподавание предмета ОБЖ в других классах, определяет администрация школы, управляющие советы и т.д.
Формирование у школьников навыков необходимых для обеспечения личной и коллективной безопасности осуществляется во многих школах бессистемно, так как единственный школьный предмет – ОБЖ, способный в полной мере это обеспечить представлен не во всех классах.
В г.Зеленогорске полный курс предмета во второй и третьей ступенях (5-11 класс) ведется только в одной школе (Приложение 1). Учитывая, что нагрузка преподавателя-организатора ОБЖ, согласно должностной инструкции должна составлять 9 часов, и ведя уроки только лишь в старших класса он не дотягивает даже до ставки. Отсюда и малый педагогический стаж и низкая зарплата и отсутствие мотивации у педагога.
Просим вас принять во внимание то, что при отсутствии должного отношения к вопросам комплексной безопасности объектов образования, обучения школьников безопасному поведению, правилам действий при различных ЧС, без достойного статуса людей на которых возложены эти функции в школе, невозможно создание условий функционирования системы безопасности для участников образовательного процесса. В курсе ОБЖ немаловажная роль определена вопросам начальной военной подготовке граждан и основам военной службы. Это достижимо только при системном подходе в решении вопросов безопасности, одним из звеньев которой является урок ОБЖ. Интеграция ОБЖ с другими предметами или замещение уроков только внеурочными мероприятиями, в которых участвуют далеко не все учащиеся, не может заменить системного подхода в решении вопросов безопасности. Высокая эффективность возможна только при взаимосвязи урочной и внеурочной форм обучения школьников и системном преподавании курса ОБЖ с 1 по 11 класс.
Неразрывность преподавания предмета (с 1 по 11 класс) позволяет обучать безопасности, закрепляя пройденное на различных этапах развития ребенка с учетом его возрастных и психологических особенностей, тем самым воспитывая в нем культуру безопасного поведения. Только непрерывное, системное обучение может принести результат.
Второе направление требует не менее тщательного и вдумчивого подхода. С каждым годом возрастают требования по обеспечению безопасности образовательных учреждений, появляется необходимость более тесного взаимодействия со службами безопасности, увеличивается объем различной документации требующей повышенного внимания, возрастает роль контроля за выполнением и соблюдением норм безопасности в школе.
На сегодняшний момент реализацией этого направления в школах Зеленогорска занимаются преподаватели-организаторы ОБЖ, но при существующей оплате труда и возросших требованиях по безопасности ОУ, многим преподавателям-организаторам ОБЖ это представляется, по меньшей мере, несопоставимым.
Уже более пяти лет во многих территориях Красноярского края, и России в целом, вопросами безопасности жизнедеятельности в школах занимается заместитель директора по безопасности. В школах г.Зеленогорска эта функциональная единица так и не введена, хотя обсуждение о её необходимости велось на различных административных уровнях, в том числе и на городском. Вопрос о том будет ли принято единое решение в Красноярском крае об обязательном введении в школах должности заместителя директора по безопасности, задавался и Губернатору края.
Назревшая необходимость введения этой должности была отмечена еще в 2006 году, существует протокольное решение Правительственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности от 22.08.2006 №3, а также письмо Федерального Агентства по образованию от 19 марта 2007г. №17-1/45 (Д) о рассмотрении вопроса введения должности заместителя руководителя, с целью улучшения организации работы по укреплению комплексной безопасности объектов образования.
Основными направлениями деятельности которого, является: организация работы с учащимися, их родителями, педагогическим коллективом, полицией, пожарной охраной, военным комиссариатом, ФСБ, общественными организациями в решении проблем комплексного обеспечения безопасности школы, содействия органам внутренних дел по пресечению распространения наркотиков среди обучаемых и профилактики преступлений среди несовершеннолетних.
В должностной инструкции заместителя руководителя образовательного учреждения по обеспечению безопасности предусмотрен функционал, значительно расширяющий полномочия, ответственного лица, по сравнению с функционалом преподавателя-организатора ОБЖ, что дает ему возможность более комплексно подходить к решению вопросов безопасности своего учреждения.
Преподаватели-организаторы ОБЖ школ г.Зеленогорска, в основной своей массе, составляют высококвалифицированные кадры, многие имеют высшую квалификационную категорию, победы и призовые места на профессиональных конкурсах городского, краевого и федерального уровня, городской коллектив преподавателей-организаторов ОБЖ в основном составляют мужчины (из 10-ти школ в 9-ти работают мужчины), многие из которых офицеры запаса. Мероприятия городского методического объединения проходят на высоком уровне с привлечением общественности и специалистов служб безопасности, о чем свидетельствуют многочисленные положительные отзывы СМИ и специалистов.
При сложившейся ситуации существует реальная угроза потери квалифицированных педагогических кадров имеющих большой опыт работы в этой области. Выход из сложившейся ситуации мы видим в кадровом решении вопроса, т.е. введение в штат работников общеобразовательных школ должности заместителя директора по безопасности и назначение на неё действующих преподавателей-организаторов ОБЖ.