Концепция развития школьного музея
Примерная структура Концепции развития музея образовательного учреждения рекомендуется методистами отдела краеведения Правобережного дома детского творчества Невского района Санкт-Петербурга
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
struktura_koncepcii_razvitiya_muzeya.doc | 61.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ДОД Правобережный дом детского творчества Невского района Санкт-Петербурга, отдел краеведения 2009-2010 учебный год
ПРИМЕРНАЯ СТРУКТУРА
КОНЦЕПЦИИ РАЗВИТИЯ МУЗЕЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ
1 | Введение (разработчик Концепции; сроки реализации; перечень нормативных документов – оснований для разработки данной Концепции) |
2 | Миссия музея ОУ: Анализ состояния и текущей деятельности музея ОУ (краткая информация о музее[1]; состояние учёта и хранения фондов; наличие документов музея и соответствие их предъявляемым требованиям; место музея в учебно-воспитательном процессе школы; характеристика контингента учащихся – детского музейного актива; основные направления деятельности музея, детского актива; сведения о посетителях музея[2]; взаимодействие в условиях социокультурного пространства района, города) Достижения музея ОУ, существующие проблемы в функционировании (за последние 3 года) Основная идея развития музея ОУ (ценностные установки в деятельности музея ОУ; основные идеи и приоритеты развития в соответствии с актуальным социальным запросом) Анализ возможностей развития музея ОУ (сильные и слабые стороны деятельности музея; стратегия развития музея в зависимости от возможностей конкретного образовательного учреждения, ресурсов музея) |
3 | Цель и задачи развития музея ОУ (в области становления музейно-экспозиционного пространства и деятельности детского актива) |
3[3] | Экспозиция музея ОУ: Основная идея экспозиции Основа для разработки (фонды или поисково-собирательская работа) Содержание экспозиции Логика построения (последовательность показа экспозиционных комплексов) Построение экспозиции (проблемный, коллекционный и др. принципы) Тематическая структура экспозиции (разделы и темы экспозиции) |
Фондовая работа музея ОУ: Планирование поисково-собирательской работы (с целью комплектования фондов музея) Организация учёта и хранения музейной коллекции (оформление инвентарных книг, карточек, создание картотек) |
Художественный эскизный проект экспозиции музея ОУ (планирование экспозиционных зон с размещением музейного оборудования; интерактивных зон, учебного пространства) |
Материально-техническое обеспечение музея ОУ (определение затрат на экспозиционное оборудование, художественное решение задач экспозиции, средства ИКТ и т.д.) |
4 | Основные направления развития и содержание деятельности музея ОУ (с формулировками ключевых задач и способов решения) Фондовая и экспозиционная работа (деятельность по комплектованию фондов музейных предметов, музейных коллекций, научно-вспомогательных материалов; идеи развития экспозиции, совершенствование системы учёта и хранения фондов, музейной коллекции в целом) Экскурсионная деятельность (экскурсионное обслуживание, разработка интерактивных экскурсионных программ и т.д.) Работа с детским активом (портрет-образ музееведа-школьника; реализация образовательных программ дополнительного образования детей по музееведению; участие в районных, городских и т.д. программах и проектах; организация социально-значимой деятельности; развитие детских объединений на базе музея[4]) Программно-методическое обеспечение (разработка учебно-методического комплекса, обеспечивающего деятельность музееведов-школьников; музейных программ) Развитие музея ОУ в условиях социокультурного пространства (партнёрство с педагогами ОУ, родителями учащихся; социальные связи с учреждениями образования, науки и культуры; взаимодействие с органами местного самоуправления, общественными и ветеранскими организациями) Информационно-коммуникативные технологии в деятельности музея ОУ (создание сайта музея, интерактивной экспозиции музея; использование электронных образовательных ресурсов, возможностей INTERNET-ресурсов для дистанционного обучения и т.д.) Презентация опыта работы для музейной, педагогической общественности (в рамках РМО, ГМО и т.д.) Рекламно-информационная деятельность (издательская деятельность; позиционирование музея в СМИ, сети INTERNET и т.д.) Инновационная деятельность, опытно-экспериментальная работа (участие музея в школьных, районных и т.д. инновационных проектах) Материально-техническое обеспечение |
5 | Ожидаемые результаты, показатели результативности |
6 | Этапы реализации Концепции |
7 | Механизмы реализации Концепции (кадровые, программно-методические и материально-технические условия) |
8 | Оценка эффективности реализации Концепции |
Концепция (от лат. conceptio — понимание, система). Концепция развития музея ОУ - документ, раскрывающий определённый способ понимания деятельности музея в современных условиях; основные идеи развития его деятельности.
Программа (от греч. programma — объявление, распоряжение, указ). План работы музея ОУ, план деятельности детского актива музея ОУ – документы, отражающие конкретное содержание и способы деятельности с указанием сроков осуществления.
Источники
Нормативные документы
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 28.04.2010 №712-р «Об организации работы музеев государственных образовательных учреждений, подведомственных Комитету по образованию»
Распоряжение Комитета по образованию Правительства Санкт-Петербурга от 22.01.2010 №30-р «О проведении аттестации музеев государственных образовательных учреждений Санкт-Петербурга в 2009/2010 учебном году»
Распоряжение Комитета по культуре Правительства Санкт-Петербурга от 20.08.2008 №493 «Об утверждении методических рекомендаций по разработке концепций развития деятельности государственных музеев, подведомственных Комитету по культуре»
Приложение к письму Минобразования России от 12.03.2003 №28-51-181/16 «Примерное положение о музее образовательного учреждения (школьном музее)»
Литература
Музей и Школа: диалог в образовательном пространстве. Материалы Всероссийской конференции «Музей и школа»: диалог в образовательном пространстве (16-17 мая 2008 г.). – СПб.: СПбАППО, 2009, - 114 с.
Разработано
Лончинская И.В., зав. отделом краеведения, методист
ГОУ ДОД Правобережного дома детского творчества
Невского района Санкт-Петербурга
[1] Полное наименование образовательного учреждения и музея; контактные данные (адрес, телефоны/факс, электронная почта); руководители ОУ и музея; характеристика помещения; профиль музея; курирующий государственный музей; краткая историческая справка; разделы экспозиции
[2] Категории и количество посетителей
[3] Для создаваемого музея
[4] Например, поисковые и исследовательские группы; экскурсионные, историко-краеведческие объединения учащихся; клубы и т.д.