Гражданско-патриотическое воспитание
статья на тему
Данный материал можно использовать для организации работы в коррекционной школе по направлению "Гражданско-патриотическое воспитани"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
grazhdansko_patrioticheskoe_vospitanie.docx | 19.57 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся.
Сегодня патриотическое воспитание подрастающего поколения находятся в центре интеграционных воспитательных усилий школы и семьи. Сложилось так, что семья как фактор воспитания – это первая ниша, откуда берут начало духовно-нравственное, предметно пространственное, социально-поведенческое, событийное, информационное составляющее каждого ребенка.
Видный советский педагог В.А.Сухомлинский главными задачами семейного воспитания считал подготовку гражданина-патриота, труженика и семьянина. В своей книге «Как воспитать настоящего человека» он обращается к юношам и девушкам: «Подлинное рождение твое как гражданина, труженика, семьянина происходит благодаря тому, что ты – сын народа; в тебе отражается его многовековая история, его величие и слава, его любовь и его нерасторжимое единство с теми бесконечно милыми нашему сердцу уголками, которые входят в нашу жизнь как вечное, неуничтожимое, неугасимое».
Итак, первые уроки патриотизма ребенок получает в семье. Родители передают ему свое восприятия жизни: свою любовь к природе, к людям, которые делают жизнь лучше и интереснее. На долгие годы дети запоминают свои прогулки с родителями в ближайший лес, в поле, на озеро, полные ярких впечатлений и переживаний. Пожалуй, эти прогулки и зажигают в душе ребенка первую искру большой любви к родной природе. Семейные праздничные вечера, шествие со взрослыми на праздничный салют – все это вызывает у детей те особые, светлые чувства, которые запечатлеваются на всю жизнь.
Очень важно убедить детей в том, что любовь к родине проявляется не только тогда, когда рвутся снаряды. Она проявляется в постоянном стремлении человека делать жизнь лучше – хорошо учиться в школе, хорошо работать на заводе, помогать тому, кому нужна твоя помощь: отстающему товарищу, родителям по дому и т.д. Поддержать хорошее дело, выступить против зла и насилия – это тоже патриотизм.
Бывает и так, что родители сами гасят у детей благородные чувства, не разрешая помогать, когда надо, или принуждая молчать, когда необходимо выступить против зла. Иногда родители в присутствии детей говорят о недостатках общественного строя нашей страны в таком тоне, что детям вся жизнь начинает казаться окрашенной в черный цвет. Такие родители сами рубят сук, на котором сидят. Ведь они закладывают ребенку в душу мысли о том, что можно продать родину за деньги, а мать свою бросить потому, что она стала старая и больная, что у нее нет средств содержать сына или дочь так, как они того хотят.
Школа, реализуя образование, обладает возможностью привести в соответствие цель, задачи, формы, средства духовно-патриотического воспитания и потребности, интересы, особенности современной семьи.
Патриотическое воспитание взаимно обогащает родителей, педагогов, детей. Результатом педагогического взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании ребенка становятся приоритетно формируемые личностные качества, интегративно определяемые:
− знанием (знание истории народа, его обычаев, традиций; понимание процессов, происходящих во внутренней жизни России, в ее внешней политике, проблем науки и культуры, спорта, экологии, правопорядка; знание государственной символики, правил ее применения и т.д.)
− отношением (являются ли отношения к Родине осознанными ; стали ли знания потребностями и мотивами личности, вошли ли в систему ее ценностных ориентаций и установок);
− поведением (в какой мере отношения - любовь к Отчизне, гордость за свой народ, желание быть полезным своей стране - реализуются личностью в конкретных поступках и действиях, превратились ли в убеждения).
Сотрудничество школы и семьи - это результат целенаправленной и длительной работы, которая, прежде всего, предполагает всестороннее и систематическое изучение семьи, особенностей и условий семейного воспитания ребенка.
Специфическими педагогическими условиями являются:
− моделирование патриотического воспитания с учетом взаимодействия семьи и школы;
− совершенствование содержания патриотического воспитания школьников на основе интеграции саморегулируемого (в семье) и педагогически организованного (в школе) аспектов деятельности;
− активизация патриотического опыта школьников с использованием многообразных и вариативных форм и методов внеурочной воспитывающей деятельности;
− опора на ценностный потенциал содержания образования (прежде всего, предметов гуманитарного цикла), преподавание литературы, истории, ОЖС и т.д. как предметов, формирующих духовную сферу человека;
− интеграция учебных и внеклассных форм деятельности, основного и дополнительного образования на основе единых тематических линий (экскурсии, кружковая деятельность, тематические вечера, спектакли, встречи, концерты и др.).
Примерный алгоритм организации взаимодействия школы и семьи в рамках патриотического воспитания учащихся может быть таким:
1) определение потенциала семьи в воспитании детей (деятельность педагогов, родителей совместно с психолого-педагогической службой школы);
2) постановка конкретных воспитательных задач и выбор способов их реализации;
3) разработка программы совместных действий семьи и школы по направлениям;
4) практическое осуществление этой программы в воспитательном процессе;
5) анализ результатов (промежуточных и конечных) совместной деятельности школы и семьи в духовно-патриотическом воспитании детей.
Эффективными средствами патриотического воспитания являются встречи с ветеранами войны, героями трудовых подвигов, участниками Афганской войны, чеченского и других локальных конфликтов; проведение праздников и памятных дат, посвященных Дням воинской славы, олимпийским играм; увековечение памяти павших в борьбе за свободу и независимость Родины; военно-спортивные игры; воспитательские занятия по теме гражданско-патриотического воспитания; шефская работа и другие.
Большую роль в воспитании любви к родному краю играет проведение народных праздников. Это традиционные Масленица, Рождественские посиделки, Святки и праздники, связанные с национальными традициями, характерными для этого конкретного уголка России.
Одним из действенных методов патриотического воспитания в семье, оказывающих наибольшее воздействие на мотивационную сферу школьника, является личный пример родителей, их активное участие в жизни ребенка. Совместное чтение, общая работа по дому и вне его, игры, спорт, посещение музеев, театров – все это служит патриотическому воспитанию. Одной из форм семейного досуга может стать музейные экскурсии. Знакомство с экспонатами позволяет ребенку окунуться в события прошлых лет, больше узнать о жизни замечательных людей своего города, края и страны. Задача школы – популяризовать такой образ и стиль жизни в семьях учащихся.
Семье принадлежит одна из ведущих ролей в патриотическом воспитании, поскольку школьник участвует в воспитании вместе со своими родителями - такова реальность человеческого бытия. Задача педагога в этом случае - организовать такое взаимодействие между школой и семьей, которое бы обладало максимальным воспитательным потенциалом.
Все чем славится настоящая семья – нравственные формы поведения, любовь к отечеству, святое отношение к его культурным и духовным ценностям, гражданские чувства – все это должно быть передано детям в наследство. А школа потом добавит и отшлифует качества, необходимые настоящему человеку-патриоту.
Основные направления взаимодействия школы и семьи в патриотическом воспитании учащихся
Направление деятельности | Цель |
Развитие представлений детей о духовности, нравственности, патриотизме | Формирование знаниевого компонента патриотического воспитания |
Формирование мотивов, побуждающих ребенка к совершению поступков | Развитие отношений ребенка к духовно-нравственным ценностям, традициям страны, обычаям разных народов, нормам морали, семейным традициям |
Опыт поведения ребенка, адекватного содержанию понятия «патриотическое воспитание» | Включение детей в систему воспитательной работы (подготовка и проведение традиционных дел школы, неформальное общение педагогов, родителей, детей, организация досуга учащихся и т.д.) |
Педагогическое просвещение родителей | − Формирование духовной культуры родителей, ценностно-нравственного сознания; − обогащение родителей педагогическими знаниями и умениями, приемами патриотического воспитания детей; − помощь в осознании собственной роли, ответственности в воспитании детей |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Возможности урока в воспитании гражданственности в системе гражданско-патриотического воспитания.
Гражданственность – нравственно-политическое качество личности, определяющее сознательное и активное выполнение гражданских обязанностей и долга перед государством, обществом, народом; проявлени...
Фестиваль патриотической песни «Мы – Россияне!» (в рамках месячника гражданско-патриотического воспитания)
Разработка школьного фестивалия патриотической песни. Подборка песен и минусовок для коллективного исполнения....
Современные подходы к гражданско-патриотическому воспитанию детей в спортивной школе в рамках месячника оборонно-массовой и военно-патриотической работы
Гражданско-патриотическое воспитание детей является одной из основных задач воспитательной работы в учреждениях дополнительного образования физкультурно-спортивной направленности. В данной статье авто...
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе
Современная гражданско-патриотическая система воспитания граждан России в кадетском классе на базе кадетского корпуса интернатного типа...
Работа МБОУ СОШ № 27 над проектом «Метапредметный подход в формировании системы гражданско- патриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого – патриотической тропы «Мысхако»
Наша школа является инновационной площадкой , работаем по теме "ИМетапредметный подход в формировании гражданско - партриотического и экологического воспитания учащихся через организацию эколого ...
Воспитание гражданско-патриотической позиции юношей 12-17 лет в военно-патриотическом отряде «Русь»
АктуальностьВопрос о патриотизме становится сегодня особенно актуальным, ибо без патриотизма вообще не может быть никакого духовного становления личности и, следовательно, развития общества. Актуально...
ИСТОРИЧЕСКИЙ КВЕСТ КАК ФОРМА ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МОЛОДЕЖИ (на примере квеста «Наш земляк В. И. Чапаев – легендарный герой Гражданской войны»)
В последние годы идея гражданско-патриотического воспитания молодого поколения становится задачей государственной важности. Особая роль принадлежит системе образования, которая формирует личность, орг...