Урок русского языка в 8 классе "Обращение"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Конспект открытого урока русского языка в 8 классе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_russkogo_yazyka_v_8_klasse_obrashchenie.docx | 44.34 КБ |
Предварительный просмотр:
1строка - находится в тексте ключевое слово, оно будет заглавием.
Вторая строчка – придумываются два прилагательных, характеризующих ключевое слово.
Третья строчка – три глагола, характеризующих ключевое слово.
Четвёртая строчка – предложение из четырёх слов (служебные части речи не считаются).
Пятая строчка – вывод словом или словосочетанием.
Конец формы
Конспект урока по русскому языку по теме
«Обращение» в 8 классе.
Тема: Обращение.
Тип урока: урок открытия новых знаний.
Цели:
Образовательные:
1. Воспитывать гражданственность.
2. Прививать любовь и интерес к родному слову, его неограниченным возможностям.
Предметные:
1. Расширить представление о функциях обращения в речи.
2. Сформировать представление о распространённых и нераспространённых обращениях.
3. Научить различать предложения с однородными членами и предложения с обращениями.
Задачи:
1. Находить в тексте обращения и определять его функции.
2. Правильно интонировать предложения с обращениями и выделять знаками препинания в письменной речи.
3. Отличать распространённые обращения от нераспространённых.
4. Развивать мыслительные и речевые способности учащихся.
5. Воспитывать культуру умственного труда, самостоятельность, активность.
Этапы урока | Ход урока | Формирование УУД |
Мотивация (самоопределение к деятельности) Цель: - мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки; - определить содержательные рамки урока. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. Постановка проблемы. Цель: - актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала; - актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение; - зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия | Добрый день, ребята! Сегодня мне хотелось бы начать урок с притчи: «Один мудрец на склоне лет решил найти себе замену - ученика, для того чтобы передать ему свой опыт. Подумал мудрец, позвал к себе всех своих учеников и сказал: «Мне интересно узнать, сможет ли кто-нибудь из вас открыть огромную, тяжеленную дверь вон в той стене?» Некоторые ученики сразу сдались, посчитав проблему неразрешимой. Другие ученики все же решили изучить дверь, они внимательно ее осмотрели, поговорили о том, какие подручные средства здесь можно использовать, и в конце концов пришли к выводу, что эта проблема не решается. И только один-единственный ученик подошел к двери и с особым вниманием ее изучил. На самом деле дверь оказалась слегка прикрытой, в то время как все остальные думали, что она наглухо заперта. Ученик слегка толкнул дверь, и она легко открылась. Старец нашел своего преемника. Он повернулся к остальным ученикам и сказал им...» Ребята, как вы думаете, что именно сказал мудрец? (Ответы детей.) А вот слова старца: «Что же сопутствует успеху в жизни, мои дорогие ученики? Во-первых, сама жизнь. Во-вторых, не спешите. В-третьих, будьте готовы к тому, что придется принимать решения. В-четвертых, не смейте отступать, коль уж решение принято. В-пятых, не жалейте сил и энергии. И просто-напросто не страшитесь ошибиться в этой жизни». Какой из этих советов вы бы взяли за правило? Почему? Какой совет вам кажется самым трудным? Почему? Мы примем во внимание все советы мудреца и успешно решим все проблемные вопросы урока. На доске – синтаксическая конструкция: Маша, Ирина и Катя успешно сдали экзамены. Учитель читает задание: Двух мальчиков попросили прочитать предложение и сосчитать, сколько девочек успешно сдали экзамен. Ответы ребят оказались разными (было выдвинуто 2 версии: 3 девочки и 2 девочки), но каждый из них был по-своему прав. А каково ваше мнение? Учащиеся аргументировано соглашаются с выдвинутыми версиями или опровергают их. Ученик : -Я думаю, что успешно сдали экзамены 3 девочки, потому что здесь три действующих лица (Маша, Ирина, Катя), а значит, три однородных подлежащих. Учитель: -А что тебе помогло определить, что здесь однородные подлежащие? Ученик : -Интонация перечисления. (Читает предложение вслух с интонацией перечисления). Учитель: - Есть в классе другие мнения? Ученик : - А мне кажется, в этом предложении говорится о двух девочках, успешно сдавших экзамены (Ирина и Катя), потому что слово «Маша» можно рассматривать как обращение, а обращение не является членом предложения, поэтому остаётся только 2 действующих лица (Ирина и Катя). Учитель: -Прочитай, пожалуйста, предложение вслух. (Ученик читает). Как изменилась интонация предложения? Ученик: -Появилась звательная интонация. Учитель: -А в чём выражается звательная интонация? Ученик: -В том, что обращение произносится более высоким тоном. Учитель: -Ребята, а почему предложения были прочитаны с разной интонацией? Ученик: - Я думаю, что всё зависит от коммуникативной ситуации, которую себе каждый представил: если нужно было сказать о том, что все 3 девочки сдали экзамен, то при чтении предложения была использована интонацию перечисления, а если сообщить Маше о том, что Катя и Ирина сдали экзамен, то звательная интонация при обращении «Маша». Учитель: - Вы абсолютно правы. Учитель: -Произведите синтаксический разбор данных предложений. (Учащиеся делают синтаксический разбор данных предложений). Учитель: -В чём сходство между предложениями? Ученик 1: -Сходство заключается в том, что оба предложения являются невосклицательными, повествовательными, простыми, распространёнными, осложнёнными. Ученик 2: -Эти предложения сходны ещё и тем, что в них одинаково расставлены знаки препинания. Ученик 3: -Сказуемое и все второстепенные члены абсолютно одинаковые. Ученик 4: -Слово «Маша» в двух предложениях стоит в именительном падеже. Учитель: -А в чём же различие? Ученик 1: -Различие заключается в интонации, с которой произносятся предложения. В предложении с обращением появляется звательная интонация. Ученик 2: -Несмотря на то, что предложения осложнённые, одно из них осложнено только однородными членами, а другое ещё и обращением. Ученик 3: -В одном предложении 3 однородных подлежащих (Маша, Катя, Ирина), а в предложении с обращением только два (Катя и Ирина), а слово «Маша» является обращением и членом предложения не является. Учитель: -Ребята, а одинаково ли в предложениях расставлены знаки препинания? Ученик: -Полностью, скорей всего, нет, потому что эти знаки препинания отражают разные пунктуационные правила: в одном предложении – при однородных членах, в другом – при обращении. | Личностные УУД: - самоопределение Личностные УУД: - смыслообразование Регулятивные УУД: - выполнение пробного учебного действия, фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии - волевая саморегуляция в ситуации затруднения Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка ситуации затруднения Познавательные УУД: - логические универсальные действия: анализ объектов с целью выделения признаков. |
Формулировка темы и цели урока. Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие, в ходе которого будет сформулированы тема и цели урока. Составление алгоритма нахождения обращения. | - Какова будет тема нашего сегодняшнего урока и можете её сформулировать? Ученики: - Тема урока – «Обращение». Учитель: -Верно. Но ведь вам многое уже известно об обращении. Давайте подытожим то, что уже прозвучало при обсуждении задания и то, что вам ещё известно об обращении. Задание. Поставьте плюс напротив утверждения, которое вам известно в колонке с «ДО». Время на выполнение – 2 минуты. | Личностные УУД: - выдвижение гипотез, их доказательство Регулятивные УУД: - целеполагание - планирование - оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения Познавательные УУД: - самостоятельное выделение познавательной цели; - поиск и выделение информации; - формулирование проблемы; - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка. Познавательные: Перерабатывать и преобразовывать информацию (из ответов в алгоритм), составлять алгоритм и действовать по нему. Регулятивные: Выдвигать версии. Определять проблему в учебной деятельности. Искать пути решения проблемы. Коммуникативные: участвовать в обсуждении проблемы, высказывать свою точку зрения, отстаивать её, уважать мнение другого. |
Учитель: -Так если вам так много известно об обращении, то какова же цель нашего урока? Попробуйте сформулировать цели с помощью слов: Повторить… Узнать… Научиться… Ученики: Цели урока. Учитель: - повторить уже известные нам сведения об обращении и знаках препинания при нём; - провести работу по развитию пунктуационных умений и навыков; - расширить знания о речевом этикете и повышении речевой культуры. -Безусловно. Но немецкий педагог XIX века А.Дистервег говорил: «Не в количестве знаний заключается образование, но в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь». -Не только расширить знания об обращении, но и научиться применять их в различных жизненных ситуациях. | ||
Построение проекта выхода из затруднения Цель: - организовать коммуникативное взаимодействие для построения нового способа действия. | Задания исследовательского характера. 1. Выпишите предложения с обращениями (знаки препинания не расставлены) 1. Платком взмахнула у ворот моя любимая. 2. Я вернусь к тебе Россия. 3. С чего начинается Родина? 4.Мой друг гостей своих с улыбкой встречает. 5. Любимый город может спать спокойно. 6. Прямее веди нас дорога. 7. Чего тебе надобно, старче? 8. Жизнь моя ничуть не стала тише… 9. Поклон-привет тебе он шлет моя любимая. 10.Прости мне милый друг двухлетнее молчанье! Проверка выполнения задания по эталону.
Проверка выполнения задания по эталону. 2.Спишите предложения, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете). Учитель: -По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам? Ученик: -По назначению обращений. В одну группу я выписал предложения, где обращение выражено одушевлённым существительным, а в другую – неодушевлённым. -Учитель: -Какую новую информацию об обращении вы получили? 3.Спишите предложения, распределив их на 2 группы (подумайте, по какому признаку вы это сделаете). Учитель: -По какому признаку вы распределили предложения по 2-ум группам? Ученик: - В одну группу я выписал предложения, где обращение –распространённое, а в другую –нераспространённое. Учитель: -А чем обычно могут быть распространены обращения? Ученик: -Определением или приложением. -Учитель: - Какую новую информацию об обращении вы получили? - В каком падеже употреблено обращение в примерах? А в предложении: «Чего тебе надобно, старче?». Что за форма старче? В обращении у нас обычно используется именительный падеж. А у слова старик именительный падеж иной: Возвратился старик ко старухе… Перед нами устаревший падеж русского языка, который назывался звательным и употреблялся при обращении. Во многих языках отказались от звательного падежа, не только в русском. Тем не менее, знать о его существовании полезно, потому что с его формами мы встречаемся ежедневно. При обращении: Вань, Саш, Наташ, Тань, Марин, Коль. Сохранился он в некоторых славянских языках, например, в украинском. -Учитель: -Какую новую информацию об обращении вы получили? 4. Работа с материалом учебника, стр.166-170, параграф 55-57. - Изучите материал учебника и ответьте на вопрос: «Что нового вы узнали об обращении?» Физминутка «4 стихии». | Личностные УУД: -смыслообразование Регулятивные УУД: - контроль - коррекция - оценка Познавательные УУД: - самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера. - анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); - умение структурировать знания, выбор эффективных способов решения задач Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка - управление поведением партнера – контроль, коррекция. |
Самостоятельная работа с проверкой по эталону Цель: - тренировать способность к самоконтролю и самооценке; - проверить свое умение применять изученную теорию; - развивать умение самостоятельной проверки по эталону | Работа с таблицей «ДО и ПОСЛЕ». -Поставьте плюсы в колонку «ПОСЛЕ». Осталось ли для вас что-то непонятным, неизвестным? 1. Найдите обращения. Над обращением поставьте букву «О». Поставьте пропущенные знаки препинания. (один ученик работает у доски). 1. Не будь товарищ слепым и глухим. Держи товарищ порох сухим. 2. Идите, слов не тратя, на красный наш костёр. Сюда миллионы братьев, сюда миллионы сестёр! 3. Веди светло и прямо к работе и боям республика моя. 4. Рабы разгибайте спины и колени (В. В. Маяковский). 5. Мерзкий грунт долби лопата, танк дави, греми лопата, штык работай, бомба бей (А. Твардовский). 6. До войны едва в помине был ты Тёркин на Руси (А. Твардовский). 7. Поэта дом опальный о Пущкин мой ты первый посетил (А. С, Пушкин). 8. Друзья мои прекрасен наш союз (А. С. Пушкин). 9. Без ошибок не прожить на свете, коль весь век не прозябать в тиши. Только б дочка шли ошибки эти не от бедности, от щедрости души. 10. Ах, няня няня я тоскую, мне тошно милая моя! Дитя моё ты нездорова (А.С.Пушкин).Да ты красавица готова? (А. С. Пушкин). Работают самостоятельно, самооценивание по критериям: • 20-18 - «5» • 17-15 - «4» • 14-10 - «3» • Менее «10» - изучи еще раз внимательно параграфы 55-57. | Личностные УУД: - самоопределение Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - оценка |
Развитие учебно-языковых и речевых умений. Цель: - обозначить логическую необходимость изучения этой темы. | - Где вы сможете применить материал сегодняшнего урока? (в речевом этикете). Этикет - установленный, принятый порядок поведения, форм обхождения. - Назовите этикетные обращения. Я пригласил вас, господа, с тем, чтобы сообщить вам пренеприятное известие. (Н.Гоголь.); Прощай, ваше благородие! (А. Пушкин) — Не в деньгах, гражданка, счастье. Извините за выражение. (М.Зощенко) - Платить, дядя, надо, - тихо сказал кондуктор. - Мамаша, гляди, пакет унесут. Проблемная ситуация. - Как бы вы обратились к незнакомому человеку с просьбой указать дорогу к бассейну в городе Болгар? Русские стандарты вежливого обращения сегодня (сообщение) Русская этикетная система сегодня на распутье: старая система обращений в значительной степени разрушена, дискредитирована, а новая еще не создана… В центре общественных дискуссий оказались три ключевых обращения ХХ в.: товарищ (товарищи), господин (господа), гражданин (гражданка, граждане). Обращения «дама», «женщина», «мужчина», «мужик» несут в себе, кроме всего прочего, признаки опрощения высокоразвитого языка до давно изжитых оттенков физиологического свойства. Наверное, правы те, кто приравнивает их к ругательным словам нецензурного ряда. Сюда же надо отнести слова-обращения «мать», «отец», «старуха», «старая» и даже иногда «бабушка», звучащие для многих оскорбительно. Есть ли традиционные обращения в нашей стране? Понаблюдаем: в некоторых профессиях есть своя система обращений, например, в медицине: доктор, сестра, няня; существует ряд обращений к женщинам и мужчинам: женщина, девушка; молодой человек, парень, мужчина и т.д., но общепринятой, всеми признанной системы обращений в русском языке нет. Часто используется безличная форма обращения, например: «Простите, этот сыр свежий?», «Скажите, пожалуйста, как пройти на улицу Льва Толстого?», «Извините, который час?» – и т.д. - Давайте подумаем, это недостаток нашего языка или его достоинство? Вывод: Главное, чтобы в обращении всегда было выражено чувство собственного достоинства и почтения к тому, с кем общаешься. Любое обращение допустимо, когда оно одинаково комфортно для обеих сторон. | Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, владение монологической и диалогической речью в соответствии с нормами родного языка – контроль, коррекция |
Рефлексия деятельности Цель: - оценить результаты собственной деятельности - повторить способ нового знания - сконцентрироваться на затруднении при новом способе действия, чтобы согласовать домашнее задание. | - Чему был посвящен наш урок? Вспомните, какова была цель урока. Удалось ли её достичь? - Какие затруднения вы испытали? - Что помогло вам их преодолеть? Помог ли вам в работе совет мудреца? - Выберите то домашнее задание, которое поможет вам преодолеть вашу трудность: – Я рекомендую вам выбрать то домашнее задание , которое поможет вам преодолеть вашу трудность: Кто знает, что такое обращение, знает, что обращение на письме выделяется знаками препинания, но не всегда могу увидеть обращение в тексте и правильно выделить знаками препинания, скажет себе: «У тебя обязательно всё получится!» и выполнит упражнение 348, выучит параграфы 55-57. Кто научился находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, может объяснить тему товарищу, скажет себе: «Молодец!» и выполнит исследовательскую работу: проведите наблюдение за речью героев комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». Какие обращения они используют в своей речи? Запишите. Кто научился находить обращения в тексте и правильно выделять знаками препинания, но у него остался вопрос по теме урока, скажет себе: «Ты хорошо работал!» и выучит параграфы 55-57, выполнит упражнение 358. Спасибо за урок!
| Личностные УУД: - смыслообразование - нравственно-этическая ориентация, оценивание усваиваемого содержания, (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор Регулятивные УУД: - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона - коррекция - оценка Коммуникативные УУД: - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли Познавательные УУД: - доказательство |
[ …, О].
[О, … ].
[ …, О].
[ …, О, … ].
[ …, О].
ДО | ПОСЛЕ | |
Обращение называет того, к кому обращаются с речью. | ||
Не является членом предложения. | ||
Имеет форму именительного падежа существительного. | ||
Обращение помогает вступить в разговор, выразить согласие, установить контакт при общении, выразить эмоции, отношение к окружающему миру. | ||
В древнерусском языке обращения выражались с помощью звательного падежа. | ||
Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. | ||
Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки). | ||
Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными. | ||
Графически обращение обозначается буквой О. | ||
Междометие О от обращения запятой не отделяется. |
ДО | ПОСЛЕ | |
Обращение называет того, к кому обращаются с речью. | ||
Не является членом предложения. | ||
Имеет форму именительного падежа существительного. | ||
Обращение помогает вступить в разговор, выразить согласие, установить контакт при общении, выразить эмоции, отношение к окружающему миру. | ||
В древнерусском языке обращения выражались с помощью звательного падежа. | ||
Может стоять в начале, в середине, в конце предложения. | ||
Выделяется запятой, запятыми или восклицательным знаком (выделительные знаки). | ||
Обращения могут быть распространёнными и нераспространёнными. | ||
Графически обращение обозначается буквой О. | ||
Междометие О от обращения запятой не отделяется. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...