НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
статья по русскому языку на тему
В данной статье представлена информация о недостаточных глаголах. Интерес представляют разные взгляды на возможность употребления форм 1-го лица единственного числа глаголов настоящего и простого будущего времени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nedostatochnye_glagoly.docx | 18.08 КБ |
Предварительный просмотр:
НЕДОСТАТОЧНЫЕ ГЛАГОЛЫ
Недостаточные глаголы представляют большую проблему как устной, так письменной речи. Наиболее проблемные из них те, которые не имеют форм первого лица единственного числа настоящего и будущего простого времени. Сюда относятся, например, глаголы УБЕДИТЬ, ДЕРЗИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ЧУДИТЬ и некоторые другие. Форма 1 лица от таких глаголов не употребляется.
Такую точку зрения излагает А.Ф. Дружинина в своей статье «О недостаточных глаголах». Её поддерживает Розенталь в книге Практическая стилистика» и авторы «Практической стилистики» / т.1, М.1980/: «… такие глаголы, как ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ОЧУТИТЬСЯ, ОЩУТИТЬ, ЧУДИТЬ и другие с основами на чередующиеся согласные, образовали бы в 1 лице формы с необычными для нашего слуха и непривычными сочетаниями звуков. Формы «побежу», «убежу», «чужу» и другие не употребляются потому, что возможное в этих случаях чередование Д-Ж не подкрепляется аналогичным сочетанием в родственных (однокоренных ) глаголах или других формах тех же глаголов /необычной представляется имеющаяся у Достоевского форма «очучиваюсь» ( несовершенный вид от ОЧУТИТЬСЯ), а также» обессмерчиваю» - у Даля ( несовершенный вид от ОБЕССМЕРТИТЬ ).
Если необходимо употребить названные глаголы в 1-м лице, используют описательную ФОРМУ:
СУМЕЮ /ДОЛЖЕН/ ПОБЕДИТЬ
ХОЧУ /СТРЕМЛЮСЬ/ ОЧУТИТЬСЯ
МОГУ /НАДЕЮСЬ/ УЕДИТЬ
ХОЧУ /ПОПЫТАЮСЬ/ ОЩУТИТЬ
НЕ БУДУ ЧУДИТЬ
Следует избегать такие употребление форм первого лица единственного числа от глаголов ЗАТМИТЬ, СТОНАТЬ»
Однако авторы словаря-справочника «Грамматическая правильность русского языка. Опыты частотно-стилистического словаря вариантов»/М., 1976/: Граудина, Ицкович, Катлинская придерживаются другого мнения, они признают наличие форм первого лица у глаголов ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ, ПЕРЕУБЕДИТЬ:
«Ещё в начале 20 века в стилистической грамматике В.И. Чарнышева признавались нормативными для первого лица единственного лица настоящего времени две вариантные формы/русская и славянская/ у глаголов, имеющих в корне ЖД:
ПОБЕЖДАТЬ/ПОБЕДИТЬ/-
УБЕЖДАТЬ-УБЕЖУ,
УБЕЖДУ,
ПРЕГРАЖДАТЬ - ПРЕГРАЖДУ, ПРЕГРАЖУ,
ПРЕДУПРЕЖДАТЬ - ПРЕДУПРЕЖУ,
ПРЕДУПРЕЖДУ И ДРУГИЕ.
В современном литературном языке закрепились русские формы с Ж, которые теперь признаются единственной нормой для всей этой группы:
ВЫНУДИТЬ - ВЫНУЖУ,
ПРИНУДИТЬ - ПРИНУЖУ,
ЗАГРАДИТЬ - ЗАГРАЖУ
УТВЕРДИТЬ - УТВЕРЖУ,
ВОЗБУДИТЬ - ВОЗБУЖУ,
УЧРЕДИТЬ - УЧРЕЖУ и т.д.
Глаголы ПОБЕДИТЬ, УБЕДИТЬ (ся), ПЕРЕУБЕДИТЬ могут иметь формы 1 лица по той же модели : ПОБЕЖУ, УБЕЖУ (сь), ПЕРЕУБЕЖУ.
В шутливой разговорной речи можно встретить варианты УБЕДЮ, ПОБЕДЮ, которые нельзя считать литературными:
Лучше дал бы мне пива бадью,
А принцессу мне и даром не надо,
Чуду-Юду я и так победю.
/В. Высоцкий/
Школьная программа не уделяет большого внимания недостаточным глаголам, однако придерживается мнения, что формы первого лица единственного числа глаголы
ПОБЕДИТЬ/ УБЕДИТЬ/ ПЕРЕУБЕДИТЬ и т.п. не имеют
В заключении можно сказать, что вопрос о недостаточных глаголах остается актуальным и в наши дни. Одно то, что существуют разные точки зрения по поводу существования форм первого лица единственного числа в настоящем и будущем простом времени свидетельствует об этом. Очевидно, со временем эти формы глагола станут нормативными. Не исключено, что и некоторые другие недостаточные глаголы пойдут по тому же эволюционному пути. Следовательно, мы можем говорить о стремлении к уменьшению количества недостаточных глаголов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка игры «крестики – нолики» на тему «Знай и люби свой край» для детей 12 – 14 лет с интеллектуальной недостаточностью
Методическая разработка посвящена Ленинск - Кузнецкому району, Кемеровской области. Будет интересна учителям, воспитателям проживающим в данной местности, но и может служить основой для создания своей...
Использование информационных технологий на уроках географии при обучении детей с интеллектуальной недостаточностью
Работа посвящена проблеме внедрения компьютерных технологий в обучение умственно отсталых школьников на уроках географии. Содержит примеры использования мультимедийных продуктов при формировании позна...
Конспект урока по марийскому языку в 7 классе "Ах, глагол,глагол, кумылым тарватышыч тый чот!" по теме "Морфологический разбор глагола"
Обобщающий урок по теме "Глагол" в 7 классе...
Карточки по теме "Глагол" для работы в парах постоянного состава ("Неопределенная форма глагола" и "-тся и -ться в глаголах")
Карточки предназначены для работы в парах постоянного состава при изучении в 5 классе тем "Неопределенная форма глагола" и "Правописание -тся и -ться в глаголах". Работая в паре, дети учатся самостоят...
Сравнение русских приставочных глаголов и английских фразовых глаголов. Исследование смыслов фразовых глаголов
Легкий способ запомнить фразовый глагол...