Разноаспектный анализ текста.
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) по теме
Совершенствование навыков разноаспектного анализа текста, подготовка учащихся 11 кл. к сдаче ЕГЭ по русскому языку, развитие аналитических и творческих способностей учащихся, отработка навыков культуры речи; повышение интереса детей к русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
11_analiz_teksta.doc | 68.5 КБ |
Предварительный просмотр:
.
Урок русского языка
11 класс
“Разноаспектный анализ текста”
Цели: совершенствование навыков разноаспектного анализа текста, подготовка учащихся 11 кл. к сдаче ЕГЭ по русскому языку, развитие аналитических и творческих способностей учащихся, отработка навыков культуры речи; повышение интереса детей к русскому языку.
Оборудование: раздаточный материал – тексты для анализа, словари, презентация.
Ход урока
1.Вступительное слово учителя. Проверка домашнего задания.
«Карл V, римский император, говаривал, что ишпанским языком с богом, французским – с друзьями, немецким – с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашел в нем великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка».
Так оценил богатство, разнообразие и самобытность родного языка М.В. Ломоносов еще в XVIII веке. Сколько в этих словах красоты, мудрости, мысли. Каким образцом для подражания является такая речь!
Сегодня на уроке мы будем стараться приблизиться к признанным образцам слова, будем анализировать чужую речь, наблюдать за собственной и пытаться творить.
На уроке мне будут нужны помощники, несколько ребят, которые проведут небольшое исследование – наблюдение за речью одноклассников, и в конце занятия объявят его результаты. Кто хочет попробовать себя в этой роли?
- Итак, ребята, какие высказывания о русском языке вы подобрали дома? (Чтение 3-4 высказываний о русском языке).
- В чем же заключается богатство русского языка? (Ответы).
Все вы, конечно, правы. Богатство любого языка определяется, прежде всего, богатством словаря. Говорящему и пишущему необходимо иметь как можно больший запас слов, чтобы выражать свои мысли четко и ясно. Речь должна быть понятной.
М.М. Сперанский (1772-1839) в «Правилах высшего красноречия» не без юмора замечает: «Кто хочет писать собственно для того, чтобы его не понимали, тот может спокойно молчать». В другом месте эту же мысль он выражает афористично: писать или говорить непонятно «есть нелепость, превосходящая все меры нелепости».
К сожалению, речь современного человека далека от идеала. И если когда-то язык дикторов телевидения, радио, корреспондентов, журналистов мог служить эталоном, нормой, то сейчас это далеко не так. Каковы же требования к речи человека? (Ответы учащихся)
Слайд №2.
II. 1. Чтение и анализ текста «Чем же «маркет» такой «супер»?
1. Мы дружно проливаем слезы умиления над Францией, где на высшем законодательном уровне борются за чистоту языка.
2. А что у нас?
3. Интервью только «эксклюзивное», встречи - «приватные», мышление – «креативное».
4. «Импичменты», «брифинги», «плебисциты» снятся в страшных снах даже рядовому «электорату» .
5. Никакие «допинги» и «шейпинги» тут уже не помогут.
6. От «шопов», «бутиков», «супермаркетов» совсем житья нет.
7. И чем же тот «маркет» такой уж «супер»?
8. Разве что ценами.
9. Так за углом можно купить в три раза дешевле и не надо будет спрашивать: «Это у вас цены или номера телефонов?» .
10. Пора устроителям подобных заведений подучить английский язык, чтобы понять, что «маркет» (market) – это все-таки «рынок».
11. А что мы едим?
12. Крекеры, чипсы, гамбургеры.
13. От одних названий - несварение желудка.
14. Особенно полюбились отечественному потребителю «горячие собаки» (hot dog), которые навсегда вытеснили родную котлету в тесте.
15. А знаете, какое самое любимое лакомство у иностранцев?
16. Украинский борщ, сибирские пельмени, грузинский шашлык.
17. «Спикеры», «брокеры», «рокеры» нам почти уже родные, а «имиджмейкеры» и «спичрайтеры» медленно, но верно отвоевывают свои места под солнцем.
18. Знать иностранные языки - хорошо.
19. Но необходимо помнить, что за каждым словом любого языка стоит культурное наследие целой страны.
20. Так будем же чутки и уважительны к этому слову.
( «Аргументы и факты»)
Слайд №3.
- Что делает речь непонятной?
2. Словарная работа (слова выделены курсивом).
С некоторыми из этих слов вы знакомы, значения других вы посмотрели в словаре иностранных слов. Проверим, запомнили вы их или нет, ведь так часто мы слышим их в телеэфире, встречаем на страницах газет (Каждой группе предлагается найти соответствие слова и его значения (работа в группах)).
- Замените иноязычные слова синонимами.
- К каким словам не удалось подобрать синонимы? Что обозначают эти слова?
Слайд №4.
3. Стилистический анализ текста.
- К какому стилю можно отнести текст? (Публицистический. В центре общественно-значимая проблема – бережное отношение к родному слову, т.к. оно - культурное наследие страны. (П. 18-20)
Цель: Автор формирует (выражает) общественное мнение, в его словах звучит призыв П. 18-20.
Жанр: заметка в газете «Аргументы и факты».
Проблема: нравственная, культурная.
Композиция статьи: рассуждение (Как построен текст?)
Лексика: смешение книжного и разговорного стилей, экспрессивность, эмоциональность, используется фразеологизм – «слезы умиления».
Речь автора взволнованна, возмущение, нетерпимость.
Синтаксис: преобладают простые предложения, нет причастных и деепричастных оборотов (динамичность речи), оттенок разговорности.
3. Культура речи. Орфоэпическая норма.
Д.С. Лихачев, чей 100-летний юбилей наша страна отмечала недавно, обращаясь к молодым людям, призывал: «… если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно…»
Слайд №5.
Его точку зрения разделяет Евгений Весник. Послушайте стихотворение «Ода русскому языка». (Слайд №6 с видеозаписью. Читает Г.В. Деркач, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №31).
Ода русскому языку
О, бедный мой язык родной,
О, прелесть русской речи чистой!
Кто не глумился над тобой –
Шпана, чиновники, лингвисты…
Кто бедолагу не ломал,
Не выворачивал, не мучил:
«ОблЕгчить, нАчать, взад, принЯл,
ПравЫ, сочуЙствовать, подклЮчил».
Рабочий и интеллигент
Родную речь, как шавку, лупят:
ОсУжденный и инцидент,
БлагА, сочуЙствовать, оглУпят».
От сердца я хочу воззвать
Ко всем, кто сын России верный:
Пора не «нАчать», а начАть
Язык наш очищать от скверны.
Друзья, следите за собой,
Когда по-русски говорите,
Ведь это наш язык родной
Его для внуков сохраните
- О каких ошибках в речи говорит Е. Весник? Как правильно нужно произносить эти слова?
Слайд №7.
IV. Разноаспектный анализ текста (А 29-31, В 1-7, С 1). Работа в группах.
- Сохранить родной язык, родную культуру, родную историю. Как это важно для каждого человека! И у нас есть замечательный пример того, как это можно делать – жизнь, судьба, творчество Д.С. Лихачева, его труды, книги «Заметки о русском», «Родная земля», «Письма о добром и прекрасном» и др.…
Продолжая знакомство с творчеством этого человека, прочитайте фрагмент 19 письма «Как говорить?» из книги «Письма о добром и прекрасном». Попробуйте проанализировать его и откликнуться на текст (написать, начать писать сочинение).
- Анализ текста. Работа в группах.
Задание группам:
1 группа:
- Докажите, что это текст.
- Тема текста.
- Основная мысль текста.
- Тип текста, стиль.
2 группа:
- Назовите ключевые слова текста.
- В каких предложениях автор использует синонимы?
- Какие средства выразительности характерны для данного текста? Какова их роль?
- Произведите фонетический разбор слов «учиться», «общего».
3 группа:
- Определите лексическое значение слов: бравирование, интеллигентность, щегольски.
- Как вы понимаете смысл фразы «плюющиеся словами»?
- Из предложения 11 выпишите частицу.
4 группа:
- Какой тип связи используется в словосочетании здоровый человек?
- Среди предложений 15-18 найдите сложноподчиненное предложение с двумя однородными придаточными.
- Какие предложения связаны с предыдущими с помощью указательного местоимения? (10-16 предложений).
Д.С. Лихачев. Письма о добром и прекрасном.
19 письмо «Как говорить?»
- Неряшливость в одежде - это прежде всего неуважение к окружающим вас людям, да и неуважение к самому себе.
- Дело не в том, чтобы быть одетым щегольски.
- В щегольской одежде есть, может быть, преувеличенное представление о собственной элегантности, и по большей части щёголь стоит на грани смешного.
- Надо быть одетым чисто и опрятно, в том стиле, который больше всего вам идёт и в зависимости от возраста.
- Спортивная одежда не сделает старика спортсменом, если он не занимается спортом.
- Профессорская шляпа и чёрный строгий костюм невозможны на пляже или в лесу за сбором грибов.
- А как расценить отношение к языку, которым мы говорим?
- Язык в ещё большей мере, чем одежда, свидетельствует о вкусе человека, о его отношении к окружающему миру, к самому себе.
- Бравирование грубостью в языке, как и бравирование грубостью в манерах, неряшеством в одежде,- распространеннейшее явление, и оно в основном свидетельствует о психологической незащищённости человека, о его слабости, а вовсе не о силе.
- Говорящий стремится грубой шуткой, резким выражением, иронией, циничностью подавить в себе чувство страха, боязни, иногда просто опасения.
- Грубыми прозвищами учителей именно слабые волей ученики хотят показать, что они их не боятся.
- Это происходит полусознательно.
- Я уж не говорю о том, что это признак невоспитанности, неинтеллигентности, а иногда и жестокости.
- Но та же самая подоплёка лежит в основе любых грубых, циничных, бесшабашно ироничных выражений по отношению к тем явлениям повседневной жизни, которые чем-либо травмируют говорящего.
- Этим грубо говорящие люди как бы хотят показать, что они выше тех явлений, которых на самом деле боятся.
- В основе любых жаргонных, циничных выражений и ругани лежит слабость.
- «Плюющиеся словами» люди потому и демонстрируют своё презрение к травмирующим их явлениям в жизни, что они их беспокоят, мучат, волнуют, что они чувствуют себя слабыми, не защищенными против них.
- По-настоящему сильный и здоровый, уравновешенный человек не будет без нужды говорить громко, не будет ругаться и употреблять жаргонных слов.
- Ведь он уверен, что его слово и так весомо.
- Наш язык - это важнейшая часть нашего общего поведения в жизни.
- И по тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем имеем дело: мы можем определить степень интеллигентности человека, степень его психологической уравновешенности, степень его возможной «закомплексованности» (есть такое печальное явление в психологии некоторых слабых людей, но объяснить его сейчас я не имею возможности - это большой и особый вопрос).
- Учиться хорошей, спокойной, интеллигентной речи надо долго и внимательно - прислушиваясь, запоминая, замечая, читая и изучая.
- Но хоть и трудно - это надо, надо.
- Наша речь - важнейшая часть не только нашего поведения (как я уже сказал), но и нашей личности, нашей души, ума, нашей способности не поддаваться влияниям среды, если она «затягивает».
- Проверка выполнения заданий.
- Написание сочинения. (Слайд №8 «Как начать текст?»).
- Чтение творческих работ. Комментарии учителя
V. Результаты работы исследовательской группы.
VI. Итог урока
VI. Домашнее задание: закончить сочинение.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«РАЗНОАСПЕКТНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА»
РАЗРАБОТКА ПЛАНА УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В 11 классе(вариант работы при подготовке к ЕГЭ части B, C)...
УМК к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" с применением ИКТ
Материал представляет собой разработку тематического планирования,технологических карт уроков к элективному курсу "Разноаспектный анализ текста" со ссылками на ресурсы ФЦИОР и ЭОР. Для использова...
Образовательная программа по русскому языку" Сочинение как результат разноаспектного анализа текста"
Образовательная программа по русскому языку«Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»для учащихся10 класса, находящихся в профильном лагередля одарённых детей и подростков «Интеллект»при...
Образовательная программа по русскому языку «Сочинение как результат разноаспектного анализа текста»
Образовательная программа по русскому языку для учащихся класса 10 класса, находящихся в профильном лагере для одаренных детей и подростков "Интеллект"...
Рабочая программа элективного предмета по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Рабочая программа элективного курса по подготовке обучающихся 11 класса к написанию сочинения - рассуждения...
Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе «Разноаспектный анализ текста и создание сочинения-рассуждения»
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах по русскому языку, составитель Власенков А.И. и анализе результатов час...
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения»
Программы элективных курсов «Стилистика. Грамматика. Текст», «Разноаспектный анализ текста: подготовка к написанию сочинения» предназначены для 10 и 11 классов....