Рабочая программа по русскому языку 5 класс
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для 5 кл. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Рабочая программа по русскому языку 5 класс | 97.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 81»
Устиновского района г. Ижевска
г. Ижевск, ул. Союзная, 149 тел. 37-22-10
Рабочая программа составлена на основании
Образовательной Программы
по русскому языку для старшей школы
и соответствует Федеральному государственному
образовательному стандарту
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ
на 2012-13 учебный год
для 5-Б класса
Составитель учитель: Т.Л. Иванова,
учитель русского языка и литературы
высшей категории
Рецензент:
Ижевск, 2012
Пояснительная записка.
Статус документа
Рабочая программа по русскому языку для V класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования, программы по русскому языку для 5 кл. Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой, в основу которой положены педагогические и дидактические принципы вариативного развивающего образования, изложенные в концепции Образовательной программы «Школа 2100», учебника для 5 кл. основной школы Р.Н.Бунеева, Е.В.Бунеевой, Л.Ю.Комиссаровой, И.В.Текучевой.
Данная программа включает разделы: пояснительная записка; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения; календарно-тематическое планирование.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости- явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Программа по русскому языку является логическим продолжением программы для начальной школы (авторы Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева, О.В. Пронина) и составляет вместе с ней описание непрерывного школьного курса русского языка. В основе содержания обучения русскому языку лежит овладение учащимися следующими видами компетенции: коммуникативной, языковой, культуроведческой и лингвистической. В соответствии с этими видами компетенции выделяются основные содержательно-целевые направления (линии) развития учащихся средствами предмета «Русский язык».
Языковая компетенция (т.е. осведомленность школьников в системе родного языка) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
- Формирование у учащихся языковой интуиции.
- Приобретение и систематизация знаний о родном языке с целью обеспечить ориентировку в системе языка, необходимую для формирования речевых умений и навыков, для обеспечения произвольности, намеренности и осознанности речевой деятельности на родном языке.
Коммуникативная компетенция (т.е. осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной формах) реализуется в процессе осуществления следующих направлений.
- Овладение функциональной грамотностью. Под функциональной грамотностью понимается способность учащегося свободно использовать навыки чтения и письма для целей получения информации из текста, т.е. для его понимания и преобразования, и для целей передачи такой информации в реальном общении.
Функциональная грамотность - это и умение пользоваться различными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным; умение переходить от одной системы приемов чтения и понимания текста к другой, адекватной данной цели чтения и понимания данного вида текстов (гибкость чтения) и умение понимать и анализировать художественный текст.
- Дальнейшее овладение родным языком (расширение активного и пассивного словарного запаса учащихся, более полное овладение грамматическим строем родного языка, овладение системой стилистических разновидностей речи, овладение нормами языка).
- Овладение навыками и умениями понимания и анализа текстов разных видов, среди которых наиболее актуально умение адекватного восприятия художественного текста.
- Овладение продуктивными навыками и умениями различных видов устной и письменной речи.
- Овладение орфографией и пунктуацией, формирование относительной орфографической и пунктуационной грамотности на основе отобранного школьного минимума орфограмм и пунктуационных правил; развитие умения видеть орфографическую или пунктуационную задачу и решать ее посредством знания правил или обращения к учебнику, справочнику, словарю.
Лингвистическая компетенция формируется через знания о русском языке как науке, о методах этой науки, об этапах развития, о выдающихся ученых-лингвистах.
Культурологическая компетенция формируется через систему дидактического материала учебников, тексты которых содержат в себе культурологический и воспитательный потенциал русского языка, показывают его тесную связь с историей, духовной культурой, менталитетом русского народа, сообщают знания об истории языка и его месте среди других языков мира.
Все перечисленные линии развития учащихся средствами предмета Русский язык имеют свое начало в курсе русского языка для начальной школы.
Психологической основой данного курса является «теория обобщения» В.В. Давыдова. В соответствии с этой теорией знания общего и абстрактного характера представлены в начале изучения русского языка в 5-м классе; более частные и конкретные знания выводятся из общих знаний как из единой основы. По мнению психологов этого направления и методистов, разделяющих эту точку зрения, при таком расположении грамматического, орфографического и пунктуационного материала усиливается практическая направленность курса, активизируется практическое использование получаемых знаний, ускоряется формирование соответствующих умений и навыков на теоретической основе. В раздел «Повторение и углубление курса начальной школы» вынесены такие обобщенные понятия, как слово, морфема, часть речи, предложение, текст, орфограмма, пунктуационно-смысловой отрезок. На этапе введения знаний используется технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет организовать исследовательскую работу учащихся на уроке и самостоятельное открытие знаний. Данная технология разработана на основе исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении (И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И. Махмутов и др.) и психологии творчества (А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.). Как в настоящем научном творчестве постановка проблемы идет через проблемную ситуацию, так и на уроке открытия новых знаний постановка проблемы заключается в создании учителем проблемной ситуации и организации выхода из нее одним из трех способов: 1) учитель сам заостряет противоречие проблемной ситуации и сообщает проблему; 2) ученики осознают противоречие и формулируют проблему; 3) учитель диалогом побуждает учеников выдвигать и проверять гипотезы.
Курс русского языка направлен на достижение следующих целей:
воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Программа предусматривает изучение русского языка в V классе – 204 часа (6 часов в неделю).
Требования к уровню подготовки учащихся
Учащиеся должны уметь:
- по фонетике и графике: производить фонетический разбор слова; соотносить звуковой облик слова с его графическим изображением; свободно пользоваться алфавитом при работе со словарем; не смешивать буквы и звуки;
- тго орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; пользоваться орфоэпическим словарем;
- по лексике: пользоваться толковым словарем, словарем синонимов, антонимов; толковать лексическое значение слова с помощью толкового словаря, через антонимы и синонимы; давать элементарный анализ лексического значения слова;
- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа слова; выделять основу слова; образовывать новые слова с помощью типичных для изученных частей речи суффиксов, с помощью приставок, приставок и суффиксов; сложения основ; производить морфемный разбор; производить словообразовательный разбор;
- по морфологии: различать части речи по наличию у слова определенных морфологических признаков; указывать морфологические признаки и функцию в предложении изученных частей речи; уметь образовывать формы изученных частей речи; производить морфологический разбор изученных частей речи;
- по синтаксису: выделять словосочетание в предложении; определять главное и зависимое слово; образовывать словосочетания с именем существительным, глаголом в качестве главного и зависимого слова; определять вид предложения по цели высказывания, интонации; определять грамматическую основу предложения; определять вид предложения по количеству грамматических основ; определять вид предложения по наличию/отсутствию второстепенных членов предложения; определять однородные члены, вводные слова и обращения; различать простое и сложное предложение; производить синтаксический разбор предложения;
- по связной речи: читать учебно-научный текст изучающим чтением; владеть отдельными приемами ознакомительного чтения учебно-научного текста; выделять в учебно-научном тексте ключевые слова, составлять план; определять тему, основную мысль (авторский замысел) в тексте из художественного произведения, пересказывать текст подробно и сжато; понимать основные отличия текстов-описаний, -повествований, -рассуждений, писать тексты этих типов; определять стиль текста; письменно подробно излагать художественный и учебно-научный текст; пытаться использовать в собственной письменной речи изученные особенности частей речи (синонимию, многозначность, антонимию), синтаксических конструкций; последовательно развивать мысль в сочинении в соответствии с темой и замыслом, делать абзацные отступы; озаглавливать текст, пользуясь разными типами заголовков;
- по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами, правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; правильно писать изученные в 5-м классе слова с непроверяемыми написаниями;
- по пунктуации: находить изученные типы смысловых отрезков в предложениях и тексте, правильно оформлять предложения изученных типов и текст в соответствии с изученными пунктуационными правилами; обосновывать место и выбор знака препинания; находить и исправлять пунктуационные ошибки на изученные правила.
Учебный план
№ | Название раздела | Всего часов | В том числе | Основные предметные понятия | |
Контрольных работ | Практических работ | ||||
1 | Введение | 2 | 1 | Роль языка в жизни общества. Красота, выразительность и эстетические возможности русской речи. | |
2 | Повторение | 15 | 3 | 4 | Звуки языка, гласные и согласные звуки. Ударные и безударные гласные. Согласные звонкие и глухие (парные и непарные), твердые и мяг кие (парные и непарные). Обозначение звуков на письме. Алфавит. Двойная роль букв е, ё, ю, я. Обозначение мягкости согласных на письме. Слог, слогоделение. Ударение. Орфограмма. Опознавательные признаки орфограмм. Условия выбора орфограммы. Орфографический словарь. Нормы произношения звуков речи. Орфоэпический словарь. Буквы ё, о после шипящих в корне слова. Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии (ознакомление). |
3 | Слово и его лексическое значение | 38 | 7 | 3 | • Лексика. Лексическое значение слова. Основные способы толкования лексического значения слова: объ яснение в толковом словаре, синонимия, антонимия; через значение морфем, составляющих слово. Толковый словарь. Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова. Многозначные слова и омонимы. Вклад В.И. Даля в развитие русской лексикологии и лексикогра-фики (ознакомление). Синонимы. Словарь синонимов. Синонимы стилистически нейт ральные и стилистически окрашенные (наблюдение). Антонимы. Словарь антонимов. • Морфемика. Словообразование. Морфема - значимая часть слова. Основа как носитель лексического значения слова. Корень слова как основной носитель лексического значения слова. Чередование гласных и согласных в корне. Правописание безударных гласных в корне: 1) проверяемых уда рением; 2) не проверяемых ударением. Правописание корней с чередованием гласных а и о (-лаг- - -лож-, -раст- (~ращ-) - -рос-, -гар- --гор-, -зар- - -зор-). Значения приставок и суффиксов как составляющих компонентов лексического значения слова. Правописание гласных и согласных в приставках. Значение приставок пре- и при-. Буквы е и ц в приставках пре- и при-. Буквы з, с на конце приставок. Буквы ы, и после приставок на согласные. Значения суффиксов. Основные способы словообразования (приставочный, суффиксальный, сложение). Правописание сложных слов. Сложносокращенные слова. Правописание сложносокращенных слов. • Грамматическое значение слова. Окончание как одно из средств выражения грамматического зна чения слова. Форма слова. Морфологические признаки слов. Часть речи как группа слов, имеющих: 1) одно и то же общее грамматическое значение; 2) одни и те же морфологические и синтаксические признаки. Знаменательные и служебные части речи, функции служебных слов. Междометия. Вклад М.В. Ломоносова в развитие отечественной науки о языке (ознакомление). |
4 | Грамматическое значение слова | 4 | |||
5 | Слово в предложении | 25 | 5 | 3 | Номинативная функция слова и словосочетания, коммуникатив ная функция предложения. Интонация, смысловая роль интонации. Сочинительная связь между словами. Подчинительная связь меж ду словами. Словосочетание. Главное и зависимое слово. Функция словосоче тания. Слово как член предложения. Главные члены предложения. Грамматическая основа предложения. Односоставные и двусостав ные предложения (ознакомление). Второстепенные члены предложения: дополнение, определение, обстоятельство. Предложение распространенное и нераспространен ное. Понятие смыслового отрезка, требующего пунктуационного оформления. Однородные члены предложения. Интонация перечисления. Знаки препинания при однородных членах предложения. Предло жения с обобщающим словом при однородных членах. Двоеточие после обобщающего слова перед однородными членами. Обращение как смысловой отрезок предложения. Интонация при обращениях. Знаки препинания в предложении с обращениями. Вводные слова как смысловой отрезок предложения, их функция (ознакомление). Основные группы вводных слов (ознакомление). Ин тонация при вводных словах. Знаки препинания в предложениях с вводными словами. Сложное предложение. Средства связи частей сложного предложе ния. Сложносочиненное, сложноподчиненное, бессоюзное предложе ние (ознакомление). Интонация как средство связи частей сложного предложения, смысловая функция интонации. Запятая между частями сложного предложения. |
6 | Слово в тексте | 8 | 3 | 5 | • Текст и его признаки. Тема. Основная мысль. Развитие мысли в тексте. Заголовок. Ключевые слова. Деление текста на абзацы. Прос той план текста. • Типы речи - повествование, описание, рассуждение и их основ ные особенности. Текст-описание. Подробное изложение текста-описания. Сочине ние-описание пейзажа по личным наблюдениям. Сочинение-описа ние пейзажа по картине. Текст-повествование. Подробное изложение текста-повествования. • Разговорный и книжный стили речи. Слово как носитель стили стических значений. Слова нейтральные и стилистически окрашен ные. Научный стиль речи (задачи речи, сфера употребления, характер ные языковые средства). Учебно-научный текст. Изучающее и ознакомительное чтение. • Монологическая и диалогическая речь. Оформление диалога на письме. |
7 | Имя существительное в языке и речи | 40 | 7 | 7 | • Имя существительное как часть речи. Лексическое значение имен существительных. • Общее грамматическое значение имени существительного. Понимание «предмета» в широком и узком значении. Граммати ческое понятие «предмет». Опредмеченный признак, действие. Способы образования имен существительных (морфологические и сложение). Гласные в суффиксах имен существительных -ек-, -ик-. Буквы ч, щ в суффиксе имен существительных -чик- (-щик-). Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существи тельных. • Морфологические признаки имен существительных. Постоянные и непостоянные морфологические признаки. Имена существительные собственные/нарицательные, одушев ленные/неодушевленные. Большая буква в именах собственных; выделение имен собствен ных кавычками. Род имен существительных. Существительные общего рода. Число имен существительных. Существительные, имеющие фор му только множественного числа. Существительные, имеющие фор му только единственного числа. Падеж. Именительный падеж единственного числа как началь ная, словарная форма имени. Косвенные падежи. Склонение имен существительных. Типы склонения. Разноскло няемые имена существительные. Несклоняемые имена существи тельные. Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. Осо бенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие. • Сочетательные возможности имен существительных. Лексическая сочетаемость имен существительных. Грамматическая сочетаемость имен существительных. Определительные отношения «предмет + его признак»: «имя су ществительное + имя прилагательное», «имя существительное + имя существительное» (корзина с яблоками). • Роль имени существительного в предложении. Имя существительное в качестве подлежащего. Имя существительное в качестве дополнения. Дополнение прямое и косвенное. Имя существительное в качестве определения (ознакомление). Имя существительное в качестве обстоятельства. Имя существительное в качестве сказуемого. Составное именное сказуемое (ознакомление). Тире между подлежащим и сказуемым. Интонационное оформле ние предложений с именем существительным в качестве сказуемого. • Текст. Текстообразующая роль имен существительных. |
8 | Местоимения-существительные в языке и речи | 20 | 4 | 3 | • Местоимение как часть речи. Разряды местоимений (ознакомление). • Морфологические признаки местоимений, указывающих на предмет (местоимений-существительных). Личные местоимения. Склонение личных местоимений. Буква в в личных местоимениях 3-го лица после предлогов. Лицо местоиме ний. Род личных местоимений. Число личных местоимений. Возвратное местоимение себя. Склонение возвратного местоиме ния. Вопросительно-относительные местоимения кто, что. Склонение местоимений кто, что. Неопределенные местоимения кто-то, некто, что-то, нечто, что-нибудь и др. Склонение неопределенных местоимений. Право писание не- в неопределенных местоимениях. Дефис в неопределен ных местоимениях. Отрицательные местоимения никто, ничто, некого, нечего. Склонение отрицательных местоимений. Слитное и раздельное напи сание не- и ни- в отрицательных местоимениях. Различение на пись ме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях. • Роль местоимений-существительных в предложении. Местоимения в тексте. |
9 | Глагол в языке и речи | 47 | 8 | 8 | • Глагол как часть речи. Лексическое значение глаголов. • Общее грамматическое значение глагола. Основные способы словообразования глаголов. • Морфологические признаки глагола. Постоянные и непостоянные признаки. Неопределенная форма глагола. Переходность/непереходность, возвратность/невозвратность. Вид глагола. Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-), -ыва- (-ива-). Буквы е и и в корнях с чередованием. Буквы а и о в корне -кас- - -кос-. Лексическое значение глаголов разных видов. Способы образования видовых пар: суффиксальный, приставоч ный. Спряжение. I и II спряжение. Разноспрягаемые глаголы. Правописание гласных в безударных личных окончаниях глагола. Наклонение. Способы образования форм наклонения. Раздельное написание частицы бы(б) с глаголом в условном на клонении. Буквы ъ и и в глаголах повелительного наклонения. Настоящее и будущее время глагола. Лицо и число. Прошедшее время глагола. Род. Способы образования форм времени. Основа настоящего/будуще го времени. Правописание гласных перед суффиксом -л- в форме прошедшего времени. Безличные глаголы. • Глагол в предложении. Роль глагола в предложении. Простое и составное глагольное ска зуемое (ознакомление). • Глагол в тексте. Глагол в художественном тексте. Развитие речи. • Взаимодействие типов речи. Подробное изложение художественного текста-повествования с элементами описания. Сочинение-рассказ о случае из жизни. • Текст-рассуждение. Сочинение-рассуждение. |
10 | Повторение изученного в 5 классе | 5 | • Повторение пройденного в 5-м классе. | ||
Итого | 204 |
Учебно-тематическое планирование
№ | Название урока, темы | Кол-во часов | ОУ (предметные) | Форма урока | Контроль | |
ЗУН | ОУУН | |||||
1 | Введение. Язык как средство общения. Нужно ли изучать русский язык? | 1 | Знать о функциях русского языка, уметь составлять устный план | Развивать монологич речь уч-ся | Пробл изложение с элем игры | Устные ответы |
2 РР | Текст. Типы речи. | 1 | Роль родного языка в духовной жизни человека. Красота и богатство русского языка | Развивать навыки работы с худ текстом | Опорная схема | Устные ответы |
3 | Основной курс. Повторение. (Слово и его звуковая оболочка 15 часов) Основные средства звуковой стороны речи: звуки речи, слог, ударение, интонация | 1 | Знать классификацию звуков речи, порядок фонетического разбора. Знать перечень фонетич. опознавательн. признаков орфограмм-букв | Развивать навыки восприятия звучащей речи, навыки конспектирования | Устные ответы | |
4 | Система гласных звуков: ударные и безударные гласные | 1 | Знать классификацию звуков речи, порядок фонетического разбора. Знать перечень фонетич. опознавательн. признаков орфограмм-букв | Развивать навыки восприятия звучащей речи, навыки конспектирования | Устные ответы | |
5 | Система согласных звуков: звонкие и глухие (парные и непарные) согласные | 1 | Углубить сведения, полученные в нач шк | Анализ классификац | Устные ответы | |
6 | Система согласных звуков: твердые и мягкие согласные (парные и непарные). Обозначение мягкости согласных на письме | 1 | Углубить сведения, полученные в нач шк | Анализ классификация | Устные ответы | |
7 | Изменение звуков в речевом потоке. Алфавит. | 1 | Обозначение звуков на письме. | Анализ звучащей речи | Устные ответы | |
8 РР | Описание. Подр. изложение. М. Пришвин. «Осенние дни» | 1 | Вторичные тексты. Подробное изложение | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Изложение |
9 | Соотношение звука и буквы. Двойная роль букв е, ё, ю, я | 1 | Углубить сведения, полученные в нач шк. Совершенствов. навыки фонетического р-ра | Анализ звучащей речи | Урок-практикум | Фонетич. разбор |
10 | Опознавательные признаки орфограммы. Условия выбора орфограммы. | 1 | Продолжить формир-е понятия орфограммы | Синтез классификация | Урок-практикум | Устные ответы |
11 | Соблюдение основных орфографических норм. Орфографический словарь | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Работа с учебной литературой | Лаборат урок | Устные ответы |
12 | Нормы произношения слов и интонирования предложений. Орфоэпический словарь | 1 | Основные орфоэпические нормы русс литер языка. Вклад В.К. Тредиаковского в развитие отечественной фонетики и орфоэпии | Анализ звучащей речи | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
13 | Правописание гласных и согласных в составе морфем. Орфограмма – буквы о-ё после шипящих в корне слова | 1 | Развивать умения находить слова с изученной орфограммой | Анализ звучащей речи | Урок-практикум | Слов. диктант |
14 РР | Подготовка к соч-описанию пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 | Особенности текста-описания: строение, язык | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
15 РР | Соч-описание пейзажа по картине И.И. Левитана «Золотая осень» | 1 | Особенности текста-описания: строение, язык | Синтез классификация | Урок творчества | Сочинение |
16 | Входной контроль. Диктант №1 по теме “Слово и его звуковая оболочка” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Самост работа | Диктант |
17 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Слово и его звуковая оболочка” | 1 | Повторение по теме “Слово и его звуковая оболочка” | систематизац | РНО | Устные ответы |
Слово и его лексическое значение. 38 часов. | ||||||
18 | Лексическое значение слова (способы его толкования) | 1 | Что изучает лексика? Активный и пассивный словарный запас | Работа с учебной литературой и словарём | Устные ответы | |
19 | Основные лингвистические словари. Толковый словарь. | 1 | Вклад В.И. Даля в развитие русской лексики и лексографии | Работа с учебной литературой и словарём | Лаборат урок | Устные ответы |
20 | Однозначные и многозначные слова; прямое и переносное значение. | 1 | Многозначность слова. Как отличить омонимы от многозн слова | Работа с учебной литературой и словарём | Лаборат урок | Устные ответы |
21 | Омонимы. Многозначные слова и омонимы | 1 | Основные лексические нормы современного рус литерат языка. | Работа с учебной литературой и словарём | Лаборат урок | Устные ответы |
22 | Синонимы. Словарь синонимов | 1 | Расширять словарн запас уч-ся. Углубить понятие нормы | Работа с учебной литературой и словарём | Лаборат урок | Устные ответы |
23 | Стилистически окрашенная лексика русского языка | 1 | Лексика с т.зр. стилистич окраски | Работа с учебной литературой и словарём | ИКТ | Устные ответы |
24 | Антонимы. Словарь антонимов | 1 | Анализ выразительной роли антонимов в худ речи | Работа с учебной литературой и словарём | Лаборат урок | Устные ответы |
25 РР | Подготовка к соч-описан. по личным впечатл на тему «Осенний лес». Упр. 49,50 | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Простой план | Навыки выступления перед аудиторией | Урок творчества | Устные ответы |
26 РР | Соч-описан. по личным впечатл на тему «Осенний лес». Упр. 49,50 | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению | Систематизац (план) | Урок творчества | Сочинение |
27 | Морфема – минимальная значимая единица языка | 1 | Знать понятие морфемы, уметь различать слова с омонимичными корнями | Анализ обобщение | Устные ответы | |
28 | Проверяемые и непроверяемые безуд гласные в корне слова | 1 | Формировать орфогр навыки | Наблюдение анализ | Метод опорных схем | Устные ответы |
29 | Проверяемые и непроверяемые безуд гласные в корне слова | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение анализ | Урок с элем игры | Словар. диктант |
30 | Основа слова | 1 | Знать определение основы слова, уметь находить основу слова | Систематизац. классификация | Устные ответы | |
31 | Виды морфем: корень как основной носитель лексического значения слова | 1 | Закрепить навык морфемного анализа слова | Систематизац. классификация | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
32 | Чередование звуков в морфемах | 1 | Уметь выделять корни с чередующимися гл и согл | Наблюдение анализ | Устные ответы | |
33 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных в корне, проверяемых ударением | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Систематизац. классификация | Устные ответы | |
34 | Виды морфем: корень. Правописание безударных гласных, не проверяемых ударением. | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение анализ | Работа проблемных групп по информац листам | Разбор по составу |
35 | Чередование гласных звуков о//а в корнях: -лаг- - -лож- | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Систематизац. классификация | урок проблемн изложения материала | Словар. диктант |
36 | Чередование гласных звуков о//а в корнях: -рос - -раст- (-ращ-) | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Систематизац. классификация | ИКТ | Словар. диктант | |
37 | Чередование гласных звуков о//а в корнях: -гар- - -гор- | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Систематизац. классификация | ИКТ | Словарн. диктант |
38 | Свободный диктант (обуч) | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Самост работа | Диктант | |
39 | Чередование гласных звуков о//а в корнях: -зар- - -зор-. | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение анализ | Урок с элем игры («Слабое звено») | Словарн. диктвнт |
40 | Свободный диктант (контр) | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Урок творчества | Диктант |
41 | Зачёт по теме «Черед гл в корне слова» | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Самост работа | Зачет |
42 | Виды морфем: приставка. Значения приставок. Гласные и согласные в приставках, кроме приставок на -з (-с) | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Словарн. диктант |
43 | Виды морфем: приставка. Буквы е, и в приставках пре-, при- | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Работа в парах по информац листам | Словарн. диктант |
44 | Виды морфем: приставка. Буква з и с на конце приставок. | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Работа в парах по информац листам | Словарн. диктант |
45 | Резервный урок | 1 | ||||
46 | Зачёт по теме «Правописание приставок» | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Метод опорных схем | Зачет |
47 | Виды морфем: приставка. Быквы и, ы после приставок | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Словарн. диктант | |
48 | Виды морфем: суффикс. Значения суффиксов | 1 | Формир-ть умение находить суфф, определять их значение | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
49 | Основные способы образования слов: приставочный и суффиксальный | 1 | Формир-ть навыки сл-овообразовательного разбора | Сравнение сопоставление | Устные ответы | |
50 | Основные способы образования слов: приставочный и суффиксальный | 1 | Формир-ть навыки сл-овообразовательного разбора | Сравнение сопоставление | Урок с элем игры («Слабое звено») | Устные ответы |
51 | Основные способы образования слов. Сложные и сложносокращенные слова | 1 | Формир-ть навыки сл-овообразовательного разбора | Сравнение сопоставление | Метод опорных схем | Устные ответы |
52 | Применение знаний и умений по морфемике и словообразованию в практике правописания | 1 | Систематизация знаний по данному разделу. Закрепление навыков морфемного и сл-обр разбора | Систематизация обобщение | Словообр. разбор | |
53 | Диктант №2 по теме “Морфемика” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Диктант | |
54 РР | Сочинение-описание по опорным словам | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
55 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Морфемика” | 1 | Систематизация знаний по данному разделу. Закрепление навыков морфемного и сл-обр разбора | Самоорганизац самопроверка | РНО | |
Грамматическое значение слова (4 часа) | ||||||
56 | Система частей речи в русском языке. Окончание. Форма слова | 1 | Различать самост и служебные части речи. Критерии объединения слов в части речи | Наблюдение Анализ обобщение | Урок с элем игры («Правда ли…») | Устные ответы |
57 | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 1 | Морфологические признаки слов | Наблюдение Анализ обобщение | Метод опорных схем | Устные ответы |
58 | Самостоятельные части речи, их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическая роль | 1 | Различать самост и служебные части речи. Критерии объединения слов в части речи | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
59 | Служебные части речи | 1 | Различать самост и служебные части речи. Критерии объединения слов в части речи | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
Слово в предложении (25 час) | ||||||
60 | Слово в словосочетании и предложении | 1 | Грамматическая (предикаитвная) основа предложения | Наблюдение Составление опорной схемы | ИКТ Метод опорных схем | Устные ответы |
61 | Слово как член предложения. Главные члены предложения | 1 | Синтаксическая роль слова | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
62 | Второстепенные члены предложения и способы их выражения. Определение | 1 | Синтаксические связи слов в словосочетании и предложении | Наблюдение Составление опорной схемы | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
63 | Второстепенные члены предложения: дополнение | 1 | Уметь находить второст чл предложения | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
64 | Второстепенные члены предложения:обстоятельство. Виды обстоятельств | 1 | Уметь находить второст чл предложения | Наблюдение Составление опорной схемы | Урок с элем игры («Слабое звено») | Устные ответы |
65 | Однородные члены предложения | 1 | Роль знаков препинания в письменной речи | Наблюдение Анализ обобщение | ИКТ Метод опорных схем | Устные ответы |
66 | Однородные члены предложения. Тест 1 | 1 | Уметь находить однородн чл предложения. Интонирование. | Наблюдение Анализ обобщение | ИКТ Метод опорных схем | Тест |
67 | Предложения с обощающими словами предложения при однородных членах предложения | 1 | Уметь находить однородн чл предложения. Интонирование. | Наблюдение Составление опорной схемы | ИКТ Метод опорных схем | Устные ответы |
68 | Предложения с обобщающими словами предложения при однородных членах предложения | 1 | Уметь находить однородн чл предложения. Интонирование. Пунктуацион. навыки | Наблюдение Составление опорной схемы | Метод опорных схем | Устные ответы |
69 | Обращение | 1 | Уметь находить предложения с обращением. Интонирование. | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
70 РР | Свободный диктант | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Урок творчества | Диктант |
71 | Обращение | 1 | Уметь находить предложения с обращением. Интонирование. | Наблюдение Анализ | Устные ответы | |
72 | Вводные слова | 1 | Знать разряды ВС по значению. Формировать пунктуац навыки | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
73 | Вводные слова | 1 | Знать разряды ВС по значению. Формировать пунктуац навыки | Наблюдение Анализ обобщение | Урок с элем игры (викторина) | Устные ответы |
74 | Синтаксический разбор простого предложения | 1 | Предл-я двусоставн- односоставн, распростр- нераспростр, полные и неполные. | Наблюдение Составление опорной схемы | Работа проблемных групп по информац листам | Синтак. разбор |
75 | Сложные предложения | 1 | Продолжить формир-е понятия «сложное пр-е». Продолжить формир-е у пунктуац умений | Наблюдение Составление опорной схемы | Проблемн изложен материала | Устные ответы |
76 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Совершенствовать навык синтаксического разбора сложного пр-я | Систематизац обобщение | ИКТ Самост работа | Синтак. разбор |
77 РР | Подробное изложение текста-повествования. «Арбат» | 1 | Углубление речеведческих понятий: тема, идея. | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Изложение |
78 | Зачет по теме “Слово в предложении” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | ИКТ Самост работа | Зачет |
79 | Сложносочиненные предложения | 1 | Средства связи частей сложного предложения | Наблюдение Составление опорной схемы | Проблемн изложен материала | Устные ответы |
80 | Бессоюзные предложения | 1 | Средства связи частей сложного предложения | Наблюдение Составление опорной схемы | Проблемн изложен материала | Устные ответы |
81 РР | Свободный диктант | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Урок творчества | Диктант |
82 | Сложноподчинен. предолжения. Подготовка к диктанту | 1 | Союзная связь | Систематизац обобщение | Устные ответы | |
83 | Диктант №3 по теме «Слово в предложении» | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Диктант | |
84 | Анализ диктанта. Повторение оп теме “Слово в предложении” | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизация обобщение | Устные ответы | |
Слово в тексте (8 часов) | ||||||
85 | Текст. Художественный и научный текст | 1 | Функциональные стили речи | Наблюдение сравнение | Устные ответы | |
86 РР | Подготовка в подробному изложению художественного текста-описания. М. Пришвин «Старый дед» | 1 | Совершенствование навыков подробного изложения худ текста. Составление плана. | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
87 РР | Подробное изложение художественного текста-описания. М.Пришвин «Старый дед» | 1 | Совершенствование навыков подробного изложения худ текста | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Изложение |
88 РР | Учебно-научный текст. Изучающее чтение | 1 | Ознакомительн. и изучающее чтение | Навыки чтения | Урок творчества | Устные ответы |
89 РР | Монологическая и диалогическая речь. Знаки препинания при оформлении диалога и монолога | 1 | Формирование навыков монологич и диалогич речи | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества с элемент риторики Работа в группах | Устные ответы |
90 РР | Нейтральные и стилистически окрашенные слова. Разговорный стиль | 1 | Углубление понятия стиля. Стилистически окрашенная лексика | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
91 РР | Подробное изложение текста, включающего диалог | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Урок творчества | Изложение |
92 РР | Сочинение-повествоание с элементами описания на тему «Маленькое путешествие» | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Простой план. Сложный план | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества с элем риторики | Сочинение |
Имя существительное в языке и речи (40 час) | ||||||
93 | Имя существительное как часть речи. Лексическое и общее грамматическое значения имени существительного | 1 | Формир-ть умение различать части речи по наличию у слова определ признаков | Наблюдение Анализ обобщение | Урок с элем игры | Устные ответы |
94 | Способы образования имен существительных | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Наблюдение Анализ обобщение | Словообр. разбор | |
95 | Рубежный контроль | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Контрольная работа | |
96 | Способы образования имен существительных | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизац обобщение | Метод опорных схем | Устные ответы |
97 | Гласные в суффиксах имен существительных -ек, -ик | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Урок с элем игры | Устные ответы |
98 | Буквы ч и щ в суффиксе имен существительных -чик (-щик) | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Словарн. диктант | |
99 | Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Словарн. диктант |
100 | Буквы о/е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имен существительных. Тест 2 | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Тест | |
101 | Имена существительные собственные/нарицательные | 1 | Формировать умение различать имена собств и нариц | Навыки и умения самостоят работы | Урок с элем игры | Устные ответы |
102 | Большая буква в именах собственных; выделение имен собственных кавычками | 1 | Формировать орфогр навыки | Навыки и умения самостоят работы | Устные ответы | |
103 | Имена существительные одушевленные/неодушевленные | 1 | Формировать умение различать имена сущ собств и нариц | Навыки и умения самостоят работы | Устные ответы | |
104 | Род имен существительных | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме в нач школе | Навыки и умения самостоят работы | Устные ответы | |
105 | Имена существительные общего рода | 1 | Формировать умение находить имена сущ общего рода | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
106 | Имена существительные общего рода | 1 | Нормы согласования имён сущ общего рода | Наблюдение Анализ обобщение | Модульный урок | Устные ответы |
107 | Число имен существительных. Нормы образования и употребления форм числа имен существительных | 1 | Нормы образования и употребления форм числа имен существительных | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
108 | Имена существительные, которые имеют форму только единственного числа | 1 | Нормы образования и употребления форм числа имен существительн. | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
109 РР | Подготовка к сочинению-описанию по картине И.И. Шишкина “Сосны, освещенные солнцем” | 1 | Особенности текста-описания. Сложный план | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
110 РР | Сочинение-описание по картине И.И. Шишкина “Сосны, освещенные солнцем” | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
111 | Диктант №4 по теме «Имя сущ» | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Диктант | |
112 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Имя существительное” | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизация обобщение | Устные ответы | |
113 РР | Анализ сочинения | 1 | Редактирование. Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества (редактирования и совершенствования написан) | Устные ответы |
114 | Падеж. Склонение имен существительных | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизация обобщение | Дифференциров. | Устные ответы |
115 | Разносклоняемые имена существительные | 1 | Формировать орфогр навыки | Наблюдение Составление опорной схемы | Устные ответы | |
116 | Несклоняемые имена существительные. Род несклоняемых имен существительных | 1 | Нормы согласования Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление опорной схемы | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
117 РР | Сочинение-миниатюра с использованием несклоняемых имен существительных. Упр.414 | 1 | Текст-повествование «Моё утро», «Дорога в лес» и т.д. | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
118 | Буквы е, и в падежных окончаниях имен существительных. | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление опорной схемы | Модульный урок | Устные ответы |
119 | Особенности склонения имен существительных на -ия, -ий, -ие. Тест 3 | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление опорной схемы | Тест | |
120 | Имя существительное как член предожения. Подлежащее | 1 | Имя существительн. в качестве подлежащего | Наблюдение Анализ обобщение | Дифференц ИКТ | Устные ответы |
121 | Имя существительное в роли дополнения. Прямое и косвенное дополнение | 1 | Однородн дополнения. Знаки препинания при однор-х дополнениях | Наблюдение Анализ обобщение | Дифференц ИКТ | Устные ответы |
122 | Имя существительное в роли определения | 1 | Ознакомительный материал | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
123 | Имя существительное в роли обстоятельства | 1 | Синтаксическая роль существит | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Синтакс. разбор |
124 | Резервный урок | 1 | ||||
125 | Различение дополнений и обстоятельств, выраженных именами существительными | 1 | Синтаксический разбор | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
126 | Имя существительное в роли сказуемого. Составное именное сказуемое | 1 | Знать определение сост именного сказуемого, «видеть» его в тексте | Наблюдение Составление опорной схемы | Метод опорных схем | Устные ответы |
127 | Тире между подлжеащим и сказуемым. Словарный диктант | 1 | Знать об условии постановки тире между подлеж и сказуемым | Наблюдение Составление опорной схемы | ИКТ Метод опорных схем | Устные ответы |
128 | Морфологический разбор имени существительного | 1 | Знать порядок морфологич р-ра сущ | Систематизац обобщение | Дифференцир ИКТ | Морф. разбор |
129 | Имена существительные в тексте | 1 | Роль сущ в худ тексте | Систематизац обобщение | Устные ответы | |
130 РР | Подготовка к подробному изложению текста-повествования с элементами описания | 1 | Совершенствов. навыки устной и письменной речи | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
131 РР | Подробное изложение текста-повествования с элементами описания | 1 | Совершенствовать навыки устной и письменной речи | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Изложение |
132 РР | Сочинение-рассказ о случае из своей жизни | 1 | Совершенствов. навыки устной и письменной речи | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества с элем риторики | Сочинение |
Местоимения-существительные в языке и речи (20 часов) | ||||||
133 | Местоимение как часть речи. Разряды местоимений | 1 | Морфологические признаки местоим | Систематизация обобщение | ИКТ | Устные ответы |
134 | Местоимения-существительные. Личные местоимения-существительные | 1 | Морфологическ. признаки местоим Разряды местоим | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
135 | Возвратное местоимение-существительное себя | 1 | Морфологическ. признаки местоим Разряды местоим | Наблюдение Анализ обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
136 РР | Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных. Упр.520 | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Сложный и простой план | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
137 | Вопросительные местоимения-существительные что и кто | 1 | Морфологическ. признаки местоим Разряды местоим | Наблюдение Анализ обобщение | ИКТ | Устные ответы |
138 | Неопределенные местоимения-существительные | 1 | Морфологическ.признаки местоим Разряды местоим | Наблюдение Анализ обобщение | Устные ответы | |
139 | Слитное написание приставки не в неопределенных местоимениях-существит | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Модульный урок | Устные ответы |
140 | Дефисное написание неопределенных местоимений-существительных | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Анализ обобщение | Дифференцир ИКТ | Слов. диктант |
141 | Отрицательные местоимения-существительные | 1 | Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Наблюдение Анализ обобщение | ИКТ | Устные ответы |
142 | Зачёт по теме «Правописание мест» | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Урок-игра | Зачет |
143 | Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Сравнение Лингвистический эксперимент | ИКТ | Устные ответы |
144 | Различение на письме приставок не- и ни- в отрицательных местоимениях-существительных | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление алгоритма | Дифференцир ИКТ | Словарн. диктант |
145 | Роль местоимений-существительных в предложении. Тест 4 | 1 | Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Сравнение Лингвистическэксперимент | Лаборат работа | Тест |
146 | Морфологический разбор местоимений-существительных. Подготовка к диктанту | 1 | Знать порядок морфологич р-ра местоимения | Наблюдение Составление алгоритма | Морф. разбор | |
147 | Морфологический разбор местоимений-существительных. Подготовка к диктанту | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизац обобщение | Модульный урок | |
148 | Диктант №5 по теме “Правописание местоимений-существительных” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Самостоят работа | Диктант |
149 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Правописание местоимений-существительных” | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Анализ Систематизац обобщение | Самостоят работа | Устные ответы |
150 | Местоимения-существительные в тексте | 1 | Роль местоим-сущ в тексте | Систематизац обобщение | Урок-игра | Устные ответы |
151 РР | Творческое списывание с выбором слов из ряда данных. В. Драгунский «Белые амадины» | 1 | Редактирование. Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества Работа в парах | Списывание |
152 РР | Сочинение-повествование с использованием местоимений-существительных. Упр.520 | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
Глагол в языке и речи (47 часа) | ||||||
153 | Лексическое значение глагола. | 1 | Тематические группы глаголов | Анализ Систематизац. обобщение | Урок-практикум | Устные ответы |
154 РР | Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов звучания | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
155 РР | Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Д. Поленова “Московский дворик” | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Сложный и простой план | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
156 РР | Сочинение-описание по картине В.Д. Поленова “Московский дворик” | 1 | Редактирование. Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
157 | Глагол как часть речи. Морфологические признаки глагола | 1 | Знать морфологические признаки глагола, «видеть» глагол в тексте | Анализ Систематизация обобщение | Урок-практикум | Устные ответы |
158 | Способы образования глаголов (суффиксальный, приставочный, приставочно-суффиксальный) | 1 | Формировать навыки морфемного и сл-обр анализа глаголов | Наблюдение Составление алгоритма | Урок-практикум | Словооб. разбор |
159 | Глаголы переходные и непереходные | 1 | Знать признаки перех-неперех глаголов | Сравнение Лингвистический эксперимент | Урок-практикум | Устные ответы |
160 | Возвратные глаголы. Исправление неправильно построенных предложений с возвратными глаголами | 1 | Нормы лексической и грамматической сочетаемости глаголов | Анализ Редактирован. | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
161 | Вид глагола. Видовые пары | 1 | Способы образования видовых пар глаголов | Сравнение Лингвистический эксперимент | Устные ответы | |
162 | Резервный урок | 1 | ||||
163 РР | Сочинение-миниатюра повествовательного характера с использованием глаголов соверш и несовершенного вида | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Сложный и простой план | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
164 | Гласные в суффиксах глаголов -ова- (-ева-) и -ыва- (-ива-) | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление алгоритма | Урок-исследован. | Устные ответы |
165 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление алгоритма | Урок-исследован. | Устные ответы |
166 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение Составление алгоритма | Дифференцир | Устные ответы |
167 | Буквы е-и в корнях с чередованием | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Анализ сравнение | Урок-практикум | Словар. диктант |
168 | Буквы о-а в корне -кос- - -кас- | 1 | Формировать орфогр навыки | Анализ сравнение | Урок-практикум | Устные ответы |
169 | Буквы о-а в корне -кос- - -кас- | 1 | Формировать орфогр навыки | Анализ сравнение | Словарн. диктант | |
170 | Спряжение глаголов. Тест 5 | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме в нач школе | Составление алгоритма | Модульный урок | Тест |
171 | Разноспрягаемые глаголы. Подготовка к диктанту | 1 | Формировать орфогр навыки | Составление алгоритма | Устные ответы | |
172 | Диктант №6 по теме “Глагол” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизация самопроверка | Диктант | |
173 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Глагол” | 1 | Редактирование. Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Анализ Систематизац обобщение | Дифференцир | Устные ответы |
174 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | 1 | Формировать орфогр навыки | Лингвистическ эксперимент. Прогнозирование | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
175 | Правописание гласных в безударных личных окончаниях глаголов | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Лингвистический эксперимент Прогнозирование | Словарн. диктант | |
176 РР | Составление рассказа по опорным словосочетаниям | 1 | Сбор и систематизация материала к сочинению. Сложный и простой план | Анализ сравнение | Урок творчества (работа в парах) | Устные ответы |
177 | Наклонение глагола. Изъявительное наклонение глагола | 1 | Уметь определять наклонение глагола | Лингвистический эксперимент Прогнозирование | Устные ответы | |
178 | Изъявительное наклонение глагола | 1 | Уметь определять наклонение глагола | Лингвистический эксперимент Прогнозирование | Лаборат работа | Устные ответы |
179 | Повелительное наклонение глагола | 1 | Уметь определять наклонение глагола | Лингвистический эксперимент Прогнозирование | Урок-практикум | Устные ответы |
180 | Повторим орфографию | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Обобщение систематизац | Дифференцир | Устные ответы |
181 | Правописание глагола в форме повелительного наклонения | 1 | Формировать орфогр навыки | Наблюдение систематизац | Урок-практикум | Устные ответы |
182 | Правописание глагола в форме повелительного наклонения. Свободный диктант | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Лингвистический эксперимент | Урок-практикум | Диктант |
183 РР | Сочинение-рассуждение | 1 | Особенности соч-рассужд. Сбор и систематизация материала к сочинению. | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
184 | Время глагола. Настоящее и будущее время глагола | 1 | Уметь определять время глагола | Наблюдение обобщение | Лаборат работа | Устные ответы |
185 | Лицо и число глагола | 1 | Категория лица и числа глагола | Наблюдение обобщение | Устные ответы | |
186 | Прошедшее время глагола. Род | 1 | Постоянные и непостоянные морфологическ признаки глагола | Навыки и умения самостоят работы | Урок-исследован. | Устные ответы |
187 | Гласные буквы перед суффиксом -л- в глаголах прошедшего времени. Свободный диктант | 1 | Формировать орфогр навыки Развитие умения графически объяснять условия выбора орфограммы | Наблюдение обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Диктант |
188 | Безличные глаголы | 1 | Знать морфологическ.признаки безл глагола, «видеть» безл глагол в тексте | Лингвистический эксперимент | Урок-исследован. | Устные ответы |
189 | Безличные глаголы. Тест 6 | 1 | Знать морфологические признаки безл глагола, «видеть» безл глагол в тексте | Лингвистический эксперимент | Тест | |
190 | Глагол как член предложения. Сказуемое | 1 | Совершенствовать навыки синтаксич разбора | Наблюдение обобщение | Устные ответы | |
191 | Личные и безличные глаголы в роли сказуемого | 1 | Совершенствов. навыки синтаксич разбора | Наблюдение обобщение | Дифференцир Урок-исследован. | Устные ответы |
192 РР | Сочинение-рассуждение в научном стиле “Богатство и выразительность глаголов в русском языке” | 1 | Особенности соч-рассужд. Сбор и систематизация материала к сочинению. | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Сочинение |
193 | Простое глагольное и составное глагольное сказуемое | 1 | Совершенствовать навыки синтаксич разбора | Наблюдение обобщение | Работа проблемных групп по информац листам | Устные ответы |
194 | Морфологический разбор глагола | 1 | Знать порядок морфологич р-ра глагола | Анализ Систематизац. обобщение | Устные ответы | |
195 | Морфологический разбор глагола | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Навыки и умения самостоят работы | Модульный урок | Морф. разбор |
196 | Глаголы в тексте. Подготовка к диктанту | 1 | Роль глагола в худож тексте | Наблюдение обобщение | Урок-игра | Устные ответы |
197 РР | Анализ сочинения. Комплексный анализ текста | 1 | Редактирование. Углубление понятия грамматич и синтаксич нормы | Развитие навыков устной и письменной речи | Урок творчества | Устные ответы |
198 | Итоговый контроль. Диктант №7 по теме “Глагол” | 1 | Контроль ЗУН | Самоорганизац самопроверка | Диктант | |
199 | Анализ диктанта. Повторение по теме “Глагол” | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Навыки и умения самостоят работы | ИКТ Дифференцир | Устные ответы |
200 | Повторение синтаксиса и пунктуации | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Анализ Систематизац. | ИКТ Дифференцир | Синт. разбор |
201 | Повторение синтаксиса и пунктуации. Свободный диктант | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизац. обобщение | Диктант | |
202 | Поворение морфологии. | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Наблюдение обобщение | Урок-игра | Морф. разбор |
203 | Повторение фонетики, состава слова и словообразования | 1 | Систематизация и обобщение изученного по теме | Систематизац. обобщение | Урок-игра | Фонетич. разбор |
204 | Резервный урок | 1 |
Учебно-методическое обеспечение.
Печатные пособия.
- Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 5 класса.
- Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ. Основная школа. Старшая школа \Под научн. Ред. Д.И.Фельдштейна.- М.: Баласс, 2010.
- Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучёва И.В. Русский язык: Учебник для 5 класса основной школы / Под научн. ред. акад. РАО А.А. Леонтьева.-Изд.3-е., перераб.- М.: Баласс, 2007.
Мультимедийные пособия.
1. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов. Кирилл и Мефодий
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида
Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 10 Ф (физико-математический профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час Составлена в соответствии с ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языку Класс – 11 Е (естественнонаучный профиль)
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по русскому языкуКласс – 11 Е ( естественнонаучный профиль) , Всего часов на учебный год – 34;Количество часов в неделю - 1 час;Составлена в соответствии с уч...
Пояснительная записка к рабочей программе. Предмет: русский язык. Класс: 6.УМК: Львова С.И. Пояснительная записка
Пояснительная записка к рабочей программе включает цели и задачи освоения курса, содержание курса, тематическое планирование, ЭОР, методическое обеспечение....
Рабочая программа по русскому языку класс по программе Ладыженской Т.А. и К.Т.П.
класс.Рабочая программа составленана основе программы Т.А, Ладыденской. и К.Т.П....
Рабочая программа по русскому языку 5 класс Разумовская, рабочая программа по литературе 5 класс Меркин, рабочая программа по русскому языку 6 класс разумовская
рабочая программа по русскому языку по учебнику Разумовской, Львова. пояснительная записка, календарно-тематическое планирование; рабочая программа по литературе 5 класс автор Меркин. рабочая программ...
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....