План работы педагога- психолога
материал по психологии

Валиахметова Татьяна Георгиевна

План работы педагога психолога с обучающимися с интеллектуальными нарушениями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_psihologa_22.docx44.15 КБ

Предварительный просмотр:

государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

Михайловская коррекционная  школа – интернат

для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Согласовано

Заместитель директора

_______/Архипова Л.Н../

 «___» _______2021 г.

«Утверждаю»

Директор

ГБОУ Михайловская КШИ

___________Г. Ф. Шишкина

План работы

педагога - психолога

на 2021 - 2022 учебный год

Педагог- психолог:  Валиахметова Татьяна Георгиевна

Цель: Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе, формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей).

Задачи:

  • выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
  • обеспечить успешную адаптацию к требованиям обучения и воспитания.
  • осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
  • обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
  • Оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса (ученики, родители, педагоги);
  • Социально-психологическое сопровождение обучающихся «группы риска»;
  • Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.

Основные направления деятельности:

  • Организационно-методическая работа;
  • Диагностическая работа;
  • Коррекционно-развивающая работа;
  • Профилактическая работа;
  • Консультативная и просветительская работа.

Диагностическая деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемые результаты

2.

Диагностика уровня актуального развития детей младшего школьного возраста

сентябрь

- выявление детей с низким уровнем развития познавательной сферы и «поведенческими» проблемами; формирование групп для коррекционно-развивающих и профилактических занятий

3.

Диагностика уровня актуального развития детей, находящихся на психологическом сопровождении  

декабрь, май  

- отслеживание динамики развития корректируемых показателей и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы психолога

4.

Определение уровня адаптации к школьному обучению (1,5 классы)

октябрь

- выявление дезадаптированных детей; составление рекомендаций для педагогов и воспитателей

5.

Диагностика уровня актуального развития и эмоционально-волевой сферы вновь прибывших детей

в течение года

- определение направлений воспитательной и психологической работы по адаптации к учреждению; выявление детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами

6.

Определение уровня тревожности 1-4 классы

октябрь, март

- отслеживание уровня психологического здоровья детей по школе; оценка эффективности проводимой воспитательной и психологической работы с тревожными детьми

7.

Изучение социально- бытовой адаптации обучающихся  9, 11 классов

ноябрь, май

- сбор материала для оказания консультативной помощи старшеклассникам при выборе профессии

8.

Диагностика в рамках ППК

в течение года

- представления на ППК;

9.

Диагностические срезы по запросу администрации, воспитателей, учителей

в течение года

- заключения, отчеты, рекомендации

10.

Изучение списка детей «группы риска»

сентябрь, октябрь

Получение информации для планирования работы

Коррекционно-развивающая деятельность

Направления работы

Используемые программы, формы, методы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Адаптация вновь принятых обучающихся к обучению в школе

Формы работы

 – групповые  и индивидуальные занятия;

- беседы, консультации с воспитателями и учителями

Используемые программы:

Программа адаптации «Я -школьник»

Программа адаптации первоклассников к школе «Я-первоклассник»

в течение года

- выработка общей стратегии по сохранению психологического здоровья первоклассников разными специалистами школы;

- адаптация первоклассников к школе, успешное решение возрастных задач обучения и развития;

-снижение уровня тревожности;

- участие ребенка в жизни класса, школы;

- усвоение новых требований

2.

Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения

Форма работы 

– групповые занятия и индивидуальное сопровождение.

сентябрь-апрель  

- реализация индивидуальных маршрутов сопровождения;

- положительная динамика развития корректируемых показателей;

- рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с трудностями в обучении

3.

Работа с детьми с поведенческими проблемами

Формы работы:

- индивидуальная, групповая, беседы с детьми, воспитателями и учителями, привлечение социального педагога и других специалистов.

Используемые программы:

● «Я учусь владеть собой» (подростковый возраст)

(на основе программ Хухлаевой О.В «Хочу быть успешным», Слободяник Н. «Я учусь владеть собой», Смирновой Е.Е. «Я познаю себя и учусь управлять собой);

● программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я»

сентябрь-май

по запросу классных руководителей

- стабилизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессивности);

- развитие навыков самоконтроля;

- положительные изменения в поведении ребенка (снижение количества жалоб и замечаний в адрес «проблемного ребенка»);

 - рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с поведенческими проблемами

5.

Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене

Формы работы

 - беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей

Цикл занятий по адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене («Тропинка к своему Я»).

сентябрь-ноябрь

- снижение  уровня тревожности;

- интерес и желание учиться;

- усвоение новых социальных требований

- активное участие в жизни класса, школы;

- рекомендации для учителей и воспитателей

6.

Психологическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников

Формы работы

 – групповые занятия;

- беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей

в течение года  

- формирование представлений о проф. деятельности; развитие проф. самосознания;

- формирование  внутренней готовности обучающихся к выбору учебного заведения, проф. деятельности

7.

Профилактическая работа (профилактика жестокого обращения и злоупотребления психоактивными веществами)

Программа «Тропинка к своему Я» (на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе и средней школе)

Программа профилактических занятий «Все цвета, кроме черного» (на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» х)

 по запросу классных руководителей

- развитие навыков конструктивного взаимодействия  и разрешения конфликтов;

- формирование сплоченности в детском коллективе

8.

Проведение профилактических и развивающих мероприятий по запросу педагогов и администрации

в течение года

-

Консультативная деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

1.

Подбор литературы и консультирование педагогического коллектива:

- по вопросам разработки воспитательных программ и мероприятий;

- по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия с конкретными обучающимися;

-по результатам диагностик;

- по вопросам конфликтных отношений между участниками образовательного процесса: ребенок-учитель, учитель-учитель, родитель-учитель

в течение года

- решение заявленных  проблем;

- повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива

2.

Консультирование учащихся (в том числе профконсультации)

в течение года

- обучение детей навыкам самопознания, саморегуляции, конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми

Просветительская деятельность

Направления работы

Сроки выполнения

Предполагаемый результат

Работа с педагогами в рамках педагогических советов и методических объединений

1.

«Особенности индивидуального сопровождения воспитанников школы-интерната». Особенности работы с вновь прибывшими детьми»

октябрь

Повешение уровня психологической культуры и компетентности педагогов в вопросах, связанных с организацией обучения и воспитания  детей в условиях учреждения интернатного типа.

3.

«Особенности адаптации учащихся 1 и 5 класса к обучению в школе»

октябрь

4.

«Психологические особенности младшего школьного возраста. Результаты диагностики, рекомендации  по работе с детьми с трудностями в обучении и поведенческими проблемами»

октябрь

5.

«Суицид в детской и подростковой среде: меры профилактики и предупреждения»

декабрь

6.

Психологические особенности детей младшего и старшего подросткового возраста. Результаты диагностики мотивационной сферы, рекомендации для педагогов».

январь

Работа с родителями

7.

Родительское собрание «Психологический климат в семье».

8.

Как преодолеть проблемы в общении с детьми

9.

Памятка для родителей

Работа с педагогами

10.

«Профессиональное выгорание педагога. Способы профилактики»

май

11.

Как работать с агрессивным ребенком.

январь

12.

Как работать с гиперактивным ребенком.

февраль

Оформление информационных стендов

1.

Информационный стенд «10 декабря – Международный день прав человека»

декабрь

2.

«Неделя социально- психологической службы»

февраль

3.

Информационный стенд «Жизнь прекрасна»

апрель

Работа в составе ППК

Цель:  обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

 №

Содержание работы по направлениям сопровождения

Сроки

1.

 Сбор информации, наблюдение за обучающимися на уроках, переменах.

Выявление особых образовательных потребностей с учетом запросов педагогов и индивидуальных особенностей учащихся.

 Сентябрь

2.

Изучение  особенностей  развития  эмоционально-личностной   сферы.

Диагностика познавательных процессов.

Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования.

Октябрь

 

3.

Беседа с классными руководителями по итогам диагностики.

Беседа с родителями по итогам диагностики.

Ноябрь

4.

Изучение микроклимата в классном коллективе, положение (статус) детей данной категории.

Декабрь 

5.

Участие в заседании школьного ПМПк с целью обсуждения результатов диагностики уровня актуального развития обучающихся и составления индивидуальных планов их развития

В течение года 

6.

Диагностика школьных трудностей обучающихся.

Февраль

7.

Итоговая  диагностика   самооценки детей с ОВЗ, познавательной сферы; эмоционально-личностной сферы.

Апрель 

8.

Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ)

В течение года

 

Профилактическая работа с детьми «группы риска»

Содержание

Формы и методы

Организационно- методическая работа

Создание базы данных, путем заполнения карт учета несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении

Диагностическая работа

Изучение личностных особенностей

Изучение межличностных отношений

Детско- родительские отношения глазами детей (проектный рисунок)

Диагностика вредных привычек (анонимное анкетирование)

Консультативная работа с обучающимися

Индивидуальные профилактические беседы с подростками.

- «Культура общения»;

- «Ответственность за проступки»;

- «Умей сказать «нет»;

- «Шутки или хулиганство».

Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций

Занятия по коррекции агрессивного поведения

Реализация программы « Путь к себе»

Работа с родителями

Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей:

- «Права и обязанности семьи»;

- «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений»;

- «Десять ошибок в воспитании, которые не нужно совершать»,;

- «Взаимотношения в семье -отражение в ребенке»

 

Психологическая помощь обучающимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам

Содержание

Формы и методы

Сроки проведения

Предполагаемый результат

1. Коррекционно-развивающая работа.

1. Тренинговое занятие: «Психологическая подготовка к экзаменам»

март

Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы.

2. Классный час

апрель

2. Консультативная работа

с обучающимися.

Индивидуальные и групповые консультации.

в течение года

Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок.

3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах.

2.Индивидуальное консультирование родителей обучающихся.

апрель-май

Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.

 

3.Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки обучающихся к экзаменам.

в течение года

 

План профилактической работы с детьми и подростками, склонными

к суицидальному поведению

Цель: создание системы социальных, психолого-педагогических, правовых мер направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих суициду, наркомании, жестокому обращению с несовершеннолетними.

п/п

Название или форма мероприятия

Срок исполнения

1

Наблюдение и своевременное выявление детей группы риска по суицидальному поведению.

В течение года

2

Круглый стол для учителей, классных руководителей: «Первичная профилактика группы риска по суицидальному поведению».

Каждое полугодие

3

Спортивные соревнования с вовлечением детей группы риска 

Каждую четверть

4

Проведение уроков: « Моя жизнь – мой выбор» 5-11 классы

«Я учусь творить свое здоровье» 1-4 классы

В течение года

5

Организация и проведение коллективных творческих дел с вовлечением детей  группы риска.

В течение года

6

Беседа «Если тебе сложно, попроси о помощи!»

май

7

     

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы педагога - психолога

     ПЛАН РАБОТЫПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАНА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД....

План работы педагога-психолога по подготовке учащихся к ЕГЭ

В плане описано работа педагога-психолога по подготовке учащихся 11-х классов к сдаче единого государственного экзамена. План включает в себя: диагностику, коррекцию, просвещение педагогов и родителей...

Перспективный план работы педагога-психолога

Примерный вариант  анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...

Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г

План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....

План работы педагога-психолога

План работы педагога-психолога представляет собой мероприятие по всем основным видам деятельности в течение года...

План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год

План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год. Мбоу Маньковская Сош...

План работы педагога - психолога, журнал психолога на год

Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....