План работы педагога- психолога
материал по психологии
План работы педагога психолога с обучающимися с интеллектуальными нарушениями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_psihologa_22.docx | 44.15 КБ |
Предварительный просмотр:
государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Михайловская коррекционная школа – интернат
для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Согласовано Заместитель директора _______/Архипова Л.Н../ «___» _______2021 г. | «Утверждаю» Директор ГБОУ Михайловская КШИ ___________Г. Ф. Шишкина |
План работы
педагога - психолога
на 2021 - 2022 учебный год
Педагог- психолог: Валиахметова Татьяна Георгиевна
Цель: Осуществление психолого-педагогического сопровождения обучающихся на каждом возрастном этапе, формирование психологической компетентности участников образовательного процесса (обучающихся, учителей, родителей).
Задачи:
- выявлять особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленные особенностями их физического и (или) психического развития;
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
- обеспечить успешную адаптацию к требованиям обучения и воспитания.
- осуществлять индивидуально ориентированную психолого-медико-педагогическую помощь детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями ПМПК);
- обеспечить возможность детьми с ограниченными возможностями здоровья для успешной социализации;
- Оказание своевременной психологической помощи всем участникам образовательного процесса (ученики, родители, педагоги);
- Социально-психологическое сопровождение обучающихся «группы риска»;
- Психолого-педагогическое сопровождение образовательного процесса в условиях реализации ФГОС.
Основные направления деятельности:
- Организационно-методическая работа;
- Диагностическая работа;
- Коррекционно-развивающая работа;
- Профилактическая работа;
- Консультативная и просветительская работа.
Диагностическая деятельность
№ | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемые результаты |
2. | Диагностика уровня актуального развития детей младшего школьного возраста | сентябрь | - выявление детей с низким уровнем развития познавательной сферы и «поведенческими» проблемами; формирование групп для коррекционно-развивающих и профилактических занятий |
3. | Диагностика уровня актуального развития детей, находящихся на психологическом сопровождении | декабрь, май | - отслеживание динамики развития корректируемых показателей и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы психолога |
4. | Определение уровня адаптации к школьному обучению (1,5 классы) | октябрь | - выявление дезадаптированных детей; составление рекомендаций для педагогов и воспитателей |
5. | Диагностика уровня актуального развития и эмоционально-волевой сферы вновь прибывших детей | в течение года | - определение направлений воспитательной и психологической работы по адаптации к учреждению; выявление детей с трудностями в обучении и поведенческими проблемами |
6. | Определение уровня тревожности 1-4 классы | октябрь, март | - отслеживание уровня психологического здоровья детей по школе; оценка эффективности проводимой воспитательной и психологической работы с тревожными детьми |
7. | Изучение социально- бытовой адаптации обучающихся 9, 11 классов | ноябрь, май | - сбор материала для оказания консультативной помощи старшеклассникам при выборе профессии |
8. | Диагностика в рамках ППК | в течение года | - представления на ППК; |
9. | Диагностические срезы по запросу администрации, воспитателей, учителей | в течение года | - заключения, отчеты, рекомендации |
10. | Изучение списка детей «группы риска» | сентябрь, октябрь | Получение информации для планирования работы |
Коррекционно-развивающая деятельность
№ | Направления работы | Используемые программы, формы, методы | Сроки выполнения | Предполагаемый результат |
1. | Адаптация вновь принятых обучающихся к обучению в школе | Формы работы – групповые и индивидуальные занятия; - беседы, консультации с воспитателями и учителями Используемые программы: Программа адаптации «Я -школьник» Программа адаптации первоклассников к школе «Я-первоклассник» | в течение года | - выработка общей стратегии по сохранению психологического здоровья первоклассников разными специалистами школы; - адаптация первоклассников к школе, успешное решение возрастных задач обучения и развития; -снижение уровня тревожности; - участие ребенка в жизни класса, школы; - усвоение новых требований |
2. | Реализация индивидуальных маршрутов сопровождения | Форма работы – групповые занятия и индивидуальное сопровождение. | сентябрь-апрель | - реализация индивидуальных маршрутов сопровождения; - положительная динамика развития корректируемых показателей; - рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с трудностями в обучении |
3. | Работа с детьми с поведенческими проблемами | Формы работы: - индивидуальная, групповая, беседы с детьми, воспитателями и учителями, привлечение социального педагога и других специалистов. Используемые программы: ● «Я учусь владеть собой» (подростковый возраст) (на основе программ Хухлаевой О.В «Хочу быть успешным», Слободяник Н. «Я учусь владеть собой», Смирновой Е.Е. «Я познаю себя и учусь управлять собой); ● программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я» | сентябрь-май по запросу классных руководителей | - стабилизация эмоционально-волевой сферы (снижение уровня тревожности, агрессивности); - развитие навыков самоконтроля; - положительные изменения в поведении ребенка (снижение количества жалоб и замечаний в адрес «проблемного ребенка»); - рекомендации для учителей и воспитателей по работе с детьми с поведенческими проблемами |
5. | Адаптация пятиклассников к обучению в среднем звене | Формы работы - беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей Цикл занятий по адаптации учащихся 5 класса к обучению в среднем звене («Тропинка к своему Я»). | сентябрь-ноябрь | - снижение уровня тревожности; - интерес и желание учиться; - усвоение новых социальных требований - активное участие в жизни класса, школы; - рекомендации для учителей и воспитателей |
6. | Психологическое сопровождение профессионального самоопределения воспитанников | Формы работы – групповые занятия; - беседы, консультации, рекомендации для воспитателей и учителей | в течение года | - формирование представлений о проф. деятельности; развитие проф. самосознания; - формирование внутренней готовности обучающихся к выбору учебного заведения, проф. деятельности |
7. | Профилактическая работа (профилактика жестокого обращения и злоупотребления психоактивными веществами) | Программа «Тропинка к своему Я» (на основе программы Хухлаевой О.В. «Тропинка к своему Я: уроки психологии в начальной школе и средней школе) Программа профилактических занятий «Все цвета, кроме черного» (на основе авторского проекта «Все цвета, кроме чёрного. Познаю свои способности» х) | по запросу классных руководителей | - развитие навыков конструктивного взаимодействия и разрешения конфликтов; - формирование сплоченности в детском коллективе |
8. | Проведение профилактических и развивающих мероприятий по запросу педагогов и администрации | в течение года | - |
Консультативная деятельность
№ | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемый результат |
1. | Подбор литературы и консультирование педагогического коллектива: - по вопросам разработки воспитательных программ и мероприятий; - по поводу проблем обучения, поведения, взаимодействия с конкретными обучающимися; -по результатам диагностик; - по вопросам конфликтных отношений между участниками образовательного процесса: ребенок-учитель, учитель-учитель, родитель-учитель | в течение года | - решение заявленных проблем; - повышение уровня психологической культуры педагогического коллектива |
2. | Консультирование учащихся (в том числе профконсультации) | в течение года | - обучение детей навыкам самопознания, саморегуляции, конструктивного взаимодействия с детьми и взрослыми |
Просветительская деятельность
№ | Направления работы | Сроки выполнения | Предполагаемый результат |
Работа с педагогами в рамках педагогических советов и методических объединений | |||
1. | «Особенности индивидуального сопровождения воспитанников школы-интерната». Особенности работы с вновь прибывшими детьми» | октябрь | Повешение уровня психологической культуры и компетентности педагогов в вопросах, связанных с организацией обучения и воспитания детей в условиях учреждения интернатного типа. |
3. | «Особенности адаптации учащихся 1 и 5 класса к обучению в школе» | октябрь | |
4. | «Психологические особенности младшего школьного возраста. Результаты диагностики, рекомендации по работе с детьми с трудностями в обучении и поведенческими проблемами» | октябрь | |
5. | «Суицид в детской и подростковой среде: меры профилактики и предупреждения» | декабрь | |
6. | Психологические особенности детей младшего и старшего подросткового возраста. Результаты диагностики мотивационной сферы, рекомендации для педагогов». | январь | |
Работа с родителями | |||
7. | Родительское собрание «Психологический климат в семье». | ||
8. | Как преодолеть проблемы в общении с детьми | ||
9. | Памятка для родителей | ||
Работа с педагогами | |||
10. | «Профессиональное выгорание педагога. Способы профилактики» | май | |
11. | Как работать с агрессивным ребенком. | январь | |
12. | Как работать с гиперактивным ребенком. | февраль | |
Оформление информационных стендов | |||
1. | Информационный стенд «10 декабря – Международный день прав человека» | декабрь | |
2. | «Неделя социально- психологической службы» | февраль | |
3. | Информационный стенд «Жизнь прекрасна» | апрель |
Работа в составе ППК
Цель: обеспечение психолого-педагогического сопровождения обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
№ | Содержание работы по направлениям сопровождения | Сроки |
1. | Сбор информации, наблюдение за обучающимися на уроках, переменах. Выявление особых образовательных потребностей с учетом запросов педагогов и индивидуальных особенностей учащихся. | Сентябрь |
2. | Изучение особенностей развития эмоционально-личностной сферы. Диагностика познавательных процессов. Проектирование образовательных маршрутов на основе данных диагностического исследования. | Октябрь
|
3. | Беседа с классными руководителями по итогам диагностики. Беседа с родителями по итогам диагностики. | Ноябрь |
4. | Изучение микроклимата в классном коллективе, положение (статус) детей данной категории. | Декабрь |
5. | Участие в заседании школьного ПМПк с целью обсуждения результатов диагностики уровня актуального развития обучающихся и составления индивидуальных планов их развития | В течение года |
6. | Диагностика школьных трудностей обучающихся. | Февраль |
7. | Итоговая диагностика самооценки детей с ОВЗ, познавательной сферы; эмоционально-личностной сферы. | Апрель |
8. | Индивидуальное консультирование педагогов-предметников (цель: индивидуально-личностный подход при работе с детьми с ОВЗ) | В течение года |
Профилактическая работа с детьми «группы риска»
Содержание | Формы и методы |
Организационно- методическая работа | |
Создание базы данных, путем заполнения карт учета несовершеннолетнего, находящегося в социально опасном положении | |
Диагностическая работа | |
Изучение личностных особенностей | |
Изучение межличностных отношений | |
Детско- родительские отношения глазами детей (проектный рисунок) | |
Диагностика вредных привычек (анонимное анкетирование) | |
Консультативная работа с обучающимися | |
Индивидуальные профилактические беседы с подростками. - «Культура общения»; - «Ответственность за проступки»; - «Умей сказать «нет»; - «Шутки или хулиганство». | |
Проведение профилактических бесед, разбор конфликтных ситуаций | |
Занятия по коррекции агрессивного поведения | |
Реализация программы « Путь к себе» | |
Работа с родителями | Проведение цикла профилактических бесед об ответственности родителей за воспитание детей: - «Права и обязанности семьи»; - «Бесконтрольность свободного времени - основная причина совершения правонарушений и преступлений»; - «Десять ошибок в воспитании, которые не нужно совершать»,; - «Взаимотношения в семье -отражение в ребенке» |
Психологическая помощь обучающимся 9, 11 классов в подготовке к экзаменам
Содержание | Формы и методы | Сроки проведения | Предполагаемый результат |
1. Коррекционно-развивающая работа. | 1. Тренинговое занятие: «Психологическая подготовка к экзаменам» | март | Отработка стратегии и тактики поведения в период подготовки и во время экзамена; обучение навыкам саморегуляции, самоконтроля, повышение уверенности в себе, в свои силы. |
2. Классный час | апрель | ||
2. Консультативная работа с обучающимися. | Индивидуальные и групповые консультации. | в течение года | Осознание собственной ответственности за себя, своё поведение, анализ своих установок. |
3. Консультативная и просветительская работа с родителями и педагогами, работающими в 9 классах. | 2.Индивидуальное консультирование родителей обучающихся. | апрель-май | Повышение психологической компетенции родителей и педагогов в вопросах психологической подготовки к экзаменам.
|
3.Консультирование педагогов по вопросам психологической подготовки обучающихся к экзаменам. | в течение года |
План профилактической работы с детьми и подростками, склонными
к суицидальному поведению
Цель: создание системы социальных, психолого-педагогических, правовых мер направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих суициду, наркомании, жестокому обращению с несовершеннолетними.
№ п/п | Название или форма мероприятия | Срок исполнения |
1 | Наблюдение и своевременное выявление детей группы риска по суицидальному поведению. | В течение года |
2 | Круглый стол для учителей, классных руководителей: «Первичная профилактика группы риска по суицидальному поведению». | Каждое полугодие |
3 | Спортивные соревнования с вовлечением детей группы риска | Каждую четверть |
4 | Проведение уроков: « Моя жизнь – мой выбор» 5-11 классы «Я учусь творить свое здоровье» 1-4 классы | В течение года |
5 | Организация и проведение коллективных творческих дел с вовлечением детей группы риска. | В течение года |
6 | Беседа «Если тебе сложно, попроси о помощи!» | май |
7 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План работы педагога - психолога
ПЛАН РАБОТЫПЕДАГОГА – ПСИХОЛОГАНА 2011 – 2012 УЧЕБНЫЙ ГОД....
План работы педагога-психолога по подготовке учащихся к ЕГЭ
В плане описано работа педагога-психолога по подготовке учащихся 11-х классов к сдаче единого государственного экзамена. План включает в себя: диагностику, коррекцию, просвещение педагогов и родителей...
Перспективный план работы педагога-психолога
Примерный вариант анализа работы и перспективнорго планирования работы педагога-психолога в модели "организатор"...
Годовой план работы педагога-психолога школы и ДОУ на 2012-13уч.г
План работы педагога-психолга сельской школы, в школе и дошкольной группе....
План работы педагога-психолога
План работы педагога-психолога представляет собой мероприятие по всем основным видам деятельности в течение года...
План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год
План работы педагога-психолога на 2012-2013 учебный год. Мбоу Маньковская Сош...
План работы педагога - психолога, журнал психолога на год
Планом работы и журналом педагог-психолог пользуется ежедневно, планируя и свою работу и фиксируя результаты рабочего дня....