Беседа. 9-11 классы. Развитие функциональной грамотности
классный час (9 класс)

Константин Николаевич Карбаинов

Беседа. 9-11 классы. Развитие функциональной грамотности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл beseda._9-11_klassy._razvitie_funktsionalnoy_gramotnosti.docx35.75 КБ

Предварительный просмотр:

Беседа «Развитие функциональной грамотности

на уроках физкультуры и ОБЖ»

«Нельзя человека научить на всю жизнь,

его надо научить учиться всю жизнь!»

К.Д. Ушинский.

Полноценное функционирование выпускника в современном индустриальном обществе зависит не столько от освоенных выпускником знаний, предметных умений и навыков, сколько от круга проблем, которые он сможет решить эффективно с минимальными затратами собственных жизненных сил и здоровья. Какие выпускники сегодня обществу нужны обществу?

Начну нашу беседу с истории:

В спортивный магазин в один из отделов стоит очередь, подросток, женщина с ребенком, двое мужчин. Проходящий мужчина заинтересовался очередью

- За чем стоим?

Стоявшая женщина поднимает голову и указывает на название отдела

- «Сервис по ремонту спортивного оборудования»

- Кошмар!

Возмущенно говорит мужчина,

- А мы в свое время ремонтировали велосипеды с пацанами всем двором!

Так какую грамотность учитель должен сформулировать у ребенка на нашем блоке предметов? Какие задачи мы ставим? Каким образом их можно решать?

Что такое «ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ ГРАМОТНОСТЬ», по мнению учителей ОБЖ и физкультуры?

Грамотность - это подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Функциональная – это применение полученных знаний в жизни.

Функциональная грамотность, полученная на уроках ОБЖ, физкультуры - это индикатор общественного благополучия.

Чем выше уровень функциональной грамотности, тем лучше социокультурные достижения в обществе;

Чем ниже порог функциональной грамотности, тем выше возможность социального кризиса, результатом которого могут быть: низкая способность к социальной адаптации; неумение выстраивать парадигму своих взаимоотношений в семье, в трудовом коллективе; незнание своих прав и обязанностей.

Сегодня мы предлагаем вам рассмотреть, как влияет решение нестандартных задач на уроках познавать, самовыражаться, анализировать, уметь применять полученные знания в жизни. А именно жизнь является основным экзаменом наших предметов.

Предлагается детям на уроках решить задачу:

ЗАДАЧА:

Во время летнего жаркого дня, группа подростков отдыхала на водоеме. Один из подростков пошел купаться в водоем, подойдя к водоему, подросток упал.

-Распишите алгоритм оказания первой помощи в данной ситуации.

При решении данной задачи учащиеся, у которых не сформирована читательская грамотность, обычно допускают следующие ошибки:

•        Усаживают или кладут под голову валик

•         Хлопают по щекам

•         Дают нюхать нашатырный спирт

•         Поливать водой

И когда после разбора ошибок учащиеся понимают, что если правильно и своевременно не оказать помощь пострадавшему, этот случай может привести к необратимым последствиям. Они начинаю более вдумчиво вчитываться в текст, и стараются получить из него максимум полезной информации.

Правильное решение задачи:

- При обмороке в первую очередь необходимо вызвать скорую помощь и оценить состояние человека, то есть определить, дышит ли он и есть ли пульс, а также проверить реакцию зрачков на свет.

* Необходимо перенести пострадавшего в тень или прохладное место

*Пострадавшего следует правильно уложить, а именно на спину, на ровную поверхность. Ноги следует несколько приподнять (подложить под ноги подушку, свернутое одеяло, сумку и так далее). Это способствует оттоку крови из нижней части тела и поступлению ее в головной мозг.

*Голову следует повернуть на бок, это поможет избежать закупорки верхних дыхательных путей рвотными массами.

* Расстегнуть стесняющую одежду. Обмахивать лицо импровизированным опахалом (например, журналом). Если обморок произошел в помещении, то открыть окно или дверь. Не допускать большого скопления народа возле пострадавшего, это затруднит доступ свежего воздуха к нему.

*Растереть ушные раковины. Это провоцирует приток крови к голове. Также следует растереть руки и стопы, чтобы улучшить циркуляцию крови.

*Ватой, смоченной нашатырным спиртом, протереть виски человека.

* Приложить к голове холодный компресс. Тело обтереть холодной водой, начиная с области сердца, или обернуть влажной простыней.

- Если у него наблюдается остановка дыхания и пульса, то следует приступить к выполнению сердечно-легочной реанимации. Человек должен лежать на ровной и твердой поверхности. Выполняют непрямой массаж сердца и искусственное дыхание. Реанимация   продолжается до восстановления дыхания и сердечной деятельности или же приезда скорой помощи.

* Передать пострадавшего медицинским работникам.

Решая подобные задания на уроках через игровые ситуации, суть которых состоит в том, что дети ставятся в условия, приближенные  к реальности. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов.

ЗАДАЧА 2, основана на решение тестовых заданий и познание основ, через самостоятельную добычу знаний.

Например, решая тесты с портала «Безопасность детей», дети встают перед однотипными ответами или «чудаческими», которые все могут подходить под правильный ответ. Дети начинают сомневаться и через книги или интернет порталы начинают искать истинно правильный ответ.

ВОПРОСЫ:

Какое положение следует принять, если на равнине, вдали от укрытия, вас застала гроза?

-Лечь на спину «звездой», раскинув руки и ноги в стороны

-Лечь на бок в позу зародыша

-Сидя на корточках, обхватить колени руками

-Лечь плашмя на живот

ответ: Сидя на корточках, обхватив колени

Вы остались дома одни. Вдруг в дверь вашей квартиры позвонили. Что необходимо сделать?

-Молчать

- Позвонить другу

-Спросить «Кто там», но дверь не открывать

-Залаять

ответ  на вопрос: спросить кто там, но дверь не открывать.

Через подобные задачи у детей формируется:

       - система знаний о жизненно необходимых умениях.

       - грамотное поведение при ЧС.

       - морально волевые качества.

       - опыт межличностного общения.

       - готовность замечать проблемы и умение их решать.

-умение анализировать ситуации и и применять в них имеющееся знания.

ЗАДАЧА 3, основана на решение тестовых заданий и практических умениях.

Путем тестирования уровня физического развития, определить УФР на начало и конец учебного года по нескольким показателям (гибкость, выносливость, сила).--- Дети сравнивают свои показатели, делают умозаключения в виде расписывания индивидуальных занятий по улучшению собственных показателей.

Решая подобные задания, у детей формируются:

- умения определять уровень своего развития и подготовленности

- умения составлять комплексы с учетом индивидуальных особенностей и медицинских показателей для улучшения формы тела и здоровья.

- зарождение интереса к систематичным и разнообразным физическим нагрузкам на основе удовольствия от самого процесса, который при систематическом подходе может перерасти в ежедневную привычку или даже потребность.

ЗАДАЧА 4, основана на подвижных и спортивных играх.

У наших учеников очень часто возникает вопрос, «зачем?»нужны игры и физические упражнения? Так вот, по мнению Н.Т. Фролова,  игра, способствует выработке быстроты, ловкости, выносливости, воспитывают коллективизм, взаимовыручку.

Давайте сейчас поиграем в игру «Забей мяч» (с элементами метания и баскетбола)

ИГРА: Присутствующие делятся на команды, у каждой команды выбирается капитан. Капитан получает шапку бейсболку, команды теннисный мяч. По команде каждая команда делает бросок мячом, пытаясь попасть в шапку капитана, капитан – пытается поймать мяч. (Выполнить по несколько бросков). Побеждает команда поймавшая больше мячей.

Выполняя подобные задания в виде игр у детей формируется:

- Умение работать в коллективе.

- Чувства радости, удовольствия, участия принимать самостоятельные решения.

- Двигательные  навыки, необходимые в труде и быту, а также способность наилучшим образом в двигательном отношение реагировать на неожиданную сложную, а порой и опасную ситуацию.

- Честность, вежливость, уважение к людям, трудолюбие, взаимопомощь, целеустремленность, настойчивость, смелость, самостоятельность, самообладание.

- Активное развитие двигательной активности, параллельно с которой развиваются сопутствующие качества: выносливость, быстрота, сила воли.

ЗАДАЧА 5,основана на умении рефлексировать

ЗАРЯДКА:

Я начинаю под музыку (активная) показывать 1упражнение, вы его подхватываете и выполняете. По моему сигналу рукой 1 группе, сидящие вместе показывает для всех следующее упражнение, все подхватывают и выполняют, и т д.

Продолжим ЗАРЯДКУ, (музыка спокойная). Условия зарядки те же, только упражнения уже выполняются медленно, можно с закрытыми глазами.

Решая подобные задания на уроках можно сформировать:

       - Умение расслабляться, а это хороший отдых между уроками: они снимают чувство усталости, тонизируют нервную систему, улучшают эмоциональное состояние и повышают работоспособность школьника.

       - Создание обстановки, благоприятной по всем показателям, для физического развития детей, от этого повышается их работоспособность, укрепляется иммунитет, закаляется организм;

- Все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), эмоционально-чувственную сферу психики (чуткость, умение познавать глубину душевных переживаний.

Учить детей сегодня трудно,

И раньше было нелегко.

Читать, считать, писать учили:

«Даёт корова молоко».

Век XXI – век открытий,

Век инноваций, новизны,

Но  от учителя зависит,

Какими дети быть должны.

Желаем вам, чтоб дети  в вашем классе

Светились от улыбок и любви,

Здоровья вам и творческих успехов

В век инноваций, новизны!

В итоге, как должен выглядеть выпускник функционально грамотным по предметам физическая культура и ОБЖ?

Выпускник должен:

1.        Бережно относиться к собственному здоровью и здоровью окружающих, вести профилактику вредных привычек. Знать особенностей физической работоспособности человека, факторы положительного влияния физических упражнений на здоровье и формирование здорового образа жизни.

2.        Оказать первую помощь при травмах разного характера.Владеть оздоровительно-реабилитационной деятельностью.

3.        Владеть навыками действий при ЧС. Уметь анализировать.

4.        Владеть технологиями современных оздоровительных систем физического воспитания, владеть простейшими приемами тренировки и релаксации.

5.        Уметь выполнять тестовые задания, определяющие индивидуальный уровень физической подготовленности.

6.         Уметь способность работать без постоянного руководства, брать на себя ответственность по собственной инициативе. Уметь проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать. Уметь уживаться с другими;

7.         Быть готовыми замечать проблемы и искать пути их решения. Уметь анализировать новые ситуации и применять в них уже имеющиеся знания. Уметь уживаться с другими;

8.         Быть готовым приобретать новые знания по собственной инициативе (учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);

9.        Уметь читать технические рисунки, эскизы, чертежи, схемы. Осуществлять процессы сборки, регулировки или ремонта спортивного оборудования и спортивных объектов, содержащих электрические цепи с элементами электроники и автоматики.

10.        Самостоятельно готовить для своей семьи простые кулинарные блюда из сырых и варёных овощей и фруктов, молока и молочных продуктов, яиц, рыбы, мяса, птицы, различных видов теста, круп, бобовых и макаронных изделий, отвечающие требованиям рационального питания, соблюдая правильную технологическую последовательность приготовления, санитарно-гигиенические требования и правила безопасной работ.

11.         Уметь выбирать пищевые продукты для удовлетворения потребностей организма в белках, углеводах, жирах, витаминах, минеральных веществах; организовывать своё рациональное питание в домашних условиях; применять различные способы обработки пищевых продуктов с целью сохранения в них питательных веществ;

Делая вывод, хотелось бы сказать словами   Алексея Алексеевича Леонтьева, академика РАО, мы с вами должны создавать «Функционально грамотного человека — человека, который способен использовать все постоянно приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по алгебре в 10 классе "Развитие функциональной грамотности через решение задач по математике"

Тема урокаРазвитие функциональной грамотности через решение задач по математикеЦель урокаформирование у учащихся логического мышления,  общих учебных умений и навыков: осмысливать задачу, выдвига...

Мастер-класс «Развитие функциональной грамотности школьников на уроках математики»

Заказ общества - на всесторонне развитую личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, сопоставлять имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученны...

Мастер-класс "Развитие функциональной грамотности обучающихся на уроках географии"

Материал рассказывает о способах развития функциональной грамотности на уроках географии....

Опыт работы по теме "Функциональная грамотность учителя-основа развития функциональной грамотности ученика"

В данной работе представлен опыт по формированию практических навыков на уроках биологии...

выступление на педсовете по теме "Функциональная грамотность учителя как основа развития функциональной грамотности учащихся".

Актуальность проблемы еще более усиливается в связи с необходимостью подготовки учащихся к работе в совершенно новых условиях, которые характеризуются демократизацией общественной жизни, открытием вне...

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»

Образовательный квест «Функциональная грамотность учителя – основа развития функциональной грамотности ученика»Цель: создание условий для развития профессиональной компетентност...